Jump to content

Иракские ВВС

Иракские ВВС
  • Иракские ВВС
  • Аль Кувват аль Джавия аль Иракия
Печать ВВС Ирака
Основан 22 апреля 1931 г.
Страна  Ирак
Ветвь ВВС
Роль Воздушная война
Размер Примерно 5000 (2024 г.) [1]
ок. 369 самолетов [2]
Штаб-квартира Багдад
Цвета Серый и Белый   
Юбилеи 22 апреля (День ВВС) [3]
Помолвки
Командиры
Текущий
командир
Генерал-лейтенант Шихаб Джахид Али
Знаки отличия
  • Раундель
  • (1931–2004)
  • (2019 – настоящее время)
плавник вспышка
Флаг
Самолет летал
Атака Су-25 , Аэро Л-159 Алька , КАИ Т-50 , СН-4Б , Л-39 Альбатрос , Байрактар ​​ТБ2
Бомбардировщик Антонов Ан-32
боец F-16 Файтинг Фалкон
Вертолет Ми-17 , Белл 212 , Ми-8
Ударный вертолет Bell OH-58 Kiowa , Ми-24 , Ми-28 , Aérospatiale Gazelle
Разведка CH 2000 , Ce 208 ISR , KA 350 ISR , ScanEagle , Raven RQ-11B
Тренер Цессна 172 , Цессна 208 , Т-6А , Утва Ласта 95 , Боинг 727 , Ан-26
Транспорт С-130 Геркулес , С-130J , Ан-32Б , КА 350ЭР

Иракские ВВС ( IQAF или IrAF ) ( араб . القوات الجوية العراقية , латинизированный : Аль Кувват аль-Джаввия аль-Иракия ) — воздушной войны подразделение службы иракских вооруженных сил . Он отвечает за защиту воздушного пространства Ирака, а также за охрану его международных границ. IQAF также выступает в качестве силы поддержки иракского флота и иракской армии , что позволяет Ираку быстро развернуть свои вооруженные силы. Штаб-квартира находится в Багдаде ; нынешний командующий - генерал Шихаб Джахид Али.

Иракские ВВС были основаны в 1931 году, в период британского контроля над Ираком после поражения османов в Первой мировой войне, и имели всего несколько пилотов. Иракские ВВС эксплуатировали в основном британские самолеты до революции 14 июля 1958 года, когда новое иракское правительство начало расширять дипломатические отношения с Советским Союзом . ВВС использовали как советские, так и британские самолеты на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Когда в 1979 году к власти пришел Саддам Хусейн , военно-воздушные силы быстро росли, когда Ирак заказал больше советских и французских самолетов. Пик численности ВВС пришелся на завершившуюся в 1988 году длительную ирано-иракскую войну , когда она насчитывала 1029 самолетов всех типов (из них 550 боевых самолетов). [4] стать крупнейшей военно-воздушной силой в регионе. Его падение произошло во время войны в Персидском заливе (1990–91) и продолжалось, пока коалиционные силы вводили в действие бесполетные зоны. Остатки иракских ВВС были уничтожены во время вторжения под руководством США в 2003 году .

После вторжения IQAF был восстановлен, получив большую часть обучения и самолетов из Соединенных Штатов . В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть часть десятков иракских истребителей, которые прилетели туда, чтобы избежать уничтожения во время войны в Персидском заливе в 1991 году. [5] По состоянию на 2014 год Иран был восприимчив к требованиям и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. [6] [7]

Первые 10 лет: 1931-1941 гг.

[ редактировать ]

ВВС Ирака считают днем ​​своего основания 22 апреля 1931 года. В этот день первые пилоты Королевских ВВС Ирака ( RIrAF ) вернулись в страну после обучения в Соединенном Королевстве вместе с первыми самолетами ВВС: пятью самолетами de Havilland Gipsy Moths . Они сформировали 1-ю эскадрилью, базирующуюся на авиабазе RAF в Хинаиди . [8] До создания новых военно-воздушных сил командование Королевских ВВС Ирака отвечало за все элементы британских вооруженных сил в Ираке в 1920-х и начале 1930-х годов. [9] В состав RIRAF входили пять пилотов, студенты аэронавтики, прошедшие обучение в колледже RAF Cranwell , и 32 авиамеханика. Первыми пятью пилотами были Натик Мохаммед Халил аль-Тай, Мохаммед Али Джавад, Хафди Азиз, Акрем Муштак и Муса Али. [3] Первые бои ВВС Великобритании прошли уже в октябре 1931 года против курдских повстанцев на севере страны. Именно во время операций против курдов ВВС понесли свою первую боевую потерю: в апреле 1932 года DH.60 столкнулся с горой недалеко от Барзана , в результате чего погибли оба члена экипажа. В том же году «Цыганские мотыльки» были усилены еще тремя DH.60T и тремя « де Хэвиллендскими мотыльками» . [10] В следующем году было поставлено восемь самолетов de Havilland Dragon первый из 34 самолетов Hawker Audaxes (названных на иракской службе Nisr). , а в 1934 году был приобретен [11]

Несколько иракских SM.79B.

В годы после обретения Ираком независимости ВВС все еще зависели от Королевских ВВС . Правительство Ирака выделило большую часть своих военных расходов на иракскую армию, и к 1936 году Королевские ВВС Ирака имели всего 37 пилотов и 55 самолетов. В следующем году ВВС продемонстрировали некоторый рост, увеличив количество пилотов до 127. [12] Это позволило закупить дополнительные самолеты. В 1937 году, после визитов на высоком уровне в Италию и Великобританию, Ирак разместил заказы на 4 Savoia-Marchetti SM.79 , 25 Breda Ba.65 и 15 Gloster Gladiators . [13] В 1939 году 15 Northrop 8A . было куплено [14]

Первое сражение RIrAF против других обычных вооруженных сил произошло во время англо-иракской войны 1941 года , когда иракское правительство сделало заявку на полную независимость после переворота Рашида Али против пробританских иракских лидеров. [15] Война началась по-настоящему 2 мая, когда британская авиация начала атаковать иракские войска, окружавшие ВВС Хаббания . В ответ ВВС Великобритании начали атаковать аэродром, уничтожив два самолета Hawker Audax и один Airspeed Oxford . в тот день на земле [16] 4 мая восемь бомбардировщиков «Виккерс Веллингтон» и два бомбардировщика «Бристоль Бленхейм» атаковали авиабазу Рашид , главный аэродром ВВС Великобритании. Однако большая часть иракских самолетов была переброшена в Аль-Вашаш и Бакубу . Во время рейда «Веллингтон», пораженный зенитным огнем, был атакован иракским « Глостером Гладиатором» и был поврежден до такой степени, что ему пришлось в экстренной ситуации приземлиться недалеко от Багдада. Это была первая воздушная победа RIrAF. Однако в тот же день SM.79 был сбит иракским наземным огнем над аэродромом в Аль-Дивании . [17] Королевские ВВС продолжали атаковать иракские аэродромы; 8 мая они заявили, что уничтожили шесть самолетов на земле в Бакубе и сбили один «Гладиатор». [18] Около 15 мая Люфтваффе самолеты , окрашенные в иракскую опознавательную форму, прибыли в Ирак, чтобы помочь в борьбе с англичанами. [19] Однако последние тем временем посылали в Ирак все новые подкрепления, и поддержка держав Оси не могла изменить ход войны. Потери, отсутствие запасных частей и самолетов на замену привели к уходу немцев в конце мая. 31 мая было подписано соглашение о прекращении огня, положившее конец войне. [20]

Реконструкция и рост: 1941-1967 гг.

