Jump to content

Североамериканский Т-6 Техасец

Т-6 Техас/SNJ/Гарвард
AT-6C USAAF возле Люк Филд , 1943 год.
Роль Учебно-тренировочный самолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Североамериканская авиация
Первый полет 1 апреля 1935 г.
Ушедший на пенсию 1995 ( ВВС ЮАР )
Основные пользователи Военно-воздушные силы армии США
ВМС США
Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Количество построенных 15,495
Разработано на основе Североамериканский NA-16
Варианты Североамериканский А-27
Бэкон Супер Т-6
Развитый в Североамериканский Р-64
САС Виррауэй

North American Aviation T-6 Texan — американский одномоторный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, используемый для обучения пилотов ВВС США (USAAF), ВВС США (USAF), США ВМС США , Королевских ВВС , Королевских канадских ВВС. Военно-воздушные силы и другие военно-воздушные силы Британского Содружества во время Второй мировой войны и в 1970-е годы. Разработанный компанией North American Aviation , Т-6 известен под различными обозначениями в зависимости от модели и действующих ВВС. ( Воздушный корпус армии США USAAC) и USAAF обозначили его как AT-6 , ВМС США — , SNJ а военно-воздушные силы Британского Содружества — , Гарвард под этим названием он наиболее известен за пределами США. Начиная с 1948 года новые ВВС США (ВВС США) обозначили его как Т-6 , а в 1962 году — USN. Он остается популярным боевым самолетом, используемым для авиашоу и статических показов. Его также много раз использовали для моделирования различных исторических самолетов, в том числе японского Mitsubishi A6M Zero . Всего было построено 15 495 Т-6 всех вариантов.

Разработка

[ редактировать ]
WAVES моет SNJ в авиабазе NAS Джексонвилл , Флорида, США
Гарвард ВВС Южной Африки на реставрации, обнажая внутреннюю структуру
L — передняя кабина, R — задняя кабина.
«Нелла», принадлежащая Памятным ВВС , готовится к взлету
Гарвардский узел IIB AT-16

Родословная техасского самолета восходит к североамериканскому прототипу NA-16, который впервые поднялся в воздух 1 апреля 1935 года. В 1935 году NAA представило этот проект на авиакорпуса армии США конкурс базовых инструкторов . NAA также нацелилось на экспортный рынок. [ 1 ]

Модифицированный как NA-26, он был представлен для участия в конкурсе самолетов USAAC «Basic Combat Trainer» в марте 1937 года. Основанный на NA-18, но с размахом крыльев на фут больше, это был первый самолет NA-16. серия с выдвижным механизмом. Он был похож на БТ-9 , но с более мощным двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 550 л.с. (410 кВт) и мог вмещать две пушки калибра 0,30 дюйма (7,62 мм).

С небольшими изменениями с 9 июня 1937 года 177 невооруженных NA-36 поступят на вооружение как BC-1 с двигателем Р-1340-47. Примерно 30 были модифицированы как учебно-тренировочные BC-1-I. BC-1A (NA-55-1) последовал как вооруженная версия, в первую очередь для подразделений резерва авиакорпуса и национальной гвардии, а построенные 83 экземпляра могли быть оснащены пулеметом калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) на носу и гибкий пистолет в задней кабине.

ВМС США получили 40 самолетов NA-28 на базе БТ-9, получивших обозначение NJ-1, а также 16 NA-52, получивших обозначение SNJ-1, 36 NA-65 как SNJ-2 и 25 NA. -79 также как SNJ-2. [ 1 ] : 33–44, 214 

В марте 1937 года Австралийская авиастроительная корпорация Содружества приобрела NA-32 (NA-16-1A, с фиксированным шасси) и NA-33 (NA-16-2K с убирающимся шасси) вместе с лицензией на производство. Первый CAC Wirraway на базе NA-33 поднялся в воздух 27 марта 1939 года, всего было построено 755 самолетов. [ 1 ] : 52–53 

В августе 1937 года компания Mitsubishi Jukogyo KK приобрела одиночный NA-16 , NA-16-4R (NA-37), оснащенный двигателем Pratt & Whitney R-985-9CG мощностью 450 л.с. (340 кВт), включая права на производство. Второй Н-16, NA-16-4RW (NA-47), оснащенный двигателем Райта меньшего размера, был заказан в декабре 1937 года. После оценки Императорским флотом Японии Кюсу и К.К. Ватанабэ Теккошо решили проигнорировать проект NAA. почти полностью, и с 1941 по 1942 год построили 176 подобных K10W1 , которым союзники дали кодовое название Oak . [ 2 ] После Второй мировой войны японские силы воздушной самообороны имели 195 техасских самолетов (9 Т-6D, 11 Т-6F и 175 Т-6G), а японские морские силы самообороны - 62 (10 SNJ-4, 41 SNJ-5 и 11 SNJ-6) [ 1 ] : 56–57, 214 

По словам Дэна Хагедорна, «серию BC-1A можно рассматривать как истинное начало современной серии AT-6». В декабре 1938 года Британское Содружество начало получать первые из 400 Harvard Mark Is (NA-49) для использования в Центральной летной школе . Они были оснащены двигателем Pratt & Whitney R-1340-S3H1 Wasp мощностью 600 л.с. (450 кВт). В мае 1939 года Королевские ВВС Канады (RCAF) заказали 30 самолетов Harvard Mark Is (NA-61). Затем, в ноябре 1939 года, Британская закупочная комиссия заказала первый из 1275 самолетов Harvard Mark II (NA-66, NA-75, NA-76 и NA-81) для Королевских ВВС и RCAF. [ 1 ] : 46, 63–66, 69, 77–79, 92, 214 

23 апреля 1939 года НАА получила контракт на 251 БТ-14 и 94 АТ-6. БТ-14 (НА-58) представлял собой самолет с фиксированным шасси и фюзеляжем с металлической обшивкой, который был на 14 дюймов длиннее, чем у БТ-9. В 1941 году 27 БТ-14 были переоборудованы на Р-985-11 мощностью 400 л.с. (300 кВт) и получили обозначение БТ-14А-НА. В июне 1939 года НАА получила заказ на 94 АТ-6-НА (НА-59) с двигателем Райт Р-1340-47 и возможностью установки двух пулеметов калибра 0,30 дюйма (7,62 мм). [ 1 ] : 46–47, 73–74, 214 

USAAC AT-6A и SNJ-3 ВМС США были основаны на конструкциях NA-77 и NA-78. Радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1340-49 Wasp использовался на самолетах USAAC, а R-1340-38 - на самолетах ВМФ. USAAC получил 1847 AT-6A, а ВМФ - 270 SNJ-3. [ 1 ] : 80–91, 214 

АТ-6Б (НА-84) был построен для тренировок по вооружению и мог устанавливать пулемет калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) на правом носовом обтекателе, правом крыле и в задней кабине, а также мог нести легкий бомбодержатель. . Самолет оснащался двигателем Р-1340-АН-1 мощностью 600 л.с. (450 кВт). USAAC получил 400. [ 1 ] : 93–97, 214 

На основе конструкции NA-88 было построено 2970 самолетов AT-6C (747 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard II), 2401 SNJ-4, 2604 AT-6D (537 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard III), и 1357 SNJ-5. Первый самолет AT-6C был доставлен 12 февраля 1942 года. 12-вольтовая электрическая система в AT-6D была заменена на 24-вольтовую систему для стандартизации среди служб. AT-6D, который также имел вооружение, и ранние версии включали в себя крыльевую пушечную камеру и кислородную систему высокого давления . В AT-6D использовались два тумблера стартера, а не ножной педальный стартер, и первый AT-6D был доставлен 22 июля 1943 года. ВМС получили еще 630 AT-6D напрямую от ВВС США, переименовав их в SNJ-5. в общей сложности в 1987 году. Точно так же конструкция NA-121 использовалась для создания последних техасцев военного времени и включала 800 AT-6D (из которых 211 поступили в ВМФ как SNJ-5) и 956 AT-6F (из которых 411 поступили на флот как SNJ-6). Они были способны нести центральную линию емкостью 20 галлонов США (76 л; 17 имп галлонов). сбросной бак . [ 1 ] : 98–128, 214 

С 1942 года канадская компания Noorduyn построила по лицензии 2557 самолетов Harvard II с двигателями R-1340-AN-1, оплаченных из средств ленд-лиза USAAF , как AT-16, но получивших обозначение Harvard II.B. После Второй мировой войны многие из них остались на вооружении RCAF. [ 1 ] : 122–124 

Серия NA-168 состояла из модернизированных AT-6 и SNJ для ВВС США , начиная с 1949 года. Командование воздушной подготовки получило 641 самолет, получивший обозначение T-6G-NT, из которых 416 в конечном итоге были отправлены в страны Программы военной помощи США . Подразделения Национальной гвардии США получили дополнительно 50 самолетов, из которых 28 в итоге были отправлены во Францию. Еще 59 самолетов были самолетами связи и учебно-тренировочными самолетами, получившими обозначение LT-6G-NA, для Корейской войны . Эти самолеты могли быть развернуты с двумя съемными пулеметными блоками калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) и четырьмя HVAR или четырьмя бомбами по 100 фунтов (45 кг), а также вспомогательным сбрасываемым баком емкостью 55 галлонов США (210 л; 46 имп галлонов). В качестве альтернативы они могли нести артиллерийские установки и 12 ракет с маркировкой SCA диаметром 2,25 дюйма (57 мм) или 6 бомб по 100 фунтов (45 кг). Т-6G-NA имел запас топлива 140 галлонов США (530 л; 120 имп галлонов), в то время как предыдущие модели имели запас топлива 110 галлонов США (420 л; 92 имп галлона). Задняя кабина также имела те же приборы, что и передняя. Затем, в 1951 году, ВВС США разместили заказ на 824 Т-6G, получивших обозначение Т-6G-1-NH, для Командования воздушной подготовки. [ 1 ] : 139–153, 214 

Компания Canada Car and Foundry построила 285 самолетов Harvard 4, получивших обозначение NA-186 в рамках Программы взаимной защиты (MDAP), и еще 270 самолетов непосредственно для RCAF. [ 1 ] : 153–154 

В апреле 1951 года ВВС США заказали дополнительно 107 Т-6G для MDAP, получивших обозначение NA-188. В марте 1952 года они разместили заказ на 11 учебных самолетов, получивших обозначение NA-195, а затем в июне - последнюю партию из 110 самолетов для MDAP, получивших обозначение NA-197. [ 1 ] : 155–159, 214 

Операционная история

[ редактировать ]
Т-6 Гарвард на авиасалоне в 2023 году

Самолет в основном использовался для учебных целей, однако во многих случаях его перепрофилировали и на боевые задачи. В середине-конце 20 века этот самолет служил во многих военно-воздушных силах по всему миру. После службы в военно-воздушных силах его также стали выставлять на авиашоу и в музеях как боевую птицу .

Боевое применение

[ редактировать ]

Британцы использовали Гарвард во время Второй мировой войны в Северной Африке, но не в боевых целях. Они широко использовались для подготовки пилотов на театре военных действий к полетам на американских типах самолетов, управление и управление которыми отличались от британских самолетов.

Подразделение оперативной подготовки № 74 (OTU) было сформировано в ВВС Великобритании Акир в Палестине из отряда «С» 71 OTU, который совершал различные переезды в Раяк в июле 1942 года, Мукейбилу в ноябре 1942 года и обратно в Акир в феврале 1943 года. Позднее ВВС Великобритании передал управление 203-й группе RAF в мае 1943 года. Подразделение расформировано в июле 1945 года. Гарвардский AJ841 "Wacky Wabbit" - AJ 841 служил в составе 154-й эскадрильи RAF . Первоначально 154-я эскадрилья базировалась только в Королевских ВВС Фаулмир, а затем была переброшена на Ближний Восток в 1942 году. На карточках 154-й эскадрильи показано, что гарвардская эскадрилья летающим офицером Д.С. Данном перелетела из Минни (Сирия) в Рамат-Давид (Палестина) 12 февраля. 1944 год.

Т-6 «Техас» ВВС Испании .

Перу использовало свои семь истребителей-бомбардировщиков Т-6 во время эквадорско-перуанской войны, оснащенных двумя пушками калибра 7,65 мм (0,30 дюйма), и при этом несло до четырех 116-фунтовых (53 кг) бомб. [ 1 ] : 176–178  Двадцать АТ-6 использовались 1-й и 2-й истребительными эскадрильями сирийских ВВС во время арабо-израильской войны 1948 года , обеспечивая наземную поддержку сирийским войскам и нанося авиаудары по израильским аэродромам, кораблям и колоннам, потеряв один самолет из-за зенитной артиллерии. огонь. Они также неоднократно участвовали в боях воздух-воздух, в ходе которых задний стрелок сбил израильский истребитель Avia S-199 . [ 3 ]

ВВС Израиля (IAF) купили 17 Гарвардов и эксплуатировали девять из них на заключительном этапе арабо-израильской войны 1948 года против сухопутных войск Египта без потерь. В ходе Синайской кампании Гарвардские ВВС атаковали египетские сухопутные войска на Синайском полуострове , понеся две потери.

ВВС США Т-6 Самолет передового управления воздушным движением в Корее.
LT-6G в полете над Кореей в 1952 году.

Королевские ВВС Греции использовали три эскадрильи поставленных Великобританией и Америкой T-6D и G Texans для непосредственной поддержки с воздуха, наблюдения и корректировки артиллерии во время гражданской войны в Греции , обеспечивая обширную поддержку греческой армии во время битвы при Грамосе. . Партизаны-коммунисты прозвали эти самолеты «О Галатас» («Молочник»), потому что видели их летающими очень рано утром. После «Молочников» партизан ждали вооруженные «Спитфайры» и «Хеллдайверы» .

Во время Корейской войны и, в меньшей степени, войны во Вьетнаме Т-6 использовались в качестве самолетов передового управления воздушным движением . Эти самолеты получили обозначение Т-6 «Москиты» . [ 4 ] [ 5 ] [ 1 ] : 148–151 

Рейс № 1340 RAF использовал Гарвард в Кении против Мау-Мау в 1950-х годах, где они использовали 20-фунтовые (9,1 кг) бомбы и пулеметы против повстанцев. Некоторые операции проводились на высоте около 20 000 футов (6 100 м) над средним уровнем моря . Harvard был самым старым самолетом Королевских ВВС, его экземпляр был принят на вооружение в 1945 году и все еще служил в 1990-х годах (в качестве самолета-преследователя для испытательных полетов вертолетов - для этой роли более высокая скорость сваливания Shorts Tucano не подходила). подходит).

Т-6G также использовался для легких атак или борьбы с повстанцами Францией во время войны в Алжире в специальных эскадрильях d'Aviation Légère d'Appui (EALA), вооруженных пулеметами, бомбами и ракетами. На пике активности действовало 38 EALA. Самым крупным подразделением была Groupe d'Aviation Légère d'Appui 72, в которую входило до 21 EALA.

С 1961 по 1975 год Португалия использовала более сотни Т-6G, также в противоповстанческих целях, во время португальской колониальной войны . В ходе этой войны почти все португальских ВВС базы и аэродромы в Анголе , Мозамбике и Португальской Гвинее имели отряды Т-6G.

16 июня 1955 года повстанческие самолеты SNJ-4 ВМС Аргентины бомбили Пласа-де-Майо в Буэнос-Айресе, Аргентина; один был сбит лоялистским Gloster Meteor . Военно-морские силы SNJ-4 позже использовались повстанцами из Колорадо во время восстания военно-морских сил Аргентины в 1963 году , начав атаки на колонны 8-го танкового полка 2 и 3 апреля, подбив несколько танков M4 Sherman и потеряв один SNJ в результате зенитного огня. [ 6 ]

В 1957–58 годах испанские ВВС использовали Т-6 в качестве для борьбы с повстанцами самолетов во время войны в Ифни , вооруженных пулеметами, железными бомбами и ракетами, завоевав отличную репутацию благодаря своей надежности, безопасности и устойчивости к повреждениям.

ВВС Пакистана использовали Т-6Г в Индо-Пакистанской войне 1971 года в качестве ночного самолета наземной поддержки, поражая легкие транспортные средства индийской армии. Рано утром 5 декабря во время операции по перехвату конвоя в том же районе Т-6G «Гарвард» командира эскадрильи Исрара Куреша был подбит индийским зенитным огнем с земли, и снаряд сломал пилоту правую руку. Истекая кровью, пилот левой рукой управлял самолетом и благополучно приземлился. Винтовые учебно-тренировочные машины времен Второй мировой войны были приняты на вооружение и удовлетворительно выполняли возложенную на них роль сопровождения конвоев в ночное время.

В октябре 1942 года ВВС Южной Африки получили свои первые Т-6 для использования в рамках Объединенной системы авиационной подготовки. К июлю 1944 года 633 Harvard Mk IIA T-6 и III были отправлены в Южную Африку , а еще 555 (379 MkIIA и 176 Mk III) должны были прибыть к октябрю 1945 года. Еще 65 (AT-6D и 30 T-6G) были заказаны. между 1952 и 1956 годами. [ 7 ] Самолет также участвовал в боевых действиях во время пограничной войны с Южной Африкой. Т-6 оставался на вооружении до 1995 года в качестве базового учебно-тренировочного самолета, главным образом из-за эмбарго на поставки оружия, введенного Организацией Объединенных Наций против Южной Африки политики апартеида . На смену им пришли турбовинтовые учебно-тренировочные самолеты Pilatus PC-7 MkII. [ 8 ]

Исследовательский стенд

[ редактировать ]

Harvard 4 использовался в Канаде в качестве испытательного самолета для оценки показаний положения кабины экипажа . Его пилотажные возможности позволяют пилоту-инструктору маневрировать самолетом в необычном положении, а затем передавать его пилоту-оценщику в «слепой» задней кабине для восстановления на основе одного из нескольких цифровых дисплеев ориентации. [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]

Операторы

[ редактировать ]
бывший ВМС Аргентины SNJ-4, Музей морской авиации, 2010 г.
Т-6 ВВС Бразилии. Дымовая эскадрилья , 1976. Национальный архив Бразилии.
 Аргентина
 Австрия
Т-6G ВВС Бельгии
 Бельгия
 Биафра
 Боливия
 Бразилия
 Камбоджа
 Канада
ВВС Колумбии AT-6 Texan во время Второй мировой войны .
 Китайская Республика (Тайвань)
 Чили
 Колумбия
 Республика Конго
 Куба
 Дания
Датский Гарвард II
 Доминиканская Республика
 Сальвадор
 Франция
 Габон
Восстановленный Т-6Д в маркировке Люфтваффе.
 Германия
 Греция
 Гаити
 Гонконг
 Гондурас
 Индия
 Индонезия
 Иран
 Ирак
  • ВВС Ирака - в начале 1950-х закупили 15 самолетов; 6 из них были переданы в дар Ливану в 1956 году. [ 12 ]
 Израиль
 Италия
 Япония
RNZAF Harvards на станции RNZAF Онерахи , Фангареи, Новая Зеландия, 1961 год.
 Катанга
  • Катангские ВВС [ 14 ]
 Ливан
 Республика Корея
Лаос Королевство Лаос
 Мексика
 Марокко
 Нидерланды
 Мозамбик
 Новая Зеландия
 Норвегия
Т-6Г в ВВС Португалии музее
 Никарагуа
 Пакистан
 Парагвай
Harvard IIA ВВС Южной Африки (эквивалент AT-6C) в маркировке эпохи Второй мировой войны
 Филиппины
 Португалия
 ЮАР
 Южная Родезия
 Южный Вьетнам
 Саудовская Аравия
 Испания
 Советский Союз
 Швеция
Сирийский Гарвард
Восстановлен Harvard II в RAF. цветах пустынного камуфляжа
Т-6G Texan в Музее аэронавтики ВВС Уругвая в Монтевидео, Уругвай.

 Швейцария

 Сирия
 Таиланд
 Тунис
 Турция
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Уругвай
 Венесуэла
Йемен Королевство Йемен
 Югославия
 Заир

Технические характеристики (Т-6Г)

[ редактировать ]
Чертеж Т-6Г
T-6G line drawing

Данные боевого самолета Джейн времен Второй мировой войны. [ 20 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: двое (ученик и инструктор)
  • Длина: 29 футов (8,8 м)
  • Размах крыльев: 42 фута (13 м)
  • Высота: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
  • Площадь крыла: 253,7 кв. футов (23,57 м ). 2 )
  • Пустой вес: 4158 фунтов (1886 кг)
  • Полная масса: 5617 фунтов (2548 кг)
  • Силовая установка: 1 Pratt & Whitney R-1340 -AN-1 Wasp радиальный двигатель , мощностью 600 л.с. (450 кВт).

Производительность

  • Максимальная скорость: 208 миль в час (335 км/ч, 181 узел) на высоте 5000 футов (1500 м)
  • Крейсерская скорость: 145 миль в час (233 км/ч, 126 узлов)
  • Диапазон: 730 миль (1170 км, 630 миль)
  • Практический потолок: 24 200 футов (7 400 м)
  • Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 22,2 фунта/кв. футов (108 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (кВт/кг)

Вооружение

[ редактировать ]
SNJ с новым Т-6 Texan II , слева.
Гарвард переоборудован под Mitsubishi A6M Zero .

В сентябрьском номере журнала The Sportsman Pilot за 1944 год статье в капитана USAAF Пола К. Джонса говорилось: « Шестёрка — это самолёт, который может делать всё, что может истребитель, и даже больше. Естественно, он не такой быстрый, но он компенсирует скорость». Да, по простоте управления и маневренности она военная машина, но более того, она летающий самолет, который катится , иммельмансирует , делает петли , вращается , щелкает по вертикали. катится — она может все — и делает это красиво. Для реального боя нужно больше пушек, больше скорости и больше мощности, но для удовольствия от полета — дайте мне АТ-6». [ 1 ] : 8–9 

После Второй мировой войны Национальные воздушные гонки создали уникальный гоночный класс для самолетов AT-6/Texan/Harvard; этот класс продолжается и сегодня на национальных воздушных гонках в Рино каждый год.

Со времен Второй мировой войны Т-6 был постоянным участником авиашоу , использовался во многих кино- и телепрограммах. Например, переоборудованные одноместные Т-6, окрашенные в японскую маркировку, символизирующую Mitsubishi Zeros, появились в фильме «Янки в Королевских ВВС» (1941), «Тора!». Тора! Тора! (1970), Баа Баа Черная овца (1976–1978) и Последний отсчет (1980). В фильме «Слишком далеко» (1977) он представлял остроконечный Republic P-47 Thunderbolt . Некоторые из них были модифицированы для голландского фильма Soldaat van Oranje (1977), чтобы представить голландский истребитель Fokker D.XXI, выпущенный до Второй мировой войны .

Т-6 сыграл главную роль в клипе Пэта Бенатара на песню « Shadows of the Night ». Он также использовался в качестве фона на обложке альбома Black Sabbath 1978 года Say Never Die!

Пилотажная группа New Zealand Warbirds «Roaring 40s» использует бывший Гарвардский университет Королевских ВВС Новой Зеландии . Пилотажная группа Flying Lions использует Гарвардские самолеты, приобретенные у ВВС ЮАР . [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хагедорн, 2009 г.
  2. ^ Хагедорн, 1997, стр.34-35.
  3. ^ Николь, Дэвид. «Сирийские боевые техасцы» . ACIG.org . Проверено 30 января 2013 г.
  4. ^ «Музей ВВС – Североамериканский Т-6Д «Москит» » . Национальный музей ВВС США . Проверено 4 октября 2015 г.
  5. ^ «Североамериканский AT-6/SNJ-6» . Лионский музей авиации . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
  6. ^ Купер, Том. «Аргентина, 1955–1965» . ACIG.org . Проверено 23 января 2013 г.
  7. ^ «ВВС ЮАР» . www.saairforce.co.za . Проверено 25 июня 2020 г.
  8. ^ «История СААФ» . www.af.mil.za. ​Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года . Проверено 12 ноября 2009 г.
  9. ^ http://archive.nrc-cnrc.gc.ca/obj/iar-ira/doc/harvard_eng.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Джоуэтт, Филип (2016). Современные африканские войны (5): Нигерийско-биафрская война 1967-70 гг . Оксфорд: Издательство Osprey Publishing Press. п. 19. ISBN  978-1472816092 .
  11. ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 23
  12. ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. III. ISBN  978-1-913118-74-7 .
  13. ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
  14. ^ «Конго, Часть 1; 1960–1963» . АКИГ. 2003 . Проверено 9 августа 2013 г.
  15. ^ Купер и Грандолини 2018 , стр. 30–31
  16. ^ Cooper & Grandolini 2018 , pp. 25, V
  17. ^ KF183 Проверено 8 марта 2017 г.
  18. Последний Гарвард Qinetiq ежемесячно покидает ВВС, стр. 8 января 2017 г.
  19. ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. I. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  20. ^ Бриджман, Леонард. «Североамериканский техасец». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. с. 251. ISBN   1 85170 493 0 .
  21. ^ «Информационный бюллетень команды» (PDF) . Eqstra.co.za. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Беккер, Дэйв и Брент, Уинстон. AT-6 Harvard на вооружении Южной Африки (серия African Aviation Series No.1) . Нелспруит, Южная Африка: Freeworld Publications CC, 2000. ISBN   0-9583880-2-4 .
  • Бержез, Фрэнсис. Североамериканский Т-6 (на французском языке). Ренн, Франция: Западная Франция, 1979. ISBN   2-85882-183-6 .
  • Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912390-35-9 .
  • «Письма читателей». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 109. Апрель 2002. с. 3. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (январь 1998 г.). «От NA-16 до T-6: Североамериканский двухместный учебно-тренировочный самолет: эра фиксированной передачи». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 58. с. 32–37. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (февраль 1998 г.). «От НА-16 до Т-6: североамериканская двухместная подготовка: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 2)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 59. с. 28–35. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (март 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканская двухместная подготовка: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 3)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 60. с. 37–42. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (апрель 1998 г.). «От NA-16 до Т-6: североамериканские учебные двухместные автомобили: первая эпоха: фиксированные передачи (часть 4)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 61. С. 32–34. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (май 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканские учебные двухместные самолеты: первая эпоха: фиксированные поезда (часть 5: NA-57 во Франции)» [От NA-16 до T-6: североамериканский двухместный учебно-тренировочный самолет : Эра фиксированной передачи (NA-57 во Франции)]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 62. с. 22–29. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (январь 1998 г.). «От NA-16 до T-6: североамериканские учебные двухместные автомобили: первая эпоха: фиксированные поезда (6-я часть: NA-57 Виши и Свободной Франции)» [От NA-16 до T-6: The North American Двухместный учебно-тренировочный самолет: Эра фиксированного шасси (NA-57 Виши и Свободной Франции]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке). № 58. С. 31–37  1243-8650.
  • Корте, Пьер (июль 1998 г.). «От NA-16 до T-6: обучение двухместным автомобилям в Северной Америке: первая эпоха: фиксированное шасси (последняя часть)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 64. с. 30–34. ISSN   1243-8650 .
  • Дэвис, Ларри. Т-6 «Техасан» в действии (самолет номер 94) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1989. ISBN   0-89747-224-1 .
  • Дональд, Дэвид. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1995. ISBN   1-874023-72-7 .
  • Флетчер, Дэвид К. и Макфейл, Дуг. Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде . Сан-Джозеф, Британская Колумбия/Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 1990. ISBN   0-9693825-0-2 .
  • Хагедорн, Дэн (1997). Североамериканский NA-16/AT-6/SNJ . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  0-933424-76-0 . .
  • Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного в мире учебно-тренировочного самолета . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  9781580071246 .
  • Хэмлин, Джон Ф. Гарвардский файл . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN   0-85130-160-6 .
  • Джесси. Уильям. Т-6 Техасец, Бессмертный тренер пилотов . Лондон: Osprey Publishing Ltd., 1991. ISBN   1-85532-154-8 .
  • Кон, Лео Дж. История техасца (Американские руководства по летной эксплуатации) . Компания Aviation Publications, 1975. ISBN   0-87994-034-4 .
  • Макфэйл, Дуг и Эстберг, Микаэль. Triple Crown BT-9: ASJA/Saab Sk 14, иллюстрированный очерк (на английском и шведском языках). Сан-Джозеф, Британская Колумбия/Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 2003.
  • Маршан, Патрик и Такамори, Джунко. Североамериканский Т-6 и его производные (на французском языке). Ле Мюи, Франция: Editions d'Along, 2004. ISBN   2-914403-21-6 .
  • Морган, Лен. Знаменитая серия самолетов: AT-6 Harvard . Нью-Йорк: Arco Publishing Co., 1965.
  • Николь, Дэвид (декабрь 1997 г.). «Техасцы над Аравией: первая сирийская воздушная победа». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 57. с. 9–13. ISSN   1243-8650 .
  • Ольрих, Уолтер и Этель, Джеффри Л. Создатель пилотов; Невероятный Т-6 . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1982. ISBN   0-933424-34-5 .
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал для любителей авиации . № 2. стр. 154–162. ISSN   0143-5450 .
  • Сапиенца, Антонио Луис (январь 1997 г.). «Североамериканский Т-6 «Техас» ВВС Парагвая с 1943 года по сегодняшний день» [Североамериканский Т-6 «Техасец» ВВС Парагвая с 1943 года по сегодняшний день]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 46. с. 15–17. ISSN   1243-8650 .
  • Смит, Питер Чарльз. Североамериканский Т-6: SNJ, Гарвард и Вирравей . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN   1-86126-382-1 .
  • Смит, Питер Чарльз. Т-6: Гарвард, Техас и Виррауэй – иллюстрированный отчет . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1995. ISBN   0-7603-0191-3 .
  • Сонк, Жан-Пьер (январь 2002 г.). «1964: l’ONU au Congo» [Организация Объединенных Наций в Конго, 1964]. Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 106. С. 31–36. ISSN   1243-8650 .
  • Сонк, Жан-Пьер (февраль 2002 г.). «1964: ООН в Конго». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 107. С. 33–38. ISSN   1243-8650 .
  • Весна, Иван и Реки, Рег. Цветовые схемы и специальная маркировка североамериканского «Гарварда», состоявшего на вооружении СААФ с 1940 по 1995 год . Претория, Южная Африка: Spring Air Publishers, 1996. ISBN   0-9583977-3-2 .
  • Старкингс, Питер. От американского желудя до японского дуба – история о невоспетом японском учебно-тренировочном самолете, корни которого простираются через Тихий океан . Arawasi International, Процесс Асахи, сентябрь – декабрь 2007 г., выпуск 7.
  • Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
  • Видаль, Жоау М. (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Техасцы в Биафре: Т-6G использовались в гражданской войне в Нигерии». Любитель воздуха . № 65. С. 40–47. ISSN   0143-5450 .
  • Охранник, Зигфрид. CCF Harvard Mk.IV (Т-6) (серия F-40 — Самолет Бундесвера №09) (на немецком языке). Бухгольц, Германия: Buchholz Medien Verlag, 1989. ISBN   3-935761-09-0 .
  • Янг, Эдвард М. (1984). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. С. 22–33. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 909c771bc77dc97713ca7f7c01bce68d__1717976640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/8d/909c771bc77dc97713ca7f7c01bce68d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American T-6 Texan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)