Локхид C-141 Старлифтер
C-141 Старлифтер | |
---|---|
![]() | |
C-141B ВВС США в полете | |
Роль | Стратегический авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид |
Первый полет | 17 декабря 1963 г |
Введение | апрель 1965 г. |
Ушедший на пенсию | май 2006 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США НАСА |
Произведено | 1963 | –1968
Количество построенных | 285 |
Lockheed C-141 Starlifter — это бывший военный стратегический авиалайнер , который служил в Военно-воздушной транспортной службе (MATS), ее преемнице — Военном командовании воздушных перевозок (MAC) и, наконец, в Командовании воздушной мобильности (AMC) ВВС США. (ВВС США). Самолет также служил в авиационных и аэромобильных крыльях резерва ВВС (AFRES), позже переименованных в командование резерва ВВС (AFRC), в Воздушной национальной гвардии (ANG), а затем в одном авиационном крыле Воздушного образования и обучения. Командование (AETC), занимающееся обучением C-141, C-5 , C-17 и KC-135 .
Представленный для замены более медленных винтовых грузовых самолетов, таких как Douglas C-124 Globemaster II и Douglas C-133 Cargomaster , C-141 был разработан в соответствии с требованиями, установленными в 1960 году, и впервые поднялся в воздух в 1963 году. Серийные поставки 285 самолетов начались в 1963 году. 1965: 284 для ВВС США, а демонстрационный образец компании позже доставлен Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) для использования в качестве воздушной обсерватории. Самолет оставался на вооружении более 40 лет, пока ВВС США не сняли с вооружения последние C-141 в 2006 году, заменив авиалайнер на C-17 Globemaster III .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ](MATS) ВВС США В начале 1960-х годов Военно-воздушная транспортная служба использовала значительное количество винтовых самолетов для стратегических воздушных перевозок. [1] [2] Поскольку эти самолеты в основном представляли собой устаревшие конструкции, а ВВС США нуждались в преимуществах реактивной мощности, ВВС США заказали 48 самолетов Boeing C-135 Stratolifter в качестве промежуточного шага. C-135 был полезной временной заменой, но имел только двери с боковой загрузкой, поэтому большая часть громоздкого и негабаритного оборудования, используемого армией США, не поместилась. [3]
Весной 1960 года ВВС США опубликовали Специальные эксплуатационные требования 182 , призывающие к созданию нового самолета, который был бы способен выполнять как стратегические, так и тактические задачи по воздушным перевозкам. [4] Стратегическая роль требовала, чтобы самолет был способен выполнять миссии в радиусе не менее 3500 морских миль (6500 км) с нагрузкой 60 000 фунтов (27 000 кг). Тактическая роль требовала от него возможности осуществлять десантирование припасов с малой высоты, а также перевозить и десантировать боевые парашютисты. [5] На SOR 182 отреагировали несколько компаний, в том числе Boeing , Lockheed и General Dynamics . [6]
В ответ на это требование группа дизайнеров Lockheed разработала собственную уникальную конструкцию, получившую внутреннее обозначение Lockheed Model 300 ; это будет первый большой самолет, изначально предназначенный для перевозки грузов. По сравнению с предыдущим транспортным средством фирмы, с турбовинтовым двигателем Lockheed C-130 Hercules , он был значительно больше, а также обладал большей скоростью и большей мощностью. [7] По своей базовой конфигурации Модель 300 представляла собой большой авиалайнер с Т-образным хвостовым оперением и высокорасположенным стреловидным крылом установленных на гондолах двигателя TF33, , под которым в общей сложности были установлены четыре турбовентиляторных . [4] Модель 300 имела длинную, беспрепятственную грузовую палубу, которая обеспечивала достаточно места и оборудования для безопасного размещения до 154 военнослужащих или 42 869 кг (94 510 фунтов) груза. [4]
В марте 1961 года проект Lockheed был выбран победителем. [4] Первым официальным актом президента Джона Ф. Кеннеди после его инаугурации стал приказ о разработке Lockheed 300 13 марта 1961 года, заключивший первоначальный контракт на пять самолетов для испытаний и оценки, получивших обозначение C -141 . Необычным аспектом самолета было то, что он был разработан с учетом как военных, так и гражданских стандартов летной годности. Прототип C-141A с серийным номером 61-2775 был изготовлен и собран в рекордно короткие сроки: его выкатили с завода Lockheed в Мариетте, штат Джорджия, 22 августа 1963 года. Это также был первый самолет, спроектированный и произведенный на заводе, который будет перейти к полномасштабному производству. [8] Прототип совершил свой первый полет 17 декабря того же года, что совпало с 60-летием первого полета братьев Райт . [4]
Совместно с ВВС США компания Lockheed подвергла прототип интенсивной программе летных испытаний, в которой приняли участие пять самолетов для испытаний и оценки. [4] Первая поставка серийного C-141 произошла в апреле 1965 года. [4] Всего за три года было изготовлено 284 самолета С-141, не считая пяти самолетов, построенных исключительно для испытательных целей. Производство новых C-141 было прекращено в феврале 1968 года. [4]
Производные
