Североамериканский Т-6 Техасец
Т-6 Техас/SNJ/Гарвард | |
---|---|
AT-6C USAAF возле Люк Филд , 1943 год. | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 1 апреля 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1995 ( ВВС ЮАР ) |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США ВМС США Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 15,495 |
Разработано на основе | Североамериканский NA-16 |
Варианты | Североамериканский А-27 Бэкон Супер Т-6 |
Развитый в | Североамериканский Р-64 САС Виррауэй |
North American Aviation T-6 Texan — американский одномоторный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, используемый для обучения пилотов ВВС США (USAAF), ВВС США (USAF), США ВМС США , Королевских ВВС , Королевских канадских ВВС. Военно-воздушные силы и другие военно-воздушные силы Британского Содружества во время Второй мировой войны и в 1970-е годы. Разработанный компанией North American Aviation , Т-6 известен под различными обозначениями в зависимости от модели и действующих ВВС. ( Воздушный корпус армии США USAAC) и USAAF обозначили его как AT-6 , ВМС США — , SNJ а военно-воздушные силы Британского Содружества — , Гарвард под этим названием он наиболее известен за пределами США. Начиная с 1948 года новые ВВС США (ВВС США) обозначили его как Т-6 , а в 1962 году — USN. Он остается популярным боевым самолетом, используемым для авиашоу и статических показов. Его также много раз использовали для моделирования различных исторических самолетов, в том числе японского Mitsubishi A6M Zero . Всего было построено 15 495 Т-6 всех вариантов.
Разработка
[ редактировать ]Родословная техасского самолета восходит к североамериканскому прототипу NA-16, который впервые поднялся в воздух 1 апреля 1935 года. В 1935 году NAA представило этот проект на авиакорпуса армии США конкурс базовых инструкторов . NAA также нацелилось на экспортный рынок. [ 1 ]
Модифицированный как NA-26, он был представлен для участия в конкурсе самолетов USAAC «Basic Combat Trainer» в марте 1937 года. Основанный на NA-18, но с размахом крыльев на фут больше, это был первый самолет NA-16. серия с выдвижным механизмом. Он был похож на БТ-9 , но с более мощным двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 550 л.с. (410 кВт) и мог вмещать две пушки калибра 0,30 дюйма (7,62 мм).
С небольшими изменениями с 9 июня 1937 года 177 невооруженных NA-36 поступят на вооружение как BC-1 с двигателем Р-1340-47. Примерно 30 были модифицированы как учебно-тренировочные BC-1-I. BC-1A (NA-55-1) последовал как вооруженная версия, в первую очередь для подразделений резерва авиакорпуса и национальной гвардии, а построенные 83 экземпляра могли быть оснащены пулеметом калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) на носу и гибкий пистолет в задней кабине.
ВМС США получили 40 самолетов NA-28 на базе БТ-9, получивших обозначение NJ-1, а также 16 NA-52, получивших обозначение SNJ-1, 36 NA-65 как SNJ-2 и 25 NA. -79 также как SNJ-2. [ 1 ] : 33–44, 214
В марте 1937 года Австралийская авиастроительная корпорация Содружества приобрела NA-32 (NA-16-1A, с фиксированным шасси) и NA-33 (NA-16-2K с убирающимся шасси) вместе с лицензией на производство. Первый CAC Wirraway на базе NA-33 поднялся в воздух 27 марта 1939 года, всего было построено 755 самолетов. [ 1 ] : 52–53
