Аэрокосмическая промышленность
Аэрокосмическая промышленность — это термин, используемый для обозначения атмосферы и космического пространства . Аэрокосмическая деятельность очень разнообразна и имеет множество коммерческих, промышленных и военных применений. Аэрокосмическая техника состоит из воздухоплавания и космонавтики . Аэрокосмические организации исследуют, проектируют, производят, эксплуатируют, обслуживают и ремонтируют как самолеты , так и космические аппараты . [1]
Начало космоса и конец воздуха предполагаются на высоте 100 км (62 мили) над землей в соответствии с физическим объяснением того, что плотность воздуха слишком мала для того, чтобы поднимающееся тело могло генерировать значительную подъемную силу, не превышая орбитальную скорость. [2]
Обзор [ править ]
В большинстве промышленно развитых стран аэрокосмическая отрасль представляет собой сотрудничество государственного и частного секторов. Например, в нескольких штатах есть гражданская космическая программа , финансируемая правительством , например, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства в США, Европейское космическое агентство в Европе, Канадское космическое агентство в Канаде, Индийская организация космических исследований в Индии, Японская организация аэрокосмических исследований. Агентство в Японии, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в России, Национальное космическое управление Китая в Китае, СУПАРКО в Пакистане, Иранское космическое агентство в Иране и Корейский институт аэрокосмических исследований в Южной Корее.
Наряду с этими общественными космическими программами многие компании производят технические инструменты и компоненты, такие как космические корабли и спутники . Некоторые известные компании, участвующие в космических программах, включают Boeing , Cobham , Airbus , SpaceX , Lockheed Martin , United Technologies , MDA и Northrop Grumman . Эти компании также участвуют в других областях аэрокосмической отрасли, например, в производстве самолетов.
История [ править ]
Современная аэрокосмическая промышленность началась с инженера Джорджа Кэли в 1799 году. Кэли предложил самолет с «неподвижным крылом и горизонтальным и вертикальным оперением», определяя характеристики современного самолета. [3]
В 19 веке были созданы Авиационное общество Великобритании (1866 г.), Американское ракетное общество и Институт аэронавтических наук , которые сделали воздухоплавание более серьезной научной дисциплиной. [3] Летчики, такие как Отто Лилиенталь , который представил изогнутые аэродинамические профили в 1891 году, использовали планеры для анализа аэродинамических сил . [3] Братья Райт заинтересовались творчеством Лилиенталя и прочитали несколько его публикаций. [3] Они также нашли вдохновение у Октава Шанюта , летчика и автора книги «Прогресс в летательных машинах» (1894). [3] Именно предварительная работа Кэли, Лилиенталя, Чанута и других первых аэрокосмических инженеров привела к осуществлению первого длительного полета с двигателем в Китти-Хок, Северная Каролина, 17 декабря 1903 года, осуществленного братьями Райт.
Война и научная фантастика вдохновили таких ученых и инженеров, как Константин Циолковский и Вернер фон Браун, на полет за пределы атмосферы. Вторая мировая война вдохновила Вернера фон Брауна на создание ракет Фау-1 и Фау-2.
Запуск «Спутника -1» в октябре 1957 года положил начало космической эпохе , а 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил первую пилотируемую посадку на Луну. [3] В апреле 1981 года был запущен космический корабль «Колумбия» , положивший начало регулярному выходу экипажа в орбитальное пространство. Устойчивое присутствие человека в орбитальном пространстве началось с « Мира » в 1986 году и продолжается « Международной космической станцией ». [3] Коммерциализация космоса и космический туризм являются более поздними особенностями аэрокосмической отрасли.
Производство [ править ]
Аэрокосмическая промышленность — это высокотехнологичная отрасль, которая производит «самолёты, управляемые ракеты, космические аппараты, авиационные двигатели, двигательные установки и сопутствующие детали». [4] Большая часть отрасли ориентирована на государственную работу. Каждому производителю оригинального оборудования (OEM) правительство США присвоило код коммерческой и государственной организации (CAGE) . Эти коды помогают идентифицировать каждого производителя, ремонтные предприятия и других важных поставщиков послепродажного обслуживания в аэрокосмической отрасли.
