Локхид L-1649 Старлайнер
L-1649 Старлайнер | |
---|---|
Самолет L-1649A Starliner Trans World Airlines в полете. Этот самолет (N7301C) был списан после крушения в Боготе 18 декабря 1966 года, находясь на вооружении авиакомпании Aerocondor Colombia . Подобный самолет также разбился | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид |
Дизайнер | Кларенс «Келли» Джонсон |
Первый полет | 10 октября 1956 г. |
Введение | 1 июня 1957 г. |
Ушедший на пенсию | Начало 1980-х годов |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Транс Уорлд Эйрлайнз , Люфтганза , Эйр Франс |
Произведено | 1956–1958 |
Количество построенных | 44 (включая прототип) |
Разработано на основе | L-1049 Супер Созвездие |
Lockheed L-1649 Starliner был последней моделью линейки Constellation авиалайнеров Lockheed . Оснащенный четырьмя двигателями Wright R-3350 TurboCompound, он производился на заводе Lockheed в Бербанке, штат Калифорния, с 1956 по 1958 год.
Дизайн и разработка [ править ]
Разработка Starliner началась, когда компания Lockheed разработала L-1449 в ответ на Douglas DC-7C Seven Seas . [1] Оснащенный четырьмя двигателями Pratt & Whitney PT2G-3 турбовинтовыми мощностью по 5500 л.с. , L-1449 мог бы летать быстрее, чем DC-7C, с сопоставимой дальностью полета с топливом в 10 200 галлонов США (8 493 имп галлонов; 38 611 л) в новом 150-футовом ( 46 м) крыло. Компания Pratt & Whitney отказалась от проекта ПТ2 в марте 1955 года из-за ожидаемой ненадежности, высокого удельного расхода топлива и высоких эксплуатационных расходов. [ нужна ссылка ] хотя военная версия двигателя Т34 приводила в движение грузовой корабль Douglas C-133 , который также страдал ненадежностью.
L-1449 должен был быть примерно на 55 дюймов (140 см) длиннее, чем серия L-1049, с максимальной полной взлетной массой (MGTOW) 175 000 фунтов (79 000 кг). [2] L-1549 заменил 1449 в начале 1955 года с дополнительным удлинением на 40 дюймов (100 см) и максимальной взлетной массой 187 500 фунтов (85 000 кг), предположительно все еще с турбовинтовыми двигателями PT2. [3]
30 сентября 1954 года компания Lockheed сообщила Trans World Airlines (TWA), что L-1449 будет использовать тот же фюзеляж, что и серия 1049; [4] Компания Hughes Tool заказала 25 машин в декабре, хотя, по оценкам TWA, L-1449 будет терять деньги, даже если все места будут заняты. Когда P&W отказалась от своего двигателя, Lockheed предложила L-1549 с турбовинтовыми двигателями Allison, но TWA и Lockheed договорились о поршневом двигателе L-1649 вместо этого и внесли поправки в контракт L-1449. В апреле 1955 года компания Lockheed сообщила TWA, что они хотят отказаться от модели 1649, но Хьюз отказался согласиться.
Хотя L-1449 и L-1549 так и не были построены, все Constellations, начиная с 1954 года, были усилены, чтобы принять тягу, создаваемую турбовинтовыми двигателями T34/PT-2, которые были установлены на несколько Constellations R7V-2 для ВМС США (USN ).
После отказа от L-1549 компания Lockheed разработала менее амбициозную модернизацию серии Constellation, получившую название L-1649A Starliner . В новой конструкции использовался фюзеляж L-1049G, новое крыло длиной 150 футов (46 м) и четыре Wright R-3350 988 TC18-EA-2 турбокомпаундных радиальных двигателя , что позволяло Starliner совершать беспосадочные перелеты из Калифорнии в Европу. Lockheed заявила, что новый L-1649A будет доставлять 58 пассажиров на расстояние 6500 миль (10500 км) со скоростью 350 миль в час (560 км/ч) или из Парижа в Нью-Йорк на три часа быстрее, чем DC-7C. [5] В январе 1958 года компания Pan American запланировала перелет DC-7C из Орли в Айдлуайлд за 14 часов 15 минут; TWA запланировало вылет 1649 на 14 часов 50 минут. [ нужна ссылка ]
История эксплуатации [ править ]
Прототип L-1649A совершил первый полет 11 октября 1956 года. (Прототип [N1649] находился в собственности Lockheed до начала 1970-х годов, когда он был продан в Японии.) Авиаперевозки начались 1 июня 1957 года на авиакомпании Trans World Airlines ( TWA) рейс из Нью-Йорка в Лондон и Франкфурт . В сентябре 1957 года Starliner совершил первый беспосадочный рейс из Лос-Анджелеса в Лондон; Им руководил главный пилот TWA Боб Бак , который написал обширную журнальную статью, описывающую этот опыт. [6]
TWA назвала свои L-1649 «Jetstreams» и использовала их на более длинных внутренних маршрутах, а также на рейсах из Нью-Йорка в Европу и за ее пределы. В июле 1958 года TWA запланировала 60 рейсов в неделю из Европы в Нью-Йорк; 30 самолетов L-1649, в том числе семь прямых рейсов в неделю из Парижа, пять из Лондона, четыре из Франкфурта, по два из Мадрида, Лиссабона и Женевы, один из Цюриха и один из Рима. Три самолета 1649 в неделю летали по полярному маршруту из Европы в Калифорнию, иногда без остановок. [7]
Боинг 707 заменил последний трансатлантический пассажирский L-1649 TWA в октябре 1961 года; 707 и Convair 880 вытеснили их с внутренних регулярных рейсов в декабре 1962 года. В начале 1960-х годов Lockheed переоборудовала двенадцать TWA L1649 в грузовые суда, которые перевозили грузы через Атлантику до 1964 года и внутри страны до 1967 года.
