Чадские ВВС
Чадские ВВС | |
---|---|
Чадские ВВС | |
![]() Опознавательный знак ВВС Чада | |
Основан | 1961 год |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 350 человек [1] |
Часть | Национальная армия Чада |
Помолвки | Гражданская война в Чаде (1965–1979) Чадско-ливийский конфликт Гражданская война в Чаде (2005–2010 гг.) Мятеж Боко Харам |
Знаки отличия | |
плавник вспышка | ![]() |
Самолет летал | |
Атака | Су-25 |
боец | МиГ-29 |
Вертолет | Ми-24 , Ми-17 , Eurocopter Fennec |
Разведка | Цессна 208 |
Тренер | Pilatus PC-9 , Pilatus PC-7 , SF.260 |
Транспорт | Антонов Ан-26 , C-130 Hercules , C-27J Spartan , Cessna 208 |
ВВС Чада ( араб . Chadian Air Force ) — авиационное подразделение Национальной армии Чада . Он был сформирован в 1961 году как Национальная эскадрилья Чада ( Escadrille Nationale Tchadienne или ENT).
Силы делят базу с французскими войсками в международном аэропорту Нджамены .
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]По состоянию на 1969 год национальная эскадрилья Чадиен была оснащена пятью грузовыми самолетами Douglas C-47 и тремя Max Holste MH.1521 Broussard самолетами связи . Большинство из них эксплуатировались французскими экипажами, поскольку местных пилотов было очень мало. [2] В середине 1970-х годов он был усилен шестью AD-4N Skyraiders , а также некоторыми дополнительными транспортниками C-47 и Douglas C-54 , общее число которых к тому времени достигло 13. Все они были подарены Францией, и большинство из них по-прежнему имели французский экипаж. три самолета Reims-Cessna FTB337 . В 1977 году также были поставлены [3]
Первые боевые действия
[ редактировать ]ЛОР участвовал в своих первых крупных боевых операциях в июне – июле 1977 года против поддерживаемых Ливией повстанцев ФРОЛИНАТ . После нападения на Зуар были начаты разведывательные миссии из аэропорта Фая-Ларжо . Первые боевые вылеты Skyraiders совершили 1 июля. По позициям повстанцев применялись бомбы, ракеты и пушки, но почти все задействованные самолеты были повреждены огнем с земли. На следующий день тактика была изменена: пилоты решили атаковать с высоты всего 60 м, высвободив все свое вооружение за один заход. Несмотря на то, что опасность ответного огня была уменьшена, несколько самолетов были повреждены взрывами бомб и ракет. 3 июля у Skyraider получил повреждение двигателя, и его пилот был вынужден приземлиться на заброшенной взлетно-посадочной полосе недалеко от Зуара. Его быстро подобрал его ведомый. Позже на борт C-47 прибыла группа технических специалистов и отремонтировала самолет, который вылетел на следующий день. Несмотря на усилия ЛОРа, 6 июля Зуар был захвачен ФРОЛИНАТОМ. [4]
После нескольких месяцев подготовки следующая крупная атака ФРОЛИНАТА произошла в январе 1978 года. Все гарнизоны АНТ в Тибести были захвачены. ФРОЛИНАТ и продвижение ливийской армии контролировались ЛОРом. Во время одного из таких вылетов, 29 января, самолет С-47, летевший на очень малой высоте, был сбит ПЗРК 9К32 «Стрела-2» (СА-7) и разбился; весь его экипаж погиб. На следующий день была организована спасательная операция: в Файя-Ларжо был переброшен самолет C-54 для поддержки одного вертолета Skyraider и одного вертолета легкой авиации SA 330 Puma французской армии . Однако через несколько минут после взлета из Фая-Ларжо С-54 был сбит двумя SA-7, а его пилот совершил вынужденную посадку при горении двух двигателей самолета. Все пять членов экипажа выжили и были подобраны вертолетом «Пума». Угроза SA-7 фактически положила конец операциям ЛОР в районе Файи. Без поддержки гарнизон города рухнул 18 февраля. [5]
