Pilatus PC-6 Портер
PC-6 Портер/Турбо-Портер | |
---|---|
![]() | |
PC-6 Turbo-Porter, вариант B2-H4 PT6A-34, используемый для прыжков с парашютом в Испании. | |
Роль | STOL Пассажирские и грузовые самолеты |
Производитель | Пилатус Самолет Фэйрчайлд Самолеты |
Первый полет | Портер - 4 мая 1959 г. Турбо-Портер — 2 мая 1961 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Гражданская авиация ВВС Австрии , ВВС Мьянмы , ВВС Швейцарии |
Произведено | 1959–2022 [1] |
Количество построенных | 604 [1] |
Варианты | Fairchild AU-23 Миротворец |
Pilatus PC-6 Porter — это одномоторный взлета и посадки служебный самолет , разработанный Pilatus Aircraft швейцарской компанией . Первый полет PC-6 состоялся в 1959 году. Он производился на заводе Pilatus Flugzeugwerke в Штансе , Швейцария. Он был построен как в версии с поршневым двигателем , так и в версии с турбовинтовым двигателем, и какое-то время производился по лицензии компанией Fairchild Hiller в Соединенных Штатах. После 604 поставок за 63 года Pilatus прекратила производство в 2022 году. [1]
Разработка
[ редактировать ]4 мая 1959 года первый прототип, оснащенный мощностью 254 кВт (340 л.с. ) поршневым двигателем , совершил свой первый полет. [2] В начале мая 1961 года первый Turbo Porter , оснащенный турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou II , совершил свой первый полет. [3] По сравнению со своей более ранней версией с поршневым двигателем, Turbo Porter, оснащенный Astazou II , имел увеличенную полную мощность и максимальную скорость, а также преимущества функций автоматического управления двигателем. Эти преимущества были достигнуты за счет более высокой первоначальной стоимости покупки и более высокого расхода топлива . [3] Версии PC-6 с поршневым и газотурбинным двигателем быстро стали известны благодаря своим возможностям короткого взлета и посадки (STOL), требующим лишь очень короткого разбега, прежде чем он будет готов к повороту перед взлетом. [4] Стоимость его единицы в 1962 году составляла 55 000 долларов. [5]
Первоначальные модели PC-6 с турбинным двигателем были оснащены силовой установкой Astazou II, однако жалобы на надежность этого двигателя привели к тому, что для PC-6 стала доступна еще одна ранняя турбовинтовая силовая установка. Это был Garrett Air Research TPE 331 . Некоторые операторы, такие как Air America, решили модернизировать свои PC-6 с двигателем Astazou II двигателем TPE 331. [6] В мае 1966 года первый PC-6, оснащенный двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A, совершил свой первый полет. [7]
Чтобы компенсировать растущие затраты на рабочую силу и производство в Швейцарии, Pilatus распределила производственные работы по производству PC-6 в другие страны; В 1993 году чешская компания Letov Kbely начала производство этого типа. [8] Стоимость единицы продукции в 2010 году составила 1 900 000 долларов. [9] В 2013 году компания Pilatus создала совместное предприятие с компанией Beijing Tian Xing Jian Yu Science Co., Ltd. для местного производства PC-6 и более нового Pilatus PC-12 в Чунцине , Китай; Первоначально на этом предприятии выполнялись работы по сборке фюзеляжа, а затем и других элементов, таких как крылья и движущиеся поверхности, которые были перевезены на предприятие окончательной сборки Pilatus в Штансе , Швейцария. [10] [11] Глобальное производство PC-6 в конечном итоге будет переведено на завод в Чунцине. 11 декабря 2014 года был построен первый фюзеляж ПК-6 китайской сборки. [12] [13] В 2014 году большая часть PC-6 была поставлена китайским покупателям. [14] К апрелю 2016 года на китайском рынке эксплуатировалось около 20 ПК-6; этот тип часто использовался для замены Антонова Ан-2 , поскольку, как сообщается, он дешевле в эксплуатации. [15]
