РЫНОК
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Предшественник | Икар |
Основан | 1950 |
Несуществующий | начало 1990-х |
Штаб-квартира | , |
Soko ( сербско-хорватская кириллица : Соко ) — югославский производитель самолетов, базирующийся в Мостаре , СР Босния и Герцеговина . Компания отвечала за производство многих военных самолетов для югославских ВВС . [ 1 ]
Компания SOKO была создана в 1950 году путем переезда авиационного завода компании Ikarus из Земуна , СР Сербия . Официально основанная как «Preduzeće Soko» (Soko Corporation, soko означает « сокол по-сербски »), вскоре после этого она была переименована в «Soko Vazduhoplovna Industrija, RO Vazduhoplovstvo» (Soko Aeronautical Industry, RO Aeronautics). Его первым директором был полковник Югославской народной армии Иван Серт. Следующими директорами компании были инженеры Мильенко Пьещич и Томислав Мирич. Серийное производство многих типов самолетов было спроектировано Авиационно-техническим институтом в Белграде . Помимо самолетов, SOKO также производила по лицензии вертолеты. Расположенный недалеко от Мостара, он в основном использовал аэропорт Мостара для испытательных полетов.
К 1980-м годам SOKO работала над проектом Novi Avion четвертого поколения , направленным на разработку отечественного сверхзвукового многоцелевого истребителя , который позволил бы снабжать ВВС Югославии современными истребителями отечественного производства. Производство планировалось начать примерно в 1991 году; однако начало югославских войн и введение международного эмбарго на поставки оружия привели к отмене проекта. [ 2 ] В начале 1990-х годов завод вообще прекратил производство самолетов. Предприятия были частично демонтированы и перенесены в Сербию , где они были объединены с Utva Aviation Industry в Панчево , которая уже тесно сотрудничала с SOKO в производстве Orao и Super Galeb . [ 3 ]
История
[ редактировать ]В конце 1940-х годов, в результате политики югославского правительства по перемещению сербской промышленности , большая часть инфраструктуры и персонала авиационного подразделения компании «Икарус» из Земуна , СР Сербия, была выкорчевана и переведена в Мостар , СР Босния и Герцеговина . В 1950 году эти активы были объединены в недавно созданную авиастроительную компанию SOKO, которая сразу же начала работать над различными авиационными технологиями. В эти первые годы компания производила учебно-тренировочные самолеты Soko 522 , а также обеспечивала техническое обслуживание югославских ВВС , особенно ее парка американского производства истребителей F-84 Thunderjet . [ нужна ссылка ]
В 1957 году Югославский VTI (Авиационный технический институт) начал проектные работы над тем, что впоследствии стало Soko G-2 Galeb . Основной целью его разработки было производство отечественной замены построенному в Америке Lockheed T-33 Shooting Star , который в то время был наиболее часто используемым учебно-тренировочным самолетом, использовавшимся в ВВС Югославии; таким образом, «Галеб» должен был соответствовать различным качествам и требованиям, предъявляемым к выполнению миссий по начальной , средней и продвинутой учебной подготовке. [ 4 ] «Галеб» был разработан в результате совместных усилий Югославии и Соединенного Королевства и, как сообщается, внес значительный вклад в экспортную стоимость последнего; [ 4 ] значительная часть компонентов и вспомогательного оборудования, такого как силовая установка, катапультные кресла и навигационное оборудование, среди прочего, которые были установлены на самолет, были получены от ряда британских аэрокосмических производителей или были произведены непосредственно ими. [ 4 ] Спонсорскую поддержку в разработке самолета оказал британский производитель двигателей Rolls-Royce Limited , чей двигатель Armstrong Siddeley Viper турбореактивный был выбран для установки на этот тип. [ 5 ]
В 1964 году началось производство Galeb, что сделало его первым реактивным самолетом собственной разработки, поступившим в массовое производство в Югославии (первым самолетом с реактивным двигателем, построенным в Югославии, был Ikarus 451M в 1952 году, который не пошел в производство). [ 5 ] Вскоре после этого также была разработана версия Galeb, предназначенная для наземных атак, получившая название J-21 Jastreb ; [ 6 ] Помимо усиления планера, одним явным отличием между этими двумя самолетами было удаление задней кабины на J-21 Jastreb, вместо этого это место было закрыто обтекателем , а внутреннее пространство использовалось для размещения авионики и другого авиационного оборудования. . [ 7 ] Помимо внутреннего внедрения в ВВС Югославии, Galeb также продавался на экспорт; Ливийские ВВС были успешными эксплуатантами такого типа; к 2002 году, как сообщается, в ее арсенале оставалось в общей сложности 80 самолетов. [ 8 ]