[ редактировать ]

Англо-иракская война привела к развалу ВВС Великобритании. У нескольких эскадрилий были уничтожены все самолеты, а многие офицеры и пилоты были убиты или бежали в соседние страны. Из-за уничтожения всего парка самолетов Летной школы обучение новых пилотов возобновилось только через шесть лет после войны. Летные часы также были ограничены британскими властями, которые в марте 1942 года конфисковали три оставшихся «Глостер Гладиаторов». Несмотря на попытки Ирака купить несколько новых самолетов, единственными, которые британцы были готовы предоставить, были несколько изношенных «Гладиаторов»: хотя 30 из них были поставленные в период с сентября 1942 г. по май 1944 г., большинство из них находились в таком состоянии, что их можно было использовать только как источники запасных частей. С 1944 по 1947 год 33 «Авро Ансона» было приобретено . Несмотря на эти препятствия, ВВС помогли подавить восстание Барзани в 1943 году . [21] В конце 1946 года иракцы достигли соглашения с англичанами, по которому они вернут уцелевшие «Авро Ансоны» в обмен на разрешение на заказ 30 истребителей Hawker Fury F.Mk.1 и двух двухместных Fury T.Mk.52. тренеры. В следующем году три De Havilland Doves и три Bristol Freighter . были заказаны [22]

RIrAF все еще восстанавливался после разрушения во время англо-иракской войны. [9] когда он присоединился к войне против недавно созданного государства Израиль в арабо-израильской войне 1948 года . [9] ВВС сыграли лишь небольшую роль в первой войне против Израиля . С 1948 по 1949 год 7-я эскадрилья эксплуатировала «Авро Ансон» учебные бомбардировщики из Трансиордании , откуда они совершили несколько атак на израильтян. [23] После серии атак на арабские столицы, пилотируемых тремя Боингами B-17 , принятыми на вооружение ВВС Израиля , правительства Трансиордании и Сирии потребовали, чтобы иракцы заменили свои Ансоны на Хокер Фьюри. Однако в Дамаск было отправлено всего шесть «Фурий» , и они ни разу не столкнулись ни с одним израильским самолетом. Более того, из-за ограниченного количества поставляемых англичанами боеприпасов для пушек и отсутствия бомб они использовались только для вооруженной разведки. В итоге четыре уцелевших самолета были переданы Египту в октябре 1948 года. [24] Несмотря на эти ранние проблемы, в 1951 году RIrAF закупила еще 20 Fury F.Mk.1, в общей сложности 50 одноместных F.Mk.1 и 2 двухместных самолета, которыми были оснащены самолеты № 1, № 4 и № 1. 7 эскадрилий. [25]

Иракский ВВС De Havilland Vampire FB.52, перед поставкой в ​​1953 году.

В начале 1950-х годов, благодаря увеличению доходов от экспорта нефти и сельскохозяйственной продукции, ВВС РФ были основательно перевооружены. В 1951 году по 15 самолетов de Havilland Canada DHC-1 Chipmunks , Percival Provosts и North American T-6 были закуплены для замены устаревших тренажеров de Havilland Tiger Moth . Благодаря этим новым самолетам летная школа RirAF была расширена до колледжа ВВС. Учебная программа была усовершенствована, а число студентов, заканчивающих обучение каждый год, увеличилось. Это позволило сформировать прочную основу для долгосрочного роста RIrAF. Также в 1951 году RIrAF приобрела свои первые вертолеты: три Westland Dragonfly . [26] Первым реактивным истребителем RIrAF стал de Havilland Vampire : с 1953 по 1955 год было поставлено 12 истребителей FB.Mk.52 и 10 учебно-тренировочных T.Mk.55. Они были быстро дополнены 20 истребителями de Havilland Venom , поставленными в период с 1954 по 1956 год. [27] После заключения Багдадского пакта Соединенные Штаты подарили не менее шести самолетов Cessna O-1 Bird Dogs ВВС Великобритании . ВВС Великобритании также покинули авиабазу Шайба , и ВВС Великобритании переняли ее в качестве авиабазы ​​​​Вахда. [28] В 1957 году шесть самолетов Hawker Hunter было поставлено F.Mk.6. В следующем году США согласились предоставить 36 F-86F Sabre . бесплатно [29]

Однако этот план так и не был реализован. После революции 14 июля 1958 года, приведшей к падению монархии в Ираке, влияние Коммунистической партии Ирака значительно выросло. Первый командующий ВВС Ирака (приставка «Королевский» была убрана после революции) Джалал Джаффар аль-Авкати был откровенным коммунистом и призывал премьер-министра Абд аль-Карима Касима улучшить отношения между Ираком и СССР. Советы отреагировали быстро, и осенью 1958 года между Ираком, Советским Союзом и Чехословакией была заключена серия контрактов на поставку оружия. Они предусматривали поставку учебно-тренировочных МиГ-15 УТИ, истребителей МиГ-17 Ф, бомбардировщиков Ил-28 , транспортных самолетов Ан-2 и Ан-12 . Первый самолет прибыл в Ирак в январе 1959 года. [30] В конце 1960-х и начале 1970-х годов могли быть закуплены дополнительные МиГ-17, а затем отправлены в Сирию или Египет . [9]

Том Купер и Стефан Кун перечисляют эскадрильи ВВС в 1961 году как: [31]

В 1959 и 1960 годах ВВС Ирана получили около 30 МиГ-19С, 10 МиГ-19П и 10 МиГ-19ПМ. Однако только 16 МиГ-19С были приняты на вооружение; остальные самолеты не были приняты из-за плохого технического состояния и остались на хранении в Басре . Принятые МиГ-19С эксплуатировались с авиабазы ​​Рашид 9-й эскадрильей. Однако их служба в Ираке продлилась недолго: выжившие были переданы Египту примерно в 1964 году. [32] МиГ-21Ф-13 и Ту-16 . Начиная с 1962 года Ирак также получил бомбардировщики [33]

Государственный переворот в Ираке в ноябре 1963 года привел к перераспределению Ирака с силами НАТО больше подержанных Hawker Hunters . , и в результате в IQAF было доставлено [9] Импорт самолетов из коммунистических стран Восточной Европы был приостановлен до 1966 года, когда МиГ-21 были закуплены перехватчики в Советском Союзе ПФ . [9]

В 1966 году иракский капитан Мунир Редфа перебежал на своем МиГ-21Ф-13 в Израиль, который, в свою очередь, передал его Соединенным Штатам для оценки под кодовым названием «Have Donut». [34]

Шестидневная война

[ редактировать ]

Во время Шестидневной войны ВВС Ирана бомбили несколько авиабаз и наземные цели. 6 июня 1967 года группа из четырёх бомбардировщиков Ту-16 была отправлена ​​для атаки авиабазы ​​Рамат-Давид . Два из них пришлось прервать из-за технических проблем, а еще один был сбит израильтянами, в результате чего погиб экипаж из пяти человек. [35] ВВС Ирана также сыграли значительную роль в поддержке иорданских войск. [3] В составе ВВС Ирака был один пакистанский пилот Сайфул Азам , который заявил о двух сбитых израильских самолетах над авиабазой H-3 на самолете Hawker Hunter . [36] Иракским пилотам «Хантера» официально приписывают сбитие еще четырех израильских самолетов, а еще один — зенитным орудиям. [37] Благодаря своим «Хантерам» и МиГ-21 ВВС Ирана смогли успешно защитить свои базы на западе Ирака от дополнительных атак Израиля. [9]

1970-е годы и Война Судного дня

[ редактировать ]

В течение этого десятилетия IQAF рос в размерах и возможностях, поскольку 20-летний Договор о дружбе с СССР, подписанный в 1971 году, принес в ВВС большое количество относительно современных истребителей. Иракское правительство никогда не было удовлетворено поставками только Советского Союза, и, хотя они закупали современные истребители, такие как МиГ-21 и Су-20 , они начали убеждать французов продавать истребители Mirage F1 (которые были куплены), а затем и Jaguar. (которые, однако, так и не были заказаны). [9]

Перед Войной Судного дня IQAF отправил 12 «Хокеров-охотников» в Египет , где они остались сражаться; только 1 пережил войну. [9] IQAF впервые получила свои Су-7 в 1968 году; первоначально они дислоцировались в Сирии . Авиация, переброшенная в Сирию, понесла большие потери из-за израильской авиации и ЗРК. [ нужна ссылка ] Кроме того, они подверглись дружественному огню сирийских ЗРК. [38] Запланированная атака 8 октября была отменена из-за больших потерь, а также разногласий с сирийским правительством. [ нужна ссылка ] В конечном итоге все самолеты, за исключением нескольких Су-7, были выведены с баз в Сирии. Во время войны в октябре 1973 года первый воздушный удар по израильским базам на Синае был нанесен иракскими самолетами; они поразили артиллерийские объекты и израильские танки, а также заявили, что уничтожили 21 израильский истребитель в воздушном бою. [39] Вскоре после войны IQAF заказал 14 Ту-22Б и два Ту- у СССР 22Ус, а также ракеты «Радуга Х-22» , и к 1975 году было поставлено 10 Ту-22Б и 2 Ту-22У. [40]

В 1970-е годы также произошла серия ожесточенных курдских восстаний на севере страны против Ирака. [41] С помощью шаха Ирана курды получили оружие и припасы, включая современные ЗРК, а также некоторое количество иранских солдат. [42] IQAF понес тяжелые потери в боях с курдами, поэтому они начали использовать свои новые Ту-22 в боях против них (используя 3-тонные бомбы с большой высоты, чтобы избежать попадания иранских батарей ЗРК HAWK , которые шах установил возле иракской границы для прикрытия курдские повстанцы), поскольку они смогли избежать большего количества ЗРК благодаря большей высоте бомбардировки и улучшенным средствам электронного противодействия. [9] В середине 1970-х годов напряженность в отношениях с Ираном была высокой, но позже была урегулирована Алжирским договором . [ нужна ссылка ]

1980-е и война с Ираном

[ редактировать ]

