Каспийское морское чудовище
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
41 ° 56'27 "N 48 ° 22'47" E / 41,9408511 ° N 48,3796207 ° E
км | |
---|---|
![]() | |
Художественная иллюстрация КМ. | |
Роль | Прототип экраноплана |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях |
Дизайнер | Rostislav Alexeyev |
Первый полет | 16 октября 1966 г. |
Введение | 1964 |
Ушедший на пенсию | 1980 |
Статус | Разрушен в 1980 году. |
Основной пользователь | Советский ВМФ |
Произведено | 1964–1966 |
Количество построенных | 1 |
КМ разработанным ( Корабль Макет ) (русский: Корабль-Макет, буквально «Корабль-макет» или «Модель корабля»), известный в просторечии как « Каспийское морское чудовище » , был экспериментальным экранопланом, в Советском Союзе в 1960-х годах компанией Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях . КМ начал эксплуатацию в 1966 году и непрерывно проходил испытания ВМФ СССР до 1980 года, когда он упал в Каспийское море .
КМ был самым большим и тяжелым самолетом в мире с 1966 по 1988 год, а его неожиданное обнаружение Соединенными Штатами и последующие попытки определить его предназначение стали отличительным событием шпионажа во время Холодной войны .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]КМ был экспериментальным самолетом, разрабатывавшимся с 1964 по 1966 год, в то время, когда Советский Союз проявлял интерес к экранопланам — транспортным средствам, похожим на самолеты, которые используют эффект земли для полета на несколько метров над поверхностями, в первую очередь над водоемами (такими как Каспийское море). Море). Он был спроектирован в Центральном конструкторском бюро судов на подводных крыльях главным конструктором Ростиславом Алексеевым и ведущим инженером В. Ефимовым и изготовлен на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород ). [1] [2] [3] [4] КМ был одним из первых крупных проектов экранопланов (англ. «экранный самолет») и отличался огромными размерами и полезной нагрузкой, став самым большим самолетом в мире, когда он был завершен в 1966 году. КМ имел размах крыльев 37,6 метра ( 123 фута); длина 92 м (302 фута); максимальная взлетная масса 544 тонны; и был разработан для полета на высоте 5–10 метров (16–33 футов) с использованием эффекта земли. На корабле было десять турбореактивных двигателей Добрынина РД-7 : два в хвостовом оперении и восемь в утке; восемь двигателей, установленных на утке, отключались после взлета, оставляя два двигателя, установленных на хвосте, для питания корабля во время обычного полета. [5] КМ был необнаружим для многих радиолокационных систем, поскольку летел ниже минимальной высоты обнаружения . Несмотря на то, что технически это был самолет , власти считали его более близким к лодке и был передан в состав ВМФ СССР , но эксплуатировался летчиками-испытателями советских ВВС . «КМ» был зарегистрирован как морское судно, и перед первым полетом о его нос разбили бутылку шампанского — традиция первого рейса гидроцикла. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]
22 июня 1966 года завершенный КМ начал транспортировку по реке Волге на полигон на Каспийском море в районе города Каспийска . Его переправляли из Горького по реке тайно, прикрывая камуфляжем и передвигаясь только ночью. Первый полет самолета совершил 16 октября 1966 года Владимир Логинов и сам Ростислав Алексеев, что было весьма необычно, поскольку большинство советских авиаконструкторов никогда не пилотировали свои собственные творения. Все работы проводились под патронажем Министерства судостроительной промышленности. Испытания показали, что KM имеет оптимальную ( экономичную ) крейсерскую скорость 430 км/ч (267 миль в час, 232 узла) и максимальную эксплуатационную скорость 500 км/ч (311 миль в час, 270 узлов). Максимальная достигнутая скорость составила 650 км/ч (404 миль в час, 350 узлов), хотя в некоторых источниках утверждается до 740 км/ч (460 миль в час, 400 узлов). [2] [6]
Поначалу КМ рассматривался как многообещающая машина, предназначенная для использования военными и спасателями, но его конструкция вызвала много трудностей; прогресс замедлился, и Алексеев перешел к другим проектам экранопланов. Его испытывали на Каспийском море в течение 15 лет до 1980 года, когда он был разрушен в результате крушения, вызванного ошибкой пилота . Человеческих жертв не было, но «КМ» был поврежден, и не было предпринято никаких попыток его спасти: его оставили на плаву, а неделю спустя он затонул. КМ был сочтен слишком тяжелым для восстановления, и с тех пор он оставался под водой на месте крушения, без каких-либо планов постройки второго. [7] Однако позже КМ стал основой для «Лунь» экраноплана класса , разработанного Центральным конструкторским бюро судов на подводных крыльях в 1980-х годах, где один экземпляр, МД-160 , поступил на вооружение ВМФ СССР, а затем и ВМФ России, прежде чем был списан в конец 1990-х годов.