Air France купила десять Starliners; они были единственной авиакомпанией, которая продавала самолет под своим названием (называвшимся «Супер Старлайнер»). [8] Трансатлантические полеты продолжались с августа 1957 года по сентябрь 1960 года, когда на смену пришел Боинг 707. С апреля 1958 года самолеты Air France L-1649 летали из Парижа в Анкоридж и Токио, но им не разрешили летать на западное побережье США. Летом 1959 года они запланировали 22 беспосадочных рейса L-1649 в неделю из Орли в Айдлуайлд, четыре из которых следовали в Мехико; два еженедельных самолета L-1649 летали из Орли в Монреаль в Чикаго-Мидуэй и обратно. Рейс ORY-ANC-TYO два раза в неделю был запланирован на 30 часов 45 минут по сравнению с 42 часами 20 минутами для самого быстрого 1049G через Индию (и 32 часа 00 минут для кометы BOAC из Лондона в Токио через Индию).
Lufthansa была последней авиакомпанией, купившей новый Starliner; их четыре Starliners продавались как «Super Stars» и летали по трансатлантическим маршрутам. Самолеты Starliner компании Lufthansa без пересадок доставлялись в Гамбург с завода Lockheed в Бербанке . Летом 1959 года Lufthansa запланировала прямые рейсы в Нью-Йорк из Франкфурта, Дюссельдорфа и Орли. Lockheed переоборудовала два Starliners Lufthansa в грузовые после того, как Boeing 707 заменил их на трансатлантических пассажирских рейсах в 1960 году.
Linee Aeree Italiane (LAI) заказала четыре Starliner, но не воспользовалась ими после слияния с Alitalia в октябре 1957 года. Alitalia приняла DC-7C и не проявляла интереса к Starliners; они были доставлены TWA в 1958 году. Вариг заказал два Starliner, но заказ был переключен на два L-1049G.
DC-7C в конечном итоге продал больше планеров, чем Starliner, который имел большую дальность полета, чем его конкурент, но был дорогим (3 000 000 долларов США ) и поступил на вооружение год спустя. В итоге было построено всего 44 Starliner (включая прототип) по сравнению со 121 DC-7C.
Alaska Airlines использовала два Starliner для полетов MATS в 1960-х годах. Другие операторы использовали Starliners для чартерных рейсов. Небольшое количество Starliners использовалось в качестве грузовых самолетов на Аляске в 1970-е годы. К началу 1980-х годов все Starliners прекратили коммерческую эксплуатацию.
