Дж-201
J-201/202 Противотанковая управляемая ракета | |
---|---|
Тип | противотанковая управляемая ракета |
Место происхождения | Китайская Народная Республика |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1973 по 1979 год |
Используется | Китай |
История производства | |
Производитель | 1-й научно-исследовательский институт Артиллерийской технологической академии |
Произведено | 1973 - конец 1970-х годов |
Технические характеристики | |
Масса | ≈10 кг |
Длина | ≈1 метр |
Диаметр | ≈100 мм |
Детонация механизм | Влияние |
Двигатель | ракетный двигатель |
Порох | твердый |
Оперативный диапазон | От 400 до 2000 метров |
Максимальная скорость | 285 метров в секунду |
Руководство система | МКЛОС |
Запуск платформа | наземный |
Ракета J-201 , а также ее предшественница (ракета 265-I) и преемница (ракета J-202) являются членами семейства противотанковых управляемых ракет (ПТУР), разработанных Китайской Народной Республикой. Это первое семейство ПТУР на вооружении Китая, а также первый ПТРК собственной разработки.
265-И
[ редактировать ]Многие ракеты были поставлены на вооружение Китая из СССР во время медового месяца между двумя странами в 1950-х годах, но ПТУР среди них не было, поскольку они не считались высшим приоритетом по сравнению с другими ракетами. Лишь в июле 1958 года Китай официально приступил к разработке своей первой ПТУР, подготовив необходимую базовую инфраструктуру. Однако отношения между Китаем и СССР уже начали ухудшаться, и советские советники вскоре были выведены из Китая, прежде чем он смог получить какую-либо информацию о ПТУР. Однако столь необходимая техническая информация была получена из неожиданного источника.
Китай поддерживал левых партизан во время независимых движений в странах третьего мира. французского производства В ходе этих вооруженных боев трофейные образцы Nord SS.10 были отправлены в Китай для изучения. Хотя ни один из образцов не был полным (и все они были слишком фрагментированы, чтобы их можно было снова собрать в единое законченное целое), их было достаточно, чтобы дать китайцам общие знания и иметь базовое представление о том, как работают ПТУР, их принципы проектирования и основные элементы реверс-инжиниринга.
Пекинской промышленной академии, предшественнице Пекинского технологического института , было поручено разработать ПТУР на базе Nord SS.10 , а 724-му заводу — субподрядчиком производства. После двух успешных испытательных полетов ракета была отправлена на очень ограниченную эксплуатацию для испытаний и получила обозначение 265-I по номеру/коду проекта. Однако, судя по отзывам, результат оказался менее чем удовлетворительным, поскольку, как и Nord SS.10, на котором он основан, ПТУР 265-I является ПТУР, устанавливаемым на транспортном средстве, и не может переноситься пехотой. Китайская армия по-прежнему в основном состояла из пехотинцев, потому что Китай не мог иметь большое количество техники, как западные страны в то время, и требовался переносной ПТРК. В результате ПТУР 265-И так и не поступила в серийное производство, как другие китайские ракеты.
По мнению китайцев, важность ПТРК 265-I заключается в том, что она проложила путь для дальнейшего развития китайских ПТРК, заложив фундамент на будущее. На основе опыта, полученного в рамках программы 265-I, китайское правительство распорядилось создать специализированное учреждение по разработке ПТРК, состоящее из недавно созданного 1-го научно-исследовательского института Артиллерийско-технологической академии, Пекинской промышленной академии и 724-го завода.
В 1962 году правительство Китая дало заказ на разработку нового ПТРК. Лу Вэйжу (卢伟如), руководитель недавно созданного 1-го научно-исследовательского института Артиллерийской технологической академии, был назначен руководителем программы, а год спустя к нему присоединился Ван Синчжи (王兴治), выпускник Военно-инженерной академии 1963 года. , который сразу стал главным конструктором ПТУР, а также будущих китайских ПТУР. Новый разрабатываемый ПТУР получил обозначение J-201 . Одна из трудностей, с которыми столкнулся разработчик, заключалась в том, что ПТУР 265-И не отвечала требованиям китайских военных, но была единственным источником информации и опыта, которым располагал Китай, и хотя требовалось что-то новое, нового источника не было. обратиться к.
