Локхид С-130 Геркулес
С-130 Геркулес | |
---|---|
ВВС США C-130E | |
Роль | Тактический авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | |
Первый полет | 23 августа 1954 г |
Введение | декабрь 1956 г. [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС США
|
Произведено | 1954 – настоящее время |
Количество построенных | 2500+ по состоянию на 2015 год [ 2 ] |
Варианты |
Lockheed C-130 Hercules — американский четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет, разработанный и построенный компанией Lockheed (ныне Lockheed Martin ). Способный использовать для взлета и посадки неподготовленные взлетно-посадочные полосы , С-130 изначально проектировался как десантный, медицинский и транспортно-грузовой самолет . Универсальный планер нашел применение и в других целях, в том числе в качестве боевого корабля ( AC-130 ), для воздушного десанта , поисково-спасательных операций , поддержки научных исследований, разведки погоды, дозаправки в воздухе , морского патрулирования и тушения пожаров с воздуха . В настоящее время это основной тактический авиалайнер многих вооруженных сил по всему миру. Более 40 вариантов Hercules, включая гражданские версии, продаваемые как Lockheed L-100 , эксплуатируются более чем в 60 странах.
C-130 поступил на вооружение США в 1956 году, затем последовали Австралия и многие другие страны. За годы службы «Геркулес» участвовал в многочисленных военных, гражданских и гуманитарных операциях по оказанию помощи. В 2007 году транспорт стал пятым самолетом. [ № 1 ] в ознаменование 50-летия непрерывной эксплуатации у своего первоначального основного заказчика, которым для C-130 являются ВВС США (USAF). C-130 является старейшим непрерывно выпускаемым военным самолетом за более чем 60 лет, а обновленный Lockheed Martin C-130J Super Hercules будет производиться с 2023 года. [update]. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2014 г. ) |
Предыстория и требования
[ редактировать ]Корейская война показала, что Второй мировой войны времен с поршневыми двигателями транспортные средства — летающие товарные вагоны Fairchild C-119 , Douglas C-47 Skytrains и Curtiss C-46 Commandos — больше не подходят. 2 февраля 1951 года ВВС США выпустили Общие эксплуатационные требования (GOR) для нового транспорта для компаний Boeing , Douglas , Fairchild , Lockheed , Martin , Chase Aircraft , North American , Northrop и Airlifts Inc.
Новый транспорт будет вмещать 92 пассажира, 72 боевых солдата или 64 десантника в грузовом отсеке длиной примерно 41 фут (12 м), высотой 9 футов (2,7 м) и шириной 10 футов (3,0 м). В отличие от транспортных средств, созданных на базе пассажирских авиалайнеров, он должен был проектироваться именно как боевой транспортный с загрузкой с откидной погрузочной рампы в задней части фюзеляжа. Заметным достижением для больших самолетов стало внедрение турбовинтовой силовой установки Allison T56 , разработанной для C-130. Он давал самолету большую дальность полета, чем турбореактивный двигатель, поскольку потреблял меньше топлива. [ 4 ] [ 5 ] Турбовинтовые двигатели также производили гораздо больше мощности для своего веса, чем поршневые двигатели. Однако конфигурация турбовинтового двигателя, выбранная для T56, с пропеллером, соединенным с компрессором, могла привести к разрушению конструкции самолета в случае отказа двигателя. Необходимо было установить предохранительные устройства, чтобы уменьшить чрезмерное сопротивление винта ветряной мельницы. [ 4 ] [ 5 ]
Этап проектирования
[ редактировать ]Hercules напоминает более крупную четырехмоторную версию Fairchild C-123 Provider с аналогичной компоновкой крыла и грузовой рампы. C-123 произошел от Chase XCG-20 Avitruc, впервые поднявшегося в воздух в 1950 году. [ 6 ] [ 7 ] Boeing C-97 Stratofreighter имел задние аппарели, что позволяло загонять транспортные средства на самолет (также это возможно с передней аппарелью на C-124 ). Рампа на «Геркулесе» также использовалась для сброса грузов с воздуха, включая маловысотную парашютную систему для танков «Шеридан» и даже сбрасывание больших импровизированных бомб « маргаритки ». Новый грузовой самолет Lockheed имел дальность полета 1100 миль (1270 миль; 2040 км) и мог действовать с коротких и неподготовленных полос.
Fairchild, North American, Martin, and Northrop declined to participate. The remaining five companies tendered a total of ten designs: Lockheed two, Boeing one, Chase three, Douglas three, and Airlifts Inc. one. The contest was a close affair between the lighter of the two Lockheed (preliminary project designation L-206) proposals and a four-turboprop Douglas design.
The Lockheed design team was led by Willis Hawkins, starting with a 130-page proposal for the Lockheed L-206.[8] Hall Hibbard, Lockheed vice president and chief engineer, saw the proposal and directed it to Kelly Johnson, who did not care for the low-speed, unarmed aircraft, and remarked, "If you sign that letter, you will destroy the Lockheed Company."[8] Both Hibbard and Johnson signed the proposal and the company won the contract for the now-designated Model 82 on 2 July 1951.[9]
The first flight of the YC-130 prototype was made on 23 August 1954 from the Lockheed plant in Burbank, California. The aircraft, serial number 53-3397, was the second prototype, but the first of the two to fly. The YC-130 was piloted by Stanley Beltz and Roy Wimmer on its 61-minute flight to Edwards Air Force Base; Jack Real and Dick Stanton served as flight engineers. Kelly Johnson flew chase in a Lockheed P2V Neptune.[10]
After the two prototypes were completed, production began in Marietta, Georgia, where over 2,300 C-130s have been built through 2009.[11]
The initial production model, the C-130A, was powered by Allison T56-A-9 turboprops with three-blade propellers and originally equipped with the blunt nose of the prototypes. Deliveries began in December 1956, continuing until the introduction of the C-130B model in 1959. Some A-models were equipped with skis and re-designated C-130D. As the C-130A became operational with Tactical Air Command (TAC), the C-130's lack of range became apparent and additional fuel capacity was added with wing pylon-mounted tanks outboard of the engines; this added 6,000 pounds (2,700 kg) of fuel capacity for a total capacity of 40,000 pounds (18,000 kg).[12]
Improved versions
[edit]The C-130B model was developed to complement the A-models that had previously been delivered, and incorporated new features, particularly increased fuel capacity in the form of auxiliary tanks built into the center wing section and an AC electrical system. Four-bladed Hamilton Standard propellers replaced the Aero Products' three-blade propellers that distinguished the earlier A-models. The C-130B had ailerons operated by hydraulic pressure that was increased from 2,050 to 3,000 psi (14.1 to 20.7 MPa), as well as uprated engines and four-blade propellers that were standard until the J-model.
The B model was originally intended to have "blown controls", a system that blows high-pressure air over the control surfaces to improve their effectiveness during slow flight. It was tested on an NC-130B prototype aircraft with a pair of T-56 turbines providing high-pressure air through a duct system to the control surfaces and flaps during landing. This greatly reduced landing speed to just 63 knots and cut landing distance in half. The system never entered service because it did not improve takeoff performance by the same margin, making the landing performance pointless if the aircraft could not also take off from where it had landed.[13]
An electronic reconnaissance variant of the C-130B was designated C-130B-II. A total of 13 aircraft were converted. The C-130B-II was distinguished by its false external wing fuel tanks, which were disguised signals intelligence (SIGINT) receiver antennas. These pods were slightly larger than the standard wing tanks found on other C-130Bs. Most aircraft featured a swept blade antenna on the upper fuselage, as well as extra wire antennas between the vertical fin and upper fuselage not found on other C-130s. Radio call numbers on the tail of these aircraft were regularly changed to confuse observers and disguise their true mission.
The extended-range C-130E model entered service in 1962 after it was developed as an interim long-range transport for the Military Air Transport Service. Essentially a B-model, the new designation was the result of the installation of 1,360 US gallons (5,100 litres) Sargent Fletcher external fuel tanks under each wing's midsection and more powerful Allison T56-A-7A turboprops. The hydraulic boost pressure to the ailerons was reduced back to 2,050 psi (14.1 MPa) as a consequence of the external tanks' weight in the middle of the wingspan. The E model also featured structural improvements, avionics upgrades, and a higher gross weight. Australia took delivery of 12 C130E Hercules during 1966–67 to supplement the 12 C-130A models already in service with the RAAF. Sweden and Spain fly the TP-84T version of the C-130E fitted for aerial refueling capability.
The KC-130 tankers, originally C-130F procured for the US Marine Corps (USMC) in 1958 (under the designation GV-1) are equipped with a removable 3,600 US gallons (14,000 L) stainless steel fuel tank carried inside the cargo compartment. The two wing-mounted hose and drogue aerial refueling pods each transfer up to 300 US gallons per minute (1,100 L/min) to two aircraft simultaneously, allowing for rapid cycle times of multiple-receiver aircraft formations, (a typical tanker formation of four aircraft in less than 30 minutes). The US Navy's C-130G has increased structural strength allowing higher gross weight operation.
Further developments
[edit]The C-130H model has updated Allison T56-A-15 turboprops, a redesigned outer wing, updated avionics, and other minor improvements. Later H models had a new, fatigue-life-improved, center wing that was retrofitted to many earlier H-models. For structural reasons, some models are required to land with reduced amounts of fuel when carrying heavy cargo, reducing usable range.[14]
The H model remains in widespread use with the United States Air Force (USAF) and many foreign air forces. Initial deliveries began in 1964 (to the RNZAF), remaining in production until 1996. An improved C-130H was introduced in 1974, with Australia purchasing 12 of the type in 1978 to replace the original 12 C-130A models, which had first entered Royal Australian Air Force (RAAF) service in 1958. The U.S. Coast Guard employs the HC-130H for long-range search and rescue, drug interdiction, illegal migrant patrols, homeland security, and logistics.