Porter также производился по лицензии компанией Fairchild Hiller в США. Будет построено около 100 самолетов лицензионного производства, которые в основном будут закуплены гражданскими эксплуатантами в США. [6] [16] Некоторое количество PC-6, построенных Fairchild Hiller, также было закуплено для военных операций во время войны во Вьетнаме . он получил обозначение AU-23A Peacemaker На вооружении ВВС США . «Миротворец» был оснащен боковой 20-мм пушкой ХМ-197 «Гатлинг», четырьмя пилонами крыла и центральной станцией фюзеляжа для внешней артиллерийской установки. Однако АУ-23А оказалась непростой в эксплуатации. Все они были возвращены на континентальную часть США и помещены на хранение всего через год эксплуатации. В 1979 году пара УВ-20 была передана в состав авиационного отряда Берлинской бригады в Германии из-за их пригодности для работы в сильно ограниченном воздушном пространстве; они были приспособлены для перевозки либо груза, до одиннадцати пассажиров, либо трех носилок с четырьмя медицинскими работниками. [17]
После почти 600 поставок за шесть десятилетий, включая около 90 построенных Fairchild-Hiller и 425 с двигателями PT6, но только 52 за последние десять лет, Pilatus закроет книгу заказов с лета 2018 года и сдаст последний заказ в начале 2019 года, пока будет производиться производство деталей. будет продолжаться не менее 20 лет. [18] Из-за задержек из-за пандемии последний PC-6 Porter был доставлен в декабре 2022 года после того, как за 63 года было произведено 604 экземпляра. [1]
Дизайн
[ редактировать ]
Pilatus PC-6 Porter — это с коротким взлетом и посадкой (STOL) многоцелевой самолет . Большинство самолетов оснащены одним турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A , который приводит в движение полностью реверсивный трехлопастной двигатель Hartzell с постоянной скоростью вращения HC-B3TN-3D (или альтернативный четырехлопастной HC-D4N-3P) Hartzell Aluminium. гребной винт через редуктор . [19] [20] [21] Pilatus утверждает, что он обладает уникальными возможностями взлета и посадки, способными приземляться в местах, доступных только для винтокрылых аппаратов . [20] Он вполне способен эксплуатироваться с неподготовленных сложных взлетно-посадочных полос, в отдаленных районах, в условиях жаркого климата и на больших высотах в любых погодных условиях. В частности, используемая ходовая часть обеспечивает большие зазоры между крылом и воздушным винтом, что делает ПК-6 менее подверженным повреждениям, чем обычные ходовые части с носовым колесом. [20] Для большей универсальности приземления опционально могут быть установлены различные типы шасси, позволяющие работать на разных типах местности; варианты включают поплавки для приземления на воду и лыжи для приземления на снег. [19]
Ранние модели PC-6 в стандартной комплектации оснащались полной приборной панелью, и, как сообщается, незнакомым пилотам было легко разобраться в них. [22] PC-6 более позднего производства оснащены Garmin G950 стеклянной кабиной вместо аналоговых приборов; Большинство ранее выпускавшихся ПК-6 также могут быть оснащены стеклянной кабиной. [9] [23] В дополнение к своим полетным функциям система G950 действует как блок дистанционного обслуживания и электронная полетная сумка — все в одном. Имеются два больших 10,4-дюймовых жидкокристаллических дисплея (ЖК-дисплея), которые функционируют как основной полетный дисплей для всей ключевой полетной информации и как многофункциональный дисплей для управления системой/миссией. Также предусмотрены полностью независимые вспомогательные пилотажные приборы для предоставления резервной информации о высоте, положении и скорости полета в случае полного отказа электрооборудования. [9] [20] Кабина спроектирована для полетов одного пилота; Опционально могут быть установлены дополнительные органы управления полетом для второго пилота. [19] Другие дополнительные функции включают в себя автопилот (способный работать на всех этапах полета), систему предотвращения столкновений (TCAS), систему осведомленности о местности и предупреждения (TAWS), метеорологический радар , спутниковый телефон , LIDAR , инфракрасный дальний обзор (FLIR) и детектор молний ; кроме того, бортовое электрооборудование и авионика легко модифицируются в соответствии с требованиями заказчика. [9] [20]