[ редактировать ]В 1960-е годы Lockheed предприняла усилия по выводу самолета на гражданский рынок; разместили предварительные заказы В результате компании Flying Tiger Line и Slick Airways на четыре самолета каждая. Это должна была быть удлиненная версия, на 37 футов (11 м) длиннее, чем C-141A, который продавался как L-300 SuperstarLifter . Были также внесены и другие изменения, чтобы адаптировать конструкцию для большего соответствия коммерческому сектору, включая использование другого штурвала управления . Разработка не получила продолжения, и был построен только один гражданский демонстрационный самолет. Когда коммерческих продаж не произошло, Lockheed передала самолет в дар НАСА . [9]
Другое, более амбициозное предложение, обычно обозначаемое как SC.5/40 , предполагало объединение элементов Starlifter с другим стратегическим авиалайнером, с турбовинтовым двигателем Short Belfast , и должно было быть реализовано в партнерстве с британским производителем самолетов Shorts . [10] В этом варианте фюзеляж «Белфаста» должен был быть соединен с крылом «Старлифтера», что позволило бы легко использовать турбореактивные двигатели; Предполагаемые двигатели для привода предполагаемого авиалайнера включали Pratt & Whitney JT3D-3 (18 000 фунтов) или JT3D-8 (21 000 фунтов), Rolls-Royce Conway 550 (21 825 фунтов) или Bristol Siddeley BS.100 (приблизительно 27 000 фунтов). [10] [11] Во многом похожее, но улучшенное предложение, обозначенное как SC.5/45 , активно продвигалось организацией Shorts for Operational Requirement ASR.364 , отчасти на том основании, что оно также позволит создать почти идентичную гражданскую модель для дома и использования. экспортное использование, обозначенное как SC.5/41 . [12] Сообщается, что подробные презентации предложений SC.5/41 и SC.5/45 были сделаны как British Overseas Airways Corporation (BOAC), так и Королевским военно-воздушным силам (RAF) соответственно, но заказов размещено не было. [13]
Дизайн
[ редактировать ]
Lockheed C-141 Starlifter — стратегический авиалайнер дальнего действия, предназначенный для перевозки большого количества грузов или пассажиров. Он оснащен четырьмя двигателями TF33 турбовентиляторными , каждый из которых способен развивать тягу до 21 000 фунтов силы (93 кН); они были установлены в отсеках под высоко установленным стреловидным крылом . [4] В нижней части размещено убирающееся трехопорное шасси , состоящее из двухколесной носовой стойки и четырехколесных основных агрегатов, последние из которых убираются вперед в обтекатели, установленные на каждой стороне фюзеляжа. Кабина экипажа обычно обслуживается экипажем из четырех человек. [4]
Использование высокорасположенного крыла позволило обеспечить внутренний зазор в грузовой кабине шириной 10 футов (3,0 м), высотой 9 футов (2,7 м) и длиной 70 футов (21 м). Соответственно, С-141 был способен нести, например, полную (МБР) LGM-30 Minuteman межконтинентальную баллистическую ракету в своем контейнере; он был способен перевозить максимум 70 847 фунтов (32 136 кг) на короткие расстояния и до 92 000 фунтов (42 000 кг) при соответствующей конфигурации для перевозки Minuteman, у которого не было другого оборудования. Что касается личного состава, самолет мог перевозить одновременно максимум 154 полностью экипированных военнослужащих, 123 десантника или 80 носилок. [4] На практике выяснилось, что в типичных условиях грузовая палуба C-141A исчерпает объем до того, как будет достигнуто максимальное значение веса. [14]
С точки зрения наземной логистики важным аспектом C-141 была высота пола кабины, составлявшая всего 50 дюймов (130 см) над землей, что обеспечивало легкий доступ в кабину через большие задние двери, встроенные в поднимающуюся вверх кабину. задняя часть фюзеляжа. Секция оборудована большой цельной погрузочной рампой с гидравлическим приводом для упрощения погрузки/разгрузки как транспортных средств, так и генеральных грузов. [4] Две боковые задние двери были спроектированы так, чтобы этот тип можно было использовать для десантирования парашютистов (в августе 1965 года C-141 выполнил первое такое десантирование с самолета с реактивным двигателем). Задние грузовые двери также можно было открывать в полете для сброса груза с воздуха. [4]
Операционная история
[ редактировать ]
Прототип и опытный самолет участвовали в программе интенсивных эксплуатационных испытаний вместе с первым C-141, который был доставлен в MATS (63-8078) 19 октября 1964 года в 1707-е воздушное транспортное крыло, тяжелое (учебное), Tinker Air Force. База , Оклахома. [15] [16] После удовлетворительного завершения гражданских испытаний Федерального управления гражданской авиации (FAA). 29 января 1965 года самолету C-141 был выдан сертификат типа Первая поставка в оперативную часть (63-8088) была осуществлена 23 апреля 1965 года в 44-й Воздушно-транспортная эскадрилья, 1501-е авиационное транспортное крыло, база ВВС Трэвис , Калифорния. [17]
Хотя эксплуатационные испытания все еще продолжались, из-за военного вмешательства США в Южном Вьетнаме C-141 был быстро отправлен в регион для начала боевых вылетов в зону боевых действий. Этот тип стал широко использоваться на последних этапах войны во Вьетнаме , его транспортные возможности пользовались большим спросом. [18] Даже после прибытия большого количества C-141 на театр военных действий во Вьетнаме, этот тип так и не смог полностью заменить C-124 Globemaster II из-за его неспособности перевозить негабаритное оборудование на театре военных действий; позже эта ситуация была решена путем появления еще более крупной галактики C-5 . [2] [19] Последними обязанностями, выполненными C-141 в конфликте, были репатриационные рейсы, доставившие домой тысячи американских военнопленных (военнопленных). [20]