В Соединенных Штатах Министерство обороны и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) являются двумя крупнейшими потребителями аэрокосмических технологий и продукции. Другие включают очень крупную авиационную отрасль. В 2006 году в аэрокосмической отрасли было занято 472 000 наемных работников. [5] Большинство этих рабочих мест было в штате Вашингтон и в Калифорнии, причем важное значение также имели Миссури , Нью-Йорк и Техас . Ведущими производителями аэрокосмической продукции в США являются Boeing , United Technologies Corporation , SpaceX , Northrop Grumman и Lockheed Martin . По мере того, как талантливые американские сотрудники стареют и выходят на пенсию, эти производители сталкиваются с растущей нехваткой рабочей силы. Чтобы обеспечить промышленный сектор свежими кадрами, программы ученичества, такие как Объединенный совет по ученичеству в аэрокосмической отрасли (AJAC), сотрудничают с общественными колледжами и аэрокосмическими фирмами в штате Вашингтон.
Важные места гражданской аэрокосмической промышленности во всем мире включают Вашингтон штат ( Boeing ), Калифорнию ( Boeing , Lockheed Martin и т. д.) и Монреаль, Квебек , Канада ( Bombardier , Pratt & Whitney Canada ) в Северной Америке ; Тулуза , Франция ( Airbus SE ) и Гамбург , Германия ( Airbus SE ) в Европе ; а также Сан-Жозе-дус-Кампус , Бразилия ( Embraer ), Керетаро , Мексика (Bombardier Aerospace, General Electric Aviation) и Мехикали , Мексика (United Technologies Corporation, Gulfstream Aerospace ) в Латинской Америке .
В Европейском Союзе на аэрокосмические компании, такие как Airbus SE , Safran , Thales , Dassault Aviation , Leonardo и Saab AB, приходится большая доля мировой аэрокосмической промышленности и исследовательских усилий, а Европейское космическое агентство является одним из крупнейших потребителей аэрокосмической продукции. технологии и продукты.
В Индии Бангалор — крупный центр аэрокосмической промышленности, где Hindustan Aeronautics Limited , Национальных аэрокосмических лабораторий и Индийской организации космических исследований расположены штаб-квартиры . Индийская организация космических исследований (ISRO) запустила первый индийский лунный орбитальный аппарат «Чандраяан-1» в октябре 2008 года.
В России крупные аэрокосмические компании, такие как «Оборонпром» и « Объединенная авиастроительная корпорация» (в которую входят Микоян , Сухой , Ильюшин , Туполев , Яковлев и «Иркут» , в который входит Бериев ), являются одними из крупнейших мировых игроков в этой отрасли. Исторический Советский Союз был также домом для крупной аэрокосмической промышленности.
Соединенное Королевство раньше пыталось сохранить свою собственную крупную аэрокосмическую промышленность, производя собственные авиалайнеры и военные самолеты, но теперь оно в значительной степени перешло к сотрудничеству с континентальными компаниями и превратилось в крупного покупателя импорта из таких стран, как как Соединенные Штаты. Тем не менее, в Великобритании очень активен аэрокосмический сектор: крупные компании, такие как BAE Systems , поставляют полностью собранные самолеты, компоненты самолетов, узлы и подсистемы другим производителям, как в Европе, так и по всему миру.
Канада ранее производила некоторые собственные конструкции реактивных боевых самолетов и т. д. (например, истребитель CF-100 ), но в течение нескольких десятилетий для удовлетворения этих потребностей она полагалась на импорт из Соединенных Штатов и Европы. Однако Канада по-прежнему производит некоторые военные самолеты, хотя они, как правило, не боеспособны. Еще одним ярким примером стала разработка в конце 1950-х годов Avro Canada CF-105 Arrow , сверхзвукового истребителя-перехватчика, отмена которого в 1959 году считалась весьма спорной.
Франция продолжает производить собственные военные самолеты для своих ВВС и военно-морского флота, а Швеция продолжает производить собственные военные самолеты для ВВС Швеции, особенно в поддержку своей позиции нейтральной страны. (См. Saab AB .) Другие европейские страны либо объединяются для создания истребителей (таких как Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon ), либо импортируют их из Соединенных Штатов.
