В АД-1
АД-1 | |
---|---|
![]() | |
АД-1 с крылом под умеренным углом. | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Эймс Индастриал Ко. |
Дизайнер | Берт Рутан |
Первый полет | 21 декабря 1979 г. |
Ушедший на пенсию | август 1982 г. |
Основной пользователь | НАСА |
Количество построенных | 1 |
NASA AD-1 представлял собой одновременно самолет и связанную с ним программу летных испытаний, проводившуюся в период с 1979 по 1982 год в НАСА Центре летных исследований Драйдена , в Эдвардсе Калифорния самолета , которая успешно продемонстрировала крыло , которое могло поворачиваться под углом от нуля до 60 градусов во время полета.
Уникальное наклонное крыло было продемонстрировано на небольшом дозвуковом исследовательском самолете с реактивным двигателем под названием AD-1 ( Ames-Dryden-1 ). В ходе исследовательской программы самолет совершил 79 полетов, в ходе которых оценивалась базовая концепция поворотного крыла и собиралась информация об управляемости и аэродинамике на различных скоростях и углах поворота.
Предыстория проекта
[ редактировать ]
Первой известной конструкцией наклонного крыла был Blohm & Voss P.202 , предложенный Ричардом Фогтом в 1942 году. [ 1 ] Концепция косого крыла позже была предложена Робертом Т. Джонсом , авиационным инженером из Исследовательского центра Эймса НАСА , Моффетт-Филд , Калифорния. Аналитические исследования и исследования в аэродинамической трубе, инициированные Джонсом в Эймсе, показали, что транспортный самолет с косым крылом, летающий со скоростью до 1,4 Маха, будет иметь значительно лучшие аэродинамические характеристики, чем самолет с более традиционными крыльями. На высоких скоростях, как дозвуковых, так и сверхзвуковых, крыло будет поворачиваться под углом до 60 градусов к фюзеляжу самолета для улучшения скоростных характеристик. Исследования показали, что эти углы уменьшат аэродинамическое сопротивление , позволяя увеличить скорость и увеличить дальность полета при том же расходе топлива. На более низких скоростях, во время взлета и посадки , крыло будет располагаться перпендикулярно фюзеляжу, как обычное крыло, чтобы обеспечить максимальную подъемную силу и управляемость. По мере того, как самолет набирал скорость, крыло поворачивалось для увеличения угла наклона, тем самым уменьшая сопротивление и уменьшая расход топлива. Крыло можно было поворачивать только в одном направлении, при этом правая законцовка крыла двигалась вперед. [ нужна ссылка ]
Самолет
[ редактировать ]
Самолет AD-1 был доставлен в Драйден в феврале 1979 года. компания Ames Industrial Co., Богемия , Нью-Йорк Его построила долларов США , по контракту с фиксированной ценой на сумму 240 000 . НАСА определило общую конструкцию транспортного средства, используя геометрическую конфигурацию, изученную компанией Boeing Commercial Airplanes , Сиэтл , Вашингтон . Авиационный завод Рутан , Мохаве, Калифорния , предоставил детальный проект и анализ нагрузки для намеренно низкоскоростного и недорогого самолета (там самолет был известен внутри страны как Модель 35 ). Низкая скорость и стоимость, конечно, ограничивали сложность машины и объем ее технических задач.
Пилотировал самолет в его первом полете 21 декабря 1979 года пилот-исследователь НАСА Томас С. Макмертри , который также был пилотом в последнем полете 7 августа 1982 года. Еще одним известным летчиком-испытателем, участвовавшим в проекте, был Пит Найт .
AD-1 был оснащен двумя небольшими двигателями Microturbo TRS18-046 турбореактивными , каждый из которых создавал статическую тягу 220 фунтов силы (0,98 кН) на уровне моря. По сути, это были те же двигатели, которые использовались в BD-5J . По соображениям безопасности скорость самолета была ограничена примерно 170 миль в час (270 км/ч).
AD-1 имел длину 38,8 футов (11,8 м) и размах крыла без стреловидности 32,3 фута (9,8 м). Он был построен из пластика, армированного стекловолокном , в виде сэндвича с обшивкой, разделенной жестким пенопластовым сердечником. Его полная масса составляла 2145 фунтов (973 кг), а масса пустого - 1450 фунтов (660 кг).
Неподвижное трехопорное шасси , установленное близко к фюзеляжу для уменьшения аэродинамического сопротивления, придавало самолету очень «приземистый» вид на земле. Его высота была всего 6,75 футов (2,06 м). Крыло поворачивалось с помощью зубчатого механизма с электрическим приводом, расположенного внутри фюзеляжа, прямо перед двигателями.
