Злин Z 42
Злин 42, 142 и 242 серии | |
---|---|
![]() | |
А Злин 42М | |
Роль | Спортивные, личные и учебно-тренировочные самолеты |
Производитель | Моравские Отроковице |
Первый полет | 17 октября 1967 г. |
Введение | 1970 |
Статус | Активный |
Произведено | 1967 – настоящее время |
Варианты | Злин З 43 |
Zlín Z 42 — одномоторный двухместный чехословацкий учебно-тренировочный самолет производства компании Moravan Otrokovice . Развитая версия Z 142 — самый популярный вариант самолета в линейке самолетов производителя.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолеты были построены компанией Moravan Aviation , основанной в 1934 году Томашем Батей в Чехословакии .
В качестве продолжения и замены успешной серии тандемных пилотажных тренажеров Zlín Trener компания Moravan разработала новое семейство легких самолетов с расположением сидений рядом и включающее двухместный учебно-тренировочный самолет Zlín Z 42 и четырехместный учебно-туристический самолет Zlín Z 43 . Z 42 совершил первый полет 17 октября 1967 года. [ 1 ] получение сертификата летной годности 7 сентября 1970 года. [ 2 ]
Центральная часть фюзеляжа самолета представляет собой сварную стальную трубу, покрытую листовым металлом и из стекловолокна панелями . Хвостовой обтекатель имеет монококовую конструкцию. Оперение выполнено из листового металла. Двухлонжеронное крыло имеет цельнометаллическую конструкцию. Шасси трехопорное — фиксированное, с управляемым носовым колесом. Разработанный для обучения высшему пилотажу, он был сертифицирован на предельную перегрузку при маневрировании +6,0 и -4,0 и был оборудован полностью перевернутыми топливной и масляной системами, что позволяло осуществлять продолжительный перевернутый полет . Z 42 оснащен перевернутым шестицилиндровым двигателем Walter мощностью 134 кВт (180 л.с.).
Переработанный Zlín Z 42M поднялся в воздух в ноябре 1972 года с измененным хвостовым оперением, взятым от Z 43, и винтом с постоянной скоростью, заменяющим винт изменяемого шага (где шаг винта контролируется пилотом) оригинального Z 42. Когда появился первый Z 42 были оснащены новым винтом и получили новое обозначение Z 42 MU . [ 2 ]

Разработка продолжилась, выпустив Zlín Z 142 с немного увеличенным двухместным планером на основе Z 42 и более мощным (157 кВт (210 л.с.)) Walter (теперь LOM) M 337 с впрыском топлива, перевернутым шестицилиндровым двигателем. , двигатель воздушного охлаждения с наддувом Z 43, заменяющий двигатель LOM M137 без наддува Z 42. Прототип Z-142 впервые поднялся в воздух 29 декабря 1978 года. [ 3 ]
В конце 1980-х годов были начаты дальнейшие разработки. Перевернутый рядный двигатель был заменен четырехцилиндровым оппозитным двигателем Lycoming IO-360 . Этот вариант получил обозначение Z 242L Guru и сразу же отличается относительно широким капотом , в котором расположен четырехцилиндровый оппозитный двигатель. [ нужна ссылка ]
в 2021 году Злин представил обновленный 242L под названием Zeus . У него менее угловатое хвостовое оперение, более обтекаемая кабина, а также изменена ходовая часть. [ 4 ]
Фернс 142
[ редактировать ]Лицензионное производство Z 142 осуществлялось в Алжире компанией ECA Fernas (иногда известной как просто Fernas) под названием ECA-Fernas 142 с пилотажными модификациями. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Два Z-142 использовались « Тиграми освобождения Тамил Илама» при бомбардировках баз ВВС Шри-Ланки в Шри-Ланке в 2007 году. [ 6 ] В октябре 2008 года «Злины» также использовались при нападении на военную базу армии Шри-Ланки и электростанцию на окраине города Коломбо , Шри-Ланка. Zlin 242 использовался чикагским радиоведущим Бобом Коллинзом (телеведущим) , пока он не разбился после столкновения с другим самолетом . [ 7 ] [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]- Злин Z 42
- Первоначальная серийная версия с двигателем Авиа М-137 мощностью 180 л.с. (130 кВт). построено 48. [ 9 ]
- Злин З 42М
- Установлен переработанный спинной плавник и пропеллер постоянной скорости . 149 построено. [ 9 ]
- Злин Z 142
- Сдвижной вперед купол кабины. Оснащен двигателем М-337АК мощностью 225 л.с. (168 кВт). [ 9 ]

- Злин Z 242
- 200 л.с. (149 кВт) [ 10 ]
- Злин Z 242L Гуру
- Злин Z 242L Зевс
- Фернас 142 / ЭКА Фернас 142
- (ECA - Авиастроительная компания ) Алжирское лицензионное производство Z 142, первый полет которого состоялся в 1993 году. [ 11 ] [ 12 ]

Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Самолет пользуется популярностью в организациях летной подготовки.
