Университет штата Миссисипи XV-11 Marvel
XV-11 Марвел | |
---|---|
![]() | |
Роль | Исследовательский самолет взлета и посадки |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты Америки |
Производитель | Государственный университет Миссисипи |
Первый полет | 1 декабря 1965 г. |
Основной пользователь | Армия США |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | АЗ-1 Марвелетт |
Университета штата Миссисипи XV-11A Marvel — экспериментальный американский исследовательский самолет взлета и посадки 1960-х годов. MARVEL (Миссисипи аэрофизический исследовательский аппарат с расширенной широтой) представлял собой одномоторный толкающий моноплан, оснащенный системой управления пограничным слоем . Первый полностью композитный самолет, он выполнил свою первоначальную программу исследований по поручению армии США в конце 1960-х годов и был перестроен в 1980-х годах для проверки концепции универсального самолета.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Кафедра астрофизики и аэрокосмической техники Университета штата Миссисипи с начала 1950-х годов участвовала в программе исследований по контролю пограничного слоя по поручению Управления военно-морских исследований и армии США , проводя испытания на модифицированном Schweizer TG- 3 планера, Piper L-21 и Cessna O-1 . [ 1 ] [ 2 ] По результатам этих исследований армия США заключила с ведомством контракт на разработку нового исследовательского самолета взлета и посадки XV-11 MARVEL («Миссисипиская аэрофизическая исследовательская машина, расширенная широта»). [ 3 ]
В результате получился моноплан с плечевым крылом , оснащенный одним Allison T63, турбовинтовым двигателем приводящим в движение толкающий воздушный винт . Конструкция самолета была полностью изготовлена из стекловолокна, что сделало Marvel первым примером полностью композитного самолета. [ 4 ] В системе управления пограничным слоем использовался нагнетатель, приводимый в движение двигателем, который всасывал воздух через более миллиона крошечных отверстий в крыльях и фюзеляже, в то время как вместо обычных закрылков в Marvel использовалась форма деформации крыла , чтобы отклонять задние кромки крыла для изменения угла наклона. крыла развал . [ 1 ] Хвостовое оперение самолета крепилось к воздуховоду вокруг винта, проходящему за воздуховодом. Ходовая часть так называемой конфигурации «Пантобаза» с тандемными колесами, установленными в двух подрессоренных деревянных понтонах, предназначалась для работы на неровной поверхности или даже на воде. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Он был построен в основном из стекловолокна , а сталь использовалась для армирования и теплозащиты вокруг двигателя. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Крыло и воздушный винт самолета прошли испытания на испытательном стенде с поршневым двигателем XAZ-1 Marvelette . [ 2 ] [ 8 ] Полноразмерный Marvel был построен корпорацией Parsons, базирующейся в Траверс-Сити , штат Мичиган . [ 1 ] совершил свой первый полет 1 декабря 1965 года. [ 5 ] Он успешно завершил 100-часовую программу полетов для армии США в 1969 году, где продемонстрировал хорошие характеристики взлета и посадки, взлетев в пределах 125 футов (38 м), и хотя система управления пограничным слоем оказалась не такой эффективной, как ожидалось, она все же обеспечивала большой объем тестовых данных. После завершения испытаний в армии США в 1969 году его отправили на хранение в ожидании дальнейших испытаний. [ 3 ] [ 6 ] [ 9 ]
Marvel был выведен из хранилища в качестве демонстратора концепции универсального самолета взлета и посадки для Саудовской Аравии . Он был оснащен более мощным (420 л.с. (313 кВт)) двигателем и крыльями большего размаха (36 футов 10½ дюйма (11,24 м) и впервые поднялся в воздух в таком виде как Marvel II 17 августа 1982 года. После первоначальных испытаний в В США, Marvel II был отправлен в Таиф (Саудовская Аравия) для проведения короткой программы испытаний, которая показала, что его шасси непригодно для работы на мягком песке и у него все еще недостаточная мощность, после чего он вернулся в Миссисипи. [ 3 ] [ 10 ]
В 2000 году самолет был представлен на выставке EAA Airventure, рекламирующей Департамент аэрокосмической техники штата Миссисипи. В 2004 году XV-11A был передан в дар Южному музею авиации в международном аэропорту Бирмингема в Алабаме . [ 11 ]
Технические характеристики (XV-11А)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969–70 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 2 пассажира [ 7 ]
- Длина: 23 фута 3,75 дюйма (7,1057 м)
- Размах крыльев: 26 футов 2,5 дюйма (7,988 м)
- Высота: 8 футов 8,25 дюйма (2,6480 м)
- Площадь крыла: 106 кв. футов (9,8 м 2 )
- Соотношение сторон : 6,48
- Профиль крыла : NACA 63615 (модифицированный).
- Пустой вес: 1958 фунтов (888 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2620 фунтов (1188 кг)
- Силовая установка: 1 Allison T63 -A-5A турбовинтовой мощностью 316 л.с. (236 кВт)
- Пропеллеры: 2-лопастной канальный вентилятор Aeroproducts Model 272, диаметр 5 футов 6 дюймов (1,68 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 225 миль в час (362 км/ч, 196 узлов) на высоте 15 000 футов (4600 м).
- Крейсерская скорость: крейсерская скорость 184 миль в час (296 км/ч, 160 узлов) на высоте 15 000 футов (4600 м).
- Скорость сваливания: 60 миль в час (97 км/ч, 52 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 287 миль в час (462 км/ч, 249 узлов).
- Диапазон: 265 миль (426 км, 230 миль)
- Практический потолок: 15 000 футов (4600 м)
- Скорость набора высоты: 1880 футов/мин (9,6 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1969, стр. 388–389.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтт, Пол Р. « Андерсон Гринвуд AG-14 и программа MARVEL ». Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д « История: XV-11A Marvel. Архивировано 17 мая 2010 года в Wayback Machine ». Департамент аэрокосмической техники Университета штата Миссисипи . Проверено 31 декабря 2009 г.
- ^ «Летная лаборатория одалживает старинные самолеты» . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хейман 1990, стр.52.
- ^ Перейти обратно: а б Хардинг 1990, стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б Хейман 1990, стр.51.
- ^ Хейман 1990, стр. 50–51.
- ^ Хейман 1990, стр. 52–53.
- ^ Хейман 1990, стр.53.
- ^ «Летная лаборатория одалживает старинные самолеты» . Проверено 10 февраля 2011 г.
- Библиография

- Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1990. ISBN 1-85310-102-8 .
- Хейман, Джос. «Чудо Миссисипи». Air Enthusiast , сорок один, середина лета 1990 г. Бромли, Великобритания: Tri-Service Press. ISSN 0143-5450. стр. 49–53.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1969.