Перед лицом нападения повстанцев, поддерживаемых Ливией, президент Чада генерал Феликс Маллум потребовал французского военного вмешательства. Французское правительство согласилось, и в начале апреля была начата операция «Тако» . ЛОР вернулся в бой 16 апреля во время наступления ФРОЛИНАТ на Салал вместе с самолетами французских ВВС . Один из его «Скайрейдеров» был сбит SA-7, а его пилот погиб. [5] Несмотря на то, что гарнизон ANT в Салале в конечном итоге был захвачен повстанцами, французская интервенция смогла остановить продвижение повстанцев к столице Нджамене . Это также обострило разногласия между различными повстанческими группировками. Ситуация достигла кульминации в конце лета 1978 года, когда Хиссена Хабре фракция , Вооруженные силы Севера ( Forces Armées du Nord или FAN ), дезертировала и присоединилась к правительственным силам. В свою очередь, Маллум назначил Хабре премьер-министром Чада. Однако этот союз просуществовал недолго, и в феврале 1979 года Хабре развернул свои силы вокруг Нджамены. Они начали атаку 11 февраля. ЛОР и дислоцированные там французские войска попытались помочь находящемуся в боевой готовности правительству Маллума. В ответ Хабре заявил, что не сможет гарантировать безопасность проживающих в городе иностранцев, если бомбардировки продолжатся. Это заставило французские войска прекратить бомбардировку. Затем иностранцев эвакуировали французские транспортные самолеты, а за ними и находившиеся там французские войска. Это привело к тому, что ЛОР полностью прекратил свою деятельность: не имея доступа к французскому персоналу, управлявшему его самолетами, он был де-факто расформирован. [6]
Восстановление
[ редактировать ]В 1984 году авиация Чада была преобразована в Armée de l'Air Tchadienne. Первыми самолетами восстановленных ВВС стали четыре Lockheed C-130 As, подаренные Соединенными Штатами. По состоянию на 1986 год он также эксплуатировал три C-47, один C-54, один CASA C-212 и два Pilatus PC-7 . В то время его командиром был капитан Морнаджи Мбаиссанабе, а численность личного состава составляла около 200 человек. В выполнении задач по техническому обслуживанию он зависел от французов, и большинство его пилотов были французами или заирцами, и лишь несколько чадцев. [7] Парк самолетов C-130 AAT широко использовался для поддержки войск FANT , дислоцированных на севере страны во время войны Toyota . [8] В конце 1987 года один из этих самолетов был брошен после того, как загорелся на взлетно-посадочной полосе недалеко от Йеббибу . [9]
Расширение
[ редактировать ]
После окончания чадско-ливийского конфликта отношения с Ливией были нормализованы в 1994 году. Начиная с середины 1990-х годов, ААТ начала медленно, но неуклонно расти. два подержанных самолета Aérospatiale Alouette III В 1995 году в Нидерландах были куплены два Ми-24 Д и один Ми-17 . В конце 1990-х годов также были закуплены . Ливия подарила за тот же период два Ан-26 и два SIAI-Marchetti SF.260 в 2006 году. Два Ми-24В были поставлены из Украины в 2000 году, а также четыре Ми-17 в 2001 и 2006 годах. 24В были поставлены из того же источника в 2007–2008 годах. Расширению AAT в этот период способствовали роялти от экспорта нефти, которые начались в середине 2000-х годов. В 2005 году один из двух PC-7, подаренных Францией в 1980-е годы, был отремонтирован компанией Griffon Aerospace, которая также купила еще один на гражданском рынке США. Затем та же компания приобрела один Pilatus PC-9 напрямую у швейцарского производителя Pilatus Aircraft и наняла около 50 французских, алжирских и мексиканских сотрудников для службы в AAT. Затем компания Griffon Aerospace приступила к модификации одного Ми-17В-5, трех Ми-24В и ПК-9 с узлами подвески, позволяющими нести их. Бомбы Mark 81 и Mark 82 , поставляемые из Пакистана. Три Ми-24В также были совместимы с очками ночного видения . Использование PC-9 в качестве оружия вызвало скандал в Швейцарии, поскольку правительство Чада пообещало, что он не будет использоваться в боевых целях. Это дело положило конец работе Griffon Aerospace в Чаде, и к марту 2008 года все ее сотрудники покинули страну. [10] [11]
