Jump to content

Судно на подводных крыльях

Подводное крыло это подъемная поверхность или крыло , которое работает в воде. По внешнему виду и назначению они похожи крылья самолетов на . Лодки , в которых используется технология подводных крыльев, также называются просто подводными крыльями. лодки По мере того, как судно на подводных крыльях набирает скорость, они поднимают корпус над водой, уменьшая сопротивление и позволяя развивать большую скорость.

Описание [ править ]

Подводное крыло обычно представляет собой крыловидную конструкцию, установленную на стойках под корпусом или на килях катамарана в различных лодках (см. Иллюстрацию). По мере того как судно, оснащенное подводными крыльями, увеличивает скорость, элементы подводных крыльев под корпусом (корпусами) развивают достаточную подъемную силу , чтобы поднять корпус из воды, что значительно снижает сопротивление корпуса . Это обеспечивает соответствующее увеличение скорости и топливной экономичности .

Более широкому внедрению судов на подводных крыльях препятствует возросшая сложность их строительства и обслуживания. Суда на подводных крыльях, как правило, непомерно дороже, чем обычные плавсредства, превышающие определенное водоизмещение, поэтому большинство судов на подводных крыльях относительно небольшие и в основном используются в качестве высокоскоростных пассажирских паромов, где относительно высокие сборы с пассажиров могут компенсировать высокую стоимость самого судна. Однако конструкция настолько проста, что существует множество конструкций подводных крыльев с приводом от человека . Любительские эксперименты и развитие концепции популярны. [1]

Гидродинамическая механика [ править ]

Два типа судов на подводных крыльях: надводные и полностью погруженные.

Поскольку воздух и вода подчиняются одинаковым уравнениям жидкости , хотя и с разными уровнями вязкости , плотности и сжимаемости , подводное крыло и аэродинамическое крыло (оба типа крыла ) создают подъемную силу одинаковым образом. Форма фольги плавно движется сквозь воду, отклоняя поток вниз, что, согласно уравнениям Эйлера , оказывает на фольгу восходящую силу. Такое вращение воды создает более высокое давление на нижнюю часть фольги и пониженное давление на верхнюю. Эта разница давлений сопровождается разницей скоростей в соответствии с принципом Бернулли , поэтому результирующее поле потока вокруг фольги имеет более высокую среднюю скорость с одной стороны, чем с другой.

При использовании в качестве подъемного элемента на лодке на подводных крыльях эта направленная вверх сила поднимает корпус судна, уменьшая сопротивление и увеличивая скорость. Подъемная сила в конечном итоге уравновешивается весом корабля, достигая точки, когда подводное крыло больше не поднимается из воды, а остается в равновесии. Поскольку волновое сопротивление и другие мешающие силы, такие как различные типы сопротивления (физики) на корпусе, устраняются по мере того, как корпус поднимается, турбулентность и сопротивление в большей степени действуют на гораздо меньшую площадь поверхности подводного крыла и в меньшей степени на корпус, создавая заметное увеличение скорости. [2]

Конфигурации фольги [ править ]

Ранние суда на подводных крыльях использовали крылья V-образной формы. Подводные крылья этого типа известны как «пронизывающие поверхность», поскольку части подводных крыльев V-образной формы поднимаются над поверхностью воды при движении на крыле. На некоторых современных подводных крыльях используются полностью погруженные крылья перевернутой Т-образной формы. Полностью погруженные суда на подводных крыльях менее подвержены воздействию волн, а значит, более устойчивы на море и более комфортны для экипажа и пассажиров. Однако этот тип конфигурации не является самостабилизирующимся. Угол атаки на подводные крылья должен постоянно корректироваться в зависимости от меняющихся условий, процесс управления осуществляется датчиками, компьютером и активными поверхностями.

История [ править ]

Судно на подводных крыльях Форланини над озером Маджоре , 1906 год.