Планер имеет прочную конструкцию, не требующую особого обслуживания; отличающийся высоким уровнем доступности, взаимозаменяемости и благоприятным уровнем укомплектования персоналом. [20] Крылья, фюзеляж и оперение изготовлены с использованием традиционных технологий конструкции полумонокока, основная конструкция состоит из алюминия; [20] Центральная конструкция сохраняет критическую прочность, несмотря на вырезы для раздвижных дверей основной каюты. [22] Коррозионная стойкость достигается за счет сочетания гальванического покрытия и на полиуретановой основе эмалевой краски . [20] Простота конструкции облегчает ремонт в полевых условиях. [16] Такие особенности, как шины низкого давления, дисковые тормоза с двумя суппортами и шасси с высокой энергопоглощающей способностью, позволяют самолету работать на пересеченной или иной сложной местности. [24]
Для гибкости ролей отдельные самолеты могут быть легко преобразованы для различных типов задач, таких как транспортировка, парашютирование , аэрофотосъемка , наблюдение , авиационная медицинская служба и поисково-спасательные операции. [19] [20] В основной зоне салона самолета в задней части фюзеляжа можно перевозить максимум десять пассажиров или полезную нагрузку массой 2200 фунтов; Стандартные пассажирские сиденья сконструированы так, чтобы их можно было быстро снять, и их можно хранить в дополнительном отдельном отсеке для хранения сидений с внешним доступом за основной кабиной. [20] [25] Основная зона каюты в стандартной комплектации оборудована звукоизоляцией , вентиляцией и отоплением. [22] В основной кабине также можно разместить максимум три топливных бака, что соответственно снижает грузоподъемность и увеличивает продолжительность полета самолета. [20] Помимо больших раздвижных дверей по обе стороны основной кабины, по обе стороны кабины имеются отдельные распашные двери; , управляемый пилотом Дополнительный люк , для размещения запасов или полезной нагрузки наблюдения, также может быть установлен в центре пола кабины без каких-либо изменений конструкции. [6] [19] [26] Дополнительное оборудование включает в себя систему пожаротушения , систему воздушного применения , подкрыльные баки, песочные фильтры , противообледенения систему гребного винта, брызговик , защиту от мусора хвостового колеса, кислородную систему и дополнительную систему распределения мощности. [16] [20] [27]
Операционная история
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
PC-6 известен своими характеристиками короткого взлета и посадки ( КВП ) практически на любом типе местности: он может взлетать на расстоянии 640 футов (195 м) и приземляться на расстоянии 427 футов (130 м), в то время как несущий полезную нагрузку 2646 фунтов (1200 кг). Благодаря своим характеристикам взлета и посадки PC-6 является мировым рекордсменом по высоте приземления самолета на высоте 18 865 футов (5750 м) на ледник Дхаулагири в Непале . [28]
Из-за благоприятных характеристик этого типа для взлета и посадки, которые журнал Flying описывает как «один из наиболее вертолетоподобных самолетов с точки зрения взлетных характеристик», Pilatus время от времени намеренно продавал PC-6 эксплуатантам вертолетов, считая этот тип самолетом подходящим. дополняют их типичный режим работы. [16] По словам Пилатуса, PC-6 может обеспечить возможности наблюдения, очень схожие с винтокрылым летательным аппаратом, при значительно меньших затратах на эксплуатацию и приобретение. [8]