В августе 1937 года компания Mitsubishi Jukogyo KK приобрела одиночный NA-16 , NA-16-4R (NA-37), оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-985-9CG мощностью 450 л.с. (340 кВт), включая права на производство. Второй Н-16, NA-16-4RW (NA-47), оснащенный двигателем Райта меньшего размера, был заказан в декабре 1937 года. После оценки Императорским флотом Японии Кюсу и К.К. Ватанабэ Теккошо решили проигнорировать проект NAA. почти полностью, и с 1941 по 1942 год построили 176 подобных K10W1 , которым союзники дали кодовое название Oak . [ 2 ] После Второй мировой войны японские силы воздушной самообороны имели 195 техасских самолетов (9 Т-6D, 11 Т-6F и 175 Т-6G), а японские морские силы самообороны - 62 (10 SNJ-4, 41 SNJ-5 и 11 SNJ-6) [ 1 ] : 56–57, 214
По словам Дэна Хагедорна, «серию BC-1A можно рассматривать как истинное начало современной серии AT-6». В декабре 1938 года Британское Содружество начало получать первые из 400 Harvard Mark Is (NA-49) для использования в Центральной летной школе . Они были оснащены двигателем Pratt & Whitney R-1340-S3H1 Wasp мощностью 600 л.с. (450 кВт). В мае 1939 года Королевские ВВС Канады (RCAF) заказали 30 самолетов Harvard Mark Is (NA-61). Затем, в ноябре 1939 года, Британская закупочная комиссия заказала первый из 1275 самолетов Harvard Mark II (NA-66, NA-75, NA-76 и NA-81) для Королевских ВВС и RCAF. [ 1 ] : 46, 63–66, 69, 77–79, 92, 214
23 апреля 1939 года НАА получила контракт на 251 БТ-14 и 94 АТ-6. БТ-14 (НА-58) представлял собой самолет с фиксированным шасси и фюзеляжем с металлической обшивкой, который был на 14 дюймов длиннее, чем у БТ-9. В 1941 году 27 БТ-14 были переоборудованы на Р-985-11 мощностью 400 л.с. (300 кВт) и получили обозначение БТ-14А-НА. В июне 1939 года НАА получила заказ на 94 АТ-6-НА (НА-59) с двигателем Райт Р-1340-47 и возможностью установки двух пулеметов калибра 0,30 дюйма (7,62 мм). [ 1 ] : 46–47, 73–74, 214
USAAC AT-6A и SNJ-3 ВМС США были основаны на конструкциях NA-77 и NA-78. Радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1340-49 Wasp использовался на самолетах USAAC, а R-1340-38 - на самолетах ВМФ. USAAC получил 1847 AT-6A, а ВМФ - 270 SNJ-3. [ 1 ] : 80–91, 214
АТ-6Б (НА-84) был построен для тренировок по вооружению и мог устанавливать пулемет калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) на правом носовом обтекателе, правом крыле и в задней кабине, а также мог нести легкий бомбодержатель. . Самолет оснащался двигателем Р-1340-АН-1 мощностью 600 л.с. (450 кВт). USAAC получил 400. [ 1 ] : 93–97, 214
На основе конструкции NA-88 было построено 2970 самолетов AT-6C (747 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard II), 2401 SNJ-4, 2604 AT-6D (537 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard III), и 1357 SNJ-5. Первый самолет AT-6C был доставлен 12 февраля 1942 года. 12-вольтовая электрическая система в AT-6D была заменена на 24-вольтовую систему для стандартизации среди служб. AT-6D, который также имел вооружение, и ранние версии включали в себя крыльевую пушечную камеру и кислородную систему высокого давления . В AT-6D использовались два тумблера стартера, а не ножной педальный стартер, и первый AT-6D был доставлен 22 июля 1943 года. ВМС получили еще 630 AT-6D напрямую от ВВС США, переименовав их в SNJ-5. в общей сложности в 1987 году. Точно так же конструкция NA-121 использовалась для создания последних техасцев военного времени и включала 800 AT-6D (из которых 211 поступили в ВМФ как SNJ-5) и 956 AT-6F (из которых 411 поступили на флот как SNJ-6). Они были способны нести центральную линию емкостью 20 галлонов США (76 л; 17 имп галлонов). сбросной бак . [ 1 ] : 98–128, 214
