Jump to content

УДА Лави

Жизнь
Прототип Лави Б-02
Роль Многоцелевой истребитель
Производитель Израильская авиационная промышленность
Первый полет 31 декабря 1986 г.
Статус Отменено в августе 1987 г.
Количество построенных 3 прототипа [ 1 ]

IAI Lavi ( ивр . לביא , «лев») — одномоторный многоцелевой реактивный истребитель четвертого поколения , разработанный в Израиле компанией Israel Aircraft Industries (IAI) в 1980-х годах. Решение о разработке Lavi вызвало споры как у израильской общественности из-за огромных связанных с этим затрат, так и особенно у правительства США из-за конкуренции с американскими самолетами на экспортном рынке. К 1984 году Израиль с населением в 4 миллиона человек имел один из самых высоких в мире военных расходов по отношению к ВВП - примерно 18,9%, что считалось неустойчивым. Эти проблемы способствовали окончательной отмене самолета израильским правительством на этапе летных испытаний в августе 1987 года.

Отмена программы израильским кабинетом министров на позднем этапе 12 голосами против 11 продолжала вызывать споры и горечь в Израиле на протяжении десятилетий, при этом Моше Аренс , главная политическая фигура, стоящая за проектом Лави, заявил в 2013 году, что, если бы проект был реализован, не был отменен, ВВС «будут эксплуатировать самый совершенный в мире истребитель, модернизированный с течением времени с учетом эксплуатационного опыта и новейших технологий». [ 2 ]

«Лави» успешно показал себя в летных испытаниях, а летчики-испытатели оценили его управляемость как «отличную». [ 3 ] Планировалось, что «Лави» станет основой ВВС Израиля , и прогнозировались значительные экспортные продажи этого самолета. Уникальность его конструкции заключалась в сочетании небольшого аэродинамического высокоманевренного самолета со сложными программно-богатыми системами, низким сопротивлением вооружения за счет полуконформного лафета вооружения и способностью нести большую полезную нагрузку на высокой скорости и на большие расстояния. По состоянию на 2012 год Два прототипа сохранились и выставлены на всеобщее обозрение.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Концептуально, Лави берет свое начало от идеи, которую поддерживал командующий ВВС и министр обороны Эзер Вейцман, о том, что боевые самолеты Израиля должны делиться на «двухуровневые» - небольшое количество высокопроизводительных самолетов и большую массу с меньшей изощренностью и сложностью. В середине 1970-х годов самолет, который должен был стать «Лави», должен был стать многоцелевым истребителем-бомбардировщиком для замены устаревших самолетов IAF, таких как Douglas A-4 Skyhawk и IAI Kfir ; однако постоянные доработки предложенного самолета привели к включению более передовых технологий и идей для создания амбициозного самолета. [ 4 ] в классе американского General Dynamics F-16 . По оценкам, ВВС требовалось 300 самолетов, 60 из которых должны были быть боевыми двухместными учебно-тренировочными самолетами. [ 5 ]

В феврале 1980 года важной вехой на пути развития Lavi стало то, что израильское правительство разрешило IAF представить список технических спецификаций и требований, которые предъявлялись к предполагаемому будущему истребителя IAF. Хотя на Лави сильно повлияли эти требования, на него также повлияли концепции более широкой стратегической ситуации, с которой столкнулся Израиль. Менахем Эйне, возглавлявший программу Лави, пришел к выводу, что любой предлагаемый самолет будет подвергаться значительно большей угрозе, чем любой предполагаемый американский истребитель, и его придется разрабатывать с учетом этих угроз. Эйне заметил, что самолет должен был учитывать не только лучшее советское вооружение, которое потенциально могло быть использовано в бою, но и лучшее американское оборудование, поскольку и Египет , и Саудовская Аравия снабжались современными американскими истребителями. [ 6 ]

В дополнение к основному намерению выполнять миссии «воздух-земля», ВВС стремились настроить «Лави» для выполнения различных других функций, поскольку Израиль осознавал вероятность потенциального длительного конфликта, в условиях которого возникнет необходимость борьбы за господство в воздухе. против усилий многочисленных соседних противников. Таким образом, Lavi был спроектирован так, чтобы обладать как летными характеристиками, так и возможностями выступать в качестве эффективного дополнения к собственному парку F-15 ВВС США при выполнении боевых задач в воздухе. [ 7 ] Поскольку Лави считался относительно простым в управлении, этот самолет также рассматривался как усовершенствованный учебно-тренировочный самолет. [ 7 ]

