Jump to content

Болгарские ВВС

Болгарские ВВС
  • ВВС
  • Военновоздушные силы
Эмблема ВВС Болгарии.
Основан 20 апреля 1906 г. ( 20 апреля 1906 г. )
Страна  Болгария
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 8500 действующих сотрудников [1]
126 самолетов
Часть Болгарские вооруженные силы
Юбилеи 16 октября
Веб-сайт из .armf .bg /бг /
Командиры
Командир Генерал-майор Димитар Петров
Заместитель командующего Бригадный генерал Петьо Мирчев [2]
Начальник штаба Полковник Димитр Янков Георгиев [2]
Главный старший сержант ВВС ЦМСГТ Румен Петров [2]
Знаки отличия
Раундель
Самолет летал
Атака Су-25
боец МиГ-29
Вертолет Мил Ми-17 , Eurocopter AS 532 Cougar , Bell 206
Ударный вертолет Миль Ми-24
Разведка Ан-30
Тренер Л-39 , ПК-9 , Злин З 42
Транспорт L-410 , C-27J Спартан , Pilatus PC-12 , Ан-26 , Ан-2

Болгарские ВВС ( болгарский : Военновъздушни сили , латинизированный : Военноваздушни сили ) — одна из трех ветвей Вооружённых сил Болгарии , два других — ВМС Болгарии и сухопутные войска Болгарии . Его миссия - охранять и защищать суверенитет воздушного пространства Болгарии , а также совместно с другими подразделениями защищать территориальную целостность. [2] Болгарские ВВС — одни из старейших и мира ВВС Европы . В последнее время он активно принимает участие в многочисленных НАТО миссиях и учениях в Европе .

Нынешним командующим ВВС Болгарии является генерал-майор Димитр Христов Петров. [3]

Ранние годы

[ редактировать ]
Самолет Бориса Масленникова в полете, София, 1910 год.

Болгарские ВВС возникли в конце 19 века. На Международной Пловдивской ярмарке 1892 года два лейтенанта болгарской армии летали на воздушном шаре «Ла Франс» , принадлежавшем французу Эжену Годару . [4] Позже, вдохновленные полетом, им удалось убедить болгарский генеральный штаб в том, что армия должна создать воздушные силы. Несмотря на многочисленные отказы военных училищ по всей Европе, которые не обучали болгарских офицеров использованию дирижаблей, в конце концов Императорское авиационное училище в Санкт-Петербурге зачислило в ученики лейтенанта Василия Златарова. 20 апреля 1906 года было создано «Воздухоплавательное отделение» (примерно переводится как «Авиационный отряд») для эксплуатации аэростатов наблюдения в армии, первоначально в составе железнодорожного батальона. [4] После окончания учебы его первым командиром был назначен лейтенант Златаров. После эксплуатации небольших аэростатов в 1911 году был куплен шар Годара большего размера, а в 1912 году в Болгарии был построен первый отечественный аэростат «София-1» с использованием материалов, купленных в России . [4]

В 1910 году русский авиаинженер Борис Масленников был приглашен в Болгарию , где представил свой самолет — модификацию французского «Фармана III» . После его демонстрации, проведенной при содействии Васила Златарова на ипподроме в Софии , болгарское правительство решило приобрести самолеты для Авиационного корпуса. В начале 1912 года тринадцать армейских офицеров были отправлены за границу для обучения в качестве пилотов и были размещены заказы на пять французских, британских и немецких самолетов. [4] Офицеры, отправленные во Францию, первыми завершили обучение и вернулись в Болгарию в июле 1912 года. В том же году Болгария получила свой первый самолет - « Блерио XXI» , на котором Симеон Петров поднялся в воздух 13 августа 1912 года и стал первым болгарином, пилотировавшим самолет над Болгарией. [4]

Первая и Вторая Балканские войны.

[ редактировать ]
Симон Петров в Bleriot XI 1912 г.

После начала Первой Балканской войны болгарские пилоты, находясь еще за границей, спешно закупали самолеты для отправки домой после них, а иностранные пилоты-добровольцы съезжались со всей Европы, чтобы лететь в Болгарию. [5] После того, как линия фронта стабилизировалась, на новом аэродроме недалеко от боевых действий был сформирован взвод самолетов. [5]

информация о численности и дислокации турецкой армии в Эдирне Требовалась , и 16 октября 1912 года два авиатора совершили разведывательный полет над городом на биплане Albatros F.2 , также сбросив две бомбы. Это был не только первый военный вылет, выполненный болгарским самолетом, но и первое боевое применение самолета в Европе и одна из первых бомбардировок. [4] [6]

Позже в том же месяце болгарский авиационный корпус был расширен до трех авиационных взводов. Иностранные добровольцы начали совершать боевые вылеты вместе с болгарскими пилотами и выполнять разведывательные операции , разбрасывание листовок и бомбардировки. За время войны было сбито как минимум три самолета. Значительная помощь была получена от русских в плане самолетов, технического обслуживания и обучения. Из-за низкой исправности самолетов и частых аварий количество выполненных вылетов было относительно небольшим. Несмотря на это, болгарские летчики и их иностранные союзники смогли собрать достаточно разведданных, чтобы Генеральный штаб армии помог успешно захватить город после длительной осады . Хотя бомбы нанесли небольшой физический ущерб, они оказали разрушительное воздействие на моральный дух обороняющегося турецкого гарнизона и сыграли решающую роль в падении города, который до этого считался почти неприступным. [ нужна ссылка ] В годы Первой Балканской войны болгарская авиация совершила 70 боевых вылетов, в том числе 11 бомбардировочных, во время Второй Балканской войны — 6 боевых вылетов. [4] Всего за обе войны самолеты совершили более 230 самолето-вылетов, включая небоевые. [4] Помимо Albatros F.2, Болгария эксплуатировала самолеты Blériot XI и XXI , Bristol Prier , Farman VII и Nieuport IV , а также образцы, предоставленные Sommer и Voisin. [4]

Первая мировая война (1914–1918)

[ редактировать ]

Воздушные действия армии

[ редактировать ]
Знаки отличия с 1915 по 1918 год.

вступило Болгарское царство в Первую мировую войну в качестве союзника Центральных держав 4 октября 1915 года. Авиационное отделение болгарской армии было реформировано при помощи Германии и Австрии. [7] Самолеты были переброшены на аэродром Куманово для поддержки наступающих болгарских войск, но плохая погода поначалу помешала полетам. До этого они совершили 11 боевых вылетов с аэродрома в Софии (ныне центральный железнодорожный вокзал). [ нужна ссылка ] По мере продвижения линии фронта подразделение передислоцировалось на аэродромы возле Белицы и Ксанти в современной Греции . Недавно приобретенные немецкие самолеты LVG были спешно задействованы в боевых действиях. [ нужна ссылка ] Еще два аэродрома были построены в районе Удово и Левуново. Союзники Южно начали разведывательные и бомбардировочные вылеты против болгарских частей на -Балканском фронте . На протяжении Первой мировой войны болгарская военная авиация постоянно увеличивала как количество, так и качество самолетов; однако они по-прежнему уступали тем, на которых летали союзники, особенно британцы и французы. Первая авиационная секция (единственное авиационное подразделение страны) была придана Второй болгарской армии. Он совершил 255 боевых вылетов по сравнению с 397, совершенными четырьмя эскадрильями Антанты, которым он противостоял, и эксплуатировал следующие типы: [ нужна ссылка ]

