РФБ Фантренер
Фантрейнер | |
---|---|
![]() | |
РФБ Фантрейнер 600 | |
Роль | Базовый тренер |
Производитель | Рейнское авиастроение |
Первый полет | 27 октября 1977 г. |
Введение | 1982 |
Количество построенных | 50 |
Развитый в | Роквелл Рейнджер 2000 |
RFB Fantrainer (или Fan Trainer ) — это двухместный учебно-тренировочный самолет, в котором используется двигательная установка с канальным вентилятором, установленная посередине . Разработанный и изготовленный немецкой авиастроительной компанией Rhein-Flugzeugbau GmbH (RFB), он использовался Королевскими ВВС Таиланда .
Разработка Fantrainer началась в 1970-х годах. В Германии он был выбран победителем конкурса на соответствие базовым требованиям к инструкторам Люфтваффе, победив Pilatus PC-7 и Beechcraft Mentor . Однако никаких заказов из Германии не последовало, поскольку она обязалась закупить американские истребители ( F4 Phantom и F-104 Starfighter ), что включало сделку по обучению пилотов в Соединенных Штатах. Сообщается , что в какой-то момент немецкий авиаперевозчик Lufthansa также проявил интерес к самолету, отметив его управление, напоминающее реактивный. Пилоты подтвердили, что этот тип самолета относительно экономичен и способен обеспечить настоящее «ощущение реактивного самолета» за разумную цену. Королевские ВВС Таиланда используют версии FT400 и FT600, используя их для обучения пилотов, которые затем летают на Northrop F-5E истребителях .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1960-х годах немецкая компания Rhein Flugzeugbau проявила интерес к самолетам с канальными вентиляторами, встроенными в фюзеляж, и в 1969 и 1971 годах использовала пару модифицированных планеров в качестве летающих испытательных стендов. В 1970 году компания объявила, что приступила к реализации нового проекта. разработать двухместный военный учебно-тренировочный самолет с канальным вентилятором, намереваясь предложить самолет с управляемостью, подобной реактивному, по низкой цене. В марте 1975 года RFB получила контракт от Министерства обороны Германии на производство и запуск пары прототипов Fantrainer; они будут рассматриваться как замена Люфтваффе Piaggio существующему парку начальных учебно-тренировочных самолетов P.149 . [ 1 ] По данным аэрокосмического журнала Flight International , первоначальный производственный процесс занял всего семь месяцев для создания одного прототипа. [ 2 ]
27 октября 1977 года первый прототип ( регистрационный номер D-EATJ ), оснащенный парой двигателей EA871 мощностью 110 кВт (150 л.с.) NSU Wankel , совершил свой первый полет . [ 3 ] Установка двигателя EA871 оказалась проблематичной, поэтому второй прототип ( D-EATI ) был оснащен одним двигателем Allison 250-C20B турбовальным мощностью 310 кВт (420 л.с.) и совершил свой первый полет 31 мая 1978 года. Второй прототип разбился на 7 сентября 1978 г., в результате чего первый прототип был модифицирован до стандарта Fantrainer 400, оснащен двигателем Allison и модернизированной пневмосистемой. водозаборы. [ 4 ] Fantrainer оценивался Люфтваффе против учебно-тренировочных самолетов Beechcraft T-34C и Pilatus PC-7 с турбовинтовыми двигателями, но, хотя он считался наиболее подходящим из трех самолетов, оба были дешевле в покупке (по немецких марок 1 миллиону поскольку было решено, что Piaggio P.149 по-прежнему соответствует потребностям Люфтваффе за самолет). Заказов на эксплуатацию не последовало , . [ 4 ] [ 2 ]