Несмотря на некоторые возникшие эксплуатационные проблемы, C-141 составил основу стратегических возможностей ВВС США по воздушным перевозкам в конце 1960-х годов; он продолжал сохранять этот статус до конца 1990-х годов. [21] 8 января 1966 года, после упразднения MATS, все C-141 были переданы недавно созданному Военно-воздушному командованию (MAC). [22]
В октябре 1973 года и C-141, и более крупный C-5 Galaxy доставляли по воздуху грузы из Соединенных Штатов в Израиль во время Войны Судного дня 1973 года в рамках операции «Никель Грасс» . За время операции С-141 совершили 422 вылета и перевезли в общей сложности 10 754 тонны груза. [23] Сообщается, что к 1975 году парк самолетов C-141 налетал в среднем по 20 000 часов каждый, что составляет две трети их первоначального расчетного срока службы. [21]

Несмотря на раннее мнение, что преимущества турбореактивного двигателя перед предшествующими винтовыми грузовыми самолетами сделают последний устаревшим, опыт эксплуатации C-141 показал, что турбовинтовые транспортные средства общего назначения, такие как Lockheed C- 141, по-прежнему играют полезную роль. 130 Геркулес . Такие возможности, как взлет на коротких дистанциях и пригодность для суровых взлетно-посадочных полос, означали, что такие самолеты оказались полезными, в то время как C-141 оказался совсем не надежным, претерпев многочисленные случаи структурных отказов. [24] В частности, самолеты C-141 были обеспокоены, по-видимому, случайными трещинами в области крыла, которые, согласно отчету, составленному Счетной палатой правительства (GAO), иногда были связаны с нагрузками, возникающими при выполнении определенных типов миссий. Запланированная в 1980-х годах программа ремонта по ремонту коробок крыльев C-141 выявила значительную коррозию и растрескивание, что потребовало замены всех коробок крыльев во всем парке вместо проведения ремонта. [25]
В конце 1970-х годов ВВС США решили начать серию масштабных модернизаций парка самолетов C-141; не только была начата работа над программой продления срока службы, но в 1977 году служба также приняла предложение от Lockheed о продлении срока службы нескольких самолетов. [21] Первый из этих удлиненных авиалайнеров, переименованный в C-141B , чтобы отличать его от немодифицированных самолетов флота, был поставлен в декабре 1979 года. Последний C-141B был доставлен в 1982 году. [21] Всего до стандарта C-141B было модифицировано 270 самолетов C-141A, что составляет почти всю первоначальную производственную партию. [26]
Первый стратегический перебросочный полет в рамках операции «Щит пустыни» был выполнен MAC C-141 437-го военного авиакрыла с авиабазы Чарльстон , Южная Каролина, 7 августа 1990 года. C-141 оказался рабочей лошадкой в операциях «Щит пустыни» и «Щит пустыни». «Буря в пустыне» перевезла 159 462 коротких тонны (144 661 т) груза и 93 126 пассажиров во время 8 536 вылетов по воздуху. [27] Чтобы обеспечить достаточное количество самолетов C-141 для удовлетворения интенсивных потребностей, все плановые мероприятия по техническому обслуживанию были отложены, а запланированные часы налета флота в мирное время были увеличены вдвое. Согласно отчету GAO, эксплуатационные ограничения, связанные с весом, налагаемые на парк самолетов, мало влияют на общую производительность. [28] Эту операцию по воздушной переброске называют крупнейшей в истории. [28]
1 июня 1992 года, после упразднения Военно-воздушного командования, все C-141 и авиатранспортные крылья, к которым они были приписаны, были переданы недавно созданному Командованию воздушной мобильности (AMC). Командование резерва ВВС (AFRC) и ВВС Национальной гвардии (ANG) C-141 и подразделения также были переданы AMC. [22]
Согласно отчету GAO, к 1992 году, вскоре после окончания «Бури в пустыне», парк самолетов C-141 в среднем почти достиг своего номинального срока службы в 30 000 самолетов. [29] В то время как ВВС США находились в процессе проведения программы продления срока службы флота, многие самолеты уже достигли своего продленного срока службы, что потребовало вывода большого количества C-141, сопровождаемого жесткими ограничениями на летные часы оставшегося парка. реализовано в 1990-е годы. GAO предупредило, что, если разразится еще одно событие такого масштаба, как «Буря в пустыне», ВВС США, вероятно, столкнутся со значительной нехваткой возможностей по воздушным перевозкам из-за высокой усталости флота, и отметило, что C-17 Globemaster III намеревался в конечном итоге замена С-141 происходила с задержками. [30]

В 1994 году один из самолетов, базировавшихся на авиабазе Райт-Паттерсон, был идентифицирован начальником экипажа как « Ханойское такси» (серийный номер ВВС 66-0177), первый самолет, приземлившийся в Северном Вьетнаме в 1973 году для операции «Возвращение домой» в последние дни войны. Вьетнамская война , репатриация американских военнопленных из Северного Вьетнама . [31]
В период с 1996 по 1998 год C-141A использовался в качестве самолета-буксировщика в проекте Eclipse, чтобы продемонстрировать возможность использования систем аэробуксировки для вывода буксируемых крылатых аппаратов на достаточную высоту для запуска небольших спутников. Конечная цель заключалась в снижении стоимости космоса. запускает. Было проведено шесть успешных испытаний с модифицированным Convair F-106 Delta Dart , вариант QF-106, на буксире. [32] Похожую систему можно увидеть в SpaceShipTwo , где атмосферные двигатели поднимают «вторую ступень» ракетного двигателя на большую высоту для запуска.