Вначале IAI решила принять конфигурацию треугольного крыла , с которой компания уже была знакома по работе над более ранним Kfir, который был соединен с большими управляемыми утками , расположенными в передней части крыла. [ 6 ] Треугольное крыло имело относительно небольшой вес, обеспечивало пространство для значительного запаса топлива, плавность боя на малой высоте и высокий уровень путевой устойчивости при полете на больших углах атаки (АОА). Утка создавала дополнительную подъемную силу и положительный контроль при высоких углах атаки. [ 6 ] Хотя эта конфигурация обеспечивала превосходную маневренность, она также проявляла естественную нестабильность во время полета. Чтобы компенсировать это, Лави был оснащен сложной цифровой электродистанционной системой, которая позволила самолету воспользоваться преимуществами этой конкретной конструкции крыла, одновременно устранив этот недостаток. «Лави» был одним из первых самолетов с такой конфигурацией, которая с тех пор стала более распространенной среди истребителей.

Принятие некоторых компонентов, таких как двигатель производства Pratt & Whitney , рассматривалось как предрешенное; Завод по производству двигателей в Бейт-Шемеше уже имел налаженные отношения с компанией и планировал совместно производить двигатель, что позволило частично осуществлять производство внутри Израиля. [ 8 ] Некоторые элементы двигателя пришлось изготовить в США, поскольку некоторые аспекты конструкции были засекречены. [ 9 ] Развитие Лави рассматривалось некоторыми деятелями в израильских военных и правительственных кругах, в первую очередь Моше Аренсом и Шимоном Пересом , как важная программа по модернизации израильской промышленности в целом и повышению ее технических возможностей, помогая нации продвигаться к превращению в развитую страну. нация . [ 6 ]

Тестирование

[ редактировать ]
Вид спереди на прототип Лави

В программу разработки планировалось включить в общей сложности пять прототипов Lavi, три из которых должны были иметь двухместную кабину. [ 9 ]

31 декабря 1986 года первый прототип взлетел в свой первый полет . Летчик-испытатель Менахем Шмуль, руководитель отдела воздушных операций IAI, взлетел в 13:21 и пробыл в воздухе 26 минут, в течение которых проверял двигатель и органы управления. Управляемость была оценена как «отличная», с высокой степенью устойчивости при посадке при боковом ветре. второй прототип «Лави» Примерно через три месяца в воздух поднялся ; он отличался улучшениями и дополнительными функциями по сравнению с первым, включая топливный бак, установленный на брюхе, специальный зонд для дозаправки в воздухе и несколько новых авиационных систем. И B-01, и B-02 были тандемными двухместными самолетами, в задней кабине которых размещалось испытательное оборудование. [ 3 ] По сообщениям, к августу 1987 года, месяцу, когда «Лави» был отменен, в общей сложности было совершено 82 боевых вылета между двумя завершенными прототипами, в ходе которых значительная часть диапазона полетов . была исследована [ 7 ] [ 10 ]

Споры и отмена

[ редактировать ]

Хотя «Лави» заручился неизменной поддержкой ветерана НВФ и министра «Ликуда» Моше Аренса, по поводу этого развития возникли серьезные разногласия. Хотя США были ключевым партнером в разработке самолета, существовала активная политическая оппозиция финансированию Lavi, который, возможно, был конкурентоспособным самолетом на экспортном рынке по сравнению с американскими самолетами, такими как F-16C/D и F/A-. 18С/Д . «Лави» также потребовал бы множества других конкурирующих военных требований и требовал отказа от инвестиций, поэтому были элементы вооруженных сил, которые не поддержали проект, и те офицеры, которые считали, что F-16 обладал характеристиками, аналогичными характеристикам F-16. Лави и уже был легко доступен, что сделало иностранный F-16 дешевле и проще в закупке. [ 11 ] [ 12 ] Генерал-майор ВВС Авиху Бен-Нун выступал за отмену «Лави» и приобретение вместо этого 75 F-16. [ 13 ]

«Лави лучше с точки зрения безопасности, чем держаться за сектор Газа »