Военный
[ редактировать ]
- ВВС Алжира - местное производство под названием Fernas-142. [ 14 ]
- ADF - кадеты ВВС Австралии - по состоянию на 2017 год трое находятся на вооружении для обучения пилотов-кадетов. [ 15 ]
- ВВС Боливии = девять Z242L заказаны в мае 2016 года. [ 16 ]
- Болгарские ВВС - Z 42 [ 17 ]
- Кубинские ВВС - Z-142 [ 18 ]
- Хорватские ВВС и ПВО - Z-242L [ 19 ]
- Чешские ВВС - Z-142 [ 20 ]
- Венгерские ВВС - Z-242L [ 21 ]
- ВМС Мексики - Z-242 [ 23 ]
- Перуанские ВВС - Z-242 [ 23 ]
- Словенские ВВС и ПВО - Z-242 [ 24 ]
- ВВС Йемена — Z-242. [ 23 ]
- Сепаратистские организации
- «Тигры освобождения Тамил Илама» — «Воздушные тигры» (ранее действовавшие в
Шри-Ланка ) [ 7 ] [ 8 ]
Технические характеристики (Злин 42М)
[ редактировать ]Данные всех самолетов мира Джейн, 1975–76 гг. [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: (1 пассажир или студент)
- Длина: 7,07 м (23 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 9,11 м (29 футов 11 дюймов)
- 9,19 м (30 футов) над наконечниками баков
- Высота: 2,69 м (8 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 13,15 м 2 (141,5 кв. футов)
- Профиль профиля : NACA 63 2 416,5
- Вес пустого: 645 кг (1422 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 970 кг (2138 фунтов), нормальный.
- 920 кг (2028 фунтов) пилотаж
- Запас топлива: 130 л (34 галлона США; 29 имп галлонов) в передних кромках крыла.
- Силовая установка: 1 × Avia M 137 AZ 6-цилиндровый рядный поршневой двигатель перевернутого воздушного охлаждения мощностью 130 кВт (180 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной Avia V 503, диаметр 2 м (6 футов 7 дюймов), полностью автоматический гребной винт с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 226 км/ч (140 миль в час, 122 узла) TAS (пилотажная TOW) на высоте 600 м (2000 футов) ISA
- Крейсерская скорость: 215 км/ч (134 миль в час, 116 узлов) TAS на высоте 600 м (2000 футов) ISA
- Скорость сваливания: 89 км/ч (55 миль в час, 48 узлов), закрылки опущены, питание выключено.
- Никогда не превышайте скорость : 315 км/ч (196 миль в час, 170 узлов). [ 26 ]
- Дальность действия: 530 км (330 миль, 290 миль) на стандартном топливе.
- Перегоночная дальность: 1200 км (750 миль, 650 миль) с топливными баками на законцовках крыла.
- Практический потолок: 4250 м (13940 футов)
- пределы g: 1,5 в +3,8 - норме
- + 6 - 3,5 пилотаж
- Скорость набора высоты: 5,2 м/с (1020 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 74 кг/м 2 (15 фунтов/кв. футов) нормальный
- 70 кг/м 2 (14 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,138 кВт/кг (0,084 л.с./фунт), нормальная
- 0,143 кВт/кг (0,087 л.с./фунт) пилотаж
- 0,143 кВт/кг (0,087 л.с./фунт) пилотаж
- Разбег до 15 м (49 футов): 380 м (1250 футов)
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 410 м (1350 футов)
Авионика
Радио УКВ и приборы IFR опционально
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ JWR Тейлор 1971, стр.32.
