Варианты Rolls-Royce Olympus
Варианты Олимпа | |
---|---|
![]() | |
Olympus Mk.320 на выставке в Музее Королевских ВВС в Косфорде | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Бристоль Аэро Двигатели Бристоль Сиддели Энджинс Лимитед Подразделение двигателей Rolls-Royce Bristol |
Первый запуск | 1950 |
Основные приложения | Авро Вулкан БАК ТСР-2 |
двигатель Rolls -Royce Olympus Турбореактивный тщательно разрабатывался на протяжении всего его производственного цикла, многие варианты можно отнести к четырем основным группам.
Первоначальные без дожигания варианты были разработаны и произведены компаниями Bristol Aero Engines и Bristol Siddeley (BSEL) и использовались на Avro Vulcan . Эти двигатели получили дальнейшее развитие в компании Rolls-Royce Limited .
Первый вариант с форсажным двигателем, Bristol Siddeley Olympus Mk 320, использовался на снятом с производства ударном самолете BAC TSR-2 . Еще одним вариантом с форсажным двигателем был Rolls-Royce/Snecma Olympus 593 , разработанный совместно для использования в двигателях Concorde в 1960-х годах.
Американская компания Curtiss-Wright провела испытания разработанной по лицензии версии, известной как J67 , и турбовинтового двигателя, получившего обозначение TJ-38 Zephyr . Ни одна конструкция не была произведена.
Дальнейшие модификации Olympus были произведены для привода кораблей и наземной выработки электроэнергии.
Варианты Bristol Aero Engines, Bristol Siddeley и Rolls-Royce
[ редактировать ]Обозначения компании
[ редактировать ]- БОЛ.1/2А
- BOl.1/2B
- BOl.1/2C
- BOl.2
- BOl.3
- Из всех ранних начальных разработок, от BOl.2 до BOl.5 (BOl.5 так и не был построен), [ 1 ] пожалуй, самым значительным был BOl.3. Еще до того, как Vulcan впервые полетел, Olympus 3 предлагался в качестве окончательной силовой установки для самолета. На самом деле «оригинальный» Olympus постоянно дорабатывался для Vulcan B1. BOl.3 был описан в 1957 году как «промежуточный продукт высокого класса между сериями Olympus 100 и 200». [ 2 ]
- BOl.4
- BOl.5
- не построен
- BOl.6
- (Mk.200) Первоначальная разработка второго поколения «Olympus 6» началась в 1952 году. Это была серьезная модернизация с пятью ступенями компрессора НД и семью ВД, а также трубчатой камерой сгорания с восемью соединенными между собой жаровыми трубами. Несмотря на гораздо больший массовый расход, размеры и вес БОл.6 мало чем отличались от более ранних моделей. [ 3 ] Тяга 16 000 фунтов силы (71 кН). Используется только для первого B2 Vulcan ( XH533 ). [ 4 ]
- Конкурирующие производители Rolls-Royce очень активно лоббировали установку двигателя Conway на Vulcan B2, чтобы добиться унификации с Victor B2 . Как следствие, «Бристоль» обязалась завершить разработку за счет средств компании и привязать цену к цене своего конкурента, полностью финансируемого государством. [ 5 ]
- BOl.7
- (Mk.201): предлагается для перехватчика Javelin с тонким крылом с сухой тягой ~ 17 000 фунтов силы (76 кН).
- BOl.7SR
- Версия с упрощенным перегревом, но с большей сухой тягой.
- BOl.11
- (Мк.102)
- BOl.12
- (Мк.104)
- BOl.21
- (Mk.301): совершенная разработка Javelin с тонким крылом, развивающая ~ 28 000 фунтов силы (120 кН) при полном разогреве.
