Шорт Белфаст
Белфаст | |
---|---|
![]() | |
Белфаст авиакомпании HeavyLift Cargo Airlines приземляется в аэропорту Перта (2004 г.) | |
Роль | Тяжелый авиаперевозчик |
Производитель | Короткие братья |
Первый полет | 5 января 1964 г. |
Введение | 20 января 1966 г. |
Ушедший на пенсию | из службы Королевских ВВС 1976 г. |
Основные пользователи | Королевские ВВС Авиакомпания HeavyLift Cargo [ 1 ] |
Произведено | 1964–1968 |
Количество построенных | 10 |
Короткий Белфаст (или Шорты Белфаст ) [ 2 ] — тяжеловесный турбовинтовой грузовой корабль , построенный британской компанией Short Brothers в Белфасте . Было построено всего 10 самолетов, все из которых поступили на вооружение Королевских ВВС (RAF), которые эксплуатировали его под обозначением Short Belfast C.1 .
На момент вступления в строй «Белфаст» был самым большим самолетом, который когда-либо эксплуатировали британские военные. [ 2 ] Он также был примечателен тем, что был первым самолетом, который с самого начала проектировался и был оснащен оборудованием системы полной автоматической посадки «вслепую» . [ 3 ] После формирования ударного командования Королевских ВВС и реорганизации транспортных средств ВВС решили вывести из эксплуатации все свои транспортные средства в Белфасте к концу 1976 года.
Вскоре после того, как этот тип был снят с вооружения ВВС Великобритании, пять самолетов Belfast были проданы и переданы на гражданскую службу грузовой авиакомпании TAC HeavyLift . [ 1 ] Эти гражданские самолеты использовались для чартерных перевозок различных грузов, в том числе для ВВС Великобритании. Один Белфаст выставлен в Музее Королевских ВВС в Косфорде . Самолет Belfast, ранее принадлежавший Heavylift Cargo, лежит заброшенным в аэропорту Кэрнса в Австралии и стал предметом юридического спора о сборах между аэропортом и владельцем самолета Flying Tigers . [ нужна ссылка ]
В августе 2023 года этот бывший самолет Flying Tigers был перерегистрирован в реестре ФАУ как N1819S, и местные источники сообщают, что ведутся работы по возвращению самолета в полет. [ 4 ] Мало что известно о новых владельцах и планах на будущее в отношении самолета, однако в Интернете ходят слухи, что самолет будет выполнять грузовые перевозки по «местному» контракту в Квинсленд, Австралия.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Модель Belfast возникла в результате исследований, проведенных авиастроительной компанией Short Brothers по возможности сочетания четырех двигателей Bristol Orion турбовинтовых с планером, который был оптимизирован для перевозки различных военных грузов в середине 1950-х годов. [ 5 ] Было решено продолжить эти исследования, поскольку часть руководства фирмы полагала, что весьма вероятно, что (RAF) будет выдано эксплуатационное требование для Королевских ВВС в ближайшем будущем на поиск такого самолета, хотя сэр Мэтью Слэттери , председатель Shorts выразил сомнение в практичности такого самолета. большего количества компонентов и систем существующего транспортного самолета Bristol Britannia Слэттери полагал, что разработка такого самолета с нуля не будет иметь достаточных рыночных перспектив, и вместо этого поощрял использование как можно , мера, которая считалась логичной и практичной, действующей для сократить время и стоимость разработки, одновременно повысив надежность, но обратным моментом является снижение производительности. [ 5 ]
В марте 1957 года компания Shorts представила свою первую брошюру о предлагаемом транспортном самолете, получившем обозначение PD.18 и получившем название Britannic , чтобы отразить его британское происхождение. [ 5 ] PD.18 отличался от «Британии» только фюзеляжем и высоким расположением крыльев; сами крылья, а также хвостовое оперение, двигатели, основные части шасси и различные другие системы были общими для обоих типов. Новый фюзеляж круглого сечения был очень большим для того времени и мог вместить груз площадью 12 квадратных футов для перевозки крупногабаритных грузов, таких как радиолокационные установки и Blue Streak баллистическая ракета средней дальности (БРСД) ; это также позволяет перевозить войска по двум отдельным палубам. [ 5 ]
