Jump to content

Роллс-Ройс Конвей

Конвей
Rolls-Royce Conway на выставке в аэропарке Ист-Мидлендс
Тип ТРДД
Производитель Роллс-Ройс Лимитед
Основные приложения Боинг 707
Дуглас DC-8
Хэндли Пейдж Виктор
Викерс VC10

Rolls -Royce RB.80 Conway был первым турбовентиляторным реактивным двигателем, поступившим на вооружение. Разработка началась в компании Rolls-Royce в 1940-х годах, но эта конструкция использовалась лишь недолго, в конце 1950-х - начале 1960-х годов, прежде чем ее заменили другие конструкции турбовентиляторных двигателей. Двигатель Conway использовался на версиях Handley Page Victor , Vickers VC10 , Boeing 707-420 и Douglas DC-8-40 .

Название «Конвей» — это английское написание реки Конви в Уэльсе , что соответствует использованию Роллсом названий рек для газотурбинных двигателей.

Разработка

[ редактировать ]

Алан Арнольд Гриффит предложил ряд различных конструкций двухконтурных или турбовентиляторных двигателей еще в 1930-х годах, когда он и Хейн Констант пытались заставить свои реактивные двигатели с осевым потоком работать в Королевском авиастроительном заводе . Однако турбореактивных двигателей приоритет отдавался более простым конструкциям во время Второй мировой войны для их использования в военных целях. Приоритеты резко изменились в конце войны, и в 1946 году компания Rolls-Royce согласилась с тем, что существующие двигатели, такие как Rolls-Royce Avon, достаточно совершенны, чтобы можно было начать работу над более совершенными концепциями, такими как байпас.

Гриффит, который к тому времени стал главным инженером компании Rolls-Royce , предложил построить чисто экспериментальную конструкцию двухконтурного двигателя с использованием частей Avon и другого экспериментального реактивного двигателя — AJ.25 Tweed . В апреле 1947 года была предложена конструкция с усилием 5 000 фунтов силы (22 000 Н), но в течение следующих нескольких месяцев она была модифицирована и превратилась в более крупную конструкцию с усилием 9 250 фунтов силы (41 100 Н) в ответ на потребность в новой конструкции. Двигатель для низкоуровневой версии бомбардировщика Vickers Valiant Mk.2 . Разрешение на начало строительства этой более крупной конструкции было дано в октябре под названием RB.80 .

Ранние модели

[ редактировать ]

В ходе разработки было решено дополнительно улучшить базовую конструкцию, добавив еще одну особенность, ставшую тогда распространенной, - «двухзолотниковый» компрессор. Более ранние двигатели обычно состояли из ряда ступеней компрессора, соединенных через вал с одной или несколькими ступенями турбины, а горелки между ними располагались вокруг вала. Хотя эта конструкция механически проста, ее недостатком является снижение эффективности компрессора. Ступени компрессора работают с максимальной эффективностью при вращении с определенной скоростью при любом заданном давлении входного воздуха — в идеальном компрессоре каждая ступень будет работать на отдельной скорости. Многокатушечная конструкция, впервые использованная на турбореактивном двигателе Bristol Olympus , [1] Это компромисс: компрессор разделен на «золотники», предназначенные для работы на наиболее эффективной скорости и приводимые в движение отдельными турбинами через концентрические валы. Распространены конструкции с двумя и тремя катушками; кроме того, механическая сложность слишком велика.

Новая версия имела четырехступенчатый компрессор низкого давления с приводом от двухступенчатой ​​турбины и восьмиступенчатый компрессор высокого давления с приводом от другой двухступенчатой ​​турбины. Теперь известный под обозначением Министерства снабжения как RCo.2 , проектные работы были завершены в январе 1950 года, а первый образец впервые заработал в июле 1952 года с тягой 10 000 фунтов силы (44 000 Н). К этому времени от низкоуровневого Valiant Pathfinder уже отказались, и поэтому первому экземпляру суждено было стать последним. Тем не менее, он подтвердил надежность базовой концепции и «отлично проработал на протяжении всех 133 часов жизни». [2]

Работа над RCo.2 вскоре нашла хорошее применение. В октябре 1952 года Королевские ВВС заключили контракт на Vickers V-1000 , большой стратегический транспортный самолет с реактивным двигателем, который был предназначен для поддержки сил бомбардировщиков V в полевых условиях только за счет снабжения с воздуха. Виккерс также планировал разработать пассажирскую версию той же базовой конструкции, что и VC-7. Конструкция V-1000 напоминала увеличенную de Havilland Comet , но от Valiant взяла компоновку крыла и добавила сложную стреловидность (преходящая мода в британском дизайне). Он также имел двигатели, встроенные в крыло Comet, что требовало двигателя с небольшим поперечным сечением, что ограничивало количество обходных каналов, которые мог использовать двигатель. Тем не менее, для поддержания полной массы в 230 000 фунтов (100 000 кг) требовалась более высокая мощность, поэтому Rolls ответил более крупным RCo.5 .