- BOl.21R
- не построен, предложен для RAE Missile (A), разработанного в соответствии с OR 1149, выпущенным в мае 1956 года. [ 6 ]
- BOl.22R
- (Мк.320)
- BOl.23
- не построен, предлагается с компрессором 301, турбиной 22R и промежуточным нагревом, чтобы обеспечить 25 000 фунтов силы (110 кН) на взлете (прогрев). [ 7 ]

Обозначения служб
[ редактировать ]- Олимп Мк 97
- В этом раннем двигателе испытывалась ранняя кольцевая камера сгорания. Он прошел испытания на Avro Ashton испытательном стенде WB493 в Бристоле . [ 8 ]
- Олимп Мк 100
- (BOl.1/2B) Аналогичен Olympus Mk 99 с тягой 9250 фунтов силы (41,1 кН) для второго прототипа Vulcan VX777 . Первый полет состоялся в сентябре 1953 года. [ 9 ] [ № 1 ]
- Олимп Мк 101
- (BOl.1/2C) Турбина большего размера, тяга 11 000 фунтов силы (49 кН) для самолетов Vulcan B1 начального производства. Первый полет ( XA889 ) состоялся в феврале 1955 года. [ 10 ]
- Олимп Мк 102
- (BOl.11) Дополнительная нулевая ступень компрессора низкого давления, тяга 12 000 фунтов силы (53 кН) для самолетов Vulcan B1 более позднего производства. [ 12 ]
- Олимп Мк 104
- (BOl.12) Обозначение Olympus Mk 102, модифицированного после капитального ремонта с новой турбиной и горелками, исходная тяга 13 000 фунтов силы (58 кН), тяга 13 500 фунтов силы (60 кН) при повышении мощности, [ 12 ] стандартно для Vulcan B1A. [ 13 ]
- 'Олимп 106'
- Используется для описания механизма разработки Olympus 200 (BOl.6). [ 14 ] [ 15 ] Возможно, искажение БОЛ.6 (Олимп 6).

- Олимп Мк 201
- (BOl.7) Модернизированный Olympus Mk 200. Тяга 17 000 фунтов силы (76 кН). Первый самолет Vulcan B2. [ 4 ]
- Олимп Мк 202
- Спорный. Либо Olympus Mk 201, модифицированный системой быстрого пневмостартера, [ 17 ] или Olympus Mk 201 с модернизированной системой дыхания маслоотделителя. [ 18 ] Это был окончательный двигатель серии 200, устанавливаемый на автомобили Vulcan, не оснащенные Mk 301. Восстановленный Vulcan XH558 оснащен двигателями Olympus Mk 202. [ 19 ]
- «Олимп Мк 203»
- Очень редкие упоминания об этом неуловимом обозначении двигателя можно найти в некоторых официальных публикациях Air, касающихся Vulcan B2. Это также отмечено в архивном документе производителя, датированном примерно 1960 годом. [ 20 ]
- Олимп Мк 301
- (BOl.21) Дополнительная нулевая ступень компрессора низкого давления. Тяга 21 000 фунтов силы (93 кН). [ 21 ] Более поздние самолеты Vulcan B2 плюс девять более ранних самолетов [ Н 2 ] модернизирован. [ 22 ] Позже тяга была снижена до 18 000 фунтов силы (80 кН). [ 23 ] Восстановлен первоначальный рейтинг операции «Блэк Бак» . [ 24 ]
- Олимп 510 серия
- Серия 510 с тягой от 15 000 до 19 000 фунтов силы (от 67 до 85 кН) представляла собой гражданскую версию BOl.6. [ 25 ] была отправлена команда В 1956 году в компанию Boeing в Сиэтле для продвижения двигателя, но безуспешно. [ 5 ]
- Олимп 551
- Olympus 551 «Zephyr» представлял собой дефорсированную и облегченную версию BOl.6 с тягой 13 500 фунтов силы (60 кН). Двигатель был предметом лицензионного соглашения между Bristol Aero Engines и Curtiss-Wright Corporation – двигатель продавался в США как Curtiss-Wright TJ-38 Zephyr. Были надежды установить Olympus 551 на трехреактивные авиалайнеры Avro Type 740 и Bristol Type 200, но они так и не вышли за рамки стадии проекта. Curtiss-Wright также не смогла продать двигатель. [ 26 ]
Bristol Olympus (BOl) 22R (Mk. 320)
[ редактировать ]