С 1942 года канадская компания Noorduyn построила по лицензии 2557 самолетов Harvard II с двигателями R-1340-AN-1, оплаченных из средств ленд-лиза USAAF , как AT-16, но получивших обозначение Harvard II.B. После Второй мировой войны многие из них остались на вооружении RCAF. [ 1 ] : 122–124
Серия NA-168 состояла из модернизированных AT-6 и SNJ для ВВС США , начиная с 1949 года. Командование воздушной подготовки получило 641 самолет, получивший обозначение T-6G-NT, из которых 416 в конечном итоге были отправлены в страны Программы военной помощи США . Подразделения Национальной гвардии США получили дополнительно 50 самолетов, из которых 28 в итоге были отправлены во Францию. Еще 59 самолетов были самолетами связи и учебно-тренировочными самолетами, получившими обозначение LT-6G-NA, для Корейской войны . Эти самолеты могли быть развернуты с двумя съемными пулеметными блоками калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) и четырьмя HVAR или четырьмя бомбами по 100 фунтов (45 кг), а также вспомогательным сбрасываемым баком емкостью 55 галлонов США (210 л; 46 имп галлонов). В качестве альтернативы они могли нести артиллерийские установки и 12 ракет с маркировкой SCA диаметром 2,25 дюйма (57 мм) или 6 бомб по 100 фунтов (45 кг). Т-6G-NA имел запас топлива 140 галлонов США (530 л; 120 имп галлонов), в то время как предыдущие модели имели запас топлива 110 галлонов США (420 л; 92 имп галлона). Задняя кабина также имела те же приборы, что и передняя. Затем, в 1951 году, ВВС США разместили заказ на 824 Т-6G, получивших обозначение Т-6G-1-NH, для Командования воздушной подготовки. [ 1 ] : 139–153, 214
Компания Canada Car and Foundry построила 285 самолетов Harvard 4, получивших обозначение NA-186 в рамках Программы взаимной защиты (MDAP), и еще 270 самолетов непосредственно для RCAF. [ 1 ] : 153–154
В апреле 1951 года ВВС США заказали дополнительно 107 Т-6G для MDAP, получивших обозначение NA-188. В марте 1952 года они разместили заказ на 11 учебных самолетов, получивших обозначение NA-195, а затем в июне - последнюю партию из 110 самолетов для MDAP, получивших обозначение NA-197. [ 1 ] : 155–159, 214
Операционная история
[ редактировать ]Самолет в основном использовался для учебных целей, однако во многих случаях его перепрофилировали и на боевые задачи. В середине-конце 20 века этот самолет служил во многих военно-воздушных силах по всему миру. После службы в военно-воздушных силах его также стали выставлять на авиашоу и в музеях как боевую птицу .
Боевое применение
[ редактировать ]Британцы использовали Гарвард во время Второй мировой войны в Северной Африке, но не в боевых целях. Они широко использовались для подготовки пилотов на театре военных действий к полетам на американских типах самолетов, управление и управление которыми отличались от британских самолетов.
Подразделение оперативной подготовки № 74 (OTU) было сформировано в ВВС Великобритании Акир в Палестине из отряда «С» 71 OTU, который совершал различные переезды в Раяк в июле 1942 года, Мукейбилу в ноябре 1942 года и обратно в Акир в феврале 1943 года. Позднее ВВС Великобритании передал управление 203-й группе RAF в мае 1943 года. Подразделение расформировано в июле 1945 года. Гарвардский AJ841 "Wacky Wabbit" - AJ 841 служил в составе 154-й эскадрильи RAF . Первоначально 154-я эскадрилья базировалась только в Королевских ВВС Фаулмир, а затем была переброшена на Ближний Восток в 1942 году. На карточках 154-й эскадрильи показано, что гарвардская эскадрилья летающим офицером Д.С. Данном перелетела из Минни (Сирия) в Рамат-Давид (Палестина) 12 февраля. 1944 год.