Новый двигатель во многом был похож на RCo.2, но отличался в деталях. Компрессор низкого давления теперь имел шесть ступеней, а компрессор высокого давления - девять, приводимый в движение двух- и одноступенчатыми турбинами соответственно. Первый RCo.5 был запущен в июле 1953 года и в августе 1955 года прошел официальный типовой рейтинг с усилием 13 000 фунтов-сил (58 000 Н). Строительство прототипа V-1000 шло полным ходом на заводе Vickers Armstrong в Уисли летом 1955 года, когда весь проект был отменен. Подумав о концепции базирования V-бомбардировщиков за пределами Великобритании, необходимость в V-1000 стала сомнительной, и было легко принять решение отказаться от проекта.

Серийные версии

[ редактировать ]
Rolls-Royce Conway от Boeing 707 с оборудованным глушителем .

Conway был спасен еще раз, когда он был выбран для установки на вариант Handley Page Victor B.2, заменив Armstrong Siddeley Sapphire, использовавшийся в более ранних моделях. Для этой роли компания Rolls-Royce разработала еще более крупную модель RCo.8 с усилием 14 500 фунтов силы (64 000 Н), которая впервые заработала в январе 1956 года. Однако RCo.8 был пропущен после получения запроса от Trans-Canada Airlines (TCA) изучает возможность создания Boeing 707 или Douglas DC-8 с двигателем Conway , заинтересовав обе компании этой идеей. В ответ компания Rolls-Royce разработала еще более крупную модель Conway, RCo.10 с усилием 16 500 фунтов силы (73 000 Н) , и предложила аналогичный RCo.11 с военным рейтингом для Victor. Новый двигатель отличался от RCo.8 наличием новой «нулевой ступени» в передней части компрессора низкого давления, что еще больше увеличивало поток холодного воздуха вокруг двигателя. RCo.10 впервые поднялся в воздух на модифицированном прототипе Avro Vulcan VX770 9 августа 1957 года, но в следующем году самолет погиб в результате крушения . RCo.11 совершил полет на самолете Victor 20 февраля 1959 года.

Боинг подсчитал, что Conway с байпасом всего 30% увеличит дальность предлагаемого 707-420 на 8% по сравнению с идентичным в остальном 707-320 с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT4A (J75). Эта оценка оказалась оптимистичной; фактическое улучшение дальности составило максимум 2%. [3] В мае 1956 года TCA заказала DC-8-40 с двигателем Conway, за которым последовали дополнительные заказы от Alitalia и Canadian Pacific Air Lines , а 707-420 с двигателем Conway заказали BOAC , Lufthansa , Varig , El Al и Air India . [4] Разработка RCo.10 прошла настолько гладко, что после поставки небольшого количества самолетов для испытаний производственные поставки переключились на RCo.12 с усилием 17 500 фунтов силы (78 000 Н) , который был спроектирован, построен и испытан до того, как планеры завершили испытания. Боинг 707-420 отличался характерным выхлопным соплом с фестончатой ​​формой (на фото выше), обеспечивающим подавление шума, а также механическое и аэродинамическое реверсирование тяги до 50%, которое было разработано и поставлено компанией Rolls-Royce. [5] Дуглас разработал сопло реверсивного глушителя DC-8 для работы в сочетании с регулируемым эжектором, что обеспечивало необходимое дополнительное подавление шума. [6]