В 1970 году соседние страны Румыния и Югославия начали обсуждение вопроса о совместной разработке нового истребителя штурмовика . [ 9 ] 20 мая 1971 года правительства Румынии и Югославии подписали соглашение о создании YuRom , совместного научно-исследовательского предприятия двух стран. двух стран По словам автора авиации Джона К. Фредриксена, это заявление было логическим продолжением политической политики, поскольку главы , Иосип Броз Тито из Югославии и Николае Чаушеску , исторически стремились избежать чрезмерной зависимости от Советского Союза , предпочитая строить связи и проекты сотрудничества с другими дружественными или нейтральными странами. [ 9 ] Из-за политической чувствительности и сильного желания не допустить, чтобы одна страна отодвинула на задний план другую, самолет получил два разных названия; в Румынии он был известен как IAR-93 Vultur , а в Югославии — как Soko J-22 Orao . [ 9 ] Серийное производство J-22 осуществлялось на заводе SOKO в Мостаре , производство было остановлено в 1992 году, а сам завод сильно пострадал в результате серии событий, обычно называемых Югославскими войнами . [ 10 ] В 1990-е годы предлагались различные программы модернизации J-22; как сообщается, такие усилия были бы сосредоточены на его авионике. [ 10 ] Однако такие амбиции были сильно подорваны демонтажем завода в Мостаре во время югославских войн и крахом коммунистического правительства Румынии. [ 11 ]
Другая программа, начатая в 1970-х годах, привела к разработке G-4 Super Galeb ; он был разработан как замена существующему на вооружении югославских ВВС самолетов G-2 Galebs . По данным авиационного журнала Flight International , Super Galeb явно наследовал более ранний G-2, имея тот же британского производства , хотя и модернизированный для большей производительности. Rolls-Royce Viper турбореактивный двигатель [ 12 ] Однако историк авиации Кристофер Чант отмечает, что: «Super Galeb имеет не больше общего с G-2 Galeb, чем идентичность роли, будучи в целом более совершенным самолетом. [ 13 ] Помимо внутреннего рынка, он также конкурировал на международном уровне с такими учебно-тренировочными самолетами, как итальянский Aermacchi MB-339 , чехословацкий Aero L-39 Albatros и испанский CASA C-101 ; Flight International отмечает, что, хотя Super Galeb имел меньшие характеристики, чем франко -германский Dassault/Dornier Alpha Jet , его приобретение было существенно дешевле. [ 12 ]
В середине 1980-х годов была инициирована программа Novi Avion с целью повышения самодостаточности политической независимости Югославии за счет достижения в производстве военной техники; на тот момент истребители завоевания превосходства в воздухе были единственным крупным элементом, в котором Югославия все еще зависела от импорта, поскольку получила возможность производить всю другую военную технику. [ нужна ссылка ] Таким образом, Avion планировалось использовать в качестве замены парка ВВС Югославии, насчитывающего около 120 МиГ-21 Микояна-Гуревича . [ 14 ] Развитие было признанной приоритетной программой для Югославской народной армии и частично финансировалось национальным правительством из общих фондов исследований, разработок и модернизации, а также частично обеспечивалось промышленностью. [ 14 ] «Нови Авион» должен был стать первым сверхзвуковым самолетом Югославии, соответственно, отечественная промышленность не имела опыта проектирования и испытаний таких истребителей и искала внешних партнеров для оказания помощи. [ 15 ] Франции и французской компании Dassault Aviation Предстоящий истребитель Rafale оказал сильное влияние на конструкцию Avion. [ 14 ]
В 1990-е годы Югославия распалась на несколько разных стран, что быстро привело к отказу от программы Avion из-за того, что финансовые ресурсы, необходимые для начала производства истребителя, стали недоступными после распада страны. Как сообщается, работа первоначально была остановлена из-за отсутствия финансирования, но были предприняты дальнейшие усилия по заключению соглашений о зарубежном партнерстве. [ 16 ] Если бы разработка не была прекращена, первый самолет должен был совершить свой первый полет в 1992 году; Сообщается, что Avion поступит на вооружение эскадрильи в какой-то момент в середине 2000-х годов. [ 14 ]