В Пакистане развивается аэрокосмическая промышленность. Национальная инженерно-научная комиссия , Исследовательские лаборатории Хана и Пакистанский авиационный комплекс входят в число ведущих организаций, занимающихся исследованиями и разработками в этом секторе. Пакистан обладает возможностями проектирования и производства управляемых ракет, ракет и космических аппаратов. В городе Камра находится Пакистанский авиационный комплекс , в состав которого входят несколько заводов. Это предприятие отвечает за производство самолетов MFI-17 , MFI-395 , K-8 и JF-17 Thunder . Пакистан также имеет возможность разрабатывать и производить как вооруженные, так и невооруженные беспилотные летательные аппараты .
В Китайской Народной Республике Пекин , Сиань , Чэнду , Шанхай , Шэньян и Наньчан являются крупными научно-исследовательскими и производственными центрами аэрокосмической промышленности. Китай разработал обширные возможности для проектирования, испытаний и производства военных самолетов, ракет и космических аппаратов. Несмотря на отмену в 1983 году экспериментального Shanghai Y-10 , Китай все еще развивает свою гражданскую аэрокосмическую промышленность.
Производство авиационных запчастей зародилось в результате продажи подержанных или бывших в употреблении авиационных запчастей из сектора аэрокосмического производства. В Соединенных Штатах существует определенный процесс, которому должны следовать брокеры или реселлеры запчастей. Это включает в себя использование сертифицированной ремонтной станции для капитального ремонта и «маркировки» детали. Эта сертификация гарантирует, что деталь была отремонтирована или отремонтирована в соответствии со спецификациями OEM. После капитального ремонта детали ее стоимость определяется спросом и предложением на аэрокосмическом рынке. Когда у авиакомпании есть самолет на земле , часть, необходимая авиакомпании для возврата самолета в эксплуатацию, становится неоценимой. Это может стимулировать рынок конкретных запчастей. Существует несколько онлайн-торговых площадок, которые помогают в продаже запчастей для самолетов.
В аэрокосмической и оборонной промышленности в конце 20-го века, на пороге 21-го века, произошла значительная консолидация. В период с 1988 по 2011 год во всем мире было объявлено о более чем 6068 слияниях и поглощениях общей известной стоимостью 678 миллиардов долларов США. [6] Крупнейшими сделками стали:
- Приобретение Rockwell Collins корпорацией United Technologies за 30,0 млрд. долл. США. долларов США в 2018 году
- Приобретение Goodrich Corporation корпорацией United Technologies за 16,2 млрд. долл. США. долларов США в 2011 году [7]
- Слияние Allied Signal с Honeywell в результате обмена акциями на сумму 15,6 млрд. долларов США в 1999 году [8]
- Слияние Boeing с McDonnell оценивается в 13,4 млрд долларов. долларов США в 1996 году [9]
- Приобретение компании Marconi Electronic Systems , дочерней компании GEC, компанией British Aerospace за 12,9 млрд. долл. США. долларов США в 1999 году [10] (сейчас называется: BAE Systems )
- Приобретение Hughes Aircraft компанией Raytheon за 9,5 млрд. долларов США в 1997 году
Технология [ править ]
множество технологий и инноваций В аэрокосмической отрасли используется , многие из которых были впервые применены во время Второй мировой войны : [11]
- Запатентованные компанией Short Brothers складывающиеся крылья оптимизируют хранение на авианосце: от простого складывания до всего вращающегося крыла V-22 , а законцовка крыла складывается на 12 футов (3,7 м) у Boeing 777X для совместимости с аэропортами.
- Для улучшения характеристик на малых скоростях de Havilland DH4 модифицировал Хэндли Пейдж в моноплан с механизированными устройствами : полноразмахными передними предкрылками и задними закрылками ; В 1924 году закрылки Фаулера в США были изобретены , которые выдвигаются назад и вниз, и использовались на Lockheed Model 10 Electra, а в 1943 году в Германии были изобретены откидные вперед закрылки Крюгера с передней кромкой , которые позже использовались на Боинге 707 .
- Большой исследовательский туннель пропеллеров в 1927 году в NACA Лэнгли подтвердил, что шасси было основным источником сопротивления, а в 1930 году Boeing Monomail имел убирающееся шасси.
- Заклепка заподлицо вытеснила куполообразную заклепку в 1930-х годах, а пневматические заклепочные пистолеты работают в сочетании с тяжелой реактивной расклепкой ; независимо от пластической деформации, были разработаны специальные заклепки для увеличения усталостной долговечности, поскольку срезные крепежи, такие как Hi-Lok, резьбовые штифты затягиваются до тех пор, пока воротник не сломается с достаточным крутящим моментом.
