Североамериканский NA-64 Йель
NA-64/NA-64 P-2/Йельский университет | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный североамериканский NA-64 Yale в Музее наследия канадских военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио. | |
Роль | Тренер |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 12 февраля 1940 г. [1] |
Введение | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1 октября 1946 г. (RCAF) [1] [2] 1949 (ВВС) |
Статус | Боевая птица |
Основные пользователи | Королевские ВВС Канады Французские ВВС Французский флот ВВС |
Произведено | 1940 |
Количество построенных | 230 |
Разработано на основе | Североамериканский БТ-14 |
Развитый в | Североамериканский Гарвард |
Североамериканский NA-64 ( NA-64 P-2 или NAA-64 P-2 на вооружении Франции, Yale с однопоршневым низкорасположенным крылом моноплан на вооружении Канады) представляет собой усовершенствованный учебно- тренировочный самолет- , построенный для ВВС Франции и США. Французский военно-морской флот , служил в Королевских ВВС Канады и в Люфтваффе в качестве захваченного самолета во время Второй мировой войны .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Заказанный в качестве продолжения NA-57 в качестве усовершенствованного двухместного учебно-тренировочного самолета, NA-64 P-2/NAA-64 P-2 представлял собой серьезное структурное усовершенствование: более длинный цельнометаллический фюзеляж заменил тканевую обшивку. фюзеляж НА-57. Помимо металлической обшивки, заменяющей ткань на фюзеляже, киль был изменен с гофрированной обшивки на гладкую, напряженную структуру обшивки и был смещен немного назад, удлиняя заднюю часть фюзеляжа, в то время как двигатель был перемещен вперед для сохранения центра тяжести. . Руль направления также был изменен с округлой формы, использовавшейся ранее, на руль направления примерно треугольной формы с самой широкой частью, расположенной внизу, чтобы улучшить управляемость на больших углах атаки . Однако в одном отношении это был шаг назад по сравнению со своим непосредственным предшественником, БТ-14 , с которым его часто путают, поскольку более ранние прямые крылья использовались, в результате чего на вооружении RCAF, по сравнению с более поздними и более мощный Harvard II , у него были другие характеристики управляемости и более низкие характеристики. Рядом с ним летал [3]
Операционная история
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]
NA-64 P-2 был построен для французских Armée de l'Air и Aeronavale в 1939–1940 годах, заказавших 200 и 30 самолетов соответственно. Из них 111 были доставлены до того, как Франция сдалась немцам после битвы за Францию . [2] Во Франции NA-64, как и до него NA-57, был известен как North . [4] и получил обозначение NAA-64 P-2 (сокращенно от North American Aviation model 64 Perfectionnement, 2 места (усовершенствованный учебно-тренировочный самолет North American Aviation model 64, 2 места) [4] ), но иногда придавались разведывательным частям. Небольшое количество самолетов сбежало от немцев и было использовано французскими ВВС Виши . Два экземпляра в Северной Африке дожили до послевоенных лет и эксплуатировались вместе с NA-57, последний из которых был выведен из эксплуатации только в 1949 году.
Канада
[ редактировать ]
Остальные 119 непоставленных самолетов были куплены Британской комиссией по закупкам и переданы Королевским ВВС Канады (RCAF) для участия в Плане воздушной подготовки Британского Содружества в период с августа по сентябрь 1940 года. [2] и все были в рабочем состоянии к ноябрю [5] Тип получил название Yale Mk.I. [примечание 1] Следуя британской практике именования инструкторов в честь учебных заведений, а самолетов, поставляемых США, в честь американских местоположений, в данном случае Йельского университета , они первоначально использовались в качестве инструкторов пилотов промежуточного уровня, переводя пилотов с самолетов de Havilland Tiger Moth и Fleet Finch на гораздо более быстрые и более сложный Североамериканский Гарвард , [4] пока от этой категории не отказались как от ненужной. Затем в 1943 году они были переведены для использования в качестве бортовых тренажеров беспроводной радиосвязи вместе с современными учебно-тренировочными самолетами среднего уровня Fleet Fort . [6] [7] Перед вводом в эксплуатацию система управления дроссельной заслонкой и смесью двигателя была изменена с системы, используемой французами, при которой дроссельная заслонка отводилась назад для увеличения мощности, а система управления смесью отодвигалась назад для обеднения смеси, на систему, используемую в Гарварде. [5] Йель появился в фильме «Капитаны облаков» . В 1946 году RCAF продал все уцелевшие экземпляры на металлолом, но сегодня более 30 из них сохранились в результате того, что большое количество из них было куплено излишками одним фермером, причем около 15 в настоящее время находятся в годном к полетам состоянии.