Несмотря на то, что не удалось получить заказ от Люфтваффе , в мае 1982 года RFB объявило, что собирается начать массовое производство Fantrainer в течение следующих нескольких месяцев. [ 5 ] К этому моменту прототип налетал 500 часов, включая пятинедельный маркетинговый тур по Америке , в среднем за это время налетал 6,5 часов в день. Хотя компания прогнозировала расширение рынка учебно-тренировочных самолетов примерно до 5000 самолетов в течение следующего десятилетия, она заявила, что стремилась к первоначальной доле рынка в 4 процента (что эквивалентно 200 самолетам) из-за неортодоксального характера Fantrainer. [ 5 ] В 1983 году прототип был переоборудован, его семилопастный канальный вентилятор был заменен на пятилопастный серийный аналог, а кабина также была улучшена; Сообщается, что эти изменения позволили значительно снизить шум и улучшить внешнюю видимость. [ 6 ]
Производство
[ редактировать ]
Самолет производился в двух основных моделях: Fantrainer 400 с двигателем Allison 250-C20B мощностью 545 л.с. (406 кВт) и Fantrainer 600 с двигателем Allison 250-C30 мощностью 650 л.с. (480 кВт). . По данным аэрокосмического издания Flight International, рынок более благосклонно отреагировал на Fantrainer 600 в 1980-х годах. [ 5 ]
В августе 1982 года Королевские ВВС Таиланда подписали контракт с RFB на закупку 47 самолетов, 31 модели 400 и 16 модели 600. После внедрения они были приписаны к 402-й эскадрилье и использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов для своих самолетов. будущие пилоты F-5 Freedom Fighter . Повышающая характеристика Fantrainer, как правило, является одним из его основных преимуществ; Возможности Fantrainer в области обучения таковы, что почти полностью охватывают всю учебную программу пилота, и его нужно только дополнить тренером продвинутого уровня с целью получения непосредственного опыта работы с высокопроизводительными самолетами. Первые четыре самолета были построены в Германии, а остальные самолеты были собраны в Таиланде из комплектов, отправленных из RFB, которые собирались с максимальной скоростью шесть Fantrainer в месяц. [ 6 ] После первоначального периода эксплуатации RTAF приняло решение заменить крылья самолета из стекловолокна на алюминиевые крылья местного производства, даже несмотря на то, что оригинальные крылья из стекловолокна хорошо выдержали жаркую и влажную погоду в Таиланде, что было главной проблемой для ВВС Таиланда. производитель. [ 7 ]
В 21 веке компания FanJet Aviation GmbH приступила к возрождению производства Fantrainer 600, стремясь вновь представить этот тип под новым названием Fanjet 600 . [ 8 ] В течение 2010 года компания приобрела всю документацию, связанную с проектированием, испытаниями и сертификацией типа оригинального самолета, а затем приобрела сопутствующие инструменты, запасные части и товарные знаки Rhein-Flugzeugbau и Vereinigte Flugtechnische Werke. FanJet Aviation считает, что после внедрения стеклянной кабины для модернизации самолет остается пригодным и конкурентоспособным по стоимости для современных целей обучения пилотов по сравнению с современными конкурентами с реактивными двигателями. [ 8 ]
Дизайн
[ редактировать ]
RFB Fantrainer - двухместный учебно-тренировочный самолет; , расположенный посередине его наиболее отличительной особенностью является двигательная установка - канальный вентилятор . Сообщается, что это обеспечивает производительность, аналогичную самолетам с обычными реактивными двигателями , но при значительно меньших затратах; в среднем расход топлива Fantrainer составляет одну десятую от расхода топлива Dassault/Dornier Alpha Jet , современного учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем. Более того, RFB утверждает, что этот тип в пять раз дороже, чем Cessna T-37 Tweet , конкурирующий учебно-тренировочный самолет, обеспечивая при этом сопоставимые характеристики (за исключением более низкой максимальной скорости) при расходе топлива в одну десятую. [ 2 ] Сообщается, что конструкция Fantrainer включает в себя несколько функций, позволяющих повысить эффективность и снизить затраты. [ 2 ] Внимание также было уделено удобству эксплуатации: управление двигателем осуществляется с помощью однорычажного регулятора мощности с наземными и полетными ограничителями холостого хода, ведя себя подобно традиционному турбореактивному агрегату; в целом, как органы управления, так и приборы понятны и понятны. [ 9 ]