Несмотря на успех в этой роли, только 37 самолетов 707 и 32 DC-8 были оснащены Conway, во многом благодаря поставке Pratt & Whitney JT3D : это был первый двухконтурный двигатель американского производства, имевший значительно более высокую степень двухконтурности, чем Conway. . Тем не менее, Conway добился успеха на этих самолетах и ​​стал первым коммерческим авиационным двигателем, срок службы которого между капитальными ремонтами составлял до 10 000 часов. [7] Из-за Conway взлеты B707-420 были самыми громкими среди реактивных лайнеров в аэропортах и ​​над населенными пунктами, пока Concorde не был введен в эксплуатацию. [8] Однако Conway был революционным, поскольку был первым турбовентиляторным двигателем и первым коммерческим двигателем, оснащенным турбинными лопатками с внутренним воздушным охлаждением, что частично объясняло его высокий КПД и чрезвычайно высокую температуру выхлопных газов 1247 ° F (675 ° C). [9]

Финальные версии

[ редактировать ]

В окончательной разработке Conway сначала использовался RCo.42 , разработанный специально для Vickers VC10 . Поскольку к этому моменту необходимость в двигателях, встроенных в крыло, уже давно отпала, компания Rolls-Royce резко увеличила диаметр нулевой ступени, чтобы увеличить обход примерно с 30% до 60%. Были внесены и другие важные изменения, в первую очередь в компрессор низкого давления. Первый запуск состоялся в марте 1961 года. Взлетная сила составляла 20 370 фунтов-сил (90 600 Н). Последней моделью Super VC10 была RCo.43 с усилием 21 800 фунтов силы (97 000 Н). [10]

RCo.12 Conway представлял собой турбовентиляторный двигатель с осевым потоком и малой степенью двухконтурности около 30% или степенью двухконтурности 0,3:1. Он имел семиступенчатый компрессор низкого давления, первые шесть ступеней были изготовлены из алюминия, а последняя — из титана. За ним находился девятиступенчатый компрессор высокого давления, первые семь ступеней были титановыми, а последние две — стальными. Обводной канал корпуса также был изготовлен из титана. Обводной воздуховод запустился после седьмого этапа. [11] Зона горения состояла из десяти канюленых факелов . Компрессор высокого давления приводился в движение одноступенчатой ​​турбиной с полыми лопатками воздушного охлаждения, за которой следовала двухступенчатая турбина, приводившая в действие компрессор низкого давления. [12] Аксессуары были расположены вокруг передней части двигателя, чтобы минимизировать общий диаметр.

RCo.12 развивал на взлете 17 500 фунтов силы (78 000 Н), весил в сухом состоянии 4 544 фунта (2 061 кг) и имел удельный расход топлива 0,725 на взлете и 0,874 в обычном крейсерском режиме.

В 1968 году лопасти вентилятора Hyfil из углеродного волокна были установлены на Conways VC10, эксплуатируемых BOAC . [13]

Патентный спор

[ редактировать ]

В ноябре 1966 года впуск двигателя Conway, а также впускные отверстия для коммерческих установок Avon и Spey, стали предметом иска о нарушении патентных прав против Rolls-Royce со стороны Рато, французского производителя паровых турбин и автомобильных нагнетателей . Компания Société pour l'exploitation des appareils Рато из Ла-Курнева заявила, что входные отверстия нарушили два из их срок действия которых истек . патентов 1939 года, [14] [15] [16] В патенте говорится, что воздухозаборник благодаря своей диффузионной внутренней форме определяет скорость воздуха, поступающего в компрессор двигателя. Поскольку Conway в Боинге 707 и других двигателях Rolls-Royce имел диффузионные воздухозаборники, Рато ожидал, что получит компенсацию за каждый изготовленный двигатель, а также остановку всего будущего производства. Хотя иск Рато был предъявлен только компании Rolls-Royce, ее понимание цели воздухозаборника применимо к любой установке реактивного двигателя. Свидетели со стороны Rolls-Royce, в том числе Фрэнк Уиттл, убедили судью, что прием не дал заявленного эффекта. [17] [18] и что это утверждение было «спекулятивным», поскольку к 1939 году не было построено ни одного реактивного двигателя с осевым потоком. [19] и что в более ранних патентах Фрэнка Уиттла и других уже рассматривалась конструкция воздухозаборников.