Германия
[ редактировать ]Захваченные у французов NAA-64 использовались немецкими Люфтваффе для всех видов летной подготовки, от базового пилотирования до продвинутой тактики истребителей. Школы пикирующих бомбардировщиков, буксиры-мишени и даже боевые эскадрильи использовали NAA-64, как их обозначали в Люфтваффе, судя по маркировке на хвосте французских образцов. По крайней мере, один использовался Zirkus Rosarius для ознакомления немецких летных экипажей с управлением американскими самолетами перед оценкой захваченных самолетов. [5]
Операторы
[ редактировать ]
- Королевские ВВС Канады
- № 1 Школа служебной летной подготовки (СФТС № 1) Борден [8]
- Школа служебной летной подготовки № 2 (СФТС № 2) Нагорье [8]
- Школа служебной летной подготовки № 6 (SFTS № 6), Даннвилл [6]
- Школа служебной летной подготовки № 14 (№ 14 SFTS) Эйлмер [9]
- Учебное командование № 1 (1TC), Торонто , Онтарио [10]
- Учебное командование № 3 (3TC), Монреаль [11]
- Учебное командование № 4 (4TC) Регина [9]
- Школа летных инструкторов № 1 (1FIS), Трентон [9]
- Школа беспроводной связи № 1 (1WS), Виннипег , МБ [7]
- Школа беспроводной связи № 2 (2WS), Калгари , AB [7]
- Школа беспроводной связи № 3 (3WS), Монреаль, Квебек [7] [12]
- Школа беспроводной связи № 4 (4WS), Гуэлф [7]
- № 12 (Связь) эскадрилья [6]
- № 118 (Истребительная) эскадрилья [11]
- Французские ВВС
- Overseas Escadrille 82 Нигер (после Второй мировой войны) [13]
- Французский флот ( Национальная морская пехота )
- Французская авиация морская
- ВВС Франции Виши ( ВВС Виши )
- Истребительная группа II/9 (истребитель-тренажёр) – Олнат
- Свободные ВВС Франции
- Люфтваффе захватило 93 самолета и присвоило 96 регистраций. [14] и они опубликовали для него собственное руководство для пилотов
- Fliegerzielgeschwader Fl.ZG 2 буксировочное крыло с мишенью [15] [16]
- Пилотная школа A/B 9 Пилотная школа [15] [17] [18]
- Пилотная школа A/B 16 Пилотная школа [18]
- Пилотная школа A/B 42 Пилотная школа [15]
- Пилотная школа A/B 43 Пилотная школа [15] [18]
- Пилотная школа А/В 71 пилотная школа [18]
- Пилотная школа A/B 82 Пилотная школа [15]
- Пилотная школа А/В 110 Пилотная школа [15] [17] [18]
- Пилотная школа А/Б 111 Пилотная школа [15]
- Школа пилотов A/B 116 в Гёппингене Школа пилотов [5] [15] [17] [19] [20]
- Пилотная школа А/Б 117 Пилотная школа [15] [18]
- Школа летчиков-истребителей JFS 2 Нойштадт Вайнштрассе/Шпайердорф школа продвинутых летчиков-истребителей [15]
- Jagdfliegerschule JFS 6 школа повышения квалификации летчиков-истребителей [15]
- Jagdfliegervorschule JFVS 2 Лахен-Шпайердорф Предварительная школа летчиков-истребителей [15] [19]
- Jagdgeschwader JG 103 истребительная эскадрилья [15] [18]
- Jagdgeschwader JG 106 истребительная эскадрилья [15]
- Командование воздушной службы 7 командование воздушной службы [15]
- Воздушно-военная школа ЛКС 1 Воздушно-военная школа [21]
- ЛКС 5 школа воздушной войны [15]
- Эскадрилья ближней разведки НАГ 102 крыло ближней разведки [15]
- Stukaschule StS 1 Вертхайма Школа пикирующих бомбардировщиков [15]
- Дошкольное учреждение для пикирующих бомбардировщиков StVS 1 Бад-Айблинга Предварительная школа пикирующих бомбардировщиков [15] [16] [17] [18] [19] [20] [22]
- Stukavorschule SVS 2 Предварительная школа пикирующих бомбардировщиков [15]
- Школа эсминцев ZS 1 Нойбиберг Школа тяжелых истребителей [18]
- Zieldarstellungsstaffel ZD-Stf 102 эскадрилья буксировщика мишеней [15] [17]
- Зиркус Розариус знакомил летный экипаж с самолетами США. [5]
- Королевский флот
