Британские авиатуры
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | 24 апреля 1969 г. (как BEA Airtours) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 14 апреля 1988 г. (переименованная в Caledonian Airways ) | ||||||
Операционные базы | |||||||
Материнская компания |
| ||||||
Штаб-квартира |
| ||||||
Ключевые люди |
|
British Airtours (стилизовано под British aırtours ) — чартерная авиакомпания в Великобритании , выполняющая рейсы из лондонских аэропортов Гатвик и Манчестер .
Основанная как BEA Airtours в 1969 году, она стала дочерней British компанией Airways (BA) после слияния British European Airways (BEA) и British Overseas Airways Corporation (BOAC) в начале 1970-х годов. British Airtours приняла название Caledonian Airways , когда новая British Airways завершила приобретение конкурирующей British Caledonian в апреле 1988 года. Caledonian Airways в конечном итоге была продана туроператору Inspirations в 1995 году, что ознаменовало уход BA с основного рынка инклюзивных туров . В 1999 году Thomas Cook приобрела Inspirations и объединила Caledonian Airways с Flying Colors , образовав JMC Air Services, предшественника британского подразделения более поздней Thomas Cook Airlines . 23 сентября 2019 года компания Thomas Cook Airlines прекратила свою деятельность, положив тем самым конец наследию British Airtours.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Компания BEA Airtours была основана 24 апреля 1969 года как подразделение BEA с целью предоставить ей недорогую платформу для участия в быстрорастущем в то время рынке инклюзивных туров (ИТ) на отпускных рейсах, который до этого был исключительной сферой деятельности полностью частных авиакомпаний. независима от государственных корпораций BEA и BOAC. BEA рассматривала это как необходимый противовес быстро растущей плановой деятельности независимых, которая начала посягать на то, что BEA и BOAC традиционно считали своей единственной прерогативой. [ 1 ] Создание BEA Airtours соответствовало одной из рекомендаций отчета Эдвардса о будущем британской авиационной промышленности – корпорациям следует выйти на рынок инклюзивных туров и чартеров. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Независимые чартерные авиакомпании с подозрением отнеслись к мотивам BEA выйти на рынок информационных технологий, и некоторые опасались, что у оператора была скрытая цель дестабилизировать этот рынок, подрывая деятельность независимых перевозчиков, ни один из которых не мог сравниться с финансовыми ресурсами корпорации и доступом к капиталу в то время. . Более того, независимые представители считали, что BEA Airtours должна была взять на себя избыточный персонал корпораций, а также поглотить самолеты, которые не соответствовали их потребностям. Они опасались, что это приведет к значительным искажениям рынка , созданию избыточных мощностей и дальнейшему снижению и без того низких ставок чартера на высококонкурентном рынке. [ 5 ]
Новое чартерное подразделение BEA имело стартовый капитал в размере 250 000 фунтов стерлингов и выбрало аэропорт Гатвик к югу от Лондона в качестве своей базы, где оно взяло на себя бывший ангар Transglobe Airways для обеспечения инженерной поддержки своего флота в Гатвике. [ 6 ] В 1970 году авиакомпания начала коммерческую деятельность из Гатвика, первоначально используя парк из семи бывших в употреблении самолетов BEA de Havilland Comet серии 4B , вмещающих 109 пассажиров в одноклассной конфигурации. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] 6 марта 1970 года из Гатвика вылетел первый коммерческий рейс. [ 9 ] [ 10 ]
Корпоративные изменения и новые услуги
[ редактировать ]В 1971 году компания BEA Airtours решила заменить весь парк аналогичным количеством большей вместимости, большей дальности полета и более экономичных. самолетов Boeing 707-123B [ 11 ] [ 12 ] чтобы позволить ему начать беспосадочные дальнемагистральные чартерные рейсы , включая чартеры групп по интересам в Северную Америку . [ 13 ] [ 14 ] Несмотря на получение разрешения Министерства торговли и промышленности на импорт бывших в употреблении самолетов 707-120B и отсутствие альтернатив внутреннего производства ( 707-436 компании BOAC ) в предусмотренные сроки, [ 11 ] обе корпорации выступили против этого решения. Они настаивали на том, чтобы любые новые самолеты поставлялись исключительно из существующих парков BEA и BOAC.
