Сербские ВВС и ПВО
Сербские ВВС и ПВО | |
---|---|
ВВС и ПВО сербской армии | |
![]() Эмблема ВВС и ПВО Сербии | |
Основан | 1912 (действующая форма с 2006 г.) |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война Воздушная оборона |
Размер | 3000 (оценка на 2021 г.) [1] |
Часть | Сербские вооруженные силы |
Штаб-квартира | Земун ( Белград ) |
Девиз (ы) | Отечества За свободу и честь |
Юбилеи | 24 декабря |
Помолвки | Балканские войны Первая мировая война Вторая мировая война Югославские войны |
Командиры | |
Начальник штаба авиации | Генерал-лейтенант Душко Жаркович |
Сержант-майор ВВС | Прапорщик 1-го класса Саша Сайлович |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() ![]() |
плавник вспышка | ![]() |
Флаг | ![]() |
Самолет летал | |
Атака | Дж-22 |
боец | МиГ-29 |
Вертолет | Ми-35 , Ми-17 , Н145М , Газель |
Тренер | Г-4 , Ласта 95 |
Транспорт | С-295 |
Сербские ПВО ( сербский : — военно ВВС и силы Военная авиация и противовоздушная оборона Вооружённых Сил Сербии - . воздушные Сербии и ) род войск Сил Сербии Вооружённых Его миссия — охранять и защищать суверенитет воздушного пространства Сербии, а также совместно с сербской армией защищать территориальную целостность страны.
Сербские ВВС были созданы в 1912 году, что сделало Сербию одним из первых пятнадцати государств в мире, имеющих военно-воздушные силы. Впоследствии в период с 1918 по 2006 год он был включен в состав ВВС различных югославских государств. [2]
История

Идея формирования военно-воздушных сил в Королевской сербской армии впервые была упомянута в Общем законе о формировании армии от 2 августа 1893 года. Этот закон предусматривал, что в составе каждой дивизии армии будет сформирована одна аэростатная рота ВВС.
Первым пионером авиации в Сербии был лейтенант Коста Милетич (1874–1953), который с 1901 по 1902 год учился на пилота воздушного шара в Технической авиационной школе в Санкт-Петербурге, Россия. [3] [4] По рекомендации Милетича Королевская сербская армия разместила станции почтовых голубей и купила два бесплатных сферических и один привязанный воздушный змей у компании August Ridinger из немецкого города Аугсбург. На церемонии приема 19 апреля 1909 года Коста Милетич управлял сферическим воздушным шаром под названием «Србия». Один воздушный шар был предоставлен из России. Газовая камера была заказана у компании «Диллманн» в Берлине, а полевая лебедка — в Санкт-Петербурге. Водородную установку предоставила швейцарская компания Oerlikon. Оборудование поставлялось в Сербию в 1909 и 1910 годах. [ нужна ссылка ]
Первый конкурс летчиков-кадетов был открыт в 1911 году, а в следующем году первый класс сербских пилотов начал летную подготовку во Франции и получил звание пилота. Они закончили курс в начале Первой Балканской войны на самолетах и воздушных шарах , которые были получены еще до начала войны. [5] Осенью 1912 года самолеты для своих вооруженных сил получила Сербия. а 24 сентября 1912 года постановлением министра армии Радомира Путника в Нише было создано авиационное командование. Сербская авиация ( Srpska avijatika ) включала в себя авиаотряд (насчитывавший 12 самолетов), аэростатную роту, голубиную станцию и авиабазу . Эта дата считается официальным основанием сербских ВВС.