- впервые поднявшаяся в воздух в 1935 году, Queen Bee, представляла собой радиоуправляемый созданный дрон-мишень, на базе Tiger Moth для зенитной артиллерии обучения ; Ryan Firebee представлял собой дрон-мишень с реактивным двигателем, преобразованный в разведывательные БПЛА дальнего действия: Ryan Model 147 Fire Fly и Lightning Bug; израильские IAI Scout и Tadiran Mastiff запустили линейку боевых БПЛА, включая IAI Searcher ; Разработанный на базе БПЛА большой дальности действия General Atomics Gnat для ЦРУ, MQ-1 Predator привел к созданию вооруженного MQ-9 Reaper .
- В конце Первой мировой войны мощность поршневого двигателя можно было увеличить за счет сжатия всасываемого воздуха с помощью компрессора, что также компенсировало уменьшение плотности воздуха с высотой, что было улучшено с помощью турбонагнетателей 1930-х годов для Boeing B-17 и первых авиалайнеров с наддувом.
- 1937 года Катастрофа «Гинденбурга» положила конец эпохе пассажирских дирижаблей , но ВМС США использовали дирижабли для противолодочной борьбы и раннего предупреждения с воздуха до 1960-х годов, в то время как небольшие дирижабли продолжают использоваться для воздушной рекламы, экскурсионных полетов, наблюдения и исследований, а Airlander 10 или Lockheed Martin LMH-1 продолжают разрабатываться.
- Поскольку в середине 1930-х годов американские авиакомпании были заинтересованы в полетах на больших высотах, Lockheed XC-35 с герметичной кабиной в 1937 году был испытан , и Boeing 307 Stratoliner стал первым авиалайнером с герметичной кабиной, поступившим в коммерческую эксплуатацию.
- В 1933 году в Германии появился плексиглас , прозрачный акриловый пластик, и незадолго до Второй мировой войны он впервые был использован для лобовых стекол самолетов, поскольку он легче стекла, а куполообразный фонарь улучшал видимость пилотам-истребителям.
- В январе 1930 года Королевских ВВС пилот и инженер Фрэнк Уиттл подал патент на газотурбинный авиационный двигатель с воздухозаборником, компрессором, камерой сгорания, турбиной и соплом, а независимый турбореактивный двигатель был разработан исследователем Гансом фон Охайном в Германии; оба двигателя работали в течение нескольких недель в начале 1937 года, Heinkel HeS 3 с двигателем экспериментальный самолет Heinkel He 178 совершил свой первый полет 27 августа 1939 года, а Whittle W.1 с двигателем прототип Gloster E.28/39 совершил полет 15 мая 1941 года. .
- самолетов В 1935 году Великобритания продемонстрировала радиообнаружение и определение дальности , а в 1940 году ВВС Великобритании представили первые УКВ бортовые радары на «Бристоль Бленхеймс» радар более высокого разрешения , затем микроволновый с полым магнетроном на «Бристоль Бофайтер» в 1941 году, а в 1959 году — радар самонаведения. Hughes AIM-4 Falcon стала первой управляемой ракетой США на самолете Convair F-106 .
- В начале 1940-х годов британские пилоты Hurricane и Spitfire носили перегрузочные костюмы , чтобы предотвратить G-LOC из-за скопления крови в нижней части тела в ситуациях с высокой перегрузкой ; Исследователи клиники Мэйо разработали наполненные воздухом пузыри для замены пузырей, наполненных водой, а в 1943 году американские военные начали использовать скафандры от компании David Clark .
- Современное катапультное кресло было разработано во время Второй мировой войны: сиденье на рельсах, которое выбрасывалось ракетами перед раскрытием парашюта. В конце 1960-х годов ВВС США могли бы усовершенствовать его до автожира с турбореактивным двигателем и дальностью полета 50 морских миль, Kaman KSA. -100 ЭКОНОМИКА .
- В 1942 году с числовым программным управлением задумал обработку машинист Джон Т. Парсонс для резки сложных конструкций из твердых блоков сплава, а не для их сборки, что улучшало качество, уменьшало вес и экономило время и затраты на производство переборок или обшивок крыльев.
- Во время Второй мировой войны немецкий Фау-2 объединил гироскопы , акселерометр и примитивный компьютер в реальном времени для инерциальной навигации , позволяющий вести счисление без привязки к ориентирам или опорным звездам, что привело к созданию комплексных IMU для космических кораблей и самолетов.