C-130H models produced from 1992 to 1996 were designated as C-130H3 by the USAF, with the "3" denoting the third variation in design for the H series. Improvements included ring laser gyros for the INUs, GPS receivers, a partial glass cockpit (ADI and HSI instruments), a more capable APN-241 color radar, night vision device compatible instrument lighting, and an integrated radar and missile warning system. The electrical system upgrade included Generator Control Units (GCU) and Bus Switching units (BSU) to provide stable power to the more sensitive upgraded components.[15]
The equivalent model for export to the UK is the C-130K, known by the Royal Air Force (RAF) as the Hercules C.1. The C-130H-30 (Hercules C.3 in RAF service) is a stretched version of the original Hercules, achieved by inserting a 100 in (2.5 m) plug aft of the cockpit and an 80 in (2.0 m) plug at the rear of the fuselage. A single C-130K was purchased by the Met Office for use by its Meteorological Research Flight, where it was classified as the Hercules W.2. This aircraft was heavily modified, with its most prominent feature being the long red and white striped atmospheric probe on the nose and the move of the weather radar into a pod above the forward fuselage. This aircraft, named Snoopy, was withdrawn in 2001 and was then modified by Marshall of Cambridge Aerospace as a flight testbed for the A400M turbine engine, the TP400. The C-130K is used by the RAF Falcons for parachute drops. Three C-130Ks (Hercules C Mk.1P) were upgraded and sold to the Austrian Air Force in 2002.[16]
Enhanced models
[edit]The MC-130E Combat Talon was developed for the USAF during the Vietnam War to support special operations missions in Southeast Asia, and led to both the MC-130H Combat Talon II as well as a family of other special missions aircraft. 37 of the earliest models currently operating with the Air Force Special Operations Command (AFSOC) are scheduled to be replaced by new-production MC-130J versions. The EC-130 Commando Solo is another special missions variant within AFSOC, albeit operated solely by an AFSOC-gained wing in the Pennsylvania Air National Guard, and is a psychological operations/information operations (PSYOP/IO) platform equipped as an aerial radio station and television stations able to transmit messaging over commercial frequencies. Other versions of the EC-130, most notably the EC-130H Compass Call, are also special variants, but are assigned to the Air Combat Command (ACC). The AC-130 gunship was first developed during the Vietnam War to provide close air support and other ground-attack duties.
The HC-130 is a family of long-range search and rescue variants used by the USAF and the U.S. Coast Guard. Equipped for the deep deployment of Pararescuemen (PJs), survival equipment, and (in the case of USAF versions) aerial refueling of combat rescue helicopters, HC-130s are usually the on-scene command aircraft for combat SAR missions (USAF only) and non-combat SAR (USAF and USCG). Early USAF versions were also equipped with the Fulton surface-to-air recovery system, designed to pull a person off the ground using a wire strung from a helium balloon. The John Wayne movie The Green Berets features its use. The Fulton system was later removed when aerial refueling of helicopters proved safer and more versatile. The movie The Perfect Storm depicts a real-life SAR mission involving aerial refueling of a New York Air National Guard HH-60G by a New York Air National Guard HC-130P.
The C-130R and C-130T are U.S. Navy and USMC models, both equipped with underwing external fuel tanks. The USN C-130T is similar but has additional avionics improvements. In both models, aircraft are equipped with Allison T56-A-16 engines. The USMC versions are designated KC-130R or KC-130T when equipped with underwing refueling pods and pylons and are fully night vision system compatible.
The RC-130 is a reconnaissance version developed during the Cold War. Sometimes called "ferret" aircraft, these planes were initially retrofitted standard C-130s.[17]
The Lockheed L-100 (L-382) is a civilian variant, equivalent to a C-130E model without military equipment. The L-100 also has two stretched versions.
Next generation
[edit]In the 1970s, Lockheed proposed a C-130 variant with turbofan engines rather than turboprops, but the U.S. Air Force preferred the takeoff performance of the existing aircraft. In the 1980s, the C-130 was intended to be replaced by the Advanced Medium STOL Transport project. The project was canceled and the C-130 has remained in production.
Building on lessons learned, Lockheed Martin modified a commercial variant of the C-130 into a High Technology Test Bed (HTTB). This test aircraft set numerous short takeoff and landing performance records and significantly expanded the database for future derivatives of the C-130.[18] Modifications made to the HTTB included extended chord ailerons, a long chord rudder, fast-acting double-slotted trailing edge flaps, a high-camber wing leading edge extension, a larger dorsal fin and dorsal fins, the addition of three spoiler panels to each wing upper surface, a long-stroke main and nose landing gear system, and changes to the flight controls and a change from direct mechanical linkages assisted by hydraulic boost, to fully powered controls, in which the mechanical linkages from the flight station controls operated only the hydraulic control valves of the appropriate boost unit.[19]
The HTTB first flew on 19 June 1984, with civil registration of N130X. After demonstrating many new technologies, some of which were applied to the C-130J, the HTTB was lost in a fatal accident on 3 February 1993, at Dobbins Air Reserve Base, in Marietta, Georgia.[20] The crash was attributed to disengagement of the rudder fly-by-wire flight control system, resulting in a total loss of rudder control capability while conducting ground minimum control speed tests (Vmcg). The disengagement was a result of the inadequate design of the rudder's integrated actuator package by its manufacturer; the operator's insufficient system safety review failed to consider the consequences of the inadequate design to all operating regimes. A factor that contributed to the accident was the flight crew's lack of engineering flight test training.[21]
In the 1990s, the improved C-130J Super Hercules was developed by Lockheed (later Lockheed Martin). This model is the newest version and the only model in production. Externally similar to the classic Hercules in general appearance, the J model has new turboprop engines, six-bladed propellers, digital avionics, and other new systems.[22]
Upgrades and changes
[edit]In 2000, Boeing was awarded a US$1.4 billion contract to develop an Avionics Modernization Program kit for the C-130. The program was beset with delays and cost overruns until project restructuring in 2007.[23] In September 2009, it was reported that the planned Avionics Modernization Program (AMP) upgrade to the older C-130s would be dropped to provide more funds for the F-35, CV-22 and airborne tanker replacement programs.[24] However, in June 2010, Department of Defense approved funding for the initial production of the AMP upgrade kits.[25][26] Under the terms of this agreement, the USAF has cleared Boeing to begin low-rate initial production (LRIP) for the C-130 AMP. A total of 198 aircraft are expected to feature the AMP upgrade. The current cost per aircraft is US$14 million, although Boeing expects that this price will drop to US$7 million for the 69th aircraft.[23]
In the 2000s, Lockheed Martin and the U.S. Air Force began outfitting and retrofitting C-130s with the eight-blade UTC Aerospace Systems NP2000 propellers.[27] An engine enhancement program saving fuel and providing lower temperatures in the T56 engine has been approved, and the US Air Force expects to save $2 billion (~$2.58 billion in 2023) and extend the fleet life.[28]
In 2021, the Air Force Research Laboratory demonstrated the Rapid Dragon system which transforms the C-130 into a lethal strike platform capable of launching 12 JASSM-ER with 500 kg warheads from a standoff distance of 925 km (575 mi). Future anticipated improvements support includes support for JDAM-ER, mine laying, drone dispersal as well as improved standoff range when 1,900 km (1,200 mi) JASSM-XR become available in 2024.[29][30]
Replacement
[edit]In October 2010, the U.S. Air Force released a capability request for information (CRFI) for the development of a new airlifter to replace the C-130. The new aircraft was to carry a 190% greater payload and assume the mission of mounted vertical maneuver (MVM). The greater payload and mission would enable it to carry medium-weight armored vehicles and unload them at locations without long runways. Various options were under consideration, including new or upgraded fixed-wing designs, rotorcraft, tiltrotors, or even an airship. The C-130 fleet of around 450 planes would be replaced by only 250 aircraft.[31] The Air Force had attempted to replace the C-130 in the 1970s through the Advanced Medium STOL Transport project, which resulted in the C-17 Globemaster III that instead replaced the C-141 Starlifter.[32]
The Air Force Research Laboratory funded Lockheed Martin and Boeing demonstrators for the Speed Agile concept, which had the goal of making a STOL aircraft that could take off and land at speeds as low as 70 kn (130 km/h; 81 mph) on airfields less than 2,000 ft (610 m) long and cruise at Mach 0.8-plus. Boeing's design used upper-surface blowing from embedded engines on the inboard wing and blown flaps for circulation control on the outboard wing. Lockheed's design also used blown flaps outboard, but inboard used patented reversing ejector nozzles.[33]
Boeing's design completed over 2,000 hours of wind tunnel tests in late 2009. It was a 5 percent-scale model of a narrow body design with a 55,000 lb (25,000 kg) payload. When the AFRL increased the payload requirement to 65,000 lb (29,000 kg), they tested a 5 percent-scale model of a widebody design with a 303,000 lb (137,000 kg) take-off gross weight and an "A400M-size" 158 in (4.0 m) wide cargo box. It would be powered by four IAE V2533 turbofans.[33]