Балканские войны
Первая Балканская война разразилась в октябре 1912 года; Черногория, Болгария, Греция и Сербия вели войну против Османской империи . В этой войне сербское авиационное командование получило свой первый боевой опыт. В феврале 1913 года Верховное командование Королевской сербской армии сформировало экспедиционный отряд береговых самолетов для оказания помощи черногорской армии в борьбе с османскими войсками, которые были подкреплены в городе Шкодра недалеко от Адриатического побережья. Воздушная поддержка этого формирования была возложена на недавно созданный отряд береговой авиации, первое сербское воздушное боевое подразделение, в составе 4 самолетов ( Blériot XI одноместный , двухместный Blériot XI, Deperdussin TT и Farman HF.20 ) и 5 пилотов под командованием. под командованием майора Косты Милетича. В марте 1913 года эта боевая авиационная часть была передислоцирована недалеко от линии фронта на вновь построенный вспомогательный аэродром в селе Барбалуси. Первый разведывательный полет совершили 20 марта лейтенант Живоин Станкович и сержант Михайло Петрович. В этом боево-разведывательном полете на своем «Фармане HF.20» над Шкодерским фронтом 20 марта 1913 года сержант Михайло Петрович погиб, став первой жертвой в истории сербской военной авиации и второй в истории мировой авиации. Михайло Петрович , первый прошедший обучение сербский пилот, завершил обучение в знаменитой школе пилотов Фарман во Франции и получил международную лицензию FAI №. 979 в июне 1912 г.; в его сербской лицензии пилота стоит номер 1. [4] На следующий день пилоты лейтенант Живоин Станкович и сержант Миодраг Томич успешно выполнили свои первые разведывательные полеты, а в последующие дни пилоты Милош Илич, Станкович и Томич сбросили несколько небольших бомб и провели разведывательные полеты.
После нападения Болгарии на Сербию у Брегалницы началась Вторая Балканская война . Первую разведывательную вылет выполнил Миодраг Томич, после этого Томич и Станкович чередовались, и в течение полутора месяцев, пока продолжалась война с болгарами, два летчика выполнили 21 разведывательный вылет, из которых Томич выполнил 14. полеты. Во время одного из полетов над Кривой Паланкой Томич столкнулся в воздухе с болгарским самолетом, но ни у одного из них не было оружия, и они просто приветствовали друг друга, размахивая руками.
Первая мировая война

Всеобщая мобилизация летом 1914 года обнаружила, что сербское авиационное крыло недостаточно подготовлено. В авиаполке было всего 9 самолетов, из которых 7 находились в летном состоянии. Пять самолетов и три пилота были переброшены на вспомогательный аэродром Дабича. С этого аэродрома капитан Живоин Станкович и младший лейтенант Миодраг Томич 13 августа 1914 года совершили свои первые разведывательные полеты в Первой мировой войне . Томич вылетел с аэродрома Евремоваца 27 августа. Над Мишаром он столкнулся с вражеским самолетом «Парабеллум», который открыл огонь по Томичу, который этого не ожидал, но уклонился от этого соответствующим и быстрым маневром, поэтому самолет не получил ни одного попадания. Вероятно, это была первая в истории перестрелка между самолетами. [6] Сербским пилотам, которые действительно были опытными и опытными во время Балканских войн, удалось предоставить ценную информацию о численности, передвижениях и положении войск противника. Они внесли свой вклад в первые победы сербов в 1914 году у горы Цер , Колубары и Дрина реки . В начале 1915 года, вооружившись пулеметами и бомбами, сербским летчикам удалось дать отпор противнику, атаковав его самолеты, пролетавшие над суверенной территорией Сербии, или нанеся бомбовые удары по важным объектам на задних позициях. Из-за превосходства в воздухе австро -венгерских авиационных войск над сербским фронтом в марте 1915 года на помощь сербскому авиационному крылу прибыла французская эскадрилья (Escadrille MF 99 S) под командованием капитана Роже Витрата. Французская эскадра держала линию фронта от Смедерево до Лозницы, а сербское крыло — от Смедерево до Голубаца. После завоевания Сербии центральными державами осенью 1915 года и великого отступления сербской армии на греческий остров Корфу , Салоникский фронт был сформирован . Во время вторжения в Сербию в октябре 1915 года Манфред фон Рихтгофен («Красный барон») совершил свой первый боевой вылет в качестве пилота. Также осенью 1915 года в Сербии была осуществлена первая в мировой истории авиации медицинская транспортировка раненых и больных. Одним из больных солдат в том первом медицинском транспорте был Милан Стефаник , чехословацкий летчик-доброволец. [7] В июне 1916 года воссозданная сербская армия отплыла с Корфу и присоединилась к французам и британцам в Салониках . На линии фронта в Салониках при поддержке союзных войск было реорганизовано сербское авиационное крыло. С середины 1916 по 1918 год на сербской части вновь созданной линии фронта действовало пять эскадрилий (N521, N522, N523, N524 и N525), укомплектованных преимущественно французским и сербским персоналом. Эти подразделения ВВС были официально известны как Воздушная служба сербской армии и были прикреплены к Верховному командованию Королевской сербской армии, которая входила в состав Союзной македонской армии. [8] В начале 1918 года началась новая реорганизация: 17 января была сформирована 1-я эскадрилья, а 1 мая 1918 года — 2-я эскадрилья, укомплектованная сербским личным составом.