На ранних этапах эксплуатации PC-6 Porter отличался высоким уровнем комфорта и удобством использования по сравнению с самолетами конкурентов. [29] Также было доказано, что этот тип имеет длительный срок службы; к 1993 году примерно 440 из 500 построенных к этому моменту PC-6 Turbo Porter все еще находились в эксплуатации. [16]
В 1960-х и 1970-х годах , контролируемая Центральным разведывательным управлением авиакомпания Air America , эксплуатировала одновременно до 23 самолетов PC-6. Многие из них эксплуатировались в регионе Юго-Восточной Азии, включая Южный Вьетнам во время войны во Вьетнаме. Этот тип использовался для различных задач, включая десантирование грузов в войска, пассажирские перевозки, психологическую войну , разведку, перевозку пленных, воздушную радиорелейную связь и другие разведывательные операции. [6]
С 1976 года ВВС Австрии эксплуатируют парк из 12 самолетов PC-6 Porter в качестве основы своего транспортного парка самолетов; этот тип использовался в различных вспомогательных целях, включая транспортировку, поисково-спасательные операции, пожаротушение, наблюдение, буксировку целей и десантирование с парашютом. [30] [31]
По данным журнала Flying , около 40 процентов всех PC-6, использовавшихся в Европе в начале 1990-х годов, использовались парашютистами . [7]
Варианты
[ редактировать ]




- ПК-6/340 Портер
- Первоначальная серийная версия, оснащенная Lycoming GSO-480-B1A6 шестицилиндровым плоскопоршневым двигателем мощностью 254 кВт (340 л.с.). Максимальный взлетный вес 1960 кг (4320 фунтов). [2]
- ПК-6/350 Портер
- Как PC-6/340, но оснащен поршневым двигателем Lycoming IGO-540-A1A мощностью 261 кВт (350 л.с.) . [2]
- PC-6/A Турбо-Портер
- Первоначальная версия с турбовинтовым двигателем, оснащенная турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou IIE или IIG мощностью 390 кВт (523 л.с.). [2]
- PC-6/A1 Турбо-Портер
- Эта версия 1968 года была оснащена турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou XII мощностью 427 кВт (573 л.с.).
- PC-6/A2 Турбо-Портер
- Эта версия 1971 года была оснащена турбовинтовым двигателем Turbomeca Astazou XIVE мощностью 427 кВт (573 л.с.).
- PC-6/B Турбо-Портер
- Эта версия была оснащена турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-6A мощностью 410 кВт (550 л.с.).
- PC-6/B1 Турбо-Портер
- Похож на PC-6/B, но оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-20 мощностью 410 кВт (550 л.с.).
- PC-6/B2-H2 Турбо-Портер
- Оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью 507 кВт (680 л.с.).
- PC-6/B2-H4 Турбо-портер
- B2-H4 имеет улучшенную конструкцию планера и удлиненные перевернутые законцовки крыла.
- PC-6/C Турбо-Портер
- Один прототип, построенный компанией Fairchild Industries в США, оснащен турбовинтовым двигателем Garrett TPE331-25D мощностью 429 кВт (575 л.с.) .
- PC-6/C1 Турбо-Портер
- Аналогичен PC-6/C, но оснащен турбовинтовым двигателем Garrett TPE 331-1-100 мощностью 429 кВт (575 л.с.).
- PC-6/C2-H2 Портер
- Разработан компанией Fairchild Industries в США. Он был оснащен турбовинтовым двигателем Garrett TPE 331-101F мощностью 485 кВт (650 л.с.).
- Портер PC-6/D-H3
- Один прототип, оснащенный поршневым двигателем Avco Lycoming с турбонаддувом мощностью 373 кВт (500 л.с.).
- АУ-23А Миротворец
- Вооруженный боевой корабль, противоповстанческая транспортная версия для ВВС США . Он использовался во время войны во Вьетнаме в начале 1970-х годов. 15 из них были построены по лицензии в США компанией Fairchild Industries. [32] Все самолеты были проданы Королевским ВВС Таиланда .
- ОВ-12
- Обозначение версии для США, отменено в 1979 году.
- УВ-20А Чирикауа
- Вариант универсального транспорта STOL для армии США . Два УФ-20А базировались в Западном Берлине с конца 1979 по 1991 год.