Перу использовало свои семь истребителей-бомбардировщиков Т-6 во время эквадорско-перуанской войны, оснащенных двумя пушками калибра 7,65 мм (0,30 дюйма), и при этом несло до четырех 116-фунтовых (53 кг) бомб. [ 1 ] : 176–178 Двадцать АТ-6 использовались 1-й и 2-й истребительными эскадрильями сирийских ВВС во время арабо-израильской войны 1948 года , обеспечивая наземную поддержку сирийским войскам и нанося авиаудары по израильским аэродромам, кораблям и колоннам, потеряв один самолет из-за зенитной артиллерии. огонь. Они также неоднократно участвовали в боях воздух-воздух, в ходе которых задний стрелок сбил израильский истребитель Avia S-199 . [ 3 ]
ВВС Израиля (IAF) купили 17 Гарвардов и эксплуатировали девять из них на заключительном этапе арабо-израильской войны 1948 года против сухопутных войск Египта без потерь. В ходе Синайской кампании Гарвардские ВВС атаковали египетские сухопутные войска на Синайском полуострове , понеся две потери.
Королевские ВВС Греции использовали три эскадрильи поставленных Великобританией и Америкой T-6D и G Texans для непосредственной поддержки с воздуха, наблюдения и корректировки артиллерии во время гражданской войны в Греции , обеспечивая обширную поддержку греческой армии во время битвы при Грамосе. . Партизаны-коммунисты прозвали эти самолеты «О Галатас» («Молочник»), потому что видели их летающими очень рано утром. После «Молочников» партизан ждали вооруженные «Спитфайры» и «Хеллдайверы» .
Во время Корейской войны и, в меньшей степени, войны во Вьетнаме Т-6 использовались в качестве самолетов передового управления воздушным движением . Эти самолеты получили обозначение Т-6 «Москиты» . [ 4 ] [ 5 ] [ 1 ] : 148–151
Рейс № 1340 RAF использовал Гарвард в Кении против Мау-Мау в 1950-х годах, где они использовали 20-фунтовые (9,1 кг) бомбы и пулеметы против повстанцев. Некоторые операции проводились на высоте около 20 000 футов (6 100 м) над средним уровнем моря . Harvard был самым старым самолетом Королевских ВВС, его экземпляр был принят на вооружение в 1945 году и все еще служил в 1990-х годах (в качестве самолета-преследователя для испытательных полетов вертолетов - для этой роли более высокая скорость сваливания Shorts Tucano не подходила). подходит).
Т-6G также использовался для легких атак или борьбы с повстанцами Францией во время войны в Алжире в специальных эскадрильях d'Aviation Légère d'Appui (EALA), вооруженных пулеметами, бомбами и ракетами. На пике активности действовало 38 EALA. Самым крупным подразделением была Groupe d'Aviation Légère d'Appui 72, в которую входило до 21 EALA.
С 1961 по 1975 год Португалия использовала более сотни Т-6G, также в противоповстанческих целях, во время португальской колониальной войны . В ходе этой войны почти все португальских ВВС базы и аэродромы в Анголе , Мозамбике и Португальской Гвинее имели отряды Т-6G.
16 июня 1955 года повстанческие самолеты SNJ-4 ВМС Аргентины бомбили Пласа-де-Майо в Буэнос-Айресе, Аргентина; один был сбит лоялистским Gloster Meteor . Военно-морские силы SNJ-4 позже использовались повстанцами из Колорадо во время восстания военно-морских сил Аргентины в 1963 году , начав атаки на колонны 8-го танкового полка 2 и 3 апреля, подбив несколько танков M4 Sherman и потеряв один SNJ в результате зенитного огня. [ 6 ]
В 1957–58 годах испанские ВВС использовали Т-6 в качестве для борьбы с повстанцами самолетов во время войны в Ифни , вооруженных пулеметами, железными бомбами и ракетами, завоевав отличную репутацию благодаря своей надежности, безопасности и устойчивости к повреждениям.
ВВС Пакистана использовали Т-6Г в Индо-Пакистанской войне 1971 года в качестве ночного самолета наземной поддержки, поражая легкие транспортные средства индийской армии. Рано утром 5 декабря во время операции по перехвату конвоя в том же районе Т-6G «Гарвард» командира эскадрильи Исрара Куреша был подбит индийским зенитным огнем с земли, и снаряд сломал пилоту правую руку. Истекая кровью, пилот левой рукой управлял самолетом и благополучно приземлился. Винтовые учебно-тренировочные машины времен Второй мировой войны были приняты на вооружение и удовлетворительно выполняли возложенную на них роль сопровождения конвоев в ночное время.