После вмешательства корпораций BEA Airtours приобрела семь бывших самолетов Boeing 707-436 BOAC . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Эти самолеты имели большую вместимость, чем требовалось, и были оснащены четырьмя двигателями Rolls-Royce Conway , типом двигателя более старого поколения, чем четыре Pratt & Whitney JT3D турбовентиляторных двигателя , которые оснащались бывшими американскими самолетами 707-123B, которые они первоначально выбрали для замены своей Comet. флот. Это означало, что у бывших самолетов BOAC 707 были более высокие эксплуатационные расходы . Однако BOAC была готова продать эти самолеты BEA Airtours по более низкой цене, чем American запрашивала за свои самолеты. В цену продажи в 4,3 миллиона фунтов стерлингов включены все запасные части BOAC (включая двигатели) для семи самолетов. [ 18 ] Это помогло компенсировать разницу в стоимости. Первый из этих 174-местных самолетов поступил на вооружение в 1971 году, а последний самолет этой партии поступил в состав флота в 1973 году. [ 17 ] авиакомпании К тому времени четыре из девяти самолетов Comet 4B уже были выведены из эксплуатации и проданы конкурирующим британским чартерным авиакомпаниям. [ 14 ]
последовавший Нефтяной кризис 1973 года, арабо -израильской войной 1973 года , приведший к четырехкратному росту цены барреля нефти , за существенно увеличил эксплуатационные расходы оставшихся топливожадных «Комет» и начал оказывать негативное влияние на Финансовые показатели авиакомпании. British Airtours, как авиакомпания стала известна после создания British Airways в 1974 году в результате слияния BEA и BOAC в 1972 году, решила вывести из эксплуатации оставшиеся пять Comet в конце летнего сезона того же года и продать весь парк самолетов. независимому британскому оператору Dan-Air . [ 14 ] [ 19 ] [ 20 ]
В 1975 году компания British Airtours начала трансатлантические чартерные рейсы с предварительным бронированием (ABC) в Соединенные Штаты . В последующие годы British Airtours приобрела дополнительные самолеты Boeing 707, унаследованные British Airways от BOAC. В июне 1982 года компания British Airtours начала выполнять регулярные рейсы между Гатвиком и Ньюарком два раза в неделю на самолетах Boeing 707 в экономичной конфигурации . Однако проникновение авиакомпании на рынок трансатлантических регулярных рейсов завершилось всего через семь месяцев, в начале января 1983 года. [ 21 ] [ 22 ]
Когда в конце 1970-х годов British Airways решила заменить устаревшие и все более неэффективные ближне- и среднемагистральные самолеты Hawker Siddeley Trident и BAC One-Elevens , унаследованные от BEA, на Boeing 737 и 757 , это был последующий заказ на девять брендов. -Новый самолет 737-236 Advanced был поставлен компании Boeing . [ 23 ] Эти самолеты, которые были доставлены на базу British Airtours в Гатвике в начале 1980-х годов, [ 24 ] позволило ей заменить все свои старые, подержанные узкофюзеляжные самолеты на совершенно новую технику, тем самым значительно повысив ее конкурентоспособность по отношению к независимым конкурентам.