- PC-8D Твин Портер
- Двухмоторная версия совершила полет в 1967 году, но в дальнейшем не разрабатывалась.
Операторы
[ редактировать ]Текущие военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Мьянмы - 7 самолетов [37]
- Индонезийские ВВС
- Сельскохозяйственный воздушный агрегат – пять PC-6/B2-H2 [40]
- Командование специальных операций армии США : [46] 1 UV-23A, «Черные кинжалы» в Форт-Либерти (Северная Каролина). Этот самолет (79-23254) впервые эксплуатировался Берлинским бригадным авиационным отрядом ( центральный аэропорт Темпельхоф ) армии США в Берлине с мая 1979 по 1999 год. С августа 1991 года по май 2004 года он эксплуатировался парашютно-десантной командой армии США . . [47]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]
- Австралийская армейская авиация - 19 находились на вооружении с 1968 по 1992 год.
- 173-я наблюдательная эскадрилья (Австралия)
- № 161 Отдельный разведывательный полет
- № 163 Отдельный разведывательный полет
- № 171 Полет воздушной кавалерии
- Школа армейской авиации
- ВВС Бопутатсваны - позже переданы ВВС ЮАР.
- Авиация армии Ирака ;
- Два на вооружении 83-й эскадрильи с 20.11.1987.
- Суданские ВВС - восемь заказаны в 1966 г. [48]
Операторы правоохранительных органов
[ редактировать ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Адвентистская авиация Индонезия [49]
- Ассоциированная миссия авиации [50]
- Яджаси Авиация
- Умная авиация [51]
- Сьюзи Эйр
- Кантри Эйр
- Министерство сельского хозяйства Таиланда
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Национальная гидрологическая служба
- Национальная служба скорой помощи
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 18 ноября 1981 года самолет Pilatus PC-6 (Porter & Turbo Porter) авиакомпании Royal Nepal Airlines разбился после того, как потерял высоту при взлете из аэропорта Биратнагар в Непале . Погибли 1 член экипажа и 9 пассажиров, выживших нет. [54]
- 12 ноября 1991 г. - Turbo Porter A14-683 австралийской армии. [55] разбился после того, как заглох на взлете, в результате чего погибли два солдата. В ходе расследования основной причиной была названа ошибка пилота. Самолет списали.
- 26 декабря 1999 г. - регистрация носильщика Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo HB-FKJ. [56] разбился под Турином . Из-за сильной турбулентности от фюзеляжа оторвалось крыло, в результате чего самолет разбился; два человека на борту погибли.
- 15 марта 2002 г. — самолет Pilatus UV-20A армии США столкнулся в воздухе с самолетом Cessna 182C во время прыжка с парашютом в региональном аэропорту Марана , недалеко от Мараны, штат Аризона . Пока Cessna смогла приземлиться, Pilatus вошел в неконтролируемое пикирование и разбился, в результате чего погиб пилот и был уничтожен самолет. [57]
- 30 мая 2008 г. — регистрация переносчика Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo EC-JXH. [58] разбился недалеко от Лилло, Испания . После входа в кабину у самолета сломалось левое крыло, в результате чего дверь открылась, позволив девяти парашютистам выпрыгнуть и выжить. В результате крушения погибли один парашютист и пилот.
