Jump to content

Yakovlev Yak-23

Yak-23
Польский Як-23 в Любушском военном музее , Држонув
Роль Истребительная авиация
Производитель Yakovlev
Первый полет 8 июля 1947 г.
Введение 1949
Ушедший на пенсию Начало 1960-х годов
Основные пользователи Советские ВВС
Польские ВВС
Румынские ВВС
Чехословацкие ВВС
Болгарские ВВС
Произведено Октябрь 1949 г. – январь 1951 г.
Количество построенных 316 + 3 прототипа
Разработано на основе Yakovlev Yak-17

Яковлев Як-23 ( русский : Яковлев Як-23 ; ВВС США отчетное название / Министерства обороны Тип 28 , отчетное имя НАТО Флора ) [ 1 ] был одним из первых советских реактивных истребителей с прямым крылом. Он был разработан на базе Як-17 в конце 1940-х годов и использовал реконструированную копию британского двигателя. Он не строился массово, так как уступал по характеристикам стреловидному МиГ-15 Микояна-Гуревича . Многие Як-23 были экспортированы в страны Варшавского договора и оставались на вооружении большую часть 1950-х годов, хотя некоторые из них все еще использовались десять лет спустя.

Разработка и описание

[ редактировать ]
Yakovlev Yak-23UTI

11 марта 1947 года Совет Народных Комиссаров поручил нескольким конструкторским бюро ( ОКБ ), в том числе ОКБ Александра Яковлева , разработать одноместный реактивный истребитель с прямым крылом, который будет оснащен одним британским Rolls-Royce Nene или Rolls-Royce. Ройса Дервента Турбореактивный двигатель . Самолет должен иметь максимальную скорость 950 километров в час (590 миль в час) на уровне моря и скорость 1000 км/ч (621 миль в час) на высоте 5000 метров (16 400 футов). Он должен быть в состоянии подняться на эту высоту за 3,5 минуты или меньше, а максимальная дальность полета должна составлять не менее 1200 километров (750 миль). Александр Яковлев решил разработать два проекта: Як-25 по заказу министерства и легкий, более маневренный самолет (Як-23) в надежде, что тот или другой получит заказ министерства. Решение Яковлева было рискованным, поскольку в случае обнаружения оно могло быть истолковано как несанкционированное использование государственных денег, что могло навлечь на Яковлева массу неприятностей. [ 2 ]

Чтобы свести к минимуму риск, в новом самолете использовалась та же конструкция с гондолой и стрелой, что и в более раннем истребителе Як-17, но металлический фюзеляж был переработан в полумонококовую конструкцию с одноместной негерметичной кабиной и каплевидной конструкцией. фигурный фонарь, расположенный чуть выше задней кромки крыла. Не случайно это также было над выхлопом мощностью 1590 кгс (15,6 кН ; 3500 фунтов силы ) центробежного двигателя Климов РД-500 , нелицензионной копии «Дервента V». Оснащен трехопорным шасси , основным шасси. убирался внутрь фюзеляжа, а передняя стойка убиралась вперед. В отличие от установки на Як-17, у Як-23 передняя стойка шасси в убранном состоянии располагалась заподлицо с фюзеляжем. Ламинарное двухлонжеронное крыло устанавливалось в средней части фюзеляжа. Он был оснащен щелевыми закрылками и элеронами и имел скромный угол наклона 3°30' . Горизонтальные стабилизаторы имели двугранный угол 5°. Пилота защищало пуленепробиваемое лобовое стекло и броневая задняя часть самолета. катапультное сиденье . Як-23 был оборудован пятью несамоуплотняющимися топливными баками в фюзеляже общей емкостью 910 литров (200 имп галлонов ; 240 галлонов США ) топлива. Кроме того, он мог нести пару 195-литровых (43 имп галлона; 52 галлона США) подвесных баков под законцовками крыла . Истребитель был вооружен двумя 23-миллиметровыми (0,9 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23 автопушками , боезапасом 90 снарядов каждая . [ 3 ]

