Jump to content

Чадские ВВС

Чадские ВВС
Чадские ВВС
Опознавательный знак ВВС Чада
Основан 1961 год ; 63 года назад ( 1961 )
Страна  Чад
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 350 человек [1]
Часть Национальная армия Чада
Помолвки Гражданская война в Чаде (1965–1979)
Чадско-ливийский конфликт
Гражданская война в Чаде (2005–2010 гг.)
Мятеж Боко Харам
Знаки отличия
плавник вспышка
Самолет летал
Атака Су-25
боец МиГ-29
Вертолет Ми-24 , Ми-17 , Eurocopter Fennec
Разведка Цессна 208
Тренер Pilatus PC-9 , Pilatus PC-7 , SF.260
Транспорт Антонов Ан-26 , C-130 Hercules , C-27J Spartan , Cessna 208

ВВС Чада ( араб . Chadian Air Force ) — авиационное подразделение Национальной армии Чада . Он был сформирован в 1961 году как Национальная эскадрилья Чада ( Escadrille Nationale Tchadienne или ENT).

Силы делят базу с французскими войсками в международном аэропорту Нджамены .

По состоянию на 1969 год национальная эскадрилья Чадиен была оснащена пятью грузовыми самолетами Douglas C-47 и тремя Max Holste MH.1521 Broussard самолетами связи . Большинство из них эксплуатировались французскими экипажами, поскольку местных пилотов было очень мало. [2] В середине 1970-х годов он был усилен шестью AD-4N Skyraiders , а также некоторыми дополнительными транспортниками C-47 и Douglas C-54 , общее число которых к тому времени достигло 13. Все они были подарены Францией, и большинство из них по-прежнему имели французский экипаж. три самолета Reims-Cessna FTB337 . В 1977 году также были поставлены [3]

Первые боевые действия

[ редактировать ]

ЛОР участвовал в своих первых крупных боевых операциях в июне – июле 1977 года против поддерживаемых Ливией повстанцев ФРОЛИНАТ . После нападения на Зуар были начаты разведывательные миссии из аэропорта Фая-Ларжо . Первые боевые вылеты Skyraiders совершили 1 июля. По позициям повстанцев применялись бомбы, ракеты и пушки, но почти все задействованные самолеты были повреждены огнем с земли. На следующий день тактика была изменена: пилоты решили атаковать с высоты всего 60 м, высвободив все свое вооружение за один заход. Несмотря на то, что опасность ответного огня была уменьшена, несколько самолетов были повреждены взрывами бомб и ракет. 3 июля у Skyraider получил повреждение двигателя, и его пилот был вынужден приземлиться на заброшенной взлетно-посадочной полосе недалеко от Зуара. Его быстро подобрал его ведомый. Позже на борт C-47 прибыла группа технических специалистов и отремонтировала самолет, который вылетел на следующий день. Несмотря на усилия ЛОРа, 6 июля Зуар был захвачен ФРОЛИНАТОМ. [4]

После нескольких месяцев подготовки следующая крупная атака ФРОЛИНАТА произошла в январе 1978 года. Все гарнизоны АНТ в Тибести были захвачены. ФРОЛИНАТ и продвижение ливийской армии контролировались ЛОРом. Во время одного из таких вылетов, 29 января, самолет С-47, летевший на очень малой высоте, был сбит ПЗРК 9К32 «Стрела-2» (СА-7) и разбился; весь его экипаж погиб. На следующий день была организована спасательная операция: в Файя-Ларжо был переброшен самолет C-54 для поддержки одного вертолета Skyraider и одного вертолета легкой авиации SA 330 Puma французской армии . Однако через несколько минут после взлета из Фая-Ларжо С-54 был сбит двумя SA-7, а его пилот совершил вынужденную посадку при горении двух двигателей самолета. Все пять членов экипажа выжили и были подобраны вертолетом «Пума». Угроза SA-7 фактически положила конец операциям ЛОР в районе Файи. Без поддержки гарнизон города рухнул 18 февраля. [5]