Однако тем временем они участвовали в боевых действиях. Инструкторы по контракту летали с менее опытными чадскими пилотами, особенно во время ночных вылетов. Они также летали на Ми-17 и Ми-24 во время битвы за Нджамену в 2008 году , атакуя технику повстанцев . Одиночный PC-9 также совершал нападения в Дарфуре в январе 2008 года, несмотря на обещания правительства Чада. [11] [10] ААТ также активно участвовала в отражении вторжения повстанцев из соседнего Судана в 2009 году. [12] Суданские официальные лица также заявили, что во время конфликта авиация Чада совершила несколько налетов через границу с Суданом. [13] Громким приобретением этого периода стала партия из шести Су-25 (четыре одноместных и два двухместных самолета), поставленных из Украины в период с 2008 по 2010 год. Эта страна также предоставила значительную часть наемников, проходящих службу в ВВС, хотя личный состав Чада начал проходить обучение во Франции и Эфиопии, а в последние годы начал постепенно заменять иностранцев. Шесть Eurocopter Fennecs также были получены от ВВС Республики Сингапур в 2008–2010 годах. Именно тогда были созданы различные эскадрильи, в том числе по одной истребительной, связной, транспортной и вертолетной. [10] [11]
первый из трех МиГ-29 Еще четыре Су-25, закупленных в Украине, были поставлены в 2013 году, а в следующем году прибыл . Два Alenia C-27J Spartan также были приняты в состав в 2013–2014 годах. В 2015 году Су-25 ВВС Чада участвовали в боях против «Боко Харам» в соседних Камеруне и Нигерии. [10] Несколько самолетов и вертолетов были повреждены в результате урагана 1 июля 2017 года, обрушившегося на главную базу ВВС в международном аэропорту Нджамены . Сила шторма была усилена использованием тканевых покрытий ангара. Потери или повреждение техники включали три вертолета, ПК-12 , истребитель МиГ-29 и два Су-25 . штурмовика [14] [15] [16] [17] [18]
Самолет
[ редактировать ]

Текущий запас
[ редактировать ]Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | |||||
Mikoyan MiG-29 | Советский Союз | Многоцелевой боевой самолет | 3 | ||
Сухой Су-25 | Советский Союз | Легкая атака | 9 [19] | 2 использовались для тренировок [19] | |
ТАЙ Хюркуш | Турция | Легкая атака | С | 3 [19] | |
Транспорт | |||||
Цессна 208 | Соединенные Штаты | Транспорт / ISR | 4 [19] | ||
C-27J Спартанец | Италия | Коммунальный транспорт | 2 [19] | ||
Антонов Ан-26 | Советский Союз | Транспорт | 3 [19] | ||
С-130 Геркулес | Соединенные Штаты | Транспорт | С-130Н | 1 [19] | |
Вертолеты | |||||
Миль Ми-17 | Россия | Утилита | Ми-8/17/171 | 5 [19] | |
Тысяча Ми-24 | Советский Союз | Атака | 3 [19] | ||
Алуэтт III | Франция | Легкая утилита | 1 [19] | ||
Еврокоптер AS550 | Франция | Легкая утилита | 6 [19] | ||
Учебно-тренировочный самолет | |||||
Пилатус ПК-9 | Швейцария | Базовый/продвинутый тренер | 1 [19] | ||
Пилатус ПК-7 | Швейцария | Тренер | 2 [19] | ||
СИАИ-Маркетти SF.260 | Италия | Базовый тренер | 1 [19] | ||
БПЛА | |||||
ТАЙ Анка | Турция | БПЛА | Анка С | 2 [20] | |
ЭТО Аксунгур | Турция | БПЛА | 2 [21] |
Оперативной авиации сил может быть намного меньше, чем представляют официальные данные. Согласно сообщению газеты Le Figaro в апреле 2006 года, ВВС Чада состояли только из двух транспортных самолетов Lockheed C-130 Hercules , одного действующего вертолета Ми-17 и двух неработающих вертолетов Ми-24 . [22] Позже C-130 TT-PAF был потерян в результате аварии при посадке в Абеше 11 июня 2006 года. [23]
Инциденты
