ВВС Народно-освободительной армии
Народно-освободительная армия |
---|
Исполнительные департаменты |
Персонал |
Услуги |
Оружие |
Внутренние войска |
Силы специальных операций |
Военные округа |
История китайской армии |
Воинские звания Китая |
Военно -воздушные силы Народно-освободительной армии ( китайский : 中国Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая ; пиньинь : Zhōngguó Rénmin Jiěfàngjūn Kōngjūn ; букв. «Народно-освободительные военно-воздушные силы Китая»), [ а ] Также называемые ВВС Китая ( 中国空军 ) или Народные ВВС ( 人民空军 ), являются подразделением воздушной службы Народно -освободительной армии Китая . ВВС состоят из пяти подразделений: авиации , наземной ПВО , радиолокации , воздушно-десантного корпуса и других элементов обеспечения. [ 4 ]
ВВС НОАК берут свое начало с создания небольшого авиационного подразделения Коммунистической партией Китая (КПК) в 1924 году, в первые годы существования Китайской Республики. В эту первоначальную группу вошли девять курсантов, прошедших обучение в Авиационном бюро Революционного правительства Гуанчжоу с дальнейшим повышением квалификации в Советском Союзе . Несмотря на первоначальные ограничения в ресурсах, в том числе нехватку самолетов и аэродромов, Центральная военная комиссия (ЦВК) КПК создала базовые авиационные школы и к концу Второй мировой войны начала значительное организационное развитие.
Официальное создание ВВС НОАК произошло в ноябре 1949 года, после победы КПК в гражданской войне в Китае . Вначале ВВС НОАК использовали как трофейные гоминьдановские (Гоминьдановские), так и советские самолеты и начали формировать свою структуру вокруг нескольких авиационных дивизий. ВВС НОАК впервые вступили в бой во время Корейской войны против Соединенных Штатов, используя в основном истребители МиГ-15 Микояна-Гуревича, предоставленные Советским Союзом, которые также способствовали расширению китайской аэрокосмической промышленности. После Корейской войны ВВС НОАК сосредоточились на усилении возможностей противовоздушной обороны - стратегии, на которую повлияли политические решения по ограничению наступательных операций. 1960-е годы принесли серьезные проблемы из-за советско-китайского раскола , который потребовал ресурсов и технической поддержки. В этот период также наблюдалось пагубное воздействие Культурной революции на развитие и готовность ВВС НОАК. В последующие десятилетия, особенно в 1980-е годы, ВВС НОАК претерпели значительные реформы, которые включали сокращение сил и реорганизацию, направленную на модернизацию их возможностей в соответствии с развитием авиационных технологий. Эти усилия были несколько затруднены последствиями Протесты и резня на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , которые привели к западным санкциям, но в конечном итоге привели к расширению военного сотрудничества с Россией в 1990-х годах.
Вступая в 21 век, ВВС НОАК добились существенного прогресса в переходе на более современную авиацию благодаря приобретению и разработке современных самолетов, таких как Су-27, а также отечественных моделей, таких как J-10 и J-20 . Стратегическая ориентация ВВС НОАК продолжала меняться с упором на расширение ее оперативных возможностей, включая разработку бомбардировщиков дальнего действия и повышение совместного оперативного потенциала с другими видами вооруженных сил Китая. ВВС НОАК признаны одними из самых боеспособных военно-воздушных сил в мире, что отражает обширные программы обучения и стратегический сдвиг в сторону создания огромных аэрокосмических сил, способных проецировать мощь на региональном и глобальном уровне.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Сегодняшние ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) берут свое начало в сентябре 1924 года, когда небольшая группа из девяти курсантов еще молодой Коммунистической партии Китая окончила Сунь Ятсена военную летную школу в Гуанчжоу . Основанная всего за три года до этого, в июле 1921 года, Коммунистическая партия Китая (КПК) сформировала единый фронт с националистической партией Гоминьдана (Гоминьдана) против конкурирующих полевых командиров в попытке воссоединить фракционированный Китай. В число восемнадцати выпускников военной летной школы при Авиационном бюро Революционного правительства Сунь в Гуанчжоу входили девять пилотов- националистов и девять летчиков -коммунистов , которые были отправлены в Советский Союз для двухлетнего повышения летной подготовки под руководством более опытных советских ВВС . Двое выпускников КПК, Чан Цянькунь и Ван Би, продолжали служить в советских ВВС четырнадцать лет, пока в сентябре 1938 года не вернулись в Дихуа (ныне Урумчи ) в качестве инструкторов. Чанг и Ван сыграли важную роль в основании ВВС НОАК. [ 5 ]
В январе 1941 года, когда усиливающиеся столкновения между силами КПК и Гоминьдана положили конец объединенному фронту против вторжения японских войск КПК , и, несмотря на отсутствие ни самолетов, ни аэродромов, Центральная военная комиссия (ЦВК) учредила Инженерную школу ВВС с Ваном в качестве коменданта и Чангом в качестве коменданта. главный инструктор. В мае 1944 года, чуть более чем за год до капитуляции Японии перед союзными войсками , CMC создал в Яньани авиационную секцию , директором которой стал Ван, а заместителем директора - Чанг. Два года спустя, в мае 1946 года, после вывода японских войск, ЦМК основал Северо-восточную старую авиационную школу в Цзилине. К 1949 году авиационное отделение ЦВК имело 560 подготовленных сотрудников (125 пилотов и 435 специалистов наземного обеспечения), закупило 435 самолетов в Советском Союзе, приобрело 115 самолетов националистов и действовало семь военных летных школ. [ 5 ]
Основание
[ редактировать ]Первое организованное авиационное подразделение Народно-освободительной армии было сформировано в июле 1949 года в пекинском аэропорту Наньюань (построено и впервые действовало при династии Цин ) и эксплуатировало американские P-51 Mustang , PT-19 и британские DH.98 Mosquitos . [ 6 ] Эскадрилья приобрела самолеты западного производства, когда-то подаренные Гоминьдану для использования против японцев, в результате серии захватов аэродромов и дезертирства националистов. [ 7 ]
В марте 1949 года CMC преобразовал свою авиационную секцию в недолговечное Авиационное бюро, а Чанг и Ван были назначены директором бюро и политическим комиссаром соответственно. 1 октября 1949 года победившие коммунистические силы основали Китайскую Народную Республику, а 11 ноября 1949 года ЦВК распустил свою авиационную секцию, основав вместо этого Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии. Первоначально укомплектованный различными подразделениями сухопутных войск, новые ВВС НОАК организовали свой штаб (штаб НОАК) в Пекине и организовали административные авиационные дивизии для каждого из шести военных округов НОАК, каждый из которых позже был назван Военно-воздушными силами округа (MRAF). . Новую организацию, которая еще не рассматривалась как служба, отдельная от армии, возглавил командующий сухопутными войсками Лю Ялоу, а Сяо Хуа (бывший командующий сухопутными войсками и политический комиссар) был первым политическим комиссаром ВВС НОАК. [ 5 ] [ 6 ] Чанг был назначен заместителем командующего ВВС НОАК и директором учебного отдела ВВС НОАК, а Ван был назначен заместителем политического комиссара и директором департамента авиационной техники. [ 5 ]