Технические характеристики BAC TSR-2 были выпущены в 1962 году. Он должен был быть оснащен двумя двигателями BSEL Olympus Mk 320 (BOl.22R), каждый мощностью 19 610 фунтов силы (87,2 кН) в сухом состоянии и 30 610 фунтов силы (136,2 кН) с промежуточным подогревом. на взлете. Двигатель, который был перенастроен для сверхзвукового полета на уровне моря и скорости более 2,0 Маха на высоте, и в котором широко использовались жаропрочные сплавы, такие как титан и нимоник . [ 27 ] представлял собой передовую модификацию Olympus Mk 301 с форсажной камерой солнечного типа. [ 28 ]
Двигатель впервые заработал в марте 1961 года, вскоре достигнув 33 000 фунтов силы (150 кН). [ 27 ] и прошел испытательный полет в феврале 1962 года в подвесной гондоле в нижней части Vulcan B1 XA894 и был продемонстрирован на авиасалоне в Фарнборо в сентябре. В декабре 1962 года во время обкатки на полной мощности в Филтоне вышел из строя вал низкого давления. Освободившийся диск турбины разорвал топливные баки, и последовавший за этим пожар полностью уничтожил «Вулкан». [ 29 ]
Во время первого полета в сентябре 1964 года двигатели ТСР-2 были едва ли пригодны к полету, поскольку их мощность была снижена и очищена на один полет. Тем не менее в политическом климате того времени риск считался приемлемым. С новыми двигателями TSR-2 XR219 совершил еще 23 полета, прежде чем проект был отменен в 1965 году. [ 30 ] К этому времени двигатель накопил 6000 часов испытаний, включая 800 часов работы в режиме прогрева, еще 61 час полета на испытательном стенде Vulcan и еще 26 часов полета на прототипе TSR-2 XR219 . [ 31 ]
Роллс-Ройс/Снекма Олимп 593
[ редактировать ]Rolls-Royce/Snecma Olympus 593 представлял собой обновленную версию Olympus, который использовался на сверхзвуковом авиалайнере Concorde . [ 32 ] Проект Olympus 593 был начат в 1964 году с использованием Olympus Mk 320 TSR2 в качестве основы для разработки. [ 33 ] BSEL и Snecma Moteurs французская компания должны были разделить проект. [ 32 ] Приобретя BSEL в 1966 году, Rolls-Royce продолжал оставаться британским партнером. [ 34 ]
- 593D
- Ранее Olympus 593. Тяга 28 100 фунтов силы (125 кН). [ 33 ] (буква «D» в обозначении двигателя равна «производному» - для меньшей версии Concorde ближнего действия, которая позже была отменена) [ 35 ]
- 593Б
- Летные испытания и прототип самолета. Тяга 34 370 фунтов силы (152,9 кН) с прогревом. (буква B в обозначении двигателя соответствует слову «большой» - для Concorde дальнего действия , который впоследствии поступил на вооружение) [ 36 ] [ 37 ]
- 593-602
- Производство. Кольцевая камера сгорания для уменьшения дымности [ 38 ]
- 593-610
- Последнее производство. Тяга 38 075 фунтов силы (169,37 кН) с прогревом. [ 39 ]
- 593-621
- Планируется к внедрению на 41-м самолете. Тяга 38 275 фунтов силы (170,26 кН) с прогревом. [ 31 ]
- 593-631
- Планируется. Дополнительный компрессор нулевой ступени, измененная конструкция золотника высокого давления. Тяга 41360 фунтов силы (184,0 кН) с прогревом. [ 31 ]
- 593-я серия
- К моменту вывода Concorde из эксплуатации в 2003 году Olympus 593 налетал 930 000 часов, из которых более 500 000 часов были сверхзвуковыми. [ 31 ]
Разработки Кертисс-Райт
[ редактировать ]- Кертисс-Райт TJ-32
- Экземпляры BOl.1/2A были доставлены компании Curtiss-Wright в 1950 году. Двигатель был американизирован в 1951 году и летал под испытательным стендом Boeing B-29 как TJ-32.