Прототипы [ править ]

Первое свидетельство наличия подводного крыла на судне содержится в британском патенте, выданном в 1869 году парижанину Эммануэлю Дени Фарко. Он утверждал, что «приспособление к бокам и днищу судна ряда наклонных плоскостей или клиновидных частей, которые, когда судно движется вперед, будут поднимать его в воде и уменьшать осадку». [3] Итальянский изобретатель Энрико Форланини начал работу над подводными крыльями в 1898 году и использовал «лестничную» систему крыльев. Форланини получил патенты на свои идеи и разработки в Великобритании и США. [4] [5]

Между 1899 и 1901 годами британский конструктор лодок Джон Торникрофт работал над серией моделей со ступенчатым корпусом и одинарной носовой частью. В 1909 году его компания построила полномасштабную лодку «Миранда III» длиной 22 фута (6,7 м) . Приведенный в движение двигателем мощностью 60 л.с. (45 кВт), он двигался на носовой части и плоской корме. Последующая Miranda IV имела скорость 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час). [6]

Александра Грэма Белла во HD-4 время испытательного запуска, ок. 1919 год

В мае 1904 года было описано, как лодка на подводных крыльях проходила испытания на реке Сене «в окрестностях Парижа ». [7] Эту лодку спроектировал граф де Ламбер . [8] У него было 5 килей изменяемого шага на корпусе под водой, наклоненных так, что, когда лодка начинает двигаться, «лодка поднимается, и самолеты всплывают на поверхность», в результате чего «она скользит по поверхности, используя лишь гребные винты под водой». поверхность". Лодка имела двойной корпус длиной 18 футов, соединенный одной палубой шириной 9 футов, и была оснащена двигателем De Dion-Bouton мощностью 14 л.с. , как сообщалось, лодка развивала скорость 20 миль в час. Было заявлено, что «Лодка, идущая практически на плавниках, напоминает самолет».

в марте 1906 года, В статье американского пионера судов на подводных крыльях Уильяма Э. Мичема, опубликованной в журнале Scientific American объясняется основной принцип работы судов на подводных крыльях. Александр Грэм Белл считал изобретение гидросамолета ( теперь рассматриваемого как отдельный тип, но также использующий подъемную силу) очень значительным достижением и после прочтения статьи начал набрасывать концепцию того, что сейчас называется лодкой на подводных крыльях. вместе со своим главным инженером Кейси Болдуином Летом 1908 года Белл начал эксперименты с судами на подводных крыльях. Болдуин изучил работы итальянского изобретателя Энрико Форланини и начал испытания моделей, основанных на этих конструкциях, что привело к разработке плавсредств на подводных крыльях. Во время мирового турне Белла в 1910–1911 годах Белл и Болдуин встретились с Форланини в Италии, где они ехали на его лодке на подводных крыльях по озеру Маджоре . Болдуин описал это как полет.

Вернувшись в большую лабораторию Белла в его Бейнн Бриг поместье недалеко от Баддека, Новая Шотландия , они экспериментировали с рядом конструкций, кульминацией которых стал HD-4 Белла . С использованием двигателей Renault была достигнута максимальная скорость 87 км/ч (47 узлов; 54 миль в час), быстрое ускорение, без труда преодолевание волн, хорошее рулевое управление и хорошая устойчивость. Отчет Белла ВМС США позволил ему получить два двигателя мощностью 260 кВт (350 л.с.). 9 сентября 1919 года HD-4 установил мировой морской рекорд скорости в 114 км/ч (62 узла; 71 миль в час), который сохранялся на протяжении двух десятилетий. [9] Полномасштабную копию HD -4 можно увидеть в Национальном историческом музее Александра Грэма Белла в Баддеке, Новая Шотландия.