В 1984 году компания British Airtours получила Rolls-Royce RB211 с двигателем в Гатвике Боинг 747-236B , свой первый и единственный совершенно новый широкофюзеляжный самолет . Этот самолет использовался на популярных дальнемагистральных рейсах ABC в Северную Америку. [ 25 ] В том же году последний Боинг 707 British Airtours совершил свой последний коммерческий рейс. [ 26 ] Тем временем British Airtours также начала принимать небольшое количество бывших широкофюзеляжных самолетов Lockheed L-1011 Tristar компании British Airways , которые первоначально пополнили ее парк узкофюзеляжных Боингов 737 на более загруженных и популярных маршрутах. В 1985 году British Airtours представила новую ливрею , которая очень напоминала ту, которая использовалась в то время British Airways (разработанная Landor Associates ). [ 27 ]
Ребрендинг и последующая деятельность
[ редактировать ]В апреле 1988 года British Airtours приняла популярный бренд Caledonian Airways , когда недавно приватизированная British Airways завершила поглощение своего бывшего конкурента British Caledonian, базирующегося в Гатвике . В качестве дополнительной меры, чтобы обозначить изменения, авиакомпания также приняла модифицированную ливрею Caledonian, которая была адаптирована на основе современной ливреи British Airways, разработанной Landor Associates. [ 28 ] Недавно переименованная компания Caledonian Airways перенесла свою деятельность в Гатвике из Южного терминала аэропорта в совершенно новый на тот момент Северный терминал, тем самым сосредоточив большую часть услуг группы British Airways в Гатвике в новом терминале. [ 29 ] [ 30 ]
Вскоре после этого Caledonian Airways начала замену своих узкофюзеляжных самолетов Boeing 737 дополнительными широкофюзеляжными самолетами L-1011 Tristar бывшего производства British Airways , а также несколькими совершенно новыми Boeing 757, полученными в результате крупных заказов на 757, размещенных ее материнской компанией. Бывшие самолеты British Airtours 737 были переконфигурированы в современную двухклассную компоновку салона для ближнемагистральных рейсов British Airways и начали заменять самолеты BAC One-Eleven 500 , унаследованные British Airways от British Caledonian, на флагманского авиаперевозчика ближнемагистральных рейсах Великобритании. Маршруты Гатвика.
В 1995 году British Airways решила уйти с рынка пакетных туров на короткие и средние расстояния ; соответственно, авиакомпания продала Caledonian Airways британскому туроператору Inspirations , который тогда был частью принадлежащей группы американцам Carlson , вместе с основным парком фирмы из пяти самолетов Tristars. После продажи Caledonian компании Inspirations Боинги 757 были возвращены British Airways. В 1999 году Inspirations стала частью группы Thomas Cook, когда Caledonian Airways была объединена с авиакомпанией Flying Colors и образовалась JMC Air Services, которая, в свою очередь, стала британским подразделением нынешней Thomas Cook Airlines. После поглощения Inspirations компанией Thomas Cook оставшиеся бывшие Tristars Caledonian Airways были выведены из эксплуатации, поскольку у них возникли растущие и широко разрекламированные проблемы с надежностью, что привело в целом к плохому восприятию Caledonian среди путешествующей публики.
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]





За 29 лет существования в состав парка BEA Airtours/British Airtours/Caledonian входили следующие типы самолетов:
- Airbus A320-200 (Каледонский)
- Боинг 707-336B /C (British Airtours)/436 (BEA Airtours/British Airtours)
- Боинг 737-236 Advanced (British Airtours/Caledonian)
- Боинг 747-236B (Бритиш Эйртурс)
- Боинг 757-236 (Каледонский)
- de Havilland Comet 4B (BEA Airtours)
- Lockheed L-1011 Tristar 1/50/100/200 (British Airtours/Caledonian)
- Макдоннелл-Дуглас DC-10-30 (Каледонский).
Подробности о флоте
[ редактировать ]Флот в 1970 году
[ редактировать ]В марте 1970 года парк BEA Airtours насчитывал 9 самолетов. [ 31 ]
Самолет | Общий |
---|---|
де Хэвилленд Комета 4B | 9 |
Общий | 9 |
Флот в 1972 году
[ редактировать ]В мае 1972 года парк BEA Airtours насчитывал 11 самолетов. [ 32 ]
Самолет | Общий |
---|---|
Боинг 707-436 | 2 |
де Хэвилленд Комета 4B | 9 |
Общий | 11 |
пять Боингов 707-436 Было заказано .