  • 12 LVG B.II - самолет-разведчик, первая группа из шести человек прибыла в ноябре 1915 года. Эти двухместные самолеты также использовались болгарами в качестве истребителей, поскольку специальных «разведчиков» не было.
  • 13 Otto CI – двуххвостый бомбардировщик-толкач. Первый Отто прибыл в мае 1916 года.
  • 18 Albatros C.III - самолет-разведчик, также использовался в качестве учебно-тренировочных. Первая поставка в августе 1916 года.
  • 12 DFW CV — самолет-разведчик, впервые прибыл в августе 1917 года.
  • 6 Roland D.II. истребителей В июле 1917 года первый из них прибыл вместе с Секцией.
  • 6 истребителей Roland D.III , первый из которых прибыл в конце 1917 года.
  • 3 истребителя Fokker E.III , первый из них поставлен весной 1916 года.
  • 8 Fokker D.VII – лучший истребитель, использовавшийся Болгарией в Первой мировой войне. Поставка состоялась в сентябре 1918 года и в боевых действиях не участвовала. 7 были списаны в соответствии с мирным договором. После войны 8-й летал как двухместный.
  • 2 Альбатрос CI . Они были заказаны Османской империей до того, как Болгария вступила в войну. В начале 1915 года пара высадилась на тогда нейтральной болгарской территории из-за навигационной ошибки и была схвачена.

Кроме того, ВМС Болгарии использовали следующие самолеты:

Ряд болгарских пилотов летали с немецкими авиационными частями на Западном фронте и в Ксанти. У них было несколько типов, в том числе Albatros D.III и Halberstadt, которые позже были ошибочно включены в перечень болгарских самолетов некоторыми источниками. [ нужна ссылка ]

Захваченные самолеты союзников
[ редактировать ]
Болгарские летчики на трофейном британском Armstrong Whitworth FK.3

30 сентября 1916 года французский бомбардировщик Farman F.40 из эскадрильи 384 получил задание атаковать столицу Болгарии Софию . Два болгарских Fokker E.III были расположены к югу от Софии для перехвата нарушителя, а группа из трех вооруженных двухместных учебно-тренировочных самолетов Albatros C.III прикрывала центр города в качестве резерва. Бомбардировщик успешно сбросил бомбы на Софию, уклоняясь от зенитного огня, но при вылете был атакован болгарскими «фоккерами», пилотируемыми Марко Пырвановым, которые сбили «Фарман» с неработающим двигателем. [8]

Другой самолет союзников, британский Armstrong Whitworth FK3 , был захвачен болгарскими войсками 12 февраля 1917 года после того, как проблемы с двигателем вынудили его приземлиться. И он, и экипаж попали в плен. Он получит болгарскую эмблему и будет использоваться для бомбардировки позиций союзников в ночное время. Было совершено четыре таких боевых вылета, прежде чем он был сбит 23 мая 1918 года. [9]

Также были захвачены Nieuport 24bis и Nieuport 27 . Лейтенант Владимир Балан, болгарский летчик-истребитель, летавший с немецким Ястой на Западном фронте, летал на одном из «Ньюпоров», когда сбил командира эскадрильи № 17 эскадрильи Королевских ВВС . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Болгарские военно-морские авиаторы также сыграли важную роль в воздушной войне. В 1912 году унтер-офицеры Ляпчев и Михайлов были отправлены вместе с другими офицерами и матросами на обучение в немецкую военно-морскую авиацию. Другая группа военно-морского персонала последовала за ним в начале Первой мировой войны. Обучение проводилось в Листе, Норденхае и Киле. В ноябре 1915 года была создана станция гидросамолетов под немецким контролем под Варной , первоначально использовавшая четыре бомбардировщика Friedrichshafen FF.33 и истребитель Rumpler 6B1. Позже на побережье Варненского озера была построена вторая гидросамолетная станция (на этот раз под контролем Болгарии), располагающая тем же парком. Рядом с Созополем была создана передовая база пополнения горючего и боеприпасов для обеспечения патрульных полетов над южным побережьем Болгарии. В конце 1917 года немецкая станция была передана болгарскому флоту. На момент перемирия авиация болгарского флота состояла из двух станций гидросамолетов, передовой базы пополнения запасов, трех ангаров, трех мастерских, складов боеприпасов и 10 гидросамолетов. После прекращения огня машины использовались для минной разведки. В конце 1919 года их переправляют поездом в Аэродром Божуриште будет сдан на слом вместе со всей армейской авиацией. [ нужна ссылка ]

Болгарские наблюдатели за воздушными шарами также приняли участие в войне. Они были наиболее активны на Добруджском фронте, где действия авиации были скудными (немецкая бомбардировочная эскадрилья, совершавшая вылеты против Бухареста и Констанцы : наибольшее количество полетов приходилось на бомбардировщики «Гота»). Рядом с болгарским городом Ямбол был построен ангар для дирижаблей для немецких дирижаблей. Первым его применил дирижабль Schütte-Lanz SL 10. По документам того времени он был приписан к болгарской армии, но фактически находился под контролем Германии. Он был потерян во время полета над Черным морем в июле 1916 года. В августе 1916 года его заменил LZ 101. После совершения налетов на объекты в Румынии и Греции в августе 1917 года вернулся в Германию. В ноябре 1917 года военный дирижабль L 59 прибыл . Этот дирижабль выполнил ряд замечательных миссий, таких как попытка пополнения запасов гарнизона в колонии Германская Восточная Африка и бомбардировка Неаполя и Порт-Саида . Во время миссии против британской военно-морской базы на Мальте. , удар молнии над Средиземным морем поджег и полностью уничтожил его. Все руки были потеряны. [10]

Разрушение и выживание по мирному договору (1919–1936)

[ редактировать ]

4 октября 1918 года болгарский царь издал королевский акт о демобилизации. В результате военная авиация была переведена на структуру мирного времени. [ нужна ссылка ] В состав группы «Аэроплан», базирующейся в Божуриште, входили:

  • Две авиастроительные компании
  • Авиационная школа
  • Ателье самолетов
  • Самолетное депо

База гидросамолетов «Чайка» в Варне находилась под командованием ВМФ.

27 ноября 1919 года был подписан Нейи-сюр-Сен мирный договор . В соответствии с договором запрещалось Болгарскому царству эксплуатировать военную авиацию в любой форме в течение следующих 20 лет. Все болгарские самолеты, воздушные шары, авиационная техника, вооружение и боеприпасы должны были быть уничтожены под контролем союзников, а весь личный состав должен был быть демобилизован. [11] По условиям договора любой самолет, закупаемый для гражданских целей, должен был быть куплен у стран-победительниц. Суммарная мощность двигателей любого самолета (в том числе многомоторного) не должна была превышать 180 л.с. Кроме того, воздушное пространство Болгарии должно было контролироваться союзниками и использоваться в интересах стран-победительниц. [ нужна ссылка ]

не менее 70 самолетов , 110 авиационных моторов , 3 аэростата, 76 пулеметов , некоторое количество фотоаппаратов и было уничтожено В соответствии с договором в течение 1920 года на военном аэродроме Божуриште другой авиационной техники. Гидросамолеты . ВМС Болгарии были доставлены поездом на тот же аэродром и вскоре после этого сданы на слом

болгарского производства Учебный самолет DAR-10 был создан на основе польского легкого бомбардировщика PZL.43 . DAR произвела небольшое количество самолетов местной разработки.