С осени 1980 года по лето 1990 года количество самолетов в IQAF выросло с 332 до более чем 1000. [3] Перед вторжением Ирака в Иран IQAF ожидал 16 современных самолетов Dassault Mirage F.1 EQ из Франции , а также находился в процессе получения в общей сложности 240 новых самолетов и вертолетов от своих восточноевропейских союзников. Когда Ирак вторгся в Иран в конце сентября 1980 года, Советский Союз и Франция прекратили поставки дополнительных самолетов в Ирак, но возобновили поставки несколько месяцев спустя. [43]

Вместо этого IQAF пришлось сражаться с устаревшими Су-20 , МиГ-21 Fishbeds и МиГ-23 Floggers . [43] МиГ-21 был основным перехватчиком войск, а МиГ-23 использовались для наземных атак и перехвата. [ нужна ссылка ] Су -20 были чистыми штурмовиками. В первый день войны соединения Ту-16/22, Су-20, МиГ-23 и МиГ-21 общей численностью 166–192 самолета нанесли внезапные авиаудары по 10 авиабазам ВВС Ирана , успешно в уничтожении большого количества истребителей-бомбардировщиков на земле, но недостаточно, чтобы вывести из строя иранские ВВС. [44] В ответ на эти воздушные удары иранские ВВС начали операцию «Каман 99» на следующий день после начала войны.

В конце 1981 года вскоре стало ясно, что современные «Миражи» F1 и советские МиГ-25 эффективны против иранцев. [43] IQAF начали использовать свое новое восточное вооружение, которое включало бомбардировщики Ту-22КД/ДПК , оснащенные Х-22М/МП ракетами «воздух-земля» , МиГ-25, оснащенные ракетами «воздух-земля» Х-23, а также истребители «Х -25 и Х-58 -23». Противорадиолокационные ракеты , а также МиГ-23БН , оснащенные ракетами Х-29Л/Т . [43] В 1983 году, чтобы удовлетворить иракцев, ожидающих своих модернизированных самолетов Exocet с Mirage F1EQ-5 , Super Etendards были переданы в аренду Ираку. Иранский нефтяной танкерный флот (см. Танкерная война ) и канонерские лодки понесли серьёзные повреждения от рук 5 Super Etendards, оснащённых Exocet противокорабельными ракетами . Один из них был потерян во время 20-месячного боевого использования, а четыре вернулись на аэронавал в 1985 году. [43]

USS Stark внесен в список после двух попаданий иракских ракет Exocet

IQAF в целом играл важную роль в войне против Ирана, нанося удары по авиабазам, военной инфраструктуре, промышленной инфраструктуре, такой как заводы, электростанции и нефтяные объекты, а также систематически бомбардируя городские районы Тегерана и других крупных иранских городов (позже получивших название как Война городов ). В конце войны совместно с армией и силами специальных операций IQAF сыграл значительную роль в разгроме последнего военного наступления Ирана. [3] (к тому времени роль некогда превосходящих иранских ВВС свелась к вылетам только в отчаянных ситуациях, выполняя критически важные задачи, такие как защита жизненно важных нефтяных терминалов Ирана). Военно-воздушные силы также успешно атаковали танкеры и другие суда, направлявшиеся в Иран и из Ирана, используя ракеты Exocet на своих самолетах Mirage F1. 17 мая 1987 года иракский самолет F1 по ошибке выпустил две противокорабельные ракеты Exocet по американскому фрегату USS Stark , повредив судно и убив 37 моряков. [3]

К 1987 году ВВС Ирака имели крупную современную военную инфраструктуру с современными центрами воздушной логистики, авиабазами, объектами технического обслуживания и ремонта, а также некоторыми производственными мощностями. [45] К тому времени в составе ВВС насчитывалось 40 тысяч человек, из которых около 10 тысяч входило в состав Командования ПВО. [3] Его основные базы находились в Таммузе ( Аль-Таккадум ), Аль-Бакре ( Балад ), Аль-Кадисии ( Аль-Асад ), авиабазе Али , авиабазе Саддама ( авиабаза Западная Кайярра ) и других крупных базах, включая Басру . IQAF действовал на 24 основных оперативных базах и 30 базах рассредоточения, с 600 укрытиями для самолетов, включая укрытия с ядерной защитой, с несколькими рулежными дорожками и несколькими взлетно-посадочными полосами. [3] В Ираке также было 123 небольших аэродрома различного типа (резервные и вертолетные). [45]

Известные иракские пилоты ирано-иракской войны.

[ редактировать ]

В отличие от многих других стран, располагающих современными военно-воздушными силами, Ирак был вовлечен в интенсивную и затяжную войну. Восьмилетний конфликт с Ираном дал ВВС возможность подготовить проверенных в боях и закаленных пилотов-истребителей. Хотя информация о IQAF в лучшем случае труднодоступна, два человека выделяются как лучшие иракские асы-истребители .

Мохаммед Райян по прозвищу «Небесный сокол», летавший на МиГ-21 МФ в 1980–81 годах и заявивший о двух подтвержденных победах над иранскими F-5 E в 1980 году. В звании капитана Райян квалифицировался на МиГ-25 П в конце 1981 года. и заявил еще о восьми убийствах, два из которых подтверждены, прежде чем был сбит IRIAF F-14 в 1986 году. [46]

Капитан Омар Гобен был еще одним успешным пилотом. Летая на МиГ-21, он сбил с воздуха два F-5E Tiger II и один F-4E Phantom II в 1980 году. Позже он перешел на МиГ-23 и пережил войну, но погиб в январе 1991 года, управляя МиГ-21. 29 против американского F-15C . [46]

Капитан Салах И. также был выдающимся пилотом в этот период, управляя Mirage F1, совершив двойное уничтожение двух F-4E 2 декабря 1981 года, когда он был в составе 79-й эскадрильи. [47]

1990-е годы - война в Персидском заливе и бесполетные зоны.

[ редактировать ]

В августе 1990 года Ирак имел крупнейшие военно-воздушные силы в регионе даже после длительной ирано-иракской войны . На вооружении ВВС на тот момент имелось 934 боеспособных самолета (включая учебно-тренировочные). Теоретически IQAF должен был быть «закален» в результате конфликта с Ираном , но послевоенные чистки руководства и другого персонала IQAF уничтожили ВВС, поскольку иракский режим изо всех сил пытался вернуть их под полный контроль. [43] Обучение было сведено к минимуму в течение всего 1990 года.

В таблице ниже показаны ВВС Ирака в начале войны в Персидском заливе, их потери, поврежденные самолеты, полеты в Иран и оставшиеся активы на конец войны в Персидском заливе. Часть поврежденного самолета могла быть отремонтирована или использована на запчасти. Это совокупность потерь как в воздухе (23–36 самолетов), так и в воздухе. [48] и на земле (227 самолетов) и исключить вертолеты и самолеты, принадлежавшие иракской армейской авиации, иракскому военно-морскому флоту и авиационному крылу иракского департамента пограничного контроля. [49]

Потери Ирака, полеты в Иран и оставшиеся после войны самолеты. [49] [50]
Самолет 1990 уничтожен поврежден в Иран выжил
Мираж F1 EQ/BQ 88 23 6 24 35
Мираж F1 K (Кувейт) 8 2 2 0 4
Су-7 БМК 54
Су-20 18 4 2 4 8
Су- 22Р 10 1 0 0 9
Су-22 М2 24 2 6 5 11
Су-22 М3 16 7 0 9 0
Су-22 УМ3 25 3 1 0 21
Су-22 М4 28 7 0 15 6
Су-24 МК 30 5 0 24 1
Су-25 К/УБК 72 31 8 7 26
МиГ-19 С/ Шэньян J-6 45
МиГ-21 МФ/бис/ Ф- 236 65 46 0 115
МиГ-23 БН 38 17 0 4 18
МиГ-23 МЛ 39 14 1 7 17
МиГ-23 МФ 14 2 5 0 7
МиГ-23 МС 15 2 4 0 9
МиГ-23 УМ 21 8 0 1 12
МиГ- 25У 7 3 2 0 2
МиГ-25 РБ 9 3 3 0 3
МиГ-25 ПД/ПДС/ПУ/Р 19 13 1 0 5
МиГ- 29А 33 17 4 3 13
МиГ-29 УБ 4 0 0 1 3
Ту-16 /КСР-2-11 3 3 0 0 0
Ту-22 Б/У 4 4 0 0 0
Сиань H-6 D 4 4 0 0 0
Ан-26 5 0 3 0 2
Ильюшин Ил-76 19 3 1 15 0
Дассо Фалькон 20 2 0 0 2 0
Дассо Фалькон 50 3 0 0 3 0
Локхид Джетстар 6 4 0 1 1
Аэро Л-39 Альбатрос 67 0 1 0 66
Эмбраер Тукано 78 1 6 0 64
ФФА АС-202 Браво 34 5 5 0 17
Элорис тренер 12 0 0 0 12
BAC Джет Провост 20 5 0 0 15
МББ/Кавасаки БК 117 14 1 6 0 6

Во время войны в Персидском заливе 1991 года иракские ВВС были уничтожены авиацией коалиции, особенно воздушными силами США , Великобритании и их союзников. Большинство аэродромов были сильно поражены, и в воздушном бою Ирак смог добиться только четырех подтвержденных побед (и четырех поврежденных и одного вероятного уничтожения), понеся при этом 23 потери. [48] Все вышедшие из строя (шесть) Ту-22, которыми располагал Ирак, были уничтожены бомбардировками в начале операции «Буря в пустыне» . Однако они уже были выведены из состава ВВС Ирака, использовались просто как ложные цели и не значатся в оперативном списке потерянных самолетов ВВС Ирака (как и все другие старые самолеты, которые использовались исключительно для отражения налетов из операционных активов).