В начале 1950-х годов английская пара построила White Hawk , водометное судно на подводных крыльях с реактивным двигателем, в попытке побить абсолютный рекорд скорости на воде. [10] Однако на испытаниях White Hawk едва смог превзойти рекордную скорость HD-4 1919 года . Конструкторы столкнулись с техническим явлением, которое ограничивает максимальную скорость даже современных судов на подводных крыльях: кавитация нарушает подъемную силу, создаваемую крыльями, когда они движутся по воде со скоростью более 60 узлов (110 км/ч; 69 миль в час), изгибая подъемное крыло. . [11]

Схематическая иллюстрация самостабилизирующихся систем для полностью погруженных судов на подводных крыльях. Его компьютер собирает данные о положении стрелы и текущем уровне воды, чтобы определить необходимое положение закрылков.

Первые пассажирские катера [ править ]

Немецкий инженер Ханс фон Шертель работал над судами на подводных крыльях до и во время Второй мировой войны в Германии . После войны русские захватили команду Шертеля. Поскольку Германии не было разрешено строить быстроходные лодки, Шертель отправился в Швейцарию , где основал компанию Supramar. В 1952 году компания Supramar спустила на воду первое коммерческое судно на подводных крыльях PT10 «Freccia d'Oro» («Золотая стрела») на озере Маджоре, между Швейцарией и Италией . PT10 относится к надводному типу, может перевозить 32 пассажира и двигаться со скоростью 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час). В 1968 году банкир из Бахрейна Хуссейн Наджади приобрел Supramar AG и расширил свою деятельность на Японию, Гонконг, Сингапур, Великобританию, Норвегию и США. Компания General Dynamics из США стала ее лицензиатом, а Пентагон наградил ее первым научно-исследовательским военно-морским исследовательским проектом в области суперкавитации . Hitachi Shipbuilding из Осаки, Япония, была еще одним лицензиатом Supramar, а также многих ведущих судовладельцев и верфей в странах ОЭСР.

С 1952 по 1971 год компания Supramar разработала множество моделей судов на подводных крыльях: PT20, PT50, PT75, PT100 и PT150. Все они относятся к поверхностному типу, за исключением PT150, в котором сочетается поверхностное крыло в носовой части и полностью погруженное крыло в кормовой части. Было построено более 200 экземпляров Supramar, большинство из них Родригес (возглавляемый в то время инженером Карло Родригесом на Сицилии , Италия).

В тот же период Советский Союз широко экспериментировал с судами на подводных крыльях, создавая речные суда и паромы на подводных крыльях обтекаемой конструкции в период холодной войны и в 1980-е годы. К таким судам относятся суда типа «Ракета» (1957 г.), за которыми следуют более крупный тип «Метеор» и меньший тип «Восход» . Одним из самых успешных советских дизайнеров/изобретателей в этой области был Ростислав Алексеев , которого некоторые считают «отцом» современных судов на подводных крыльях благодаря его конструкциям высокоскоростных судов на подводных крыльях 1950-х годов. [ нужна ссылка ] Позже, примерно в 1970-х годах, Алексеев объединил свой опыт работы на подводных крыльях с принципом поверхностного эффекта, чтобы создать Экраноплан . Обширные инвестиции в этот тип технологий в СССР привели к созданию крупнейшего в мире гражданского флота судов на подводных крыльях и созданию типа «Метеор», самого успешного судна на подводных крыльях в истории, всего было построено более 400 единиц.

В 1961 году SRI International опубликовала исследование «Экономическая целесообразность использования пассажирских судов на подводных крыльях во внутренней и внешней торговле США». [12] заказала два пригородных судна Коммерческое использование судов на подводных крыльях в США впервые появилось в 1961 году, когда компания North American Hydrofoils Гарри Гейла Ная-младшего для обслуживания маршрута из Атлантик-Хайлендс, штат Нью-Джерси, в финансовый район Нижнего Манхэттена. [13]

Военное использование

Германия [ править ]

17-тонное немецкое судно VS-6 на подводных крыльях было спроектировано и построено в 1940 году, достроено в 1941 году для использования в качестве минного заградителя; оно прошло испытания в Балтийском море , развивая скорость 47 узлов. Протестированный на стандартной электронной лодке в течение следующих трех лет, он показал хорошие результаты, но не был запущен в производство. Будучи более быстрым, он мог нести большую полезную нагрузку и мог передвигаться по минным полям, но был склонен к повреждениям и был более шумным. [14]

Канада [ править ]

HMCS Bras d'Or — военный концепт судна на подводных крыльях.