In August 2011, the AFRL released pictures of the Lockheed Speed Agile concept demonstrator. A 23% scale model went through wind tunnel tests to demonstrate its hybrid powered lift, which combined a low drag airframe with simple mechanical assembly to reduce weight and improve aerodynamics. The model had four engines, including two Williams FJ44 turbofans.[32][34] On 26 March 2013, Boeing was granted a patent for its swept-wing powered lift aircraft.[35]
In January 2014, Air Mobility Command, Air Force Materiel Command and the Air Force Research Lab were in the early stages of defining requirements for the C-X next generation airlifter program[36] to replace both the C-130 and C-17. The aircraft would be produced from the early 2030s to the 2040s.[37]
Operational history
[edit]Military
[edit]The first production batch of C-130A aircraft were delivered beginning in 1956 to the 463d Troop Carrier Wing at Ardmore AFB, Oklahoma, and the 314th Troop Carrier Wing at Sewart AFB, Tennessee. Six additional squadrons were assigned to the 322d Air Division in Europe and the 315th Air Division in the Far East. Additional aircraft were modified for electronics intelligence work and assigned to Rhein-Main Air Base, Germany while modified RC-130As were assigned to the Military Air Transport Service (MATS) photo-mapping division. The C-130A entered service with the U.S. Air Force in December 1956.[38]
In 1958, a U.S. reconnaissance C-130A-II of the 7406th Support Squadron was shot down over Armenia by four Soviet MiG-17s along the Turkish-Armenian border during a routine mission.[39]
Australia became the first non-American operator of the Hercules with 12 examples being delivered from late 1958. The Royal Canadian Air Force became another early user with the delivery of four B-models (Canadian designation CC-130 Mk I) in October / November 1960.[40]
In 1963, a Hercules achieved and still holds the record for the largest and heaviest aircraft to land on an aircraft carrier.[41] During October and November that year, a USMC KC-130F (BuNo 149798), loaned to the U.S. Naval Air Test Center, made 29 touch-and-go landings, 21 unarrested full-stop landings and 21 unassisted take-offs on Forrestal at a number of different weights. The pilot, Lieutenant (later Rear Admiral) James H. Flatley III, USN, was awarded the Distinguished Flying Cross for his role in this test series. The tests were highly successful, but the aircraft was not deployed this way.[citation needed] Flatley denied that C-130 was tested for carrier onboard delivery (COD) operations, or for delivering nuclear weapons. He said that the intention was to support the Lockheed U-2, also being tested on carriers.[42] The Hercules used in the test, most recently in service with Marine Aerial Refueler Squadron 352 (VMGR-352) until 2005, is now part of the collection of the National Museum of Naval Aviation at NAS Pensacola, Florida.[citation needed]
In 1964, C-130 crews from the 6315th Operations Group at Naha Air Base, Okinawa commenced forward air control (FAC; "Flare") missions over the Ho Chi Minh Trail in Laos supporting USAF strike aircraft. In April 1965 the mission was expanded to North Vietnam where C-130 crews led formations of Martin B-57 Canberra bombers on night reconnaissance/strike missions against communist supply routes leading to South Vietnam. In early 1966 Project Blind Bat/Lamplighter was established at Ubon Royal Thai Air Force Base, Thailand. After the move to Ubon, the mission became a four-engine FAC mission with the C-130 crew searching for targets and then calling in strike aircraft. Another little-known C-130 mission flown by Naha-based crews was Operation Commando Scarf (or Operation Commando Lava), which involved the delivery of chemicals onto sections of the Ho Chi Minh Trail in Laos that were designed to produce mud and landslides in hopes of making the truck routes impassable.[43]
In November 1964, on the other side of the globe, C-130Es from the 464th Troop Carrier Wing but loaned to 322d Air Division in France, took part in Operation Dragon Rouge, one of the most dramatic missions in history in the former Belgian Congo. After communist Simba rebels took white residents of the city of Stanleyville hostage, the U.S. and Belgium developed a joint rescue mission that used the C-130s to drop, air-land, and air-lift a force of Belgian paratroopers to rescue the hostages. Two missions were flown, one over Stanleyville and another over Paulis during Thanksgiving week.[44] The headline-making mission resulted in the first award of the prestigious MacKay Trophy to C-130 crews.[45][46]
In the Indo-Pakistani War of 1965, the No. 6 Transport Squadron of the Pakistan Air Force modified its C-130Bs for use as bombers to carry up to 20,000 pounds (9,100 kg) of bombs on pallets. These improvised bombers were used to hit Indian targets such as bridges, heavy artillery positions, tank formations, and troop concentrations, though weren't that successful .[47][48][49]
In October 1968, a C-130Bs from the 463rd Tactical Airlift Wing dropped a pair of M-121 10,000 pounds (4,500 kg) bombs that had been developed for the massive Convair B-36 Peacemaker bomber but had never been used. The U.S. Army and U.S. Air Force resurrected the huge weapons as a means of clearing landing zones for helicopters and in early 1969 the 463rd commenced Commando Vault missions. Although the stated purpose of Commando Vault was to clear LZs, they were also used on enemy base camps and other targets.[50]
During the late 1960s, the U.S. was eager to get information on Chinese nuclear capabilities. After the failure of the Black Cat Squadron to plant operating sensor pods near the Lop Nur Nuclear Weapons Test Base using a U-2, the CIA developed a plan, named Heavy Tea, to deploy two battery-powered sensor pallets near the base. To deploy the pallets, a Black Bat Squadron crew was trained in the U.S. to fly the C-130 Hercules. The crew of 12, led by Col Sun Pei Zhen, took off from Takhli Royal Thai Air Force Base in an unmarked U.S. Air Force C-130E on 17 May 1969. Flying for six and a half hours at low altitude in the dark, they arrived over the target and the sensor pallets were dropped by parachute near Anxi in Gansu province. After another six and a half hours of low-altitude flight, they arrived back at Takhli. The sensors worked and uploaded data to a U.S. intelligence satellite for six months before their batteries failed. The Chinese conducted two nuclear tests, on 22 September 1969 and 29 September 1969, during the operating life of the sensor pallets. Another mission to the area was planned as Operation Golden Whip, but it was called off in 1970.[51] It is most likely that the aircraft used on this mission was either C-130E serial number 64-0506 or 64-0507 (cn 382-3990 and 382–3991). These two aircraft were delivered to Air America in 1964.[52] After being returned to the U.S. Air Force sometime between 1966 and 1970, they were assigned the serial numbers of C-130s that had been destroyed in accidents. 64-0506 is now flying as 62–1843, a C-130E that crashed in Vietnam on 20 December 1965, and 64-0507 is now flying as 63–7785, a C-130E that had crashed in Vietnam on 17 June 1966.[53]
The A-model continued in service through the Vietnam War, where the aircraft assigned to the four squadrons at Naha AB, Okinawa, and one at Tachikawa Air Base, Japan performed yeoman's service, including operating highly classified special operations missions such as the BLIND BAT FAC/Flare mission and Fact Sheet leaflet mission over Laos and North Vietnam. The A-model was also provided to the Republic of Vietnam Air Force as part of the Vietnamization program at the end of the war, and equipped three squadrons based at Tan Son Nhut Air Base. The last operator in the world is the Honduran Air Force, which is still flying one of five A model Hercules (FAH 558, c/n 3042) as of October 2009.[54] As the Vietnam War wound down, the 463rd Troop Carrier/Tactical Airlift Wing B-models and A-models of the 374th Tactical Airlift Wing were transferred back to the United States where most were assigned to Air Force Reserve and Air National Guard units.
Another prominent role for the B model was with the United States Marine Corps, where Hercules initially designated as GV-1s replaced C-119s. After Air Force C-130Ds proved the type's usefulness in Antarctica, the U.S. Navy purchased several B-models equipped with skis that were designated as LC-130s. C-130B-II electronic reconnaissance aircraft were operated under the SUN VALLEY program name primarily from Yokota Air Base, Japan. All reverted to standard C-130B cargo aircraft after their replacement in the reconnaissance role by other aircraft.[citation needed]
The C-130 was also used in the 1976 Entebbe raid in which Israeli commando forces performed a surprise operation to rescue 103 passengers of an airliner hijacked by Palestinian and German terrorists at Entebbe Airport, Uganda. The rescue force—200 soldiers, jeeps, and a black Mercedes-Benz (intended to resemble Ugandan Dictator Idi Amin's vehicle of state)—was flown over 2,200 nmi (4,074 km; 2,532 mi) almost entirely at an altitude of less than 100 ft (30 m) from Israel to Entebbe by four Israeli Air Force (IAF) Hercules aircraft without mid-air refueling (on the way back, the aircraft refueled in Nairobi, Kenya).[citation needed]
During the Falklands War (Spanish: Guerra de las Malvinas) of 1982, Argentine Air Force C-130s undertook dangerous re-supply night flights as blockade runners to the Argentine garrison on the Falkland Islands. They also performed daylight maritime survey flights. One was shot down by a Royal Navy Sea Harrier using AIM-9 Sidewinders and cannon. The crew of seven were killed. Argentina also operated two KC-130 tankers during the war, and these refueled both the Douglas A-4 Skyhawks and Navy Dassault-Breguet Super Étendards; some C-130s were modified to operate as bombers with bomb-racks under their wings.[55] The British also used RAF C-130s to support their logistical operations.[56]
During the Gulf War of 1991 (Operation Desert Storm), the C-130 Hercules was used operationally by the U.S. Air Force, U.S. Navy, and U.S. Marine Corps, along with the air forces of Australia, New Zealand, Saudi Arabia, South Korea, and the UK. The MC-130 Combat Talon variant also made the first attacks using the largest conventional bombs in the world, the BLU-82 "Daisy Cutter" and GBU-43/B "Massive Ordnance Air Blast" (MOAB) bomb. Daisy Cutters were used to primarily clear landing zones and to eliminate mine fields. The weight and size of the weapons make it impossible or impractical to load them on conventional bombers. The GBU-43/B MOAB is a successor to the BLU-82 and can perform the same function, as well as perform strike functions against hardened targets in a low air threat environment.[citation needed]