Флот в 1974 году
[ редактировать ]В марте 1974 года парк британской Airtours насчитывал 9 самолетов. [ 33 ]
Самолет | Общий |
---|---|
Боинг 707-436 | 9 |
Общий | 9 |
Флот в 1982 году
[ редактировать ]В апреле 1982 года парк британской Airtours насчитывал 9 самолетов. [ 34 ]
Самолет | Общий |
---|---|
Боинг 737-236 Расширенный | 9 |
Общий | 9 |
Флот в 1984 году
[ редактировать ]В марте 1984 года парк British Airtours насчитывал 16 самолетов. [ 25 ] [ 26 ] [ 35 ]
Самолет | Общий |
---|---|
Боинг 747-236Б | 1 |
Локхид L-1011 Тристар 200/200F | 2 |
Локхид L-1011 Тристар 1 | 3 |
Боинг 707-336Б | 1 |
Боинг 737-200 Расширенный | 9 |
Общий | 16 |
Флот в 1988 году
[ редактировать ]В марте 1988 года парк British Airtours насчитывал 10 самолетов. [ 35 ]
Самолет | Общий |
---|---|
Локхид L-1011 Тристар 100 | 1 |
Локхид L-1011 Тристар 1 | 3 |
Боинг 737-200 Расширенный | 6 |
Общий | 10 |
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]
- Боинг 17 марта 1977 года 707-436 разбился вскоре после взлета, в результате чего четыре члена экипажа на борту получили ранения. Полет представлял собой тренировку для трех стажеров в аэропорту Глазго Прествик . Причиной стала задержка с выполнением пилотами правильных действий в случае отказа двигателя.
- 27 мая 1985 года самолет Lockheed TriStar , G-BBAI, выполнявший рейс 101, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Лидс-Брэдфорд при приземлении из Пальмы после ливня. Самолет был эвакуирован, 14 членов экипажа и 398 пассажиров получили лишь легкие травмы. Стойка носовой стойки шасси откинулась назад во время выбега, что привело к серьезному повреждению нижней части носовой части фюзеляжа . Нижние части обоих крыльевых двигателей были сплющены, и оба двигателя получили повреждения в результате проглатывания. Основные колеса самолета также вырыли глубокие канавы за пределами взлетно-посадочной полосы, повредив закопанные кабели освещения аэродрома. В отчете об авиационном происшествии сделан вывод, что выбег был вызван неспособностью самолета достичь соответствующего уровня эффективности торможения, и рекомендованы как запланированные характеристики Lockheed L-1011 TriStar на мокрой взлетно-посадочной полосе , так и состояние поверхности взлетно-посадочной полосы 14 на Аэропорт Лидс-Брэдфорд следует пересмотреть.
- 22 августа 1985 года рейс 28M компании British Airtours загорелся после прерванного взлета в аэропорту Манчестера во время чартерного рейса на греческий остров Корфу . Панель доступа к топливу на фюзеляже самолета была пробита частью компрессора , вылетевшего из левого двигателя в результате неисправности. Огонь быстро охватил пространство вокруг задней части самолета, наполнив салон токсичными дымами. В результате погибли пятьдесят три пассажира и два члена экипажа, большинство из них умерли от удушья, надышавшись дымом.
Сохранившийся самолет
[ редактировать ]
Боинг 707-436 G-APFJ первоначально хранился в Музее Королевских ВВС в Косфорде как единственный сохранившийся B707 с двигателями Rolls-Royce Conway . Он был списан в 2006 году, а передняя часть фюзеляжа была передана в дар Национальному музею авиации в Шотландии. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Чартерная компания BEA Names». Flight International , 17 апреля 1969 г. с. 612.
- ^ «Первые мысли об Эдвардсе». Flight International , 8 мая 1969 г. с. 741.
- ^ «Отчет Эдвардса — Основные рекомендации: Воздушный транспорт». Flight International , 8 мая 1969 г. с. 745.
- ^ Airliner Classics (1960-е: создано подразделение BEA Airtours). Key Publishing, Стэмфорд, Великобритания, ноябрь 2011 г. с. 9.
- ^ «Призыв к более выгодной сделке — независимые авиакомпании лоббируют оппозицию». Воздушный транспорт , 5 марта 1970 г. с. 323.
- ^ Вудли, К. Полет к солнцу - История британских авиалиний для отдыха: 6. В эпоху реактивных самолетов - British European Airways . The History Press, Страуд, 2016. стр. 104/5.
