Антонов Ан-12
Ан-12 | |
---|---|
Ан-12 ВВС России. | |
Роль | Гражданские и военно-транспортные самолеты |
Дизайнерская группа | Антонов |
Первый полет | 16 декабря 1957 г. [ 1 ] |
Введение | 1959 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Аэрофлот ВВС Народно-освободительной армии |
Произведено | 1957–1973 |
Количество построенных | 1,248 |
Разработано на основе | Антонов Ан-10 |
Развитый в | Шэньси Y-8 |
Антонов Ан-12 ( русский : Антонов Ан-12; кодовое название НАТО : Куб ) — четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет, разработанный в Советском Союзе . Это военная версия Ан-10 , имеющая множество вариантов. На протяжении более трёх десятилетий Ан-12 был стандартным грузовым и десантно-транспортным самолётом средней дальности советских ВВС. Всего было построено 1248 самолетов. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ан-12, разработанный на базе Ан-8 , представлял собой военную версию пассажирского транспортного Ан-10. Первый прототип Ан-12 поднялся в воздух в декабре 1957 года и поступил на вооружение СССР в 1959 году. Первоначально самолет производился на Государственном авиационном заводе в Иркутске. С 1962 года производство было перенесено в Ташкент , где было построено 830 штук. Позже производство переместилось в Воронеж и Казань . [ 2 ]
При использовании в военных целях Ан-12 вмещает до 100 полностью экипированных десантников или 20 000 кг (44 000 фунтов) груза, который загружается через заднюю погрузочную аппарель/дверь. [ 2 ]
По конфигурации, размерам и возможностям самолет аналогичен построенному в США Lockheed C-130 Hercules . [ нужна ссылка ] Советские военные и бывшие советские Ан-12 имеют защитную хвостовую артиллерийскую башню.
Китайское производство
[ редактировать ]В 1960-е годы Китай приобрел у Советского Союза несколько самолетов Ан-12 вместе с лицензией на местную сборку самолетов. Из-за советско-китайского раскола Советский Союз отказался от технической помощи. Сианьская авиастроительная компания и Сианьский авиационный конструкторский институт реконструировали Ан-12 для местного производства, а первый полет Ан-12 китайской сборки был отложен до 1974 года, после того как СССР прекратил производство в 1973 году. [ 3 ]
В 1981 году китайская версия Ан-12, получившая обозначение Y-8 , наконец поступила в производство. С тех пор Y-8 стал одним из самых популярных военных и гражданских транспортно-грузовых самолетов Китая, было произведено и экспортировано множество вариантов. Для Y-8 была выбрана конструкция штурманской кабины бомбардировщика Ту -16 / Н-6 вместо исходной конструкции укороченной штурманской кабины Ан-12, поскольку бомбардировщик Н-6 некоторое время находился в серийном производстве. [ 4 ] Хотя Ан-12 больше не используется ни в России, ни на Украине, Y-8 модернизируется и производится в Китае. Последний Y8-F600 является совместным предприятием Shaanxi Aircraft Company , Авиационного научно-технического комплекса Антонова (ASTC) и Pratt & Whitney Canada . Y8-F600 имеет перепроектированный фюзеляж, западную авионику, турбовинтовые двигатели PW150B с винтовой системой R-408 и стеклянную кабину для двух экипажей . [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Советские ВВС
[ редактировать ]Самолет впервые поднялся в воздух в 1957 году и производился в СССР до 1973 года. Он использовался в самых разных целях: от поисково-спасательных операций до перевозки техники. Наиболее значительное его применение наблюдалось во время советско-афганской войны . Среди советских солдат было печально известно, что самолет вылетит из Афганистана в Ташкент с « Грузом 200 » или гробами с телами погибших солдат. с этим самолет получил прозвище « Чёрный тюльпан » В связи . [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]Помимо своей основной грузовой транспортной роли, Ан-12 был адаптирован в качестве платформы для решения широкого спектра специальных задач, и было выпущено около 30 различных вариантов. Модернизации включали увеличение взлетной массы и дополнительный запас топлива. Модернизированный