первое авиационное подразделение ВВС НОАК - 4-я смешанная авиационная бригада ( 混成旅 В июне 1950 года в Нанкине на базе 90-й дивизии 30-й армии и под командованием 10-го, 11-го и 12-го авиационных полков было создано ). В том же году в ВВС НОАК были созданы 2-я и 3-я смешанные авиационные бригады. Хотя в 1950 году 4-я составная авиационная бригада была переименована в 4-ю авиадивизию НОАК, в 1956 году она стала 1-й авиадивизией, а 2-я и 3-я составные авиационные бригады стали 2-й и 3-й авиадивизиями соответственно. [ 5 ]
Корейская война до советско-китайского раскола
[ редактировать ]ВВС НОАК быстро расширялись во время Корейской войны . Две бригады были созданы в 1950 году, но в начале 1950-х годов расформированы и заменены дивизиями ; оба имели подчиненные полки. [ 8 ] За время войны за счет кадровых переводов из армии было создано 26 дивизий и меньшее количество отдельных полков и школ; Военно-воздушные силы унаследовали армейскую организацию и находились под командованием армейских офицеров. [ 9 ] К началу 1954 года насчитывалось 28 дивизий по 70 полков и пять отдельных полков, насчитывавших 3000 самолетов. [ 8 ] Советы предоставили Микояну-Гуревичу самолеты МиГ-15 (J-2 на вооружении Китая), обучение и поддержку для развития отечественной авиационной промышленности. Шэньянская авиастроительная корпорация построила двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ под обозначением JJ-2 . [ нужна ссылка ] и во время войны производил различные компоненты для обслуживания истребителей советской постройки. К 1956 году Народная Республика собирала лицензионные копии. [ 10 ] МиГ-15, а восемь лет спустя производил по лицензии Shenyang J-5 (МиГ-17) и Shenyang J-6 (МиГ-19). [ 11 ]
ВВС НОАК вышли из войны как силы противовоздушной обороны. Основная роль заключалась в поддержке армии путем достижения превосходства в воздухе с использованием истребителей, радаров и наземного оружия. [ 12 ] Это усилилось в 1950-х и 1960-х годах, когда основными действиями ВВС НОАК были стычки с ВВС Китайской Республики возле Тайваньского пролива и перехват американских самолетов. ВВС НОАК пассивно применяли наступательную авиацию из-за ограниченного спектра возможностей и политических соображений. [ 13 ] ВВС НОАК использовались в качестве средства сдерживания из-за политической культуры того времени. Китайское руководство во многих случаях отменяло наступательные бомбардировки, чтобы предотвратить эскалацию, что затрагивало автономию принятия решений ВВС НОАК. [ 14 ]
В 1960 году советские инженеры и советники покинули Китай из-за советско-китайского раскола ; хотя Советский Союз предоставил лицензионные права на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Ил-28 и Ту-16, Китай не сохранил за собой технические материалы или технику, поскольку советская рекомендация была отозвана. Китаю пришлось провести реверс-инжиниринг самолетов и ракетных систем, чтобы наладить производственные линии. [ 10 ] Внутренний политический и экономический хаос, вызванный Культурной революцией и Большим скачком, серьезно повлиял на модернизацию и развитие ВВС НОАК. [ 15 ]
Приоритизация программ ракетного и ядерного оружия также лишила авиационной промышленности необходимых ресурсов, которая заметно снизилась в 1963 году. [ 11 ] ВВС НОАК в целом находились в стагнации по таким показателям, как безопасность полетов, обучение пилотов, подготовка и стратегическое планирование. Однако летные часы восстановились примерно в 1965 году, когда Китай начал поддерживать Северный Вьетнам и был вовлечен во Вьетнамскую войну . В связи с тяжелыми условиями в 1965 году аварийность возросла с 0,249 до 0,6 на 10 тысяч боевых вылетов. [ 10 ]
С января 1954 по 1971 год было создано 22 дивизии, всего 50. [ 8 ]
1970-1980-е годы
[ редактировать ]В 1970-х годах Культурная революция (1966–1976) продолжала наносить ущерб боеготовности ВВС НОАК, что привело к разрушительным последствиям для подготовки пилотов, технического обслуживания и логистики. Все технические школы и школы технического обслуживания НОАК были закрыты на длительное время, в результате чего была остановлена почти вся деятельность, кроме пилотных полетов. Более того, китайская авиационная промышленная база подверглась сильному вандализму из-за политических беспорядков, многие программы разработки самолетов были растянуты, а контроль качества на заводах не поддерживался из-за сбоев, вызванных Красной гвардией . Политические последствия Культурной революции все еще ощущались руководством, и восстановление началось только в 1980-х годах. [ 16 ]
Руководство НОАК признало важность современной авиации и существующую слабость сил в конце 1980-х годов. [ 17 ] После критических оценок реформа 1985 года привела к сокращению сил, реорганизации и рационализации. Сообщается, что до реорганизации 1985 года в ВВС было четыре подразделения: противовоздушная оборона , штурмовая атака , бомбардировка и независимые авиационные полки. [ 18 ] В мирное время Управление ВВС под руководством Департамента Генерального штаба НОАК контролировало ВВС через штабы, расположенные в каждом из семи штабов военных округов или поддерживающие связь с ними . Во время войны контроль над ВВС, вероятно, вернулся к региональным командующим. В 1987 году было неясно, как реорганизация и включение элементов авиационной поддержки в состав армий группы повлияли на организацию ВВС. Крупнейшей организационной единицей ВВС была дивизия , насчитывавшая 17 тыс. личного состава в трех полках . Типичный полк ПВО имел три эскадрильи по три звена; в каждом звене было по три-четыре самолета. В ВВС также насчитывалось 220 000 человек ПВО, которые контролировали около 100 зенитно-ракетных комплексов и более 16 000 зенитных орудий. Кроме того, у него было большое количество радаров раннего предупреждения , наземного управления-перехвата и радаров авиабаз, которыми управляли специализированные войска, организованные как минимум в двадцать два независимых полка. [ нужна ссылка ]
В 1980-е годы ВВС предприняли серьёзные усилия по повышению образовательного уровня и совершенствованию подготовки своих летчиков. [ 18 ] Пилоты старшего возраста были отправлены на пенсию или назначены на другие обязанности. Все новые пилоты были как минимум выпускниками средней школы . Сообщается, что время подготовки квалифицированного пилота, способного выполнять боевые задачи, сократилось с четырех-пяти лет до двух лет. В ходе обучения особое внимание уделялось повышению технических и тактических навыков отдельных пилотов и участию в общевойсковых операциях. безопасность полетов . Повысилась и [ нужна ссылка ]
С 1986 по 1988 год каждый военный округ преобразовал дивизию в переходную учебную базу дивизионного уровня (改装训练基地), [ 19 ] которые заменили учебные полки в оперативных дивизиях. [ 20 ]
В 1987 году ВВС имели серьезные технологические недостатки – особенно по сравнению с их главной угрозой – Советскими Вооруженными Силами – и имели множество потребностей, которые они не могли удовлетворить. [ 21 ] Требовались более совершенные самолеты, лучшая авионика , средства электронного противодействия , более мощное авиационное вооружение , маловысотные ракеты класса «земля-воздух» и лучше управляемые зенитно-артиллерийские орудия. Определенный прогресс был достигнут в конструкции самолетов с внедрением западной авионики в Chengdu J-7 и Shenyang J-8 , развитием возможностей дозаправки бомбардировщика B-6D и штурмовика A-5 , повышением всепогодных возможностей самолетов. и производство HQ-2J высотной ракеты класса «земля-воздух» C-601 . и ракеты класса «воздух-корабль» [ нужна ссылка ]