- ^ «Датчик — BEA Airtours… Мировые новости». Flight International , 4 сентября 1969 г. с. 343.
- ^ «Воздушный транспорт». Flight International , 26 марта 1970 г. с. 453.
- ^ "Мировые авиалинии". Flight International , 6 мая 1971 г. с. 619.
- ^ Tour de Force: История British Airtours, часть 1, Airliner World , апрель 2020 г., страницы 28-38
- ^ Перейти обратно: а б «Airtours 707s: февральское решение: воздушный транспорт». Flight International , 14 января 1971 г. с. 45.
- ^ "BEA Airtours ... Воздушный транспорт". Flight International , 6 января 1972 г. с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б «Расширение Airtours: воздушный транспорт». Flight International , 20 января 1972 г. с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Рост прибыли BEA Airtours: воздушный транспорт». Flight International , 6 сентября 1973 г. с. 397.
- ^ «Airtours покупает BOAC 707». Flight International , 1 июля 1971 г. с. 2.
- ^ "Магазины Airtours дома... Воздушный транспорт". Flight International , 8 июля 1971 г., стр. 44/5.
- ^ Перейти обратно: а б «Воздушный транспорт». Flight International , 23 декабря 1971 г. с. 997.
- ^ Airways - Rolls-Royce Boeing 707 компании BOAC (операции второго уровня) , Vol. 17, № 2, Вып. 170, с. 44. HPC Publishing, Сент-Леонардс-он-Си, апрель 2010 г.
- ^ «Последнее кометное танго: воздушный транспорт». Flight International , 8 ноября 1973 г. с. 773.
- ^ Мир авиалайнеров (Последняя из комет Dan-Air - Дополнительные кометы). Key Publishing, Стэмфорд, Великобритания, ноябрь 2010 г., стр. 71/2.
- ^ «BAT и Air Florida соперничают за Лондон — Ньюарк: Мировые новости». Flight International , 24 апреля 1982 г. с. 1026.
- ^ «BAT прекращает обслуживание Ньюарка: воздушный транспорт». Flight International , 11 декабря 1982 г. с. 1661.
- ^ "...737 для British Airtours: World News". Flight International , 30 декабря 1978 г. с. 2298.
- ^ «Воздушный транспорт». Flight International , 12 апреля 1980 г. с. 1121.
- ^ Перейти обратно: а б «Воздушный транспорт». Flight International , 31 марта 1984 г. с. 794.
- ^ Перейти обратно: а б «Воздушный транспорт». Flight International , 17 марта 1984 г. с. 665.
- ^ «Airtours носит новые цвета: воздушный транспорт». Flight International , 9 февраля 1985 г. с. 6.
- ^ «Лев остается, Воздушный транспорт». Flight International , 12 марта 1988 г. с. 5.
- ^ «BA покидает Южный Гатвик». Flight International , 16 июля 1988 г. с. 12.
- ^ Tour de Force: История British Airtours, часть 2, Airliner World , май 2020 г., страницы 97–105
- ^ World Airlines 1970 ... , Flight International, 26 марта 1970 г., стр. 474
- ^ World Airlines — Приложение , Flight International, 18 мая 1972 г., стр. 16
- ↑ Всемирный справочник авиакомпаний , Flight International, 21 марта 1974 г., стр. 25
- ↑ Всемирный справочник авиакомпаний , Flight International, 3 апреля 1982 г., стр. 826
- ^ Перейти обратно: а б airfleets — British Airtours , Airfleets.net, 2002–2009 гг.
- ^ «Боинг 707-436» . Британские символы авиакомпаний . Проверено 1 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Флайт Интернешнл». Рейс Интернешнл . Саттон, Великобритания: Reed Business Information. ISSN 0015-3710 . (различные выпуски, касающиеся BEA/British Airtours, 1969–1988 гг.)
- Архивы и музейная коллекция British Airways (1969–1995)
- «Самолеты (ушли, но не забыты: British Airtours)». Самолет . Хершам, Великобритания: Издательство Ian Allan: 74–77. Август 2011. ISSN 2041-2150 . ( Самолеты онлайн )
Внешние ссылки
[ редактировать ]