Отряд МиГ-25 ( по классификации НАТО «Foxbat») зафиксировал первый во время войны сбитый самолет в воздухе. МиГ -25 PDS, пилотируемый лейтенантом Зухаиром Давудом из 84-й истребительной эскадрильи, сбил истребитель F/A-18 Hornet ВМС США из VFA-81 в первую ночь войны. В 2009 году Пентагон объявил, что они идентифицировали останки пилота, капитана ВМС США Майкла «Скотта» Спейчера , разгадав 18-летнюю тайну. Капитан Спейхер, который в то время был лейтенантом-коммандером, по-видимому, был похоронен кочевым бедуинским племенем недалеко от того места, где был сбит его самолет, в отдаленном районе провинции Анбар.

Второе воздушное убийство было зарегистрировано пилотом по имени Джамиль Сайхуд девятнадцатого января. На МиГ-29 он сбил Королевских ВВС «Торнадо» GR.1A ракетами Р-60 . Лейтенант DJ Уоддингтон пилотировал самолет RAF с серийным номером ZA396/GE и лейтенант RJ Стюарт и разбился в 51 морской миле к юго-востоку от авиабазы ​​Таллил. [51]

30 января 1991 года МиГ-25 IQAF поразил и повредил F-15C ВВС США ракетой Р-40 в воздушном бою в Самурре. Ирак утверждает, что он был сбит (пилот катапультировался), а затем самолет разбился в Саудовской Аравии. [52]

Иракский «Мираж F-1», пилотируемый капитаном Нафи Аль-Джубури, успешно сбил американский EF-111 Raven посредством маневрирования в воздухе, который разбился при попытке уклониться от ракеты, выпущенной Аль-Джубури. [53] [54]

В другом инциденте иракский МиГ-25 Микояна-Гуревича ускользнул от восьми ВВС США самолетов F-15C Eagle , выпустив три ракеты по самолету радиоэлектронной борьбы ВВС США EF-111 , вынудив их прервать выполнение задания. В ходе еще одного инцидента два МиГ-25 приблизились к паре F-15 Eagles, выпустили ракеты (от которых F-15 уклонились), а затем обогнали американские истребители. К преследованию присоединились еще два F-15, всего по «Фоксбатам» было выпущено десять ракет класса «воздух-воздух» ; ничто из этого не могло достичь их.

Стремясь продемонстрировать свои возможности воздушного наступления, 24 января иракцы попытались нанести удар по крупному саудовскому нефтеперерабатывающему заводу в Абкайке . В воздух поднялись два истребителя «Мираж F-1», нагруженные зажигательными бомбами, и два МиГ-23 (вместе с истребителями прикрытия). Их заметил самолет AWACS ВВС США Boeing E-3 Sentry , а на перехват были отправлены два F-15 Королевских ВВС Саудовской Аравии. Когда появились саудовцы, иракские МиГи повернули в хвост, но «Миражи» продолжили наступление. Капитан Айед аль-Шамрани, один из саудовских пилотов, направил свой самолет позади «Миражей» и сбил оба самолета. После этого эпизода иракцы больше не предпринимали собственных воздушных атак, отправив большую часть своих самолетов в Иран в надежде, что когда-нибудь они смогут вернуть свои ВВС. (Иран вернул семь Су-25 в 2014 году.) [55]

Во время войны в Персидском заливе большинство иракских пилотов и самолетов (французского и советского происхождения) бежали в Иран, спасаясь от бомбардировок, поскольку ни одна другая страна не предоставила им убежища. Иранцы конфисковали эти самолеты после войны и вернули семь Су-25 в 2014 году, а остальные поставили на вооружение ВВС Исламской Республики Иран. [56] – утверждая, что они являются репарациями за ирано-иракскую войну . Из-за этого Саддам Хусейн не отправил остальную часть своих ВВС в Иран непосредственно перед операцией «Свобода Ирака» в 2003 году, вместо этого решив закопать их в песок. Сообщается, что Саддам Хусейн, озабоченный Ираном и региональным балансом сил, прокомментировал ситуацию так: «Иранцы стали еще сильнее, чем раньше, теперь у них есть наши ВВС». [57]

В их число входили: Mirage F1 EQ1/2/4/5/6, Су-20 и Су-22М2/3/4 слесари, Су-24МК Fencer-D, Су-25К/УБК Frogfoots, МиГ-23МЛ Floggers, МиГ-29А. /УБ (изделие 9.12Б) Fulcrums и ряд Ил-76, в том числе единичный прототип ДРЛО-ДРЛО Ил-76 «АДНАН 1». Также перед операцией «Буря в пустыне» 19 иракских МиГ-21 и МиГ-23 были отправлены в Югославию для обслуживания, но так и не были возвращены из-за международных санкций. [58] В 2009 году иракское правительство ненадолго попыталось вернуть истребители, но они были разобраны, и их ремонт и возврат потребовали бы больших затрат. [58] [59]

Иракский самолет МиГ-29 лежит в руинах после того, как он был уничтожен силами коалиции во время операции «Буря в пустыне» войны в Персидском заливе.

Потери самолетов коалиционных сил в войне в Персидском заливе

[ редактировать ]
Самолет Источник № Сбит Нет. В Иран.
МиГ-21 Советский Союз 4 0
МиГ-23 9 12
МиГ-25 2 0
МиГ-29 6 4
Су-7 4
Су-17
Су-20 0 4
Су-22 2 40
Су-24 0 24
Су-25 2 7
Ильюшин Ил-76 1 15
Миль Ми-8 1 0
Мираж Ф-1 Франция 9 24
Общая потеря количества [60] 36 137

Сами ВВС Ирака оценивают свои потери в воздухе в 23 самолета. [48] по сравнению с заявлениями США о 44. Точно так же союзники первоначально не признали потерь иракских ВВС в воздушном бою и только в 1995 году признали одну потерю. После 2003 года союзники признали вторую потерю, но еще два иракских заявления и одно вероятное по-прежнему числятся союзниками как потерянные в результате «наземного огня», а не от иракского истребителя. В целом по крайней мере три считается, что иракских пилота одержали победу над самолетами коалиции в воздушном бою.

Помимо войны в Персидском заливе, IQAF также участвовал в восстаниях 1991 года в Ираке . Наряду с армейской авиацией Ми-8 , Ми-24 для противодействия попыткам шиитских и курдских восстаний в период с 1991 по 1993 год использовались вертолеты , «Газель», «Алуэтт» и «Пума».

После войны в Персидском заливе военно-воздушные силы состояли только из одного Су-24 (прозванного в иракских ВВС «Вахида», что примерно переводится как «одинокий») и одной эскадрильи МиГ-25, купленных у Советского Союза в 1979 году. Некоторые «Миражи», МиГ-23МЛ и Су-22 также остались в эксплуатации, при этом МиГ-29 были выведены из эксплуатации к 1995 году из-за ограничений по межремонтному пробегу двигателей, а МиГ-21 - по причине морального устаревания. В период последовавших за этим санкций ВВС были жестко ограничены бесполетными зонами, установленными коалицией, а также ограниченным доступом к запасным частям из-за санкций Организации Объединенных Наций . Многие самолеты были неисправны, а некоторые были спрятаны от американской разведки, чтобы избежать потенциального разрушения. При патрулировании бесполетной зоны были потеряны три иракских МиГа. Несмотря на несколько атак американских F-15 и F-14 , стреляющих ракетами AIM-54 и AIM-120 по иракским истребителям, иракские маневры позволили им избежать каких-либо жертв в споре за воздушное пространство Ирака. Последнее зарегистрированное поражение в воздухе произошло 23 декабря 2002 года, когда МиГ-25 Foxbat сбил вооруженного американца. RQ-1 Хищник . [61]