В Канаде во время Второй мировой войны Болдуин работал над экспериментальным подводным крылом с дымовой закладкой (позже названным Comox Torpedo), которое позже было заменено другой технологией дымовой прокладки и экспериментальным подводным крылом, буксирующим цель. Два передних крыла того, что предположительно является последним судном на подводных крыльях, были спасены в середине 1960-х годов с заброшенного остова в Баддеке, Новая Шотландия, Колином МакГрегором Стивенсом. Они были переданы в дар Морскому музею в Галифаксе, Новая Шотландия.

Вооруженные силы Канады построили и испытали ряд судов на подводных крыльях (например, Baddeck и два судна под названием Bras d'Or стало создание высокоскоростного противолодочного судна на подводных крыльях HMCS Bras d'Or ), кульминацией которых в конце 1960-х годов . Однако программа была отменена в начале 1970-х годов из-за отказа от противолодочной борьбы канадских вооруженных сил . Bras d'Or был надводным типом, который хорошо показал себя во время испытаний, достигнув максимальной скорости 63 узла (117 км/ч).

Советский Союз [ править ]

Советский проекта 206М «Шторм» патрульный быстроходный ударный катер на подводных крыльях ВМС Кубы .

несколько быстроходных ударных кораблей на СССР ввел в состав своего ВМФ подводных крыльях , в основном:

США [ править ]

USS Aquila — военное судно на подводных крыльях. Т-образные фольги видны чуть ниже воды.

ВМС США начали эксперименты с подводными крыльями в середине 1950-х годов, профинансировав строительство парусного судна, которое использовало подводные крылья для достижения скорости в диапазоне 30 миль в час. [15] XCH -4 (официально «Экспериментальное судно на подводных крыльях № 4 »), спроектированный Уильямом П. Карлом , развивал скорость 65 миль в час (56 узлов; 105 км/ч) и из-за своей формы был принят за гидросамолет. [16]

ВМС США внедрили небольшое количество боевых судов на подводных крыльях, таких как Pegasus класс , с 1977 по 1993 год. Эти суда на подводных крыльях были быстрыми и хорошо вооруженными. [17]

Италия [ править ]

Итальянская ракета на подводных крыльях класса Sparviero NIBBIO P-421.

ВМС Италии использовали шесть судов на подводных крыльях Sparviero класса Начиная с конца 1970-х годов . Они были вооружены 76-мм пушкой и двумя ракетами и могли развивать скорость до 50 узлов (93 км/ч). Три подобных катера были построены для Морских сил самообороны Японии .

Парусный спорт и спорт [ править ]

AC72 сборной Новой Зеландии на Кубке Америки 2013 года в заливе Сан-Франциско.

Несколько раз Кубок Америки проводился на парусных яхтах. В 2013 и 2017 годах соответственно AC72 и AC50 классы катамаранов , а в 2021 году — AC75 класс однокорпусных судов на крыльях с наклоняемыми рычагами.

Французское экспериментальное крыльях парусное судно на подводных Hydroptère является результатом исследовательского проекта, в котором используются передовые инженерные навыки и технологии. В сентябре 2009 года Hydroptère установил новые мировые рекорды скорости парусников в категории 500 м со скоростью 51,36 узла (95,12 км/ч) и в категории 1 морской мили (1852 м) со скоростью 50,17 узла (92,91 км). /час). [18] [19]

Рекорд скорости на 500 м для парусных лодок в настоящее время принадлежит Vestas Sailrocket , экзотической конструкции, которая работает по сути как подводное крыло. [20]

Еще один парусник-тримаран — Windrider Rave. [21] Rave - это коммерчески доступный 17-футовый (5,2 м) двухместный тримаран на подводных крыльях, способный развивать скорость 40 узлов (74 км/ч). Лодку спроектировал Джим Браун.