Since 1992, two successive C-130 aircraft named Fat Albert have served as the support aircraft for the U.S. Navy Blue Angels flight demonstration team. Fat Albert I was a TC-130G (151891) a former U.S. Navy TACAMO aircraft serving with Fleet Air Reconnaissance Squadron Three (VQ-3) before being transferred to the BLUES,[57] while Fat Albert II is a C-130T (164763).[58] Although Fat Albert supports a Navy squadron, it is operated by the U.S. Marine Corps (USMC) and its crew consists solely of USMC personnel. At some air shows featuring the team, Fat Albert takes part, performing flyovers. Until 2009, it also demonstrated its rocket-assisted takeoff (RATO) capabilities; these ended due to dwindling supplies of rockets.[59]
The AC-130 also holds the record for the longest sustained flight by a C-130. From 22 to 24 October 1997, two AC-130U gunships flew 36 hours nonstop from Hurlburt Field, Florida to Daegu International Airport, South Korea, being refueled seven times by KC-135 tanker aircraft. This record flight beat the previous record longest flight by over 10 hours and the two gunships took on 410,000 lb (190,000 kg) of fuel. The gunship has been used in every major U.S. combat operation since Vietnam, except for Operation El Dorado Canyon, the 1986 attack on Libya.[60]
During the invasion of Afghanistan in 2001 and the ongoing support of the International Security Assistance Force (Operation Enduring Freedom), the C-130 Hercules has been used operationally by Australia, Belgium, Canada, Denmark, France, Italy, the Netherlands, New Zealand, Norway, Portugal, Romania, South Korea, Spain, the UK, and the United States.[citation needed][61]
During the 2003 invasion of Iraq (Operation Iraqi Freedom), the C-130 Hercules was used operationally by Australia, the UK, and the United States. After the initial invasion, C-130 operators as part of the Multinational force in Iraq used their C-130s to support their forces in Iraq.[62]
Since 2004, the Pakistan Air Force has employed C-130s in the War in North-West Pakistan. Some variants had forward looking infrared (FLIR Systems Star Safire III EO/IR) sensor balls, to enable close tracking of militants.[63]
In 2017, France and Germany announced that they are to build up a joint air transport squadron at Evreux Air Base, France, comprising ten C-130J aircraft. Six of these will be operated by Germany. Initial operational capability is expected for 2021 while full operational capability is scheduled for 2024.[64]
The Argentine Air Force has five C-130H aircraft that are part of a US-funded security assistance donation. The US has been leasing the aircraft to the Argentine Air Force through the Georgia Air National Guard since June 2023.[citation needed]
Deepwater Horizon Oil Spill
[edit]For almost two decades, the USAF 910th Airlift Wing's 757th Airlift Squadron and the U.S. Coast Guard have participated in oil spill cleanup exercises to ensure the U.S. military has a capable response in the event of a national emergency. The 757th Airlift Squadron operates the DOD's only fixed-wing Aerial Spray System which was certified by the EPA to disperse pesticides on DOD property to spread oil dispersants onto the Deepwater Horizon oil spill in the Gulf Coast in 2010.[65]
During the 5-week mission, the aircrews flew 92 sorties and sprayed approximately 30,000 acres with nearly 149,000 gallons of oil dispersant to break up the oil. The Deepwater Horizon mission was the first time the US used the oil dispersing capability of the 910th Airlift Wing—its only large area, fixed-wing aerial spray program—in an actual spill of national significance.[66] The Air Force Reserve Command announced the 910th Airlift Wing has been selected as a recipient of the Air Force Outstanding Unit Award for its outstanding achievement from 28 April 2010 through 4 June 2010.[67]
Hurricane Harvey (2017)
[edit]C-130s temporarily based at Kelly Field conducted mosquito control aerial spray applications over areas of eastern Texas devastated by Hurricane Harvey. This special mission treated more than 2.3 million acres at the direction of Federal Emergency Management Agency (FEMA) and the Texas Department of State Health Services (DSHS) to assist in recovery efforts by helping contain the significant increase in pest insects caused by large amounts of standing, stagnant water. The 910th Airlift Wing operates the Department of Defense's only aerial spray capability to control pest insect populations, eliminate undesired and invasive vegetation, and disperse oil spills in large bodies of water.[68]
The aerial spray flight also is now able to operate during the night with NVGs, which increases the flight's best case spray capacity from approximately 60 thousand acres per day to approximately 190 thousand acres per day. Spray missions are normally conducted at dusk and nighttime hours when pest insects are most active, the U.S. Air Force Reserve reports.[69]
Aerial firefighting
[edit]The examples and perspective in this section deal primarily with US and do not represent a worldwide view of the subject. (November 2023) |
In the early 1970s, Congress authorized the Modular Airborne Firefighting System (MAFFS), a joint operation between the U.S. Forest Service and the Department of Defense. MAFFS is roll-on/roll-off device that allows C-130s to be temporarily converted into a 3,000-gallon airtanker for fighting wildfires when demand exceeds the supply of privately contracted and publicly available airtankers.[70]
In the late 1980s, 22 retired USAF C-130As were removed from storage and transferred to the U.S. Forest Service, which then transferred them to six private companies to be converted into airtankers. One of these C-130s crashed in June 2002 while operating near Walker, California. The crash was attributed to wing separation caused by fatigue stress cracking and contributed to the grounding of the entire large aircraft fleet.[71] After an extensive review, US Forest Service and the Bureau of Land Management declined to renew the leases on nine C-130A over concerns about the age of the aircraft, which had been in service since the 1950s, and their ability to handle the forces generated by aerial firefighting.[citation needed]
More recently, an updated Retardant Aerial Delivery System known as RADS XL was developed by Coulson Aviation USA. That system consists of a C-130H/Q retrofitted with an in-floor discharge system, combined with a removable 3,500- or 4,000-gallon water tank. The combined system is FAA certified.[72] On 23 January 2020, Coulson's Tanker 134, an EC-130Q registered N134CG, crashed during aerial firefighting operations in New South Wales, Australia, killing all three crew members. The aircraft had taken off out of RAAF Base Richmond and was supporting firefighting operations during Australia's 2019–20 fire season.[73]
Variants
[edit]This section needs additional citations for verification. (February 2014) |
Significant military variants of the C-130 include:
- C-130A
- Initial production model with four Allison T56-A-11/9 turboprop engines. 219 were ordered and deliveries to the USAF began in Dec. 1956.
- С-130Б
- Вариант с четырьмя двигателями Allison T56-A-7. 134 самолета были заказаны и поступили на вооружение ВВС США в мае 1959 года.
- С-130Э
- Те же двигатели, что и у C-130B, но с двумя внешними топливными баками емкостью 1290 галлонов США (4900 л; 1070 имп галлонов) и увеличенной максимальной взлетной массой. Введен в эксплуатацию в августе 1962 г., было заказано 389 машин.
- С-130Ф/Г
- Варианты, закупленные ВМС США для дозаправки корпуса морской пехоты и других вспомогательных/транспортных операций.
- С-130Н
- Идентичен C-130E, но с более мощными турбовинтовыми двигателями Allison T56-A-15. Представлен в июне 1974 года, заказано 308 экземпляров.
- С-130К
- Обозначение самолетов RAF Hercules C1/W2/C3 (на вооружении RAF C-130J - Hercules C.4 и Hercules C.5).
- С-130Т
- Улучшенные варианты, закупленные ВМС США для дозаправки морской пехоты и других вспомогательных/транспортных операций.
- C-130A-II «Катер-мечта»
- Ранняя версия самолета электронной разведки/сигнальной разведки (ELINT/SIGINT) [ 74 ]
- C-130J Супер Геркулес
- Тактический авиалайнер с новыми двигателями, авионикой и обновленными системами.
- С-130Б БЛК
- Одноразовая модификация C-130B 58–0712, модифицированная двойной газогенераторной установкой Allison YT56 под каждым внешним крылом для обеспечения отвода воздуха для всех рулей и закрылков. [ 75 ]
- AC-130A/E/H/J/U/W
- Варианты боевого корабля
- С-130Д/Д-6
- Версия с лыжами для операций на снегу и льду ВВС США / Национальная гвардия США
- CC-130E/H/J Геркулес
- Обозначение самолетов Hercules Вооруженных сил Канады / Королевских ВВС Канады . [ 76 ] ВВС США использовали обозначение CC-130J, чтобы отличить стандартный вариант C-130J от «растянутого» C-130J (фирменное обозначение C-130J-30). CC-130H(T) — канадский танкерный вариант KC -130H . [ 77 ]
- С-130М
- Обозначение, используемое ВВС Бразилии для самолетов C-130H местной модификации. [ 78 ]
- ДК-130А/Э/Х
- Управление дронами ВВС США и ВМС США
- ЕС-130
- EC-130E/J Commando Solo ВВС США / ВВС Национальной гвардии психологических операций - версия
- EC-130E Airborne Battlefield Command and Control Center (ABCCC) - процедурное управление воздушными атаками ВВС США, также предоставляет обновленную информацию об угрозах NRT.
- EC-130E Rivet Rider - воздушно-десантный самолет психологической войны
- EC-130H Compass Call — радиоэлектронная борьба и электронное нападение. [ 79 ]
- EC-130V - вариант бортового раннего предупреждения и управления (AEW&C), используемый USCG для миссий по борьбе с наркотиками. [ 80 ]
- ГЦ-130
- Постоянно заземленные учебные планеры
- ХК-130
- HC-130B/E/H - ранняя модель боевого поиска и спасения.
- HC-130P/N Combat King - воздушный заправщик ВВС США и боевой поисково-спасательный комплекс.
- HC-130J Combat King II – боевой поисково-спасательный танкер нового поколения.
- HC-130H / J дальнего действия USCG - наблюдение, поиск и спасение , воздушное распыление и воздушные перевозки USAFR.
- JC-130
- Временное переоборудование для летных испытаний; используется для поиска дронов и капсул со шпионскими спутниковыми фильмами.