- Кертисс-Райт J67
- Чтобы удовлетворить спрос ВВС США на двигатель с классом тяги 15 000 фунтов силы (67 кН), двигатель был предметом контракта на разработку, его конструкция была изменена и получила обозначение J67. Разработка затянулась, и в 1955 году ВВС США объявили, что контракта на производство нынешнего J67 не будет. Для установки J67 предназначалось несколько самолетов, включая Convair F-102 Delta Dagger . [ 40 ]
- Кертисс-Райт Т47
- T47 был попыткой создать турбовинтовой двигатель на базе J67. T47 весил 5900 фунтов (2700 кг) и производил 16000 эквивалентных л.с. (12000 кВт) с учетом остаточной реактивной тяги 4700 фунтов силы (2100 кгс; 21 кН). [ 41 ]
- TJ-38 Зефир
- См. Олимп 551.
Другие разработки
[ редактировать ]- Цивилизованный Олимп
- Планы по цивилизации Олимпа берут свое начало еще в 1953 году, когда был представлен авиалайнер Avro Atlantic, созданный на базе Вулкана. [ 42 ] Однако большинство гражданских модификаций, за исключением сверхзвуковых авиалайнеров, были разработаны на базе БОл.6.
- Тонкокрылый Джавелин
- Одним из проектов, вышедших за пределы чертежной доски, была сверхзвуковая разработка Gloster Javelin — P370, оснащенная двумя двигателями BOl.6, 7 или 7SR. Конструкция превратилась в P376 с двумя двигателями BOl.21R мощностью 28 500 фунтов силы (127 кН) с промежуточным подогревом. В 1955 году было заказано восемнадцать самолетов. В следующем году от проекта отказались. [ 43 ]
- Дожигающий Олимп
- Еще в 1952 году Бристоль рассматривал возможность использования подогрева или дожигания для увеличения тяги «Олимпа». Первоначально была разработана система под названием Bristol Simplifed Reheat, которая была протестирована на Rolls-Royce Derwent V, установленном на Avro Lincoln . Позже он был испытан на двигателе Orenda в Канаде и на Olympus Mk 100 на испытательном стенде Avro Ashton. [ 44 ]
Полностью регулируемый подогрев стал возможен после соглашения с компанией Solar Aircraft Company из Сан-Диего, которая производила стендовые агрегаты для Olympus Mks 101 и 102. [ 44 ] Форсажный Olympus был лишь одним из предложений для Vulcan Phase 6, самолета массой 350 000 фунтов (160 т) с запасом хода 13/14 часов. [ 7 ]
- Кормовой вентилятор Olympus
- BS.81 рассчитан на нагрузку 28 000 фунтов силы (120 кН). В качестве альтернативы дожиганию для Vulcan Phase 6 был предложен вентилятор, установленный на задней кромке крыла. Вентилятор приводился в движение турбиной в выхлопе двигателя на конце реактивной трубы. [ 45 ]
- Векторная тяга Олимп
- В 1960 году был предложен самолет «Вулкан» с вертикальным взлетом. Он использовал 4 двигателя «Олимп» с векторной тягой, а также 10 подъемных двигателей. [ 46 ]
Производные
[ редактировать ]Морской
[ редактировать ]Промышленная энергетика
[ редактировать ]Olympus был введен в эксплуатацию в качестве пиковой нагрузки промышленного генератора в 1962 году, когда Центральный совет по производству электроэнергии (CEGB) ввел в эксплуатацию единственный прототип установки на своей электростанции в Хэмс-Холле . Электроэнергия обеспечивалась двигателем Olympus 201, выхлопным газом через двухступенчатую турбину, приводящую в действие синхронный генератор переменного тока Brush, обеспечивающий мощность 20 МВт при 3000 об/мин. К 1972 году CEGB установил 42 генераторные установки Olympus. [ 47 ] Двигатели Olympus также используются для обеспечения резервного питания в случае потери электроэнергии в сети на некоторых британских атомных электростанциях.
Многие комплекты были экспортированы, а многие нашли применение на морских платформах. К 1990 году более 320 комплектов было продано в 21 страну. [ 32 ] многие из которых остаются в эксплуатации.