Благодаря самоотверженности личного состава Воздушных войск и помощи населения окрестных деревень несколько самолетов были спрятаны, что позволило избежать проверки союзников после уничтожения. Среди выживших были семь DFW CV, Albatros C.III и один Fokker D.VII. Кроме того, не менее десяти авиационных двигателей ( Benz Bz.IV и Mercedes D.III ). сохранилось также [ нужна ссылка ]

Болгарское правительство пыталось обойти запрет на военные полеты, создав в 1919 году авиационную секцию жандармерии. Поскольку в то время жандармерия была службой, подчинявшейся военному министерству, создание этого подразделения встретило ожесточенное сопротивление со стороны союзников. комиссия. Это едва не привело к уничтожению всего аэродрома Враждебна , но расформирование части помешало этому случиться. [ нужна ссылка ]

В 1920 году было создано Аэролётное отделение при Министерстве путей сообщения , почты и телеграфа. Болгарские авиационные работники собрали два самолёта из спрятанных запасных частей и деталей, уцелевших от уничтоженных военных самолётов. Два самолета, известные как «смешанные самолеты», в общей сложности налетали около 1000 часов. Единственный оставшийся болгарский Fokker D.VII был замаскирован под двухместный самолет, классифицирован, таким образом, как учебно-тренировочный и вернулся в действующую службу. [ нужна ссылка ]

5 июля 1923 года Болгария ратифицировала Международный договор гражданской авиации. С этого момента ее воздушные суда будут иметь регистрацию по форме BB??? (последние три знака представляют собой комбинацию заглавных букв). В 1923 году в Летную школу на Враждебненском авиационном аэродроме поступила первая группа курсантов, получившая название «студенты-летчики».

В следующем году (1924 г.) были приобретены первые новые самолеты. Это были машины Potez VIII , Caudron C.59 , Hanriot HD.14 и Bristol Tourer Type 29; Avro 522 Также были закуплены гидросамолеты . В том же году болгарский авиастроитель Атанас Григоров (получивший квалификацию на заводе «Альбатросверке – Берлин») собрал свой гидросамолет, получивший название «Григоров-1». Самолет совершил несколько испытательных полетов, показав отличные характеристики, но был поврежден и не подлежал ремонту из-за шторма в ангаре, где он находился. Также в 1924 году авиационная секция была расширена до Управления авиационных полетов, которое все еще подчинялось Министерству путей сообщения, почты и телеграфа. [ нужна ссылка ]

В 1925 году летающие лодки Potez XVII , Bristol Lucifer и Macchi 2000/18 увеличили парк самолетов в стране. Болгарское правительство пригласило группу немецких авиаинженеров во главе с конструктором господином Германом Винтером помочь в создании авиационного завода. Заводом , получившим название «Государственное авиастроительное ателье» или «Даржавна Аэропланна Работильница» (ДАР), первоначально руководил первый болгарский пилот, одержавший воздушную победу – г-н Марко Пырванов. Первыми типами самолетов, выпускавшихся на заводе, были У-1 или «Узунов-1» (коренной вариант немецкого DFW CV военного времени) и DAR 2 (коренной вариант немецкого Альбатроса C.III той же эпохи). . Оба типа стали известны и любимы личным составом бывших Воздушных войск и приобрели опыт боевой службы в Болгарии. [ нужна ссылка ] Также была начата разработка нового типа – DAR 1 .

Один из орлов, украшавших вход на авиабазу Божуриште в 1930-х и 1940-х годах, сейчас хранится в Пловдивском музее авиации.

В течение 1926 года авиационное училище было перенесено в географический центр страны. Город Казанлык хорошо подходил, поскольку находился далеко от Контрольной комиссии союзников. Чехословацкая также построила недалеко от компания Aero Vodochody этого города авиазавод, но его модели не соответствовали требованиям болгарских властей. После неудачного перехода на автомобильное производство завод был окончательно продан итальянской компании Caproni . Фабрика стала известна как «Балгарски Капрони» или «Болгарский Капрони». Первые образцы биплана DAR 1 были произведены и поступили на вооружение Управления аэрополетов в 1926 году. [ нужна ссылка ]

В 1927 году структура Управления была следующей:

  • боец Другой , [ПРИМЕЧАНИЕ 1] летаю на ДАР 1
  • Бомбардировщик здесь , летающий на ДАР У-1 и ДАР 2.
  • Разведчик Ято на Потезе XVII.
  • Гидросамолет Ято , летающие гидросамолеты Avro 522 и летающие лодки Macchi 2000/18.
  • Авиационная школа, летающая на Caudron C.59 , Hanriot HD.14 и Šmolnik Š.18 (официально известном как Letov Š-18 ).

В 1928 году военное министерство начало амбициозную 10-летнюю программу развития военной авиации (до сих пор запрещенную мирным договором). По плану должна была быть достигнута следующая структура:

  • 4 армейских истребителя орляков, [ПРИМЕЧАНИЕ 2] каждый состоит из двух ято, или всего 8 ято, на которых летают 96 истребителей.
  • 4 армейских разведчика-орляка, каждый из двух ято , или всего 8 ято с 96 самолетами-разведчиками.
  • 18 дивизионных разведывательных ято , в основном авиация воздушной поддержки, в каждом по 12 самолетов или всего 216 самолетов.
  • Ударная авиационная бригада в составе:
    • Истребитель Орляк из 48 машин
    • Бомбардировщик Орляк из 36 машин
    • Разведывательный Орляк из 2 машин
  • Морской Орляк
    • 2 гидросамолета-истребителя Ято , на борту 24 истребителя.
    • 2 гидросамолета-бомбардировщика Ято , на борту 18 бомбардировщиков.

В 1931 году Болгария подписала Варшавский договор о международной гражданской авиации, и стране была присвоена новая гражданская регистрация – LZ-??? (последние три знака представляют собой комбинацию заглавных букв). В 1933 году Совет Министров Болгарии утвердил следующий боевой порядок авиации военного времени:

  • смешанный орляк из:
    • боец отдельно
    • бомбардировщик отдельно
    • признание Ято
    • связь и фотосъемка Ято
  • морская разница
  • тренировочный орляк
  • Школа пилотов на аэродроме Казанлык
  • компания по производству воздушных шаров (которая так и не была создана, поскольку в то время воздушные шары считались устаревшими для военных целей).

В 1934 году авиационный полк был переименован в Воздушные войска Его Величества, в состав которого входили штаб с двумя армейскими орляками (базировались на аэродромах Божурище и Пловдив ), учебный орляк (в Пловдиве ), морской ято (на базе НАН Чайка, Варна) и дополнительный оперативный полк. подразделения поддержки. Полковник Иван Михайлов был назначен первым командующим ВВС, а его заместителем - подполковник Георгий Васильев. [10]

В конце 1930-х годов Болгария начала приобретать польские и немецкие самолеты.

Годы возрождения (1937–1939)

[ редактировать ]
Знаки отличия с 1937 по 1941 год, также Медаль за отвагу.