Перед лицом нападения повстанцев, поддерживаемых Ливией, президент Чада генерал Феликс Маллум потребовал французского военного вмешательства. Французское правительство согласилось, и в начале апреля была начата операция «Тако» . ЛОР вернулся в бой 16 апреля во время наступления ФРОЛИНАТ на Салал вместе с самолетами французских ВВС . Один из его «Скайрейдеров» был сбит SA-7, а его пилот погиб. [5] Несмотря на то, что гарнизон ANT в Салале в конечном итоге был захвачен повстанцами, французская интервенция смогла остановить продвижение повстанцев к столице Нджамене . Это также обострило разногласия между различными повстанческими группировками. Ситуация достигла кульминации в конце лета 1978 года, когда Хиссена Хабре фракция , Вооруженные силы Севера ( Forces Armées du Nord или FAN ), дезертировала и присоединилась к правительственным силам. В свою очередь, Маллум назначил Хабре премьер-министром Чада. Однако этот союз просуществовал недолго, и в феврале 1979 года Хабре развернул свои силы вокруг Нджамены. Они начали атаку 11 февраля. ЛОР и дислоцированные там французские войска попытались помочь находящемуся в боевой готовности правительству Маллума. В ответ Хабре заявил, что не сможет гарантировать безопасность проживающих в городе иностранцев, если бомбардировки продолжатся. Это заставило французские войска прекратить бомбардировку. Затем иностранцев эвакуировали французские транспортные самолеты, а за ними и находившиеся там французские войска. Это привело к тому, что ЛОР полностью прекратил свою деятельность: не имея доступа к французскому персоналу, управлявшему его самолетами, он был де-факто расформирован. [6]

Восстановление

[ редактировать ]

В 1984 году авиация Чада была преобразована в Armée de l'Air Tchadienne. Первыми самолетами восстановленных ВВС стали четыре Lockheed C-130 As, подаренные Соединенными Штатами. По состоянию на 1986 год он также эксплуатировал три C-47, один C-54, один CASA C-212 и два Pilatus PC-7 . В то время его командиром был капитан Морнаджи Мбаиссанабе, а численность личного состава составляла около 200 человек. В выполнении задач по техническому обслуживанию он зависел от французов, и большинство его пилотов были французами или заирцами, и лишь несколько чадцев. [7] Парк самолетов C-130 AAT широко использовался для поддержки войск FANT , дислоцированных на севере страны во время войны Toyota . [8] В конце 1987 года один из этих самолетов был брошен после того, как загорелся на взлетно-посадочной полосе недалеко от Йеббибу . [9]

Расширение

[ редактировать ]
Чадский МиГ-29 приземлился в международном аэропорту Львова с тормозным парашютом . развернутым

После окончания чадско-ливийского конфликта отношения с Ливией были нормализованы в 1994 году. Начиная с середины 1990-х годов, ААТ начала медленно, но неуклонно расти. два подержанных самолета Aérospatiale Alouette III В 1995 году в Нидерландах были куплены два Ми-24 Д и один Ми-17 . В конце 1990-х годов также были закуплены . Ливия подарила за тот же период два Ан-26 и два SIAI-Marchetti SF.260 в 2006 году. Два Ми-24В были поставлены из Украины в 2000 году, а также четыре Ми-17 в 2001 и 2006 годах. 24В были поставлены из того же источника в 2007–2008 годах. Расширению AAT в этот период способствовали роялти от экспорта нефти, которые начались в середине 2000-х годов. В 2005 году один из двух PC-7, подаренных Францией в 1980-е годы, был отремонтирован компанией Griffon Aerospace, которая также купила еще один на гражданском рынке США. Затем та же компания приобрела один Pilatus PC-9 напрямую у швейцарского производителя Pilatus Aircraft и наняла около 50 французских, алжирских и мексиканских сотрудников для службы в AAT. Затем компания Griffon Aerospace приступила к модификации одного Ми-17В-5, трех Ми-24В и ПК-9 с узлами подвески, позволяющими нести их. Бомбы Mark 81 и Mark 82 , поставляемые из Пакистана. Три Ми-24В также были совместимы с очками ночного видения . Использование PC-9 в качестве оружия вызвало скандал в Швейцарии, поскольку правительство Чада пообещало, что он не будет использоваться в боевых целях. Это дело положило конец работе Griffon Aerospace в Чаде, и к марту 2008 года все ее сотрудники покинули страну. [10] [11]