Установка двигателя и вентилятора включает в себя свободно вращающуюся турбину, что требует постоянного регулирования скорости вентилятора, а также использования редуктора, чтобы примерно вдвое уменьшить 6000 об / мин мощность двигателя при и достичь скорости вентилятора 3090 об / мин; оба они были разработаны британским поставщиком Dowty Group . [ 10 ] Постоянная скорость пятилопастного вентилятора позволяет использовать относительно простой профиль лопастей. Были реализованы различные меры по снижению шума, в том числе использование деревянных лопастей с пластиковым покрытием производства Hoffmann и использование вентилятора новой конструкции, в котором использовалось пять лопастей вместо семи. [ 10 ] Использование протирочной ленты из пенопласта позволяет вентилятору поддерживать оптимальный зазор между кончиком лопасти и кожухом, который согласно RFB составляет одну тысячную диаметра вентилятора; Кольцевая прорезь обеспечивает плавный поток воздуха даже при высокой мощности и низкой скорости полета, а также может открываться асимметрично, чтобы справляться со смещенным притоком, когда Fantrainer летает под относительно большим углом атаки . [ 10 ]

Конструктивно носовая часть и центральная часть фюзеляжа Fantrainer сформированы вокруг металлического коробчатого киля ; секция кабины, состоящая в основном из формованного пластика. На этом киле закреплена [ 2 ] Такой подход позволяет легко изменять форму кабины, позволяя адаптировать ее для имитации различных самолетов. Как правило, кабина относительно просторная, в ней достаточно места для большой приборной панели и достаточного количества боковых консолей, что позволяет оборудовать Fantrainer аналогично боевому самолету ВВС. [ 2 ] Сообщается, что первоначальная кабина была основана на кабине Alpha Jet. [ 6 ] В задней части фюзеляжа используется обычная металлическая конструкция вместо пластика, который был непригоден из-за наличия тепла, выделяемого выхлопами двигателя. [ 10 ] Для облегчения требований к обслуживанию в конструкции Fantrainer присутствует модульный подход: многие его системы сгруппированы в отдельные съемные блоки. [ 10 ]
Он оснащен крылом передней стреловидности , наклоненным под углом 6°, чтобы не заслонять обзор задней части крыла корневой частью крыла ; этот угол стреловидности пришлось уменьшить, чтобы более точно имитировать летные характеристики, ожидаемые от типичного военного учебно-тренировочного самолета. [ 11 ] Конструкция этого крыла не является оригинальной, являясь производной от конструкции, ранее использовавшейся для LFU 205 — экспериментального самолета 1960-х годов. [ 10 ] Во внутреннем пространстве крыла размещены четыре топливных элемента емкостью 96 литров, которые являются неотъемлемой частью конструкции крыла; можно заполнить только два бака при выполнении фигур высшего пилотажа . И обшивка, и внутренняя конструкция крыла состоят из пары формованных обшивок, помещенных в ряд надутых пластиковых трубок. [ 10 ] Согласно RFB, для повышения производительности крыло можно относительно легко укоротить. Смесь углерода и стекловолокна используется для изготовления различных элементов, включая элероны Friese и воздушные тормоза . [ 10 ] Нормальное поведение как элеронов, так и воздушных тормозов наблюдалось даже в условиях преднамеренного сваливания . [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]- АВИ-2
- Первый прототип семейства Fantrainer. Первый полет в 1977 году с двумя двигателями Ванкеля мощностью 150 лошадиных сил (110 кВт) - общая мощность на валу 300 лошадиных сил (220 кВт), замененными в 1978 году на двигатель Allison.
- И-2
- Второй прототип.
