Роллс-Ройс Тайн
Тайн | |
---|---|
![]() | |
Rolls-Royce Tyne установлен на Люфтваффе. самолете C-160 | |
Тип | Турбовинтовой |
Производитель | Роллс-Ройс Лимитед |
Первый запуск | апрель 1955 г. |
Основные приложения | Бреге Атлантик Канадаэр CL-44 Трансалл С-160 Викерс Авангард |
Rolls -Royce RB.109 Tyne — двухвальный турбовинтовой двигатель, разработанный в середине-конце 1950-х годов компанией Rolls-Royce Limited для нужд авиалайнера Vickers Vanguard . Это был первый испытательный полет в 1956 году на носовой части модифицированного Avro Lincoln . [ 1 ] В соответствии с соглашением о наименовании газотурбинных двигателей эта конструкция турбовинтового двигателя была названа в честь реки Тайн .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработанный в 1954 году командой Лайонела Хаворта и задуманный как более мощная альтернатива Dart , RB.109 Tyne изначально был рассчитан на мощность 2500 л.с., но при первом запуске в апреле 1955 года двигатель намного превзошел все ожидания и вскоре был запущен в эксплуатацию. типовые испытания мощностью 4220 л.с. [ 2 ] Tyne был разработан в первую очередь для четырехмоторного авиалайнера Vickers Vanguard , прототип которого впервые поднялся в воздух 20 января 1959 года и был оснащен четырьмя двигателями Tyne Mk.506 мощностью 4985 л.с. [ 3 ] Серийные поставки двигателя осуществлялись с середины 1959 года для установки на 43 самолета Vanguard, поставленных British European Airways и Trans-Canada Airlines .
Двигатель получил дальнейшее развитие с большей мощностью и использовался в более позднем двухмоторном Dassault -Breguet Atlantique самолете-разведчике дальнего действия ; также в транспортных самолетах Canadair CL-44 и Transall C-160 .
Одноступенчатая турбина ВД приводит в движение девятиступенчатый компрессор ВД. Трехступенчатая турбина низкого давления приводит в движение шестиступенчатый компрессор низкого давления и, через редуктор, гребной винт. Камера сгорания трубчатая .
Mark 515 Tyne имел номинальную взлетную мощность в эквиваленте 5730 л.с. (4273 кВт), рассчитанную на стандарт ISA+16,8C.
и Rolls-Royce было подписано соглашение В 1963 году между Hispano-Suiza о лицензионном производстве Tyne для Breguet Atlantic и Transall C-160 . [ 4 ] Каждая компания, участвовавшая в соглашении, производила детали для себя и партнеров: Rolls-Royce (Великобритания) 20%, Hispano-Suiza (Франция) 44%, MAN (Германия) 28% и FN (Бельгия) 8%. [ 4 ] Окончательную сборку провели как MAN, так и Hispano-Suiza. [ 4 ] Первая производственная партия состояла из 80 двигателей и 40 запасных частей для Atlantic. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]
- RTy.1
- Взлетная мощность 4500 л.с. (3400 кВт ); Крейсерская мощность 2455 л.с. (1831 кВт) на скорости 425 миль в час (684 км/ч; 369 узлов) и высоте 25 000 футов (7600 м) с удельным расходом топлива (SFC) 0,405 фунтов / (л.с.⋅ч) (0,184 кг / (л.с.⋅ч); [ 5 ] устанавливается на Vickers Type 951 Vanguard и Vickers Merchantman.
- RTy.11
- Взлетная мощность 5050 л.с. (3770 кВт) с SFC 0,48 фунта/(л.с.⋅ч) (0,22 кг/(л.с.⋅ч); 0,29 кг/кВтч); крейсерская мощность 2845 л.с. (2122 кВт) на скорости 425 миль в час (684 км/ч; 369 узлов) и высоте 25 000 футов (7600 м) с SFC 0,388 фунта/(л.с.⋅ч) (0,176 кг/(л.с.⋅ч) 0,236 кг/кВтч); [ 5 ] Для Vickers Type 952 Vanguard
- RTy.12
- 4616 л.с. (3442 кВт) для Canadair CL-44
- RTy.12
- Взлетная мощность 5305 л.с. (3956 кВт) с SFC 0,449 фунта/(л.с.ч) (0,204 кг/(л.с.ч); 0,273 кг/кВтч); [ 5 ] для короткого Белфаста
- RTy.20 Мк 21
- 5667 л.с. (4226 кВт) для Breguet 1150 Atlantic и Breguet ATL2 Atlantique
- RTy.20 Мк 22
- 5670 л.с. (4228 кВт) для Transall C-160
- RTy.20
- 4860 л.с. (3624 кВт) для Aeritalia G.222T
- RTy.20
- 6035 л.с. (4500 кВт) для Transall C-160 и Breguet ATL2 Atlantique
- RTy.22
- проектируемый двигатель для военного использования мощностью в эквиваленте 7075 л.с. (5276 кВт)
- RTy.32
- проектируемый двигатель для военного использования мощностью 8400 л.с. (6264 кВт) в эквиваленте
- Мк.101
- (RTy.12)
- Мк.506
- Мк.512
- Мк.515
- Мк.515-101Вт
- Мк 801
- Мк 45
- RM1A
- Морская силовая установка корабля
- RM1C
- По сути аналогичен RM1A.