В 2008 году Центр технической информации Министерства обороны опубликовал сверхсекретные архивы иракских ВВС времен Саддама, проливая свет на истинные потери и операции ВВС в 1991 году. [49]

Инвентарь во время войны в Персидском заливе 1991 года

[ редактировать ]

[ нужна ссылка ]

Самолет Источник Тип Вариант В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
Мираж F1 Франция боец Мираж F1 EQ/BQ 88
Сухой Су-20 Советский Союз Наземная атака 18
Сухой Су-22 Советский Союз Наземная атака Су-22 Р/ Су-22 М2/М3/М4 133
Сухой Су-24 Советский Союз Запрет/Забастовка Су-24 МК 30
Сухой Су-25 Советский Союз Наземная атака Су-25 К/УБК 72
МиГ-21 Советский Союз/Китай боец МиГ-21 МФ/бис/ F-7B 236
МиГ-23 Советский Союз Наземная атака МиГ-23 БН 38
МиГ-23 Советский Союз боец МиГ-23 МС/МФ 29
МиГ-23 Советский Союз боец МиГ-23 МЛ 39
МиГ-25 Советский Союз Перехватчик МиГ-25 ПД/ПДС/ПУ/Р/РБ 35
МиГ-29 Советский Союз боец МиГ-29 А/ МиГ-29 УБ 37
Tupolev Tu-16 Советский Союз Бомбардировщик Ту-16 /КСР-2-11 3
Tupolev Tu-22 Советский Союз Бомбардировщик Ту-22 Б/У 4
Сиань H-6 Китай Бомбардировщик Сиань H-6 D 4
BAC Джет Провост Великобритания Атака 20
Транспорт
Антонов Ан-26 Советский Союз Транспорт 5
Ильюшин Ил-76 Советский Союз Груз 19
Дассо Фалькон 20 Франция VIP транспорт 2
Дассо Фалькон 50 Франция VIP транспорт 3
Локхид Джетстар олень VIP транспорт 1
Кроссовки
Аэро Л-39 Альбатрос Чехословакия Тренер/МОНЕТА
Эмбраер Тукано Бразилия Тренер/МОНЕТА
ФФА АС-202 Браво Швейцария Тренер

2003 г. Вторжение в Ирак под руководством США.

[ редактировать ]
Иракский МиГ-25 Foxbat найден похороненным под песком к западу от Багдада.

К началу 2003 года военно-воздушные силы Ирака насчитывали около 180 боевых самолетов, из которых только около половины были летными. [62] В конце 2002 года югославская оружейная компания осуществляла обслуживание МиГ-21 и МиГ-23, нарушая санкции ООН. [62] авиационный институт в Биелине ( Босния и Герцеговина) . Двигатели и запасные части поставил [63] Однако это было слишком поздно, чтобы улучшить состояние ВВС Ирака.

На пороге вторжения под руководством США Саддам Хусейн проигнорировал желание своих ВВС защитить воздушное пространство страны от самолетов коалиции и приказал разобрать и закопать большую часть своих истребителей. Некоторые из них были позже обнаружены американскими раскопками вокруг авиабаз Аль-Таккадум и Аль-Асад , в том числе МиГ-25 и Су-25. [64] Во время вторжения IQAF оказался полностью несуществующим; было замечено несколько вертолетов, но ни один истребитель не вылетел на борьбу с самолетами коалиции. [65]

На этапе оккупации большая часть иракских боевых самолетов (J-7, МиГ-23, МиГ-25, Су-20/22, Су-25 и некоторые МиГ-29) была обнаружена американскими и австралийскими войсками в плохом состоянии на нескольких объектах. авиабазы ​​по всей стране, а другие были обнаружены похороненными. [66] Большая часть самолетов IQAF была уничтожена во время и после вторжения, а все оставшееся оборудование было выброшено или списано сразу после войны. Ни один из самолетов, приобретенных во времена Саддама, не остался в эксплуатации. [60]

Пост-вторжение

[ редактировать ]
Американский летчик проводит послеполетные проверки самолета IQAF C-130 Hercules .

Иракские ВВС, как и все иракские силы после вторжения в Ирак в 2003 году , были перестроены в рамках общей программы по созданию новых иракских сил обороны. [67] Вновь созданные ВВС в 2004 году, когда они начали свою деятельность, насчитывали всего 35 человек. [68]

В декабре 2004 года министерство обороны Ирака подписало два контракта с польским оборонным консорциумом BUMAR. [69] Первый контракт на сумму 132 миллиона долларов США предусматривал поставку 20 вертолетов PZL W-3 Sokół и обучение 10 иракских пилотов и 25 обслуживающего персонала. [69] Их планировалось поставить к ноябрю 2005 года, но в апреле 2005 года компания, которой было поручено выполнить контракт, объявила, что поставка не состоится, как планировалось, поскольку график поставок, предложенный PZL Swidnik, был недостаточно хорош. [69] В результате в 2005 году на испытания было поставлено только 2.

Второй контракт на сумму 105 миллионов долларов США предусматривал поставку иракским ВВС 24 бывших в употреблении модернизированных Ми-17 российского производства (Hips). [69] По состоянию на 2008 год было доставлено 8 и еще 2 находились в пути. Сообщалось, что Ми-17 обладают некоторыми атакующими возможностями. [70]

18 ноября 2005 года была создана Переходная группа коалиционных ВВС (CAFTT), входящая в состав Переходного командования многонациональной безопасности в Ираке, для руководства воссозданием новых иракских ВВС. [71] В этот период ВВС в основном выполняли легкие разведывательные и транспортные операции. [72] В отчете за февраль 2006 г. подробно описаны 3-я , 23-я и 70-я эскадрильи, выполняющие эти миссии. [71] В состав военно-воздушных сил также входил Оперативный штаб ВВС в Багдаде под командованием генерал-майора и чуть более 100 сотрудников в штабных ячейках A1-A6 и A7 (обучение), A8 (финансы) и A9 (инженерное дело); две разведывательные эскадрильи (3-я и 70-я); 2-я и 4-я эскадрильи планировали получить вертолеты Huey II; 12-я эскадрилья Bell JetRangers (учебная) и 15-я эскадрилья, которая должна получить вертолеты Ми-17 в начале 2006 года, все на авиабазе Таджи ; и 23-я эскадрилья на самолетах C-130.

4 марта 2007 г. военно-воздушные силы провели свою первую медицинскую эвакуацию в городе Багдад, когда раненый полицейский был доставлен по воздуху в больницу. [73] Также в 2007 году США ВВС на Вторую воздушную армию , входящую в состав Командования авиационного образования и подготовки , была возложена ответственность за предоставление учебных программ и консультирование ВВС Ирака, поскольку они, среди прочего, проводили собственную техническую подготовку и отраслевую базовую подготовку. [67] [72]

В 2009 году первый из нескольких иракских офицеров завершил летную подготовку в ВВС Великобритании в Крэнвелле , что является отголоском раннего развития иракских ВВС. [74]

В декабре 2007 года сообщалось, что между правительством Ирака и Сербией была достигнута сделка о продаже оружия и другой военной техники, включая 36 базовых учебно-тренировочных машин Lasta 95 . [75] Предполагалось, что Ирак может купить у Франции 50 ударных вертолетов Aérospatiale Gazelle . [76] В июле 2008 года Ирак официально запросил заказ на 24 легких ударных и разведывательных вертолета. Это будет либо армии США новый ARH-70 вертолет , либо MH-6 Little Bird . [77]

14 октября 2008 года издание Aviation Week сообщило, что два Hellfire, оборудованные самолета Cessna 208B, были замечены на объекте ATK в аэропорту Мичем, Форт-Уэрт, штат Техас. ВВС Ирака должны были получить три вооруженных самолета Cessna 208B в декабре 2008 года, еще два должны были быть поставлены в 2009 году. Это был первый ударный потенциал IQAF с начала войны в 2003 году. [78] В ноябре 2008 года правительство Ирака объявило, что ВВС Ирака закупят 108 самолетов до 2011 года. В конечном итоге к 2015 году силы должны были состоять из 516 самолетов, а к 2018 году - до 550 самолетов. Среди закупаемых конкретных типов были Eurocopter EC635 и Вертолеты типа Bell ARH-70. 24 самолета Т-6 Texan II . Кроме того, для выполнения функций легких штурмовиков будет приобретено [79]

Летом 2008 года министерство обороны объявило, что правительство Ирака желает заказать более 400 бронемашин и другой техники на сумму до 3 миллиардов долларов, а также шесть транспортных самолетов C-130J на сумму до 1,5 миллиарда долларов. [80]

Ирак должен был купить 28 учебных самолетов L-159 чешского производства на сумму 1 миллиард долларов (770 миллионов евро). Двадцать четыре самолета будут новыми, а четыре — из избыточных запасов Чехии . Позже сделка сорвалась. Однако впоследствии чешская авиационная компания Aero Vodochody, как сообщается, согласилась продать 12 самолетов, хотя сделка еще не была одобрена правительствами обеих стран. [81] Велись переговоры о покупке боевых самолетов чешского производства Aero L-159 Alca с возможной продажей или торговлей нефтью 24 или 36 самолетов из излишков чешских ВВС . [82] [83] Покупка не состоялась, и по состоянию на 2013 год Чешская Республика не смогла заключить свою первую экспортную сделку на свой истребитель L-159 Alca. [84] Сделка на 24/36 чешских самолетов L-159 была расторгнута; вместо них были выбраны южнокорейские сверхзвуковые KAI T50 (24 самолета). Но в апреле 2014 года Ирак решил купить 12 подержанных (законсервированных) L-159 за 200 миллионов долларов. [85]

2010-е годы

[ редактировать ]
Командующий ВВС Ирака на тренировке F-16 в Аризоне.