В 1936 году Болгария заказала у Польши 14 PZL P.24 истребителей B и 12 легких бомбардировщиков PZL.43 , которые из-за гражданской войны в Испании не могли быть доставлены морем и вместо этого были отправлены с задержкой по железной дороге. Первые самолеты поступили на вооружение летом 1937 года. Восстановленные ВВС остались довольны характеристиками новых самолетов, и в 1938 году был размещен второй заказ на 42 легких бомбардировщика PZL.43A и 12 истребителей PZL P.24F, которые отличались от более ранние версии имели более мощные двигатели, более сильное вооружение и другие улучшения. [12]

До прибытия польской авиации первыми боевыми самолетами, поступившими на вооружение Болгарии в 1937 году, были 12 истребителей Arado Ar 65 , 12 истребителей Heinkel He 51 , 12 Dornier Do 11 бомбардировщиков и 12 самолетов-разведчиков Heinkel He 45 B. Эти машины были подарены лично царю Борису III Германом Герингом . [13]

В 1937 году во время традиционного военного парада в честь Дня Святого Георгия (Национального дня храбрости и покровителя Болгарских вооруженных сил) военная авиация официально дебютировала в составе вооруженных сил после почти двухдесятилетнего перерыва. Месяц спустя на официальной церемонии на аэродроме Враждебна сам Борис III вручил болгарским авиаполкам новые боевые флаги. [ нужна ссылка ]

Когда Третий Рейх оккупировал Чехословакию в 1938 году, чехословацкие ВВС были расформированы. Болгария воспользовалась возможностью приобрести у немцев большое количество бывших чехословацких самолетов по выгодной цене. Болгария закупила 78 истребителей-бипланов «Авиа Б-534» , 32 двухмоторных бомбардировщика «Авиа Б-71» (лицензионная версия советского бомбардировщика СБ ), 12 «Блох» MB.200 двухмоторных бомбардировщиков «Летов Ш-328» , 62 самолета-разведчика и 28 самолетов «Авиа». Кроссовки Bs.122 . [14] Поставки второй партии польских заказов начались в начале 1939 года: 33 легких бомбардировщика PZL.43A и 8 истребителей PZL P.24F были поставлены до того, как немецко-советское вторжение в Польшу прекратило поставки (хотя еще два PZL.43A были поставлены немцами). позже). [15] Менее чем за три года парк ВВС вырос до 478 самолетов, из которых 135 были болгарской постройки.

В 1938—1939 годах по проекту и при поддержке польского PZL современный завод DSF был построен в Ловече , где по лицензии должны были строиться новые истребители PZL P.24J. Однако этим планам помешало начало Второй мировой войны, и завод производил в основном учебные самолеты, в том числе самый массовый болгарский самолет - Лаз-7.

Вторая мировая война (1939–1945)

[ редактировать ]
Болгарские Мессершмитты Bf 109, 1944 год.

К началу Великой Отечественной войны парк боевой авиации насчитывал 374 машины различного назначения. Кроме того, были размещены заказы на 10 истребителей Messerschmitt Bf 109E-4 , 11 бомбардировщиков Dornier Do 17 M/P, 6 Messerschmitt Bf 108 легких самолетов связи и общего назначения , 24 Arado Ar 96 B-2. [16] и 14 тренажеров Bücker-Bestmann Bü 131 .

В боевой порядок ВВС входили 1-я, 2-я, 3-я и 4-я армейские авиационные «Орляки» (армейские авиационные группы или авиаполки), каждый из которых был придан полевой армии с соответствующим номером. Каждый «орляк» имел истребитель, линейный бомбардировщик и две разведывательные ято (эскадрилии). Существовал также Отдельный авиационный корпус, объединявший 5-й бомбардировочный и 6-й истребительные полки. В состав учебных частей входили «Юнкерская» школа «Орляк» на аэродроме Враждебна , 2-я учебная «Орляк» на аэродроме Телиш (так называемая «Школа слепой летной подготовки») и 3-я учебная «Орляк» на аэродроме Стара Загора . В 1940 году болгарская авиационная промышленность предоставила ВВС 42 самолета ДАР 9 Синигер и 45 самолетов Капрони-Булгарски КБ-5 Чучулига , а также подготовила к серийному производству КБ-6 - первый двухмоторный самолет Болгарии. На конец года у болгар было 595 самолетов (из них 258 боевых) и 10 287 человек личного состава. [ нужна ссылка ]

Знаки отличия с 1941 по 1944 год.

1 марта 1941 года Болгарское царство подписало Тройственный пакт , став формальным союзником Германии. [16] По договору Болгария разрешала использовать свою территорию в качестве плацдарма для вторжения в Югославию и Грецию, а также некоторую незначительную логистическую поддержку. [ нужна ссылка ]

Несмотря на впечатляющий вид боевого состава, истребительная авиация Болгарии в январе 1941 года насчитывала всего 91 машину, из них лишь 18 современных монопланов Bf 109E. Еще 11 были истребителями PZL P.24B, а остальные - устаревшими бипланами Avia B-534. [13] Наземная ПВО состояла всего из 8 88-мм (3,5 дюйма) и 6 20-мм (0,79 дюйма) зенитных орудий. Чтобы помочь своему новому союзнику, 12-я армия Вермахта предложила поддержку своей авиацией и средствами ПВО, а также предоставила 8 радаров типа «Фрея», рассредоточенных по всей стране. Постепенно была разработана рассредоточенная система наблюдения и отчетности. [ нужна ссылка ]

Первый воздушный удар по болгарским объектам был нанесен 4 югославскими Dornier Do 17 Kb-1 6 апреля 1941 года по городу Кюстендил и его железнодорожной станции, в результате чего 47 человек погибли и 95 получили ранения, в основном мирные жители. [ нужна ссылка ] В последующие дни воздушные удары усилились; подразделения британских Королевских ВВС, базирующиеся в Греции участвовали В атаках также . В конце апреля 2-я и 5-я болгарские армии оккупировали греческие и югославские территории согласно договору с Третьим рейхом . [ нужна ссылка ] В рамках совместных действий вооруженных сил 26 июня 1941 г. на аэродром Бадем-Чифлик близ Кавалы (Греция) были переброшены 6 бомбардировщиков Avia B.71 и 9 бомбардировщиков Dornier Do 17M. Им было поручено противолодочное патрулирование и воздушная поддержка итальянского судоходства в прилегающем районе Эгейского моря . [ нужна ссылка ] Кроме того, 9 самолетов «Летов» Ш.328, базировавшихся в Бадем-Чифлике, обеспечивали наземным войскам воздушную разведку. был дислоцирован истребитель «Галата» Орляк У берегов Черного моря на авиабазе НАН Чайка в Варне в составе 10 Bf 109E-4 и 6 Avia B-534. С.328 также использовались для противолодочного патрулирования над Черным морем , вылетая с аэродромов Сарафово и Балчик . В конце 1941 года на вооружении Воздушных войск Его Величества насчитывалось 609 самолетов 40 различных типов. [ нужна ссылка ]

22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз , но Болгария отказалась принять в этом участие, хотя в декабре 1941 года она объявила войну Великобритании и Соединенным Штатам Америки. Бездействие Болгарии против Советского Союза означало, что поставки немецких самолетов замедлились до ручеек: с января по сентябрь 1942 года было поставлено всего четыре самолета. [17]

Война, объявленная Болгарским царством США и Великобритании, стала трагедией для маленькой страны. В конце 1943 и в 1944 годах город София, болгарские города и села подверглись авиаударам. Всего было атаковано 187 населенных пунктов, сброшено 45 тысяч разрушительных и зажигательных бомб. Было около 2000 жертв, около 4700 раненых, 12 000 поврежденных или разрушенных зданий, а общий ущерб оценивается почти в 24 миллиарда долларов. Для жителей Софии «черными» днями стали 14 и 24 ноября, 10 и 20 декабря 1943 г., 10 января, 16, 24, 30 марта и 17 апреля 1944 г., когда Б-17 уничтожались крупные соединения бомбардировщиков и Б-24. части столицы, включая центральный район. Болгары также видят успехи. 1 августа 1943 года огромная армада из примерно 700 американских бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator пролетела над несколькими балканскими странами, чтобы разбомбить «основу немецкой мощи» — гигантские нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти , Румыния. [18] Под названием «Операция «Приливная волна»» самолет пролетел над территорией Болгарии, и болгарские летчики-истребители младший лейтенант Петр Бочев (5 побед), капитан Чудомир Топлодольский (4 победы), лейтенант Стоян Стоянов (5 побед) и младший лейтенант Христо Крастев (1 победа) нанесли тяжелые удары. потери на бомбардировщиках. [19]

