Jump to content

РЫНОК

Рынок
Промышленность Аэрокосмическая промышленность
Предшественник Икар
Основан 1950  ( 1950 )
Несуществующий начало 1990-х
Штаб-квартира ,

Soko ( сербско-хорватская кириллица : Соко ) — югославский производитель самолетов, базирующийся в Мостаре , СР Босния и Герцеговина . Компания отвечала за производство многих военных самолетов для югославских ВВС . [ 1 ]

Компания SOKO была создана в 1950 году путем переезда авиационного завода компании Ikarus из Земуна , СР Сербия . Официально основанная как «Preduzeće Soko» (Soko Corporation, soko означает « сокол по-сербски »), вскоре после этого она была переименована в «Soko Vazduhoplovna Industrija, RO Vazduhoplovstvo» (Soko Aeronautical Industry, RO Aeronautics). Его первым директором был полковник Югославской народной армии Иван Серт. Следующими директорами компании были инженеры Мильенко Пьещич и Томислав Мирич. Серийное производство многих типов самолетов было спроектировано Авиационно-техническим институтом в Белграде . Помимо самолетов, SOKO также производила по лицензии вертолеты. Расположенный недалеко от Мостара, он в основном использовал аэропорт Мостара для испытательных полетов.

К 1980-м годам SOKO работала над проектом Novi Avion четвертого поколения , направленным на разработку отечественного сверхзвукового многоцелевого истребителя , который позволил бы снабжать ВВС Югославии современными истребителями отечественного производства. Производство планировалось начать примерно в 1991 году; однако начало югославских войн и введение международного эмбарго на поставки оружия привели к отмене проекта. [ 2 ] В начале 1990-х годов завод вообще прекратил производство самолетов. Предприятия были частично демонтированы и перенесены в Сербию , где они были объединены с Utva Aviation Industry в Панчево , которая уже тесно сотрудничала с SOKO в производстве Orao и Super Galeb . [ 3 ]

В конце 1940-х годов, в результате политики югославского правительства по перемещению сербской промышленности , большая часть инфраструктуры и персонала авиационного подразделения компании «Икарус» из Земуна , СР Сербия, была выкорчевана и переведена в Мостар , СР Босния и Герцеговина . В 1950 году эти активы были объединены в недавно созданную авиастроительную компанию SOKO, которая сразу же начала работать над различными авиационными технологиями. В эти первые годы компания производила учебно-тренировочные самолеты Soko 522 , а также обеспечивала техническое обслуживание югославских ВВС , особенно ее парка американского производства истребителей F-84 Thunderjet . [ нужна ссылка ]

В 1957 году Югославский VTI (Авиационный технический институт) начал проектные работы над тем, что впоследствии стало Soko G-2 Galeb . Основной целью его разработки было производство отечественной замены построенному в Америке Lockheed T-33 Shooting Star , который в то время был наиболее часто используемым учебно-тренировочным самолетом, использовавшимся в ВВС Югославии; таким образом, «Галеб» должен был соответствовать различным качествам и требованиям, предъявляемым к выполнению миссий по начальной , средней и продвинутой учебной подготовке. [ 4 ] «Галеб» был разработан в результате совместных усилий Югославии и Соединенного Королевства и, как сообщается, внес значительный вклад в экспортную стоимость последнего; [ 4 ] значительная часть компонентов и вспомогательного оборудования, такого как силовая установка, катапультные кресла и навигационное оборудование, среди прочего, которые были установлены на самолет, были получены от ряда британских аэрокосмических производителей или были произведены непосредственно ими. [ 4 ] Спонсорскую поддержку в разработке самолета оказал британский производитель двигателей Rolls-Royce Limited , чей двигатель Armstrong Siddeley Viper турбореактивный был выбран для установки на этот тип. [ 5 ]

Soko G-2 Galeb ВВС Югославии, представленный компанией на Парижском авиасалоне 1963 года.