В октябре 1942 года ВВС Южной Африки получили свои первые Т-6 для использования в рамках Объединенной системы авиационной подготовки. К июлю 1944 года 633 Harvard Mk IIA T-6 и III были отправлены в Южную Африку , а еще 555 (379 MkIIA и 176 Mk III) должны были прибыть к октябрю 1945 года. Еще 65 (AT-6D и 30 T-6G) были заказаны. между 1952 и 1956 годами. [ 7 ] Самолет также участвовал в боевых действиях во время пограничной войны с Южной Африкой. Т-6 оставался на вооружении до 1995 года в качестве базового учебно-тренировочного самолета, главным образом из-за эмбарго на поставки оружия, введенного Организацией Объединенных Наций против Южной Африки политики апартеида . На смену им пришли турбовинтовые учебно-тренировочные самолеты Pilatus PC-7 MkII. [ 8 ]
Исследовательский стенд
[ редактировать ]Harvard 4 использовался в Канаде в качестве испытательного самолета для оценки показаний положения кабины экипажа . Его пилотажные возможности позволяют пилоту-инструктору маневрировать самолетом в необычном положении, а затем передавать его пилоту-оценщику в «слепой» задней кабине для восстановления на основе одного из нескольких цифровых дисплеев ориентации. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]Операторы
[ редактировать ]- Аргентинская армейская авиация (SNJ-4)
- Военно-морская авиация Аргентины (SNJ-4 и 30 SNJ-5C для авианосных операций)
- Королевские ВВС Канады
- Королевский канадский флот
- Национальный исследовательский совет (все еще используется)
- Немецкие ВВС ( Бундесвер Люфтваффе )
- Индонезийские ВВС - куплены 25 в США.
- ВВС Ирака - в начале 1950-х закупили 15 самолетов; 6 из них были переданы в дар Ливану в 1956 году. [ 12 ]
- ВВС Италии эксплуатировали 238 самолетов. С 1949 по 1979 год [ 13 ]
- Катангские ВВС [ 14 ]
- Мексиканские ВВС Всего поставлено 120 единиц, 47 АТ-6 и 73 Т-6С.
- Королевские ВВС Нидерландов
- Служба морской авиации Нидерландов
- Королевские ВВС армии Нидерландов в Ост-Индии - послевоенное время
- Королевские ВВС Новой Зеландии (1 сохранен для исторического полета)
- Территориальные ВВС Новой Зеландии
- Королевские ВВС Норвегии (1 сохранен для исторического полета)
- Военно-авиационная школа ВВС Никарагуа (GN), 1948–1979 гг.
- Парагвайские ВВС
- Парагвайская военно-морская авиация
- 145 Harvard IIb ВВС Швеции как Sk 16A, 106 T-6A, T-6B, SNJ-3, SNJ-4 как Sk 16B и 6 SNJ-2 как Sk 16C.
- ВВС Турции : 196 самолетов различных типов.
- Королевские ВВС
- Королевский флот
- Кинетик (вышел на пенсию в 2016 г.) [ 17 ] [ 18 ]
- Воздушный корпус армии США / Военно-воздушные силы армии США
- ВВС США
- ВМС США
- Корпус морской пехоты США
- Береговая охрана США
Технические характеристики (Т-6Г)
[ редактировать ]Данные боевого самолета Джейн времен Второй мировой войны. [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое (ученик и инструктор)
- Длина: 29 футов (8,8 м)
- Размах крыльев: 42 фута (13 м)
- Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
- Площадь крыла: 253,7 кв. футов (23,57 м ). 2 )
- Пустой вес: 4158 фунтов (1886 кг)
- Полная масса: 5617 фунтов (2548 кг)
- Силовая установка: 1 Pratt & Whitney R-1340 -AN-1 Wasp радиальный двигатель , мощностью 600 л.с. (450 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 208 миль в час (335 км/ч, 181 узел) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 145 миль в час (233 км/ч, 126 узлов)
- Диапазон: 730 миль (1170 км, 630 миль)
- Практический потолок: 24 200 футов (7 400 м)
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
- Нагрузка на крыло: 22,2 фунта/кв. футов (108 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (кВт/кг)
Вооружение
- Предусмотрено до 3 пулеметов калибра 0,30 дюйма (7,62 мм).