- КС-130Ф/Р/Т/Дж
- Корпуса морской пехоты США. Танкер-дозаправщик и тактический авиалайнер
- ЛК-130Ф/Х/Р
- ВВС США / Национальная гвардия ВВС США - версия с лыжами для в Арктике и Антарктике операций поддержки ; LC-130F и R ранее эксплуатировались USN
- МС-130
- MC-130E/H Combat Talon I/II — для специальных операций. вариант проникновения/эвакуации
- MC-130W Combat Spear/Dragon Spear – танкер/боевой корабль специального назначения [ 81 ]
- MC-130P Combat Shadow - танкер специального назначения - все действующие самолеты переоборудованы в стандарт HC-130P.
- MC-130J Commando II (ранее Combat Shadow II) - танкер специального назначения Командования специальных операций ВВС. [ 82 ]
- YMC-130H - Модифицированный самолет в рамках операции Credible Sport для второй заложников в Иране. попытки спасения
- НК-130
- Постоянное переоборудование для летных испытаний
- ПК-130/С-130-МП
- Морской патруль
- RC-130А/С
- Самолет наблюдения для разведки
- SC-130J Си Херк
- Предлагаемая морская патрульная версия C-130J, предназначенная для прибрежного наблюдения и противолодочной борьбы. [ 83 ] [ 84 ]
- ТС-130
- Подготовка летного состава
- ВК-130Н
- VIP транспорт
- WC-130A/B/E/H/J
- Версия метеорологической разведки (« Охотник за ураганами ») для США / командования резерва ВВС ВВС 53-й эскадрильи метеорологической разведки в поддержку Национальной метеорологической службы . Национального центра ураганов
- С-130(ЭМ/БМ) Эрджиес
- Турецкая программа модернизации Erciyes охватывает модернизацию авионики вариантов самолета C-130B/E. В рамках модернизации самолет оснащен цифровой кабиной (четырехцветный многофункциональный дисплей с возможностью перемещения карты – MFD), двумя центральными дисплеями (CDU) и двумя многофункциональными центральными управляющими компьютерами, совместимыми с международными навигационными требованиями, а также многофункциональным Компьютер миссии с высокими эксплуатационными возможностями, системой управления полетом (FMS), Link-16, наземным блоком планирования миссии, совместимым с информационной системой ВВС, а также системами отображения и освещения, совместимыми с очками ночного видения. Другие компоненты, такие как GPS, индикатор, система предотвращения столкновений, воздушный радар, передовые военные и гражданские навигационные системы, невидимое в ночное время освещение для военных миссий, диктофон «черный ящик», системы связи, современные автоматизированные системы полета (военные и гражданские), Также включены системы, обеспечивающие работу в военной сети, цифровая движущаяся карта и системы планирования наземных миссий. [ 85 ]
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
Несчастные случаи
[ редактировать ]В целом у C-130 Hercules низкий уровень аварийности. В Королевских ВВС за последние 40 лет зафиксировано количество аварий, составляющее примерно одну потерю самолета на 250 000 летных часов, что уступает Vickers VC10 и Lockheed TriStars без потерь в полете. [ 87 ] общий коэффициент истощения моделей C-130A/B/E ВВС США в 1989 году составлял 5% по сравнению с 1–2% для коммерческих авиалайнеров в США, По данным NTSB, 10% для бомбардировщиков B-52 и 20 % для истребителей ( F-4 , F-111 ), учебно-тренировочных ( Т-37 , Т-38 ) и вертолетов ( Н-3 ). [ 88 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- С-130Б ФАУ ТС-60. бывший USAF 61-0964 получен в феврале 1992 года, сейчас находится в Национальном музее аэронаутики с сентября 2011 года. [ 89 ]
Австралия
[ редактировать ]- C-130A RAAF A97-214 использовался 36-й эскадрильей с начала 1959 года, выведен из эксплуатации в конце 1978 года; сейчас находится в музее RAAF, на базе RAAF Williams, Пойнт-Кук. [ 90 ]
- C-130E RAAF A97-160 использовался 37-й эскадрильей с августа 1966 г., выведен из эксплуатации в ноябре 2000 г.; в музей RAAF , 14 ноября 2000 г., с сентября 2005 г. закрыт коконом. [ 91 ]
Бельгия
[ редактировать ]- C-130H Бельгийских ВВС с бортовым номером CH13, находившийся на вооружении с 2009 по май 2021 года, выставлен на авиабазе Бовешен в Историческом центре Первого крыла. [ 92 ]
Бразилия
[ редактировать ]- C-130H FAB-2453 ВВС Бразилии экспонируется в Аэрокосмическом музее в Рио-де-Жанейро с 2014 года. [ 93 ]
Канада
[ редактировать ]- CC-130E RCAF 10313 (позже 130313) выставлен в Национальном музее ВВС Канады , CFB Трентон. [ 94 ]
- CC-130E RCAF 10307 (позже 130307) выставлен в резервном ангаре Канадского музея авиации и космонавтики , Оттава, Онтарио. [ 95 ]
- CC-130E RCAF 130328 выставлен в Музее авиации Гринвуда , CFB Гринвуд. [ 96 ]
Колумбия
[ редактировать ]- C-130B FAC 1010 (серийный номер 3521) 14 января 2016 года перевезен в Колумбийский аэрокосмический музей в Токансипе , Кундинамарка , для статической экспозиции. [ 97 ]
- C-130B FAC1011 (серийный номер 3585, бывший 59–1535) хранится в Колумбийском музее авиации и космонавтики на CATAM авиабазе в Боготе . [ 98 ]
Индонезия
[ редактировать ]- C-130B A-1301 ВВС Индонезии сохранился на взлетно-посадочной полосе Суламан в Бандунге. Также иногда используется для обучения Пасхасу . В 2017 году самолет перевезен в Музей ВВС в Джокьякарте. [ 99 ]
Норвегия
[ редактировать ]- C-130H 953 Королевских ВВС Норвегии был выведен из эксплуатации 10 июня 2007 года и в мае 2008 года переведен в музей ВВС в Осло Гардермуэн. [ 100 ]
Филиппины
[ редактировать ]- C-130B 4512 ВВС Филиппин на выставке в авиационном парке авиабазы Мактан. [ нужна ссылка ]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]- C-130H RSAF 460 эксплуатировался 4-й эскадрильей Королевских ВВС Саудовской Аравии с декабря 1974 по январь 1987 года. Он был поврежден во время пожара в Джидде в декабре 1989 года. Восстановлен для наземных тренировок к августу 1993 года. В Королевском музее ВВС Саудовской Аравии , ноябрь 2002 г. , восстановленный для наземной демонстрации с использованием хвоста от другого C-130H. [ 101 ]
Великобритания
[ редактировать ]- Hercules C3 XV202 , служивший в Королевских ВВС с 1967 по 2011 год, выставлен в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [ 102 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- ГЦ-130А, АФ сер. № 55-037 использовался 773 TCS, 483 TCW, 315 AD, 374 TCW, 815 TAS, 35 TAS, 109 TAS, приземлился на брюхо в Дулуте, Миннесота, апрель 1973 г., отремонтирован; 167 TAS, 180 TAS, в Центр технической подготовки Шанюта как GC-130A, май 1984 г.; сейчас выставлен в Музее военной истории штата Миссури , Учебный центр Айка Скелтона Национальной гвардии штата Миссури , Джефферсон-Сити, штат Миссури . Ранее выставлялся в Аэрокосмическом музее Октава Шанют на (бывшей) авиабазе Чанут до в Рантуле, штат Иллинойс, закрытия музея. [ 103 ] [ 104 ]
- С-130А, сер. ВВС. № 56-0518 используется 314 TCW, 315 AD, 41 ATS, 328 TAS; в 435-ю транспортную эскадрилью ВВС Республики Вьетнам , ноябрь 1972 г.; является рекордсменом C-130 по взлету с наибольшим количеством личного состава на борту во время эвакуации SVN 29 апреля 1975 г. (452 человека). Вернулся в ВВС США, 185 TAS, 105 TAS; Прилетел на авиабазу Литл-Рок 28 июня 1989 года. К сентябрю 1989 года он был преобразован в статическую экспозицию в Центре для посетителей LRAFB, Арканзас. [ 105 ]
- С-130А, сер. ВВС. № 57-0453 эксплуатировался с 1958 по 1991 год, последний раз служил в 155-м полку TAS, 164-м TAG, Национальной гвардии ВВС Теннесси , международный аэропорт Мемфиса / ANGB, Теннесси, 1976–1991 годы, под названием «Ночной поезд в Мемфис»; в AMARC в декабре 1991 года, затем отправлен в Техас для модификации в копию самолета C-130A-II Dreamboat, AF Ser. № 56-0528, сбитый советскими истребителями в советском воздушном пространстве недалеко от Еревана, Армения , 2 сентября 1958 года во время выполнения задания ELINT с потерей всего экипажа, выставлен в Парке национальной бдительности , на территории Агентства национальной безопасности , Форт Джордж Мид , Мэриленд . [ 106 ]
- С-130В, сер. ВВС. № 59-0528 эксплуатировался 145-м авиакрылом Каролины Национальной гвардии Северной ; размещен на статической экспозиции на авиабазе Национальной гвардии Шарлотт , Северная Каролина, в 2010 году. [ 107 ]