вариант Ан-12БП стал стандартным тактическим транспортным средством советских и других ВВС. [ 2 ] В 2019 году на военном форуме «Армия-2019» было объявлено, что Россия начала разработку варианта Ан-12 для вооруженного штурмовика и непосредственной авиационной поддержки, аналогичного АС-130 . [ 7 ] В 2021 году было объявлено, что боевой корабль все-таки не будет базироваться на Ан-12, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к «летающему стрелку». [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]В настоящее время Ан-12 пользуется популярностью у грузовых операторов, особенно в странах СНГ , Африки и Индийского субконтинента . [ 9 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]8 января 2009 года после многочисленных инцидентов с Ан-12 в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Главное управление гражданской авиации (GCAA) запретило Ан-12 находиться в воздушном пространстве ОАЭ. [ 10 ] 1 марта 2010 года запрет стал постоянным после того, как Ан-12 не прошел оценку летной годности GCAA. [ 11 ]
Текущий
[ редактировать ]- Эйр Уан (Мексика)
- Аэровис Эйрлайнз
- Антоновские авиалинии
- КАВОК Вода
- Меридиан
- Авиакомпания Мотор Сич
- Украинский Воздушный Альянс
- Воларе Эйрлайнз
- СРХ [ 12 ] (арендован у узбекской фирмы «Авиализинг »)
Бывший
[ редактировать ]- СААК Авиакомпания ; [ 14 ] см. также Шэньси Y-8
- Дартс
- Ghana Airways - Единственный Ан-12 был доставлен в октябре 1961 года. Выведен из эксплуатации в 1962 году и возвращен Советскому Союзу в 1963 году. [ 15 ]
Военные операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВВС Нигерии - на вооружении 12 Ан-12.
Бывший
[ редактировать ]- С 1981 по 2001 год в ВВС Афганистана эксплуатировалось 12 самолетов. Один из их Ан-12, перебежавший в Пакистан, хранится в музее PAF в Карачи.
- ВВС Бангладеш действовали с 1973 по 1980-е годы, сейчас все в отставке.
- Чехословацкие ВВС : два флота Чехословакии были разделены поровну между Чешской Республикой и Словацкой Республикой после разделения со Словакией. Все Ан-12 ЦВФ были выведены из эксплуатации в 1990-х годах.
- ВВС Египта - приобретено 22 [ 26 ]
- Индийские ВВС приняли на вооружение первый такой самолет в 1961 году, когда сформировали 44-ю эскадрилью «Гималайские гуси». Шесть из этих самолетов вскоре приняли участие в переброске армейских подкреплений в Ладакх во время китайско-индийской войны 1962 года. Впоследствии Ан-12 использовался для формирования 25-й эскадрильи . Ан-12 также использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков во время Индо-Пакистанской войны 1971 года . Все Ан-12 IAF были выведены из эксплуатации в 1990-х годах. Один из них хранится в Музее ВВС Индии, Палам , Нью-Дели.
- Индонезийские ВВС - в отставке в 1970 г.
- Иракские ВВС - в отставке в 2003 г.
- ВВС Монголии - списано 12 Ан-12 [ 28 ]
- Польские ВВС использовали два Ан-12Б с 1966 по 1977 год (разбился) и в 1995 году. [ 29 ]
- Словацкие ВВС получили один Ан-12БП с регистрационным номером 2209 в 1993 году. Он был продан Молдавии в 1999 году и сейчас служит в ВВС Анголы. [ 30 ]
- Советский флот был рассредоточен по многим государствам-преемникам Советского Союза.
- Советские ВВС
- Советская морская авиация
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Технические характеристики (Ан-12)
[ редактировать ]Данные Global Aircraft, [ 31 ] Airliners.net [ 32 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек (два пилота, бортинженер, штурман, радист)
- Грузоподъемность: 20 000 кг (44 000 фунтов) полезной нагрузки / 60 десантников / 2 БМД-1. бронемашины
- Длина: 33,1 м (108 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 38 м (124 футов 8 дюймов)
- Высота: 10,53 м (34 фута 7 дюймов)
- Площадь крыла: 121,7 м 2 (1310 кв. футов)
- Вес пустого: 28 000 кг (61 729 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 61 000 кг (134 482 фунта)
- Силовая установка: 4 двигателя Ивченко АИ-20Л или АИ-20М турбовинтовых мощностью 3000 кВт (4000 л.с.) каждый эквивалент.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью и реверсивным шагом.