Всего в 1943–1944 годах над Болгарией было зарегистрировано около 23 тысяч боевых вылетов противника. Болгарские летчики сражались с противником, превосходящим их по численности от 10 до 50 раз. Среди лучших пилотов были лейтенант Стоянов, капитан Топлодольский и младшие лейтенанты Бочев, Цветков и Дамев. [13] В этой войне против союзников погибли 19 болгарских летчиков. Союзники потеряли 60 самолетов, сбитых болгарскими истребителями, и около 430 летчиков, 325 из которых были взяты в плен. [20]

Восстановление при коммунистическом правительстве

[ редактировать ]
Знаки отличия с 1945 по 1948 год.
Знаки отличия с 1949 по 1992 год.

Болгарские ВВС, наряду с другими видами советизированной Болгарской Народной Армии , приняли на вооружение советскую доктрину глубокого боя во время Холодной войны . Силы быстро расширялись за счет поставок различных типов боевых самолетов. Первые партии советской техники прибыли сразу после окончания Второй мировой войны и в основном состояли из винтовых самолетов, таких как Ил-2 (120 Ил-2 и 10 Ил-2У), Ил-10 и Туполев Ту-2 . К 1954 году эти типы были сняты с вооружения, так как Корейская война ознаменовала начало эры реактивных истребителей и в 1955 году началась новая волна поставок, начиная с МиГ-15 . [21] Более поздние дополнения включали истребители Микояна-Гуревича МиГ-17 и МиГ-19 и бомбардировщики Ил-28 , а также Ми-1 первый вертолет . Эти самолеты были сняты с вооружения в 1970-е годы, когда началась последняя волна модернизации. [ нужна ссылка ]

В июне 1979 года Ми-24 Hind поступил на вооружение в рамках значительной программы переоборудования, увеличившей возможности BAF. Су -22 и Су-25 поступили на вооружение в 1988 году и выполняли ударно- разведывательные функции. Поставлено 40 Су-25К/КУБ и 21 Су-22М4/УМ-3.

После холодной войны (1989–2004 гг.)

[ редактировать ]

В 1993 году авиаполки в Безмере и Садово были экспериментально преобразованы в «авиабазы» с объединением авиаполков с независимыми от них авиационно-техническими батальонами и батальонами аэродромного обслуживания. Примерно в 1995–1996 годах все авиаполки были преобразованы в авиабазы ​​(эквиваленты бригад) и были сформированы два главных командования — Командование ПВО, объединившее две дивизии ПВО, и Командование тактической авиации путём реорганизации 10-го смешанного авиационного корпуса , [22] призвал и включил в его состав недавно преобразованные в авиабазы ​​учебные полки в Штраклево и Каменце. Полк в Долной Митрополии был расформирован.

С окончанием Холодной войны численность ВВС Болгарии сократилась до 226 самолетов. Все истребители МиГ-25 были приостановлены в 1991 году. [23] большое количество ранних вариантов МиГ-21 было снято с вооружения и списано, при этом было снято вооружение учебно-тренировочных самолетов МиГ-21 и МиГ-23. В 1998 году были закрыты четыре авиабазы: авиабаза Габровница , авиабаза Балчик , авиабаза Узунджово и авиабаза Штраклево . В 2000 году были закрыты и другие авиабазы, а авиабаза Стара Загора (на которой эксплуатировались Ми-24) была приостановлена. Затем в 2001 году были закрыты еще три базы: авиабаза Добрич , авиабаза Равнец и авиабаза Чешнегирово . В 2003 году авиабаза Доброславцы также была закрыта, а МиГ-23 были сняты с вооружения, поскольку их эксплуатация была дороже, чем МиГ-21. В феврале 2004 года Су-22, дислоцировавшиеся сначала в Добриче, затем в Безмере, были выведены. [24]

Двадцать первый век

[ редактировать ]

С начала 2000-х годов Болгария активно пытается реструктурировать свои вооруженные силы в целом, при этом большое внимание уделяется сохранению в рабочем состоянии устаревших самолетов советских времен. В 2015 году последний МиГ-21 был выведен из эксплуатации, и ударные и оборонительные подразделения ВВС Болгарии полагались исключительно на МиГ-29. [25] Около 16 истребителей МиГ-29 были модернизированы в соответствии со стандартами НАТО . В январе 2011 года министерство обороны Болгарии опубликовало запрос на информацию (RFI) относительно приобретения восьми многоцелевых истребителей. [26] Основными конкурентами должны были стать Eurofighter Typhoon , Dassault Rafale , Saab JAS 39 Gripen , МиГ-29 или МиГ-35 . CAC/PAC JF-17 Thunder , Lockheed Martin F-16 и McDonnell Douglas F/A-18 Hornet . 9 марта 2011 года правительство Швеции представило ответ на запрос, содержащий восемь новых истребителей Gripen C/D. Минобороны продлило срок подачи ответов на два месяца из-за отсутствия ответов от остальных конкурентов. [ нужна ссылка ]

Современные европейские транспортные вертолеты были заказаны и закуплены в 2005 году, в результате чего 12 вертолетами Eurocopter Cougar (8 для перевозки и 4 CSAR ). парк пополнился [27] Для ВМФ 3 Eurocopter Panther . были заказаны и поставлены [28]

В 2006 году правительство Болгарии подписало контракт с Alenia Aeronautica на поставку пяти C-27J Spartan транспортных самолетов для замены старых советских Ан-24 и Ан-26 . Первый спартанец прибыл в 2007 году. Впоследствии. контракт был изменен на поставку всего трех самолетов, и последний экземпляр прибыл 31 марта 2011 года. [29]

11 ноября 2016 года правительство Болгарии подписало контракт на 21,8 миллиона евро на поставку 10 двигателей МиГ-29 (четыре новых и шесть отремонтированных), причем первая пара должна была прибыть к апрелю 2017 года. В конечном итоге сделка приведет к увеличению числа активных самолетов. обслуживание самолетов МиГ-29 с 9 до 14, поскольку Болгария также объявила, что намерена обновить парк и закупить восемь новых или бывших в употреблении истребителей в течение ближайшего года. [30]

Эскадрилья МиГ-29 Fulcrum-A.