- Сверхзвуковой самолет Великобритании Miles M.52 должен был иметь форсажную камеру , увеличивающую тягу турбореактивного двигателя за счет сжигания дополнительного топлива в сопле , но от него отказались в 1946 году.
- В 1935 году немецкий аэродинамик Адольф Буземан предложил использовать стреловидное крыло для уменьшения сопротивления на высоких скоростях, и Messerschmitt P.1101 к концу Второй мировой войны прототип истребителя был готов на 80%; более поздние американские North American F-86 и Boeing B-47 летали в 1947 году, как советский МиГ-15 и британский de Havilland Comet в 1949 году.
- В 1951 году на Avro Jetliner была установлена система защиты от обледенения за Goodyear счет электротермических сопротивлений в передней кромке крыла и хвостового оперения; В реактивных самолетах используется горячий воздух, отбираемый из двигателя , а в более легких самолетах используются пневматические противообледенительные сапоги или проливается противообледенительная жидкость на пропеллеры, крылья и передние кромки хвостового оперения.
- В 1954 году Bell Labs разработала первый транзисторный бортовой цифровой компьютер Tradic для американского Boeing B-52 , а в 1960-х годах компания Raytheon построила Массачусетским технологическим институтом разработанный компьютер управления Apollo ; MIL -STD-1553 авионики цифровая шина была определена в 1973 году, затем впервые использовалась в General Dynamics F-16 , а гражданская ARINC 429 впервые была использована в Boeing 757 / B767 и Airbus A310 в начале 1980-х годов.
- , первоначальный пропагандист фотоэлектрической энергии для космических кораблей, После Второй мировой войны Ханс К. Циглер был доставлен в США в рамках операции «Скрепка» вместе с Вернером фон Брауном , и «Авангард-1» в космосе, был ее первым применением в 1958 году, позже усовершенствованным в структурах, развертываемых таких как Солнечные батареи Международной космической станции площадью 0,33 га (0,82 акра).
- Посадка на авиалайнер , осуществляется по трапам более доступным, удобным и эффективным, чем подъем по лестнице.
- В 1950-х годах для улучшения тяги и топливной эффективности воздушный поток реактивного двигателя был разделен на основной поток и обходной поток с меньшей скоростью для лучшей тяговой эффективности: первым был Rolls -Royce Conway с 0,3 BPR на Боинге 707. в 1960 году за ним последовал Pratt & Whitney JT3D с двигателем 1,5 BPR и созданный на базе J79 , двигатель General Electric CJ805 приводивший в движение Convair 990 с меньшим расходом топлива в крейсерском режиме на 28%; Степень двухконтурности улучшена до 9,3 BPR Rolls-Royce Trent XWB , BPR GE9X 10:1 и Pratt & Whitney GTF с сердечниками с высоким коэффициентом сжатия.
Функциональная безопасность [ править ]
Функциональная безопасность относится к части общей безопасности системы или части оборудования. Это означает, что система или оборудование могут эксплуатироваться должным образом, не вызывая какой-либо опасности, риска, ущерба или травм.
Функциональная безопасность имеет решающее значение в аэрокосмической отрасли, которая не допускает компромиссов или небрежности. В этом отношении надзорные органы, такие как Европейское агентство авиационной безопасности (EASA)), [12] регулировать аэрокосмический рынок с помощью строгих стандартов сертификации. Целью этого является достижение и обеспечение максимально возможного уровня безопасности. Стандарты AS 9100 в Америке, EN 9100 на европейском рынке или JISQ 9100 в Азии особенно касаются аэрокосмической и авиационной промышленности. Это стандарты, применимые к функциональной безопасности аэрокосмических аппаратов. Поэтому некоторые компании специализируются на сертификации, инспекционной проверке и испытаниях транспортных средств и запасных частей для обеспечения и подтверждения соответствия соответствующим правилам.