- C-130D, сер. ВВС. № 57-0490 на вооружении 61-го ТКС, 17-го ТКС, 139-го ТАС с лыжами, июль 1975 г. - апрель 1983 г.; в MASDC , 1984–1985 гг., наземный учебно-тренировочный самолет GC-130D, авиабаза Чанут , Иллинойс , 1986–1990 гг.; Когда авиабаза Шанют закрылась в сентябре 1993 года, она переехала в Аэрокосмический музей Октава Шанют (бывшая авиабаза Шанют ), Рантул, Иллинойс . В июле 1994 года он переехал в Музей авиации Эмпайр-Стейт в аэропорту округа Скенектади в Нью-Йорке, пока в октябре 1994 года не был установлен на воротах авиабазы Национальной гвардии Страттон . [ 108 ]
- NC-130B, сер. ВФ. № 57-0526 был второй выпущенной моделью B, первоначально поставлявшейся как JC-130B; назначен в 6515-ю эскадрилью организационного технического обслуживания для летных испытаний на авиабазе Эдвардс , Калифорния, 29 ноября 1960 года; перешел в оперативный пункт № 1 6593-й испытательной эскадрильи на авиабазе Эдвардс и провел следующие семь лет, поддерживая программу Corona; Статус «J» и приставка сняты с самолетов в октябре 1967 года; переведен в 6593-ю испытательную эскадрилью на авиабазе Хикам , Гавайи и модифицирован для поиска спутников в воздухе; приобретен 6514-й испытательной эскадрильей на авиабазе Хилл , штат Юта, в январе 1987 года и использовался в качестве испытательного стенда для электроники и грузового транспорта; самолет вышел из эксплуатации в январе 1994 года, налетал более 11 000 часов и к январю 1994 года переехал в Аэрокосмический музей Хилл на авиабазе Хилл . [ 109 ]
- С-130Е, сер. ВВС. № 62-1787, выставленный в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон , штат Огайо, был доставлен в музей самолетом 18 августа 2011 года. Одним из величайших подвигов героизма во время войны во Вьетнаме стал самолет C. -130Э, позывной «Запасной 617». [ Н 2 ] C-130E попытался сбросить боеприпасы, чтобы окружить южновьетнамские силы в Анлоке, Вьетнам. Приближаясь к зоне высадки, Spare 617 подвергся сильному обстрелу противника с земли, в результате чего были повреждены два двигателя, прорван воздуховод в грузовом отсеке и подожжены боеприпасы. Бортинженер сержант Сандерс погиб, а штурман 1-й лейтенант Ленц и второй пилот 1-й лейтенант Геринг были ранены. Несмотря на серьезные ожоги от горячего воздуха, выходящего из поврежденного воздуховода, мастер погрузки TSgt Шауб потушил пожар в грузовой кабине и успешно выбросил грузовые поддоны, которые взорвались в воздухе. Несмотря на потерю третьего двигателя на последнем заходе на посадку, пилот капитан Колдуэлл благополучно приземлил Spare 617. За свои действия Колдуэлл и Шауб получили Крест ВВС — вторую высшую награду ВВС США за доблесть. TSgt Shaub также получил Премию Уильяма Х. Пиценбаргера за героизм от Ассоциации сержантов ВВС . [ 110 ]
- KC-130F, USN/USMC BuNo 149798, использовавшийся в испытаниях ВМС США в октябре – ноябре 1963 года для плавной посадки и взлета без посторонней помощи с авианосца USS Forrestal (CV-59) , он остается рекордсменом по величине эксплуатируемых самолетов. с кабины авианосца и во время испытаний носил название «Смотри, Ма, без крючка». Списан в Национальный музей военно-морской авиации , NAS Пенсакола , Флорида, в мае 2003 года. [ 111 ]
- C-130G, USN/USMC BuNo 151891; модифицирован до EC-130G, 1966 г., затем испытательный стенд для EC-130Q TACAMO в 1981 г., затем изменен на TC-130G и использовался третьей эскадрильей воздушной разведки флота (VQ-3) для отработки летных навыков (прыгающая птица). В начале 1991 года он был передан на авиабазу AMMARG Дэвис-Монтан, Тусон, Аризона. В мае 1991 года он был назначен самолетом поддержки ВМС США «Голубые ангелы» морской пехоты США, с 1991 по 2002 год служивший как «Fat Albert Airlines». Списан в Национальный музей военно-морской авиации в NAS Пенсакола, Флорида, в ноябре 2002 года, где остается на стоянке снаружи. дисплей, отображающий СИНИЕ цвета. [ 57 ]
- С-130Е, сер. ВВС. № 64-0525 выставлялся в Военно-мемориальном музее 82-й воздушно-десантной дивизии в Форт-Либерти , Северная Каролина. Этот самолет был последним, переданным в состав 43-го AW на авиабазе Поуп , Северная Каролина, перед уходом из ВВС США. [ 112 ]
- C-130E-LM, сер. ВВС. № 64-0533 — снято в декабре 1964 года 314-м авианосным авиаполком, авиабаза Сьюарт, Теннесси. Последний раз служил в 37-й воздушной эскадрилье, авиабаза Рейн-Майн, Германия. Передан на авиабазу Эльмендорф для демонстрации в мае 2004 г. Обозначен как 53-2453. [ нужна ссылка ]
- С-130Е, сер. ВВС. № 69-6579 на вооружении 61-й ТАС, 314-й ТАВ, 50-й АС, 61-й АС; на авиабазе Дайс в качестве инструктора по техническому обслуживанию под позывным GC-130E, март 1998 г.; в линейный авиапарк авиабазы Дайс, январь 2004 г. [ 113 ]
- MC-130E Combat Talon I, AF Ser. № 64-0567, неофициально известный как «Дикая тварь». Он перевозил захваченного панамского диктатора Мануэля Норьегу в 1989 году во время операции «Правое дело» и участвовал в операции «Коготь орла» — неудачной попытке спасти американских заложников из Ирана в 1980 году. Wild Thing также был первым самолетом с неподвижным крылом, на котором использовались очки ночного видения. На выставке в Херлберт Филд , во Флориде. [ 114 ]
- С-130Е, сер. ВВС. № 69-6580, эксплуатируемый 61-м TAS, 314-м TAW, 317-м TAW, 314-м TAW, 317-м TAW, 40-м AS, 41-м AS, 43-м AW, выведен из эксплуатации после обнаружения трещин в центральном крыле в апреле 2002 г.; в Музее управления воздушной мобильностью , на авиабазе Дувр штат Делавэр, 2 февраля 2004 года. [ 113 ]
- С-130Е, сер. ВВС. выставлен в авиабазе Поуп, авиабаза Поуп , Северная Каролина. № 70-1269 использовался 43-м AW и с 2006 года [ 115 ]
- C-130H, сер. ВВС. № 74-1686, используемый 463-м TAW; один из трех планеров C-130H, модифицированных до YMC-130H для прерванной попытки спасения иранских заложников, Operation Credible Sport , с ракетными пакетами, налетевшими на фюзеляж в 1980 году, но они были удалены после отмены миссии. Последующая служба в 4950-м испытательном крыле , затем передана в дар Музею авиации на авиабазе Робинс , штат Джорджия, в марте 1988 года. [ 116 ]
- C-130H, сер. ВВС. Номер 88-4401, принадлежащий 179-му воздушному крылу штата Огайо , выведен из эксплуатации и выставлен в Музее авиации MAPS в Кантоне, штат Огайо. [ 117 ]
Технические характеристики (C-130H)
[ редактировать ]Данные из информационного бюллетеня USAF C-130 Hercules, [ 118 ] Международный справочник военных самолетов , [ 119 ] Полная энциклопедия мировой авиации , [ 120 ] и Энциклопедия современных военных самолетов . [ 121 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек (2 пилота, руководитель службы безопасности/штурман , бортинженер и мастер по загрузке )
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 42 000 фунтов (19 000 кг).
- Грузовой отсек C-130E/H/J: длина 40 футов (12,19 м); ширина 9 футов 11 дюймов (3,02 м); высота 9 футов (2,74 м). Задняя рампа: длина 123 дюйма (3,12 м); ширина, 119 дюймов (3,02 м)
- Грузовой отсек C-130J-30: длина 55 футов (16,76 м); ширина 9 футов 11 дюймов (3,02 м); высота 9 футов (2,74 м). Задняя рампа: длина 123 дюйма (3,12 м); ширина, 119 дюймов (3,02 м)
- 92 пассажира или
- 64 воздушно-десантных войска или
- 74 носилочных пациента с 5 медицинскими бригадами или
- 6 поддонов или
- 2–3 Хамви или
- 2 бронетранспортера М113
- 1 самоходная гаубица ЦЕЗАРЬ
- Длина: 97 футов 9 дюймов (29,79 м)
- Размах крыльев: 132 футов 7 дюймов (40,41 м)
- Высота: 38 футов 3 дюйма (11,66 м)
- Площадь крыла: 1745 кв. футов (162,1 м ). 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 64A318 ; наконечник: NACA 64A412 [ 122 ]
- Пустой вес: 75 800 фунтов (34 382 кг)
- Максимальный взлетный вес: 155 000 фунтов (70 307 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Allison T56 -A-15 турбовинтовых мощностью 4590 л.с. (3420 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные Hamilton Standard 54H60 с постоянной скоростью и полным флюгированием, диаметром 13 футов 6 дюймов (4,11 м). реверсивные гребные винты [ 123 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 320 узлов (370 миль в час, 590 км/ч) на высоте 20 000 футов (6 100 м)
- Крейсерская скорость: 292 узла (336 миль в час, 541 км/ч)
- Дальность: 2050 миль (2360 миль, 3800 км)
- Перегоночная дальность: 3995 миль (4597 миль, 7399 км)
- Практический потолок: 33 000 футов (10 000 м) в пустом состоянии. [ 124 ]
- 23 000 футов (7 000 м) с полезной нагрузкой 42 000 фунтов (19 000 кг)
- Скорость набора высоты: 1830 футов/мин (9,3 м/с).