Однако тем временем они участвовали в боевых действиях. Инструкторы по контракту летали с менее опытными чадскими пилотами, особенно во время ночных вылетов. Они также летали на Ми-17 и Ми-24 во время битвы за Нджамену в 2008 году , атакуя технику повстанцев . Одиночный PC-9 также совершал нападения в Дарфуре в январе 2008 года, несмотря на обещания правительства Чада. [11] [10] ААТ также активно участвовала в отражении вторжения повстанцев из соседнего Судана в 2009 году. [12] Суданские официальные лица также заявили, что во время конфликта авиация Чада совершила несколько налетов через границу с Суданом. [13] Громким приобретением этого периода стала партия из шести Су-25 (четыре одноместных и два двухместных самолета), поставленных из Украины в период с 2008 по 2010 год. Эта страна также предоставила значительную часть наемников, проходящих службу в ВВС, хотя личный состав Чада начал проходить обучение во Франции и Эфиопии, а в последние годы начал постепенно заменять иностранцев. Шесть Eurocopter Fennecs также были получены от ВВС Республики Сингапур в 2008–2010 годах. Именно тогда были созданы различные эскадрильи, в том числе по одной истребительной, связной, транспортной и вертолетной. [10] [11]

первый из трех МиГ-29 Еще четыре Су-25, закупленных в Украине, были поставлены в 2013 году, а в следующем году прибыл . Два Alenia C-27J Spartan также были приняты в состав в 2013–2014 годах. В 2015 году Су-25 ВВС Чада участвовали в боях против «Боко Харам» в соседних Камеруне и Нигерии. [10] Несколько самолетов и вертолетов были повреждены в результате урагана 1 июля 2017 года, обрушившегося на главную базу ВВС в международном аэропорту Нджамены . Сила шторма была усилена использованием тканевых покрытий ангара. Потери или повреждение техники включали три вертолета, ПК-12 , истребитель МиГ-29 и два Су-25 . штурмовика [14] [15] [16] [17] [18]

Су-25 в международном аэропорту Нджамены
Ан-26 на взлетной полосе

Текущий запас

[ редактировать ]
Самолет Источник Тип Вариант В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
Mikoyan MiG-29 Советский Союз Многоцелевой боевой самолет 3
Сухой Су-25 Советский Союз Легкая атака 9 [19] 2 использовались для тренировок [19]
ТАЙ Хюркуш Турция Легкая атака С 3 [19]
Транспорт
Цессна 208 Соединенные Штаты Транспорт / ISR 4 [19]
C-27J Спартанец Италия Коммунальный транспорт 2 [19]
Антонов Ан-26 Советский Союз Транспорт 3 [19]
С-130 Геркулес Соединенные Штаты Транспорт С-130Н 1 [19]
Вертолеты
Миль Ми-17 Россия Утилита Ми-8/17/171 5 [19]
Тысяча Ми-24 Советский Союз Атака 3 [19]
Алуэтт III Франция Легкая утилита 1 [19]
Еврокоптер AS550 Франция Легкая утилита 6 [19]
Учебно-тренировочный самолет
Пилатус ПК-9 Швейцария Базовый/продвинутый тренер 1 [19]
Пилатус ПК-7 Швейцария Тренер 2 [19]
СИАИ-Маркетти SF.260 Италия Базовый тренер 1 [19]
БПЛА
ТАЙ Анка Турция БПЛА Анка С 2 [20]
ЭТО Аксунгур Турция БПЛА 2 [21]

Оперативной авиации сил может быть намного меньше, чем представляют официальные данные. Согласно сообщению газеты Le Figaro в апреле 2006 года, ВВС Чада состояли только из двух транспортных самолетов Lockheed C-130 Hercules , одного действующего вертолета Ми-17 и двух неработающих вертолетов Ми-24 . [22] Позже C-130 TT-PAF был потерян в результате аварии при посадке в Абеше 11 июня 2006 года. [23]

Инциденты

[ редактировать ]

