Jump to content

Североамериканский Х-10

Х-10
X-10 в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт Паттерсон
Роль Экспериментальный самолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Североамериканская авиация
Первый полет 14 октября 1953 г.
Ушедший на пенсию 1958
Основной пользователь ВВС США
Количество построенных 13

North American X-10 (первоначально обозначавшийся RTV-A-5 ) был демонстратором беспилотных технологий, разработанным компанией North American Aviation . Это была малогабаритная конструкция многоразового использования, включавшая в себя многие конструктивные особенности ракеты SM-64 Navaho . X-10 был похож на развитие проекта Bell X-9 Shrike , который основывался на особенностях GAM-63 RASCAL .

Разработка

[ редактировать ]
X-10 использовал парашют, чтобы сократить разбег при приземлении.

Навахо большой дальности класса «земля-земля» Чтобы облегчить разработку крылатой ракеты , компания North American Aviation (NAA) в 1951 году разработала RTV-A-5 (Исследовательско-испытательная машина ВВС) или X-10. Эта машина должна была доказать критически важную летную технологию для разработки крылатой ракеты Навахо. Они включали проверку базовой аэродинамики на скорости 2 Маха, летные испытания блока инерциального наведения управления полетом и авионики на той же скорости, а также проверку системы восстановления для следующего этапа программы Навахо. Предварительное проектирование Х-10 было завершено в феврале 1951 года, а первая машина была доставлена ​​на базу ВВС Эдвардс в мае 1953 года. Первый полет произошел 14 октября 1953 года. [1]

X-10 был оснащен двумя двигателями Westinghouse J40 турбореактивными с форсажными камерами и оснащен шасси для обычного взлета и посадки. Сочетание треугольного крыла с цельноповоротным утком обеспечивало чрезвычайно хорошую аэродинамику в околозвуковой и сверхзвуковой среде. Это также сделало аппарат нестабильным, что потребовало активного компьютерного управления полетом в виде автопилота . Таким образом, Х-10 похож на современные военные истребители, которыми управляет бортовой компьютер, а не непосредственно пилот. Хотя Х-10 получал команды направления от радиокомандной системы наведения, эти команды передавались через бортовой компьютер, который их реализовал. Н-6 Более поздние модели Х-10 включали инерциальную навигационную систему , которая полностью контролировала машину на крейсерском участке полета. [2]

Операционная история

[ редактировать ]
51-9307 в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.

На момент поступления на вооружение Х-10 был одним из самых быстрых самолетов с турбореактивным двигателем. С 1953 по 1955 год в общей сложности пять X-10 совершили 15 полетов на авиабазе Эдвардс. Там он достиг максимальной скорости полета 1,84 Маха , пролетел расстояние 400 миль (644 км) и достиг высоты 41 000 футов (12 000 м). Это были уровни производительности, превосходящие почти все пилотируемые турбореактивные самолеты (за исключением YF-104 Starfighter ). В 1955 году программа была перенесена на мыс Канаверал, Флорида , для завершения программы испытаний. Здесь новый комплект из шести машин Х-10 завершил испытания инерциальной навигационной системы Н-6 на сверхзвуковых скоростях, высоте 49 000 футов (15 000 м), общей дальности полета 627 миль (1009 км) и максимальной скорости 2.05 Маха.

Расположение

[ редактировать ]

Из всех построенных Х-10 программу испытаний выдержал только один: серийный 51-9307, первый Х-10, совершивший полет. Из четырех других самолетов, летавших на авиабазе Эдвардс, один взорвался при взлете, один был потерян в полете, а остальные два были уничтожены в результате аварий при посадке. Что касается транспортных средств, летавших на мысе Канаверал, три из них были израсходованы во время запланированных полетов с пикированием против острова Гранд-Багама , а два были потеряны в результате аварий при посадке.

В 1958 году оставшиеся три X-10 на мысе Канаверал были выбраны для использования в качестве высокоскоростных мишеней для BOMARC ракет класса «земля-воздух» . План состоял в том, чтобы вернуть и повторно использовать X-10, а не допустить, чтобы их сбил BOMARC. Ни одна из этих машин не завершила запланированный полет: две были потеряны при приземлении, а у третьей возникла механическая проблема, из-за которой ее пришлось отправить в Атлантику.

Выживший самолет

[ редактировать ]

Единственный сохранившийся X-10 с серийным номером GM 19307 находится в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . Это был первый полет X-10. Самолет был доставлен в музей ВВС в 1957 году, после завершения программы. Он выставлен в ангаре исследований и разработок музея. [3]

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

В сериале 1960-х годов « Люди в космос» использовались кадры испытаний X-10 и SM-64 «Навахо» на авиабазе Эдвардс, чтобы показать приземление космических кораблей на взлетно-посадочной полосе в пустыне.

Технические характеристики (Х-10)

[ редактировать ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Нет
  • Длина: 77 футов (23 м)
  • Размах крыльев: 28 футов 2 дюйма (8,59 м)
  • Высота: 14 футов 5 дюймов (4,39 м)
  • Площадь крыла: 425 кв. футов (39,5 м 2 )
  • Профиль крыла : NACA 66-006 (мод.)
  • Пустой вес: 25 800 фунтов (11 703 кг)
  • Полная масса: 35 000 фунтов (15 876 ​​кг)
  • Максимальный взлетный вес: 42 300 фунтов (19 187 кг)
  • Силовая установка: 2 Westinghouse XJ40 -WE-1 турбореактивных двигателя с тягой 10 900 фунтов силы (48 кН) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1300 миль в час (2100 км/ч, 1100 узлов)
  • Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
  • Скорость набора высоты: 5224 футов/мин (26,54 м/с).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гибсон, Джеймс Н. Ракетный проект Навахо: история ракетного ноу-хау американской ракетной техники. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1996. ISBN   0-7643-0048-2 .
  2. ^ Миллер 2001, стр. 138–139.
  3. ^ «Североамериканский Х-10» . Национальный музей ВВС США . 21 октября 2015 года . Проверено 31 марта 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-29. Морской пехотинец на острове Санта-Крус, Миннесота: Specialty Press, 1983. ISBN   0-933424-35-3 .
  • Миллер, Джей. X-Planes: от X-1 до X-45. Ситтингборн, Великобритания: Издательство Midland County Publishing, 2001. ISBN   978-1-85780-109-5 .
  • Уэррелл, Кеннет П. Эволюция крылатой ракеты. Монтгомери, Алабама: Авиационный университет, база ВВС Максвелл. 1998 г., первое издание 1995 г. ISBN   978-1-58566-005-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fdda4539cf37bcd1962bb97391667fd__1709314980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/fd/1fdda4539cf37bcd1962bb97391667fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American X-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)