- Взлетная дистанция: 3586 футов (1093 м) при максимальной полной массе 155 000 фунтов (70 307 кг); [ 121 ]
- 1400 футов (427 м) при полной массе 80 000 фунтов (36 287 кг) [ 125 ]
Авионика
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Локхид АС-130
- Локхид DC-130
- Локхид EC-130
- Lockheed EC-130H Компас Вызов
- Локхид HC-130
- Локхид L-100 Геркулес
- Локхид ЛК-130
- Локхид Мартин C-130J Супер Геркулес
- Локхид Мартин КС-130
- Локхид МС-130
- Локхид RC-130
- Локхид WC-130
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-12
- Армстронг Уитворт AW.660 Аргози
- Блэкберн Беверли
- Шэньси Y-8
- Кавасаки С-1
- Шорт Белфаст
- Трансалл С-160
Связанные списки
- Список аварий и происшествий с участием Lockheed C-130 Hercules
- Список непалубных самолетов, летавших с авианосцев
- Список военных самолетов-дозаправщиков США
- Список военной электроники США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ После English Electric Canberra , B-52 Stratofortress , Туполева Ту-95 и KC-135 Stratotanker .
- ↑ В состав экипажа «Запасного 617» входили: капитан Уильям Колдуэлл, пилот; лейтенант Джон Геринг, второй пилот; Лейтенант Ричард А. Ленц, штурман; Тех. сержант Джон Сандерс, бортинженер, специалисты по загрузке Tech. сержант Чарли Шауб и A1C Дэйв МакЭлис
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «История Геркулеса» . lockeedmartin.com . Локхид Мартин. 30 апреля 2018 года. Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ «Семейные узы: три поколения вносят вклад в наследие Геркулеса» . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ Стоукс, Стефанни (29 декабря 2015 г.). «Самолеты С-130, спроектированные в 1950-х годах, до сих пор работают» . Рынок . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сегодняшний день в истории – 21 апреля 1964 года – Военная версия С-130 наконец взлетает» . Общество Супер Сэйбер . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рогалло, Вернон Л.; Ягги, Пол Ф.; МакКлауд, Джон Л. (9 сентября 1954 г.). «Исследование в аэродинамической трубе Эймса размером 40 на 80 футов турбовинтового двигателя YT-56A, включающего развязку и устройство с управляемым флюгированием» . НАСА.gov .
- ^ «Поставщик Fairchild C-123K» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Ганстон 1980, стр.170.
- ^ Перейти обратно: а б Роудс, Джефф (третий квартал 2004 г.). «Уиллис Хокинс и происхождение Геркулеса» . Журнал Код Один . Том. 19, нет. 3. С. 16–21 .
- ^ Бойн, Уолтер Дж. За горизонтами: История Lockheed. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1998. ISBN 978-0-312-19237-2 .
- ^ Дэбни, Джозеф Э.А. «Спаривание джипа, грузовика и самолета». lockheedmartin.com, 2004. Отрывок из книги HERK: Hero of the Skies в Lockheed Martin Service News, Lockheed Martin Air Mobility Support, том 29, выпуск 2, стр. 3.
- ^ Олауссон 2009, с. 129.
- ^ «Общий обзор C-130» . Фас.орг .
- ^ Мемуары авиационного инженера: летные испытания в Исследовательском центре Эймса. Сет Б. Андерсон, США. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Исторический отдел Исследовательского центра Эймса. п. 29
- ^ Кэссиди, Дж. « Перевозимость армейской техники C-130 » с. 3. Центр оборонной технической информации , 2001 г.
- ^ Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). Локхид Мартин . Германия: Книги по запросу GmBH, Нордерштедт. п. 11. ISBN 978-3-8482-6053-9 .
- ^ "С-130К в ВВС Австрии" . Архивировано 5 июня 2008 года на сайте Wayback Machine doppeladler.com . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Преданность и жертвенность: национальная воздушная разведка во время холодной войны (PDF) . Центр криптологической истории Агентства национальной безопасности. п. 2 . Проверено 21 июня 2024 г.
- ↑ НАСА и Lockheed Martin сотрудничают в технологии C-130. Архивировано 14 июня 2013 года в Wayback Machine. Проверено 21 мая 2013 года.
- ^ Испытательный стенд высоких технологий . Архивировано 23 января 2013 года в Wayback Machine Lockheed Service News Vol. 12 № 3, сентябрь 1985 г. Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Нортон, Билл (2002). Прародители СВП: технологический путь к большому самолету СВП и C-17A . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. ISBN 1-56347-538-3 .
- ↑ Авиакатастрофа ASN. Архивировано 27 мая 2013 г. на Wayback Machine . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Комитет Палаты представителей США по ассигнованиям (1994 г.). «Самолет С-130» . Ассигнования Министерства обороны на 1995 год, часть 3 (Отчет). стр. 489–491. hdl : 2027/uc1.31210014044646 . ISBN 0-16-045949-4 . OCLC 1097431953 .
- ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен. «Boeing планирует модернизацию кабины C-130H и KC-10» . Архивировано 28 июня 2010 года в Wayback Machine Flightglobal . Проверено: 2 октября 2010 г.
- ^ Капаччо, Тони. «ВВС отменяют модернизацию Boeing C-130 и 15 других программ» . Bloomberg , 2 сентября 2009 г. Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Уолл, Роберт. «Пентагон одобрил производство C-130 AMP» . Архивировано 21 сентября 2011 года на Wayback Machine Aviation Week , 25 июня 2010 года.
- ^ «Программа модернизации авионики Boeing C-130 запускается в производство» . Архивировано 7 октября 2011 года в Wayback Machine Boeing, 24 июня 2010 года.
- ^ «АФ.МИЛ» . 4 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 г. Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ « NOAA« Охотники за ураганами » первыми получили усовершенствованный двигатель T56 Series 3.5. Архивировано 3 декабря 2013 года в Wayback Machine » Aero News , 14 ноября 2013 года. Проверено 1 декабря 2013 года.
- ^ «Первое боевое испытание системы вооружения на поддонах, развернутой с грузового самолета, проведенное Rapid Dragon, уничтожило цель» . Материальное командование ВВС . Научно-исследовательская лаборатория ВВС по связям с общественностью. 16 декабря 2021 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Ведущий, Пэт (1 октября 2021 г.). «ВССР США планируют эксперименты с паллетированными боеприпасами Rapid Dragon с дополнительным вооружением» . Джейнс . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ ВВС США просят представителей отрасли ответить на вопросы о замене C-130 - FlightGlobal , 22 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Представлен преемник стелс C-130 компании Lockheed - FlightGlobal , 13 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Быстрый взлет и посадку - Speed Agile от Lockheed. Архивировано 3 февраля 2014 г. на Wayback Machine - Aviationweek.com, 15 октября 2010 г.
- ↑ Новый проект самолета с возможностью взлета и посадки Lockheed. Архивировано 27 ноября 2013 г. на Wayback Machine - Defensetech.org, 15 сентября 2011 г.
- ^ Boeing получил патент на концепцию скрытного транспорта Speed Agile - FlightGlobal , 2 апреля 2013 г.
- ^ Горизонт, Над (6 марта 2017 г.). «CX: Грузовой самолет нового поколения для Объединенных сил» . ОТ . Архивировано из оригинала 21 февраля 2019 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Ежедневный отчет» . Журнал ВВС . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ «История С-130» . Локхид Мартин . 30 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 г. Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Последний полет 60528» (PDF) . nsa.gov . Агентство национальной безопасности. 31 августа 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2016 г. . Проверено 13 апреля 2017 г. .
- ^ «Канадский военный самолет» . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ "С-130 Геркулес на авианосце" . Архивировано 3 декабря 2008 года в Wayback Machine Defense Aviation , 2 мая 2007 года. Проверено 2 октября 2010 года.
- ^ Кэрролл, Уорд (3 февраля 2022 г.). Вот как летчик-истребитель посадил грузовой самолет на авианосец (видео) – через YouTube.
- ^ «Грязевые войны: как ВВС пытались загадить Вьетнам» . 19 января 2014 г.
- ^ Одом, майор Т. «Операции Дракона: Спасение заложников в Конго, 1964–1965» . Институт боевых исследований , январь 2009 г. Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Маккей Трофи» . Национальная аэронавтическая ассоциация (naa.aero) . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ «Бельгийские десантники в операции Dragon Rouge» . Журнал «Спецоперации» . 29 декабря 2012 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ↑ Ньюдик, Томас «Необычная история транспортных бомбардировщиков». Архивировано 22 июля 2015 года в Wayback Machine War Is Boring , 2 марта 2015 года. Проверено 2 сентября 2015 года.
- ↑ Капитан группы (в отставке) Султан М. Хали «Отважные христианские герои PAF несут послание Куэйда». Архивировано 3 марта 2016 года в журнале Wayback Machine Defense Journal , декабрь 1998 года. Проверено 5 сентября 2015 года.
- ^ «ВВС Пакистана – Официальный сайт» . Архивировано из оригинала 19 октября 2018 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Хин, Нгуен Дуй. «Лам Сон 719» (PDF) . Центр военной истории армии США. п. 133. Архивировано (PDF) из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ Покок, Крис. Черные летучие мыши: шпионские полеты ЦРУ над Китаем из Тайваня, 1951–1969 гг . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 2010. ISBN 978-0-7643-3513-6 .
- ^ Ликер, доктор Джо. «Эйр Америка: Локхид C-130 Геркулес» . Архивировано 7 сентября 2012 года в Wayback Machine Техасского университета в Далласе. 23 августа 2010 г. Проверено 29 января 2012 г.
- ↑ Баугер, Джо Серийные номера ВВС США 1964 года. Архивировано 8 марта 2012 года на Wayback Machine. Дата обращения: 29 января 2012 года.
- ^ Олауссон 2010 , с. 5.
- ^ Приал, Фрэнк Дж. (9 июня 1982 г.). «Танкер атакован в Южной Атлантике» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ «О Геркулесе (С-130J)» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 19 июня 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
...флот «Геркулеса» имел решающее значение для операций Великобритании, и этот факт подчеркнул Фолклендская война 1982 года.