- RM3C
- По сути аналогичен RM1A.
Приложения
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]
- Аэриталия G.222
- Авро Линкольн (испытательный стенд)
- Бреге Атлантик
- Канадаэр CL-44
- Конрой Скаймонстр
- Шорт Белфаст
- Трансалл С-160
- Викерс Авангард
Корабли
[ редактировать ]Морская версия, Rolls-Royce Tyne RM1A, RM1C и RM3C, оставалась на вооружении в качестве крылатых газовых турбин на фрегатах типа 21 , эсминцах типа 42 и фрегатах типа 22 Королевского флота до вывода из эксплуатации 4 фрегатов типа 22 партии 3 (2011 г.). и последний оставшийся эсминец Тип 42 (2013 г.). Они также использовались на многих других европейских кораблях, таких как Tromp и фрегаты классов Kortenaer . [ 6 ]
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Rolls-Royce Tyne выставлен на всеобщее обозрение в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Тайн RTy.20 Mk 21)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1962-63 гг. [ 7 ]
Общие характеристики
- Тип: двухвинтовой турбовинтовой двигатель
- Длина: 108,724 дюйма (2762 мм)
- Диаметр: 55,12 дюйма (1400 мм)
- Сухой вес: 2391 фунт (1085 кг)
Компоненты
- Компрессор: Осевой, шестиступенчатый НД, девятиступенчатый ВД.
- Камеры сгорания : 10 трубчатых жаровых труб.
- Турбина : трехступенчатая НД, одноступенчатая ВД.
- Тип топлива: Автур
- Масляная система: Распыление под давлением/разбрызгивание с сухим картером.
Производительность
- Максимальная выходная мощность: эквивалентная мощность 6100 л.с. (4549 кВт).
- Общий коэффициент давления : 13,5:1
- Массовый расход воздуха: 46,5 фунтов/с (21,1 кг/с)
- Температура на входе в турбину: 800 °C (1470 °F)
- Удельный расход топлива : 0,485 фунт/л.с.ч (0,298 кг/кВтч) на взлете.
- Отношение мощности к весу : 2,55 л.с./фунт (4,194 кВт/кг).
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джексон 1990 , с. 414
- ^ «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей - 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр.197
- ^ Джексон 1974 , с. 328
- ^ Jump up to: а б с д «Тайнское соглашение подписано». Рейс Интернешнл . 3 января 1963 г. с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Федеральное авиационное агентство (апрель 1961 г.). Проект «Колибри»: техническое резюме и сборник характеристик и спецификаций самолетов с крутым уклоном (технический отчет). стр. 150, 157 . hdl : 2027/uiug.30112008588755 . ОСЛК 841700405 .
- ^ Питер Пью (2 апреля 2015 г.). Магия имени: История Rolls-Royce, часть 3: Семейство двигателей . Иконка Букс Лимитед. ISBN 978-1-84831-998-1 .
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС. (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
Библиография
[ редактировать ]- Джексон, Эй Джей (1990). Самолеты Avro с 1908 года . Книги Патнэма по аэронавигации. ISBN 0-85177-834-8 .
- Джексон, Эй Джей (1974). Британские гражданские самолеты с 1919 года — Том 3 . Патнэм энд Компани Лимитед. ISBN 0-370-10014-Х .
- Стэнфилд, Роберт И. (9 ноября 1959 г.). «Тайн рассчитан на рост до 10 000 техн» . Авиационная техника. Авиационная неделя . Том. 71, нет. 19. С. 98–99, 102–104. ISSN 0005-2175 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "Проп-реактивная экономика" - 1959 года. реклама полета самолета Тайн