Были заказаны два прототипа для статических испытаний и планер и самолет впервые поднялся в воздух 8 июля 1947 года под Героя Советского Союза , подполковника Михаила Иванова управлением . Еще находясь на заводских летных испытаниях, первый прототип участвовал в полете на аэродроме Тушино 3 августа. ОКБ Яковлева завершило испытания 24 сентября и 22 октября сдало второй прототип на государственные приемочные испытания. Хотя Як-23 был принят в серийное производство, его критиковали за тяжелые усилия элеронов и рулей направления, отсутствие герметизации, обогрева и вентиляции кабины, защиту пилота и слабое вооружение. Летчики-испытатели оценили его как высокоманевренный, с хорошими показателями разгона и взлета и набора высоты благодаря высокой тяговооруженности. Второй прототип был впоследствии модифицирован для решения некоторых из этих проблем и снова успешно испытан в 1948 году. [ 4 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Румынские Як-23 в Янке

Первые самолеты были произведены на заводе в Тбилиси в октябре 1949 года. В конце 1949 года они поступили на вооружение советских ВВС . Як-23 был быстро заменен на советской службе более сложным МиГ-15 со стреловидным крылом, который обладал превосходными характеристиками. Всего до окончания производства в 1951 году было построено всего 316 самолетов Як-23. Помимо истребителя, существовало еще две учебно-тренировочные версии Як-23, построенные в небольшом количестве. Як -23УТИ Двухместный учебно- тренировочный самолет , который, судя по всему, имел необычное расположение инструктора, сидящего перед учеником, и учебно-тренировочный самолет Як-23ДС, произведенный в Румынии.

Небольшое количество Як-23 экспортировалось в Чехословакию (20 с 1949 г., под наименованием С-101 ), Болгарию (с 1949 г.), Польшу (около 100, с 1950 г.), Румынию (62, с 1951 г.). Польша и Чехословакия приобрели лицензии на этот самолет, но вместо этого построили более совершенный МиГ-15. Як-23 были сняты с вооружения к концу 1950-х годов, за исключением Румынии, которая использовала их до 1960 года. [ 5 ]

Румынский Як-23, пилотируемый майором Думитру Балауром, успешно перехватил советский Ил-28 в ночь на 28 октября 1952 года. Будучи отслеживаемым с земли на радарах , Ил-28 был перехвачен истребителем Як-23, поднятым в воздух с Янки. аэродром вошел в воздушное пространство после того, как он во второй раз Румынии. Поскольку бомбардировщик отказался следовать инструкциям румынского пилота, истребитель занял позицию, чтобы сбить его, но был отозван на базу. Это была первая миссия по перехвату, выполненная румынскими ВВС. [ 6 ]

тестирование в США

[ редактировать ]

Единственный Як-23 был приобретен разведкой США через Югославию в ноябре 1953 года. Это был румынский Як-23, которым пилотировал Михаил Дьякону, который дезертировал вместе с ним. Самолет прибыл в разобранном виде и был отправлен в Центр испытаний и оценки ВВС США в Райт-Филд недалеко от Дейтона, штат Огайо . [ 7 ] Его собрали и провели в эксплуатацию несколько испытательных полетов, во время которых он был замаскирован американской маркировкой. Были предприняты усилия, чтобы сохранить в тайне личность самолета, и он совершил полет только ранним утром. Однажды его проехала по взлетно-посадочной полосе группа F-86 Sabre, пилоты которых поинтересовались личностью самолета. Была задумана версия, что это был самолет Bell X-5 , имевший аналогичную компоновку. По завершении проектирования и летных испытаний самолет снова был разобран и спокойно отправлен обратно в Югославию в первоначальной окраске.