В популярной культуре
[ редактировать ]В сентябрьском номере журнала The Sportsman Pilot за 1944 год статье в капитана USAAF Пола К. Джонса говорилось: « Шестёрка — это самолёт, который может делать всё, что может истребитель, и даже больше. Естественно, он не такой быстрый, но он компенсирует скорость». Да, по простоте управления и маневренности она военная машина, но более того, она летающий самолет, который катится , иммельмансирует , делает петли , вращается , щелкает по вертикали. катится — она может все — и делает это красиво. Для реального боя нужно больше пушек, больше скорости и больше мощности, но для удовольствия от полета — дайте мне АТ-6». [ 1 ] : 8–9
После Второй мировой войны Национальные воздушные гонки создали уникальный гоночный класс для самолетов AT-6/Texan/Harvard; этот класс продолжается и сегодня на национальных воздушных гонках в Рино каждый год.
Со времен Второй мировой войны Т-6 был постоянным участником авиашоу , использовался во многих кино- и телепрограммах. Например, переоборудованные одноместные Т-6, окрашенные в японскую маркировку, символизирующую Mitsubishi Zeros, появились в фильме «Янки в Королевских ВВС» (1941), «Тора!». Тора! Тора! (1970), Баа Баа Черная овца (1976–1978) и Последний отсчет (1980). В фильме «Слишком далеко» (1977) он представлял остроконечный Republic P-47 Thunderbolt . Некоторые из них были модифицированы для голландского фильма Soldaat van Oranje (1977), чтобы представить голландский истребитель Fokker D.XXI, выпущенный до Второй мировой войны .
Т-6 сыграл главную роль в клипе Пэта Бенатара на песню « Shadows of the Night ». Он также использовался в качестве фона на обложке альбома Black Sabbath 1978 года Say Never Die!
Пилотажная группа New Zealand Warbirds «Roaring 40s» использует бывший Гарвардский университет Королевских ВВС Новой Зеландии . Пилотажная группа Flying Lions использует Гарвардские самолеты, приобретенные у ВВС ЮАР . [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Североамериканский NA-16
- Североамериканский БТ-9
- Североамериканский NA-64 Йель
- Североамериканский А-27
- Североамериканский Р-64
- САС Виррауэй
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Арадо Ар 96
- Фиат Г.49
- Кюсю K10W
- ФМА И.Ае. 22 DL
- Макки MB.323
- Майлз Мастер
- Персиваль Провост
- Пьяджо П.150
- Рынок 522
- Валмет Вихури
- В.Л. Пырь
- Yakovlev Yak-11
- ПЗЛ ТС-8 Биес
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов США
- Список самолетов ВВС Великобритании
- Список самолетов РНЗАФ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хагедорн, 2009 г.
- ^ Хагедорн, 1997, стр.34-35.
- ^ Николь, Дэвид. «Сирийские боевые техасцы» . ACIG.org . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «Музей ВВС – Североамериканский Т-6Д «Москит» » . Национальный музей ВВС США . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ «Североамериканский AT-6/SNJ-6» . Лионский музей авиации . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Купер, Том. «Аргентина, 1955–1965» . ACIG.org . Проверено 23 января 2013 г.
- ^ «ВВС ЮАР» . www.saairforce.co.za . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «История СААФ» . www.af.mil.za. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года . Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ http://archive.nrc-cnrc.gc.ca/obj/iar-ira/doc/harvard_eng.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джоуэтт, Филип (2016). Современные африканские войны (5): Нигерийско-биафрская война 1967-70 гг . Оксфорд: Издательство Osprey Publishing Press. п. 19. ISBN 978-1472816092 .
- ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 23
- ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. III. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
- ^ «Конго, Часть 1; 1960–1963» . АКИГ. 2003 . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Купер и Грандолини 2018 , стр. 30–31
- ^ Cooper & Grandolini 2018 , pp. 25, V
- ^ KF183 Проверено 8 марта 2017 г.
- ↑ Последний Гарвард Qinetiq ежемесячно покидает ВВС, стр. 8 января 2017 г.
- ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. I. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- ^ Бриджман, Леонард. «Североамериканский техасец». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. с. 251. ISBN 1 85170 493 0 .
- ^ «Информационный бюллетень команды» (PDF) . Eqstra.co.za. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беккер, Дэйв и Брент, Уинстон. AT-6 Harvard на вооружении Южной Африки (серия African Aviation Series No.1) . Нелспруит, Южная Африка: Freeworld Publications CC, 2000. ISBN 0-9583880-2-4 .
- Бержез, Фрэнсис. Североамериканский Т-6 (на французском языке). Ренн, Франция: Западная Франция, 1979. ISBN 2-85882-183-6 .
- Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912390-35-9 .
- «Письма читателей». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 109. Апрель 2002. с. 3. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (январь 1998 г.). «От NA-16 до T-6: Североамериканский двухместный учебно-тренировочный самолет: эра фиксированной передачи». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 58. с. 32–37. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (февраль 1998 г.). «От НА-16 до Т-6: североамериканская двухместная подготовка: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 2)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 59. с. 28–35. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (март 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканская двухместная подготовка: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 3)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 60. с. 37–42. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (апрель 1998 г.). «От NA-16 до Т-6: североамериканские учебные двухместные автомобили: первая эпоха: фиксированные передачи (часть 4)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 61. С. 32–34. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (май 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканские учебные двухместные самолеты: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 5: NA-57 во Франции)» [От NA-16 до T-6: североамериканский двухместный учебно-тренировочный самолет : Эра фиксированной передачи (NA-57 во Франции)]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 62. с. 22–29. ISSN 1243-8650 .
- Корте, Пьер (январь 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканские учебные двухместные автомобили: первая эпоха: фиксированные поезда (6-я часть: NA-57 Виши и Свободной Франции)» [От NA-16 до T-6: The North American Двухместный учебно-тренировочный самолет: Эра фиксированного шасси (NA-57 Виши и Свободной Франции]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке). № 58. С. 31–37 1243-8650.
- Корте, Пьер (июль 1998 г.). «От NA-16 до T-6: обучение двухместным автомобилям в Северной Америке: первая эпоха: фиксированное шасси (последняя часть)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 64. с. 30–34. ISSN 1243-8650 .
- Дэвис, Ларри. Т-6 «Техасан» в действии (самолет номер 94) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1989. ISBN 0-89747-224-1 .
- Дональд, Дэвид. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Флетчер, Дэвид К. и Макфейл, Дуг. Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде . Сан-Джозеф, Британская Колумбия/Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 1990. ISBN 0-9693825-0-2 .
- Хагедорн, Дэн (1997). Североамериканский NA-16/AT-6/SNJ . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 0-933424-76-0 . .
- Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного в мире учебно-тренировочного самолета . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 9781580071246 .
- Хэмлин, Джон Ф. Гарвардский файл . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-160-6 .
- Джесси. Уильям. Т-6 Техасец, Бессмертный тренер пилотов . Лондон: Osprey Publishing Ltd., 1991. ISBN 1-85532-154-8 .
- Кон, Лео Дж. История техасца (Американские руководства по летной эксплуатации) . Компания Aviation Publications, 1975. ISBN 0-87994-034-4 .
- Макфэйл, Дуг и Эстберг, Микаэль. Triple Crown BT-9: ASJA/Saab Sk 14, иллюстрированный очерк (на английском и шведском языках). Сан-Джозеф, Британская Колумбия/Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 2003.