В 1964 году началось производство Galeb, что сделало его первым реактивным самолетом собственной разработки, поступившим в массовое производство в Югославии (первым самолетом с реактивным двигателем, построенным в Югославии, был Ikarus 451M в 1952 году, который не пошел в производство). [ 5 ] Вскоре после этого также была разработана версия Galeb, предназначенная для наземных атак, получившая название J-21 Jastreb ; [ 6 ] Помимо усиления планера, одним явным отличием между этими двумя самолетами было удаление задней кабины на J-21 Jastreb, вместо этого это место было закрыто обтекателем , а внутреннее пространство использовалось для размещения авионики и другого авиационного оборудования. . [ 7 ] Помимо внутреннего внедрения в ВВС Югославии, Galeb также продавался на экспорт; Ливийские ВВС были успешными эксплуатантами такого типа; к 2002 году, как сообщается, в ее арсенале оставалось в общей сложности 80 самолетов. [ 8 ]

В 1970 году соседние страны Румыния и Югославия начали обсуждение вопроса о совместной разработке нового истребителя штурмовика . [ 9 ] 20 мая 1971 года правительства Румынии и Югославии подписали соглашение о создании YuRom , совместного научно-исследовательского предприятия двух стран. двух стран По словам автора авиации Джона К. Фредриксена, это заявление было логическим продолжением политической политики, поскольку главы , Иосип Броз Тито из Югославии и Николае Чаушеску , исторически стремились избежать чрезмерной зависимости от Советского Союза , предпочитая строить связи и проекты сотрудничества с другими дружественными или нейтральными странами. [ 9 ] Из-за политической чувствительности и сильного желания не допустить, чтобы одна страна отодвинула на задний план другую, самолет получил два разных названия; в Румынии он был известен как IAR-93 Vultur , а в Югославии — как Soko J-22 Orao . [ 9 ] Серийное производство J-22 осуществлялось на заводе SOKO в Мостаре , производство было остановлено в 1992 году, а сам завод сильно пострадал в результате серии событий, обычно называемых Югославскими войнами . [ 10 ] В 1990-е годы предлагались различные программы модернизации J-22; как сообщается, такие усилия были бы сосредоточены на его авионике. [ 10 ] Однако такие амбиции были сильно подорваны демонтажем завода в Мостаре во время югославских войн и крахом коммунистического правительства Румынии. [ 11 ]

Soko G-4 Super Galeb ВВС Сербии.

Другая программа, начатая в 1970-х годах, привела к разработке G-4 Super Galeb ; он был разработан как замена существующему на вооружении югославских ВВС самолетов G-2 Galebs . По данным авиационного журнала Flight International , Super Galeb явно наследовал более ранний G-2, имея тот же британского производства , хотя и модернизированный для большей производительности. Rolls-Royce Viper турбореактивный двигатель [ 12 ] Однако историк авиации Кристофер Чант отмечает, что: «Super Galeb имеет не больше общего с G-2 Galeb, чем идентичность роли, будучи в целом более совершенным самолетом. [ 13 ] Помимо внутреннего рынка, он также конкурировал на международном уровне с такими учебно-тренировочными самолетами, как итальянский Aermacchi MB-339 , чехословацкий Aero L-39 Albatros и испанский CASA C-101 ; Flight International отмечает, что, хотя Super Galeb имел меньшие характеристики, чем франко -германский Dassault/Dornier Alpha Jet , его приобретение было существенно дешевле. [ 12 ]

В середине 1980-х годов была инициирована программа Novi Avion с целью повышения самодостаточности политической независимости Югославии за счет достижения в производстве военной техники; на тот момент истребители завоевания превосходства в воздухе были единственным крупным элементом, в котором Югославия все еще зависела от импорта, поскольку получила возможность производить всю другую военную технику. [ нужна ссылка ] Таким образом, Avion планировалось использовать в качестве замены парка ВВС Югославии, насчитывающего около 120 МиГ-21 Микояна-Гуревича . [ 14 ] Развитие было признанной приоритетной программой для Югославской народной армии и частично финансировалось национальным правительством из общих фондов исследований, разработок и модернизации, а также частично обеспечивалось промышленностью. [ 14 ] «Нови Авион» должен был стать первым сверхзвуковым самолетом Югославии, соответственно, отечественная промышленность не имела опыта проектирования и испытаний таких истребителей и искала внешних партнеров для оказания помощи. [ 15 ] Франции и французской компании Dassault Aviation Предстоящий истребитель Rafale оказал сильное влияние на конструкцию Avion. [ 14 ]

В 1990-е годы Югославия распалась на несколько разных стран, что быстро привело к отказу от программы Avion из-за того, что финансовые ресурсы, необходимые для начала производства истребителя, стали недоступными после распада страны. Как сообщается, работа первоначально была остановлена ​​из-за отсутствия финансирования, но были предприняты дальнейшие усилия по заключению соглашений о зарубежном партнерстве. [ 16 ] Если бы разработка не была прекращена, первый самолет должен был совершить свой первый полет в 1992 году; Сообщается, что Avion поступит на вооружение эскадрильи в какой-то момент в середине 2000-х годов. [ 14 ]