В течение 2010 и 2011 годов иракское правительство и МВД заявляли о намерении закупить истребители Dassault Mirage F1 и F-16C Block 52. [86] [87] [88] Правительство Ирака определило сумму в 900 миллионов долларов в качестве первого транша в размере 3 миллиардов долларов на самолеты, оборудование, запасные части и обучение.

Сделка по покупке истребителей F-16, похоже, пошатнулась, поскольку правительство Индии отменило свое решение 12 февраля и захотело направить первоначальную сумму в 900 миллионов долларов на восстановление экономики. [89] [90] Однако 12 июля 2011 года правительство Индии вновь подтвердило свой интерес к F-16 в связи с предстоящим выводом американских войск из Ирака, а позже количество закупаемых истребителей было увеличено вдвое до 36. [91] [92] [93] [94]

Воздушное пространство Ирака не охранялось с декабря 2011 года, пока не были готовы 18 реактивных истребителей F-16IQ Block 52 и их пилоты. [95] [96] [97] Первый иракский F-16 совершил свой первый полет в мае 2014 года. [98] Он был официально доставлен IQAF на церемонии в Форт-Уэрте, штат Техас , 5 июня 2014 года. [99]

В октябре 2012 года сообщалось, что Россия и Ирак могут подписать контракт на вооружение на сумму 4,2–5,0 миллиардов долларов, включая 30 вертолетов Ми-28Н. [100] Сообщается, что сделка была отменена из-за опасений Ирака по поводу коррупции. [101] но это беспокойство было решено, и министр обороны Ирака заявил, что «сделка продвигается». [102] Несмотря на ранние осложнения, все части контрактов на сумму 4,2 миллиарда долларов были подписаны и выполняются. Поставка первого контракта на 10 вертолетов Ми-28НЭ для Ирака начнется в сентябре 2013 года. [103] Партия из 13 вертолетов Ми-28НЭ была поставлена ​​в январе 2014 года. [104]

26 июня 2014 года премьер-министр Нури аль-Малики заявил, что им «следовало попытаться закупить другие реактивные истребители, такие как британские, французские и российские», назвав заказ на американские F-16 «многословным» и «обманчивым». [105] Вместо этого IQAF приобрел подержанные реактивные самолеты из России и Беларуси для борьбы с боевиками ИГИЛ в Северном Ираке , причем первая партия прибыла 28 июня. [105] [106] Министерство обороны Ирака подтвердило покупку пяти российских Су-25 , загрузив на свой YouTube-канал видео их прибытия. [107] 1 июля ВВС Исламской Республики Иран также поставили семь Су-25, большинство из которых были бывшими иракскими самолетами, бежавшими в Иран во время войны в Персидском заливе. [108]

Т-6А Texan II ВВС Ирака

13 июля 2015 года ВВС Ирака получили первую партию истребителей F-16. [109] В дополнение к F-16, которые должны быть поставлены ВВС Ирака в ближайшие годы, ожидается, что к апрелю 2016 года начнутся поставки 24 KAI T-50 Golden Eagles, что повысит обороноспособность ВВС Ирака. [110] 5 ноября 2015 года в Ирак были доставлены первые два чешских Aero L-159 легких боевых самолета . [111] [112] Первая группа иракских пилотов завершила обучение в чешской компании Aero Vodochody 9 февраля 2016 года. Ирак получит в общей сложности 15 самолетов Aero L-159 , а компания Aero Vodochody поставит на вооружение ВВС Ирака 12 самолетов. Еще два самолета будут использованы для реконструкции двух самолетов в двухместные, один пойдет на запчасти. [113] В течение почти трех лет Великобритания блокировала продажу L-159, поскольку они содержат британский приемник радиолокационного предупреждения . Однако премьер-министр Дэвид Кэмерон согласился отменить запрет в феврале 2016 года, и продажа Ираку продолжается. [114]

В декабре 2014 года во время встречи лидеров Ирака и Объединенных Арабских Эмиратов до 10 истребителей Mirage 2000 ОАЭ предложили ВВС Ирака . Самолет мог быть поставлен к марту 2015 года. [115]

Сертификация ночных полетов экипажей UH-1 2-й иракской эскадрильи.

6–7 апреля 2019 г. IQAF получила шесть новых F-16. [116] По словам представителя службы безопасности Министерства обороны (Ирак) бригадного генерала Яхьи Расула , в результате последней поставки флот иракских F-16 увеличился до 27. [117]

Среди действующих эскадрилий ВВС сегодня: 3-я эскадрилья ; 9-я эскадрилья (F-16); 23-я эскадрилья; 70-я эскадрилья ; 87-я эскадрилья (B 350ER); 109-я эскадрилья ( Су-25 ); 115-я эскадрилья (Л-159); и, возможно, 2-я эскадрилья .

Командиры ВВС

[ редактировать ]

Текущий запас

[ редактировать ]
F-16 Fighting Falcon ВВС Ирака пролетает над неизвестным местом, 18 июля 2019 г.
Иракский Cessna 208 на тренировочном полете
Иракский С-130 на взлете
Самолет Источник Тип Вариант В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
Аэро Л-159 Чешская Республика Легкая атака Л-159А 10 [128] Один вариант Т1 используется для конверсионного обучения.
Сухой Су-25 Россия Атака 19 [128] 5 используются для конверсионного обучения
Цессна 208 Соединенные Штаты Атака АС-208 2 [2] Модифицирован для наземной атаки.
F-16 Файтинг Фалкон Соединенные Штаты многоцелевой F-16C/D/IQ 32 [128] 8 вариантов D обеспечивают конверсионное обучение
Разведка
Цессна 208 Соединенные Штаты Разведка RC-208 6 [2] Четверо проводят обучение
Траур по AMD Соединенные Штаты Наблюдение ЖЕ CH2000 7 [2]
Супер Кинг Эйр Соединенные Штаты Наблюдение 350ЭР 6 [2]
DHC-6 Твин Выдра Канада Наблюдение 2 [2] взлета и посадки Самолет с возможностью
Транспорт
Супер Кинг Эйр Соединенные Штаты Коммунальные услуги / транспорт 350 1 [2]
С-130 Геркулес Соединенные Штаты Тактический авиалайнер С-130Э 3 [2] В магазине [128]
C-130J Супер Геркулес Соединенные Штаты Тактический авиалайнер 6 [2]
Антонов Ан-32 Украина Транспорт Ан-32Б 6 [2] Двое боеспособны [128]
Вертолеты
Белл 412 Соединенные Штаты Утилита 12 под заказ [2]
Миль Ми-8 Россия Транспорт 2 [2]
Аэрокосмическая Газель Франция Разведчик / противобронебойный SA342 6 [2]
Учебно-тренировочный самолет
Белл 206 Соединенные Штаты Винтокрылый тренажер 9 [2]
Загрузка 95 Сербия Легкий тренажер 19 [2]
КАИ Т-50 Южная Корея ПОДНИМАТЬ Т-50IQ 24 [2]
Т-6 Техасец II Соединенные Штаты Тренер Т-6А 15 [2]
МФИ-17 Мушшак Пакистан Тренер МФИ-395 4 8 под заказ [2]
БПЛА
СН-5 Китай МАЛЕ БПЛА неизвестный [129] [130]
СН-4 Китай МАЛЕ БПЛА СН-4Б 1 [131]
Байрактар ​​ТБ2 Турция БПЛА 8 под заказ [132]

Эскадрильи

[ редактировать ]

Знаки различия званий

[ редактировать ]

Офицерские звания

[ редактировать ]

Знаки различия офицерского состава .

Ранговая группа Генерал / флагманы Старшие офицеры Младшие офицеры Офицер-кадет
 Иракские ВВС [133]
Советник
Мушир
Первая команда
Фарик 'рано
команда
Фарик
Генерал-майор
Смерть
декан
Среди
Полковник
Вера
предшественник
Введение
пионер
Рейд
капитан
Накиб
первый лейтенант
Мулазим авваль
сотрудник
Мулазим

Другие звания

[ редактировать ]

Знаки различия унтер-офицеров и рядового состава .