- Маршан, Патрик и Такамори, Джунко. Североамериканский Т-6 и его производные (на французском языке). Ле Мюи, Франция: Editions d'Along, 2004. ISBN 2-914403-21-6 .
- Морган, Лен. Знаменитая серия самолетов: AT-6 Harvard . Нью-Йорк: Arco Publishing Co., 1965.
- Николь, Дэвид (декабрь 1997 г.). «Техасцы над Аравией: первая сирийская воздушная победа». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 57. с. 9–13. ISSN 1243-8650 .
- Ольрих, Уолтер и Этель, Джеффри Л. Создатель пилотов; Невероятный Т-6 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1982. ISBN 0-933424-34-5 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал для любителей авиации . № 2. стр. 154–162. ISSN 0143-5450 .
- Сапиенца, Антонио Луис (январь 1997 г.). «Североамериканский Т-6 «Техас» ВВС Парагвая с 1943 года по сегодняшний день» [Североамериканский Т-6 «Техасец» ВВС Парагвая с 1943 года по сегодняшний день]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 46. с. 15–17. ISSN 1243-8650 .
- Смит, Питер Чарльз. Североамериканский Т-6: SNJ, Гарвард и Вирравей . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN 1-86126-382-1 .
- Смит, Питер Чарльз. Т-6: Гарвард, Техас и Виррауэй – иллюстрированный отчет . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1995. ISBN 0-7603-0191-3 .
- Сонк, Жан-Пьер (январь 2002 г.). «1964: l’ONU au Congo» [Организация Объединенных Наций в Конго, 1964]. Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 106. С. 31–36. ISSN 1243-8650 .
- Сонк, Жан-Пьер (февраль 2002 г.). «1964: ООН в Конго». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 107. С. 33–38. ISSN 1243-8650 .
- Весна, Иван и Реки, Рег. Цветовые схемы и специальная маркировка североамериканского «Гарварда», состоявшего на вооружении СААФ с 1940 по 1995 год . Претория, Южная Африка: Spring Air Publishers, 1996. ISBN 0-9583977-3-2 .
- Старкингс, Питер. От американского желудя до японского дуба – история о невоспетом японском учебно-тренировочном самолете, корни которого простираются через Тихий океан . Arawasi International, Процесс Асахи, сентябрь – декабрь 2007 г., выпуск 7.
- Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
- Видаль, Жоау М. (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Техасцы в Биафре: Т-6G использовались в гражданской войне в Нигерии». Любитель воздуха . № 65. С. 40–47. ISSN 0143-5450 .
- Охранник, Зигфрид. CCF Harvard Mk.IV (Т-6) (серия F-40 — Самолет Бундесвера №09) (на немецком языке). Бухгольц, Германия: Buchholz Medien Verlag, 1989. ISBN 3-935761-09-0 .
- Янг, Эдвард М. (1984). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. С. 22–33. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Warbird Alley: страница T-6/SNJ/Гарварда – история, фотографии, характеристики и ссылки
- Реестр Техаса, Гарварда и SNJ - перечисляет около 1200 сохранившихся Т-6 по серийным номерам.
- Канадская Гарвардская авиационная ассоциация
- Справочная информация о Гарварде 4 (включая фотографии)
- АТ-6: Школьная мама с характером (пилотный отчет)
- «Янки в Грэнтэме: первый североамериканский «базовый» тренажер доставлен в ВВС Великобритании: описание Гарварда», рейс 1939. Архивировано 3 ноября 2012 года в Wayback Machine.
- TO TT-6C-2 Руководство по монтажу и техническому обслуживанию T-6, -6A, 6B Модель T-6C, T-6D ВМС США Модели SNJ-3, SNJ-4, SNJ-5, SNJ-6 [ постоянная мертвая ссылка ] (1956)
- Pacific Warbirds: North American SNJ. Архивировано 12 октября 2016 г. в Wayback Machine. История, реставрация, обслуживание и многое другое.
- Справочник пилота с инструкциями по летной эксплуатации техасских учебно-тренировочных самолетов AT-6C и AT-6D, SNJ-4 и SNJ-5 - Цифровые коллекции Летного музея.