В 1957 году стало ясно, что ВВС Великобритании остро нуждаются в тяжелом грузовом корабле. [ 5 ] Соответственно, вскоре последовало издание Оперативного требования ASR.371 , в котором требовалось закупить грузовое судно, способное перевозить широкий спектр военной полезной нагрузки на большие расстояния. Предполагаемый самолет должен был эксплуатироваться Транспортным командованием Королевских ВВС. В число предусмотренных военных грузов входили артиллерия , более 200 военнослужащих, вертолеты и управляемые ракеты . В частности, ВВС Великобритании предъявили повышенные требования к полезной нагрузке и дальности полета до 30 000 фунтов при перевозке на расстояние 3600 морских миль, что больше, чем первоначально рассматривало Служба. [ 5 ]
Чтобы соответствовать заявленным требованиям, «Шортс» приступили к разработке своего первоначального предложения по «Британнику», которое по сути было расширено до « Британник III А» . [ 5 ] Поскольку конструкция предлагаемого самолета неоднократно пересматривалась, он имел все меньше и меньше общего с более ранней «Британией», включая большую долю совершенно новых компонентов, секций и систем. Среди внесенных изменений была новая центральная часть крыла, которая увеличила размах примерно на 16 футов 6 дюймов (5,03 м), а также установка двигателя Rolls-Royce Tyne . [ 5 ] В январе 1959 года министерство объявило о выборе конструкции Шорта, отвечающей этим требованиям. Соответственно, в феврале 1959 года официально начались работы над проектом Шорта, известным под внутренним обозначением SC.5/10 . 21 декабря 1960 года был подписан контракт на поставку 10 грузовых судов, получивших обозначение Belfast C.1. [ 6 ] [ 5 ]
5 января 1964 года прототип «Белфаста» совершил свой первый полет из Сиденхем аэропорта в Белфасте ; главный летчик-испытатель Денис Тейлор и экипаж из шести человек летали 55 минут. [ 7 ] [ 8 ] После этого полета Тейлор заявил: «Это была самая легкая поездка, которую я когда-либо совершал… Летать на самолете было абсолютным удовольствием. Она красавица». Первые два выпущенных самолета были оснащены специальной летно-испытательной аппаратурой и использовались для завершения опытно-конструкторских испытаний, общий налет которых составил около 850 часов; сертификация была проведена в соответствии с требованиями RAF и Совета воздушной регистрации (ARB). [ 8 ] Первая автоматическая посадка была произведена всего после 120 часов испытательного полета, что меньше, чем первоначально предполагалось. [ 9 ]
5 октября 1964 года первый из трех летающих самолетов «Белфаст» вылетел из Северной Ирландии в Торрехон-де-Ардос , Мадрид , Испания , для участия в двухнедельных эксплуатационных испытаниях; это был первый полет этого типа за границу. [ 10 ] Belfast составляла По словам председателя Shorts Brothers К. Э. Рэнгема, прогнозируемая точка безубыточности 30 самолетов. [ 11 ] Несмотря на заказ всего на десять самолетов, было принято решение собирать самолеты на заводских стендах . [ 12 ]
Предлагаемые производные
[ редактировать ]Множественные производные от Белфаста были предложены Шортом. Две основные гражданские версии самолета, получившие обозначения SC5/10A и SC5/31 , обсуждались в начале 1960-х годов. [ 6 ] SC5/10A должен был стать коммерческим грузовым судном, созданным непосредственно на основе Belfast C.1, сохранив большую часть своей конструкции, например, большие задние грузовые двери для доступа в основной грузовой отсек. Полезная нагрузка должна была быть увеличена до 85 000 фунтов (39 т); как сообщается, на одной палубе можно разместить до 150 пассажиров, а на двухпалубной конфигурации - до 288 человек. [ 6 ] [ 13 ]
Второй предлагаемый гражданский вариант, SC5/31, должен был иметь поворотную носовую часть для погрузки вместо задней двери, используемой на модели самолета RAF. [ 6 ] Утверждалось, что как полезная нагрузка, так и максимальная взлетная масса будут значительно выше, чем у его предшественника. Одна из предложенных конфигураций SC5/31 представляла собой трансатлантический авиалайнер, перевозящий максимум 138 пассажиров на верхней палубе и до 55 000 фунтов груза на поддонах на нижней палубе; Планировалось, что он будет способен перевозить полезную нагрузку массой 100 000 фунтов по маршруту Лондон — Нью-Йорк . [ 6 ] [ 3 ] В 1964 году компания Short сообщила, что обратилась к British European Airways (BEA) с предложением построить большую двухпалубную ближнемагистральную пассажирскую версию Belfast. [ 14 ] [ 13 ]