16 сентября 2004 года C-141 покинул службу во всех действующих подразделениях ВВС США, оставаясь в резерве ВВС и подразделениях ВВС Национальной гвардии в течение последних двух лет своего эксплуатационного срока. резерва ВВС В период с 2004 по 2006 год несколько самолетов C-141, приписанных к 445-му воздушному крылу (445 AW) на авиабазе Райт-Паттерсон , были переброшены в Ирак и Афганистан , где они обычно участвовали в миссии медицинской эвакуации (MEDEVAC) для репатриации раненых . военнослужащие. [33]
В 2005 году «Ханойское такси» и другие самолеты были направлены ВВС США для эвакуации тех, кто искал убежища от урагана «Катрина» . Этот и другие самолеты эвакуировали тысячи людей, в том числе сотни больных и раненых в рамках MEDIVAC. После объявления 5 мая 2005 года о снятии с вооружения последних восьми самолетов C-141 компания Hanoi Taxi приступила к серии полетов, предоставив ветеранам, некоторые из которых вылетели из плена военнопленных во Вьетнаме на этом самолете, возможность испытать еще один полет до выхода на пенсию. [ нужна ссылка ] 6 мая 2006 года « Ханойское такси» приземлилось в последний раз и было принято на официальной церемонии выхода на пенсию в Национальном музее ВВС США, расположенном на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . [34]
15 самолетов C-141, включая «Ханойское такси», сейчас выставлены на статической экспозиции в различных авиационных музеях США, все остальные планеры были отправлены на «кладбище» на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне, где они были сданы на слом. [35]
Варианты
[ редактировать ]С-141А
[ редактировать ]Первоначальная модель Starlifter , получившая обозначение C-141A , могла перевозить 154 пассажира, 123 десантника или 80 носилок для раненых с 16-местными сиденьями. Всего было построено 284 модели A. C-141A поступил на вооружение в апреле 1965 года. Вскоре было обнаружено, что объемная грузоподъемность самолета относительно мала по сравнению с его грузоподъемностью; обычно ему не хватало физического пространства до того, как он достиг предела своего веса. [36] C-141A мог перевозить десять стандартных основных поддонов емкостью 463 л и имел общую грузоподъемность 62 700 фунтов (28 400 кг). Он также мог перевозить специализированные грузы, такие как ракеты «Минитмен» .
НАСА получило демонстратор Lockheed C-141, получивший обозначение L-300. [37] [38] Самолет был модифицирован для размещения телескопа Воздушной обсерватории Койпера (КАО) для использования на очень больших высотах. Этот самолет, NC-141A, находится на хранении в Исследовательском центре Эймса НАСА , федеральный аэродром Моффетт , Калифорния. [37] КАО была выведена из эксплуатации в 1995 году и заменена стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA) на базе 747SP. [39]
С-141Б
[ редактировать ]В эксплуатации C-141 оказался «набухшим» до того, как «вышел из строя», а это означает, что он часто имел дополнительную грузоподъемность, которая тратилась впустую, потому что грузовой отсек был заполнен до того, как был достигнут вес самолета. Чтобы исправить очевидные недостатки исходной модели и максимально использовать возможности C-141, 270 находящихся в эксплуатации C-141A (подавляющее большинство парка) были удлинены, что увеличило необходимый объем полезной нагрузки. Программа конверсии осуществлялась в период с 1977 по 1982 год, первая поставка состоялась в декабре 1979 года. [4] Эти модифицированные самолеты получили обозначение C-141B . Было подсчитано, что эта программа расширения была эквивалентна покупке 90 новых самолетов с точки зрения увеличенной вместимости. Также была добавлена штанга для дозаправки в воздухе . [40] Фюзеляж был удлинен за счет добавления секций «заглушки» вперед и назад от крыльев, что удлинило фюзеляж в общей сложности на 23 фута 4 дюйма (7,11 м) и позволило перевозить 103 носилки для раненых, 13 стандартных поддонов, 205 военнослужащих, 168 десантников. или эквивалентное увеличение других нагрузок.