Разработчик китайских ПТУР вскоре получит поддержку от вернувшихся стажеров, которых он ранее отправил за границу. Цао Ганчуань , будущий главнокомандующий Народно -освободительной армии , и его коллеги в то время вернулись в Китай после окончания Военно-инженерного училища Артиллерийского корпуса СССР и привезли с собой эксплуатационные и учебные пособия по советским ПТРК. 1 ПТУР с ними. Эти руководства стали ценным справочником для разработчиков, однако конструкция АТ-1 не была напрямую скопирована, поскольку, как и Nord SS.10 и его китайская разработка 265-I, это также ПТРК, запускаемый с корабля. Однако большая часть информации, полученной от АТ-1, была включена в J-201.
Самым важным источником информации для J-201 была западная противотанковая ракета Cobra . Иногда после получения руководств по ПТУР АТ-1 Китаю также удавалось получить руководства по логистике ПТУР «Кобра», выпущенные Западной Германией, в которых содержалась гораздо более подробная информация о ракете, настолько подробная, что информации, представленной в этих руководствах, было достаточно, чтобы дать базовые сведения. кадр реверс-инжиниринга. В результате китайская ПТУР J-201 выглядит идентичной ПТУР «Кобра» и имеет аналогичные характеристики. Как именно Китай получил эти западногерманские инструкции по логистике для ПТРК Cobra, до сих пор остается тщательно охраняемой тайной.
Через семь лет после начала программы J-201 завершил испытания в 1969 году и в следующем году получил государственную сертификацию. Из-за политических потрясений в Китае, а именно Культурной революции , мелкосерийное производство началось только в январе 1973 года, почти через два года после сертификации. Ракета поступила на вооружение Китая в очень ограниченных количествах для целей оценки, и, основываясь на отзывах с мест, работы по усовершенствованию ракеты начались немедленно.
Дж-202
[ редактировать ]ПТРК J-202 является усовершенствованием более раннего ПТРК J-201. По сравнению с ПТУР «Кобра» максимальная дальность увеличена на четверть до 2 км с исходных 1,6 км ПТУР «Кобра». Однако минимальная дальность также увеличена вдвое: с первоначальных 200 метров у Cobra ATM до 400 метров у J-202. Наведение осталось MCLOS и ПТУР может пробивать броневые листы толщиной до 120 мм при попадании под углом 65 градусов. В 1978 году ПТРК J-201/202 получил награду на Китайской национальной научно-технической конференции.
За время своей недолгой службы с J-202 произошел серьезный несчастный случай, который едва не закончился катастрофой. Демонстрацию ракеты планировалось провести в 1977 году, и 17, 18 августа и 15 сентября ракета показала себя хорошо в этих отдельных случаях, нанеся впечатляющие 15 из 21 попаданий как по подвижным, так и по неподвижным целям на расстоянии 1,4 км. В ходе раунда не удалось добиться прямых попаданий, все были близкими к промахам, и демонстрация, похоже, прошла хорошо. Однако из-за того, что последний дополнительный раунд был добавлен в самый последний момент, что-то пошло не так. Этот последний снаряд ударился о землю, а затем, развернувшись на 180 градусов, полетел прямо к пусковым установкам, откуда он был первоначально выпущен. Хотя ракета в конечном итоге не взорвалась и упала на землю, не долетев до пусковой установки, все на месте происшествия наверняка были напуганы.
Как и его предшественница ПТУР J-201, ПТУР J-202 также не поступила в серийное производство и лишь в очень ограниченном объеме использовалась китайскими военными. Основным недостатком J-201/202 было то, что крылья нельзя было сложить, поэтому контейнер был громоздким и неудобным в переноске, несмотря на то, что сам ПТУР предназначался для применения пехотой. Кроме того, по сравнению с более поздними китайскими ПТУР, а именно HJ-73 , эффективная дальность J-201/202 короче, чем у последнего. Поэтому после успешной разработки HJ-73 мелкосерийное производство ПТМ J-201/202 прекратилось и считается, что все имеющиеся на вооружении банкоматы 265-I, J-201 и J-202 были отработаны в учениях. . Банкоматы 265-I, J-201/202 не экспортируются Китаем.