На протяжении 1970-х и 1980-х годов SOKO участвовала в различных партнерских отношениях. Помимо работы с Avioane Craiova над совместной разработкой J-22 Orao/ IAR-93 , Соко также сотрудничала с Sikorsky , Westland и Aérospatiale в производстве различных вертолетов по лицензии . На протяжении всего существования компании ее деятельность по производству самолетов в основном была направлена ​​на удовлетворение потребностей ВВС Югославии, но возможен был и экспорт самолетов. J-1 Jastreb экспортировались в Ливию и Замбию. G-2 Галеб экспортировался в Ливию, Заир [ 17 ] и Замбия. [ 18 ] Шесть Super Galebs были экспортированы в Бирму, а начало югославских войн и международные санкции остановили производство и заблокировали невыполненные заказы на G-4 Super Galeb в Малайзию, Сингапур и Индонезию. [ 19 ]

Тип J-22
Название модели Первый полет Количество построенных Тип
Рынок 522 1955 ~110 Учебно-тренировочный моноплан с однопоршневым двигателем
Рынок WS-55 38 [ 20 ] [ а ] Многоцелевой вертолет с одним поршневым двигателем, построенный по лицензии
Соко J-20 Крагуй 1962 43 Легкий штурмовик-моноплан с однопоршневым двигателем
Сокол J-21 Ястреб 1965 224 Легкий штурмовик-моноплан с одним реактивным двигателем
Сокол J-22 Орел 1974 ~133 [ 21 ] Штурмовик-моноплан с двумя реактивными двигателями
Соко G-2 Чайка 1961 248 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
Соко G-4 Супер Чайка 1978 85 Учебно-тренировочный моноплан с однореактивным двигателем
Соко Газель 132 Многоцелевой вертолет с одним турбовальным двигателем лицензионного производства
Новый самолет Н/Д 0 Несобранный однореактивный двигатель-моноплан многоцелевой боевой самолет

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Еще 7 самолетов были поставлены в комплекте из Великобритании.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рэгг, Дэвид В. (1973). Словарь авиации (первое изд.). Скопа. п. 245. ИСБН  9780850451634 .
  2. ^ «Нови Авион» [Новый Авион]. Ассоциация по сохранению авиационных традиций Сербии на ( сербском языке). 18 сентября 2015 г. Проверено 10 апреля 2022 г.
  3. ^ «Югославия - Авиационная промышленность». eroflight.co.uk , дата обращения 4 декабря 2013 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 901.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Двадцать шестая выставка SBAC... Военно-исследовательские самолеты». Flight International , 19 сентября 1968 г. с. 450.
  6. Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 904.
  7. Flight International , 28 ноября 1968 г. с. 905.
  8. ^ «Перепись: военный самолет». Flight International , 18 февраля 2002 г. с. 48.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Фредриксен 2001, стр. 301.
  10. ^ Перейти обратно: а б Пенни, Стюарт. «Справочник военных самолетов, часть 2». Flight International , 11 августа 1999 г.
  11. ^ "Aviaone (ранее IAV Craiova)". Flight International , 22 октября 1996 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Югославия разрабатывает новый учебно-тренировочный самолет». Flight International , 4 июня 1983 г. с. 1647.
  13. ^ Чант 2014, с. 467.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Dassault заключила сделку по разработке югославского истребителя». Flight International , 13 марта 1990 г. с. 16.
  15. ^ «Ищутся партнеры для Novi Avion». Flight International , 10 апреля 1990 г. с. 25.
  16. ^ «Нехватка денег останавливает истребитель Novi Avion». Flight International , 2 июля 1991 г. с. 17.
  17. Заир/ДР Конго с 1980 г. на acig.org, получено 4 декабря 2013 г.
  18. ^ Тейлор 1982, с. 487.
  19. G-4 Super Galeb на официальном сайте Музея авиации (Белград) , получено 12 апреля 2013 г. (на сербском языке).
  20. ^ «ФА Соко С-55 Мк.В» . Министерство обороны Республики Сербия . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
  21. ^ Джексон, Пол, изд. (1995). Джейн «Все самолеты мира», 1995–96 гг . Колсдон, Суррей: Информационная группа Джейн. п. 207. ИСБН  0-7106-1262-1 . Проверено 10 апреля 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чант, Кристофер (2014). Сборник вооружений и военной техники . Рутледж. ISBN  978-1134646685 .
  • Фредриксен, Джон К. (2001). Международные военные птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО. ISBN  1-57607-364-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 566b8e8125a7be0070ccfeb954678e78__1711499520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/78/566b8e8125a7be0070ccfeb954678e78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SOKO - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)