СЛЕДУЕТ II
[ редактировать ]В 1994 году в общей сложности 13 C-141B получили модификации SOLL II (Special Operations Low-Level II), которые дали самолету возможность летать на малых высотах в ночное время, усовершенствовали навигационное оборудование и улучшили средства защитного противодействия. Эти самолеты эксплуатировались AMC совместно с Командованием специальных операций ВВС (AFSOC).
С-141С
[ редактировать ]В общей сложности 63 самолета C-141 были модернизированы в течение 1990-х годов до конфигурации C-141C с улучшенной авионикой и навигационными системами, чтобы поддерживать их в актуальном состоянии. новые возможности, в том числе система предотвращения столкновений (TCAS) и система глобального позиционирования (GPS). К самолетам, получившим этот пакет модернизации, были добавлены [4] Этот вариант представил в самолете некоторые из первых технологий стеклянной кабины , а также повысил надежность за счет замены некоторых механических и электромеханических компонентов на более современные электронные эквиваленты. Последний C-141C был доставлен в конце 2001 года. [4]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС США - 284 C-141A, B и C
- НАСА - 1 C-141A, строительный номер 300–6110. Не получил серийного номера ВВС США, имел гражданскую регистрацию N4141A, а затем как NASA N714NA. Эксплуатировался в 1966–1995 гг. [ нужна ссылка ]
Несчастные случаи
[ редактировать ]За 2005 год в результате аварий было уничтожено 19 самолетов C-141. [41]
- 23 марта 1967 г. самая страшная авария наземной авиации во время войны во Вьетнаме произошла на авиабазе Дананг , Южный Вьетнам , когда авиадиспетчер очистил USMC A-6A Intrumer , BuNo 152608 , от VMA (AW). -242, MAG-11, на взлет, но также разрешил самолету C-141A Starlifter ВВС США, серийный номер ВВС 65-9407 , 62-го военного авиакрыла, авиабаза Маккорд , Вашингтон, пересечь взлетно-посадочную полосу. Экипаж А-6 в последний момент увидел «Старлифтер» и отклонился от взлетно-посадочной полосы, пытаясь избежать столкновения, но, несмотря на это, левое крыло А-6 прорезало нос С-141, который тут же загорелся. Груз C-141, состоящий из 72 газовых баллонов с ацетиленом, загорелся и вызвал огромный взрыв. Выжил только грузчик, спасшийся через задний люк. А-6 перевернулся и покатился по взлетно-посадочной полосе на спине, но оба члена его экипажа, капитан Фредерик Коун и капитан Дуг Уилсон, выжили и выползли из разбитого фонаря после того, как самолет остановился. Часть боекомплекта А-6, состоящего из бомб и ракетных ранцев, взорвалась в результате последовавшего пожара. командования военных воздушных перевозок Погибли экипажи : капитан Гарольд Леланд Хейл, капитан Лерой Эдвард Леонард, капитан Макс Пол Старкел, сержант. Алансон Гарланд Байнум и сержант. Альфред Функ. Это был первый из двух C-141, потерянных во время конфликта, и один из трех стратегических авиалайнеров, списанных во время войны во Вьетнаме. [42] :
- 12 апреля 1967 г. C-141A, 66-0127 разбился после взлета с авиабазы Камрань Бэй, Вьетнам. [41] Пять членов экипажа погибли, двое были спасены. :
- 28 августа 1973 г. C-141A 63-8077 разбился в горах недалеко от авиабазы Торрехон, Испания; [41] 24 из 25 членов экипажа и пассажиров на борту погибли. [43] :
- 18 августа 1974 г. C-141A 65-0274 из 437-го MAW, авиабаза Чарльстон , Южная Каролина, врезался в гору Потоси на высоте 19 000 футов (5800 м), примерно в 17 милях (27 км) от Пункт назначения — международный аэропорт Джона Ф. Кеннеди , Ла-Пас , Боливия , погибли семь членов экипажа. [44] [45] [46] [47] :
- 21 марта 1975 г. авиадиспетчер перепутал позывные самолетов и разрешил авиабазу Маккорд на базе C-141A, 64-0641 , [48] 62- го военного авиакрыла опустился ниже безопасного минимума и врезался в гору Констанс в Олимпийском национальном лесу в Вашингтоне, в результате чего погибли 16 пассажиров и экипаж. [49] [50] :
- 28 августа 1976 г. C-141A 67-0008 заглох и разбился после прерванной посадки на авиабазе Сондестром, Гренландия, в результате чего погибли 23 из 27 членов экипажа и пассажиров; В тот же день другой C-141, 67-0006 , разбился во время сильной грозы при спуске в авиабазу Милденхолл , Великобритания, в результате чего погибли 18 пассажиров и экипаж. Место крушения находилось недалеко от деревни Торни . [51] [52] [53] [54] [55] :
- 12 ноября 1980 г. C-141 67-0030 разбился при приземлении в Каире, Египет. [41] Он врезался в взлетно-посадочную полосу при попытке приземлиться ночью в пустыне без наземных огней в качестве визуального ориентира, все 13 человек на борту погибли. [ : нужна ссылка ]