8 июня 1915 года Сербия сформировала одно из первых в мире подразделений противовоздушной обороны и воздушного предупреждения. Это произошло из-за массированного натиска немецкой и австро-венгерской авиации. Первый самолет, сбитый наземной огневой частью в Первой мировой войне, произошел в небе Сербии. Во время немецкой воздушной атаки на город Крагуевац 30 сентября 1915 года артиллерист ПВО Радивое-Рака Лутовац из полка «Танаско Раич» первым поразил из своей артиллерийской модификации самолет Фармана с двумя членами экипажа.
Королевство Югославия
Период между двумя мировыми войнами ознаменовался значительным ростом ВВС, сопровождавшимся производством современных и совершенных самолетов, а затем продолжавшимися организационно-формирующими изменениями в ВВС. С образованием Королевства Югославия из сербского и бывшего австро-венгерского (хорватского и словенского) персонала было сформировано Управление армейской авиации. В 1923 году была предпринята крупная инициатива по замене самолетов времен Первой мировой войны, все еще находящихся на вооружении, на более современные конструкции. Контракты были заключены за границей и с недавно созданными местными заводами. Авиационное управление было переименовано в Авиационное командование и передано в непосредственное подчинение Министерству обороны и военно-морского флота. В 1930 году Авиационное командование было переименовано в Королевские югославские ВВС ( Jugoslovensko kraljevsko ratno vazduhoplovstvo ).
Вторая мировая война

Атакующие силы, участвовавшие в апрельской войне (6–17 апреля 1941 г.), насчитывали 2373 самолета, в том числе 1212 самолетов из Германии, 647 из Италии и 287 из Венгрии, тогда как Королевские ВВС Югославии имели 494 самолета, из них только 269 самолетов современного типа. . Таким образом, соотношение в начале операций составляло 5:1 в пользу держав Оси, а если считать только современные югославские самолеты, соотношение возрастает до 7:1 в пользу держав Оси. Несмотря на огромные логистические трудности и предательства (провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия 10 апреля 1941 г.), Королевские ВВС Югославии с честью выполнили свои обязанности. Югославские летчики (особенно летчики 5-го и 6-го истребительных полков) мужественно сражались с превосходящим как в техническом, так и в численном отношении противником. Всего за время боевых действий было совершено 1416 взлетов, из них 993 истребителей и 423 бомбардировщиков. За время этой короткой войны погибли 135 членов летного экипажа и 576 наземных сотрудников. Около 300 военнослужащих Королевских ВВС Югославии эвакуированы, сначала Греция , затем Крит . [9] После битвы за Крит они отправились в пустыни Ближнего и Среднего Востока, где на короткое время нашли безопасное место. В июне 1941 года 20-я гидроавиационная эскадрилья под командованием лейтенанта Владеты Петровича с боевым флагом отказа от капитуляции была переименована во 2-ю югославскую эскадрилью , приданную 230-й эскадрилье Королевских ВВС . [10] [11] До 23 апреля 1942 года эскадрилья совершила 912 боевых вылетов (1760 летных часов) и потеряла четыре самолета. Основной задачей эскадры было противолодочное патрулирование и охрана кораблей союзников.