Израиля Премьер-министр Шимон Перес , 18 мая 1987 года. [ 14 ]

Сторонники, такие как министр без портфеля Моше Аренс, утверждали, что Лави представляет собой высокопрестижную программу, утверждающую технологические возможности Израиля и будет работать на экономическое преимущество страны. Неспособность продолжить развитие может привести к значительной потере рабочих мест и, возможно, способствовать эмиграции; [ 15 ] Государственный контролер Израиля утверждал, что образовавшаяся в результате безработица была незначительной. [ 16 ] Аренс стремился продвигать потенциальное партнерство и обмен технологиями в отношении Лави. [ 17 ] Возможно, с оптимизмом IAI прогнозировала, что экспортные продажи Lavi составят 407 единиц клиентам, включая Южную Африку, Чили, Тайвань и Аргентину; Поступали сообщения о значительном интересе и участии Южной Африки на ранних этапах разработки Лави. [ 8 ] Однако в дальнейшем Израиль предоставил США явные гарантии того, что «Лави» не будет доступен для экспорта. [ 18 ]

Шимон Перес сидит в кабине макета Лави, август 1985 года.

До и после отмены сотрудники IAI организовали многочисленные демонстрации и публичные призывы сплотить поддержку Лави; Общественное мнение по вопросу о Лави разделилось примерно поровну. [ 15 ] В США существовала значительная оппозиция программе Лави со стороны Пентагона из-за опасений, что большие финансовые затраты нанесут ущерб другим военным возможностям. Были также вопросы о финансовой устойчивости проекта и о том, что технологиями Лави можно поделиться с Южным Китаем. Африка, которая имела историю тесного военного сотрудничества с Израилем. [ 17 ] Финансовое бремя разработки Лави было таким, что управляющий Банка Майкл Израиля Бруно публично заявил, что Израиль не может реально позволить себе «роскошь производства истребителей» и нанесет ущерб общему экономическому росту. [ 19 ]

30 августа 1987 года кабинет министров Израиля провел решающее голосование по вопросу о том, продолжать ли развитие Лави; на это развитие повлияло значительное лоббирование со стороны США, которые внесли несколько компенсационных предложений в обмен на отмену. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Голосование было крайне политизированным, Израильская Лейбористская партия приказала своим членам проголосовать против проекта. [ 23 ] Кабинет отклонил продолжение с перевесом 12–11, при этом один член кабинета воздержался. По итогам голосования сторонник Лави Моше Аренс подал в отставку, отказавшись участвовать в решении о прекращении эксплуатации самолета. [ 24 ] Вскоре после этого Израиль одобрил закупку 90 F-16C у США, которые стали эффективной заменой «Лави». [ 25 ] Сообщалось, что Китай и Южная Африка заинтересованы в продолжении разработки Лави. [ 26 ]

Последствия и наследие

[ редактировать ]

Когда проект Лави был отменен в 1987 году, всего было изготовлено пять планеров. Прототипы B-01 и B-02 были завершены, а B-03, B-04 и B-05 остались незавершенными. Детали B-01 и B-02 были извлечены для завершения B-03. Распотрошенный планер B-02 впоследствии был выставлен на статической экспозиции в музее ВВС Израиля на авиабазе Хацерим ; остальные агрегаты, B-01, B-04 и B-05, в конечном итоге были списаны. [ 27 ] Через два года после отмены проекта IAI завершила строительство третьего прототипа Лави (B-03), который совершил свой первый полет 25 сентября 1989 года. [ 28 ] B-03 продолжал служить демонстратором технологий и летающим испытательным стендом для различных внутренних проектов разработки IAI; Позже самолет также использовался в качестве наземного испытательного стенда. [ 7 ]

Сохранившийся IAI Lavi выставлен напоказ во время празднования независимости Израиля в 2007 году.