Четыре Starliners все еще существуют; после десяти лет работы Lufthansa отказалась от восстановления одного из них до летного состояния. [9] [10] [11] Еще один был отправлен в 2018 году для отеля TWA . [12]
Варианты [ править ]
- Л-1649А
- Первоначальная серийная версия оснащена четырьмя двигателями Wright R-3350 988 TC18-EA-2. 44 построено. [13]
- Л-1649Б
- Предлагаемый турбовинтовой вариант. Ни один не построен. [14]
Аварии и происшествия [ править ]
- 26 июня 1959 г. - рейс 891 TWA разбился из-за удара молнии после взлета из миланского аэропорта Мальпенса в Италии, в результате чего погибли все 68 пассажиров и экипаж. [15]
- 10 мая 1961 г. - рейс 406 авиакомпании Air France под названием «Де Грасс» разбился в полете из-за отказа хвостового оперения над пустыней Сахара , предположительно вызванного взрывным устройством, в результате чего погибли все 78 пассажиров и экипаж. [16]
Выжившие самолеты [ править ]
Четыре Starliners все еще существуют: [17]
- N7316C (c/n 1018) в аэропорту Оберн-Льюистон в штате Мэн планировалось привести в летное состояние компанией Lufthansa ; Первый полет восстановленного самолета был запланирован где-то на 2017–2018 годы, при этом масштабная реставрация продолжалась с 2007 года. Вложив в проект 150 миллионов евро, [18] В марте 2018 года Lufthansa объявила, что переносит восстановление в Германию. Сообщается, что решения о дальнейшем восстановлении были приняты после прибытия в Германию, но коммерческие рейсы выполнять больше не планировали. [19] [20] В феврале 2021 года самолет был перебазирован со склада в гавани Бремена в аэропорт Падерборн-Липпштадт из-за наличия там убежища. [21] К июлю 2022 года самолет появился на сайте Lufthansa Berlin Foundation. [22]
- N8083H (серийный номер 1038), также находящийся в аэропорту Оберн-Льюистон, разбирался на запчасти для восстановления N7316C. Самолет был отреставрирован и окрашен в ливрею TWA 1950-х годов для использования в качестве коктейль-бара в новом отеле TWA , который открылся 15 мая 2019 года в бывшем терминале TWA в аэропорту Джона Ф. Кеннеди. [23] [24]
- N974R (серийный номер 1040) выставлен возле музея Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [25]
- ZS-DVJ (c/n 1042), в настоящее время окрашенный в цвета Trek Airways , находится в аэропорту Рэнд как часть статической экспозиции Общества музеев Южноафриканских авиалиний . [26]
Технические характеристики (L-1649A) [ править ]
Данные самолетов Локхид с 1913 года, [27] Общество музеев САА - Lockheed L1649 Starliner, [28] Lockheed Constellation: от Экскалибура до Старлайнера [29]
Общие характеристики
- Экипаж: пять
- Вместимость: 99 пассажиров
- Длина: 116 футов 2 дюйма (35,41 м)
- Размах крыльев: 150 футов (46 м)
- Высота: 24 фута 9 дюймов (7,54 м)
- Площадь крыла: 1850 кв. футов (172 м 2 ) 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 0015 ; совет: NACA 0011 [30]
- Пустой вес: 91 645 фунтов (41 569 кг)
- Максимальный взлетный вес: 156 104 фунтов (70 808 кг)
- Силовая установка: 4 Wright R-3350 988 TC18-EA-2 Duplex-Cyclone с воздушным охлаждением, мощностью 3400 л.с. (2500 кВт) каждый. 18-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard Hydromatic 43H60, диаметром 16 футов 10 дюймов (5,13 м), с постоянной скоростью и полностью флюгированными дюралюминиевыми гребными винтами.
Производительность
- Максимальная скорость: 377 миль в час (607 км/ч, 328 узлов) на высоте 18 600 футов (5669 м)
- Крейсерская скорость: 290 миль в час (470 км/ч, 250 узлов)
- Дальность действия: 4940 миль (7950 км, 4290 миль) с полезной нагрузкой 19 500 фунтов (8845 кг)
- 6180 миль (5370 миль; 9946 км) с полезной нагрузкой 8000 фунтов (3629 кг)
- Практический потолок: 23 700 футов (7 200 м)
- Скорость набора высоты: 1080 футов/мин (5,5 м/с).
- Нагрузка на крыло: 86,5 фунтов/кв. футов (422 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,0847 л.с./фунт (0,1392 кВт/кг)
См. также [ править ]
Связанные разработки
- Локхид Созвездие
- Локхид L-049 Созвездие
- Локхид C-69 Созвездие
- Локхид L-1049 Супер Созвездие
- Локхид C-121 Созвездие
- Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Локхид
- Список вариантов Lockheed Constellation
- Список операторов Lockheed Constellation
Ссылки [ править ]
- Примечания
- ^ Бреффорт, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner. Histoire and Collections, 2006. стр. 112–117.
- ^ Питер Дж. Марсон, Питер Дж. Серия Lockheed Constellation (Air-Britain, 1982); В American Aviation, 6 декабря 1954 г., стр. 29, говорится, что длина модели 1449 будет 118,2 фута, а длина 1049G — 113,6 фута; В выпуске от 20 декабря говорится, что кабина 1449 будет на 55 дюймов длиннее.
- ↑ Aviation Week от 4 апреля 1955 года сообщает, что P&W отказалась от гражданского PT-2 после того, как Lockheed удлинила фюзеляж 1449 на 108 дюймов; «Эта более длинная версия стала 1559».
- ^ Раммель, Роберт В. Ховард Хьюз и TWA , 1991 г.
- ↑ Flight International , 10 июня 1955 г., стр.785.