[ редактировать ]Сеть авиационной безопасности перечислила четыре инцидента в период с 1976 по 1987 год: один с участием Douglas DC-3 , Douglas DC-4, сбитого ракетой класса «земля-воздух» , а остальные два — с транспортными самолетами C-130 Hercules , один разбился во время штатного взлета, другой - при приземлении. [24]
В 2004 году, когда они перевозили журналистов и представителей ООН на встречу с Кофи Аннаном , один из чадских вертолетов вышел из строя и совершил жесткую посадку в пустыне. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Международный институт стратегических исследований (25 февраля 2021 г.). Военный баланс 2021 . Лондон : Рутледж . п. 457. ИСБН 9781032012278 .
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 27
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 34, XIII
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 34–35
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 35
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 36–37
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 38
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 43, 48, 52, 54
- ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 55–56
- ^ Перейти обратно: а б с д Делаланд, Арно (21 сентября 2017 г.). «Тяжелые времена для ВВС Чада» . Ключ Аэро .
- ^ Перейти обратно: а б с Купер, Том; Фонтанеллаз, Адриен (21 ноября 2016 г.). «Двое мужчин построили ВВС с нуля в Чаде» . Война – это скучно.
- ^ «Чад заявляет, что рейды в Судане прекращены, 100 человек взяты в плен» . Рейтер . 18 мая 2009 г. Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «Чад наносит авиаудары по суданскому Дарфуру» . Судан Трибьюн . 16 мая 2009 г. Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Экене, Лайонел (8 июля 2017 г.). «Военные силы Чада теряют половину своих [ sic ] ВВС» . Военная Африка . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ «ВВС Чада сильно пострадали от шторма» . www.defenceweb.co.za . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «635-й MMS помогает ВВС Чада преодолеть ущерб, нанесенный ИИ ураганом» . ВВС США в Европе и ВВС в Африке . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Самолет Чада серьезно пострадал от шторма» . Джейн 360 . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Буря, выходящая за рамки нормы в Чаде» . Offiziere.ch . 15 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2018 г. Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ «Церемония доставки HÜRKUŞ и ANKA в Чаде | SavunmaSanayiST» (на турецком языке). 11 августа 2023 г. Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ «Впервые была представлена чадская AKSUNGUR SIHA | SavunmaSanayiST» (на турецком языке). 21 апреля 2024 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Le Figaro – Живые новости и постоянная информация» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2006 г. Проверено 11 июля 2006 г.
- ^ «В результате крушения самолета армии Чада пять человек погибли и многие получили ранения» . 18 февраля 2022 г. Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс операторов > Чад > Force Aérienne Tchadienne» . Aviation-safety.net . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Путешествие с Кофи Аннаном» . Архивировано из оригинала 3 марта 2007 г. Проверено 29 декабря 2005 г. После ремонта он переправил морских пехотинцев США в Нигер. [1]
Источники
[ редактировать ]- Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN 978-1-909982-39-0 .
- Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2016). Ливийские воздушные войны, часть 3: 1986-1989 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN 978-1-910294-54-3 .
- Купер, Том и Вайнерт, Питер (2010). Африканские МиГи: Том I: от Анголы до Берега Слоновой Кости. ООО «Гарпия Паблишинг». ISBN 978-0-9825539-5-4 .