Технические характеристики (Олимп 301)
[ редактировать ]Данные из [1] Flightglobal
Общие характеристики
- Тип: двухкатушечный турбореактивный двигатель с осевым потоком
- Длина: 155,33 дюйма (12,9 футов; 3,9 м)
- Диаметр: 44,5 дюйма (3,7 фута; 1,1 м)
- Сухой вес: 4070 фунтов (1850 кг)
Компоненты
- Компрессор: осевой, 6 ступеней НД, 7 ступеней ВД.
- Камеры сгорания : канюлевые, 10 жаровых труб.
Производительность
- Максимальная тяга : 21 000 фунтов силы (93 кН)
- Удельный расход топлива : 0,809 фунта/(фунт-сила⋅ч) (22,9 г/(кН⋅с))
- Тяговооруженность : 4,66
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- Примечания
- Цитаты
- ^ Бакстер 1990, с. 173
- ↑ Arrow Flight, 25 октября 1957 г., с. 647
- ^ с тягой 16 000 фунтов Полет , 15 февраля 1957 г., с. 200
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 50
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 36
- ^ Филдс 2012, с. 397
- ^ Перейти обратно: а б Филдс 2012, с. 408
- ^ Бакстер 1990, с. 33
- ^ Бакстер 1990, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 44
- ^ Запись движения самолетов MOS Air Fleet
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 46
- ^ Записки пилотов AP 4505C — PN
- ^ Олимп Бристольский рейс , 9 декабря 1955 г., с. 876
- ^ Блэкман 2007, с. 101
- ^ Булман 2001, с. 146
- ^ Бакстер 1990, с. 66
- ^ Air Publication 101B-1902-1A Vulcan B Mk.2 Руководство по техническому обслуживанию самолетов, обложка 2, раздел 4, глава 1, AL 86, сентябрь 2072 г., параграф 54A.
- ^ « Примечание CAA об утверждении летной годности 27038 » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2012 года. раздел 5.2.4 Двигатели.
- ^ Архивы Национального архива , PA1716/5/11/3/5.
- ^ Бакстер 1990, с. 58
- ^ Булман 2001, стр. 149 и 150
- ^ Руководство для летного экипажа AP101B-1902-15 Prelim, стр. 10
- ^ Бакстер 1990, с. 70
- ^ Aero Engines, полет 1957 г., 26 июля 1957 г., с. 114
- ^ Бакстер 1990, стр. 36–40.
- ^ Перейти обратно: а б «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей - 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр. 38
- ^ Бакстер 1990, стр. 78, 80.
- ^ Бакстер 1990, стр. 80–86.
- ^ Бакстер 1990, стр. 96–100.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сверхзвуковые транспортные (СТД) двигатели» .
- ^ Перейти обратно: а б с Бакстер 1990, с. 131
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 135
- ^ Бакстер 1990, с. 11
- ^ "Бристоль Сиддели | Конкорд | 1966 | 0036 | Архив полетов" . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года.
- ^ Бакстер 1990, с. 149
- ^ «Бристоль Сиддели | 1966 | 0080 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года.
- ^ Бакстер 1990, с. 153
- ^ Бакстер 1990, с. 165
- ^ Олимп Бристольский рейс , 9 декабря 1955 г., с. 875
- ^ «Авиационные двигатели 1954» . Полет . 9 апреля 1954 г. с. 462. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
- ^ Бакстер 1990, с. 40
- ^ Бакстер 1990, стр. 28 и 172.
- ^ Перейти обратно: а б Бакстер 1990, с. 26
- ^ Филдс 2012, с. 407
- ^ Филдс 2012, с. 413
- ^ Бакстер 1990, стр. 110–123.
- Библиография
- Бакстер, Алан. Олимп – первые сорок лет . Дерби, Великобритания: Фонд наследия Rolls-Royce, 1990. ISBN 978-0-9511710-9-7
- Буллман, Крейг. Vulcan B.Mk2 с другого ракурса . Бишоп-Окленд, Великобритания: Pentland Books, 2001. ISBN 1-85821-899-3
- Филдс, Дэвид В. Avro Type 698 Vulcan Барнсли, Великобритания: Pen % Sword Aviation, 2012 г., ISBN 978 1 84884 284 7