Социалистическая Югославия
После Второй мировой войны ВВС претерпели несколько этапов развития, первая крупная модернизация ВВС была проведена с 1953 по 1959 год. Были представлены самолеты западного производства (например, немецкий Dornier Do 28 ), что положило начало эпохе реактивной авиации. С формированием в 1954 году первой вертолетной эскадрильи вертолетные подразделения были также включены в состав реорганизованного подразделения ВВС, переименованного в Югославские ВВС ( Jugoslovensko ratno vazduhoplovstvo ). В начале 1960-х годов был представлен советский сверхзвуковой истребитель МиГ-21 , после чего в этот период последовал интенсивный рост югославской авиационной промышленности. Был построен ряд прототипов реактивных самолетов, послуживших основой для разработки учебных истребителей и истребительной авиации, таких как Soko G-2 Galeb и J-21 Jastreb , G-4 Super Galeb и Soko J-22 Orao и наиболее Перспективный советский истребитель МиГ-29 был представлен в конце 1980-х годов.
Югославские войны
В июне 1991 года словенское сопротивление восстановлению федерального контроля над Словенией быстро переросло в вооруженный конфликт с Югославской народной армией. Во время Десятидневной войны в Словении были сбиты два вертолета югославских ВВС, при этом они наносили авиаудары по телепередатчикам и позициям территориальной обороны Словении. Во время войны в Хорватии югославские ВВС активно обеспечивали транспорт и непосредственную воздушную поддержку югославским сухопутным войскам, но постепенно были вынуждены покинуть авиабазы за пределами территорий, контролируемых этническими сербами. Техника югославских ВВС в Боснии и Герцеговине была передана новым ВВС Республики Сербской и использовалась во время войны в Боснии . В 1991 и 1992 годах югославские ВВС потеряли в общей сложности 46 самолетов и вертолетов в Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговине. [12] Основная часть югославских ВВС была унаследована вновь сформированными ВВС Сербии и Черногории в 1992 году.
Бомбардировка НАТО 1999 г.
Важная часть войны 1999 года между Югославией и коалицией НАТО включала бои между ВВС Сербии и Черногории ( Ratno vazduhoplovstvo Srbije i Crne Gore ), которые были предшественниками сегодняшних сербских ВВС, и противостоящими военно-воздушными силами НАТО . ВВС США, F-15 и F-16 летевшие в основном с итальянских авиабаз, атаковали обороняющиеся сербско-черногорские истребители, обычно МиГ-29 , которые находились в плохом состоянии из-за отсутствия запасных частей и технического обслуживания. Всего в 1999 году было сбито шесть МиГ-29, из которых три были сбиты ВВС США F-15 , один F-16 ВВС США и один F-16 ВВС США . [13] Один самолет был сбит дружественным огнем с земли. [14] Еще четыре были уничтожены на земле. [15] В ходе воздушной войны сербско-черногорская система ПВО сбила ВВС США F-16C и F-117 Nighthawk , первый самолет-невидимку, когда-либо сбитый в бою, а также десятки БПЛА. [16]
Миссии
Двумя основными задачами сербских ВВС и ПВО являются: поддержание господства в воздушном пространстве над страной (включая перехват и уничтожение нарушителей воздушного пространства) и обеспечение воздушной поддержки и транспорта наземных войск. Другая важная роль – реагирование на стихийные бедствия.
Структура


101-й истребитель
138-й трансп.