- 31 SFTS Кингстон, Онтарио (Канада) - восемь арендованы у RCAF с марта по апрель 1941 года в обмен на восемь тренажеров Fairey Battle . [23] [24]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Сегодня многие NA-64 Yales уцелели благодаря Эрни Симмонсу, фермеру из недалеко от Тилсонбурга , Онтарио. Симмонс купил 39 Йельских судов в 1946 году. [25] вместе с семью рыбами-мечами Фейри и Вестлендским Лизандером. [26] и держал их на своей ферме до своей смерти в 1970 году. [27] [28] Большинство из них были проданы на аукционе в том же году, а многие были восстановлены музеями и энтузиастами боевых птиц. Большинство сохранившихся Йельских языков относятся к коллекции Симмонса, но есть как минимум шесть сохранившихся Йельских языков, прибывших из Западной Канады. Впоследствии три Йеля были потеряны, в результате крупного пожара в ангаре погибли самолеты Музея воздуха и космоса. NA-64 3415/64-2224 и 3454/64-2165 и 3395/64-2159 [29] были уничтожены в результате авиакатастроф. Несколько Yale были окрашены или частично модифицированы как БТ-14. Кроме того, более дюжины планеров находятся в частной собственности в Канаде, США и Европе или недоступны, а дополнительные планеры могут храниться в некоторых музеях в качестве запасных частей. [ нужна ссылка ]
РКАФ Серийный |
ТО Серийный |
Музей или организация | Расположение | Статус | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
3464 | 64-2033 | Частная собственность | Форт-Уэрт, Техас | годный к полетам | [30] |
3349 | 64-2171 | Имперский военный музей Даксфорд | Даксфорд, Англия | годный к полетам | [31] |
3350 | 64-2206 | Музей наследия канадских военных самолетов | Гамильтон, Онтарио | годный к полетам | [32] |
3361 | 64-2183 | Вехи развития музея полетов | Ланкастер, Калифорния | годен к полетам - установлен Р-985 | [33] |
3367 | 64-2175 | Частная собственность | Шервуд-Парк, Альберта | годный к полетам | [34] |
3372 | 64-2186 | Частная собственность | Тилсонбург, Онтарио | годный к полетам | |
3381 | 64-2194 | Памятный ВВС | Мидленд, Техас | хранится | |
3383 | 64-3037 | Музей авиации Крайнего Севера Квинсленда | Ньюкасл, Новый Южный Уэльс | хранится | |
3390 | 64-3033 | Частная собственность | Вудсток, Онтарио | восстановление | [35] |
3396 | 64-2161 | Музей авиации Прескиль-Кот-д'Амур | Ла Боль-Эскублак , Франция | восстановление | [36] |
3397 | 64-2150 | Музей авиации и космонавтики Пима | Тусон, Аризона | на дисплее | [37] |
3399 | 64-2160 | Канадская Гарвардская авиационная ассоциация | Тилсонбург, Онтарио | годный к полетам | [38] |
3400 | 64-2149 | Музей наследия канадских военных самолетов | Гамильтон, Онтарио | годный к полетам | [39] |
3404 | 64-2157 | Музей бомбардировочного командования Канады | Нантон, Альберта | восстановление | [40] |
3406 | 64-2144 | Эрик Даунинг | Мэриленд-Хайтс, Миссури | годный к полетам | |
3409 | 64-2158 | Канадский музей авиации | Виндзор, Онтарио | сохраненный, невосстановленный | |
3411 | 64-2167 | Национальный музей ВВС Канады | Трентон, Онтарио | на дисплее | |
3416 | 64-2169 | № 6 Музей RCAF в Данвилле | Даннвилл, Онтарио | на дисплее | [41] |
3417 | 64-2168 | Национальный музей ВВС США | Дейтон, Огайо | выставлен как «БТ-14» | [42] |
3430 | 64-2223 | Королевский музей авиации Западной Канады | Виннипег, Манитоба | на дисплее | [43] |
3445 | Неизвестный | Частная собственность | Норвуд, Онтарио | восстановлен | |
3450 | 64-2214 | Музей авиации Прескиль-Кот-д'Амур | Ла Боль-Эскублак , Франция | восстановление | [36] |
3456 | 64-2221 | Частная собственность | Уистлер, Британская Колумбия | годный к полетам | |
3458 | 64-3024 | Музей Рейнольдса-Альберты | Ветаскивин, Альберта | хранится | [44] [45] |
3462 | 64-2190 | Музей плана авиационной подготовки Содружества | Брэндон, Манитоба | сохраненный, невосстановленный | |
3463 | 64-2207 | Частная собственность | Каса-Гранде, Аризона | годен к полетам - установлен Р-985 | [46] |
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные North American Aviation, Руководство для пилота самолета NA-64 P-2 (усовершенствованный самолет) , 1940, стр. 8–9.