Были предложены дополнительные военные версии «Белфаста». Модель SC5/35 задумывалась как стратегический грузовой корабль, способный выполнять миссии на очень большие расстояния, в то время как SC5/15 представлял собой предполагаемую тактическую транспортную конфигурацию, последняя из которых, как утверждалось, требовала очень небольших модификаций по сравнению с существующим самолетом. [ 6 ] Более совершенный тактический авиалайнер, получивший обозначение SC5/21 , был разработан в соответствии с требованиями эксплуатационных требований OR.351 , которые должны были иметь возможности взлета и посадки (короткий взлет/посадка). [ 15 ] Предполагалось, что в нем будет использоваться система управления пограничным слоем , которая будет приводиться в действие съемным блоком из трех Rolls-Royce Limited, турбокомпрессоров установленных в горбе над фюзеляжем, которые будут подавать воздух под высоким давлением через закрылки и рулевые поверхности хвостового оперения. и крылья. [ 11 ] [ 13 ]
Пожалуй, одна из самых обширных предложенных модификаций базовой конструкции «Белфаста», получившей обозначение SC.5/40 , должна была быть выполнена в партнерстве с американской аэрокосмической фирмой Lockheed Corporation . [ 13 ] В этом варианте фюзеляж «Белфаста» должен был быть соединен с крылом Lockheed C-141 Starlifter , что позволило бы легко использовать турбореактивные двигатели вместо турбовинтовых. Предполагаемые двигатели для этого варианта включали Pratt & Whitney JT3D-3 (тяга 18 000 1b) или JT3D-8 (21 000 1b), Rolls-Royce Conway 550 (21 825 1b) или Bristol Siddeley BS.100 (приблизительно 27 000 1b). [ 13 ] [ 15 ] Во многом похожее, но улучшенное предложение, обозначенное как SC.5/45 , активно продвигалось организацией Shorts for Operational Requirement ASR.364 , отчасти на том основании, что оно также позволит создать почти идентичную гражданскую модель для дома и использования. экспортное использование, обозначенное как SC.5/41 . [ 16 ] Подробные презентации предложений SC.5/41 и SC.5/45 были представлены British Overseas Airways Corporation (BOAC) и RAF соответственно, но военного заказа не последовало. [ 17 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Short Belfast представлял собой большой тяжелый стратегический транспортный самолет. [ 9 ] Он имел высокорасположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Tyne. По данным аэрокосмического издания Flight International , конструкция поверхностей хвоста и крыла Belfast была заимствована у Bristol Britannia . [ 8 ] Одним из основных изменений крыла было его преобразование в «мокрое» крыло , которое осуществила компания Canadair . Между «Белфастом» и «Британией» есть несколько других общих элементов, хотя при первоначальном проектировании самолета их было гораздо больше. [ 18 ]
Фюзеляж «Белфаста» представлял собой относительно консервативно нагруженный цилиндр традиционной конструкции. [ 19 ] Он был разработан с расчетным безопасным ресурсом в 15 000 циклов давления и прошел испытания на усталость с использованием всего фюзеляжа, погруженного в резервуар с водой. Принципы отказоустойчивости были использованы при проектировании большой боковой двери, задней рампы и двери. [ 19 ] Прокатные Z-профили использовались в большинстве шпангоутов и стрингеров фюзеляжа , а коробчатые балки использовались там, где обычно ожидалось воздействие более тяжелых, чем средние, нагрузок; в конструкции отсутствуют поковки или механически обработанные элементы. [ 19 ]
