Пайпер ПА-23
PA-23 Апач/Ацтек | |
---|---|
![]() | |
PA-23 Aztec над пляжем Махо | |
Роль | Двухмоторный легкий поршневой утилитарный вариант |
Производитель | Пайпер Самолет |
Первый полет | 2 марта 1952 г. |
Введение | 1954 |
Произведено | 1952–1981 |
Количество построенных | 6,976 |
Piper PA-23 , получивший название Apache , а затем Aztec , — американский четырех-шестиместный двухмоторный легкий самолет, предназначенный для рынка авиации общего назначения . ВМС США и вооруженные силы других стран также использовали его в небольших количествах. Первоначально разработанный как Twin Stinson в 1950-х годах компанией Stinson Aircraft Company , Piper Aircraft производила Apache и более мощную версию Aztec в Соединенных Штатах с 1950-х по 1980-е годы.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]PA-23 был первым двухмоторным самолетом Piper и был разработан на основе предложенной конструкции «Twin Stinson», унаследованной, когда Piper купила подразделение Stinson Consolidated Vultee Aircraft Corporation . [ 1 ] Прототип PA-23 представлял собой четырехместный цельнометаллический низкоплан с двойным хвостовым оперением , оснащенный двумя Lycoming O-290 -D мощностью по 125 л.с.; поршневыми двигателями [ 1 ] первый полет он совершил 2 марта 1952 года. [ 2 ] Самолет показал себя плохо, поэтому его перепроектировали с одним вертикальным стабилизатором , цельнометаллической задней частью фюзеляжа и более мощными Lycoming O-320 -A мощностью 150 л.с. двигателями [ 1 ]
Апач
[ редактировать ](Код ИКАО: PA23)
Два новых прототипа модернизированного самолета, получившего теперь название Apache , были построены в 1953 году. [ 1 ] и поступил в производство в 1954 году; Было построено 1231 экземпляр. В 1958 году был выпущен Apache 160 путем модернизации двигателей до 160 л.с. (119 кВт); построено 816 штук. [ нужна ссылка ] производный от ацтеков В 1962 году на смену Apache 160 пришел Apache 235, . [ нужна ссылка ] При цене 1962 года в 45 000 долларов Apache 235 имел двигатели Aztec мощностью 235 л.с. (175 кВт) и стреловидное оперение. [ 3 ] (119 построено).
ацтекский
[ редактировать ](Код ИКАО: PA27)
В 1959 году компания Piper выпустила модернизированную версию с двигателями Lycoming O-540 мощностью 250 л.с. (186 кВт) и стреловидным вертикальным оперением под названием PA-23-250 и назвала ее Aztec . [ 1 ] Первые модели выпускались в пятиместной конфигурации. В 1961 году в производство поступил вариант с более длинным носом — Aztec B. [ 1 ] Более поздние модели Aztec были оснащены шестиместными инжекторными двигателями Lycoming IO-540 и производились до 1982 года. Версии более поздних моделей с турбонаддувом могли летать на больших высотах.
ВМС США приобрели 20 самолетов Aztec, получив им обозначение UO-1 , которое изменилось на U-11A , когда в 1962 году были приняты унифицированные обозначения.
В 1974 году компания Piper выпустила единственный экспериментальный концепт PA-41P Pressured Aztec. Однако эта концепция просуществовала недолго, поскольку аспекты Aztec, которые сделали его настолько популярным благодаря просторному салону и способности перевозить большие грузы, не подходили для поддержки герметичного сосуда под давлением, необходимого для самолета под давлением. Проект был свернут, а тот, который был произведен Aztec под давлением, N9941P, был передан в дар Университету штата Миссисипи, где он использовался в целях испытаний. В 2000 году N9941P был подарен Музею авиации Пайпер в Лок-Хейвене, штат Пенсильвания, с условием, что он никогда больше не будет летать. Теперь оно выставлено на обозрение.
Варианты
[ редактировать ]Апач
[ редактировать ]




- PA-23 Твин-Стинсон
- Оригинальное обозначение Piper PA-23 Apache.
- ПА-23 Апач
- Первоначальная серийная версия, построено 2047 человек (включая Apache E, G и H).
- ПА-23-150 Апач Б
- Вариант 1955 года с небольшими изменениями [ 1 ]
- ПА-23-150 Апач С
- Вариант 1956 года с небольшими изменениями [ 1 ]
- ПА-23-150 Апач Д
- Вариант 1957 года с небольшими изменениями [ 1 ]
- ПА-23-160 Апач Э
- ПА-23 с двумя двигателями О-320-Б мощностью 160 л.с.