Варианты

[ редактировать ]
Rolls-Royce Conway RCo.17 (Mk.201) на выставке в музее Королевских ВВС в Косфорде
РКо.2
РКо.3
РКо.5
РКо.7
РКо.8
РКо.10
РКо.11
РКо.12
РКо.14
РКо.15
РКо.17
РКо.42
РКо.42/1
РКо.43
Конвей 103
(RCo.11)
Конвей 505
(RCo.10)
Конвей 507
(RCo.10)

Приложения

[ редактировать ]
Двигатель Rolls-Royce Conway на самолете компании British Airtours Boeing 707-436

Двигатели на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (Conway RCo.12)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969-70 гг. [24]

Общие характеристики

Компоненты

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ «1954 | 0985 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года.
  2. ^ Кей, стр. 113.
  3. ^ Франсильон, Рене (1999). Боинг 707: пионер реактивного лайнера . Оцеола, Висконсин: MBI Publishing Co. ISBN   0-7603-0675-3 .
  4. ^ Кей, стр. 114.
  5. ^ Самолеты всего мира Джейн, 1960-61 . Лондон, Англия.
  6. ^ Уоддингтон, Терри (1996). Дуглас DC-8 . Серия «Великие авиалайнеры», том второй. Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN   0-9626730-5-6 .
  7. ^ Rolls-Royce, век инноваций [https://web.archive.org/web/20061019202740/http://100.rolls-royce.com/products/view.jsp?id=393. Архивировано 19 октября 2006 г. на сайте машина обратного пути
  8. ^ Измеренные или расчетные (несертифицированные) уровни шума самолета . Консультативный циркуляр 36-2B, 6 сентября 1984 г. Федеральное управление гражданской авиации, Вашингтон, округ Колумбия. Шум боковой линии + пролета (EPNдБ): B707-420=228; Супер ВК10=224; Б707-120=222; DC8-40=219.
  9. ^ Лист данных сертификата типа № E-308, редакция 10. Rolls Royce Conway. 5 января 1967 года. Федеральное авиационное агентство, Вашингтон, округ Колумбия.
  10. ^ Самолеты всего мира Джейн, 1969-70 гг . Лондон, Англия.
  11. ^ «RR Конвей 1» . www.enginehistory.org . Проверено 21 января 2017 г.
  12. ^ «Фрэнк Уиттл | Роллс-Ройс | Силовые реактивные самолеты | 1960 | 0077 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года.
  13. ^ «1968 | 2107 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
  14. ^ GB650661A , «Реактивная реактивная двигательная установка для самолетов», выпущено 28 февраля 1951 г.  
  15. ^ GB650710A , «Публикация GB650710A», выпущено 1 января 1900 г.  
  16. ^ SOCIETE RATEAU v ROLLS ROYCE ИСК ПРОТИВ ROLLS ROYCE В СООТВЕТСТВИИ С РАЗДЕЛОМ 4 ЗАКОНА О ПАТЕНТАХ 1949 ГОДА ЗА НАРУШЕНИЕ ПАТЕНТОВ НОМЕРА 650,661 И 650,710, ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ГРАЖДАНСКИХ ВЕРСИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ AVON И CONWAY .
  17. ^ «Рато против Роллс-Ройса — Решение». Рейс Интернэшнл : 684. 4 мая 1967 г.
  18. ^ Пирсон, Гарри (1989). «Роллс-Ройс» и патенты Рато . Дерби: Фонд наследия Rolls-Royce. ISBN  0951171089 .
  19. ^ Примечание; первыми осевыми реактивными двигателями были немецкий BMW 003 (1940 г.), Jumo 004 (1940 г.) и британский Metropolitan-Vickers F.2 (1941 г.). Первый осевой двигатель Rolls-Royce, Avon , впервые был запущен в 1945 году. Первый французский осевой двигатель, Snecma Atar , впервые был запущен в 1948 году.
  20. ^ «Двигатели Роллс-Ройса» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года.
  21. ^ Фонд авиационных наук Фарнборо . «Галереи и коллекции» . airsciences.org.uk . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  22. ^ Национальные музеи Шотландии. «Секционный турбореактивный двигатель Rolls-Royce Conway RCo.42 Mk 540» . nms.ac.uk. Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  23. ^ «Роллс-Ройс Конвей» . Collectionssearchtwmuseums.org.uk . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  24. ^ Самолеты всего мира Джейн, 1969-70 гг . Лондон, Англия.
  • Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN  0-7509-4479-Х .
  • Кей, Энтони, Турбореактивный двигатель, История и развитие 1930–1960 , Том 1, Великобритания и Германия, Crowood Press, 2007. ISBN   978-1-86126-912-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2484427452e573f4dcf6eebe86c2889__1716016260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/89/e2484427452e573f4dcf6eebe86c2889.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rolls-Royce Conway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)