- 25 апреля 2012 г. - Самолет Pilatus PC-6 (PK VVQ), эксплуатируемый компанией Susi Air, разбился в Калимантане Тимур, район Мелак, в результате чего погибли пилот и пассажир(ы), которые занимались аэрофотосъемкой местности. Самолет был объявлен пропавшим в 17:10 25 апреля, а обломки были обнаружены 26 апреля, что подтвердило состояние пассажиров/самолета. [59] [60]
- 19 октября 2013 г. — регистрация Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter OO-NAC. [61] На борту самолета было десять парашютистов (инструкторов и студентов) и пилот, потерявший высоту и врезавшийся в землю в Фернельмонте примерно через десять минут после взлета из близлежащего аэропорта Намюр-Суарле (EBNM) , Бельгия. Все находившиеся на борту погибли. Самолет (серийный номер 710) был построен в 1969 году и был перестроен в 2002 году компанией Pilatus Flugzeugwerke после аварии при взлете в Мурзеле (EBMO) 12 марта 2000 года. [62]
- 19 июня 2016 г. — Самолет Pilatus PC-6 развалился в воздухе, перевозя семь парашютистов на тренировку в Бежа, Португалия. Все парашютисты выжили, хотя двое были тяжело ранены. Пилот погиб единственный. [63]
- 30 августа 2022 г. — самолет PC-6 полицейской службы ЮАР разбился вскоре после взлета из аэропорта Рэнд , Южная Африка. Все пять пассажиров погибли во время аварии. Пилот оказался единственным выжившим и получил серьезные ранения. [64] [65]
- 8 марта 2024 г. - самолет Pilatus PC-6 (PK-SNE), эксплуатируемый компанией Smart Aviation, врезался в лес недалеко от Бинуанга, Нунукан, Северный Калимантан, после взлета из международного аэропорта Джувата Таракан. Во время полета в самолете находились два человека: пилот и инженер. Пилот оказался единственным выжившим. [51] [66]
Технические характеристики (PC-6 B2 Turbo-Porter)
[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft за 1993–1994 гг., [67] Самолет Пилатус, [19] [68] Летающий журнал [69]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: до 10 человек / 1130 кг (2491 фунт)
- Длина: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 15,87 м (52 фута 1 дюйм)
- Высота: 3,2 м (10 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 30,15 м 2 (324,5 кв. футов)
- Профиль крыла : NACA 64-514. [70]
- Вес пустого: 1270 кг (2800 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2800 кг (6173 фунта)
- Силовая установка: 1 двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью турбовинтовой 410 кВт (550 л.с.) (мощность снижена с 507 кВт (680 л.с.))
- Гребные винты: 3-лопастной реверсивный гребной винт с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 232 км/ч (144 миль в час, 125 узлов) [71]
- Крейсерская скорость: 213 км/ч (132 миль в час, 115 узлов)
- Скорость сваливания: 96 км/ч (60 миль в час, 52 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 280 км/ч (170 миль в час, 150 узлов).
- Дальность: 730 км (450 миль, 390 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- Перегоночная дальность: 1612 км (1002 миль, 870 миль) с максимальным внутренним и подкрыльевым запасом топлива.
- Практический потолок: 8197 м (26 893 фута)
- Нагрузка на крыло: 93 кг/м 2 (19 фунтов/кв. футов)
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-2 / Ан-3
- Комп Эйр 8
- Отсюда Кадьяк
- де Хэвилленд Канада DHC-3 Оттер
- GippsAero GA10
- PAC P-750 XSTOL
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чад Траутветтер (13 декабря 2022 г.). «Самолет Pilatus доставил последний носильщик PC-6» . АЙН онлайн .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тейлор 1965, стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б Фрикер 1962, стр. 38.
- ^ Фрикер 1962, стр. 102.
- ^ Фрикер 1962, стр. 103.
- ^ Jump up to: а б с д Ликер, Джо Ф. «Air America: Pilatus / Fairchild PC-6 Turbo Porters». Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine Техасском университете в Далласе , 24 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Молл 1993, с. 65.
- ^ Jump up to: а б Моксон, Джулиан. «Маленький — это красиво». Архивировано 1 апреля 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 12 июня 1996 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз, Питер. «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Pilatus PC-6». Архивировано 1 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine Flight International , 28 сентября 2010 г.
- ^ Спрус, Терри. «Pilatus создает совместное предприятие и открывает новый завод в Китае». Архивировано 15 марта 2016 г. в Wayback Machine Corporate Jet Investor , 7 августа 2013 г.
