Jump to content

Rostislav Alexeyev

Rostislav Alexeyev
Рожденный
Rostislav Evgenievich Alexeyev

18 декабря 1916 г.
Умер 9 февраля 1980 г. ) ( 1980-02-09 ) ( 63 года
Занятие Инженер

Ростислав Евгеньевич Алексеев ( русский : Ростислав Евгеньевич Алексе́ев ; 18 декабря 1916 — 9 февраля 1980) — российский советский директор и главный конструктор, известный своими новаторскими работами над на подводных крыльях кораблями и экраноходами . Алексеев был опытным конструктором кораблей на подводных крыльях, таких как « Ракета» , и стал видным разработчиком экранопланов, в частности « Каспийского морского монстра» и А-90 «Орленок» .

Биография

[ редактировать ]

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в Черниговской губернии Российской ( империи ныне Брянская область России Новозыбкове ) в семье отца -агронома и матери -учительницы . В 1933 году его семья переехала в Горький , а в 1935 году поступил на кораблестроительный курс Горьковского индустриального института . Алексеев окончил институт 1 октября 1941 года, успешно защитив выпускную диссертацию по судам на подводных крыльях , и получил звание инженера-кораблестроителя. Его отправили работать на судостроительный завод « Красное Сормово» , но вступление Советского Союза во Вторую мировую войну после вторжения Германии в Советский Союз в начале того же года означало, что завод вместо этого производил танки для военных нужд, а не корабли.

Суда на подводных крыльях

[ редактировать ]

Первоначально Алексеев работал мастером по производству танков, но в 1942 году был переведен ВМФ СССР на разработку судов на подводных крыльях для боевого применения. Его проекты не были завершены к концу войны в 1945 году, но советское правительство сохраняло к ним интерес, и к концу 1940-х годов было запланировано построить 340 судов на подводных крыльях. Алексеев продолжил работу над судами на подводных крыльях и стал главным конструктором « Ракеты» , первого пассажирского судна на подводных крыльях, серийно выпускаемого в Советском Союзе, производство которого началось в 1957 году. В том же году « Ракета» была представлена ​​на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве , и интерес к суда на подводных крыльях выросли еще больше. Алексеев был главным конструктором многочисленных конструкций пассажирских судов на подводных крыльях, выпускавшихся в Красном Сормово, включая « Метеор» , « Комету» , «Спутник» , « Буревестник » и « Восход» .

Экранопланы

[ редактировать ]
А-90 Орленок («Орлёнок») в Москве .

В 1962 году Алексеев начал работать в Центральном конструкторском бюро судов на которое специализировалось на секретной разработке подводных крыльях , экранопланов . В 1950-е годы в Советском Союзе проявился большой интерес к экранопланам, которые в то время в значительной степени игнорировались остальным миром, и они разрабатывались быстрыми темпами. Транспортные средства на экраноплане технически представляли собой самолеты , но эксплуатировались с использованием эффекта земли и перемещались всего на несколько метров над плоскими поверхностями, особенно над водоемами , что привело к тому, что советское правительство классифицировало их как корабли. Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях планировало создать массивный экраноплан, использующий эффект «крыло в земле» (экраноплан) , и Алексеев был приглашен принять участие в разработке благодаря его опыту работы с кораблями на подводных крыльях. Всего через два года после начала разработки в результате проекта появился « Корабль Макет» (КМ), более известный на английском языке как «Каспийское морское чудовище», с Алексеевым в качестве главного конструктора и В. Ефимовым в качестве ведущего инженера. Когда в 1966 году был завершен действующий прототип проекта КМ, он был Самый большой и тяжелый самолет в мире , но поскольку в то время это был секретный проект, этот эталонный образец был неизвестен миру. Он был оснащен восемью турбореактивными двигателями Добрынина ВД-7 в передней части фюзеляжа и двумя в хвостовой части для дополнительной тяги при взлете . [1] КМ производился на заводе «Красное Сормово» в Горьком, затем тайно переправлялся по реке Волге в Каспийск , где должен был быть размещен для прохождения испытаний ВМФ СССР на Каспийском море под управлением летчиков-испытателей советских ВВС . В свой первый полет 16 октября 1966 года вторым пилотом «КМ» был сам Алексеев, что было необычно, поскольку авиаконструкторы обычно никогда не эксплуатировали свои собственные творения.

Поначалу КМ рассматривался как перспективная машина, специализированная для использования военными и спасателями, но его конструкция вызвала много трудностей, прогресс замедлился, и Алексеев быстро перешел к другим проектам экранопланов. Наиболее успешным проектом стал А-90 «Орленок» , совершивший свой первый полет в 1972 году и принятый на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. «Орленок» ограниченно использовался в качестве военно-транспортной машины, и три из пяти произведенных единиц находились в эксплуатации. Служба до 1993 года.

Monument of Rostislav Alexeyev in Nizhny Novgorod , Bugrovskoye cemetery

14 января 1980 года Алексеев получил травму в авиакатастрофе, произошедшей при испытаниях нового экраноплана, который будет представлен на летних Олимпийских играх 1980 года в Москве. Машина потеряла подъемную силу и на большой скорости спустилась в воду, а сразу после аварии Алексеев был снят с должности главного конструктора ЦКБС и через три дня был госпитализирован. Алексеев умер 9 февраля 1980 года после двух операций.

Алексеев удостоен множества престижных наград, в том числе Сталинской премии второй степени в 1951 году, Ленинской премии в 1962 году, Государственной премии СССР в 1984 году, ордена Октябрьской Революции , ордена «Знак Почёта» , звания «Заслуженный изобретатель РСФСР». .

КМ разбился в 1980 году вскоре после смерти Алексеева из-за ошибки пилота, впоследствии проект был отменен, но использовался в качестве основы для «Лунь» экраноплана класса .

После распада Советского Союза разработка экранопланов была практически полностью прекращена, но подробности работы Алексеева стали известны широкой публике. [ ВОЗ? ] и вызвал большой интерес, и теперь его вообще считают [ по мнению кого? ] как отец экраноплана.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04f172636bc2c4019bc843b56b489ff4__1710340020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/f4/04f172636bc2c4019bc843b56b489ff4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rostislav Alexeyev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)