- Фантрейнер 400
- Версия с удлиненным фюзеляжем и металлическими крыльями, оснащенная турбовальным двигателем Allison 250-C20B мощностью 406 кВт (545 л.с.).
- Фантрейнер 600
- Усовершенствованная версия, оснащенная турбовальным двигателем Allison 250-C30 мощностью 485 кВт (650 л.с.).
- Фантрейнер 800/1000/1200/1500
- Модернизированные версии запланированы, но еще не произведены.
Рейнджер 2000
[ редактировать ]В начале 1990-х годов RFB и Rockwell International совместно разработали вариант Fantrainer с реактивным двигателем под наименованием Ranger 2000, который оценивался как учебно-тренировочный самолет в JPATS конкурсе ВВС США и ВМС США , но заказов не последовало. были размещены, поскольку самолет проиграл Т-6 Texan II . Один из двух прототипов разбился во время испытаний. На Ranger 2000 использовался турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney Canada JT15D .
Операторы
[ редактировать ]
Технические характеристики (Фантрейнер 600)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,20 м (30 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 9,74 м (31 фут 11 дюймов)
- Высота: 3,16 м (10 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 14,00 м 2 (150,7 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,8:1
- Воздушная фольга : Эпплер 502.
- Вес пустого: 1160 кг (2557 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2300 кг (5071 фунт)
- Силовая установка: 1 Allison 250 C30 турбовальный , 480 кВт (650 л.с.)
- Пропеллеры: 5-лопастной канальный вентилятор с постоянной скоростью, диаметром 1,2 м (3 фута 11 дюймов). [ 14 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 417 км/ч (259 миль в час, 225 узлов) на высоте 5490 м (18000 футов).
- Крейсерская скорость: 370 км/ч (230 миль в час, 200 узлов) на высоте 3050 м (10 000 футов).
- Никогда не превышайте скорость : 555 км/ч (345 миль в час, 300 узлов).
- Дальность: 1037 км (644 миль, 560 миль)
- Выносливость: 4 часа 6 минут.
- Практический потолок: 7620 м (25000 футов)
- пределы g: +6/-3 G
- Скорость набора высоты: 15 м/с (3000 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Fricker Air International , февраль 1986 г., стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт 1979, с. 894.
- ^ «РФБ Рейнское авиастроение» .
- ^ Jump up to: а б Fricker Air International , февраль 1986 г., с. 72.
- ^ Jump up to: а б с «RFB Fantrainer запускается в производство». Flight International , 29 мая 1982 г. с. 1365.
- ^ Jump up to: а б с «Fantrainer добивается прогресса». Flight International , 15 октября 1983 г. с. 984.
- ^ Производство самолетов в Таиланде от Aeroflight
- ^ Jump up to: а б «Компания Фанджет». fanjetaviation.com , дата обращения: 7 сентября 2019 г.
- ^ Ламберт 1979, с. 901.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ламберт 1979, с. 895.
- ^ Ламберт 1979, стр. 894-895.
- ^ Ламберт 1979, с. 903.
- ^ Тейлор 1988, стр. 95–96.
- ^ Fricker Air International , февраль 1986 г., стр. 75.
Библиография
[ редактировать ]- Фрикер, Джон. «Полет на фантрейнере». Эйр Интернэшнл , Vol. 30, № 2, февраль 1986 г. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 70–76. ISSN 0306-5634.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1988–89 гг . Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Ламберт, Марк. «RFB ATI-2 Fantrainer в воздухе». Flight International , 15 сентября 1979 г., стр. 894–903.
- Винчестер, Джим. «Концептуальный самолет». MMV International Master Publications BV, 2006. ISBN 978-84-662-1370-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Самолет с канальным вентилятором
- Немецкий военный учебно-тренировочный самолет 1970-х годов.
- Среднемоторный самолет
- RFB самолет
- Самолет с турбовальным двигателем
- Среднеплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1977 году.
- Т-образное хвостовое оперение самолета
- Одномоторный турбовинтовой самолет