На протяжении 1970-х и 1980-х годов SOKO участвовала в различных партнерских отношениях. Помимо работы с Avioane Craiova над совместной разработкой J-22 Orao/ IAR-93 , Соко также сотрудничала с Sikorsky , Westland и Aérospatiale в производстве различных вертолетов по лицензии . На протяжении всего существования компании ее деятельность по производству самолетов в основном была направлена на удовлетворение потребностей ВВС Югославии, но возможен был и экспорт самолетов. J-1 Jastreb экспортировались в Ливию и Замбию. G-2 Галеб экспортировался в Ливию, Заир [ 17 ] и Замбия. [ 18 ] Шесть Super Galebs были экспортированы в Бирму, а начало югославских войн и международные санкции остановили производство и заблокировали невыполненные заказы на G-4 Super Galeb в Малайзию, Сингапур и Индонезию. [ 19 ]
Самолет
[ редактировать ]Название модели | Первый полет | Количество построенных | Тип |
---|---|---|---|
Рынок 522 | 1955 | ~110 | Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем |
Рынок WS-55 | 38 [ 20 ] [ а ] | Многоцелевой вертолет с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии | |
Соко J-20 Крагуй | 1962 | 43 | Легкий штурмовик-моноплан с однопоршневым двигателем |
Сокол J-21 Ястреб | 1965 | 224 | Легкий штурмовик-моноплан с одним реактивным двигателем |
Сокол J-22 Орел | 1974 | ~133 [ 21 ] | Штурмовик-моноплан с двумя реактивными двигателями |
Соко G-2 Чайка | 1961 | 248 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
Соко G-4 Супер Чайка | 1978 | 85 | Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем |
Соко Газель | 132 | Многоцелевой вертолет с одним турбовальным двигателем лицензионного производства | |
Новый самолет | Н/Д | 0 | Несобранный однореактивный двигатель-моноплан многоцелевой боевой самолет |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Еще 7 самолетов были поставлены в комплекте из Великобритании.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 245. ИСБН 9780850451634 .
- ^ «Нови Авион» [Новый Авион]. Ассоциация по сохранению авиационных традиций Сербии на ( сербском языке). 18 сентября 2015 г. Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ «Югославия - Авиационная промышленность». eroflight.co.uk , дата обращения 4 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 901.
- ^ Перейти обратно: а б «Двадцать шестая выставка SBAC... Военно-исследовательские самолеты». Flight International , 19 сентября 1968 г. с. 450.
- ↑ Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 904.
- ↑ Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 905.
- ^ «Перепись: военный самолет». Flight International , 18 февраля 2002 г. с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с Фредриксен 2001, стр. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Пенни, Стюарт. «Справочник военных самолетов, часть 2». Flight International , 11 августа 1999 г.
- ^ "Aviaone (ранее IAV Craiova)". Flight International , 22 октября 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Югославия разрабатывает новый учебно-тренировочный самолет». Flight International , 4 июня 1983 г. с. 1647.
- ^ Чант 2014, с. 467.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Dassault заключила сделку по разработке югославского истребителя». Flight International , 13 марта 1990 г. с. 16.
- ^ «Ищутся партнеры для Novi Avion». Flight International , 10 апреля 1990 г. с. 25.
- ^ «Нехватка денег останавливает истребитель Novi Avion». Flight International , 2 июля 1991 г. с. 17.
- ↑ Заир/ДР Конго с 1980 г. на acig.org, получено 4 декабря 2013 г.
- ^ Тейлор 1982, с. 487.
- ↑ G-4 Super Galeb на официальном сайте Музея авиации (Белград) , получено 12 апреля 2013 г. (на сербском языке).
- ^ «ФА Соко С-55 Мк.В» . Министерство обороны Республики Сербия . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Джексон, Пол, изд. (1995). Джейн «Все самолеты мира», 1995–96 гг . Колсдон, Суррей: Информационная группа Джейн. п. 207. ИСБН 0-7106-1262-1 . Проверено 10 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Кристофер (2014). Сборник вооружений и военной техники . Рутледж. ISBN 978-1134646685 .
- Фредриксен, Джон К. (2001). Международные военные птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-364-5 .