РФБ Х-114
Х-114 | |
---|---|
![]() | |
Х-114 в полете | |
Роль | Экраноплан |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Рейнское авиастроение |
Дизайнер | Александр Липпиш |
Первый полет | апрель 1977 г. |
Количество построенных | 1 |
RFB X-114 представлял собой экраноплан , предназначенный в основном для работы над водой, но способный при необходимости летать на больших высотах, перевозящий пять или шесть пассажиров или груз вдоль побережья и способный выполнять функции наблюдения. Один из них был оценен немецкими военными в конце 1970-х годов, но заказов не последовало.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]RFB X-114 Aerofoil Craft представлял собой экспериментальный экраноплан, предназначенный для работы над водой и способный при необходимости вылетать из-под влияния земли. Это был последний из трех таких самолетов, спроектированных Александром Липпишем в 1960-х — начале 1970-х годов. Маломощный двухместный прототип Collins X-112. [ 1 ] За ним последовал RFB X-113 , конструктивно и аэродинамически усовершенствованный, но все еще маломощный. [ 2 ] Гораздо более крупный X-114 вмещал шесть или семь человек и имел двигатель мощностью 149 кВт (200 л.с.). [ 3 ]
Все три были самолетами обратного треугольного сечения , то есть имели треугольное в плане крыло, но с прямой несмелой передней кромкой . [ 1 ] В сочетании с сильным углом наклона такая компоновка обеспечивает стабильный полет при эффекте земли. [ 4 ] В частности, утверждается, что он стабилен по тангажу, а также может летать с эффектом земли на высоте примерно до 50% своего размаха, что позволяет ему работать над бурной водой. Это контрастирует с с меньшим удлинением квадратным крылом экранопланов , которое оставляет эффект земли только на 10% размаха, ограничивая их более спокойными водами озер и рек. [ 5 ]
Вес Х-114 более чем в два раза превышал вес Х-112, следующего по весу из серии, но все три имели одинаковые системы управления. На каждом законцовке крыла крыла находился длинный поплавок с плоским дном, выступавший вперед примерно на 2,5 м (8 футов 2 дюйма) за переднюю кромку . [ 6 ] с короткими, наклоненными наружу винглетами, расположенными на одной линии с этой кромкой, и оснащенными элеронами . В задней части фюзеляж имел стреловидную форму с обычным килем и Т-образным хвостовым оперением, на последнем были установлены рули высоты . На поверхности воды поплавки стабилизировали Х-114 и в сочетании с прочным угловым выступом удерживали фюзеляж на достаточном расстоянии от воды. Х-114 имел фюзеляж гондолного типа, выступавший вперед до поплавков. Сиденья, расположенные в два ряда, вмещали шесть или семь человек под многосекционным остеклением. Гондола простиралась назад примерно на четверть корневой хорды, ее задняя часть не была остеклена и образовывала обтекаемый пилон для отдельно установленного четырехцилиндрового Lycoming O-360 оппозитного двигателя мощностью 149 кВт (200 л.с.) . Приводной вал проходил назад от двигателя внутри конического обтекателя к закрытому пятилопастному толкающей конфигурации винту , установленному около середины хорды. [ 3 ] [ 6 ]
Хотя X-114 в первую очередь предназначался для полета над водой с эффектом земли, он также мог летать без эффекта земли над препятствиями, такими как деревья, полуострова или водопады. Он также был оснащен обычным шасси с небольшими колесами, убирающимися в поплавки, и хвостовым колесом на фюзеляже у задней кромки крыла , которое можно было поднять и расположить вдоль нижней части фюзеляжа, где оно начинало наклон вверх к хвостовому оперению. Неясно, позволяло ли это легкое снаряжение осуществлять взлет и посадку на суше. [ 3 ] или если бы он просто действовал как снаряжение для высадки на берег, позволяя X-114 легко добраться из воды до наземных объектов. [ 6 ]
X-114 начал свои испытания в Министерстве обороны Германии в апреле 1977 года. На каком-то этапе он был оснащен наклоненными вниз крыльями на подводных крыльях , прикрепленными к его поплавкам с целью снижения скорости взлета, но они дали противоположный эффект: уменьшение давления напорного воздуха. Они также требовали осторожности при приземлении, быстро опуская судно в воду, если угол атаки был отрицательным. Несмотря на удовлетворительное завершение программы испытаний, производственный заказ получен не был, и единственным построенным прототипом был X-114. [ 6 ] В конце концов он был потерян в результате несчастного случая. Хотя Липпиш умер незадолго до начала программы испытаний X-114, его концепция получила дальнейшее развитие в серии экранопланов Airfish. [ 6 ] который продолжал работать как минимум до 2012 года. [ 7 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1978-79 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Вместимость: пять или шесть пассажиров
- Длина: 12,80 м (42 фута 0 дюймов)
- Размах крыльев: 7,00 м (23 фута 0 дюймов)
- Высота: 2,90 м (9 футов 6 дюймов)
- Пустой вес: 1000 кг (2205 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1500 кг (3307 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Lycoming IO-360 оппозитный четырёхцилиндровый , 150 кВт (200 л.с.)
- Гребные винты: 5-лопастная конфигурация с канальным толкателем.
Производительность
- Крейсерская скорость: 150 км/ч (93 миль в час, 81 узел) на эффекте земли. Расчетная скорость без влияния земли: 200 км/ч (124 миль в час; 108 узлов)
- Дальность: примерно 2000 км (1200 миль, 1100 миль) при эффекте земли.
- Автономность: 20 часов, при наземном эффекте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р. (1964). Jane's All the World's Aircraft 1964-65 . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd., с. 207.
- ^ Тейлор, Джон В.Р. (1974). Jane's All the World's Aircraft 1974-75 . Лондон: Ежегодники Джейн. п. 98. ИСБН 0-354-00502-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор, Джон В.Р. (1978). Jane's All the World's Aircraft 1978-79 . Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 70–71. ISBN 0-35-400572-3 .
- ^ Ли Цихуэй (2006). «Стабильность и управление перевернутым треугольным крылом экраноплана» (PDF) . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ «Экратоплан против Липпиша» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Юнг, Лян; Блио, Ален (2012). Высокопроизводительные морские суда . Спрингер. стр. 96 –7. ISBN 978146140869-7 .
- ^ «Ветер, волны повредили Airfish 8» . Новые времена проливов . 29 августа 2012 года . Проверено 17 ноября 2012 г.