- ' ^ Бак, Боб (10 сентября 2014 г.). «Из архива: Боб Бак летит на Конни из Лос-Анджелеса в Лондон» . Факты о воздухе . Цинциннати, Огайо: Первоначальный издатель: Лейтон Коллинз; перезапуск: Магазин пилотов Sporty . Проверено 31 марта 2021 г.
Примечание редактора: Боб Бак был одним из
самых популярных авторов Air Facts в 1950-х и 60-х годах, его любили за его рассказы из первых рук об меняющемся мире авиакомпаний… В нашем последнем путешествии по архивам Air Facts мы летим из Лос-Анджелеса в Лондон через полярный маршрут, как сказано с левого сиденья Конни. - ^ Бреффорт, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner. Histoire and Collections, 2006. стр. 117–119.
- ↑ Aviation Week, 26 августа 1957 г., стр. 45 сообщает, что Air France планировала совершить полет на самолете 1649 из Абвиля в Ниццу вдоль побережья на высоте 1000 футов, указав время, когда он появится в каждой точке. Полет длиной 2500 миль должен был занять чуть более девяти часов.
- ^ «Конни больше не может этого делать» (на немецком языке). 5 октября 2018 г. Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Выжившие из Lockheed Constellation - L1649A Starliner ; Петерсен, Ральф М. - Проверено 5 ноября 2010 г.
- ^ «После десятилетия реставрации в Оберне культовый авиалайнер 50-х годов возвращается в Германию» . Пресс Вестник . 16 марта 2018 года . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «Редкий самолет Lockheed в Оберне получает новую жизнь – как коктейль-бар» . Пресс Вестник . 8 октября 2018 г. Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Бреффорт, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner. История и коллекции, 2006. стр.169.
- ^ [Военные самолеты США — C-69/C-121 http://www.uswarplanes.net/c69c121.html. Архивировано 26 октября 2015 г. на Wayback Machine . Проверено 24 февраля 2011 г.
- ^ ASN Авиационная катастрофа Lockheed L-1649A Starliner N7313C Milano - Проверено 5 ноября 2010 г.
- ↑ ASN Авиационная катастрофа Lockheed L-1649A Starliner F-BHBM Edjele - Дата обращения 06.11.10
- ^ Выжившие Lockheed Constellation - Новости Constellation ; Разные авторы - дата обращения 03.11.10.
- ^ «Lufthansa Super Star: 150 миллионов евро – и еще не завершено» . 7 мая 2020 г.
- ^ Скелтон, Кэтрин (27 марта 2018 г.). «Lufthansa придерживается планов по переводу Constellation в Германию – Lewiston Sun Journal» . Льюистон Сан Джорнал . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ «Вехи Lufthansa Super Star» . Люфтганза Супер Стар .
- ^ «Классика Lockheed от Lufthansa Berlin Foundation отправляется в Падерборн — WESER-KURIER» . 28 февраля 2021 г.
- ^ «Немецкий фонд Lufthansa Berlin» .
- ^ «Lockheed Constellation Survivors — N8083H, номер 1038» . Веб-сайт Ральфа М. Петерсена «Выжившие из созвездия» . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ «Старинный самолет станет коктейль-баром в новом отеле JFK» . ABC7 Нью-Йорк . 10 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ «Lockheed Constellation Survivors — N974R c/n 1040» . Веб-сайт Ральфа М. Петерсена «Выжившие из созвездия» . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ "Lockheed Constellation Survivors - ZS-DVJ c/n 1042" . Веб-сайт Ральфа М. Петерсена «Выжившие из созвездия» . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты Lockheed с 1913 г. (2-е переиздание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 390–393. ISBN 0870218972 .
- ^ Музейное общество SAA - Lockheed L1649 Starliner - Дата обращения 03.11.10
- ^ Бреффорт, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner. История и коллекции, 2006. стр.175.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Брефор, Доминик. Lockheed Constellation: от Экскалибура до гражданского и военного вариантов Starliner . Париж: История и коллекции, 2006. Печать. ISBN 2-915239-62-2 .
- Выжившие из Lockheed Constellation — L1649A Starliner ; Петерсен, Ральф М. Проверено 5 ноября 2010 г.
- Классические проплайнеры California — L-1649A Starliners ; Гибсон, Том. Проверено 5 ноября 2010 г.
- Военные самолеты США — C-69/C-121 . Проверено 5 ноября 2010 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Lockheed Constellation Survivors — сайт, на котором объясняется информация и местонахождение уцелевших Constellations, включая Starliners.
- YouTube - Lufthansa L1649 Lockheed Starliner Project Auburn Maine - новостной ролик о восстановлении N7316C 2009 года.