Шлюпка Moth превратилась в несколько радикальных конфигураций фольги. [22]

Компания Hobie Sailboats выпустила серийный тримаран на подводных крыльях Hobie Trifoiler, самую быструю серийную парусную лодку. Трифойлеры развивают скорость до тридцати узлов.

Новая конструкция каяка, получившая название Flyak , оснащена подводными крыльями, которые поднимают каяк настолько, что значительно уменьшают сопротивление, позволяя развивать скорость до 27 км/ч (17 миль в час). Некоторые серферы разработали доски для серфинга с подводными крыльями, называемые фойлбордами , специально предназначенные для серфинга на больших волнах дальше в море. [23]

Quadrofoil Q2 — двухместный электрический прогулочный катер на подводных крыльях с четырьмя крыльями. Его первоначальная конструкция была разработана в 2012 году, а коммерчески он доступен с конца 2016 года. Оснащенный литий-ионным аккумулятором емкостью 5,2 кВтч и приводимый в движение двигателем мощностью 5,5 кВт, он достигает максимальной скорости 40 км/ч и имеет Запас хода 80 км. [24] [25]

Manta5 Hydrofoiler XE-1 — это электровелосипед на подводных крыльях, разработанный и изготовленный в Новой Зеландии , который с конца 2017 года доступен для коммерческого заказа для предварительного заказа. [26] Приводимый в движение двигателем мощностью 400 Вт он может развивать скорость более 14 км/ч при весе 22 кг. Одного заряда аккумулятора хватает на час гонщику весом 85 кг. [27]

Шведская компания Candela производит прогулочные моторные лодки на подводных крыльях, заявляя о своей эффективности, производительности и дальности полета. [28]

В настоящее время суда на подводных крыльях широко используются в кайтсерфинге . [29] это тяга воздушного змея над водой. Подводные крылья — новый тренд в виндсерфинге. [30] - включая новый класс летних Олимпийских игр IQFoil , [31] и совсем недавно с Wing Foiling , которые по сути представляют собой воздушный змей без веревок или ручной парус. [32]

Построенный украинцами «Восход» на Северном морском канале , Нидерланды.
TurboJET JetFoil компании Urzela на проливе Западная Ламма , Гонконг
TurboJET от Barca Foilcat

Современные пассажирские суда [ править ]

Летающий Посейдон (построен в 1982 г.) [33] ) только что пришвартовался на острове Родос из Фетхие, когда сестра «Комета» на подводных крыльях [34] из Бодрума также прибыл из Турции в 2011 году.

советской постройки «Восходы» — одна из самых успешных конструкций пассажирских судов на подводных крыльях. Произведенные в советском, а затем и украинском Крыму, они находятся на вооружении более чем в 20 странах. Самая последняя модель, «Восход-2М FFF» , также известная как «Еврофойл», была построена в Феодосии для голландского оператора общественного транспорта Connexxion . [35]

Первая «Комета-120М», получившая название «Чайка» по позывному Валентины Терешковой , пришвартовалась в Севастополе.

В середине 2010-х годов в России была принята правительственная программа по восстановлению производства пассажирских судов на подводных крыльях. Колхида » и » « Катран . Первой в производство поступила «Комета 120М», созданная на базе более ранних моделей «Комета», « [36] сначала на Вымпел заводе « » заводе «Море » в Рыбинске, а затем на судостроительном в Феодосии. [37] С 2018 года суда курсируют Севастополь-Ялта и Сочи-Геленжик-Новороссийск, в ближайших планах в 2021 году сообщение Севастополь-Сочи. [38] В то же время Алексеевское бюро начало строить более легкие и меньшие по размеру Валдай 45Р » суда » . на базе широко успешной Полесье « модели на подводных крыльях « на собственном заводе в Нижнем Новгороде [39] сравнительно мелкосидящие лодки, использовавшиеся на Оби и Волге. , развитие « более крупным «Метеор 120Р» Метеора , » стал собратом «Валдая » , первым кораблем, спущенным на воду в Нижнем Новгороде в августе 2021 года. [40]

Боинг 929 широко используется в Азии для пассажирских перевозок между Гонконгом и Макао , между многими островами Японии , а также на Корейском полуострове . Основным пользователем является частная корпорация Гонконга.

