Локхид Мартин Х-44 МАНТА
ОДЕЯЛО X-44 | |
---|---|
![]() | |
Художественный концепт Х-44 в полете. | |
Роль | Экспериментальный бесхвостый самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид Мартин |
Статус | Предлагаемый дизайн отменен |
Разработано на основе | Локхид Мартин F-22 Раптор |
Lockheed Martin X-44 MANTA (Многоосевой самолет без хвостового оперения) — американский концептуальный самолет, разработанный компанией Lockheed Martin , который изучался НАСА и ВВС США . Он был предназначен для проверки возможности полного управления рысканием, тангажем и креном без хвостового оперения (горизонтального или вертикального). Управление ориентацией опирается исключительно на трехмерное управление вектором тяги . [ 1 ] Конструкция самолета была заимствована у F-22 Raptor и имела удлиненное треугольное крыло без хвостового оперения. [ 1 ]
История
[ редактировать ]НАСА и ВВС США начали предварительные работы над самолетом к маю 1999 года. Планировалось продемонстрировать технологии MANTA либо на F-22 Raptor , либо на F-15 . Прототип X-44 начнет испытательные полеты к 2007 финансовому году. Планировщики НАСА заявили, что разработка технологий для X-44 может найти применение в программах F-22 и Joint Strike Fighter, а также в коммерческих сверхзвуковых проектах. [ 2 ]
Первоначальные технико-экономические обоснования финансировались правительством и двумя подрядчиками. [ 2 ] НАСА одобрило программу, которая начнется в июне 1999 года, присвоив самолету обозначение «X-44A». [ 3 ]
Финансирование Х-44 закончилось в 2000 году. [ 4 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Документы по планированию предусматривали создание самолета, который «перепрыгивает через современное состояние». X-44 был разработан компанией Lockheed Martin, чтобы продемонстрировать возможность создания самолета, управляемого только векторной тягой. Конструкция X-44 имела уменьшенную радиолокационную заметность (из-за отсутствия хвостового оперения и вертикальных стабилизаторов) и была сделана более эффективной за счет исключения поверхностей хвостового оперения и руля направления и вместо этого использования векторов тяги для обеспечения управления рысканием, тангажем и креном. [ 1 ]
Конструкция X-44 MANTA была основана на F-22. Двигатель и фюзеляж будут перенесены на Х-44. Основные отличия включали треугольную форму крыла и конструкцию без хвоста. Планы предусматривали ликвидацию поверхностей управления полетом . Управление рысканием, тангажем и креном будет обеспечиваться за счет вектора тяги , возможно, путем модификации существующих 2-D векторных сопел F-22. По сути, эти изменения будут заключаться в объединении систем управления и двигательной установки. [ 2 ] У X-44 MANTA будет больший запас топлива, чем у F-22, из-за большей конструкции треугольного крыла. MANTA была разработана с целью уменьшения механической сложности, повышения топливной эффективности и большей маневренности. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Lockheed YF-22 - прототип истребителя для программы Advanced Tactical Fighter ВВС США.
- Lockheed Martin F-22 Raptor — американский малозаметный истребитель завоевания превосходства в воздухе.
- Lockheed Martin FB-22 - предлагаемый бомбардировщик для ВВС США на базе F-22 Raptor.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дженкинс, Деннис Р.; Тони Лэндис; Джей Миллер (июнь 2003 г.). «SP-2003-4531: Американские автомобили X: инвентарь от X-1 до X-50» (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической отрасли, № 31 . НАСА. п. 54. Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 г. Проверено 7 октября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Дюпон, Дэниел Г. (1999). «X-44 MANTA обещает «перепрыгнуть вперед»: НАСА, ВВС США и производители F-22 начинают «революционные» исследования бесхвостых самолетов» . Внутри Пентагона . Внутри Вашингтонского издательства. стр. 1–17. JSTOR 43995403 . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Дюпон, Дэниел Г. (1999). «F-22A считается аэрокосмическим аппаратом серии X: ВВС и НАСА ОДОБРЯЮТ НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННОГО СУДНА X-44A «БЕСХВОСТОЧНЫЙ»» . Внутри ВВС . Внутри Вашингтонского издательства. стр. 1–21. JSTOR 43967782 . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ "Объяснение X-Planes" . NASAExplores.com, 9 октября 2003 г.
- Миллер, Джей (2001) [Впервые опубликовано в 1988 году]. X-Planes: от X-1 до X-45 (3-е изд.). Хинкли , Великобритания: Midland Publishing . ISBN 9781857801095 . OCLC 47726721 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэй, Дуэйн А. «Дельта Уингз» . Centennialofflight.net