В 2016 году правительство Болгарии объявило Saab JAS 39 Gripen предпочтительным кандидатом на конкурс новых боевых самолетов страны. В 2016 году София опубликовала запрос предложений на закупку восьми многоцелевых истребителей, которые должны быть поставлены к 2020 году. [31] [32] Однако новое правительство отложило планы приобретения новых самолетов в мае 2017 года. [33]

В октябре 2018 года потенциальные поставщики ответили на возобновленный тендер на самолеты, включающий новые самолеты F-16C/D Block 70 от Lockheed Martin, новые самолеты F/A-18E/F Super Hornet от Boeing, бывшие в употреблении Eurofighter Typhoon самолеты из Италии и б/у Saab JAS 39 Gripen C/D из Швеции. Франция, Германия, Израиль и Португалия не ответили на запросы на бывшие в употреблении истребители Eurofighter Typhoon и варианты F-16. [34] [35]

16 января 2019 года парламент Болгарии одобрил предложение правительства начать переговоры с США о покупке самолетов F-16C/D Block 70.3 июня 2019 года Госдепартамент США одобрил возможную продажу Болгарии восьми самолетов F-16. Стоимость контракта оценивалась в $1,67 млрд. 23 июля 2019 года президент Болгарии Румен Радев наложил вето на сделку , сославшись на необходимость найти более широкий консенсус по сделке и отправив сделку обратно в парламент, но 26 июля сделка была снова одобрена парламентом, отменив вето. , и на этот раз был одобрен Радевым. [36] В апреле 2020 года компания Lockheed Martin официально получила от правительства США разрешение на производство F-16 для Болгарии, которое, по оценкам, будет завершено в 2027 году. [37] В сентябре 2022 года временное правительство Болгарии объявило, что закупит еще восемь истребителей. Таким образом, Болгария постепенно получит 16 F-16. [38] Сообщается, что в ноябре 2022 года Болгария заключила соглашение на закупку восьми F-16. Эта сделка направлена ​​на замену устаревших МиГ-29, которые планируется вывести из эксплуатации в следующем году. [39]

Структура

[ редактировать ]

В состав военно-воздушных сил входят:

  1. Истребительная авиация
  2. Истребительно-бомбардировочная авиация
  3. Штурмовая авиация
  4. Тактическая разведывательная авиация
  5. Транспортная авиация
  6. Войска противоракетной обороны
  7. Радиотехнические войска
  8. Войска связи
  9. Логистика и медицинские войска.
Расположение ВВС Болгарии в 2018 году:
МиГ-29А/УБ Су-25К/УБК Вертолеты другие летающие единицы
Центры управления и контроля Ракетные части ПВО другие сайты
C-27J Спартан ВВС Болгарии
  • Командование объединенных сил , София
    • Военный командный центр, София [40]
    • Командование ВВС , София
      • База управления, контроля и наблюдения (III)
        • Штаб-квартира
        • 1-я зона контроля и наблюдения, Божуриште , Софийская область
        • 2-я зона контроля и наблюдения, Труд, Пловдивская область
        • 3-я зона контроля и наблюдения, Братово , область Бургас
        • Отряд СНГ и навигационных систем, авиабаза Граф Игнатьево
        • Отряд СНГ и навигационных систем, авиабаза Крумово
        • Эскадрилья СНГ и навигационных систем, авиабаза Долна Митрополия
        • Метеорологический центр ВВС
        • Авиационно-техническая база, аэродром Балчик (резервный аэродром, бывшая 6-я истребительная авиабаза)
      • 3-я авиабаза , авиабаза Граф Игнатьево (X)
        • Штаб-квартира и службы штаб-квартиры
        • 1-я истребительная эскадрилья, в составе 12 МиГ-29 А, 3 МиГ-29 УБ.
        • Наземная эскадрилья оперативной поддержки самолетов
        • Эскадрилья технического обслуживания и ремонта самолетов
        • Эскадрилья технического обслуживания и ремонта ракет
        • Эскадрилья аэродромной технической поддержки и снабжения
      • 24-я авиабаза , авиабаза Крумово (X)
        • Штаб-квартира и службы штаб-квартиры
        • 16-я авиатранспортная группа, авиабаза Враждебна , в эксплуатации 3x C-27J , 1x Pilatus PC-12 , 2x Let L-410 Turbolet , 1x Ан-30 , 2x Ан-26 , 1x Ан-2
        • Эскадрилья ударных вертолетов, на вооружении 6 Ми-24.
          Болгарский Ми-24
        • 2-я эскадрилья транспортных вертолетов, в составе 8 вертолетов Eurocopter Cougar TTH, 4 вертолета Eurocopter Cougar CSAR, 3 вертолета Ми-17.
          Болгарский еврокоптер Cougar
        • Учебный полет вертолетов с шестью Bell 206
        • (Боевой) Поисково-спасательный отряд, рота пехотинцев и медиков
        • Наземная эскадрилья оперативной поддержки самолетов
        • Эскадрилья технического обслуживания и ремонта самолетов
        • Эскадрилья аэродромной технической поддержки и снабжения
      • Forward Deployment Air Base Bezmer (III)
        • Штаб-квартира и службы штаб-квартиры
        • 1-я штурмовая эскадрилья, в составе 3 Су-25 К, 4 Су-25 УБК. [41]
        • Наземная эскадрилья оперативной поддержки самолетов
        • Эскадрилья технического обслуживания и ремонта самолетов
          Болгарский Ми-17
        • Эскадрилья аэродромной технической поддержки и снабжения
      • Учебная база « Георгий Бенковский » , на авиабазе Долна Митрополия (III)
        • эксплуатируются 6 самолетов Pilatus PC-9 и 6 самолетов Aero L-39 Albatros
          (выделена из 3-й авиабазы ​​в отдельную авиабазу 1 июля 2017 г.) [42]
      • База ракетной ПВО , София (III)
      • База специального оборудования (III), пригород Божуриште, София
      • Рота военной полиции командования ВВС
      • Центр документационного обеспечения командования ВВС

Авиабазы

[ редактировать ]
Су-25УБК в полете

Активный

[ редактировать ]

За исключением небольшого вертолетного парка ВМФ, за всю военную авиацию в Болгарии отвечают ВВС.ВВС планируют вывести из эксплуатации большую часть своих самолетов советской эпохи, оставив только парк МиГ-29 «Фулкрам», который был модернизирован совсем недавно, а также боевые вертолеты Ми-24 и Су-25 . Имеющиеся на вооружении МиГ -21 планировалось заменить на американские или европейские самолеты. 6 октября 2020 года Министерство обороны Болгарии подписало заказ с украинской государственной компанией «Укринмаш» на ремонт и модернизацию одного Ан-30 , предназначенного для аэрокартографии, за лв. 6 200 000. [43] Болгария планирует приобрести для ВВС беспилотные боевые летательные аппараты. [44] Министерство обороны планирует вывести МиГ-29 из эксплуатации примерно в 2028 году после того, как F-16 достигнут полной боевой готовности. [45]

Текущий запас

[ редактировать ]
МиГ-29 9.12А в полете
Президентский полет Болгарии
Болгарский Ми-17 на взлете
Самолет Источник Тип Вариант В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
МиГ-29 Советский Союз многоцелевой МиГ-29 9.12А
МиГ-29УБ
13 [46] 2 используются для конверсионного обучения
Сухой Су-25 Советский Союз атаковать Су-25К
Су-25УБК
7 [46] 2 используются для конверсионного обучения
F-16 Файтинг Фалкон Соединенные Штаты многоцелевой F-16C/D Блок 70 [47] 16 под заказ [39] [46]
Транспорт
Аэробус А319 Франция VIP транспорт 1 [48]
Пилатус ПК-12 Швейцария транспорт / коммунальные услуги ПК-12НГ 1 [46]
Аления C-27J Италия транспорт 3 [46]
Пусть Л-410 Чешская Республика транспорт Л-410УВП-Э 2 [46]
Антонов Ан-2 Советский Союз транспорт Ан-2ТД 1 [49] Используется для парашютистов. обучения
Антонов Ан-30 Советский Союз наблюдение Ан-30Б 1 [50] Используется для аэрокартографии и наблюдения.
Вертолеты
Белл 206 Соединенные Штаты полезность 6 [46] 4 используются для винтокрылых машин. обучения
Миль Ми-17 Советский Союз транспорт Ми-17-1В 5 [51]
Миль Ми-24 Советский Союз атаковать Ми-24В 6 [52] 6 Ми-24Д на складе [53]
Еврокоптер AS532 Франция транспорт/ CSAR AS532AL 12 [46]
Учебно-тренировочный самолет
Аэро Л-39 Чехословакия реактивный тренажер Л-39ЗА 6 [46]
Пилатус ПК-9 Швейцария тренер ПК9М 6 [46]
Злин З 42 Чешская Республика тренер З 242 Л 4 [54]