21 сентября 1957 года польский пилот Анджей Абламович установил два мировых рекорда FAI на Як-23 с гражданской маркировкой SP-GLK в своей весовой категории, поднявшись на высоту 3000 м (9843 фута) за 119 секунд (4962,6 фута в минуту). 25,21 м/с) и до 6000 м (19 685 футов) за 197 секунд (5 995,4 фута/мин, 30,45 м/с). Этот самолет был снят с вооружения в 1961 году.

Варианты

[ редактировать ]
  • Як-23 : вариант истребителя, серийный.
  • Як-23УТИ : двухместный учебный вариант с удлиненным фюзеляжем и более легким вооружением, построено три самолета.
  • Як-23ДЦ : двухместный учебно-тренировочный вариант румынского производства. Четыре одноместных самолета Як-23 были переоборудованы в 1956 году компанией ASAM Pipera, два из них принадлежали ВВС Болгарии.
  • S-101 : чехословацкое обозначение.

Операторы

[ редактировать ]
Як-23 в Центральном музее ВВС России , аэродром Монино
Чехословацкий Як-23 в Пражском музее авиации , Кбелы (обозначение HX-51)

 Албания

 Болгария

 Чехословакия

 Северная Корея

 Польша

  • Польские ВВС - получили около 100 самолетов, эксплуатировавшихся в период с 1950 по 1956 год.

 Румыния

  • Румынские ВВС - получили 62 самолета в 1951 году и использовали их до 1960 года.

 Советский Союз

Технические характеристики (Як-23)

[ редактировать ]
Чертеж Як-23 в 3 видах

Данные из Полной книги бойцов [ 9 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,13 м (26 футов 8 дюймов)
  • Размах крыльев: 8,73 м (28 футов 8 дюймов)
  • Высота: 3,31 м (10 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 13,5 м 2 (145 кв. футов)
  • Вес пустого: 1980 кг (4365 фунтов)
  • Полная масса: 3384 кг (7460 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель Климов РД-500 центробежный турбореактивный , тяга 15,6 кН (3500 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 925 км/ч (575 миль в час, 499 узлов) на уровне моря.
  • Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
  • Практический потолок: 14 800 м (48 600 футов) [ 10 ]
  • Скорость набора высоты: 47 м/с (9300 футов/мин) [ 10 ]
  • Тяга/вес : 0,46

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Парш, Андреас; Мартынов Алексей Владимирович «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . www.designation-systems.net . Проверено 21 января 2017 г.
  2. ^ Гордон и Комиссаров 2014, стр. 156–57.
  3. ^ Гордон и Комиссаров 2014, стр. 204–11.
  4. ^ Гордон и Комиссаров 2014, стр. 164–65, 168.
  5. ^ Пол Сандачи (2001). Реактивная истребительная авиация Румынии: 1951 — 2001 гг . Музей авиации. стр. 25.
  6. ^ «Первая миссия по перехвату реальной цели в составе ВВС Румынии» . aviatiamagazin.com (на румынском языке). 28 октября 2014 г.
  7. ^ «ОДИН ИЗ САМЫХ БОЛЬШИХ ТАЙН ЮГОСЛАВИИ ТИТО: Проект Альфа – отправка советских самолетов в США» .
  8. ^ Перейти обратно: а б "Samolotypolskie.pl - Яковлев Як-23" .
  9. ^ Грин и Суонборо, 1994, стр. 604–605.
  10. ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1995, с. 478.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гордон Ефим и Комиссаров Дмитрий. Ранние советские реактивные истребители . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2014. ISBN   978-1-90210935-0 .
  • Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. Полная книга бойцов . Лондон: Книги Саламандры. 1994. ISBN   1-85833-777-1 .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Миколайчук, Мариан. Як-23: первые реактивные истребители Яковлева . Сандомирес, Польша: Stratus, 2008. ISBN   978-83-89450-54-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a58b3bd05a84c35c2ca168671df3f79b__1702885560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/9b/a58b3bd05a84c35c2ca168671df3f79b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakovlev Yak-23 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)