Белл Х-22
Х-22 | |
---|---|
Bell X-22 в полете | |
Роль | V/CHAIR Прототип |
Производитель | Белл Вертолеты |
Первый полет | 17 марта 1966 г. |
Ушедший на пенсию | Октябрь 1984 г. |
Статус | 1 Сохранено, остальное уничтожено |
Основной пользователь | Соединенные Штаты |
Количество построенных | 2 |
Bell X-22 — американский V/STOL X-самолет с четырьмя наклоняемыми канальными вентиляторами . Взлет должен был происходить выборочно либо с наклоненными вертикально вверх винтами , либо на короткой взлетно-посадочной полосе с наклоном гондол вперед примерно на 45°. Кроме того, X-22 должен был дать больше информации о тактическом применении боевых транспортеров с вертикальным взлетом, таких как предыдущий Hiller X-18 и преемник X-22, Bell XV-15 . Еще одним требованием программы была истинная скорость полета в горизонтальном полете не менее 525 км/ч (326 миль в час; 283 узла).
X-22 не был прототипом V-22 Osprey , хотя он был частью разработки конвертоплана и работы Белла в этой области исследований.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1962 году ВМС США объявили о запросе на два прототипа самолета с возможностью вертикального взлета и посадки, оснащенных четырьмя гондолами канальных вентиляторов. Bell Helicopters уже имела большой опыт работы с самолетами вертикального взлета и посадки и смогла использовать уже разработанный испытательный макет. В 1964 году прототип, именуемый Bell внутри моделью D2127, был заказан ВМФ и получил обозначение X-22. Он был представлен на мероприятии в Ниагарском водопаде в мае 1965 года. [ 1 ] [ 2 ]
Трехлопастные воздушные винты устанавливались на четырех крыльях и синхронизировались через систему волновой связи, соединялись с четырьмя газовыми турбинами , которые, в свою очередь, устанавливались попарно на задних крыльях. Маневрирование достигалось за счет наклона лопастей винтов в сочетании с поверхностями управления ( рулями высоты и элеронами ), которые располагались в потоке тяги винтов.
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет прототипа произошел 17 марта 1966 года. В отличие от других самолетов с поворотным винтом (таких как Bell XV-3 ), переход от висения к горизонтальному полету произошел почти сразу. Однако интерес возрос больше к свойствам вертикального и вертикального взлета и посадки, а не к конкретной конструкции прототипа.
Из-за отказа управления воздушным винтом, который летчик-испытатель Стэнли Какол назвал единственным неизбыточным компонентом в силовой цепи, прототип разбился 8 августа 1966 года, и технические специалисты разобрали его на компоненты, чтобы обеспечить возможность полета второго прототипа. еще После этого фюзеляж использовался в качестве тренажера некоторое время .
Второй X-22 впервые поднялся в воздух 26 августа 1967 года. В начале того же года он был оснащен регулируемой системой управления полетом и стабилизатором от Корнельской авиационной лаборатории , что улучшило летные характеристики. Хотя Х-22 на тот момент считался лучшим самолетом своего типа, программу свернули. Требуемая максимальная скорость в 525 км/ч так и не была достигнута. Второй прототип был отправлен в Корнеллскую авиационную лабораторию для дальнейших испытаний; последний полет произошел в 1988 году.
Выживший самолет
[ редактировать ]Оставшийся корабль, номер 151521, не выставлен на обозрение, в настоящее время хранится в Ниагарском аэрокосмическом музее в Нью-Йорке . [ 3 ]
По словам сотрудников музея, корабль был задержан после того, как ВМФ обсуждал возможность его утилизации.
Технические характеристики (Х-22А)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: два + шесть пассажиров
- Грузоподъемность: макс. 1200 фунтов (544 кг). полезная нагрузка
- Длина: 39,57 футов (12,06 м)
- Размах крыльев: 39 футов 3 дюйма (11,96 м)
- Размах крыльев (переднее крыло): 22,916 футов (6,98 м)
- Высота: 20,69 футов (6,31 м)
- Пустой вес: 10 478 фунтов (4753 кг)
- Полная масса: 15 287 фунтов (6 934 кг)
- Максимальный взлетный вес: 17 644 фунта (8 003 кг). Максимальный посадочный вес 15 287 фунтов.
- Запас топлива: 465 галлонов США (387 имп галлонов; 1760 л) в одном фюзеляжном баке JP-4 или JP-5.
- Силовая установка: 4 General Electric-YT58-GE-8D мощностью 1250 л.с. (930 кВт) каждый. турбовальных двигателя
- Гребные винты: трехлопастные винты Hamilton Standard, установленные в поворотных воздуховодах законцовок крыла.
Производительность
- Максимальная скорость: 278 узлов (320 миль в час, 515 км/ч) на высоте 10 000 футов (3048 м)
- Крейсерская скорость: 185 узлов (213 миль в час, 343 км/ч)
- Скорость сваливания: 98,2 узла (113,0 миль в час, 181,9 км/ч)
- Дальность: 386 миль (444 миль, 715 км)
- Боевая дальность: 186 миль (214 миль, 344 км)
- Практический потолок: 27 800 футов (8 500 м)
- Потолок зависания при эффекте земли: 12 000 футов (3700 м)
- Потолок зависания без влияния земли: 6000 футов (1800 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Это не научная фантастика». Поттстаун Меркьюри . 4 июня 1965 г. с. 12.
- ^ «Раскрыть самолет». Ежедневные новости Ливана . 26 мая 1965 г. с. 24.
- ^ "Звонок X-22." Архивировано 23 марта 2011 г. на сайте Wayback Machine aero-web.org. Проверено: 30 декабря 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов. Нью-Йорк: Bonanza Books, 1984. ISBN 0-517-439352 .
- «Bell-X22A: Анализ исследовательской машины вертикального взлета и посадки». Flight International , 23 марта 1967 г., с. 445.
- Маркман, Стив и Билл Холдер. Прямо вверх: история вертикального полета . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2000. ISBN 0-7643-1204-9 .
- Роджерс, Майк. СВВП: Военный исследовательский самолет. Нью-Йорк: Книги Ориона, 1989. ISBN 0-517-57684-8 .