Хотя ВВС НОАК получили значительную поддержку со стороны западных стран в 1980-х годах, когда Китай рассматривался как противовес советской власти, эта поддержка прекратилась в 1989 году в результате подавления Китаем протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и последующего распада Советского Союза в 1989 году. 1991. После распада СССР Российская Федерация стала основным поставщиком вооружений в Китай, поскольку экономический рост Китая позволил России поддерживать свою аэрокосмическую промышленность. [ нужна ссылка ]
1990-е - 2000-е годы
[ редактировать ]В конце 1980-х и начале 1990-х годов ВВС НОАК все еще оставались крупной, но устаревшей силой. По состоянию на 1995 год в составе ВВС насчитывалось около 4500 боевых самолетов на базе технологий 1950-1960-х годов, срок службы которых подходил к концу. Общая стратегия сил является оборонительной, при этом основные цели ограничиваются защитой городов, авиабаз, экономических и промышленных центров, а также важных институтов и объектов. Воздушный флот продолжал сокращаться: корпорация RAND прогнозировала, что к началу 2000-х годов ВВС НОАК сократятся вдвое. [ 16 ] У руководства НОАК также не было стратегических вариантов, учитывая серьезные ограничения в бюджете, рабочей силе и технологиях Китая в то время. У сил не было возможностей для совместных операций, они не имели боевого опыта с 1979 года, а также не имели инфраструктуры командования и управления для поддержки наступательных операций за пределами китайских границ. Китайская авиационная промышленная база была недостаточной и слабой, а Китаю не хватало возможностей для производства современной авионики, композитов, турбовентиляторных двигателей и интегрированных систем. [ 16 ]
Несмотря на трудности, ВВС НОАК были полны решимости использовать современную авиацию и обеспечить технологическую самодостаточность. [ 16 ] ВВС приняли на вооружение Су-27 , самый совершенный советский истребитель того времени. Продажи были одобрены в декабре 1990 года, при этом три истребителя были поставлены в Китай до распада Советского Союза в 1991 году. [ 22 ] Контракты с Советским Союзом, а затем с Россией также включали лицензию на производство Китаем Су-27 внутри страны, что помогло китайской авиационной промышленности накопить ноу-хау и опыт. [ 22 ] Другие соглашения о передаче технологий и лицензионные соглашения были также подписаны между Китаем и такими странами, как Россия, Франция, [ 23 ] Израиль, [ 24 ] что позволило китайцам получить доступ ко многим новейшим технологиям. [ 16 ] Китай и западные страны также предприняли несколько попыток модернизировать стареющий китайский флот в форме программы Peace Pearl и Chengdu Super 7. Однако политические последствия протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году положили конец некоторым из этих усилий. [ 25 ] [ 26 ] [ 23 ]
В начале 1990-х годов ВВС НОАК продолжали инвестировать в программы отечественных самолетов, включая J-10 , [ 16 ] проект Sabre II и китайско-пакистанский FC-1 . [ 25 ] [ 26 ] Однако опасения по поводу возможного вмешательства США во время сценария независимости Тайваня в 1992–1993 годах вынудили ВВС НОАК наращивать боеспособность в краткосрочной перспективе, отдавая приоритет закупкам иностранных платформ, что привело к дальнейшему внедрению таких платформ, как Су-30 и С-30. 300 ПМУ-1 . [ 27 ]
В то же время руководство НОАК выступало за более активную роль в китайской армии, но было отодвинуто на второй план штабом НОАК из-за опасений по поводу политической надежности и общего отсутствия возможностей. ВВС НОАК продолжали убедительные усилия, и их планы в конечном итоге были одобрены руководством НОАК в конце 1990-х - начале 2000-х годов. [ 17 ] В 1999 году ВВС НОАК создали общевойсковую тренировочную базу для проведения совместных операций нескольких сил. В 2003 году ВВС НОАК начали структурные реформы и сократили численность персонала на 200 000 человек (85% составляли чиновники), высвободив ресурсы для капитального ремонта сил. Руководство было консолидировано, чтобы стать более оперативно эффективным. Были созданы три специализированные тренировочные базы для проведения исследований, испытаний, обучения и боевой поддержки. [ 28 ] В 2004 году ВВС НОАК опубликовали концепцию реформы сил «Стратегические ВВС», направленную на преобразование ВВС НОАК в интегрированную боевую силу, способную вести как наступательные, так и оборонительные операции в воздухе и космосе. [ 17 ] Реформа 2004 года включала изменения в доктрине, оборудовании, обучении, образовании, организационной структуре и стратегическом мышлении. [ 17 ]
К 2005 году ВВС НОАК находились в процессе модернизации состава сил за счет вывода из эксплуатации устаревших самолетов. Устаревшие истребители Shenyang J-6 были полностью выведены из эксплуатации, а более компетентные платформы Chengdu J-7 и Shenyang J-8 были частично выведены из эксплуатации, а оставшийся парк был модернизирован с использованием улучшенных технологий. Число самолетов второго и третьего поколений сократилось примерно до 1000 самолетов. [ 27 ] Ускоренными темпами стали поступать на вооружение истребители зарубежного и отечественного производства с современной авионикой и ракетами. С 2000 по 2004 год в составе ВВС НОАК было 95 самодельных самолетов Shenyang J-11A , имеющих лицензию. [ 29 ] приобрела у России 76 Су-30МКК и 24 Су-30МК2 с улучшенными композиционными материалами, вооружением и авионикой по типу Су-35 , [ 30 ] и провел переговоры о покупке 38 транспортных самолетов/заправщиков Ил-76 и Ил-78 . [ 31 ] Чтобы заменить устаревший штурмовик Nanchang Q-5 , ВВС НОАК представили истребитель-бомбардировщик Xi'an JH-7A с возможностями высокоточного удара. [ 27 ] Отечественная платформа Chengdu J-10 также превратилась в высокопроизводительный многоцелевой истребитель, поскольку ВВС НОАК продолжали накапливать опыт эксплуатации современных самолетов с 1990-х годов. [ 27 ] К середине 2000-х годов ВВС НОАК познакомились с высокоточными боеприпасами, дозаправкой в воздухе, самолетами ДРЛОиУ и управления, а также сетевыми системами командования и контроля. [ 27 ]
Руководство ВВС НОАК беспокоило несколько неопределенностей, в том числе неспособность Китая производить современные реактивные двигатели, отсутствие бомбардировщиков для выполнения ударных миссий на большие расстояния, а также дилемма между закупками иностранных разработок или поддержкой отечественной оборонной промышленности, которая могла производить только менее боеспособные самолеты. [ 27 ] Таким образом, щедрые ресурсы были направлены на исследования и разработки со всеми возможными подходами, включая покупку, лицензирование, передачу технологий, обратное проектирование и сбор разведывательных данных для освоения иностранных технологий и создания отечественной оборонной промышленности. [ 27 ] [ 29 ] В конце 2000-х годов появились новые самодельные планеры, в том числе ударный вертолет CAIC Z-10 и KJ-2000 в 2003 году. самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления [ 32 ] [ 33 ] Истребитель завоевания превосходства в воздухе Шэньян J-11B в 2006 году, Shaanxi Y-9 средний авиалайнер [ 34 ] и Shenyang J-15 палубный истребитель Chengdu J-20 в 2010 году. в 2009 году и истребитель-невидимка пятого поколения [ 29 ] Другие важные авиационные технологии, поддерживающие планеры, такие как турбовентиляторные двигатели , современные аэрокосмические материалы, полное цифровое управление двигателем (FADEC), интегрированная авионика, ракетные технологии, радар с активной решеткой с электронным сканированием (AESA), продемонстрировали значительный прогресс в этом десятилетии. [ 35 ]