Ранговая группа Старшие сержанты Младшие сержанты Зачислен
 Иракские ВВС [133]
штаб-сержант
Ракиб 'рано
конкурент
Соперник
Капрал
Эариф
Первый солдат
Жундиун ранний
солдат
Джундиун ‎‎

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Международный институт стратегических исследований (13 февраля 2024 г.). Военный баланс 2024 (1-е изд.). Рутледж. п. 358. ИСБН  978-1032780047 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . Полет Глобал . Flightglobal Insight . Проверено 2 января 2024 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «ВВС Ирака» . Глобальная безопасность IQAF . globalsecurity.org. 2005. Архивировано из оригинала 10 сентября 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
  4. ^ БРОДЕР, ДЖОН М.; ДЖЕЛ, ДУГЛАС (13 августа 1990 г.). «Иракская армия: пятая по величине в мире, но полна существенных недостатков: Военные: скоро она станет еще больше. Но ее старший штаб полон некомпетентных людей, и только треть ее солдат опытна» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 16 октября 2017 г.
  5. ^ Колвин, Росс (5 августа 2007 г.). «ВВС Ирака хотят, чтобы Иран вернул свои самолеты» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
  6. ^ «Поскольку новые американские самолеты прибывают медленно, Ирак ищет остатки ВВС Саддама для бомбардировки ИГИЛ» . 28 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
  7. ^ «Ирак собирает временные военно-воздушные силы для борьбы с ИГИЛ» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 сентября 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
  8. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 13
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Купер, Том (2003). «ВВС Ирака с 1948 года, часть 1» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года . Проверено 26 августа 2008 г.
  10. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 14
  11. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 15–16
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аль-Мараши, Ибрагим; Салама, Сэмми (2008). Вооруженные силы Ирака . Рутледж. п. 35 . ISBN  978-0-415-40078-7 .
  13. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 19
  14. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 22
  15. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 23
  16. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 26
  17. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 27
  18. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 28
  19. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 29
  20. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 30–31
  21. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 32–33
  22. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 34
  23. ^ Маловани 2017, стр.72, сл.6.
  24. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 36–37
  25. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 34, 38
  26. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 38–39, III
  27. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 40–41
  28. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 41–42
  29. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 43
  30. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 47–48
  31. ^ Купер, Том; Кун, Стефан. «Кувейтская чрезвычайная ситуация» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
  32. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 50–51, VI
  33. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 52
  34. ^ «Угон советского МиГа» . Еврейская виртуальная библиотека (2005). Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 14 сентября 2008 г.
  35. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 69–71
  36. ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 73–74
  37. ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 74
  38. ^ Пайк, Джон. «Воздушные операции во время арабо-израильской войны 1973 года и их последствия для морской пехоты» . Архивировано из оригинала 31 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  39. ^ Кеннет М. Поллак, изд. (2002) [1997]. "ИРАК". Арабы в войне . 1. Издательство Университета Небраски. п. 167.
  40. ^ «Торговые реестры» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 21 января 2016 г.
  41. ^ «Саддам Хусейн и иракская авиация» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  42. ^ Карш Раутси, Эфраим Инари (2002). Саддам Хусейн Политическая биография . Кампания. Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 81. ИСБН  978-0802139788 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Купер, Том (2003). «ВВС Ирака с 1948 года, часть 2» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 28 августа 2008 г.
  44. ^ Роль авиации в ирано-иракской войне . Издательство ДИАНА. ISBN  9781428993303 – через Google Книги.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Глава третья: Действующие силы – противостояние военной культуре и человеческому элементу» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2017 года . Проверено 1 октября 2018 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Николь; Том Купер (2004). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри. п. 82.
  47. ^ Мигель Гарсия (2018). Иракские миражи в бою . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 30. ISBN  978-1717467553 .
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с («Первая ночь» Купера/Садика (IAPR, Том 26))
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фаза II проекта «Перспективы Ирака». Ум аль-Маарик (Мать всех сражений): оперативные и стратегические взгляды с точки зрения Ирака. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , том 1 (пересмотрено в мае 2008 г.).
  50. ^ Мигель Гарсия (2018). Иракские миражи в бою . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 229. ИСБН  978-1717467553 .
  51. Авиация и время 5/2005, Ахмад Садик и Диего Фернандо Зампини «Третий день (и далее...)», страницы 45–46
  52. ^ «Победы Ирака в воздухе с 1967 года» . acig.info . 6 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г.
  53. ^ «Авария General Dynamics EF-111A Raven 66-0023, 14 февраля 1991 г.» .
  54. ^ Мейлз, Янси (2007). База ВВС Маунтин-Хоум . Чикаго: Издательство Аркадия. п. 112. ИСБН  9780738548050 .
  55. ^ «Война в Персидском заливе – Воздушная кампания» . ineepinfo.com. 2005. Архивировано из оригинала 22 января 2009 года . Проверено 6 декабря 2009 г.
  56. ^ «Иран «создает собственный военный самолет» » . Новости Би-би-си . 29 июня 1999 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2006 года . Проверено 28 августа 2008 г.
  57. ^ Вудс, Кевин; Майкл Р. Пиз; Марк Э. Стаут; Уильямсон Мюррей; Джеймс Дж. Лейси (2006). Перспективный доклад Ирака . Издательство Военно-морского института. п. 40. ИСБН  978-1-59114-457-1 .
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нордланд, Род (30 августа 2009 г.). «Обнаружены остатки ВВС Ирака» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 10 июля 2016 г.
  59. ^ Стоянович, Душан. «Иракские самолеты найдены в Сербии, но в разобранном виде» . Новостной день . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Техника ВВС Ирака – Введение» . globalsecurity.org. 2005. Архивировано из оригинала 16 августа 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
  61. ^ «Беспилотные воины взлетают к успеху» . CBS News.com. 25 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г. Проверено 17 марта 2010 г.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Анализ: ВВС Ирака» . Новости Би-би-си . 17 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2008 г. Проверено 17 марта 2010 г.
  63. ^ "1-292925-2094739.php" . Таймс ВВС . [ постоянная мертвая ссылка ]
  64. ^ «ВВС Ирака» . Скрэмбл в Сети. Архивировано из оригинала 6 марта 2003 года . Проверено 19 марта 2010 г.
  65. ^ «Борьба в сети – ВВС Ирака» . Схватка. Архивировано из оригинала 6 марта 2003 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Американские летчики помогают иракским ВВС летать» . Новости ВВС. 29 марта 2007. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «(Новые) ВВС Ирака (IqAF) и Воздушный корпус армии Ирака» . МИЛАВИЯ. 1 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
  68. ^ «У Ирака будет некоторый потенциал для нанесения воздушных ударов, заявляют США» . Рейтер. 6 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 18 февраля 2009 г.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аллен, Патрик (8 февраля 2006 г.). «Новые иракские ВВС усилены авиацией и совместными операциями». Еженедельник защиты Джейн . п. 31.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шлёффель, старший летчик Эрик (24 июня 2008 г.). «Иракские летчики достигают целей по техническому обслуживанию и продолжают расти» . 506-я воздушная экспедиционная группа по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
  71. ^ Кент, капрал. Джесс (22 марта 2007 г.). «Иракские ВВС впервые осуществили медицинскую эвакуацию» . Военные новости Блэкантема. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
  72. ^ «Министерство обороны | Новости обороны | Обучение и приключения | Иракский пилот окончил ВВС Великобритании в Крэнвелле» . www.mod.uk. ​Архивировано из оригинала 17 марта 2009 года.
  73. ^ «Лимун.hr – Региональные новости» . Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  74. ^ «Боевой порядок сил безопасности Ирака: обновление за июль 2008 г.» . Длинный военный журнал . 4 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
  75. ^ «Ирак ищет вооруженные разведывательные вертолеты» . Ежедневник оборонной промышленности . 30 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
  76. ^ «Новые иракские возможности воздушного удара» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 2 июля 2014 г.
  77. ^ «Ирак объявляет о плане расширения ВВС» . 6 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
  78. ^ «Ирак ищет истребители F-16» . Уолл Стрит Джорнал . 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г. . Проверено 11 октября 2014 г.
  79. Архив тегов «Aero L-159». Архивировано 25 декабря 2014 г. на Wayback Machine , iraq-businessnews.com, последнее обновление 10 апреля 2014 г.
  80. ^ «Руководитель Aero Vodochody с оптимизмом смотрит на решение Ирака по L-159» . Проверено 11 октября 2014 г.
  81. ^ «Чехи готовы обменять истребители L-159 на иракскую нефть – позиция Чехии» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  82. ^ Дэниел Бардсли (12 июня 2013 г.). «Удар нанесен по надеждам на Л-159» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
  83. ^ [1] Архивировано 9 октября 2015 г. на сайте Wayback Machine reuters.com.
  84. ^ «Франция предлагает продать Ираку истребители Mirage – Новости обороны» . Проверено 11 октября 2014 г. [ мертвая ссылка ]
  85. Кабинет министров Ирака одобряет сделку с США по истребителям. Архивировано 30 января 2011 г. в Wayback Machine - деловые новости Ирака.
  86. Решения шестой сессии от 05.02.2011. Архивировано в Wayback Machine 26.01.2011.
  87. ^ Ирак ищет истребители F-16. Архивировано 21 февраля 2011 г. в Wayback Machine , Defense Industry Daily, LLC совместно с Watershed Publishing.
  88. ^ «Менас Ассошиэйтс: Ирак: сделка по F-16 отложена» . 22 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. . Проверено 11 октября 2014 г.
  89. ^ «Сообщается, что Ирак ведет переговоры о покупке 36 американских истребителей F-16 по сделке стоимостью в миллиарды» . Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  90. ^ «Ирак хочет удвоить закупку F-16 (или делает это?)» . Оборонная техника . 13 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  91. ^ «Ирак хочет купить истребители F-16 – Arabian Aerospace» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  92. Ирак сообщает, что подписывает контракт на 18 истребителей F-16. Архивировано 5 октября 2015 г. на сайте Wayback Machine Reuters.com, 18 октября 2012 г.
  93. ^ Зиезулевич, Джефф. «Генерал ВВС США: у иракской ПВО будет двухлетний перерыв». Архивировано 12 ноября 2011 г. в Wayback Machine Stars and Stripes , 7 ноября 2011 г.
  94. ^ «F-16 для усиления противовоздушной обороны Ирака и партнерства с США». Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  95. ^ «Новые ВВС Ирака: истребители F-16IQ Block 52» . Ежедневник оборонной промышленности . 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2014 г.
  96. ^ ФОТО: F-16 ВВС Ирака совершил первый полет , Defense News, 7 мая 2014 г., заархивировано из оригинала 15 июня 2014 г. , получено 14 июня 2014 г.
  97. ^ Ирак принимает первый самолет Lockheed Martin F-16 , Lockheed Martin, 5 июня 2014 г., архивировано из оригинала 8 июня 2014 г. , получено 14 июня 2014 г.
  98. ^ «Детка, вернись: Ирак снова покупает российское оружие». Архивировано 14 октября 2012 г. в Wayback Machine . Defenseindustrydaily.com, 12 ноября 2012 г.
  99. ^ «Ирак отменяет сделку по поставкам российского оружия на сумму 4,2 миллиарда долларов из-за« коррупции »» . Архивировано 7 октября 2018 г. в Wayback Machine . Би-би-си, 10 ноября 2012 г.
  100. ^ «Ирак продолжит сделку по оружию с Россией на миллиард долларов». Архивировано 8 декабря 2012 г. в Wayback Machine . Globalpost.com, 10 ноября 2012 г.
  101. ^ Поставка ударного вертолета Ми-28НЭ российского производства для Ирака начнется в сентябре 2013 г. Архивировано 10 января 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 4 июля 2013 г.
  102. ^ Ирак получил первую партию российских вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник». Архивировано 10 января 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 5 января 2014 г.
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Премьер-министр Ирака Нури Малики: российские самолеты переломят ситуацию» , BBC News , 26 июня 2014 г., заархивировано из оригинала 27 июня 2014 г. , получено 27 июня 2014 г.
  104. ^ "Ирак купил 6 Су-30К, ремонтировавшихся в Белоруссии, полагает эксперт" . РИА Новости . 26 June 2014. Archived from the original on 16 October 2014 . Retrieved 11 October 2014 .
  105. ^ «Ирак: Мы получили 5 самолетов «Сухой» из России, которые повысят наши возможности по противодействию и ликвидации терроризма » . CNN на арабском языке . 28 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  106. ^ Джонатан Маркус (2 июля 2014 г.), « «Иранские штурмовики развернуты» для помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ» , BBC News , заархивировано из оригинала 2 июля 2014 г. , получено 2 июля 2014 г.
  107. ^ «Ирак получил первые истребители F-16» . Архивировано из оригинала 13 августа 2017 года . Проверено 1 июля 2017 г. - через www.reuters.com.
  108. ^ «ВВС Ирака заказали 24 Т-50 КАИ» . 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
  109. ^ «Первый чешский резервный самолет Aero L-159 доставлен в Ирак» . Чешские новости . Чешское информационное агентство (ЧТК). Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
  110. ^ Дженнингс, Гарет. «Ирак получил первые самолеты L-159 из Чехии» . IHS Jane’s 360 . ИХС. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
  111. ^ "Первая группа иракских пилотов завершает обучение в Аэро Водоходи" . «Пражский ежедневный монитор» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
  112. ^ Боффи, Дэниел (14 февраля 2016 г.). «Дэвид Кэмерон в напряжении из-за отмены запрета на продажу чешских истребителей» . Хранитель . Гардиан Ньюс энд Медиа Лимитед. Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
  113. ^ ОАЭ предлагают Ираку истребители «Мираж» - Defensenews.com, 17 января 2015 г.
  114. ^ «ВВС Ирака получили новую партию F-16» . www.indrastra.com . Проверено 15 апреля 2019 г.
  115. ^ @IraqiSpoxMOD (6 апреля 2019 г.). «Срочное: иракский @modmiliq объявляет о прибытии новой партии F-16 Fighting Falcons. Эти шесть самолетов [ так в оригинале ] приносят…» ( Твиттер ) . Проверено 15 апреля 2019 г. - через Twitter .
  116. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Сипос и Купер 2020 , с. 81
  117. ^ Сейчас 55.
  118. ^ Сейчас 64.
  119. ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 5, 10
  120. ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 10, 32
  121. ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 32, 41
  122. ^ Sipos & Cooper 2022 , с. 41
  123. ^ «Воздушная война в Персидском заливе» . Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
  124. ^ Сейчас, 127.
  125. ^ «FOXNews.com – Войска США захватили командующего ВВС Ирака» . FOXNews.com. 14 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
  126. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Военный баланс 2024 . МИСИ. 2024. ISBN  978-1032780047 .
  127. ^ «Ирак приобретает китайские дроны-убийцы CH-5» . Зеркало обороны.
  128. ^ «Иракская армия демонстрирует новый военный беспилотник, купленный в Китае» . Новости.
  129. ^ Бинни, Джереми (7 августа 2019 г.). «Коалиция под руководством США заявляет, что только один иракский БПЛА CH-4 полностью боеспособен» . Джейн . Проверено 2 марта 2022 г.
  130. ^ «Ирак заказывает Bayraktar TB2S» . Scramble.nl. 23 декабря 2021 г. Проверено 2 марта 2022 г.
  131. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кечичян, Джозеф А. (1990). «Национальная безопасность». В Меце, Хелен Чапин (ред.). Ирак: страновое исследование . Справочник по районам (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. стр. 226–227. LCCN   89013940 . Проверено 20 октября 2021 г.


