НО 10
НО 10 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Легкий бомбардировщик и разведчик |
Производитель | Даржавна Аэропланна Работильница |
Первый полет | июль 1941 г. |
Статус | Прототип |
Основной пользователь | Болгарские ВВС |
Количество построенных | 2 |
ДАР 10 (ДАР 10) — болгарский лёгкий бомбардировщик и самолёт- разведчик . ДАР-10 предназначался для горизонтального и пикирующего бомбометания, разведки и наземных атак.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ДАР 10 был разработан Цветаном Лазаровым в 1938 году на заводе ДАР ( Даржавна Аэропланна Работильница , что буквально означает «Государственная авиастроительная мастерская») в Божуриште , недалеко от столицы Софии .
DAR 10 представлял собой одномоторный двухместный (пилот и стрелок) свободнонесущий низкоплан- моноплан традиционной компоновки. Два его сиденья располагались тандемом под закрытым остеклением. у него Хвостовое шасси было фиксированным, а основные колеса были расплющены . Крылья имели деревянную конструкцию, обтянутую фанерой . Закрылки не использовались.
Фюзеляж был сравнительно широким и глубоким , чтобы вместить носовой радиальный двигатель . Он был построен из стального трубчатого каркаса и деревянных каркасов, обтянутых тканью.
Использовались трехлопастные стальные гребные винты.
Было построено два прототипа с разными двигателями:
- DAR 10A Bekas ( по-болгарски : « бекас »), оснащенный девятицилиндровым радиальным двигателем Alfa Romeo 128 RC21 мощностью 950 л.с. (709 кВт). Это был первый полет DAR 10 2 июля 1941 года. [ 1 ] Он был спроектирован для установки четырех пулеметов (два фиксированных для стрельбы вперед и два для наводчика сзади). Он мог нести пять 100-кг бомб, установленных под крыльями. Также существовала возможность установки в носовой части фюзеляжа фиксированной 20-мм пушки, стреляющей вперед.
Этот самолет разбился в октябре 1942 года. [ 1 ] Несмотря на хорошие отзывы о полетах, этот тип не был выбран для производства. Вместо него для производства был выбран высокоплан КБ-11 «Фазан» .
- DAR 10F («F» обозначает двигатель Fiat), оснащенный 14-цилиндровым радиальным двигателем Fiat A 74 RC38 мощностью 870 л.с. (649 кВт). Этот самолет впервые поднялся в воздух в марте 1945 года. [ 1 ] Он был немного тяжелее и длиннее ДАР-10А. Его максимальная скорость составляла 454 км/ч (282 мили в час). Благодаря более прочной конструкции и пикирующим тормозам он мог использоваться и в качестве пикирующего бомбардировщика . Он мог быть оснащен двумя стационарными 20-мм пушками, установленными на фюзеляже, стреляющими вперед, двумя стационарными крыльевыми пулеметами и двумя пулеметами для наводчика. Он мог нести одну 500-кг (1100 фунтов) бомбу или одну 250-кг (551 фунт) и четыре 100-кг (110 фунтов). [ 1 ] Бомбы монтировались под фюзеляжем и крыльями.
ДАР-10 не был выбран для производства. Некоторые источники предполагают, что от него отказались в пользу немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87 Stuka, в то время как улучшенный DAR-10F не был выбран, поскольку Вторая мировая война закончилась, и Болгария имела доступ к обильным запасам современных советских самолетов, таких как Ильюшин. Ил-2 и Ил-10 . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- ДАР-10А
- Первый прототип с радиальным двигателем Alfa Romeo.
- ДАР-10Ф
- Второй прототип с радиальным двигателем Fiat.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (ДАР-10)
[ редактировать ]Данные из «Руководства Джейн по распознаванию самолетов». [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 31,3 фута (9,54 м)
- Размах крыльев : 40,0 футов (12,20 м).
- Высота: 10,8 футов (3,3 м)
- Площадь крыла: 239 футов² (22,2 м²)
- Пустой вес: 4063 фунта (1843 кг)
- Снаряженный вес: 5666 фунтов (2570 кг)
- Силовая установка: 1 × Alfa Romeo 128 RC21 , 950 л.с. (708 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость : 255 миль в час (410 км/ч)
- Дальность : 727 миль (1170 км)
- Практический потолок : 23 785 футов (7 250 м).
Вооружение
- 4 пулемета:
- 2x 7,92 мм закреплены в крыльях
- 2x 7,7 мм в задней верхней станции
- 1x 20-мм пушка в носу (?)
- 500-килограммовые бомбы
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бернад 2001, стр.29.
- ^ Рендалл, Дэвид (1995). Руководство Джейн по распознаванию самолетов . Глазго, Великобритания: HarperCollinsPublishers. п. 505 . ISBN 0-00-470980-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Бернад, Денес (июль – август 2001 г.). «Балканские птицы: тридцать пять лет болгарского авиастроения, часть первая». Энтузиаст авиации (94): 18–30. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Одномоторный самолет-тягач
- Низкоплан
- Болгарский бомбардировщик 1940-х годов.
- Болгарский военный самолет-разведчик 1940-х годов.
- ДАР самолет
- Болгарские легкие бомбардировщики времен Второй мировой войны.
- Болгарский самолет-разведчик времен Второй мировой войны.
- Самолет совершил первый полет в 1941 году.