252-й поезд
890-й Микс Хель
117-я рекламная выставка
24-й Технологический
17-я секунда

241-й Фиг-Бом
714-й Аа Хель
353-й разведочный
98-я реклама искусства
98-й Технологический
98-я секунда












Сербские ВВС и ПВО состоят из четырех бригад , двух отдельных батальонов, непосредственно подчиненных командованию ВВС и ПВО, а также Института авиационного ремонта и Воздушно-медицинского института. Действуют три авиабазы: авиабаза Батайница , авиабаза Ладевци и авиабаза Ниш . Кроме того, на других базах (Яково, Зуче, Панчево, Крагуевац, Нови-Сад) размещены подразделения ПВО. Радиолокационная станция дальнего наблюдения расположена в Муртенице .
- Командование ВВС и ПВО
- 210-й батальон связи (Белград)
- 333-й инженерный батальон ( Панчево )
- 204-я авиационная бригада
- 101-я истребительная эскадрилья (авиабаза Батайница)
- 138-я транспортная эскадрилья (авиабаза Батайница)
- 252-я учебная эскадрилья (авиабаза Батайница)
- 890-я смешанная вертолетная эскадрилья (авиабаза Батайница)
- 177-й артиллерийский ракетный дивизион ПВО (авиабаза Батайница)
- 24-й авиационно-технический батальон (авиабаза Батайница)
- 17-й батальон безопасности авиабазы (авиабаза Батайница)
- 98-я авиационная бригада
- 241-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья (авиабаза Ладевци)
- 714-я противотанковая вертолетная эскадрилья (авиабаза Ладевци)
- 119-я смешанная вертолетная эскадрилья (авиабаза Ниш)
- 353-я разведывательная эскадрилья (авиабаза Ладевци)
- 98-й артиллерийский ракетный дивизион ПВО (авиабаза Ладевци)
- 98-й авиационно-технический батальон (авиабаза Ладевци)
- 98-й батальон безопасности авиабазы (авиабаза Ладевци)
- 161-й батальон безопасности авиабазы (авиабаза Ниш)
- 250-я ракетная бригада ПВО
- 126-я бригада воздушного наблюдения, раннего предупреждения и наведения
- Командная рота (Белград)
- 20-й батальон ASEWG (авиабаза Батайница)
- 31-й батальон ASEWG (авиабаза Ладевци)
- Батальон технического обслуживания и снабжения авиации (авиабаза Батайница)
- Институт авиационного ремонта «Мома Станойлович»
- Авиамедицинский институт
Оборудование
Самолет


Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | |||||
МиГ-29 | Россия | многоцелевой | МиГ-29СМ | 14 [17] | 3 используются для конверсионного обучения |
Тип J-22 | Югославия | атаковать | Дж-22Б | 17 [17] | |
Транспорт | |||||
Аэробус С-295 | Испания | транспорт | С-295W | 2 [17] | |
Вертолеты | |||||
Тысяча Ми-24 | Россия | атаковать | Ми-35 | 15 [18] [19] | |
Миль Ми-17 | Россия | полезность | Ми-8/17 | 10 [17] | |
Аэробус H145 | Франция | полезность | Х145М | 5 [17] | 9 под заказ [17] |
Аэрокосмическая Газель | Франция | разведчик / противотанковый | 341/42 | 25 [17] | производится по лицензии SOKO |
Учебно-тренировочный самолет | |||||
Тип Г-4 | Югославия | реактивный тренажер | Г-4М | 20 [17] | |
Утва Ласта 95 | Сербия | тренер | Нагрузка 95 В | 14 [17] | |
БПЛА | |||||
КАСК Радуга | Китай | БПЛА | СН-95 / 92 | 3 / 6 [20] [21] | |
Утва Пегаз | Сербия | БПЛА | 12 | больше под заказ [22] [23] | |
AD Орбитальный аппарат | Израиль | БПЛА | 10 [24] |
Ранее в ВВС Сербии эксплуатировались МиГ-21 , Soko J-21 Jastreb , Soko G-2 Galeb , Dornier Do 28 и Антонов Ан-26 . [25] [26] [27]
ПВО

Имя | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ОДИН | |||||
штаб-квартира-22 | Китай | дальнобойный | ФК-3 | 4 батареи [28] | |
Штаб-17 | Китай | средняя дальность | HQ-17AE | 3 батареи | |