Примечание. Три самолета C-17 Globemaster III доступны через подразделение тяжелых воздушных перевозок, базирующееся в Венгрии . [55]

Пять самолетов Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk доступны в рамках программы наземного наблюдения Альянса (AGS), базирующейся в Италии. [56]

Имя Источник Тип Примечания
Системы ПВО
С-300 [57] Советский Союз Зенитная ракета большой дальности С-300ПМУ
С-200 [57] Советский Союз Зенитная ракета большой дальности С-200 Ангара
S-75 Dvina [57] Советский Союз Зенитная ракета средней дальности С-75М3 Волхов
С-125 [57] Советский Союз Зенитная ракета малой дальности С-125М
2К12 Золото [57] Советский Союз Зенитная ракета малой дальности 2к12М Куб-М
Ракеты воздушного базирования
AIM-120 АМРААМ Соединенные Штаты Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности 35 AIM-120C-7/C-8 под заказ. [58] [59] [60]
Р-27 [57] Советский Союз Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1(АА-10 Аламо-А)
Р-27Т1(АА-10 Аламо-Б)
Р-73 [57] Советский Союз Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73Э
Р-3 [57] Советский Союз Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности АА-2А Атолл-А
АА-2А Атолл-Д
AIM-9 Сайдвиндер Соединенные Штаты Ракета класса «воздух-воздух» малой дальности 44 AIM-9X Block II под заказ. [61] [59] [60]
Х-29 [57] Советский Союз Ракета «воздух-поверхность» Х-29Л
Х-25 [57] Советский Союз Ракета «воздух-поверхность» Kh-25L
Бомбы/Комплект наведения
ГБУ-39 Соединенные Штаты Планирующая бомба ГБУ-39/Б

56 Под заказ. [62] [59] [60]

JDAM Соединенные Штаты Комплект наведения Используется с ГБУ-38 и ГБУ-54.

27 Под заказ. [63] [59] [60]

ГБУ-49 Соединенные Штаты Комплект наведения 27 комплектов GBU-49 Enchanted Paveway II под заказ [59] [60]

Знаки различия офицерского состава .

Коды НАТО ОФ-10 ОФ-9 ОФ-8 ОФ-7 ОФ-6 ОФ-5 ОФ-4 ОФ-3 ОФ-2 ОФ-1 ОФ(Д) Студент-офицер
 Болгарские ВВС [64]
Генерал
Общий
Генерал-лейтенант
General-leytenant
Генерал-майор
Генерал-майор
Бригадный генерал
Бригадный генерал
Полковник
Polkovnik
Подполковник
Podpolkovnik
Майор
Мэр
Капитан
Kapitan
Старший лейтенант
Starshi leytenant
Лейтенант
Лейтенант

Другие звания

[ редактировать ]

Знаки различия унтер-офицеров и рядового состава .

Коды НАТО ОР-9 ОР-8 ОР-7 ОР-6 ОР-5 ОР-4 ОР-3 ОР-2 ОР-1
 Болгарские ВВС [64]

Кандидат в офицеры
Офицерский кандидат
Старшина
Starshyna
Старши сержант
Starshi serzhant
Сержант
Serzhant
Младши сержант
Mladshi serzhant
Ефрейтор
Efreytor
Частный
Редник