- ^ «Pilatus делает ставку на PC-6 Porter для Китая». Архивировано 1 апреля 2016 г. на Wayback Machine Aviation Week , 11 ноября 2014 г.
- ^ "Фюзеляж швейцарского самолета PC-6 заклеен". Архивировано 2 апреля 2016 г. в Wayback Machine China Daily , 18 декабря 2014 г.
- ^ "Самолеты Pilatus PC-6". Архивировано 29 мая 2015 г. в Wayback Machine China Daily , 7 января 2014 г.
- ^ Траутветтер, Чад. «Выручка Pilatus превышает $1 млрд второй год подряд». Архивировано 7 августа 2015 г. в Wayback Machine AIN Online , 9 апреля 2015 г.
- ^ Тербер, Мэтт. «Pilatus PC-6 пользуется популярностью в Китае». AIN Online , 13 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Молл 1993, с. 64.
- ^ Джонсон и Джонс, 2013, стр. 433.
- ^ Уильям Гарви (25 апреля 2018 г.). «Конец линии для Pilatus PC-6 Porter» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «PC-6: лучший в мире КВП». Архивировано 29 марта 2016 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 17 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «PV-6 Turbo Porter: где угодно, в любое время и в любой среде». Архивировано 13 мая 2015 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 19 марта 2016 г.
- ^ "Линия передачи данных". Архивировано 1 апреля 2016 г. в журнале Wayback Machine Flying Magazine , ноябрь 2002 г., с. 50. Том. 129, № 11. ISSN 0015-4806.
- ^ Jump up to: а б с Фрикер 1962, стр. 101.
- ^ "Кабина." Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ «Оперативная зона». Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ «Хижина». Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ «Портер в Англии». Архивировано 2 апреля 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 1 января 1960 г. с. 13.
- ^ «Специальные миссии». Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ Иссерман, Уивер и Моленаар 2008, с. 358.
- ^ Фрикер 1962, стр. 100–101.
- ^ Моксон, Джулиан. «Австрия готова к модернизации». Архивировано 1 апреля 2016 г. в Wayback Machine Flight International , 27 октября 1999 г.
- ^ «Австрийские ВВС - в прошлом и сегодня». Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine Вооружённых Сил Австрии , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ Фэйрчайлд AU-23A . Национальный музей ВВС США. Архивная версия получена 25 декабря 2017 г.
- ^ «ВВС мира 2022» . Флайтглобал. 2022 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 32.
- ^ Ривас, Сантьяго (апрель 2021 г.). «Взлом наркокартелей». Эйр Интернешнл . Том. 100, нет. 4. С. 46–49. ISSN 0306-5634 .
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 33.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 43.
- ^ Hoyle Flight International , 13–19 декабря 2011 г., с. 36.
- ^ Hoyle Flight International , 13–19 декабря 2011 г., с. 37.
- ^ «Сатуд Тани, Перанги Хама дан Вабах» . aviahistoria.com (на индонезийском языке). 24 августа 2020 г. Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 40.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 45.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 47.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 49.
- ^ Hoyle Flight International , 13–19 декабря 2011 г., с. 49.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 52.
- ^ Серийный номер 803 , 30 апреля 2024 г., pc-6.com.
- ^ Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. п. 112. ИСБН 978-0-9825539-8-5 .
- ^ «Фото самолета ПК-TCA — Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter» . airhistory.net . 23 июля 2019 года . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ «PK-RCQ — Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter» . jetphotos.com . 22 января 2018 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б VOI, VOI (10 марта 2024 г.). «Капитан М. Юсуф, жертва крушения самолета в Нунукане Кальтара, найден в Селамате» . voi.id. ВОИ . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ 1960-1970-е годы — ИНДОНЕЗИЯ И ГОЛЛАНДСКАЯ НОВАЯ ГВИНЕЯ» . Goodall.com.au . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «История ПК-6, серийный номер 959» . pc-6.com . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Крушение Pilatus PC-6 Turbo Porter в Биратнагаре: 10 погибших | Архив бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «Авария с Pilatus PC-6/B1-H2 Turbo Porter A14-683, 12 ноября 1991 г.» . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN, 26 декабря 1999 г. Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter HB-FKJ» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Идентификация NTSB: LAX02FA110B» . НТСБ. Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN, 30 мая 2008 г. Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter EC-JXH» . Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Тела пилотов авиакатастрофы будут доставлены в Джакарту» . www.antaranews.com . 26 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 года . Проверено 17 февраля 2017 г. .