Хотя проект «Лави» был прекращен, а серийных самолетов не было произведено, эта разработка представляла собой важную возможность продемонстрировать и расширить возможности аэрокосмической промышленности Израиля. Многие из подсистем, авионики и компонентов самолета были разработаны и коммерчески доступны, что способствовало продажам оборонного экспорта и само по себе оказалось прибыльным бизнесом. [ 29 ] радар EL /M-2032 Одним из таких примеров является импульсно-допплеровский , который изначально был разработан для использования на «Лави»; С тех пор он был экспортирован и оснащен широким спектром действующих самолетов. [ 30 ] [ 31 ]

Несмотря на отмену Лави, инвестиции в его развитие дали значительные результаты. Технологические знания, накопленные в ходе разработки, способствовали осуществлению первого запуска Израилем спутника в космос в 1988 году. Это привело к новому уровню в системах авионики и способствовало буму высоких технологий в Израиле в 1990-х годах, выпустив экономику в технологические таланты около 5000 израильских ученых и инженеров, которые работали над этим проектом; многие, например, были повторно трудоустроены в «Эрроу» программе противоракетной обороны . [ 32 ] [ 33 ]

В июле 2013 года ВВС объявили, что Alenia Aermacchi M-346 Master , усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, который в то время находился в процессе закупки, на вооружении Израиля получит название Lavi; Всего с 2014 года на службе будет эксплуатироваться 30 М-346. [ 34 ] [ 35 ]

Китайский вопрос

[ редактировать ]

В 2008 году авиационное издательство Jane's заявило, что при разработке Китаем Chengdu J-10 использовалась техническая информация из проекта Лави, ссылаясь на российских инженеров, которые утверждают, что слышали об этом от китайских коллег. [ 36 ] В 2007 году конструктор J-10 Сун Вэньцун (宋文骢) отрицал какую-либо связь с Lavi, указывая на сходство с Chengdu J-9, разработанным в 1960-х годах. [ 37 ] Это повторил майор ВВС НОАК Чжан Вэйган в интервью 2012 года. [ 38 ] Никаких публичных заявлений или официальных заявлений по этому поводу не было; однако к 2000 году передача передовых технологий в Китай любого происхождения стала анафемой для США. [ 39 ] что вынудило Израиль отменить продажу Phalcon самолетов дальнего радиолокационного обнаружения .

Передняя часть фюзеляжа IAI Lavi

IAI Lavi представлял собой одноместный одномоторный многоцелевой истребитель, в основном предназначенный для выполнения задач высокоскоростного проникновения и бомбардировки с первого захода при сохранении высокого уровня маневренности и живучести. [ 6 ] Лави был почти на 1300 кг легче пустого веса, чем его современный F-16 Block 30 (7030 против 8300 кг). [ 40 ]

Предполагалось, что затраты на жизненный цикл Lavi будут значительно ниже, чем у F-16; также были предприняты усилия по снижению затрат на закупки. [ 6 ] Как и F-16, Лави был аэродинамически нестабильным самолетом, в котором использовалась цифровая электродистанционная система с квадруплексным резервированием для обеспечения устойчивости и управления; это была одна из наиболее инновационных особенностей самолета. [ 9 ]

Лави был оснащен одним двигателем Pratt & Whitney PW1120 турбовентиляторным , способным развивать тягу 20 260 фунтов и позволять самолету развивать максимальную скорость 1,85 Маха . [ 9 ] Двигатель, заимствованный от Pratt & Whitney F100 , которым оснащался F-16, был единственным аспектом самолета, который, по признанию Эйне, создавал зависимость от США. Имея восемь 750-фунтовых бомб, «Лави» имел боевой радиус 250 морских миль; альтернативное вооружение из 2000-фунтовых бомб обеспечивало боевой радиус 650 морских миль. [ 9 ] Имея тяговооруженность 1,1:1 и оснащенную боевой полезной нагрузкой, планер Lavi был спроектирован так, чтобы в обычных условиях выдерживать нагрузку до 9 g . [ 9 ]

В Lavi использовался в основном традиционный планер, при этом большая часть разработок была сосредоточена на авионике и системах, обеспечивающих превосходство самолета в характеристиках. [ 6 ] Чтобы удовлетворить предъявляемые требования к малому весу конструкции, композитные материалы в таких элементах, как крыло и его опорная конструкция, а также в киле и обшивке использовались . Передняя часть фюзеляжа имела такую ​​форму, которая позволяла естественным образом направлять воздух в воздухозаборник двигателя и избегать перекрытия воздухозаборника во время полета в условиях бокового скольжения . [ 6 ]

Авионика

[ редактировать ]
Lavi Крупный план сверхзвукового воздухозаборника с разделительной пластиной.