2010-е годы
[ редактировать ]В 2010-х годах ВВС НОАК начали быстро трансформироваться и превратились в одного из серьезных конкурентов в авиации. По данным Национального центра воздушной и космической разведки ВВС США, ВВС НОАК должны были стать одними из наиболее боеспособных военно-воздушных сил в 2020 году. ВВС НОАК улучшили возможности в нескольких областях, включая истребители, современные ракеты, системы раннего предупреждения и системы противовоздушной обороны; силы также начали серьезные реформы в обучении и доктринах. [ 36 ] Руководство НОАК осознало, что этих сил недостаточно для противодействия вмешательству США в конфронтацию в Тайваньском проливе, поэтому вложило значительные средства в более широкий спектр обычных возможностей, чтобы превратить НОАК из крупных, технологически неполноценных сил в самостоятельное удерживание выгодных позиций как по качеству, так и по количеству. геополитический театр. [ 36 ]
По оценкам, в 2013 году Китай имел 400 современных истребителей четвертого поколения, и прогнозировалось, что количество самолетов четвертого поколения будет и дальше увеличиваться за счет улучшения подготовки и состава сил. [ 36 ] Согласно отчету Пентагона за 2015 год , ВВС НОАК располагали примерно 600 современными самолетами и постепенно отказывались от более устаревших платформ. [ 37 ] Доля истребителей четвертого поколения выросла с 30 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2015 году. [ 38 ] проектирование структуры сил четвертого поколения с большинством в ближайшем будущем. [ 39 ] ВВС НОАК также сосредоточились на разработке вариантов дальнего удара с использованием усовершенствованных бомбардировочных платформ на базе Xian H-6K . [ 39 ] крылатые ракеты большой дальности, а также размещение большего количества многоцелевых самолетов, таких как Shenyang J-16 . [ 37 ] В 2014 году Пентагон отметил, что ВВС НОАК быстро сокращают разрыв с Соединенными Штатами в своей подготовке, оснащении и возможностях проецирования мощи. [ 40 ]
С 2014 по 2016 год ВВС НОАК активизировали свои совместные оперативные усилия с ВМС НОАК , наращивая возможности проецирования сил и экспедиционных ударов с другими родами войск, а также участвовали в совместных патрульных миссиях с ВМС НОАК в Восточном и Южно-Китайском море . [ 41 ] В 2015 году НОАК отделила штаб Сухопутных войск НОАК от руководящей должности, поместив все роды войск в один эшелон, тем самым положив конец традиции доминирования армии в командной структуре НОАК. Была создана объединенная структура командования в рамках недавно реформированных командований театра военных действий , что улучшило межвидовую поддержку, эффективность управления и контроля, а также возможности межвидовых боевых действий. [ 42 ] В 2016 году НОАК создала Силы стратегической поддержки Народно-освободительной армии , которые лишили ВВС НОАК обязанностей в космической и информационной сфере, оставив ВВС сосредоточенными на воздушных операциях, противовоздушной обороне, радиоэлектронной войне, раннем предупреждении с воздуха и наземных ударах класса «воздух-земля». . [ 43 ] В то же время ВВС НОАК активно разрабатывали одну из самых совершенных комплексных систем ПВО, способную обеспечить прикрытие ПВО за пределами береговой линии и границ. [ 43 ] В том же году генерал НОАК Ма Сяотянь объявил, что Китай разрабатывает новый тип дальнего бомбардировщика в день открытых дверей ВВС. [ 44 ] который позже был назван стелс-бомбардировщиком Xian H-20 . [ 45 ]
Аналитики отмечают, что после реформы совместные операции и интегрированные боевые возможности НОАК значительно улучшились. [ 46 ] В марте 2017 года ВВС НОАК приняли Chengdu J-20. на вооружение истребитель-невидимку [ 47 ] и сформировали первую боевую часть в феврале 2018 года, [ 47 ] что сделает Китай второй страной в мире и первой в Азии, развернувшей на вооружении самолет-невидимку . [ 48 ] Примерно в то же время ВВС НОАК представили ракеты PL-10 и PL-15, которые заметно улучшили боеспособность ВВС НОАК. [ 49 ] К 2019 году исследователи авиации считали, что китайские оружейные платформы достигли примерного паритета с западными аналогами. [ 50 ] и превзошла Россию по большинству аспектов разработки и внедрения авиационных технологий. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] В 2019 и 2020 годах ВВС НОАК приступили к реформированию своей учебной программы пилотов и программ переходного обучения, набрав продвинутых инструкторов реактивных самолетов и истребителей действительной службы в специализированные учебные академии, положив конец традиционной практике обучения пилотов в оперативных подразделениях. Эта мера повысила эффективность обучения и предотвратила отвлечение действующих подразделений от оборонных задач. [ 54 ]
По данным Международного института стратегических исследований, в период с 2016 по 2022 год ВВС НОАК пережили беспрецедентное наращивание военной мощи. Войска успешно сократили разрыв с Западом благодаря улучшению внутреннего производства, внедрению планеров собственной разработки, композитных материалов, турбовентиляторных двигателей, современной авионики, и системы вооружения. За шесть лет ВВС НОАК включили более 600 самолетов четвертого и пятого поколений в более чем 19 передовых боевых бригад. [ 55 ] Современные Chengdu J-10C , Shenyang J-16 и Chengdu J-20 оснащены AESA радиолокационными системами WS-10 , отечественными двигателями , противостоящим вооружением и ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности. ВВС НОАК также добились существенного прогресса в проектировании и производстве более крупных самолетов, таких как двигатели Xian Y-20 и WS-20 . [ 55 ] В 2021 году ВВС НОАК объявили, что эти силы получили статус «Стратегических ВВС». Хотя самопровозглашенное название не было общепринятым, многие аналитики признали быстрый прогресс модернизации. [ 56 ] По оценке Университета авиации в 2022 году ВВС НОАК были признаны стратегическими военно-воздушными силами, способными проецировать мощь на большие расстояния , поддерживать боевую готовность и проводить глобальные операции по защите интересов Китая. [ 57 ] В 2023 году ВВС НОАК планировали вывести из эксплуатации все старые платформы Chengdu J-7 и Shenyang J-8 , что завершило переход ВВС НОАК к воздушному флоту, состоящему только из боевых самолетов четвертого и пятого поколений. [ 58 ] [ 59 ]
Персонал
[ редактировать ]Звания и знаки различия
[ редактировать ]Звания в ВВС Народно-освободительной армии Китая аналогичны званиям китайской армии, официально известной как Сухопутные силы Народно-освободительной армии Китая , за исключением того, что звания ВВС НОАК имеют префикс 空军 ; Конджун ; «ВВС». Подробную информацию об эволюции званий и знаков отличия в ВВС НОАК см. в разделе « Звания Народно-освободительной армии» или в статье об отдельных званиях. В этой статье в первую очередь рассматриваются существующие звания и знаки различия.