Текущая операция [ править ]

В настоящее время операторами судов на подводных крыльях являются:

Скоростной катер на подводных крыльях Метеор на Ладожском озере , Россия .
Пассажирский катер на подводных крыльях Flying Dolphin Zeus движется на высокой скорости недалеко от Пирея , Греция .

В настоящее время основным оператором судов на подводных крыльях в Италии является Liberty Lines, которая обеспечивает сообщение между небольшими сицилийскими островами с Сицилией и Калабрией, а также между Триестом и некоторыми городами на хорватском побережье.SNAV осуществляет сообщение между Неаполем и небольшими Кампанскими островами, а в летний период - между Неаполем и Эолийскими островами.Летом Аликост осуществляет сообщение между Салерно и некоторыми прибрежными городами Кампании и Эолийских островов.

Прекращенная деятельность [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Дизайн подводных крыльев — YouTube .
  2. ^ Росадо, Тина (1999). «Гидрокрылья» . Отчеты о том, как все работает . Массачусетский технологический институт . Проверено 11 декабря 2016 г.
  3. ^ «Ранние суда на подводных крыльях» . histarmar.com.ar . Проверено 26 февраля 2019 г.
  4. ^ Диксон, Малин. «Форланини» . Ресурсный сайт по подводным крыльям . Международное общество судов на подводных крыльях. Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 22 января 2016 г.
  5. ^ "Итальянский гидросамолет любопытного типа". «Популярная механика» , декабрь 1911 г., с. 927.
  6. ^ «Коллекция моделей Торникрофта» . Архивировано из оригинала 24 июня 2009 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  7. ^ Принцип самолета применительно к лодке, The Automotor Journal, 21 мая 1904 г., стр. 21.
  8. Гидроплан или планер, St James's Gazette, 24 мая 1904 г., стр. 16.
  9. ^ «Гидрофойл» . Канадская энциклопедия . Историка Канады. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года.
  10. ^ "Реактивный самолет на подводных крыльях установил мировой рекорд", Popular Mechanics , август 1953 г., стр. 70-71.
  11. ^ Мировой рекорд скорости на воде Лео Виллы и Кевина Десмонда, 1976 г.
  12. ^ НИИ Интернэшнл (1961). «Экономическая целесообразность пассажирских судов на подводных крыльях во внутренней и внешней торговле США» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  13. ^ Диксон, Малин. "Предприятие" . Архивировано из оригинала 28 апреля 2010 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  14. ^ Обзор оккупации Нормандских островов № 34 . Оккупационное общество Нормандских островов. 2006.
  15. ^ «Увеличение скорости ходулей парусной лодки». «Популярная механика» , февраль 1956 г., с. 136.
  16. ^ «ХЧ4» . Международное общество судов на подводных крыльях. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 8 августа 2014 г.
  17. ^ Джордж Дженкинс (1 ноября 2000 г.). «Патрульная боевая ракета (на подводных крыльях): история PHM 1973–1995» (PDF) . Фольги.орг. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2017 года . Проверено 16 августа 2017 г.
  18. ^ «Совет по мировым рекордам скорости в парусном спорте» . Sailspeedrecords.com .
  19. ^ «Совет по мировым рекордам скорости в парусном спорте» . Sailspeedrecords.com .
  20. ^ Фишер, Адам. «Как гибрид лодки и самолета разрушил звуковой барьер парусного спорта» . Проводной . Проверено 10 мая 2021 г.
  21. ^ Наездник Ветра. «Волна Наездников Ветра» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 7 сентября 2009 г.
  22. ^ Браниган, Дэвид (20 сентября 2013 г.). «Скольжение по воде — это все еще плавание, но не в том виде, в каком мы его знаем» . Ирландские Таймс .
  23. ^ Скотт Басс (2009). «Лэрд Гамильтон: эксклюзивное интервью Surfermag.com» . Журнал серферов . Проверено 2 декабря 2010 г.
  24. ^ Стю Робартс (15 декабря 2016 г.). «Электрическое судно на подводных крыльях наконец-то готово скользить по волнам» . Новый Атлас. Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 16 августа 2017 г.
  25. ^ Фред Ламберт (22 декабря 2016 г.). «Полностью электрический квадрофойл скоро позволит летать по воде – производство готово, – говорит генеральный директор» . Электрек . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 16 августа 2017 г.
  26. ^ «Водный мотоцикл на подводных крыльях выйдет на воду перед Рождеством» . 2017.
  27. ^ «Поездка по воде: теперь доступно предпродажное бронирование для электронного велосипеда на подводных крыльях Manta5» . 2018.
  28. ^ Толл, Мика (25 августа 2020 г.). «Посмотрите, как работает первый в мире электрический катер на подводных крыльях» . Электрек . Проверено 10 мая 2021 г.
  29. ^ «Светлые и темные стороны кайтинга на фойле» . Серфер сегодня . 28 января 2014 г.
  30. ^ Журдан, Ромен (21 января 2021 г.). «Виндфойлинг против виндсерфинга: будущее за фойлом?» . Зона ветровой фольги.
  31. ^ Морган, Лиам (1 ноября 2019 г.). «Всемирный совет парусного спорта утвердил Starboard iFoil в качестве оборудования для виндсерфинга на Играх в Париже в 2024 году» . Внутри Игр . Проверено 21 августа 2020 г.
  32. ^ Клотье, Крис (18 июня 2021 г.). «Единственный путь вверх: непреодолимый рост срыва крыльев» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года.
  33. ^ «Летающий Посейдон» . Marinetraffic.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года.
  34. ^ «Российская страница судов на подводных крыльях» .
  35. ^ Связь . «Быстро летящий паром» . Архивировано из оригинала 23 августа 2009 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  36. ^ "Комета взяла курс на полуостров" [Kometa has set course for the peninsula]. vm.ru (in Russian). Вечерняя Москва . Retrieved 10 August 2021 .
  37. ^ "В Крыму приступили к постройке двух скоростных "Комет" для пассажирских перевозок" [Production of two high-speed "Komets" has started in Crimea]. tass.ru (in Russian). TASS . Retrieved 10 August 2021 .
  38. ^ "Сочи и Севастополь свяжут морские пассажирские "Кометы" " [Sea-going passenger "Komets" will link Sochi and Sevastopol] (in Russian). korabel.ru . Retrieved 10 August 2021 .
  39. ^ " "Валдай 45Р" превзошел ожидания создателей" ["Valday 45R" has surpassed its creators' expectations] (in Russian). korabel.ru . Retrieved 10 August 2021 .
  40. ^ "Первый "Метеор 120Р" нового поколения спустили на воду в Нижегородской области" [The first new-generation «Meteor 120R» has been launched in Nizhny Novgorod oblast]. morvesti.ru (in Russian). Морские вести России . Retrieved 10 August 2021 .
  41. ^ Днепр отныне можно преодолеть на ракете . - dnepr.news
  42. ^ «Fast Flying Ferry закончится в 2014 году» . Connexxion (на голландском языке). 1 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 2 июля 2013 г.
  43. ^ «Пассажирский паром на подводных крыльях «Красная воронка» . Проверено 5 февраля 2021 г.
  44. ^ Вечерние новости . «Белградские истории: На скоростном катере в Джердап» . Проверено 6 ноября 2015 г.
  45. ^ «История роллона» . архив.ph . 19 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2006 г. Проверено 4 ноября 2019 г.
  46. ^ «Линда Лайн признана судом банкротом» . ЭРР . 25 мая 2018 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e852494b3e3c2aac41e015a54ef3c67c__1711403820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/7c/e852494b3e3c2aac41e015a54ef3c67c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hydrofoil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)