По словам Эйне, основным преимуществом «Лави» перед своими современниками был уровень интеграции авионики и бортовой электроники; утверждалось, что Лави «более компьютеризирована, чем любая другая система в мире». [ 41 ] Ключевым нововведением стало использование цифровой электродистанционной системы управления полетом с квадруплексным резервированием, которая была разработана совместно Лиром Сиглером и IAI. Если бы он был принят на вооружение, «Лави», возможно, стал бы первым действующим самолетом, в котором используется полностью цифровое управление полетом. [ 9 ]

дочерняя компания IAI, Elta, отвечала за радиоэлектронной борьбы . системы самозащиты [ 6 ] Утверждается, что они способны быстро выявлять угрозы и автоматически реагировать, включая набор активных и пассивных мер противодействия , таких как управляемые по мощности шума и ложных помех системы . Предполагалось использовать как контейнерные, так и внутренние средства противодействия. [ 6 ] Elta также разработала радар EL/M-2032 доплеровский для Lavi многорежимный , который был оснащен программируемым сигнальным процессором и мог работать в различных режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля», включая картографирование с высоким разрешением, избегание рельефа местности и функция просмотра вниз/сбития . [ 9 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Израиль

Технические характеристики (Лави)

[ редактировать ]
IAI Lavi на выставке в Беэр-Шеве
Двигатель Pratt & Whitney PW1120

Данные Уилсона [ 1 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 14,57 м (47 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 8,78 м (28 футов 10 дюймов)
  • Высота: 4,78 м (15 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 33 м 2 (360 кв. футов)
  • Вес пустого: 7031 кг (15501 фунт)
  • Полная масса: 9991 кг (22026 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 19 277 кг (42 499 фунтов)
  • Силовая установка: 1 Pratt & Whitney PW1120 с форсажной камерой турбовентиляторный двигатель , 91,5 кН (20 600 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1965 км/ч (1221 миль в час, 1061 узел)
  • Максимальная скорость: 1,6 Маха.
  • Дальность: 3700 км (2300 миль, 2000 миль)
  • Практический потолок: 15 240 м (50 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 254 м/с (50 000 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 303,2 кг/м 2 (62,1 фунта/кв. фута)
  • Тяга/вес : 0,94