Панцирь | Россия | средняя дальность | Панцирь С1 | 1 батарея [29] | 2 аккумулятора под заказ [30] |
S-125 Neva | Советский Союз | средняя дальность | Нева М1Т | 8 батарей [31] | |
2К12 Золото | Советский Союз | средняя дальность | Куб М2 | 12 батарей [32] |
Радары

Имя | Источник | Тип | Диапазон | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
3D | |||||
Фалес GM400 | Франция | наблюдение | дальнобойный | 4 [33] | |
Фалес GM200 | Франция | наблюдение и захват цели | средняя дальность | 6 [34] | |
АН/ТПС-70 | Соединенные Штаты | наблюдение | средняя дальность | 5 [35] | |
Фалес GM60 | Франция | целевое приобретение | ближнего действия | 12 [36] | |
Фалес ГС-40 | Франция | наблюдение и захват цели | ближнего действия | [37] [38] | |
2D | |||||
Маркони S-605/654 | Великобритания | наблюдение | средняя дальность | [39] | |
Маркони S-613 | Великобритания | измерение высоты | [39] | ||
ЗРК Компоненты | |||||
ИСГ-100 | Китай | наблюдение | дальнобойный | 4 [40] | часть HQ-22 батареи |
Н-200 | Китай | целевое приобретение | дальнобойный | 4 [41] | часть HQ-22 батареи |
П-18 | Советский Союз | наблюдение | средняя дальность | часть С-125 Нева батареи [42] | |
П-40 | Советский Союз | наблюдение | средняя дальность | часть 2К12 Куб аккумулятора |
Звания
Офицеры
Знаки различия офицерского состава .
Ранговая группа | Генерал / Флаг / Офицеры авиации | Старшие офицеры | Младшие офицеры | Офицер-кадет | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
Генерал Общий |
Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант |
Генерал-майор Генерал-майор |
Бригадный генерал Бригадный генерал |
Полковник Полковник |
Подполковник Подполковник |
Главный Главный |
Капитан первого класса Капитан первого класса |
Капитан Капитан |
Лейтенант Лейтенант |
Второй лейтенант Второй лейтенант |
Зачислен
Знаки различия унтер-офицеров и рядового состава .
Ранговая группа | Старшие сержанты | Младшие сержанты | Зачислен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |||||||||||||||||||||||||||
Прапорщик 1-го класса Прапорщик 1-го класса |
Прапорщик Прапорщик |
Старший сержант I класса Старший сержант I класса |
Старший смотритель Старший смотритель |
Сержант Гид |
Младший сержант Младший сержант |
Десять Капрал |
Разводник Распределитель |
Солдат Солдат |
См. также
Ссылки
- ^ «Численность армий Сербии, Хорватии, БиГ, Черногории и Северной Македонии в 2021 году» . 28 декабря 2021 г.
- ^ «ВВС Югославии» . aeroflight.co.uk. 12 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2007 г. Проверено 24 февраля 2007 г.
- ^ Борис Чиглик (осень 2016 г.). Рождение воздушной службы: Сербское авиационное командование (PDF) . Международный крест и кокарда, том 47/3 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2016 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Слободан Клякич (2 сентября 2012 г.). «Сто лет сербской военной авиации» (на сербском языке). Политика. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Бойн, Уолтер Дж. (1 января 2002 г.). Воздушная война: Международная энциклопедия: AL . АВС-КЛИО. п. 66. ИСБН 9781576073452 . Проверено 18 января 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Буттар, Прит (20 июня 2014 г.). Столкновение империй: Война на Восточном фронте в 1914 году . Блумсбери США. ISBN 9781782006480 . Проверено 18 января 2017 г. - через Google Книги.
- ^ L'homme-vent , специальный выпуск L'Ami de Pézenas , 2010 г.