Органы управления полетом Белфаста включали в себя множество функций, разработанных Bristol и Canadair, помимо Shorts; все три компании активно сотрудничали в его разработке. [ 19 ] В нем использовалась та же система ручных сервоприводов, что и на Britannia, но были некоторые усовершенствования, особенно с точки зрения бокового управления через более простую конфигурацию спойлера . Другие достижения включают соединение левого элерона с рулем направления для противодействия неблагоприятному крену из-за отклонения руля направления, а руль высоты связан с закрылками для компенсации изменений дифферента, вызванных работой закрылков. [ 19 ] «Белфаст» был оснащен полностью автоматической системой посадки , произведенной компанией Smiths Aerospace , и это был первый самолет в мире, который с самого начала разработки имел такую возможность. [ 3 ] Система автопилота и управления полетом, известная как ASR 518, была трехплексной по каналам крена и тангажа , с возможностью дуплексной или аварийной симплексной работы. Система посадки по приборам включала в себя множество функций, таких как автомат тяги , проекционный дисплей и радиовысотомер . [ 9 ]
фюзеляже круглого сечения До грузовой палубы длиной 84 фута (26 м) в герметичном диаметром более 16 футов (4,9 м) (достаточно просторной для двух однопалубных автобусов ) можно было добраться через «бобровый хвост» с задними погрузочными дверями. и встроенная рампа. Он был достаточно большим, чтобы вилочные погрузчики. в грузовом отсеке могли работать [ 3 ] Основная ходовая часть представляла собой две восьмиколесные тележки и носовую двухколесную тележку. Белфаст имел максимальную взлетную массу более 220 500 фунтов (100 тонн ) – меньше, чем у современного ему 250-тонного Антонова Ан-22 и 128-тонного Douglas C-133 Cargomaster , но больше, чем у Lockheed C- 133. 130 Геркулес . Он мог перевозить 150 военнослужащих с полным оснащением или различными транспортными средствами, такими как один танк Chieftain , или до трех Alvis Saladin броневиков , или пара вертолетов Westland Wessex , или до четырех вертолетов Westland Whirlwind , или до шести Westland Wasp. или вертолеты Westland Scout , или пара Polaris баллистических ракет подводных лодок . [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]Служба РАФ
[ редактировать ]

20 января 1966 года Belfast C.1 поступил на вооружение 53-й эскадрильи , когда XR367 (шестой серийный самолет) был доставлен на авиабазу RAF Brize Norton в Оксфордшире . Четыре месяца спустя 53-я эскадрилья была переведена в Королевские ВВС Фэрфорд , Глостершир , чтобы освободить место для модернизации, проводимой в Брайз-Нортоне; они вернулись в RAF Брайз Нортон в 1967 году. [ 20 ] Что необычно для служебных самолетов, всем Белфастам были присвоены имена. [ а ] После поступления этого типа на вооружение Королевских ВВС стало очевидно, что серьезная проблема с сопротивлением не позволяла первым пяти самолетам достичь желаемых характеристик Шорта. Впоследствии были проведены модификации и испытания, в частности на самолете SH1818 (который в то время совершенствовал требования Королевских ВВС к автоматизированной посадке CAT 3 на RAE Bedford ), а также был разработан новый задний обтекатель, что привело к повышению крейсерской скорости флота. на 40 миль в час. [ нужна ссылка ]
Реорганизация нового ударного командования ВВС Великобритании имела последствия для флота ВВС в Белфасте и положила начало выводу из эксплуатации ряда типов самолетов, включая Bristol Britannia и de Havilland Comet в 1975 году. К концу 1976 года флот в Белфасте был был выведен из эксплуатации и отправлен в Королевские ВВС Кембл , Глостершир. на долгосрочное хранение [ нужна ссылка ]
Гражданские операции
[ редактировать ]TAC HeavyLift приобрела пять Belfast для коммерческого использования в 1977 году и эксплуатировала три из них с 1980 года после переделки для получения коммерческой сертификации . По иронии судьбы, некоторые из них были позже зафрахтованы во время Фолклендской войны , причем некоторые источники предполагают, что это стоило больше, чем содержание всех самолетов на вооружении британских ВВС до 1990-х годов. [ 21 ] Белфасты компании HeavyLift снова заключили контракт на поддержку ВВС Великобритании во время первой войны в Персидском заливе , перевозя транспортные средства и вертолеты, слишком большие для перевозки флотом Геркулеса. [ нужна ссылка ]
После увольнения из службы TAC HeavyLift некоторые из них были припаркованы в аэропорту Саутенд на несколько лет .