Сеть авиационной безопасности перечислила четыре инцидента в период с 1976 по 1987 год: один с участием Douglas DC-3 , Douglas DC-4, сбитого ракетой класса «земля-воздух» , а остальные два — с транспортными самолетами C-130 Hercules , один разбился во время штатного взлета, другой - при приземлении. [24]

В 2004 году, когда они перевозили журналистов и представителей ООН на встречу с Кофи Аннаном , один из чадских вертолетов вышел из строя и совершил жесткую посадку в пустыне. [25]

  1. ^ Международный институт стратегических исследований (25 февраля 2021 г.). Военный баланс 2021 . Лондон : Рутледж . п. 457. ИСБН  9781032012278 .
  2. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 27
  3. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 34, XIII
  4. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 34–35
  5. ^ Перейти обратно: а б Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , с. 35
  6. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2015 , стр. 36–37
  7. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 38
  8. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 43, 48, 52, 54
  9. ^ Купер, Грандолини и Делаланд 2016 , стр. 55–56
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Делаланд, Арно (21 сентября 2017 г.). «Тяжелые времена для ВВС Чада» . Ключ Аэро .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Купер, Том; Фонтанеллаз, Адриен (21 ноября 2016 г.). «Двое мужчин построили ВВС с нуля в Чаде» . Война – это скучно.
  12. ^ «Чад заявляет, что рейды в Судане прекращены, 100 человек взяты в плен» . Рейтер . 18 мая 2009 г. Проверено 19 февраля 2022 г.
  13. ^ «Чад наносит авиаудары по суданскому Дарфуру» . Судан Трибьюн . 16 мая 2009 г. Проверено 8 июля 2019 г.
  14. ^ Экене, Лайонел (8 июля 2017 г.). «Военные силы Чада теряют половину своих [ sic ] ВВС» . Военная Африка . Проверено 12 декабря 2019 г.
  15. ^ «ВВС Чада сильно пострадали от шторма» . www.defenceweb.co.za . Проверено 8 мая 2018 г.
  16. ^ «635-й MMS помогает ВВС Чада преодолеть ущерб, нанесенный ИИ ураганом» . ВВС США в Европе и ВВС в Африке . Проверено 8 мая 2018 г.
  17. ^ «Самолет Чада серьезно пострадал от шторма» . Джейн 360 . Проверено 8 мая 2018 г.
  18. ^ «Буря, выходящая за рамки нормы в Чаде» . Offiziere.ch . 15 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2018 г. Проверено 8 мая 2018 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 26 марта 2024 г.
  20. ^ «Церемония доставки HÜRKUŞ и ANKA в Чаде | SavunmaSanayiST» (на турецком языке). 11 августа 2023 г. Проверено 12 августа 2023 г.
  21. ^ «Впервые была представлена ​​чадская AKSUNGUR SIHA | SavunmaSanayiST» (на турецком языке). 21 апреля 2024 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
  22. ^ «Le Figaro – Живые новости и постоянная информация» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2006 г. Проверено 11 июля 2006 г.
  23. ^ «В результате крушения самолета армии Чада пять человек погибли и многие получили ранения» . 18 февраля 2022 г. Проверено 18 февраля 2022 г.
  24. ^ Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс операторов > Чад > Force Aérienne Tchadienne» . Aviation-safety.net . Проверено 8 июля 2019 г.
  25. ^ «Путешествие с Кофи Аннаном» . Архивировано из оригинала 3 марта 2007 г. Проверено 29 декабря 2005 г. После ремонта он переправил морских пехотинцев США в Нигер. [1]

Источники

[ редактировать ]
  • Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2015). Ливийские воздушные войны, часть 1: 1973-1985 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN  978-1-909982-39-0 .
  • Купер, Том; Грандолини, Альберт; Делаланд, Арно (2016). Ливийские воздушные войны, часть 3: 1986-1989 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN  978-1-910294-54-3 .
  • Купер, Том и Вайнерт, Питер (2010). Африканские МиГи: Том I: от Анголы до Берега Слоновой Кости. ООО «Гарпия Паблишинг». ISBN   978-0-9825539-5-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f247084d45ad91707faed6305243735__1722618480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/35/1f247084d45ad91707faed6305243735.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chadian Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)