- 31 августа 1982 г. C-141B 64-0652 разбился в горах Теннесси (Национальный лес Чероки) во время тренировочного полета SOLL-I. Местная учебная миссия SOLL-I вылетела из Чарльстона незадолго до 13:00. Экипаж был чрезвычайно опытным. Другие самолеты сообщили о погоде на маршруте: облачность на высоте 4500 футов, максимальная высота - 8000 футов, с нулевой видимостью на высоте ниже 4500 футов из-за ливней, неровного потолка, многослойных слоев и тумана. Погода на маршруте была ниже минимума MAC. Радарные диаграммы Центра Атланты отслеживали самолет на маршруте. В 14:27 графики показали, что самолет постепенно набирает высоту с высоты 2500 футов. Самолет врезался в мыс Джонс-Ноб на высоте 4908 футов в заповеднике Теллико, в 118 футах от вершины. В момент удара самолет находился на небольшом наборе высоты 4–5 градусов (приблизительно 2000 футов в минуту). Среди девяти членов экипажа выживших не было. Предполагалось, что экипаж пытался использовать недавно установленный цветной радар Bendix в режиме MAP для обхода местности. Бортовой самописец и диктофон в кабине не удалось восстановить. [56] [57] [58] :
- 12 июля 1984 г. На самолете C-141B 64-0624 произошел неконтролируемый отказ двигателя номер 3 сразу после взлета с авиабазы NAS Sigonella на итальянском острове Сицилия. Выброшенные обломки также привели к отказу двигателя номер 4. Обломки также попали в грузовой отсек и стали причиной возгорания поддона с краской. В результате возгорания груза образовался густой ядовитый дым, что крайне затруднило визуальный контроль за самолетом. Самолет вошел в крутой берег и разбился чуть более чем через три минуты после взлета. Все восемь членов экипажа и один пассажир на борту погибли. Токсикология после аварии показала, что перед столкновением экипаж получил потенциально смертельное отравление цианидом от дыма. После этой аварии к кислородным маскам экипажа были добавлены дымовые очки. [59] :
- 20 февраля 1989 г. C-141B 66-0150 разбился при попытке приземлиться в Херлберт-Филд , Флорида. Самолет выполнял неточный заход на посадку к взлетно-посадочной полосе 18 авиабазы во время сильной грозы и плохой видимости. Самолет снизился ниже минимальной высоты снижения и разбился в лесистой местности к северу от Херлберт-Филд. Все 7 членов экипажа и 1 пассажир погибли. [60] :
- 1 декабря 1992 г. два самолета C-141B на базе McChord, серийные номера 65-0255 и 66-0142 , выполнявшие ночную дозаправку в воздухе, столкнулись над Монтаной и разбились. Все 13 членов экипажа погибли. [61] :
- 13 сентября 1997 г. Ту-154М ВВС Германии столкнулся с самолетом ВВС США C-141B ( 65-9405 ) во время полета у побережья Намибии. Все 24 члена экипажа и пассажира Ту-154, а также 9 членов экипажа С-141 погибли. Ни один из самолетов не был оборудован системой предотвращения столкновений TCAS , а «Туполев» летел на неправильной полукруговой крейсерской высоте, не контактируя при этом с диспетчерской службой Намибии. :
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- 61-2775 «Первый флота» - C-141A выставлен в Музее управления воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр недалеко от Дувра, штат Делавэр . Этот планер является первым построенным C-141. [62] [63]
- 61-2779 «Против ветра» — NC-141A хранится в Музее летных испытаний ВВС на базе ВВС Эдвардс недалеко от Розамонда, Калифорния . Он использовался в качестве испытательного стенда для усовершенствованного радара и электронного противодействия. [64]
- 63-8079 «Город Чарльстон» - C-141B выставлен в авиационном парке авиабазы Чарльстон на базе ВВС Чарльстон в Чарльстоне, Южная Каролина . [65] [66]
- 63-8088 «Золотой медведь» - C-141B выставлен в Центре наследия базы ВВС Трэвис на базе ВВС Трэвис недалеко от Фэрфилда, Калифорния . Это был первый C-141, доставленный на авиабазу Трэвис. [67]
- 64-0626 - C-141B выставлен в Музее управления воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр недалеко от Дувра, штат Делавэр. [68]
- 65-0236 — C-141B выставлен в авиационном парке Скотт Филд Наследие на базе ВВС Скотт недалеко от Бельвилля, штат Иллинойс . [69] Этот планер участвовал в операции «Возвращение домой» по возвращению военнопленных из Ханоя. [70]
- 65-0248 — C-141C выставлен в Музее авиации на базе ВВС Робинс недалеко от Уорнер-Робинса, Джорджия . [71] Он заменил другой планер, который ранее выставлялся в музее. [72]
- 65-0257 «Дух Внутренней Империи» - C-141B выставлен в Музее авиации Марч-Филд на базе ВВС Марч в Риверсайде, Калифорния . [73] [74]
- MSN 6110 — L-300 находится на хранении в Исследовательском центре Эймса на федеральном аэродроме Моффетт в Маунтин-Вью, Калифорния . Он использовался НАСА (NASA-714) в качестве воздушной обсерватории Койпера . [75] Это был единственный построенный гражданский Старлифтер. [76]