Производительность
- Максимальная скорость: 660 км/ч (410 миль в час, 360 узлов)
- Крейсерская скорость: 570 км/ч (350 миль в час, 310 узлов)
- Дальность действия: 5700 км (3500 миль, 3100 миль) с максимальным запасом топлива.
- 3600 км (2200 миль; 1900 миль) с максимальной полезной нагрузкой
- Практический потолок: 10 200 м (33 500 футов)
- Скорость набора высоты: 10,2 м/с (2010 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 23-мм (0,906 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23 пушки в хвостовой башне (некоторые самолеты).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Официальный сайт Антонова» . Архивировано из оригинала 23 января 2018 года . Проверено 15 августа 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Олпорт, Дэйв (апрель 1996 г.). «Справочник военно-транспортных самолетов (часть 2)». Эйр Интернешнл . Том. 50, нет. 4. с. 237.
- ^ «Турбовинтовой транспортный самолет Y8» . Китайская оборона. Архивировано из оригинала 27 марта 2008 года.
- ^ «Самолет Y8F600» . Авиационная промышленность провинции Шэньси. Архивировано из оригинала 21 мая 2006 года.
- ^ " "Чёрный тюльпан": почему советские солдаты в Афганистане так назвали самолёт АН-12" . Русская Семёрка . Archived from the original on 8 April 2020 . Retrieved 7 April 2020 .
- ^ "Источник: аналог американской летающей батареи AC-130 разрабатывается в России" [Source: Analogue of the American flying battery AC-130 is being developed in Russia]. TASS . 26 June 2019.
- ^ Lavrov, Anton; Kretzul, Roman (12 January 2021). "Арсенал «Охотника»: транспортный самолет получит управляемые ракеты" [Arsenal "Hunter": transport aircraft will receive guided missiles]. Izvestia .
- ^ Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Antonov An-12. Midland. Hinkley. 2007. ISBN 978-1-85780-255-9 [ нужна страница ]
- ^ «GCAA временно запретила Ан-12 находиться в воздушном пространстве ОАЭ» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 13 января 2009 г.
- ^ «ОАЭ запрещает самолетам Ан-12 находиться в своем воздушном пространстве» . Таймс оф Индия . 19 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2010 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
- ^ «СРХ::Флот» . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ Исправлено 1979 г., стр. 189.
- ^ Исправлено 1979 г., стр. 15.
- ^ Винтажный русский. Реквизит и самолеты авиакомпаний «железного занавеса» , Airlife Publishing, Шрусбери, 1998 г., ISBN 1-85310-971-1 .
- ^ Эндерс 1979, стр. 401–402.
- ^ Исправлено 1979 г., стр. 351.
- ^ Jump up to: а б с Купер и др. 2011 , с. 244
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 32.
- ^ «ВВС мира 2022» . Флайтглобал. 2022 . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 37.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 41.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 46.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 48.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 53.
- ^ Купер 2017 , с. 11
- ^ «Вооружение грузинской армии» . Грузинская армия. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2007 г.
- ^ «ВВС мира ВВС Монголии» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ Голомбек, Адам: 13-й транспортный авиационный полк в: Авиация с шахматной доской нет. 9 и нет. 10
- ^ Радек Гавелка (12 января 2010 г.). «Ан-12БП 2209::Ан-12БП» . валка . Архивировано из оригинала 26 декабря 2014 года . Проверено 26 декабря 2014 г. [ нужна проверка ]
- ^ «Ан-12 Куб» . Глобальный самолет . Архивировано из оригинала 19 февраля 2006 года . Проверено 9 марта 2006 г.
- ^ «Ан-12 и Шэньси Y8» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 19 февраля 2006 года . Проверено 9 марта 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Эндрес, Гюнтер Г. (1979). Мировые авиационные флоты, 1979 год . Airline Publications and Sales Ltd. Хаунслоу, Великобритания: ISBN 978-0-905117-53-9 . .
- Хойл, Крейг (8–14 декабря 2015 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 188, нет. 5517. стр. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]