- ПА-23-160 Апач Г
- ПА-23 с удлиненной внутренней кабиной и дополнительным окном
- ПА-23-160 Апач Н
- Apache G с двигателями О-320-Б2Б и небольшими изменениями
- ПА-23-235 Апач 235
- Пятиместный Apache с двигателями О-540 мощностью 235 л.с., построено 118 штук.
- Сеген Джеронимо
- Apache с рядом модификаций двигателей, носовой части и хвостового оперения [ 4 ]
ацтекский
[ редактировать ]
- ПА-23-250 Ацтек
- Apache G с модифицированной задней частью фюзеляжа, новым килем и рулем направления, а также двигателями Lycoming O-540-A1D мощностью 250 л.с., построено 4811 штук (включая подварианты)
- ПА-23-250 Ацтек Б
- 1962-1964. Aztec с более длинным носом для багажного отделения; шесть сидений, новая приборная панель и изменения в системах.
- PA-23-250 Aztec C и Aztec C Turbo
- 1964-1968. Aztec B с двигателями IO-540-C4B5 или TIO-540-C1A с турбонаддувом в качестве опции, а также модифицированные мотогондолы и модифицированное шасси.
- ПА-23-250 Ацтек Д и Ацтек Д Турбо
- 1969-1970 гг. Aztec C с обновленной приборной панелью и органами управления.
- PA-23-250 Aztec E и Aztec E Turbo
- 1971-1975 гг. Aztec D с более длинным заостренным носом и цельным лобовым стеклом.
- PA-23-250 Aztec F и Aztec F Turbo
- 1976-1981 гг. Aztec E с улучшенными системами, изогнутыми законцовками крыла и удлиненными законцовками хвостового оперения.
- У-11А
- Обозначение ВМС США ранее UO-1.
- ДРУГ-1
- Обозначение ВМС США для PA-23-250 Aztec с дополнительным оборудованием; Поставлено 20 самолетов, позже переименованных в U-11A.
- ПА-41П Ацтекский герметичный
- Концепция герметичного ацтека, построенная.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Кубинской армии [ 7 ]
- Элемент воздушных операций, Силы обороны Папуа-Новой Гвинеи - бывший оператор
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 21 марта 1964 года самолет Piper PA-23-160 Apache (G-ASHC) разбился на подходе к ипподрому Эйнтри недалеко от Ливерпуля, Англия, в результате чего погибли все пятеро находившихся на борту. Рейс вылетел из аэропорта Лутона, и в нем находились телеведущая Нэнси Спейн , освещавшая Grand National, и ее подруга Джоан Вернер Лори , которая училась летать. В отчете CAA говорится, что вмешательство пассажиров не может быть исключено как причина аварии. [ 12 ] [ нужна проверка ]
- 18 июля 1967 года Aztec C PP-ETT был сбит Lockheed T-33 бразильских ВВС недалеко от Мондубима , Бразилия, в результате чего погиб бывший президент Бразилии Умберто де Аленкар Каштелу Бранку . [ 13 ]
- 18 апреля 1974 года Aztec G-AYDE столкнулся с рейсом 95 Court Line , самолетом BAC One-Eleven , в лондонском аэропорту Лутон после того, как пилот Aztec без разрешения выехал на действующую взлетно-посадочную полосу. Он погиб, а его пассажир получил ранения. Все 91 человек на борту One-Eleven успешно эвакуировались после отмены взлета.
- 29 ноября 1975 года бывший Формулы-1 гонщик Embassy Hill владелец команды Грэм Хилл пилотировал и Piper PA-23-250 Turbo Aztec D, обозначенный как N6645Y. [ а ] от автодрома Поль Рикар , Франция, до Лондона, Великобритания. [ 15 ] Его пассажирами были гонщик Embassy Hill Тони Бриз , менеджер команды Рэй Бримбл, дизайнер Энди Смоллман и механики Терри Ричардс и Тони Алкок. При заходе на посадку на аэродроме Элстри , Хартфордшир , незадолго до 22:00 самолет в густом тумане врезался в деревья на поле для гольфа в Аркли , Хартфордшир. В результате крушения и взрыва погибли все, кто находился на борту. [ 16 ] [ 17 ]
- 15 апреля 1978 года голливудский каскадер Фрэнк Таллман переправлял Piper Aztec из аэропорта Санта-Моники, штат Калифорния, в Феникс, штат Аризона, в соответствии с правилами визуального полета, когда он продолжил полет в условиях ухудшающейся погоды, снижения потолка и дождя. Он ударился о склон пика Сантьяго в горах Санта-Ана возле каньона Трабуко на крейсерской высоте и погиб в результате последовавшей катастрофы. [ 18 ] [ 19 ]
Технические характеристики (ПА-23-250Ф, безнаддувный)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 5 пассажиров
- Длина: 31 фут 2 + 3 ⁄ дюйма (9,519 м)
- Размах крыльев: 37 футов 2 + 1 ⁄ 2 дюйма (11,341 м)
- Высота: 10 футов 4 дюйма (3,15 м)
- Площадь крыла: 207,56 кв. футов (19,283 м 2 ) 2 )
- Соотношение сторон : 6,8:1
- Профиль крыла : USA 35B (модифицированный).
- Пустой вес: 3180 фунтов (1442 кг)
- Максимальный взлетный вес: 5200 фунтов (2359 кг)
- Запас топлива: 140 галлонов США (120 имп галлонов; 530 л) полезного топлива (обычный), дополнительные дополнительные баки на 40 галлонов США (33 имп галлона; 150 л)
- Силовая установка: 2 Lycoming IO-540 -C4B5 с наддувом и воздушным охлаждением плоскошестипоршневых двигателя , мощностью 250 л.с. (190 кВт) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты Hartzell HC-E2YK-2RB с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 215 миль в час (346 км/ч, 187 узлов)
- Крейсерская скорость: 172 миль в час (277 км/ч, 149 узлов) на высоте 10 200 футов (3100 м) (дальний крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 68 миль в час (109 км/ч, 59 узлов) (закрылки опущены)
- Никогда не превышайте скорость : 277 миль в час (446 км/ч, 241 узел).
- Дальность: 1519 миль (2445 км, 1320 морских миль) в дальнем крейсерском режиме.
- Практический потолок: 18 950 футов (5780 м) (абсолютный потолок)
- Скорость набора высоты: 1400 футов/мин (7,1 м/с).
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 1695 футов (517 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 1695 футов (517 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бигль Б.206
- Бичкрафт Барон
- Бичкрафт Трэвел Эйр
- Бичкрафт Твин Бонанза
- Цессна 310
- Хелио Твин Курьер
- Let L-200 Morava
- Партенавиа стр.68
- Пайпер ПА-34 Сенека
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Пеперелл и Смит 1987 , стр. 91–104.
- ^ Бриджмен 1952 , с. 238
- ^ «Пайпер Апач 235 (реклама)» . Летающий . Том. 71, нет. 5. Ноябрь 1962 г., стр. 10–11.
- ^ Билл Кокс (1 декабря 2004 г.). «Джеронимо! Для многих владельцев лёгких близнецов Пайперс Апач почти настолько хорош, насколько это возможно» . Самолет и пилот . Мадавор Медиа . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Фонтанеллаз, Купер и Матос 2020 , стр. 9–10.
- ^ Хагедорн 1993 , с. 128
- ^ Хагедорн 1993 , с. 18
- ^ Хагедорн 1993 , с. 55
- ^ Хагедорн 1993 , с. 72
- ^ Хагедорн 1993 , с. 134
- ^ Хагедорн 1993 , с. 42
- ^ «Происшествие в Wikibase ASN № 66552: Авария на Piper PA-23-160 Apache G-ASHC, 21 марта 1964 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Вторая смерть Кастелло Бранко
- ^ Piper PA-23 Turbo Aztec 'D' N6645Y Отчет об аварии на поле для гольфа Аркли, Аркли, Хартфордшир, 29 ноября 1975 г. (PDF) (Отчет). Отдел по расследованию несчастных случаев. 29 сентября 1976 г. с. 8 . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Отчет об авиационном происшествии 14/76» (PDF) . Комиссия по расследованию несчастных случаев. 29 сентября 1976 года . Проверено 25 ноября 2011 г.
- ^ BBC , Этот день в истории — 1975: Грэм Хилл погиб в авиакатастрофе.
- ^ Грэм Хилл, 46 лет, гонщик на пенсии, попал в фатальную аварию, пилотируя свой самолет. Служба новостей ЮПИ . 1 декабря 1975 г. (понедельник) Архив New York Times.
- ^ «Идентификатор NTSB: LAX78FA043» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Жнец догоняет… В каньоне Трабуко, Калифорния, 15 апреля 1978 года» . Check-Six.com . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Тейлор 1976 , стр. 348–349.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард (1952). Джейн «Все самолеты мира», 1952–53 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том; Матос, Хосе Аугусто (2020). Война за вмешательство в Анголе, Том 3: ВВС Анголы и Кубы, 1975–1985 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-210-6 .
- Пеперелл, Роджер В.; Смит, Колин М. (1987). Piper Aircraft и их предшественники . Тонбридж, Кент, Англия: Air-Britain . ISBN 0-85130-149-5 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1976). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-354-00538-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Piper PA-23 Apache, на Викискладе?
СМИ, связанные с Piper PA-23-250 Aztec, на Викискладе?