- ^ Борис Чиглик (осень 2013 г.). Премьер-сербские бойцы . Международный крест и кокарда, том 44/3 .
- ^ «Члены экипажей Королевских ВВС Югославии» . Armyaircorps-376bg.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Джон Кэмпбелл (2013). Прибрежное командование Королевских ВВС: краткая история морских военно-воздушных сил, которые защищали судоходство Соединенного Королевства во время Первой и Второй мировых войн . Издательство «Мемуары». п. 205. ИСБН 978-1-909544-74-1 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Добсон, Джон; Добсон, Питер Г. (27 ноября 2012 г.). Дедушкина книга – От бипланов до Конкорда . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1481004107 .
- ^ Рипли, Тим (2000). Конфликт на Балканах 1991–2000 гг . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 9. ISBN 978-1-84603-748-1 .
- ^ Лок, Йорис Янссен. «Как голландские F-16AM сбили Миг-29» . Джейнс.com. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Никто не говорил, что я не буду, пилот второй части Предраг Милутинович» (на сербском языке). Радио Телевидение Сербии. 11 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Микоян-Гуревич МиГ-29 «Опора: потери и катапульты» . ejection-history.org.uk. 17 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2007 г. Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Серб обсуждает сбитие стелса» . США сегодня. 26 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2013 г. Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ «Сербия покупает кипрские боевые вертолеты для усиления военно-воздушных сил» . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ «[ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ] В Батайнице были представлены закупленные у Кипра вертолеты Ми-35П, закуплено 22 радара Thales, а также объявлено о закупке еще вертолетов Airbus» . 23 ноября 2023 г.
- ^ "РТС :: Общество :: Показан беспилотник CH-95 – он может находиться в воздухе до 20 часов и нести 200 килограммов летального оружия" . www.rts.rs. Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Китайские разведывательно-боевые беспилотники CH-92A были показаны в Батайнице, закуплено 6 самолетов с 18 ракетами» (4 июля 2020 г.) . Танго Шесть . 4 июля 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ " "БАЙРАКТАРЫ" ПРИХОДЯТ В НАШУ АРМИИ В 2023 ГОДУ? Намекнули, что первоначальный запрос будет расширен на большее количество дронов" . НОВОСТИ (на сербском языке) . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Танджуг (15 августа 2022 г.). «Вучич: «Нора» — величайшая сила сербской армии» . Nezavisne novine (на сербском языке) . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Костич, Милош (25 октября 2010 г.). «Орбитальный дрон в сербской армии» . Сержант модельного клуба Михайло Петрович Ниш . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ www.novimagazin.rs (25 января 2012 г.). «Прибыл новый самолет для сербской армии» . Новый журнал (на сербском языке) . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «Легендарный МиГ-21 сербской армии закончил свой срок службы почти через 60 лет» . N1 (на сербском языке). 21 мая 2021 г. Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ «В сербскую армию был поставлен еще один транспортник, замена знаменитому советскому «Антонову-26» » (на сербском языке). Радио Телевидение Сербии . 15 ноября 2023 г. Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Китай осуществляет полусекретную поставку ракет в Сербию» . АП НОВОСТИ . 10 апреля 2022 г. Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ «Инфографика: Что может Pancir-S1, поставленный в Сербию» .
- ^ Костич, Войкан (18 апреля 2022 г.). «Авиация Балкан: сохранение оружия российского производства становится невыполнимой задачей?» . Balkansec.net (на боснийском языке) . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ системы, сербская армия. "Армия Сербии - Вооружение ВВС и ПВО - Ракетные комплексы - Зенитно-ракетный комплекс С-125М НЕВА-М" . против РС . Вооруженные силы Сербии :: Командно-информационный центр. Архивировано из оригинала 16 октября 2011 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ системы, сербская армия. «Сербская армия — Вооружение ВВС и ПВО — Ракетные комплексы — Ракетный комплекс ПВО КУБ-М» . против РС . Вооруженные силы Сербии :: Командно-информационный центр. Архивировано из оригинала 10 октября 2016 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Войинович, Петар (23 ноября 2023 г.). «[ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ] В Батайнице были представлены закупленные у Кипра вертолеты Ми-35П, закуплено 22 радара Thales, а также объявлено о закупке еще вертолетов Airbus» . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «[ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ] В Батайнице были представлены закупленные у Кипра вертолеты Ми-35П, закуплено 22 радара Thales, а также объявлено о закупке еще вертолетов Airbus» . 23 ноября 2023 г.