- 65-0277 «Такома Старлифтер» - C-141B выставлен в Музее авиации Маккорд на базе ВВС Маккорд в Лейквуде, штат Вашингтон . [77]
- 65-9400 — C-141B выставлен на выставке на базе ВВС Альтус недалеко от Альтуса, Оклахома . [78]
- 66-0177 « Ханойское такси » — C-141C выставлен в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . Этот самолет стал последним С-141, снятым с вооружения. [79]
- 66-0186 – YC-141B выставлен в Центре истории и технологий авиации , примыкающем к объединенной базе воздушного резерва Доббинс в Мариетте, штат Джорджия . [80] Это первый Starlifter, преобразованный из модели «А» в модель «В». [81]
- 66-7947 «Авиалайнер Гарден Стейт» - C-141B выставлен в Мемориальном парке Старлифтер на базе ВВС МакГуайр , Нью-Джерси . [82] [83] [84] [85]
- 67-0013 — C-141B выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима , примыкающем к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [86]
Технические характеристики (С-141Б Старлифтер)
[ редактировать ]
Данные Forecast International [4]
Общие характеристики
- Экипаж: 5–7 человек: 2 пилота, 2 бортинженера, 1 штурман, 1 мастер по загрузке (второй мастер по загрузке обычно использовался, в последующие годы штурманы перевозились только при десантировании); 5 медицинских экипажей (2 медсестры и 3 медицинских техника) на рейсах медицинской эвакуации
- Длина: 168 футов 4 дюйма (51,3 м)
- Размах крыльев: 160 футов 0 дюймов (48,8 м)
- Высота: 39 футов 3 дюйма (12 м)
- Площадь крыла: 3228 кв. футов (300 м 2 ) 2 )
- Вес пустого: 144 492 фунтов (65 542 кг)
- Максимальный взлетный вес: 342 100 фунтов (147 000 кг)
- Силовая установка: 4 Pratt & Whitney TF33 -P-7 турбовентиляторных двигателя с тягой 20 250 фунтов силы (90,1 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 567 миль в час (912 км/ч, 493 узла)
- Диапазон: 2935 миль (4723 км, 2550 миль)
- Перегоночная дальность: 6140 миль (9880 км, 5330 морских миль)
- Практический потолок: 41 000 футов (12 500 м)
- Скорость набора высоты: 2600 футов/мин (13,2 м/с).
- Нагрузка на крыло: 100,1 фунта/кв. футов (490 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,25
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Иден 2004 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Уилсон 2019, с. 74.
- ^ Дэвис и Уилсон 2019, с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Локхид С-141 Старлифтер» . Прогноз Интернешнл. Август 2001.
- ^ Lockheed C-141 Starlifter , Авиационная зона
- ^ Lockheed C-141 Starlifter , Мировые военные самолеты
- ^ Кирби 2011, с. 68.
- ^ Кирби 2011, с. 50.
- ^ Кирби 2011, с. 74.
- ^ Jump up to: а б Рейс 19 сентября 1963 г., с. 508.
- ^ Вуд 1975, с. 227.
- ^ Вуд 1975, с. 231.
- ^ Вуд 1975, стр. 231–232.
- ^ Кирби 2011, с. 72.
- ^ Бортовой номер C-141: 63-8078. Архивировано 8 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Документ USAFHRA 00495863.
- ^ Бортовой номер C-141: 63-8088. Архивировано 8 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Кирби 2011, с. 76.
- ^ Кирби 2011, с. 78.
- ^ Кирби 2011, стр. 76-77.
- ^ Jump up to: а б с д Кингсбери 2005, с. 20.
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Уилсон 2019, с. 79.
- ^ «Операция Никель Грасс». Музей управления воздушной мобильностью. Проверено: 23 августа 2014 г.
- ^ Язык 2003, с. 298.
- ^ Кингсбери 2005, стр. 20, 23.
- ^ Кирби 2011, с. 75.
- ^ Мэтьюз и Холт 1992, стр. 37–40.
- ^ Jump up to: а б Кингсбери 2005, с. 3.
- ^ Кингсбери 2005, с. 35.
- ^ Кингсбери 2005, стр. 3-5, 35.
- ^ Кирби 2011, с. 77.
- ^ «НАСА - Факты о технологиях Драйдена НАСА - Aerotow» . НАСА.gov . Проверено 14 октября 2018 г.
- ^ Теополос, Тед (27 сентября 2005 г.). «С-141 выполняет последний вылет из зоны боевых действий» . аф.мил.
- ^ "LOCKHEED C-141C STARLIFTER 'ХАНОЙСКОЕ ТАКСИ'." Национальный музей ВВС США. Проверено: 28 ноября 2012 г.
- ^ список опыта AMARC
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Локхид С-141 СтарЛифтер». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а б Локхид L-300-50А-01
- ^ Краткая история КАО. Архивировано 20 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Воздушная обсерватория СОФИЯ завершила первый испытательный полет» . УСРА . 26 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г.
- ^ Иден 2004 , стр. 232–2??.
- ^ Jump up to: а б с д Джонсен 2005, с. 98.
- ^ Хобсон, Крис, Потери воздуха во Вьетнаме . Хинкли Великобритания: Midland Press, 2001, стр. 93.
- ^ Крушение C-141A 28 августа 1973 года . Aviation-safety.net. Проверено 14 марта 2016 г.