- ^ Jump up to: а б Дж. У. Р. Тейлор, 1980, стр. 43.
- ^ JWR Тейлор 1980, стр.44.
- ^ Род Симпсон, Aviation World 2021, стр.195.
- ^ «Воздушный парк Аль Кувват Альджаввия Альджазаэрия в 2018 году и в фотографиях — avionslegendaires.net» . avionslegendaires.net (на французском языке). 23 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Лондон, Брюс (май 2007 г.). «Летающие тигры правят воздухом» . Австралиец . Проверено 29 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Атас, Икбал (октябрь 2008 г.). «Тигры бомбят военную базу, электростанцию» . CNN . Проверено 29 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б TamilNet (октябрь 2008 г.). «Тигры наносят авиаудар по Маннаару, Коломбо» . Проверено 29 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон 1995, с. 163
- ^ «Введение в высший пилотаж, преподаваемый в Злине Z-242». Летающий журнал . Том. 126, нет. 11 ноября 1999 г. с. 69.
- ^ «ЭКА Фирнас-142» . www.aviationsmilitaires.net (на французском языке).
- ^ «Алжир хочет продать эти самолеты Safir 43 и Firnas 142 (м…» Skyrock (на французском языке). 31 октября 2007 г. Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ «Флот ГФС» . gfs.gov.hk. Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ «Des avions... сделано в Алжире» . Aeronautique.ma . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Джаббс, Лесли Р. (2003). Учебный корпус авиации Королевских ВВС Австралии: сейчас курсанты ВВС Австралии в Западной Австралии, с 1941 по 2001 год . [ЛР Джаббс?]. OCLC 223680441 .
- ^ «Военная авиация». Новости Эйр-Британии . Эйр-Британия . Июль 2016. с. 1145. ISSN 0950-7442 .
- ^ Hatch Flight International , 29 ноября – 5 декабря 1989 г., с. 45.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 53.
- ^ « Хорватские военные летчики на чешских самолетах» (на хорватском языке). Национальный (еженедельный) . 3 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 г. Проверено 7 июля 2012 г.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 54.
- ^ «Венгрия закупает у Злина легкие самолеты» . Janes.com . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 114.
- ↑ «Злин Z-242». Архивировано 21 сентября 2011 года в Wayback Machine . Министерство обороны: Вооруженные силы Словении . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1975). Все самолеты мира Джейн 1975–76 (66-е ежегодное издание). Нью-Йорк: Franklin Watts Inc., с. 37. ИСБН 978-0531032503 .
- ^ " " ЛИСТ ДАННЫХ СЕРТИФИКАТА ТИПА EASA: EASA.A.027: Серия Z 42" . Европейское агентство авиационной безопасности , выпуск 7, 25 апреля 2016 г. Проверено 25 марта 2017 г.
- Библиография
- Хэтч, Пол. «ВВС мира 1989» . Рейс Интернешнл . № 29 ноября – 5 декабря 1989 г., стр. 37–106.
- Симпсон, RW (1995). Авиация общего назначения Airlife (второе изд.). Airlife Publishing Ltd. Шрусбери, Великобритания: ISBN 1-85310-577-5 .
- Симпсон, Род. «Известия гражданской авиации». Мир авиации Эйр Британия . № Осень 2021. с. 195.
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1971). Джейн «Все самолеты мира», 1971–72 гг . Лондон: Сэмпсон Лоу. ISBN 0-354-00094-2 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1980). Джейн «Все самолеты мира», 1980–81 гг . Лондон: Джейн. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Джексон, Пол (2003). Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2537-5 .
- «ВВС мира 2004» . Рейс Интернешнл . № 16–22 ноября 2004 г., стр. 41–100.
- ^ Официальный сайт Моравана . По состоянию на 31 октября 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]