Один самолет был отремонтирован и отправлен в Австралию в 2003 году, эксплуатировался авиакомпанией HeavyLift Cargo Airlines . Этот самолет больше не летает; его часто можно было увидеть припаркованным на стороне гражданской авиации международного аэропорта Кэрнса в Квинсленде вместе с одним или двумя самолетами Boeing 727 компании. Теперь зарегистрированный как RP-C8020 , он был перенесен в западную часть аэропорта Кэрнса 19 августа 2011 года, проведя большую часть года на перроне Cairns International, куда он был перенесен до сдачи на слом. оставшаяся компания Boeing 727 (RP-C8016) в конце сентября 2010 года. Названия HeavyLift были закрашены 28 августа 2011 года, но регистрация RP-C8020 все еще была видна. Самолет был сфотографирован неповрежденным, но без видимой регистрации, в аэропорту Кэрнса 7 августа 2017 года. [ 22 ] После регистрации в ФАУ под номером N1819S , Cairns Belfast, судя по всему, восстанавливается и возвращается в эксплуатацию. [ 23 ]
Второй «Белфаст», G-BEPS (SH1822), должен был присоединиться к ней в Австралии после ремонта в аэропорту Саутенд. [ 24 ] но вместо этого был списан в октябре 2008 года. [ 25 ] Последний серийный «Белфаст» ( Enceladus , XR371) хранится в музее RAF в Косфорде. Этот самолет был перекрашен перед тем, как его выставили под прикрытием на Национальной выставке холодной войны. [ 26 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- ТАС ХэвиЛифт
- Трансмеридианские авиаперевозки
Технические характеристики (Белфаст C Mk.1)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969–70 гг. [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек (два пилота, инженер, штурман и грузчик)
- Вместимость: 150 военнослужащих (250 с установленным съемным верхним полом) / полезная нагрузка 78 000 фунтов (35 380 кг).
- Длина: 136 футов 5 дюймов (41,58 м)
- Размах крыльев: 158 футов 9,5 дюймов (48,400 м)
- Высота: 47 футов 0 дюймов (14,33 м)
- Площадь крыла: 2466 кв. футов (229,1 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 10,22
- Профиль профиля : корень: NACA 25017 ; совет: NACA 4413 [ 28 ]
- Пустой вес: 127 000 фунтов (57 606 кг)
- Максимальный взлетный вес: 230 000 фунтов (104 326 кг)
- Силовая установка: 4 турбовинтовых двигателя Rolls-Royce R.Ty.12 Tyne Mk.101 мощностью 5730 л.с. (4270 кВт) каждый эквивалент.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты Hawker Siddeley Dynamics 4/7000/6, диаметром 16 футов (4,9 м) с постоянной скоростью и полным флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 352 миль в час (567 км/ч, 306 узлов)
- Крейсерская скорость: 336 миль в час (541 км/ч, 292 узла) на высоте 24 000 футов (7 315 м)
- Скорость сваливания: 112 миль в час (180 км/ч, 97 узлов)
- Дальность: 1000 миль (1610 км, 870 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- Перегоночная дальность: 6100 миль (9800 км, 5300 морских миль)
- Практический потолок: 30 000 футов (9 100 м)
- Скорость набора высоты: 1060 футов/мин (5,4 м/с).