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б Уилсон 2000, с. 78.
  2. В Израиле сохраняется горечь по поводу неудавшегося проекта истребителя, 15 октября 2013 г., UPI.
  3. ^ Jump up to: а б Деуренберг, Рууд. «Израиль Эйркрафт Индастриз (IAI) Лави». Архивировано 12 января 2017 года в Wayback Machine еврейской виртуальной библиотеке , дата обращения: 23 сентября 2016 года.
  4. ^ Ван Кревельд 2008, с. 274.
  5. ^ Кларк, Дункан Л.; Коэн, Алан С. (зима 1986 г.). «США, Израиль и истребитель Лави». Ближневосточный журнал . 40 (1). Институт Ближнего Востока : 17. JSTOR   4327246 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Флеминг 1983, с. 263.
  7. ^ Jump up to: а б с д Фарли 1991, с. 22.
  8. ^ Jump up to: а б Хантер 1987, с. 44.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Флеминг 1983, с. 237.
  10. ^ Аренс, Моше. "Книги: Кто сбил Лави?" «Джерузалем пост» , 3 марта 2016 г.
  11. ^ Rabinovich and Shaked 1989, pp. 465–66.
  12. ^ Ван Кревельд 2008, с. 271.
  13. ^ Хаглунд 1989, стр. 206.
  14. ^ Рабинович и Шакед 1989, с. 486.
  15. ^ Jump up to: а б Rabinovich and Shaked 1989, pp. 464–467.
  16. ^ Хаглунд 1989, стр. 205–6.
  17. ^ Jump up to: а б Хантер 1987, стр. 44–45.
  18. ^ Хантер 1987, с. 45.
  19. ^ Хаглунд 1989, стр. 208, 212.
  20. ^ Хаглунд 1989, стр. 214–213.
  21. ^ Фридман, Томас Л. «Израильтяне решают не строить реактивный истребитель Лави». Нью-Йорк Таймс , 31 августа 1987 г.
  22. ^ Дракман, Ярон. «Израильский истребитель, которого никогда не было». ynetnews.com , 30 августа 2015 г.
  23. ^ Аренс, Моше. «Лави, мечта, прерванная в полете». Хаартерц , 5 сентября 2012 г.
  24. ^ Хаглунд 1989, стр. 213.
  25. ^ Хаглунд 1989, стр. 215.
  26. ^ Ну и дела, Джон (1 апреля 2007 г.). «Профинансированный США израильский самолет Lavi Jet возродился в китайский военный самолет J-10?» . Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока . [ мертвая ссылка ]
  27. Israel Aircraft Industries: Лави. Архивировано 1 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Каплан, Кеннет (26 сентября 1989 г.). «Испытательный полет третьего прототипа Лави». Иерусалим Пост .
  29. ^ «IAI заполняет пробелы, оставленные Лави» . «Джерузалем Пост» , 4 июля 1990 г.
  30. ^ «Lockheed Martin предложит радар Elta для F-16 ВВС Израиля». Flight International , 28 января 1998 г.
  31. ^ "Многорежимный бортовой радар управления огнем - EL/M-2032". Архивировано 17 мая 2017 года в Wayback Machine IAI Elta , дата обращения: 24 сентября 2016 года.
  32. ^ Сеньор и Сингер 2009, стр. 181–183.
  33. ^ Кларк, Дункан Л. (лето 1994 г.). «Ракета Стрела: США, Израиль и стратегическое сотрудничество». Ближневосточный журнал . 48 (3). Институт Ближнего Востока: 477. JSTOR   4328717 .
  34. ^ Эгози, Арье. «Израильский «Лави» возрождается под переименованием в М-346». Flight International , 2 июля 2013 г.
  35. ^ Домбе, Ами Ройкес. «Министерство обороны Израиля получило последний учебно-тренировочный самолет «ЛАВИ». Министерство обороны Израиля , 8 июня 2016 г.
  36. ^ Хьюсон, Роберт (2008). «Китайский J-10 «извлек выгоду из проекта Лави» » . Джейн . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года.
  37. ^ «Совершенно оригинально — эксклюзивное интервью с генеральным конструктором J-10 Сун Вэньцуном [Фото]» [Эксклюзивное интервью с генеральным конструктором J-10 Сун Вэньцуном] (на китайском языке, 2007 г. Архивировано из оригинала 8 января 2007 г.).
  38. ^ «Генерал-майор опровергает «теорию истребительного плагиата»: J-10 создан на основе J-9» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года.
  39. ^ Адельман, Джонатан. «Продажа Phalcon Китаю: уроки для Израиля». Иерусалимский центр по связям с общественностью , дата обращения 27 сентября 2007 г.
  40. ^ Василиос Ситарас, Неизвестная история IAI Lavi, специальный исторический выпуск журнала PTISI (FLIGHT), № 5, осень 2004 г. (на греческом языке)
  41. ^ Флеминг 1983, стр. 236-237.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фарли, Джон. Видение будущего . Flight International , 29 января 1991 г., стр. 22–25.
  • Флеминг, Чарльз. «IAI Lavi: создано по индивидуальному заказу для Израиля». Flight International , 30 июля 1983 г., стр. 236-.
  • Хаглунд, Дэвид Г. Оборонно-промышленная база и Запад . Рутледж, 1989. ISBN   0-4150-0923-5 .
  • Хантер, Джейн. Внешняя политика Израиля: Южная Африка и Центральная Америка . Саут-Энд Пресс, 1987. ISBN   0-8960-8285-7 .
  • Рабинович, Итамар и Хаим Шакед. Современный обзор Ближнего Востока: Том XI – 1987 г. Вествью Пресс, 1989. ISBN   0-8133-0925-5 .
  • Сеньор Дэн и Сингер Саул. Нация стартапов: история экономического чуда Израиля . Книжная группа Хачетт, 2009. ISBN   0-446-54146-X .
  • Ван Кревелд, Мартин. Меч и оливка: критическая история Сил обороны Израиля . Общественные дела, 2008. ISBN   0-7867-2546-X .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Различные кадры прототипов IAI Lavi во время различных полетов.
значок видео Видео деятельности по разработке Лави и его первого полета
значок видео Краткое изложение истории развития Лави
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a2d47efde6d56763ef4d6133757d670__1721779920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/70/3a2d47efde6d56763ef4d6133757d670.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
IAI Lavi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)