- ↑ Гейнсвилл, Джорджия: радио WFOX-FM, понедельник, 19 августа 1974 г.
- ^ Колумбия, Южная Каролина: Штат, четверг, 22 августа 1974 г., страница 2B.
- ↑ Колумбия, Южная Каролина: Штат, вторник, 27 августа 1974 г., стр. 10А.
- ^ Гринвилл, Южная Каролина: Greenville News, вторник, 27 августа 1974 г., стр. 3.
- ^ Серийные номера ВВС США 1964 года.
- ^ United Press International, «Все 16 на борту AF Jet Dead», Playground Daily News , Форт-Уолтон-Бич, Флорида, воскресенье, 23 марта 1975 г., том 30, номер 38, стр. 1A.
- ^ United Press International, «Ошибка авиадиспетчера привела к катастрофе», Playground Daily News , Форт-Уолтон-Бич, Флорида, среда, 26 марта 1975 г., том 30, номер 41, стр. 5А.
- ^ Авиакатастрофа Lockheed ASN
- ^ «Спокан Дейли Кроникл» . Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ Ежедневные новости Виргинских островов - Поиск в архиве новостей Google
- ^ Аргус-Пресс - Поиск в архиве новостей Google
- ^ День - Поиск в архиве новостей Google
- ^ "Отчет о происшествии ВВС США" C141Heaven . Проверено: 13 октября 2014 г.
- ^ «Описание происшествия» Сеть авиационной безопасности . Проверено: 13 октября 2014 г.
- ^ Авиакатастрофы и гибель людей с 1908 года | Сократа
- ^ Авария 1984 года . Сеть авиационной безопасности
- ^ C-141:66-0150. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Столкновение грузовых самолетов Mcchord - 13 человек погибли в катастрофе над Монтаной . Сиэтл Таймс, 1 декабря 1992 г.
- ^ «С-141А Старлифтер» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Объединенная база Чарльстон Эйр Парк» . Объединенная база Чарльстон . 13 февраля 2013 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141: 63-8079» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Веронико, Ник. «Уличные экспонаты — С-141Б «Старлифтер» » . Центр наследия базы ВВС Трэвис . Центр наследия Трэвиса . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «С-141Б Старлифтер» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «С-141 СТАРЛИФТЕР» . Авиационный парк Скотт-Филд-Херитэйдж . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed C-141B Starlifter, серийный номер 65-0236 USAF, серийный номер 300-6087» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «С-141С «Старлифтер» » . Музей авиации . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141: 65-0248» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «С-141Б Старлифтер» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141: 65-0257» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed L-300-50A-01, c/n 300-6110, c/r N714NA» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «C141Heaven: Информация НАСА о C-141» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «ЛОКХИД С-141В СТАРЛИФТЕР» . Музей авиации Маккорда . Фонд Музея авиации Маккорда . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Новак, Майк. «Бортовой номер С-141: 65-9400» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Локхид C-141C Старлифтер «Ханой Такси» » . Национальный музей ВВС США . 7 июня 2016 г. Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed YC-141B Starlifter, серийный номер 66-0186 USAF, серийный номер 300-6212» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ М., Стэн (22 марта 2013 г.). "Фото: "66-0186 был первым C-141, который был расширен до модели B" " . TripAdvisor . ООО «Трипдейр» . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Мемориал С141» . Мемориальный фонд Томаса Б. Макгуайра . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ «Новаторский С-141» . Объединенная база Макгуайр-Дикс-Лейкхерст . 21 марта 2008 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Ли, Дэррик; Бойд, Гэри (12 ноября 2008 г.). «Мемориал Starlifter чтит самолет и летчиков, которым он служил» . Объединенная база Макгуайр-Дикс-Лейкхерст . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Майк, Новак. «Бортовой номер С-141» . c141heaven.info . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «СТАРЛИФТЕР» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 4 октября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дэвис, Джон и Дэн Уилсон. Крылья над Вьетнамом. КДП Принт Нас, 2019. ISBN 1-09728-139-6 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Джонсен, Фредерик А. (2005). Локхид C-141 Старлифтер . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-080-9 .
- Кингсбери, Нэнси Р. Военные воздушные перевозки: структурные проблемы не помешали успеху C-141 в борьбе с щитом/штормом пустыни. Издательство ДИАНА, 2005. ISBN 0-756-74687-6 .
- Кирби, Джо. Завод Локхид. Издательство Аркадия, 2011. ISBN 0-738-58796-6
- Огден, Боб (2001). Авиационные музеи и коллекции Северной Америки (2-е изд.). Тонбридж, Кент: ISBN Air Britain (Historians) Ltd. 978-0-85130-427-4 .
- Технический редактор «Белфаст: стратегический грузовой корабль Шорта для Королевских ВВС». Flight International , номер 2845, том 84, 19 сентября 1963 г., стр. 499–508.
- Вуд, Дерек. Проект отменен. Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5 .
- Зиман, Джон. Технологические инновации как эволюционный процесс. Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-54217-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История C-141 на сайте amarcexperience.com
- C-141 Небеса
- Повествование о C-141 Starlifter , Управление истории MAC, Командование военных воздушных перевозок, 1973 г.