- ^ «В авиакатастрофе Суси в Индонезии погибли 2 человека, третья авиакатастрофа со смертельным исходом за восемь месяцев» . Авиакатастрофа Джорджа Хэтчера . 28 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Герциг, Маркус. «История ПК-6, серийный номер 710» . История Пилатуса Портера. Архивировано из оригинала 24 октября 2016 года . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN, 19 октября 2013 г. Pilatus PC-6/B2-H4 Turbo Porter OO-NAC» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Предварительный отчет» . ГПИАА . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ «Четыре техника и полицейский погибли в результате крушения в аэропорту Рэнд» . Альбертон Рекорд. Сентябрь 2022 года . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Зил, Корне ван (6 сентября 2022 г.). «Пилот УЖАСНОГО самолета SAPS все еще находится в отделении интенсивной терапии и борется за свою жизнь [ОБНОВЛЕНИЕ]» . Южноафриканский . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Сучипто, Сучипто (12 марта 2024 г.). «История спасения умного летчика, разбившегося на Северном Калимантане» . компас.id . Компас . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Ламберт 1993, стр. 358–359.
- ^ «Производительность и характеристики». Архивировано 13 июня 2008 г. в Wayback Machine Pilatus Aircraft , дата обращения: 20 марта 2016 г.
- ^ Молл 1993, с. 68
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Тейлор 1999, с. 489.
Библиография
[ редактировать ]- Фрикер, Джон. «Пилотный отчет: Пилатус». Полет , Том. 70, № 4. Апрель 1962 г. ISSN 0015-4806. стр. 38, 100–103.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 180, № 5321, 13–19 декабря 2011 г. С. 26–52. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 180, № 5517, 8–14 декабря 2015 г. С. 26–53. ISSN 0015-3710.
- Женева, Ален (февраль 1990 г.). «50 ans d'aviation au pied Mont Pilatus (3): Les Pilatus PC-6 PC-6 «Porter» и «Turbo Porter (1)» [50 лет у подножия горы Пилатус (3): Pilatus PC- 6 Портер и Турбо Портер, Часть I]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (243): 22–28 ISSN 0757-4169 .
- Женева, Ален (март 1990 г.). «50 ans d'aviation au pied Mont Pilatus (3): Les Pilatus PC-6 PC-6 «Porter» и «Turbo Porter (1)» [50 лет у подножия горы Пилатус (3): Pilatus PC- 6 Портер и Турбо Портер, Часть 2]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (244): 18–24 ISSN 0757-4169 .
- Иссерман, Морис, Стюарт Ангас Уивер и Ди Моленаар. Падшие гиганты: история гималайского альпинизма от эпохи Империи до эпохи крайностей. Издательство Йельского университета, 2008. ISBN 0-3001-4266-8 .
- Джонсон, скорая помощь и Ллойд С. Джонс. Американские военно-транспортные самолеты с 1925 года. МакФарланд, 2013. ISBN 1-4766-0155-0 .
- Ламберт, Марк. Jane's All The World's Aircraft 1993–1994 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Молл, Найджел. «Уродливо только на первый взгляд». Полет , Том. 120, № 2. Февраль 1993 г. ISSN 0015-4806. стр. 62–68.
- Тейлор, «Все самолеты мира» Джона В. Р. Джейнса, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
- Тейлор, Мировой справочник по самолетам и системам Майкла Дж. Х. Брасси, издание 1999/2000 гг . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
- Авария Pilatus PC-6/B1-H2 Turbo Porter A14-683, 12 ноября 1991 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]