См. также

[ редактировать ]
  1. Болгарское слово « ято » означает «стая птиц» и в то время было болгарским эквивалентом эскадрильи ВВС.
  2. Болгарское слово «орляк» означает «авиагруппа».
  1. ^ Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2023 г.). Военный баланс 2023 . Лондон : Рутледж . п. 77. ИСБН  9781032508955 .
  2. ^ Jump up to: а б с д «ВВС – Миссии и задачи» . Министерство обороны Болгарии . Проверено 10 января 2022 г.
  3. ^ «Генерал-майор Димитар Христов Петров - командующий ВВС Болгарии» (PDF) . Министерство обороны Болгарии . Проверено 10 января 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Недялков Д. "Воздушная мощь Королевства Болгария. Часть I"
  5. ^ Jump up to: а б «История ВВС Болгарии» . Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 1 июня 2017 г.
  6. ^ Райлих, Бошняков и Мандюков, 2002, стр.68.
  7. ^ Рэгг, 2002, стр.21.
  8. ^ Недиалков, 2001.
  9. ^ Таппер, 1973, стр.57.
  10. ^ Jump up to: а б Румен Кирилов, Иван Бориславов, «Болгарская авиация в цепях Нейиского мирного договора», в: «Журнал «Клуб Криле», специальный, том. 11, 1999, Издательство "Авиа Группа 2000", София, Болгария.
  11. ^ «Болгарский договор» . Полет . 11 (39): 1284. Сентябрь 1919 г. Проверено 16 мая 2019 г.
  12. ^ Грин и Суонборо, 1989, с. 63.
  13. ^ Jump up to: а б с Райлих, Бошняков и Мандюков, 2002 г.
  14. ^ Грин и Суонборо, 1989, стр. 64–65.
  15. ^ Грин и Суонборо, 1989, с. 66.
  16. ^ Jump up to: а б Бейтсон, март 1972 г., с. 94.
  17. ^ Бейтсон, апрель 1972 г., с. 141.
  18. ^ Дуган и Стюарт, 2002, стр. 202–203; Стаут, 2011, стр. 68–70, 180–185.
  19. ^ Райлих, Бошняков и Мандюков, 2002, с. 75
  20. ^ Джонсон, 2006, с. 134-139
  21. ^ «Миги в Болгарии» . Полет . 67 (2416): 604. 13 мая 1955 г. Проверено 16 мая 2019 г.
  22. ^ «Тактический авиационный корпус». Архивировано 17 ноября 2017 года в Wayback Machine , журнал «Club Wings», издательство Air Group 2000, София, 2001.
  23. ^ «ВВС мира» . Flight International : 33. 24–30 августа 1994 г. Проверено 16 мая 2019 г.
  24. ^ «Болгарские ВВС» . 23 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2007 г.
  25. ^ «ФОТО: Болгария списывает последние истребители МиГ-21» . Флайтглобал . 29 декабря 2015 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
  26. ^ «Болгарские ВВС рассматривают многоцелевой истребитель» . airforce-technology.com . 8 февраля 2011 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
  27. ^ «Болгария получила последнюю пуму в проблемной сделке с Eurocopter» . Новинит . 19 ноября 2010 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
  28. ^ «Болгария и Eurocopter урегулировали проблемную сделку по поставке трех «Пантер» для ВМС Болгарии» . Новинит . 21 июня 2011 года . Проверено 18 апреля 2020 г.
  29. ^ «Болгария подпишет отсроченную сделку по C-27J» . Флайтглобал . 14 февраля 2006 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
  30. ^ «Болгария подписывает сделку на закупку 10 российских двигателей для стареющего парка (Рейтер, 11 ноября 2016 г.)» . Рейтер . 10 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 2 июля 2017 г.
  31. ^ «Грипен» возглавил шорт-лист сделки по покупке болгарского истребителя» . FlightGlobal.com. 27 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2018 г. . Проверено 9 декабря 2018 г.
  32. ^ «Болгария выбирает Gripen | IHS Jane's 360» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2017 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
  33. ^ Ждут ли болгары истребителей «Грипен»? , «Lotnictwo Aviation International» № 7/2017, стр. 48 (на польском языке).
  34. ^ Дженнингс, Гарет (2 октября 2018 г.). «Болгария получает предложения по замене МиГов» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 6 октября 2018 г.
  35. ^ «Швеция предлагает болгарским ВВС самолеты Gripen C/D» . Технологии ВВС . 5 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 6 октября 2018 г.
  36. ^ «Болгарский парламент во второй раз одобрил покупку F-16V» . Flightglobal.com . Проверено 16 января 2020 г. .
  37. ^ Уолдрон, Грег (3 апреля 2020 г.). «США наградили Lockheed 512 миллионов долларов за производство в Болгарии F-16» . FlightGlobal . Проверено 17 апреля 2020 г.
  38. ^ Николов, Бойко (22 сентября 2022 г.). «Болгария закупает еще восемь истребителей Lockheed F-16 Block 70/72» . Проверено 3 июля 2023 г.
  39. ^ Jump up to: а б Джонсон, Кимберли (29 ноября 2022 г.). «Болгария подписала соглашение о покупке 8 F-16» . Летающий . Проверено 14 июля 2023 г.
  40. ^ «ВКЦ | Командование объединенных сил» . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 4 июня 2018 г.
  41. ^ «Болгария продает Грузии десять Су-25» . Архивировано из оригинала 10 июля 2013 года . Проверено 27 июня 2013 г.
  42. ^ "Аеропрес - ВВС с нова авиобаза" . Archived from the original on 9 July 2017 . Retrieved 8 July 2017 .
  43. ^ Танекс, Марио (19 октября 2020 г.). "Министерство обороны Болгарии подписало контракт на капитальный ремонт самолета Ан-30 стоимостью 3,2 млн евро" . См. News.com . Проверено 8 января 2021 г.
  44. ^ Орикс. «Модернизация за счет бюджета: закупки оружия Болгарией» . Орикс . Проверено 22 сентября 2023 г.
  45. ^ «Атанас Запрянов: Мы не будем «парковать» МиГ-29 даже после прибытия F-16» . Dnes.dir.bg. 19 апреля 2024 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хойл, Крейг, изд. (2023). «ВВС мира 2024» . Полет Глобал . Проверено 14 декабря 2023 г.
  47. ^ «Болгария - Самолет F-16 C/D Block 70 | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Проверено 16 октября 2023 г.
  48. ^ «28-я авиационная эскадрилья не имела лицензии на коммерческий транспорт» . www.capital.bg . Проверено 12 января 2015 г.
  49. ^ «Болгарский «Кольт» снова в строю» . Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. Март 2019. с. 17.
  50. ^ «Военный баланс 2024» . МИСИ . Проверено 13 апреля 2024 г.
  51. ^ «Военный баланс 2024» . МИСИ . Проверено 13 апреля 2024 г.
  52. ^ «Военный баланс 2024» . МИСИ . Проверено 13 апреля 2024 г.
  53. ^ «Военный баланс 2024» . МИСИ . Проверено 13 апреля 2024 г.
  54. ^ «ВВС Болгарии получили учебно-тренировочные самолеты Злин 242Л» . 21 декабря 2021 г. Проверено 2 июля 2023 г.
  55. ^ «Тяжёлое авиационное крыло» . стратегических воздушных перевозок Программа . Проверено 17 апреля 2020 г.
  56. ^ НАТО. «Альянс наземного наблюдения (АГС)» . НАТО . Проверено 10 апреля 2023 г.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Военный баланс 2023» . МИСИ . Проверено 30 июня 2023 г.
  58. ^ «Болгария получила одобрение на приобретение F-16 Block 70» . www.turdef.com . Проверено 20 февраля 2024 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д и «Болгария - Самолет F-16 C/D Block 70 | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Проверено 8 марта 2024 г.
  60. ^ Jump up to: а б с д и «Болгария - Самолет F-16C/D Block 70/72 с поддержкой | Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Проверено 8 марта 2024 г.
  61. ^ «Болгария получила одобрение на приобретение F-16 Block 70» . www.turdef.com . Проверено 20 февраля 2024 г.
  62. ^ «Болгария получила одобрение на приобретение F-16 Block 70» . www.turdef.com . Проверено 20 февраля 2024 г.
  63. ^ «Болгария получила одобрение на приобретение F-16 Block 70» . www.turdef.com . Проверено 20 февраля 2024 г.
  64. ^ Jump up to: а б «ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ» . lex.bg (на болгарском языке). Глава седьмая. ВОЕННАЯ СЛУЖБА. 12 мая 2009 года . Проверено 25 мая 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, Леннарт (ноябрь – декабрь 2019 г.). «Возрождение болгарской военной авиации в двадцатые годы». Авионс (на французском языке) (232): 52–66. ISSN   1243-8650 .
  • Бейтсон, Ричард П. (март 1972 г.). «Болгария в войне: Часть 1: Возрождение ВВС». Воздушная картина . 34 (3): 88–94.
  • Бейтсон, Ричард П. (апрель 1972 г.). «Болгария в войне: Часть 2: В бой». Воздушная картина . 34 (4): 140–143.
  • Бейтсон, Ричард П. (май 1972 г.), «Болгария в войне: Часть 3: Под натиском союзников; смена сторон», Air Pictorial , 34 (5): 177–179, 181
  • Дуган, Джеймс; Стюарт, Кэрролл (2002). Плоешти – Великая наземно-воздушная битва 1 августа 1943 года . Вашингтон, округ Колумбия: Брасси. ISBN  9781574885101 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (май – август 1989 г.). «Балканская интерлюдия: болгарская авиация во Второй мировой войне». Любитель воздуха . 39 . Бромли, Великобритания: Tri-Service Press: 58–74. ISSN   0143-5450 .
  • Файлы с информацией о мировых самолетах . Издательство Brightstar, Лондон. Файл 327 Лист 04
  • Джонсон, Роберт Х (2006). Гиди Гиди Бум Бум . Форт-Уэрт, Техас: Prairie International. ISBN  9780977439003 .
  • Недиалков, Димитар (2001). Воздушная мощь Королевства Болгария. Часть I. София: Фарк ООД. ISBN  9549669793 . (двуязычный: болгарский/английский)
  • Райлич, Иржи; Бошняков, Стефан; Мандюков, Петко (2002). Словацкие и болгарские асы Второй мировой войны . Оксфорд: Оспри. ISBN  9781841766522 .
  • Стаут, Джей (2011). Крепость Плоешти – Кампания по уничтожению поставок нефти Гитлеру . Хавертаун, Пенсильвания: Каземат. ISBN  9781935149392 .
  • Таппер, Оливер (1973). Самолет Армстронг Уитворт с 1913 года . Лондон: Издательство Патнэм. ISBN  9780851778266 .
  • Рэгг, Дэвид В. (2002). Военно-воздушные силы мира . Лондон: Информационная группа Джейн. ISBN  9780007115679 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db64da6faa36489050621d59efda0ab0__1720186800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/b0/db64da6faa36489050621d59efda0ab0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bulgarian Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)