- ^ «Эксклюзив: Jugoimport SDPR закупает военные радары в Словении» . 15 декабря 2015 г.
- ^ «[ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ] В Батайнице были представлены закупленные у Кипра вертолеты Ми-35П, закуплено 22 радара Thales, а также объявлено о закупке еще вертолетов Airbus» . 23 ноября 2023 г.
- ^ Банкович, Живоин (24 апреля 2023 г.). « Гранит 2023 : Самые интересные премьеры, беспилотные летательные аппараты, системы ПВО, радары, вертолеты» . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Вальполини, Паоло (5 октября 2023 г.). «Партнер 2023 — Сербия стремится усилить свою наземную противовоздушную оборону (GBAD)» . Журнал ЭДР . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «126-я армейская бригада | Сербская армия» .
- ^ Вукосавлевич, Зоран (2 мая 2022 г.). "[ЭКСКЛЮЗИВ] Первые подробности и описание характеристик: К большинству машин мы подошли в составе одной батареи ЗРК ФК-3" . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Вукосавлевич, Зоран (2 мая 2022 г.). "[ЭКСКЛЮЗИВ] Первые подробности и описание характеристик: К большинству машин мы подошли в составе одной батареи ЗРК ФК-3" . Танго Шесть (на сербском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ «Нетрадиционное оружие» . Журнал «Авиация и космос». 1 января 2008 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 г. . Проверено 29 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «ЗВАНИЯ В АРМИИ СЕРБИИ» . vs.rs (на сербском языке). Сербские вооруженные силы . Проверено 7 июня 2021 г.
Библиография
- Александр М. Огневич; Огнян М. Петрович; Ненад М. Миклушев, ред. (2015). Мемориал ВВС Сербии – Миодраг П. Томич . Лиденские книги. ISBN 978-86-917625-1-3 .
- Чиглич, Борис (2009). Крылья Сербии 1912–1920 гг . Бесконечный ISBN doo 978-86-6045-005-2 .
- Николич, Джорджи и Огневич, Акександар М. (2021). Дорнье: Югославская сага 1926-2007 . Люблин, Польша: Kagero Publishing. ISBN 978-83-66673-61-8 .
Дальнейшее чтение
- Ежемесячный журнал ВВС, Aeroflight
- ВВС Сербии на Салоникском фронте 1916–1918 гг., Владета Д. Войинович, 2000 г.
- Сербская авиация 1912–1918; MJV, Sky, EUROSINI; 1992 год
Внешние ссылки

- Официальная домашняя страница
- Официальная домашняя страница (в архиве)
- Республика Сербия – Министерство обороны
- Кем был сержант. Михайло Петрович?
- Мемориал ВВС Сербии - Миодраг П. Томич
- История двух истребителей-бипланов: Поповича и Ермакова.
- Югославский отряд 376-й бг 512 кв.
- Б-24 42-73065, РКЛ №23
- Коса Mk.IX c (GO-Z,MH 838) модель капитана Животы Босковича (Африканский орел) от 94 кв.м.
- Кому принадлежит человек по имени Живота Бошкович?
- Крылья над Цаво
- Як-1 на югославской службе
- Архив AP: Сербские (Югославские) ВВС в резерве (1999) на YouTube
- Воздушные бои над Белградом, 1999 г.
- 2 мая
- 4 мая - Падение югославского (сербского) командира отряда ″Pure Laine″.
- Смысл жизни - ВВС Сербии