КМ оставался самым большим самолетом в мире на протяжении всего своего существования и является вторым по величине самолетом из когда-либо построенных после Ан-225 «Мрия» , который впервые поднялся в воздух в 1988 году, через восемь лет после разрушения КМ.
В СМИ
[ редактировать ]- В видеоигре 2006 года Microsoft Flight Simulator X КМ участвует в миссии. Deluxe Edition содержит дополнительные миссии, в одной из которых также изображен КМ.
- В первом эпизоде сериала « Большие идеи Джеймса Мэя » 2008 года под названием «Полетай со мной» рассказывается история КМ.
- В японском анимационном фильме 2007 года «Евангелион: 1.0 Ты (не) одинок» представлена версия КМ.
- В компьютерной игре «Советские монстры: Экранопланы» 2016 года представлено несколько экранопланов, в том числе КМ. [8]
- В о Джеймсе Бонде романе-продолжении «Devil May Care» , опубликованном в 2008 году, злодей использует КМ для контрабанды.
- В видеоигре 007: Blood Stone злодей также использует экраноплан, пытаясь спастись от Джеймса Бонда, но последний попадает на борт и сбрасывает злодея с машины, убивая его. Позже экраноплан можно будет увидеть пристыкованным и очищенным.
- В мире видеоигр Конфликт в советской миссии 11 Lightning Strike
Технические характеристики (КМ)
[ редактировать ]Данные Энциклопедии российской авиации «Оспри» 1875–1995 гг., [9] Российские экранопланы: каспийский монстр и другие экранопланы [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Вместимость: 50 человек
- Длина: 92,00 м (301 фут 10 дюймов)
- Размах крыла: 37,60 м (123 фута 4 дюйма) * Размах хвостового стабилизатора: 37 м (121 фут 5 дюймов)
- Высота: 21,80 м (71 фут 6 дюймов)
- Площадь крыла: 662,50 м 2 (7131,1 кв. футов)
- Вес пустого: 240 000 кг (529 109 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 544 000 кг (1 199 315 фунтов)
- Силовая установка: 10 турбореактивных двигателей Добрынина ВД-7 (два в хвостовом оперении, восемь в утке), тяга по 127,53 кН (28 670 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 500 км/ч (310 миль в час, 270 узлов)
- Крейсерская скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов)
- Дальность: 1500 км (930 миль, 810 миль)
- Высота воздействия земли: 4–14 м (13 футов 1 дюйм – 45 футов 11 дюймов)
- Максимальное состояние моря : 1,2 м (3 фута 11 дюймов) (≈ состояние моря 3)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Комиссаров, Сергей (2002). Российские экранопланы: Каспийский монстр и другие экранопланы . Хинкли: Издательство Midland. ISBN 978-1857801460 .
- ^ Jump up to: а б Комитет Национального исследовательского совета проведет оценку технологий, ориентированную на требования к логистической поддержке будущих армейских боевых систем; Сокращение логистического бремени для армии после следующего , 1999, Вашингтон, округ Колумбия: The National Academies Press, стр. 68
- ^ Лян Юн, Алан Блио; Высокопроизводительные морские суда ; п. 89 (2012)
- ^ Энн Х. Кан; Убить разрядку: правые атакуют ЦРУ ; п. 65 (1998)
- ^ «Почему гигантские советские экранопланы затонули, не успев плавать» . HotCars, 24 марта 2023 г. (доступ на MSN.com) . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Каспийское чудовище» . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Реестр; В поисках каспийского монстра ; Лестер Хейнс; 22 сентября 2006 г.
- ^ Советские монстры: Экранопланы
- ^ Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Osprey Aerospace. стр. 512–513. ISBN 978-1855324053 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница КМ Airwar.ru (на русском языке) или ( на английском языке через Google Translate в режиме реального времени)
- Страница КМ uni-vologda.ac.ru [ мертвая ссылка ] Архивировано 17 февраля 2020 г. в Wayback Machine (на русском языке).