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN   0143-5450 .
  • «Ирано-иракская война в воздухе, 1980–1988», Т. Купер и Ф. Бишоп, Шиффер, 2003 г., ISBN   07643-1669-9
  • «Иракские истребители, 1953–2003: камуфляж и маркировка», Бриг. Генерал А. Садик и Т. Купер, Harpia Publishing, 2008 г., ISBN   978-0-615-21414-6
  • «Охотники на разносчиков на войне: Ирак и Иордания, 1958–1967», Т. Купер и П. Салти, Helion & Co., 2016 г., ISBN   978-1-911096-25-2
  • Купер, Том (2018). МиГ-23 Флоггер на Ближнем Востоке, Микоян и Гуревич МиГ-23 на вооружении в Алжире, Египте, Ираке, Ливии и Сирии, 1973-2018 гг . Уорик: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912-390328 .
  • Купер, Том; Сипос, Милош (2019). Иракские миражи. Семейство Dassault Mirage на вооружении ВВС Ирака, 1981–1988 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN  978-1-912-390311 .
  • Делаланд, Арно (2016). Иракская авиация возрождается. Иракская авиация с 2004 года . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN  978-0-9854554-7-7 .
  • «Иракские миражи в бою: история F.1EQ в Ираке», Мигель Гарсия, 2018 г., ISBN   978-1717467553
  • Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-913118-74-7 .
  • Сипос, Милош; Купер, Том (2022). Крылья Ирака, Том 2: ВВС Ирака, 1970–1980 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-914377-17-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57132e8f23c2d1f99b9e696369e1b0e6__1721789580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/e6/57132e8f23c2d1f99b9e696369e1b0e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iraqi Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)