Общие характеристики
- Экипаж: двое (инструктор и ученик)
- Длина: 28 футов 4 дюйма (8,64 м) [47]
- Размах крыльев: 40 футов 1,4 дюйма (12,228 м)
- Высота: 8 футов 10,5 дюйма (2,70 м) [47]
- Площадь крыла: 241,67 кв. футов (22,42 м ). 2 )
- Вес пустого: 3324 фунта (1057 кг) [47]
- Полная масса: 4500 фунтов (2040 кг) [47]
- Максимальный взлетный вес: 4291 фунт (1946 кг) нормальный вес для NAA.
- Запас топлива: 104 галлона/394 л, включая резервный бак на 16,5 галлонов США/2,45 л.
- Емкость масла 9,5 галлонов США/36 л [48]
- Силовая установка: 1 × Wright R-975-E3 Whirlwind [47] [49] радиальный двигатель , 420 л.с. (310 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастная ступица Hamilton Standard 2D30 и лопасти 6101A-12, диаметр 9 футов 0 дюймов (2,74 м). [50]
Производительность
- Максимальная скорость: 166 миль в час (267 км/ч, 144 узла) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 146 миль в час (235 км/ч, 127 узлов), мощность 64%.
- Никогда не превышайте скорость : 300 миль в час (483 км/ч, 261 узел). [51]
- Дальность: крейсерская скорость 730 миль (1175 км, 630 миль)
- Боевая дальность: 475 миль (765 км, 413 морских миль) максимальная скорость.
- Автономность: 5 часов на крейсерской скорости, 2 часа 48 минут на максимальной скорости.
- Практический потолок: 17 500 футов (5 350 м) при полной нагрузке
- Скорость набора высоты: 1120 футов/мин (5,7 м/с).
- Время набора высоты: от 11,36 минут до 10 000 футов (3320 м)
- Нагрузка на крыло: 17,76 фунтов/кв. футов (86,7 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 10,22 фунта/л.с.
Вооружение
- легкие бомбы (только французские и немецкие образцы)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- North American NA-16 - первоначальная конструкция, с тканевым фюзеляжем.
- North American BT-14 - аналогичен, за исключением консолей крыла и двигателя Pratt & Whitney R-985 .
- North American T-6 Texan – предельное развитие конструкции
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Североамериканские варианты Т-6 Техас
- Список самолетов ВВС Канады
- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список военных самолетов немецкого Третьего рейха
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Поскольку Yale Mk.II не было, часть обозначения Mk.I использовалась редко.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, 2000, стр.29.
- ^ Перейти обратно: а б с Хагедорн, 1997, стр.48.
- ^ Флетчер, 1990, стр.37.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер, 1990, стр.36.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер, 1990, стр.38.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер, 1990, стр.42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер, 1990, стр.45.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер, 1990, стр.40.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер, 1990, стр.172.
- ^ Флетчер, 1990, стр.170.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер, 1990, стр.171.
- ^ Флетчер, 1990, стр.43.
- ^ «EOM 82 Niger» , www.traditions-air.fr (на французском языке) , получено 30 сентября 2017 г.
- ^ Питер Д. Эванс, «База данных LEMB Stammkennzeichen» , Проект базы данных LEMB Stammkennzeichen , заархивировано из оригинала 5 августа 2014 г. , получено 31 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в " "stamm Dx+xx" Проект базы данных LEMB Stammkennzeichen" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б " "stamm Nx+xx" Проект базы данных LEMB Stammkennzeichen" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и "штамм Rx+xx" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я "штамм Vx+xx" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сх+хх» . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 1 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «штамм Кх+хх» . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ "штамм Hx+xx" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ "штамм Px+xx" . luftwaffe-experten.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Флетчер, 1990, с. 41
- ^ «Реставрация North American NA-64 Yale 3383» . Legendofaces.com . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Флетчер, 1990, стр.48.