Спин-оффы [ править ]
Побочные продукты относятся к любой технологии, которая является прямым результатом кодирования или продуктов, созданных НАСА и переработанных для альтернативной цели. [13] Эти технологические достижения являются одним из основных результатов аэрокосмической отрасли: доходы от дополнительных технологий, включая компьютеры и сотовые устройства, составляют 5,2 миллиарда долларов. [13] Эти дочерние компании находят применение в самых разных областях, включая медицину, транспорт, энергетику, потребительские товары, общественную безопасность и многое другое. [13] НАСА публикует ежегодный отчет под названием «Spinoffs», касающийся многих конкретных продуктов и преимуществ в вышеупомянутых областях, чтобы осветить некоторые способы использования финансирования. [14] Например, в последнем выпуске этой публикации «Spinoffs 2015» эндоскопы представлены как одно из медицинских достижений аэрокосмической отрасли. [13] Это устройство позволяет проводить более точную и впоследствии экономически эффективную нейрохирургию за счет уменьшения осложнений за счет минимально инвазивной процедуры, которая сокращает госпитализацию. [13] «Эти технологии НАСА не только дают компаниям и предпринимателям конкурентное преимущество в их собственных отраслях, но также помогают формировать многообещающие отрасли, такие как коммерческие лунные корабли », — сказал Дэниел Локни. [15]
См. также [ править ]
- Аэродинамика
- Воздухоплавание
- Аэрокосмическая техника
- Самолет
- Космонавтика
- Новое пространство
- Космические агентства (Список)
- Исследование космоса
- Космический корабль
- Викисловарь: авиационные, аэрокосмические и авиационные термины.
Ссылки [ править ]
- ^ «Аэрокосмическая отрасль» . www.cranfield.ac.uk . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Где начинается космос? - Аэрокосмическая техника, новости авиации, зарплаты, рабочие места и музеи» . Аэрокосмическая техника, Новости авиации, Зарплата, Работа и Музеи . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. Проверено 10 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Андерсон, Джон Д. младший (2008). Введение в полет (6-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл . ISBN 978-0-07-352939-4 .
- ^ «Бюро статистики труда США» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 г.
- ^ «Бюро статистики труда, производства аэрокосмической продукции и запчастей США» . Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ «Статистика слияний и поглощений (M&A) - Курсы M&A | Курсы оценки компаний | Курсы слияний и поглощений» . Imaa-institute.org. Архивировано из оригинала 6 января 2012 г. Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ «United Technologies приобретает Goodrich Corporation, дополняя и укрепляя позиции в аэрокосмической и оборонной промышленности» . УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ «Allied Signal и Honeywell объявят сегодня о слиянии — New York Times» . Nytimes.com . 07.06.1999. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ [1] Архивировано 15 июня 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 25 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Джеймс Р. Аскер; Джон Крофт; Гай Норрис; Грэм Уорвик (6 мая 2016 г.). «Высшие технологии: от защиты пилота до сохранения целостности » . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «EASA – Европейское агентство авиационной безопасности» . Архивировано из оригинала 20 июня 2013 г. Проверено 3 июня 2013 г. Европейское агентство авиационной безопасности
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Спинофф 2015» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2015 г. Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ «Каковы преимущества освоения космоса? - Вселенная сегодня» . 26 января 2015 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г.
- ^ «Дополнительные продукты НАСА помогают бороться с коронавирусом, очищать загрязнение окружающей среды, выращивать продукты питания и многое другое | Дополнительный доход НАСА» . spinoff.nasa.gov . Проверено 10 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Блокли, Ричард и Вэй Ши. Энциклопедия аэрокосмической техники (Американский институт аэронавтики и астронавтики, Inc., 2010).
- Брантон, Стивен Л. и др. «Аэрокосмическая техника, основанная на данных: переосмысление отрасли с помощью машинного обучения». Журнал AIAA.. 59.8 (2021): 2820-2847. онлайн
- Дэвис, Джеффри Р., Роберт Джонсон и Ян Степанек, ред. Основы аэрокосмической медицины (Липпинкотт Уильямс и Уилкинс, 2008) онлайн .
- Муриц, Адриан П. Введение в аэрокосмические материалы (Elsevier, 2012) онлайн .
- Петреску, Релли Виктория и др. «Современные двигатели для аэрокосмической отрасли – обзор». Журнал авиационных и космических технологий 1.1 (2017).
- Феро, Грэм С. и Кесслер Стерн. «Аэрокосмическая революция: развитие, интеллектуальная собственность и ценность». (2022). онлайн
- Уиллс, Джоселин. Перетягивание каната: надзорный капитализм, военные контракты и рост государства безопасности (McGill-Queen's University Press, 2017), научная история MDA в Канаде. онлайн-обзор книги