Летные исследования
[ редактировать ]
Исследовательская программа по проверке концепции косого крыла была типичной для любого высокорискованного проекта НАСА — методично и тщательно продвигаться по каждому тестовому элементу и расширять рабочий диапазон. Основной целью проекта АД-1 было исследование низкоскоростных характеристик самолета с наклонным крылом.
AD-1 совершил свой первый полет в конце 1979 года. В течение следующих 18 месяцев крыло постепенно поворачивалось, пока в середине 1981 года не был достигнут полный угол в 60 градусов. Самолет продолжал летать еще год, получая данные на различных скоростях и углах поворота крыла до последнего полета в августе 1982 года.
Однако последний полет AD-1 состоялся не в Драйдене, а на Ассоциации экспериментальных самолетов (EAA) ежегодной выставке в Ошкоше, штат Висконсин , где он совершил восемь полетов, чтобы продемонстрировать свою уникальную конфигурацию.
После летных исследований Джонс по-прежнему считал наклонное крыло жизнеспособной концепцией подъемной силы для крупных трансокеанских или трансконтинентальных транспортных средств. Однако эта конкретная низкоскоростная и недорогая исследовательская машина демонстрировала аэроупругие эффекты и эффекты сцепления с тангажем, креном и тангажем, что способствовало ухудшению управляемости при углах стреловидности выше 45 градусов. Конструкция из стекловолокна ограничивала жесткость крыла, что могло бы улучшить управляемость самолета, как и улучшенная (и, следовательно, более дорогая) система управления.
Таким образом, хотя конструкция АД-1 позволяла выполнить технические задачи программы, все же существовала потребность в трансзвуковом исследовательском самолете с наклонным крылом для оценки эффектов сжимаемости, оценки более представительной конструкции и анализа летно-технических характеристик на околозвуковых скоростях ( те, что по обе стороны от скорости звука).
После завершения программы испытаний AD-1 был списан и сейчас выставлен в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [ 2 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Линехана, 2011 г. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 38 футов 10 дюймов (11,83 м)
- Размах крыла: 32 фута 4 дюйма (9,85 м) без стреловидности.
- Размах стреловидного крыла: 16 футов 2 дюйма (4,93 м), угол стреловидности 60 °.
- Высота: 6 футов 9 дюймов (2,06 м)
- Площадь крыла: 93 кв. фута (8,6 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 3612-02, 40 [ 4 ]
- Пустой вес: 1450 фунтов (658 кг)
- Полная масса: 2145 фунтов (973 кг)
- Запас топлива: 80 галлонов США (300 л)
- Силовая установка: 2 Microturbo TRS 18 турбореактивных двигателя с тягой 220 фунтов силы (0,98 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 200 миль в час (320 км/ч, 170 узлов)
- Практический потолок: 12 000 футов (3700 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ] Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Краткое изложение полувека исследований наклонного крыла www.obliqueflyingwing.com
- ^ « Брифинг Музея авиации Хиллера » (PDF) . www.hiller.org . Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2006 г. Проверено 27 октября 2006 г.
- ^ Линехан 2011, стр.59.
- ^ Леднисер, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 21 октября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Строительство AD-1 завершено , Dryden X-Press, 23 февраля 1979 г., с. 2.
- Роберт Э. Карри и Алекс Г. Сим, Суммарные силы, моменты и статические аэроупругие характеристики исследовательского самолета с косым крылом в полете (Эдвардс, Калифорния: NASA TP-2224, 1984)
- Роберт Э. Карри и Александр Г. Сим, Уникальные аэродинамические характеристики исследовательского самолета с наклонным крылом AD-1 , статья AIAA 82-1329, представленная на 9-й конференции AIAA по механике атмосферного полета, 9–11 августа 1982 г., Сан-Диего. , Калифорния
- Журналы полетов AD-1 из коллекции исторических справок Драйдена НАСА.
- Томас К. МакМертри, А.Г. Сим и У.Х. Эндрюс, Программа самолетов с наклонным крылом AD-1 , документ AIAA 81-2354, представленный на 1-й конференции по летным испытаниям AIAA/SETP/SFTE/ASE/ITEA/IEEE, 11–13 ноября, 1981, Лас-Вегас, Невада.
- Алекс Г. Сим и Роберт Э. Карри, Летные характеристики исследовательского самолета с косым крылом AD-1 (Эдвардс, Калифорния: NASA TP-2223, 1985 г.)
- Алекс Г. Сим и Роберт Э. Карри, Определенные в полете аэродинамические производные исследовательского самолета с косым крылом AD-1 (Эдвардс, Калифорния: NASA TP-2222, 1984)
- Линехан, Дэн (2011). Гонка Берта Рутана в космос: волшебник Мохаве и его летающие инновации . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Press . ISBN 978-0-7603-3815-5 . Проверено 21 октября 2011 г.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1980–81 гг . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN 0-7106-0705-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]