- ^ Флетчер, 1990, стр.49.
- ^ Флетчер, 1990, стр.51.
- ^ "История Эрни Симмонса". Архивировано 6 сентября 2013 г. в магазине Wayback Machine Spitfire Emporium. Проверено: 24 декабря 2011 г.
- ^ «КЭРОЛ» .
- ^ «N13397 (СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЙ NA-64, принадлежащий CYRIER MARK) Регистрация воздушного судна ✈ FlightAware» . FlightAware . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Имперский военный музей Даксфорд — Музеи» . aeroflight.co.uk . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Детали самолета» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Вехи полета Музей авиации – Ланкастер – Калифорния – США» . www.aviationmuseum.eu . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Аэрофотоснимки — Досье планера — North American T-6/AT-6/SNJ Texan/Harvard, серийный номер 3390 RCAF, серийный номер 64-3033» . www.aerialvisuals.ca . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Музей авиации Прескиль-Кот-д'Амур - Ла-Боль-Эскублак - Франция» . www.aviationmuseum.eu . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ «ЙЭЛЬ» . www.pimaair.org . Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ "NA-64 Йельский университет". Канадская Гарвардская авиационная ассоциация. Проверено: 24 декабря 2011 г.
- ^ «Северо-Американский Йель» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Музей командования бомбардировщиков Канады - Североамериканский NA-64 Йель. Архивировано 20 ноября 2017 г. в Wayback Machine. Проверено: 31 марта 2014 г.
- ^ Самолет 3416 Дата доступа к фото: 2 апреля 2014 г.
- ^ «Информационные бюллетени: Североамериканский БТ-14 (NA-64)» . 8 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 г. Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Марсель. «Музей авиации Западной Канады – Виннипег — Репортаж avionslegendaires.net» . avionslegendaires.net . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Зал славы авиации Канады — Ветаскивин, Альберта — Музеи авиации на Waymarking.com» . www.waymarking.com . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Данные о самолете N64FL, North American NA-64 C/N 64-2207» . www.airport-data.com . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дата доступа к Canadian Wings.com : март 2014 г.
- ^ Североамериканская авиация, 1940, стр.29.
- ^ Североамериканская авиация, 1940, стр.22.
- ^ Североамериканская авиация, 1940, стр.28.
- ^ Североамериканская авиация, 1940, стр.17.
Библиография
[ редактировать ]- Флетчер, Дэвид С; Макфейл, Дуг (1990). Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде . Сан-Хосеф, Британская Колумбия / Данди, Онтарио: DCF Flying Books. ISBN 0-9693825-0-2 .
- Флетчер, Дэвид (1995). «Североамериканский Йель». Случайные мысли . 17 (2). Международное общество производителей пластиковых моделей Канады: 31.
- Гриффин, Джон А. (1969). Серии и фотографии канадских военных самолетов 1920–1968 гг . Публикация № 69-2. Оттава: Королевский принтер.
- Хагедорн, Дэн (1997). Североамериканский NA-16/AT-6/SNJ (WarbirdTech Volume 11) . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 0-933424-76-0 .
- Костенюк С.; Гриффин, Дж. (1977). Истории эскадрилий RCAF и самолеты: 1924–1968 гг . Торонто, Онтарио: Сэмюэл Стивенс, Hakkert & Co. ISBN 978-0888665775 .
- Милберри, Ларри; Холлидей, Хью А. (1990). Королевские ВВС Канады в войне, 1939–1945 гг . Торонто, Онтарио: Книги CANAV. ISBN 978-0921022046 .
- Североамериканская авиация (1940). Руководство пилота самолета НА-64 Р-2 (Перспективный самолет) . Отчет № 1552. Инглвуд, Калифорния: North American Aviation.
- Скааруп, Гарольд А. (2000). Канадские выжившие боевые птицы и военные награды, обновленное издание . Линкольн, Невада: Пресса Клуба писателей. ISBN 978-0595122165 .
- Смит, Питер Чарльз (2000). Североамериканский Т-6: SNJ, Гарвард и Вирравей . Уилтшир, Великобритания: Crowood Press. ISBN 1-86126-382-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]