Авионика
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Авиакомпания HeavyLift Cargo». HeavyliftCargo.com . Проверено: 11 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Понедельник 1981 г., с. 228.
- ^ Jump up to: а б с д и Рейс 9 января 1964 г., с. 41.
- ^ «N1819S Bank of Utah Short SC.5 Белфаст» . www.planespotters.net . 11 сентября 2023 г. Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рейс 19 сентября 1963 г., с. 499.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «SC.5 Белфаст» . Рейс Интернешнл . 26 ноября 1964 г. с. 935. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Flight International , Том. 85, № 2862, 16 января 1964 г., с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Рейс 9 января 1964 г., с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс, Брайан. «Белфастская система». Flight International , 9 марта 1967 г. с. 370.
- ^ «Белфаст в Испании». Flight International , 8 октября 1964 г. с. 616.
- ^ Jump up to: а б «Будущее Белфаста». Flight International , 9 августа 1962 г. с. 182.
- ^ Вуд 1975, с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и Рейс 19 сентября 1963 г., с. 508.
- ^ "288-местный." Flight International , 26 ноября 1964 г., с. 937.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 227.
- ^ Вуд 1975, с. 231.
- ^ Вуд 1975, стр. 231–232.
- ↑ Рейс 19 сентября 1963 г., стр. 499–500.
- ^ Jump up to: а б с д и Рейс 19 сентября 1963 г., с. 500.
- ^ «Истории эскадрилий № 51–55» . Воздух власти - История организации RAF . 13 октября 2021 г. Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Хьюсон 2001
- ^ «РП-С8020» . ДжетФото . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ «Белфаст снова в строю?» . 24 сентября 2023 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Вастнейдж, Джастин. «17 000-километровый паромный перелет и возвращение к коммерческой деятельности в этом году». Flight International , 3 января 2007 г.
- ^ Бертон, Кейт. «Белфаст СК-5». jetphotos.net . Проверено: 11 апреля 2010 г.
- ^ "RAF Short Belfast C1 (Музей RAF)". Архивировано 11 февраля 2007 года на сайте Wayback Machine HistoryofAirCargo.com . Проверено: 11 апреля 2010 г.
- ^ Тейлор 1969, стр. 223–224.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Радар Белфаста» . Полет . Том. 80, нет. 2746. Iliffe Transport Publications Ltd., 26 октября 1961 г., с. 660. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
Библиография
[ редактировать ]- Хейлз-Даттон, Брюс. «База данных: Короткий Белфаст». Самолет , Том. 44, № 12, декабрь 2016. С. 79–93. ISSN 0143-7240 .
- Хьюсон, Роберт, изд. Коммерческие самолеты и авиалайнеры . Лондон: Aerospace Publishing Ltd. и Airlife Publishing Ltd., 2-е изд., 2001 г. ISBN 1-84037-064-5 .
- Монди, Дэвид. Энциклопедия коммерческих и частных самолетов мира . Нью-Йорк: Crescent Books, 1981. ISBN 0-517-36285-6 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Sampson Low Marston & Company, 1969. ISBN 0-354-00051-9 .
- Технический редактор (19 сентября 1963 г.). «Белфаст: стратегический грузовой корабль Шорта для ВВС Великобритании» . Рейс Интернешнл . Том. 84, нет. 2845. стр. 499–508. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- «Короткий воздушно-десантный Белфаст» . Рейс Интернешнл . Том. 85, нет. 2861. 9 января 1964. стр. 40–41. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- Уайт, Молли О'Локлин. Белфаст: История большого лифтера Шорта . Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1984. ISBN 0-904597-52-0 .
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Short Belfast - Справочник британских самолетов
- Короткие возможности Белфаста
- Краткие характеристики и история Белфаста на сайтеairlines.net
- Короткометражный Belfast XR371 "Encedalus" в музее Королевских ВВС
- Краткая фотогалерея Belfast XR371 "Encedalus" на сайтеairlines.net
- Краткая фотогалерея Belfast XR371 "Encedalus" на сайте Air-Britain Photos