Маркировка ВВС НОАК представляет собой красную звезду перед красной полосой, очень похожую на знаки различия ВВС России . Красная звезда содержит китайские иероглифы «восемь» и «один». [ 60 ] [ 61 ] обозначающий 1 августа 1927 года, дату образования НОАК. Самолеты НОАК также имеют эту маркировку на килях.
Командиры
[ редактировать ]- Лю Ялоу (октябрь 1949 г. - май 1965 г.)
- У Фасянь (май 1965 г. - сентябрь 1971 г.)
- Ма Нин (май 1973 г. - февраль 1977 г.)
- Чжан Тинфа (апрель 1977 г. - июль 1985 г.)
- Ван Хай (июль 1985 г. - ноябрь 1992 г.)
- Цао Шуанмин (ноябрь 1992 г. - октябрь 1994 г.)
- Yu Zhenwu (October 1994 – November 1996)
- Лю Шуньяо (ноябрь 1996 г. - май 2002 г.)
- Цяо Цинчэнь (май 2002 г. - сентябрь 2007 г.)
- Сюй Цилян (сентябрь 2007 г. - октябрь 2012 г.)
- Ма Сяотянь (октябрь 2012 г. - август 2017 г.)
- Дин Лайхан (август 2017 г. - сентябрь 2021 г.)
- Чанг Динцю (сентябрь 2021 г. – настоящее время)
Структура
[ редактировать ]Штаб-квартира
[ редактировать ]Высшей руководящей организацией является штаб НОАК (PLAAF HQ). Обязанностями штаба НОАК в мирное время являются формирование сил, модернизация и оперативное управление некоторыми подразделениями, такими как воздушно-десантный корпус и 34-я авиатранспортная дивизия . [ 62 ] В состав штаба НОАК входят четыре отдела первого уровня: отдел штаба (бывший штаб), отдел политической работы (ранее политический), отдел логистики и оборудования. [ 63 ] [ 5 ]
Департамент штаба ( 空军参谋部 ) управляет организационной структурой ВВС НОАК, управлением персоналом, разведкой, связью, управлением воздушным движением, метеорологической поддержкой, разработкой военной теории ВВС, а также обучением и безопасностью ВВС. Управление штаба возглавляет начальник штаба, который является «главным организатором и координатором боевых действий». Руководитель аппарата Департамента кадров имеет ряд заместителей руководителя аппарата. Ранее известный как Департамент штаба, после 2016 года Департамент персонала имеет ряд подчиненных бюро ( 局 ), включая Операционное бюро, Бюро информации и связи, Учебное бюро, Наземное бюро ПВО, управления воздушным движением Бюро , Бюро набора пилотов. , Бюро безопасности полетов, Бюро испытательных полетов, Авиационное бюро, Конфиденциальное бюро , Бюро управления подразделениями и Бюро планирования и организации. [ 5 ]
Департамент политической работы ( 空军政治工作部 ), иногда сокращенно PWD, отвечает за управление пропагандой, безопасностью, политическим образованием, кадровым учетом, гражданско-военными отношениями, партийной дисциплиной, партийными организациями в составе ВВС НОАК, а также культурными мероприятиями, включая песни и танцевальные коллективы или общественные мероприятия. Департамент политической работы возглавляют директор ( 主任 ) и как минимум два заместителя директора ( 副主任 ). В подчинение департамента входят такие бюро, как Кадровое бюро, Бюро пропаганды и Бюро солдатского и гражданского персонала. [ 5 ]
Департамент логистики ( 空军后勤部) , возглавляемый директором и политическим комиссаром, курирует логистику НОАК, включая транспорт, материалы, припасы, финансы, медицинское обслуживание, а также горюче - смазочные материалы (ГСМ). После реформы 2016 года в состав подчиненных бюро входят Финансовое бюро, Бюро транспорта и поставок, Бюро закупок и снабжения, Бюро командования инженерных разработок национальной обороны ВВС, Бюро управления недвижимостью, Бюро артиллерийского оборудования общего назначения, Бюро строительства военных объектов, Боевая служба. Бюро планирования, бюро материалов и аудиторское бюро. [ 5 ]
Департамент оборудования ( 空军装备部 ), первоначально инженерный отдел ВВС, управляет жизненным циклом ВВС НОАК, включая ремонт и техническое обслуживание систем вооружения и приборов филиала. Под руководством директора и политического комиссара отдел возглавляет бюро, в которые входят Бюро комплексного планирования, Бюро аэродромного обеспечения, Бюро научных исследований и закупок, Бюро основных типов / моделей, Бюро управления проектами, Бюро закупок оборудования, Бюро испытаний и инспекций, Главное управление вооружений. -Использовать Бюро оборудования, Бюро безопасности полетов и Бюро авиационного оборудования. [ 5 ]
Команды
[ редактировать ]Ниже штаб-квартиры ВВС НОАК находятся пять командования ВВС театра военных действий (TCAF), преемники ВВС военного округа (MRAF) до 2016 года. [ 64 ] Каждый TCAF имеет от семи до десяти бригад. [ 65 ] : 258 Каждая бригада имеет от трех до шести истребительных групп общей численностью 30-50 самолетов. [ 65 ] : 258
До 2003 года у MRAF были подчиненные авиационные корпуса и базы, которые осуществляли прямой контроль над подразделениями в своей зоне ответственности (ЗО); MRAF напрямую контролировал только истребительные и штурмовые дивизии в той же провинции, что и штаб-квартира MRAF (штаб-квартира MRAF). С 2004 года руководство подразделениями было консолидировано в штабе MRAF, а уровень авиационных корпусов и баз был понижен до командных постов, действовавших от имени штаба MRAF. [ 66 ] С 2012 года командные пункты в основном были заменены базами, которые осуществляли управление частями (бригадами) в своей ЗО и проводили совместные учения. [ 67 ]
Первые дивизии в 1950-е годы были организованы в штаб и два-три полка. В 1953 году это число было стандартизировано до трех полков на дивизию. [ 28 ] включая один учебный полк. [ 8 ] Полки имели три-четыре летные группы, каждая в свою очередь состояла из трех-четырех эскадрилий. В период с 1964 по 1970 годы полки назывались группами. [ 28 ] В конце 1980-х годов оперативные эскадрильи лишились учебных полков. [ 20 ] К 2010 году во многих дивизиях было всего два полка. [ 19 ] В 2019 году бомбардировочные, транспортные и специализированные дивизии не были реорганизованы в бригады и остались под контролем штаба ВВС НОАК и штаба ВСВС. [ 68 ]
Начиная с 2011 года, аналогично НОАК, ВВС НОАК распустили большую часть штабов своих авиадивизий, превратив ранее подчиненные авиаполки в бригады и подчинив их непосредственно военно-воздушным силам военного округа (ныне командования на театре военных действий). Бригады содержат несколько подчиненных летных групп; летная группа имеет один тип самолета. [ 19 ] Все истребительные и штурмовые дивизии и полки были переформированы в бригады ВВС, организованные в штаб бригады и организованные при нем летные группы. [ 68 ]
) считаются все, от батальонов до отделений Подразделениями (分队 . [ 69 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]- Штаб НОАК
- Отдел кадров
- Отдел политической работы
- Отдел логистики
- Отдел оборудования
- Непосредственно подчиняющиеся подразделения
- Экспериментальная учебная база
- Летно-испытательная учебная база
- НИИ
- Учебно-десантная база
- Командная академия
- Инженерный университет
- Авиационный университет
- Академия раннего предупреждения
- Харбинская летная академия
- Шицзячжуанская летная академия
- Сианьская летная академия
- Медицинский университет
- Сервисная Академия
- Академия сержантов связи
- 66-я синяя бригада
- Командование ВВС Восточного театра военных действий
- Командование ВВС Южного театра военных действий
- Командование ВВС Западного театра военных действий
- Командование ВВС Северного театра военных действий
- Командование Центрального театра военных действий ВВС
Авиабазы
[ редактировать ]ВВС НОАК имеют более 150 авиабаз, распределенных по каждому театру военных действий. [ 70 ]
Пилотажная группа
[ редактировать ]1 августа (пилотажная группа) — первая пилотажная группа ВВС НОАК. Она была сформирована в 1962 году. В состав пилотажной группы ВВС НОАК по состоянию на 1 августа входят J-10 , ранее она летала на J-5 и J-7 . В 2011 году были созданы авиационные демонстрационные группы Sky Wing и Red Falcon, которые эксплуатируют Nanchang CJ-6 и Hongdu JL-8 соответственно.
Оборудование
[ редактировать ]ВВС Народно-освободительной армии располагают большим и разнообразным парком, насчитывающим около 4000 самолетов, из которых около 2566 — боевые самолеты (истребители, штурмовики и бомбардировщики). [ 71 ] По данным FlightGlobal , Китай обладает вторым по величине парком действующих боевых самолетов и третьим по величине общим парком самолетов в мире. [ 72 ] [ 73 ] В 2023 году [ПЛАНААФ] передала большую часть своих боевых самолетов ВВС НОАК с намерением упростить логистику и сосредоточиться на палубных самолетах. [ 74 ]
По данным Международного института стратегических исследований , боевые пилоты ВВС НОАК в среднем налетают 100-150 часов ежегодно. [ 75 ] [ 76 ] Список самолетов, которые больше не используются в ВВС Народно-освободительной армии, см.; Список исторических самолетов ВВС Народно-освободительной армии . Информацию о самолетах и технике Воздушно-десантного корпуса см. В разделе Воздушно-десантный корпус ВВС Народно-освободительной армии # Оборудование .
Текущий запас
[ редактировать ]Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Боевые самолеты: 2250+ [ 65 ] : 258 | |||||
Чэнду J-7 | Китай | боец | 289 [ 74 ] | Лицензионный МиГ-21. вариант | |
Шэньян J-8 | Китай | Перехватчик | J-8F/H | 50 [ 74 ] | |
Чэнду J-10 | Китай | многоцелевой | J-10A/B/C/S | 588 [ 74 ] | |
Шэньян J-11 | Китай | превосходство в воздухе | J-11/Б/БС | 245 [ 74 ] | Лицензионный вариант Су-27 . |
Шэньян J-16 | Китай | ударный истребитель | 280 [ 74 ] | ||
Чэнду J-20 | Китай | стелс многоцелевой | 210+ [ 77 ] [ 78 ] | ||
Сухой Су-27 | Советский Союз | превосходство в воздухе | Су-27УБК | 32 [ 74 ] | |
Сухой Су-30 | Россия | многоцелевой | Су-30МКК/МК2 | 97 [ 74 ] | |
Сухой Су-35 | Россия | превосходство в воздухе | Су-35С | 24 [ 74 ] | |
Сиань H-6 | Китай | стратегический бомбардировщик | 209+ [ 74 ] | 15 H-6A использовались для тренировок. Лицензионный вариант Ту-16 . | |
Сиань JH-7 | Китай | истребитель-бомбардировщик | JH-7А | 200 [ 74 ] | |
ДРЛОиК | |||||
КДЖ-2000 | Китай/Россия | ДРЛОиК | 4 [ 74 ] | Китайская РЛС установлена на Ил-76 планере | |
Шэньси KJ-200 | Китай | ДРЛОиК | 4 [ 74 ] | ||
Шэньси KJ-500 | Китай | ДРЛОиК | 20 [ 74 ] | ||
Разведка | |||||
Бомбардье Челленджер 850 | Канада | СИГНАЛ | 5 [ 73 ] | ||
JZ-8 | Китай | Разведка | JZ-8/Ф | 48 [ 74 ] | |
Шэньси Y-8 | Китай | наблюдение | 1 [ 73 ] | ||
Электронная война | |||||
Антонов Ан-30 | Украина | электронная борьба | 3 [ 73 ] | ||
Шэньси Y-8 | Китай | электронная борьба | Y-8CB/DZ/G/XZ | 14 [ 74 ] | |
Шэньси Y-9 | Китай | электронная борьба | Y-9G/XZ | 5 [ 74 ] | |
Шэньян J-16 | Китай | Самолет радиоэлектронной борьбы | J-16D | 12 [ 74 ] | Специализируется на радиолокационных помехах. |
Tupolev Tu-154 | Советский Союз | СИГНТ / ELINT | Ту-154М/Д | 4 [ 74 ] | |
Морской патруль | |||||
Боинг 737 | Соединенные Штаты | патруль | 2 [ 74 ] | ||
Шэньси Y-8 | Китай | патруль | 3 [ 74 ] | ||
Танкер | |||||
Ильюшин Ил-78 | Советский Союз | дозаправка в воздухе | 3 [ 74 ] | ||
Сиань H-6 | Китай | дозаправка в воздухе | Х-6У/Х-6ДУ | 15 [ 74 ] | |
Сиань YY-20A | Китай | дозаправка в воздухе | 8 [ 74 ] | ||
Транспорт | |||||
Харбин Y-12 | Китай | транспорт | 11 [ 73 ] | ||
Ильюшин Ил-76 | Советский Союз | стратегический авиалайнер | 20 [ 74 ] | ||
Шэньси Y-8 | Китай | транспорт | Y-8C | 30 [ 74 ] | |
Шэньси Y-9 | Китай | транспорт | 30 [ 74 ] | ||
Шицзячжуан Y-5 | Китай | транспорт | 70 [ 74 ] | ||
Tupolev Tu-154 | Советский Союз | транспорт | Ту-154М | 8 [ 74 ] | |
Сиань MA60 | Китай | транспорт | 16 [ 73 ] | ||
Сиань Y-7 | Китай | транспорт | Y-7H | 41 [ 74 ] | |
Сиань Y-20 | Китай | стратегический авиалайнер / танкер | 50 [ 74 ] | ||
Вертолет | |||||
Чанхэ Z-8 | Китай/Франция | транспорт | 18 [ 74 ] | Лицензионный 321 Super Frelon вариант | |
Еврокоптер AS332 | Франция | транспорт | 6 [ 74 ] | ||
Еврокоптер EC225 | Многонациональный | VIP транспорт | 3 [ 74 ] | ||
Харбин Z-9 | Китай/ Франция | полезность | 20 [ 74 ] | Лицензионный AS365 Dauphin вариант | |
Харбин Z-20 | Китай | САР | З-20С | 15 [ 74 ] | |
Миль Ми-8 | Советский Союз | коммунальные услуги / транспорт | Ми-17/171 | 6 [ 74 ] | |
Учебно-тренировочные самолеты: 1027+ | |||||
Чэнду J-7 | Китай | конверсионное обучение | JJ-7/А | 200 [ 74 ] | |
Гуйчжоу JL-9 | Китай | реактивный тренажер | 45 [ 74 ] | ||
Хунду JL-8 | Китай | реактивный тренажер | 350 [ 74 ] | ||
Хунду JL-10 | Китай | реактивный тренажер | 50+ [ 74 ] | ||
Наньчан CJ-6 | Китай | базовый тренер | CJ-6/А/Б | 400 [ 74 ] | |
Сиань HYJ-7 | Китай | двухмоторный учебно-тренировочный самолет | 15 [ 74 ] |
ПВО
[ редактировать ]ВВС Народно-освободительной армии имеют многоуровневую интегрированную систему противовоздушной обороны, объединяющую радиолокационные станции , радиоэлектронной борьбы системы , зоны раннего предупреждения и наблюдения, а также системы противоракетной обороны различной дальности. [ 79 ]
Китайские системы ПВО являются высокораспределенными и мобильными, что позволяет повысить живучесть против SEAD . миссий [ 79 ] [ 80 ]
Имя | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ОДИН | |||||
Штаб-9 | Китай | ЗРК дальнего действия | Штаб-9/9Б | 260 [ 71 ] | производная от ракетного комплекса С-300 [ 81 ] |
штаб-квартира-22 | Китай | ЗРК дальнего действия | 130+ [ 71 ] | ||
С-300 | Россия | ЗРК дальнего действия | С-300ПМУ/У1/У2 | 216 [ 71 ] | |
С-400 | Россия | ЗРК дальнего действия | 32 [ 71 ] | ||
Штаб-12 | Китай | ЗРК средней дальности | 150 [ 71 ] | ||
Штаб-6 | Китай | ЗРК ближнего действия | HQ-6A/6D | 74 [ 71 ] | |
Штаб-7 | Китай | ЗРК ближнего действия | 30 [ 80 ] | ||
Зенитная пушка | |||||
ЛД-2000 [ 80 ] | Китай | Зенитная пушка | |||
Эрликон ГДФ | Швейцария | Зенитная пушка | ПГ-99 | 1000 [ 80 ] | |
АЗП С-60 | Советский Союз | Зенитная автопушка | ПГ-59 | 1000 |
См. также
[ редактировать ]- Список исторических самолетов ВВС Народно-освободительной армии
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии
- Сухопутные войска Народно-освободительной армии
- Список самолетов производства Китая
- Список китайских авиационных двигателей
- Воздушно-десантный корпус ВВС Народно-освободительной армии
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Создание командования ВВС» 23 января 2015 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2016 г. Проверено 16 сентября 2018 г.
Сеть ВВС Китая_Оглядываясь назад на голубое небо_Краткая история ВВС.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2020 , с. 264.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2020 , с. 265.
- ^ Рупрехт, Андреас (29 октября 2018 г.). Современные китайские военные самолеты: ВВС Китая — Самолеты и подразделения . Издательство Гарпия. п. 139. ИСБН 978-09973092-6-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аллен, Кеннет В. (12 апреля 2021 г.). «70 лет ВВС НОАК» (PDF) . Китайский институт аэрокосмических исследований . Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кен Аллен, Глава 9, «Организация ВВС НОАК». Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , НОАК как организация, изд. Джеймс К. Малвенон и Эндрю Н.Д. Янг (Санта-Моника, Калифорния: RAND, 2002), 349.
- ^ Го, Лео (1 августа 2018 г.). «Североамериканский P-51 Mustang на службе коммунистического Китая» . Энциклопедия самолетов . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Треветан (2019): стр. 8
- ^ Сян (2012): стр. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен, Кеннет В.; Крумель, Гленн; Д. Поллак, Джонатан (1995). «ВВС Китая вступают в 21 век» . Корпорация РЭНД. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страновое исследование: Китай» . Страноведение . Библиотека Конгресса : 584. Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 5 августа 2017 г.
- ^ Сян (2012): стр. 73-74.
- ^ Сян (2012): стр. 74.
- ^ Сян (2012): стр. 76-77.
- ^ Неуклюже вперед : стр. 23
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кеннет В., Аллен; Д. Поллак, Джонатан; Крумель, Гленн. «ВВС Китая: долгий путь к модернизации» . Корпорация РЭНД . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гарафола, Кристина (25 мая 2021 г.). «Оценка 70-летия ВВС Китая НОАК» . Дипломат . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страновое исследование: Китай» . Страноведение . Библиотека Конгресса : 583. Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 5 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен (2012): стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Треветан (2019): стр. 16
- ^ Китай: страновое исследование, 585.
- ^ Перейти обратно: а б «Последний подарок от Советов: как Китай получил трех лучших истребителей СССР за несколько недель до распада сверхдержавы» . журнал военных часов . 14 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браунер, Оливер (2015). «Экспорт западного оружия в Китай» (PDF) . СИПРИ.
- ^ Эврон, Йорам (2013). «Между Пекином и Вашингтоном: передача технологий Израиля Китаю» . Журнал восточноазиатских исследований . 13 (3): 503–28. дои : 10.1017/S1598240800008328 . JSTOR 26335261 . S2CID 155997202 .
- ^ Перейти обратно: а б «CAC FC-1 Сяолун» . Джейн «Все самолеты мира» . Информационная группа Джейн . 10 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 978-1-0827-4040-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сондерс, Филип С.; Куам, Эрик (2007). «Будущая структура ВВС Китая» (PDF) . Азиатская политика . 4 : 377–436. дои : 10.1353/asp.2007.0027 . JSTOR resrep11975.11 . S2CID 110741734 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Треветан (2019): стр. 9
- ^ Перейти обратно: а б с Сондерс, Филип С.; Уайзман, Джошуа К. (декабрь 2011 г.). «Покупай, создавай или укради: поиски передовых технологий военной авиации в Китае» (PDF) . Китайские стратегические перспективы (4). Институт национальных стратегических исследований Университета национальной обороны . Архивировано (PDF) из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «Истребитель Су-30МКК в ВВС Китая» . AirForceWorld.com . 5 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ «Транспортные Ил-76 и танкеры Ил-78 превысили сумму российско-китайской оружейной сделки на 1,5 миллиарда долларов» . FlightGlobal . 13 сентября 2005 г.
- ^ «З-10» . Признание армии . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Копп, Карло (июнь 2011 г.). «Программы дальнего обнаружения и управления ВВС НОАК» . Air Power Australia : 1. Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (2008). Военная модернизация Китая: создание регионального и глобального охвата . Гринвуд. стр. 180–81. ISBN 978-0-275-99486-0 .
- ^ Клифф, Роджер (21 мая 2021 г.). Развитие Китаем передовых истребительных технологий (PDF) (Отчет). Международный совет индустрии безопасности Японии. Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грант, Ребекка (1 января 2013 г.). «Знакомьтесь, новые НОАК» . Журнал Воздушно-космических войск . Архивировано из оригинала 21 октября 2022 года . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «События в сфере вооруженных сил и безопасности Китайской Народной Республики, 2015 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ Урчик, Дэниел (26 июля 2016 г.). «Оценка роста возможностей ВВС НОАК в 2016 году» . Журнал малых войн .
- ^ Перейти обратно: а б Кек, Закари (6 июля 2014 г.). «Модернизация ВВС Китая: беспрецедентная в истории » . Дипломат . Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Энтони Х, Кордесман; Кендалл, Джозеф (2016). «Китайская стратегия и военная модернизация в 2016 году: сравнительный анализ» . Центр стратегических и международных исследований.
- ^ Козад, Марк; Бошан-Мустафага, Натан (2017). «Операции ВВС Народно-освободительной армии над водой» . Корпорация РЭНД . Архивировано из оригинала 25 декабря 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Л. Гарафола, Кристина (23 сентября 2016 г.). «Реформы Народно-освободительной армии и их последствия» . Корпорация Рэнд . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «CSAF анонсирует набор инструментов CASI для Китая» . Китайский институт аэрокосмических исследований . Воздушный университет. 15 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Китай заявляет о разработке нового типа дальнего бомбардировщика» . Рейтер . Рейтер. 2 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2023 г. . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (15 октября 2018 г.). «Сообщается, что Китай планирует представить бомбардировщик-невидимку H-20 на юбилейном параде ВВС в 2019 году» . Драйв . Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Линь, Ин Ю (13 января 2018 г.). «Ранние результаты военных реформ Китая» . Дипломат . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Домингес, Габриэль (2 февраля 2018 г.). «НОАК вводит J-20 в боевые части» . Джейн 360 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Зайдель, Джейми (20 октября 2017 г.). «После того, как истребитель-невидимка J20 находится на вооружении, Китай вырывается вперед в гонке вооружений в Азии» . Австралийские новости . Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «Китайское и российское авиационное оружие: испытание западного господства в воздухе» . Международный институт стратегических исследований . Февраль 2018. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Бронк, Джастин (октябрь 2020 г.). Тенденции боевой авиации России и Китая: текущие возможности и прогноз будущих угроз (PDF) (Отчет). Отчет Уайтхолла. Том. 3–20. Лондон: Королевский объединенный институт исследований обороны и безопасности. ISSN 1750-9432 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Роблин, Себастьян (10 ноября 2020 г.). «Почему новейшие китайские самолеты превосходят лучшие российские истребители» . Форбс . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Айт, Авраам (5 апреля 2019 г.). «Есть ли у российской военной авиации что-нибудь, что она может предложить Китаю?» . Дипломат . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Уолдрон, Грег (10 ноября 2020 г.). «Китай превосходит Россию в авиационных технологиях: RUSI» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Солен, Дерек (3 ноября 2021 г.). «ВВС НОАК переносят переподготовку в здание школы» . Китайский институт аэрокосмических исследований . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барри, Дуглас (21 февраля 2023 г.). «Модернизация ВВС Китая: набирает темп» . Международный институт стратегических исследований . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Хуанг, Кристин (3 сентября 2021 г.). «Китайские военные заявляют, что у них есть стратегическая авиация – эксперты с этим не согласны» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Ли, Сяобин (1 августа 2022 г.). «Крыло Дракона: стратегия ВВС Народно-освободительной армии» . ВВС США Воздушный университет . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 года . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Пек, Майкл (20 февраля 2023 г.). «Китай избавляется от своих «дедушкинских» истребителей, но они могут вернуться и совершить одностороннюю миссию против Тайваня» . Инсайдер . Архивировано из оригинала 28 февраля 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Чан, Минни (11 июля 2021 г.). «Почему китайская НОАК начала отправлять «дедушки-истребители» для проверки ПВО Тайваня?» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Знаки военных самолетов мира — Д» . Архивировано из оригинала 27 октября 2018 года . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ «Китайские медальоны» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ Аллен (2012): стр. 109.
- ^ Аллен (2012): стр. 99.
- ^ Треветан (2019): стр. 6
- ^ Перейти обратно: а б с Ли, Сяобин (2024). «Военная мощь Пекина и горячие точки Восточной Азиатско-Тихоокеанского региона». В Фанге, Цян; Ли, Сяобин (ред.). Китай при Си Цзиньпине: новая оценка . Издательство Лейденского университета . ISBN 9789087284411 .
- ^ Треветан (2019): стр. 11
- ^ Треветан (2019): стр. 11-12
- ^ Перейти обратно: а б Треветан (2019): стр. 1
- ^ Аллен (2012): стр. 109-110.
- ^ «Знакомьтесь, новые НОАК» . Журнал Воздушно-космических войск . Архивировано из оригинала 21 октября 2022 года . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Международный институт стратегических исследований (IISS) (15 февраля 2023 г.). «6 Азия». Военный баланс 2023 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003400226 . ISBN 978-1-003-40022-6 . S2CID 256916955 .
- ^ Embraer, Совместно с. «Справочник ВВС мира на 2023 год» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «ВВС мира 2023» . Полет Глобал . Flightglobal Insight. 2022. Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Международный институт стратегических исследований (IISS) (15 февраля 2024 г.). «6 Азия». Военный баланс 2024 . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-032-78004-7 .
- ^ Международный институт стратегических исследований, 2014 , с. 236.
- ^ Международный институт стратегических исследований : Военный баланс 2022, стр.261.
- ^ Ли, Сяобин (1 августа 2022 г.). «Крыло Дракона: стратегия ВВС Народно-освободительной армии» . Воздушный университет . Архивировано из оригинала 22 августа 2022 года . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Йео, Майк (8 ноября 2022 г.). «Дисплей авиашоу в Чжухай раскрывает информацию о наличии в Китае J-20 и J-16» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 13 февраля 2023 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бронк, Джастин (15 января 2020 г.). «Современные российские и китайские комплексные системы ПВО: характер угрозы, траектория роста и западные варианты» . Королевский институт объединенных служб . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Международный институт стратегических исследований 2021 , с. 255.
- ^ Бронк, Джастин (январь 2020 г.). Современные российские и китайские интегрированные системы ПВО: характер угрозы, траектория роста и западные варианты (доклад). Королевский институт объединенных служб. п. 20. Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Аллан, Кеннет (2012). «Организационная структура ВВС НОАК» (PDF) . Китайские ВВС: развивающиеся концепции, роли и возможности . Издательство Национального университета обороны . ISBN 978-0-16-091386-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 июля 2017 года.
- Библиотека Конгресса, Отдел федеральных исследований, Страновое исследование: Китай. Архивировано 16 февраля 2017 г. в Wayback Machine , 1987 г.
- Международный институт стратегических исследований (2014). Хакет, Джеймс (ред.). Военный баланс 2014 . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-85743-722-5 .
- Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2020 г.). Военный баланс 2020 . Лондон, Англия: Рутледж . ISBN 978-0-367-46639-8 .
- Треветан, Лоуренс (25 сентября 2019 г.). «Бригадизация» ВВС НОАК (PDF) . Университет ВВС США, Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 978-1-7187-2115-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Вуд, Питер; Стюарт, Роберт (26 сентября 2019 г.). Авиационная промышленность Китая: неуклюжее движение вперед (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 978-1-0827-4040-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- Сян, Сяомин (2012). «Растущее влияние НОАК внутри НОАК и на национальную политику» (PDF) . Китайские ВВС: развивающиеся концепции, роли и возможности . Издательство Национального университета обороны . ISBN 978-0-16-091386-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 июля 2017 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреас Рупрехт и Том Купер: Современные китайские военные самолеты, боевые самолеты и подразделения китайских ВВС и морской авиации , Harpia Publishing (2012), ISBN 0985455403 , ISBN 978-0985455408
- Гордон Ефим и Комиссаров Дмитрий. Китайский самолет . Публикации Хикоки. Манчестер. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6