РФБ Х-113
РФБ Х-113 | |
---|---|
![]() | |
Катер RFB X-113 на аэродинамических крыльях, представленный на Парижском авиасалоне 1973 года в аэропорту Ле Бурже. | |
Роль | Экраноплан |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Рейнское авиастроение (РФБ) |
Дизайнер | Александр Липпиш |
Первый полет | Октябрь 1970 г. |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Коллинз Х-112 |
Развитый в | РФБ Х-114 |
Лодка RFB X-113 на аэродинамических крыльях представляла собой экспериментальный экраноплан, предназначенный для работы над водой. Это был один из трех таких самолетов, разработанных Александром Липпишем в 1960-х — начале 1970-х годов. X-113 впервые поднялся в воздух в 1970 году; был построен только один.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка Липпишем своей лодки с аэродинамическим крылом, экраноплана для использования над водой, началась, когда он работал в авиационном подразделении радиокомпании Collins Radio Company в Сидар-Рапидс, штат Айова , США . Первым испытанием концепции стал Collins X-112 , совершивший полет в середине 1960-х годов. В 1967 году разработка была продолжена в сотрудничестве с компанией Rhein-Flugzeugbau (RFB) в Германии при финансовой поддержке правительства Германии. В результате появился X-113. [ 1 ]
X-113 был самолетом с обратной дельтой ; то есть у него было крыло треугольной формы в плане, но с прямой несформированной передней кромкой . [ 1 ] В сочетании с сильным углом наклона такая компоновка обеспечивает стабильный полет при эффекте земли. [ 2 ] В частности, утверждается, что он стабилен по тангажу, а также может летать с эффектом земли на высоте примерно до 50% своего размаха, что позволяет ему работать над бурной водой. Это контрастирует с меньшим удлинением квадратным крылом экранопланов с , которое оставляет эффект земли только на 10% размаха, что ограничивает их использование в более спокойных водах озер и рек. [ 3 ]
Лодка с аэродинамическим крылом была построена с использованием сэндвичей из стекловолокна с пенопластом или трубчатым сердечником. Его крыло было высоко расположено на фюзеляже , со стреловидными килями на концах, наклоненными примерно на 60°, с короткими элеронами . На законцовках также были длинные и широкие глиссирующие поплавки, которые выступали далеко вперед от передней кромки, чтобы устойчиво поддерживать фюзеляж над поверхностью при нахождении на воде. Перед крыльями фюзеляж был плоским и довольно неглубоким, поэтому пилот полулежал под длинным фонарем . В кормовой части длинный спинной плавник переходит в Т-образное хвостовое оперение с рулем направления и горизонтальным стабилизатором . [ 1 ]
Лодка с аэродинамическим крылом была оснащена четырехцилиндровым оппозитным двигателем Nelson мощностью до 30 кВт (40 л.с.), приводившим в движение двухлопастной деревянный тракторный гребной винт . Двигатель устанавливался без капота над фюзеляжем в районе середины хорды на пилоне, состоящем из трех пар узких V-образных стоек . [ 1 ]
Первый полет был совершен в октябре 1970 года на Боденском озере , там же были проведены первоначальные испытания для изучения характеристик лодки с аэродинамическим крылом. Они были признаны удовлетворительными, и более поздние полеты над Северным морем показали, что его можно эксплуатировать в бурной воде. Он также продемонстрировал свою способность преодолевать эффект земли, достигнув высоты не менее 457 м (1500 футов). [ 4 ] Летные испытания продолжались как минимум до 1974 года, а возможно, и позже. X-113 был представлен публике на Парижском салоне в мае 1973 года. [ 1 ]
Технические характеристики (Х-113 Ам)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft 1974/5. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 8,43 м (27 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 5,89 м (19 футов 4 дюйма)
- Высота: 2,07 м (6 футов 9 дюймов)
- Пустой вес: 255 кг (562 фунта)
- Полная масса: 345 кг (761 фунт)
- Силовая установка: двигатель Nelson H63-CP 1 оппозитный четырехцилиндровый , мощность 30 кВт (40 л.с.), пониженная с 36 кВт (48 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные, деревянные, диаметром 1,17 м (3 фута 10 дюймов).
Производительность
- Крейсерская скорость: 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла) [ 5 ]
- Практический потолок: не менее 460 м (1500 футов) вне влияния земли. [ 4 ]
- Взлетная скорость: 40 км/ч (25 миль в час) [ 5 ]
- Эффективная крейсерская высота: 175 мм (7 дюймов) [ 6 ]
- Предел влияния земли: примерно 3 м (118 дюймов), 50% пролета. [ 3 ]
Видео
[ редактировать ]«Лодка с аэродинамическим крылом», исследовательская корпорация Липпиш ( https://www.youtube.com/watch?v=gnflnBF7jWk )
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор, Джон В.Р. (1974). Jane's All the World's Aircraft 1974-75 . Лондон: Ежегодники Джейн. п. 98. ИСБН 0-354-00502-2 .
- ^ Ли Цихуэй (2006). «Стабильность и управление перевернутым треугольным крылом экраноплана» (PDF) . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Экратоплан против Липпиша» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Аэрокосмическая промышленность Западной Германии - X-114» . Полет . Том. 109, нет. 3502. 1 мая 1976. с. 1168.
- ^ Jump up to: а б Юн, Лян; Алан Блио; Джонни Ду (1974). Экраноплан и Экраноплан: технология экраноплана . Спрингер. п. 82 . ISBN 1441900411 .
- ^ «Парящий экраноплан» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- Патент US3190582, 1965 г.