Североамериканский Х-10
Х-10 | |
---|---|
![]() | |
X-10 в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт Паттерсон | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 14 октября 1953 г. |
Ушедший на пенсию | 1958 |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 13 |
North American X-10 (первоначально обозначавшийся RTV-A-5 ) был демонстратором беспилотных технологий, разработанным компанией North American Aviation . Это была малогабаритная конструкция многоразового использования, включавшая в себя многие конструктивные особенности ракеты SM-64 Navaho . X-10 был похож на развитие проекта Bell X-9 Shrike , который основывался на особенностях GAM-63 RASCAL .
Разработка
[ редактировать ]
Навахо большой дальности класса «земля-земля» Чтобы облегчить разработку крылатой ракеты , компания North American Aviation (NAA) в 1951 году разработала RTV-A-5 (Исследовательско-испытательная машина ВВС) или X-10. Эта машина должна была доказать критически важную летную технологию для разработки крылатой ракеты Навахо. Они включали проверку базовой аэродинамики на скорости 2 Маха, летные испытания блока инерциального наведения управления полетом и авионики на той же скорости, а также проверку системы восстановления для следующего этапа программы Навахо. Предварительное проектирование Х-10 было завершено в феврале 1951 года, а первая машина была доставлена на базу ВВС Эдвардс в мае 1953 года. Первый полет произошел 14 октября 1953 года. [1]
X-10 был оснащен двумя двигателями Westinghouse J40 турбореактивными с форсажными камерами и оснащен шасси для обычного взлета и посадки. Сочетание треугольного крыла с цельноповоротным утком обеспечивало чрезвычайно хорошую аэродинамику в околозвуковой и сверхзвуковой среде. Это также сделало аппарат нестабильным, что потребовало активного компьютерного управления полетом в виде автопилота . Таким образом, Х-10 похож на современные военные истребители, которыми управляет бортовой компьютер, а не непосредственно пилот. Хотя Х-10 получал команды направления от радиокомандной системы наведения, эти команды передавались через бортовой компьютер, который их реализовал. Н-6 Более поздние модели Х-10 включали инерциальную навигационную систему , которая полностью контролировала машину на крейсерском участке полета. [2]
Операционная история
[ редактировать ]
На момент поступления на вооружение Х-10 был одним из самых быстрых самолетов с турбореактивным двигателем. С 1953 по 1955 год в общей сложности пять X-10 совершили 15 полетов на авиабазе Эдвардс. Там он достиг максимальной скорости полета 1,84 Маха , пролетел расстояние 400 миль (644 км) и достиг высоты 41 000 футов (12 000 м). Это были уровни производительности, превосходящие почти все пилотируемые турбореактивные самолеты (за исключением YF-104 Starfighter ). В 1955 году программа была перенесена на мыс Канаверал, Флорида , для завершения программы испытаний. Здесь новый комплект из шести машин Х-10 завершил испытания инерциальной навигационной системы Н-6 на сверхзвуковых скоростях, высоте 49 000 футов (15 000 м), общей дальности полета 627 миль (1009 км) и максимальной скорости 2.05 Маха.
Расположение
[ редактировать ]Из всех построенных Х-10 программу испытаний выдержал только один: серийный 51-9307, первый Х-10, совершивший полет. Из четырех других самолетов, летавших на авиабазе Эдвардс, один взорвался при взлете, один был потерян в полете, а остальные два были уничтожены в результате аварий при посадке. Что касается транспортных средств, летавших на мысе Канаверал, три из них были израсходованы во время запланированных полетов с пикированием против острова Гранд-Багама , а два были потеряны в результате аварий при посадке.
В 1958 году оставшиеся три X-10 на мысе Канаверал были выбраны для использования в качестве высокоскоростных мишеней для BOMARC ракет класса «земля-воздух» . План состоял в том, чтобы вернуть и повторно использовать X-10, а не допустить, чтобы их сбил BOMARC. Ни одна из этих машин не завершила запланированный полет: две были потеряны при приземлении, а у третьей возникла механическая проблема, из-за которой ее пришлось отправить в Атлантику.
Выживший самолет
[ редактировать ]Единственный сохранившийся X-10 с серийным номером GM 19307 находится в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Это был первый полет X-10. Самолет был доставлен в музей ВВС в 1957 году, после завершения программы. Он выставлен в ангаре исследований и разработок музея. [3]
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]В сериале 1960-х годов « Люди в космос» использовались кадры испытаний X-10 и SM-64 «Навахо» на авиабазе Эдвардс, чтобы показать приземление космических кораблей на взлетно-посадочной полосе в пустыне.
Технические характеристики (Х-10)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: Нет
- Длина: 77 футов (23 м)
- Размах крыльев: 28 футов 2 дюйма (8,59 м)
- Высота: 14 футов 5 дюймов (4,39 м)
- Площадь крыла: 425 кв. футов (39,5 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 66-006 (мод.)
- Пустой вес: 25 800 фунтов (11 703 кг)
- Полная масса: 35 000 фунтов (15 876 кг)
- Максимальный взлетный вес: 42 300 фунтов (19 187 кг)
- Силовая установка: 2 Westinghouse XJ40 -WE-1 турбореактивных двигателя с тягой 10 900 фунтов силы (48 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1300 миль в час (2100 км/ч, 1100 узлов)
- Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 5224 футов/мин (26,54 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гибсон, Джеймс Н. Ракетный проект Навахо: история ракетного ноу-хау американской ракетной техники. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1996. ISBN 0-7643-0048-2 .
- ^ Миллер 2001, стр. 138–139.
- ^ «Североамериканский Х-10» . Национальный музей ВВС США . 21 октября 2015 года . Проверено 31 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-29. Морской пехотинец на острове Санта-Крус, Миннесота: Specialty Press, 1983. ISBN 0-933424-35-3 .
- Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-45. Ситтингборн, Великобритания: Издательство Midland County Publishing, 2001. ISBN 978-1-85780-109-5 .
- Уэррелл, Кеннет П. Эволюция крылатой ракеты. Монтгомери, Алабама: Авиационный университет, база ВВС Максвелл. 1998 г., первое издание 1995 г. ISBN 978-1-58566-005-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Североамериканский RTV-A-5/X-10 на Designation-Systems.Net