- ^ Перейти обратно: а б Олауссон, Ларс, «Производственный список Lockheed Hercules на 1954–2012 гг.», 28-е изд., Самостоятельная публикация, Сотенас, Швеция, март 2010 г., стр. 43.
- ^ Олауссон, Ларс, «Производственный список Lockheed Hercules 1954–2012», 28-е изд., Самостоятельная публикация, Сотенас, Швеция, март 2010 г., стр. 120.
- ^ Маккалоу, Эми. «Прервать запуск: авиашоу обойтись без знаменитого JATO Толстого Альберта». Marine Corps Times , 9 ноября 2009 г. Проверено 20 ноября 2009 г.
- ^ "Наследие AFSOC" . Архивировано 19 марта 2014 года в Wayback Machine Командовании специальных операций ВВС США . Проверено: 31 июля 2009 г.
- ^ 1. Туалет Мартель. 2001 Вторжение в Афганистан. В кн.: Победа в войне: основы современной военной политики . Издательство Кембриджского университета; 2006: 223-242. [1]
- ^ «Ресурсный центр авиации во время конфликта во Вьетнаме — сайт ресурсной группы Warbirds» . vietnam.warbirdsresourcegroup.org . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ PAF провели 5500 бомбардировок Фаты с 2008 года. Архивировано 28 января 2012 года в Wayback Machine , The Express Tribune, 14 ноября 2011 года.
- ^ Шварц, Карл (19 октября 2017 г.). «ВВС C-130J полетят в Эвре» . Обзор полета (на немецком языке).
- ^ «специализированная авиационная служба» . Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Дэвис, Брент Дж. (24 июня 2010 г.). «910-е воздушное авиакрыло резерва ВВС обеспечивает первоначальный ответ на разлив нефти Deepwater Horizon» . Резервная станция Янгстаун .
- ^ Дэвис, Брент (6 марта 2010 г.). «910-й получил награду за выдающиеся достижения» . Резервная станция Янгстаун .
- ^ «Миссия по воздушному распылению» . Резервная станция Янгстаун . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Помощь при урагане Харви: ВВС обеспечивают распыление комаров с воздуха: Специалист по борьбе с вредителями» . 12 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Модульные бортовые системы пожаротушения (МАФПС)» . Лесная служба США . 14 июля 2017 года . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Аноним, Аноним. «Идентификация NTSB: LAX02GA201» . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «Пожарный воздушный танкер C-130H/Q» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2015 года . Проверено 9 апреля 2015 г.
- ^ «Три американца погибли в результате крушения пожарного самолета C-130 в Австралии» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 23 января 2020 г. Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ «Описание криминального происшествия» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 13 апреля 2017 года . Проверено 13 апреля 2017 г. .
- ^ «Теперь STOL Hercules (реклама)» (PDF) . Полет . 78 (2687): 2–3. 9 сентября 1960 года. Архивировано (PDF) из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «CC-130H Геркулес» . Королевские ВВС Канады . Правительство Канады. 16 июня 2020 г. Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Джордан, Искусство (17 ноября 2020 г.). «Немного из истории Геркулеса» . Кленовый лист . Правительство Канады . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ «Сертификация летной годности военных сил Бразилии и вызов проекта KC-390» (.ppt) . Департамент науки и аэрокосмических технологий. п. 13. Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Кинг, капитан Винс-младший «Зов компаса продолжает глушить врага» . Air Force Link, ВВС США, 1 ноября 2006 г.
- ^ "Lockheed EC-130V Hercules" . Архивировано 3 марта 2016 года в Сети военного анализа Wayback Machine Федерации американских ученых, 10 февраля 1998 года. Проверено 2 октября 2010 года.
- ^ Хаусман, Дамиан. «Сильно модифицированный С-130 готов к войне с терроризмом» . Air Force Link, ВВС США, 29 июня 2006 г.
- ^ «Изменение названия MC-130 J способствует развитию современных миссий и сохранению наследия» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2013 года.
- ^ «SC-130J Си Херк» . lockheedmartin.com . Локхид Мартин. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ «Представление Sea Hercules компании Lockheed Martin» . stratpost.com . СтратПост. 16 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2014 года . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ «Программа модернизации ERCIYES C-130 позволит сохранить самолеты C-130B/E в эксплуатации до 2040-х годов» . defenceturkey.com . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Цвергер, Патрик (22 июля 2021 г.). «Первый в Германии Геркулес выкатывается из зала» . Обзор полета (на немецком языке) . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Авиационные происшествия с самолетами и уровень ущерба» . Агентство оборонных аналитических услуг. Проверено 2 октября 2010 года. Архивировано 9 июля 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Диль 2002, с. 45.
- ^ «Детали планера C-130 № 3656» . C-130.net . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «Локхид С-130А Геркулес А97-214» . airforce.gov.au. Архивировано из оригинала 26 марта 2018 года . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Олауссон 2010 , с. 62.
- ^ «1 КРЫЛЬЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Бошен - Bienvenue Welkom» . 1winghistoricalcentre.be .
- ^ «C-130H Hercules Lockheed Aircraft Corporation» . МУСАЛ .
- ^ «Национальный музей ВВС Канады Геркулес» . Национальный музей ВВС Канады . Архивировано из оригинала 10 февраля 2017 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Локхид CC-130E Геркулес» . Основные моменты коллекции Ingenium CC-103E . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Музей военной авиации Геркулеса Гринвуда» . Гринвудский музей военной авиации . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Колумбийский аэрокосмический музей Токансипа, Колумбия» . Музей авиации . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ ТОППЕР, Хавьер Франко. «Колумбийский аэрокосмический музей» . Авиационный портал (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Диспенау. «Фюзеляж C-130 Hercules A-1301 на пути к Муспусдирле» . Индонезийские ВВС — ВВС Индонезии . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Олауссон 2010 , с. 73.
- ^ Олауссон 2010 , с. 85.
- ^ "Геркулес совершает последний полет в Косфорд" . Музей Королевских ВВС . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ Олауссон 2010 , стр. 7.
- ^ «Поиск серийного номера ВВС США (55-037)» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Последний Херк из Вьетнама - только в Арканзасе» . 16 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 21 января 2018 года . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Олауссон 2010 , с. 14.
- ^ «145-е авиакрыло, Северная Каролина, ANG - Медиа-галерея» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 года . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Олауссон 2010 , с. 16.
- ^ Олауссон 2010 , стр. 19.
- ^ «Информационный бюллетень: Lockheed C-130E Hercules» . Архивировано 14 сентября 2011 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США , 29 февраля 2011 года. Эта статья включает общедоступные материалы ВВС США.
- ^ Олауссон 2010 , с. 30.
- ^ Олауссон 2010 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Олауссон 2010 , с. 74.
- ^ "Посвящается Боевому Когтю" . Архивировано 27 сентября 2011 г. в журнале Wayback Machine Code One Magazine , 6 мая 2011 г.
- ^ Олауссон 2010 , с. 78.
- ^ Олауссон 2010 , с. 91.
- ^ «Lockheed C-130H «Геркулес» — Музей авиации КАРТ» . 9 января 2023 г. Проверено 10 января 2023 г.
- ^ «С-130 Геркулес» (изд. мая 2014 г.). ВВС США. 2003. Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года.
- ^ Фроули 2002, с. 108.
- ^ Дональд 1997
- ^ Перейти обратно: а б 2004 г.
- ^ Леднисер, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Группа прикладной аэродинамики UIUC, Университет Иллинойса. Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Уэбб, ЛР (1999). «Винт 54H60» (PDF) . Новости сервиса Lockheed Martin . 26 (3): 4–5. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2019 года . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ «Тяжелый транспортный самолет Локхид С-130 Геркулес» . aerospaceweb.org. Архивировано из оригинала 9 января 2019 года . Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ «Характеристики самолета: С-130 Геркулес» . uscost.net. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 29 мая 2019 г.
- ^ «Цветной метеорологический/навигационный радар AN / APN-241 с прогнозирующим сдвигом ветра» . Сектор электронных систем, Northrop Grumman. Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 29 мая 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Борман, Мартин В. Lockheed C-130 Hercules. Мальборо, Великобритания: Crowood Press, 1999. ISBN 978-1-86126-205-9 .
- Дил, Алан Э., доктор философии, бывший старший научный сотрудник ВВС США по безопасности. Безмолвные рыцари: разоблачение военных происшествий и их сокрытия. Даллес, Вирджиния: Brassey's Inc., 2002. ISBN 1-57488-544-8 .
- Дональд, Дэвид, изд. «Локхид С-130 Геркулес». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Иден, Пол. «Локхид С-130 Геркулес». Энциклопедия современных военных самолетов. Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Фроули, Джерард. Международный справочник военных самолетов, 2002/03 . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Олауссон, Ларс . Список производства Lockheed Hercules на 1954–2011 гг . Сотенас, Швеция: самостоятельно опубликовано, 27-е издание, март 2009 г. Без ISBN.
- Олауссон, Ларс (март 2010 г.). Список продукции Lockheed Hercules на 1954–2012 гг. (28-е изд.). Сртенес, Швеция: Самостоятельная публикация.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Рид, Крис. Lockheed C-130 Hercules и его варианты . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1999. ISBN 978-0-7643-0722-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная страница Lockheed Martin C-130
- Информационный бюллетень по C-130 ВВС США
- Информационный бюллетень о C-130 ВМС США и информационный бюллетень о C-130E Hercules, сайт Национального музея ВВС.
- C-130hercules.net
- Страница C-130 на amcmuseum.org
- "Геракловый транспорт", 1954 года. о полете статья
- C-130 взлетает и приземляется на авианосец USS Forrestal на YouTube
- Кадры кинохроники 1955 года прототипа Геркулеса с тупым носом (1955) из британского Пате ( номер записи: 63598 ) на YouTube.
- Короткометражный фильм Staff Film Report 66-12A (1966) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .