Иракские ВВС
Иракские ВВС | |
---|---|
| |
![]() Печать ВВС Ирака | |
Основан | 22 апреля 1931 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | Примерно 5000 (2024 г.) [1] ок. 369 самолетов [2] |
Штаб-квартира | Багдад |
Цвета | Серый и Белый |
Юбилеи | 22 апреля (День ВВС) [3] |
Помолвки | |
Командиры | |
Текущий командир | Генерал-лейтенант Шихаб Джахид Али |
Знаки отличия | |
| ![]() |
плавник вспышка | ![]() |
Флаг | ![]() |
Самолет летал | |
Атака | Су-25 , Аэро Л-159 Алька , КАИ Т-50 , СН-4Б , Л-39 Альбатрос , Байрактар ТБ2 |
Бомбардировщик | Антонов Ан-32 |
боец | F-16 Файтинг Фалкон |
Вертолет | Ми-17 , Белл 212 , Ми-8 |
Ударный вертолет | Bell OH-58 Kiowa , Ми-24 , Ми-28 , Aérospatiale Gazelle |
Разведка | CH 2000 , Ce 208 ISR , KA 350 ISR , ScanEagle , Raven RQ-11B |
Тренер | Цессна 172 , Цессна 208 , Т-6А , Утва Ласта 95 , Боинг 727 , Ан-26 |
Транспорт | С-130 Геркулес , С-130J , Ан-32Б , КА 350ЭР |
Иракские ВВС ( IQAF или IrAF ) ( араб . القوات الجوية العراقية , латинизированный : Аль Кувват аль-Джаввия аль-Иракия ) — воздушной войны подразделение службы иракских вооруженных сил . Он отвечает за защиту воздушного пространства Ирака, а также за охрану его международных границ. IQAF также выступает в качестве силы поддержки иракского флота и иракской армии , что позволяет Ираку быстро развернуть свои вооруженные силы. Штаб-квартира находится в Багдаде ; нынешний командующий - генерал Шихаб Джахид Али.
Иракские ВВС были основаны в 1931 году, в период британского контроля над Ираком после поражения османов в Первой мировой войне, и имели всего несколько пилотов. Иракские ВВС эксплуатировали в основном британские самолеты до революции 14 июля 1958 года, когда новое иракское правительство начало расширять дипломатические отношения с Советским Союзом . ВВС использовали как советские, так и британские самолеты на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Когда в 1979 году к власти пришел Саддам Хусейн , военно-воздушные силы быстро росли, когда Ирак заказал больше советских и французских самолетов. Пик численности ВВС пришелся на завершившуюся в 1988 году длительную ирано-иракскую войну , когда она насчитывала 1029 самолетов всех типов (из них 550 боевых самолетов). [4] стать крупнейшей военно-воздушной силой в регионе. Его падение произошло во время войны в Персидском заливе (1990–91) и продолжалось, пока коалиционные силы вводили в действие бесполетные зоны. Остатки иракских ВВС были уничтожены во время вторжения под руководством США в 2003 году .
После вторжения IQAF был восстановлен, получив большую часть обучения и самолетов из Соединенных Штатов . В 2007 году Ирак попросил Иран вернуть часть десятков иракских истребителей, которые прилетели туда, чтобы избежать уничтожения во время войны в Персидском заливе в 1991 году. [5] По состоянию на 2014 год Иран был восприимчив к требованиям и работал над ремонтом неопределенного количества самолетов. [6] [7]
История
[ редактировать ]Первые 10 лет: 1931-1941 гг.
[ редактировать ]ВВС Ирака считают днем своего основания 22 апреля 1931 года. В этот день первые пилоты Королевских ВВС Ирака ( RIrAF ) вернулись в страну после обучения в Соединенном Королевстве вместе с первыми самолетами ВВС: пятью самолетами de Havilland Gipsy Moths . Они сформировали 1-ю эскадрилью, базирующуюся на авиабазе RAF в Хинаиди . [8] До создания новых военно-воздушных сил командование Королевских ВВС Ирака отвечало за все элементы британских вооруженных сил в Ираке в 1920-х и начале 1930-х годов. [9] В состав RIRAF входили пять пилотов, студенты аэронавтики, прошедшие обучение в колледже RAF Cranwell , и 32 авиамеханика. Первыми пятью пилотами были Натик Мохаммед Халил аль-Тай, Мохаммед Али Джавад, Хафди Азиз, Акрем Муштак и Муса Али. [3] Первые бои ВВС Великобритании прошли уже в октябре 1931 года против курдских повстанцев на севере страны. Именно во время операций против курдов ВВС понесли свою первую боевую потерю: в апреле 1932 года DH.60 столкнулся с горой недалеко от Барзана , в результате чего погибли оба члена экипажа. В том же году «Цыганские мотыльки» были усилены еще тремя DH.60T и тремя « де Хэвиллендскими мотыльками» . [10] В следующем году было поставлено восемь самолетов de Havilland Dragon первый из 34 самолетов Hawker Audaxes (названных на иракской службе Nisr). , а в 1934 году был приобретен [11]

В годы после обретения Ираком независимости ВВС все еще зависели от Королевских ВВС . Правительство Ирака выделило большую часть своих военных расходов на иракскую армию, и к 1936 году Королевские ВВС Ирака имели всего 37 пилотов и 55 самолетов. В следующем году ВВС продемонстрировали некоторый рост, увеличив количество пилотов до 127. [12] Это позволило закупить дополнительные самолеты. В 1937 году, после визитов на высоком уровне в Италию и Великобританию, Ирак разместил заказы на 4 Savoia-Marchetti SM.79 , 25 Breda Ba.65 и 15 Gloster Gladiators . [13] В 1939 году 15 Northrop 8A . было куплено [14]
Первое сражение RIrAF против других обычных вооруженных сил произошло во время англо-иракской войны 1941 года , когда иракское правительство сделало заявку на полную независимость после переворота Рашида Али против пробританских иракских лидеров. [15] Война началась по-настоящему 2 мая, когда британская авиация начала атаковать иракские войска, окружавшие ВВС Хаббания . В ответ ВВС Великобритании начали атаковать аэродром, уничтожив два самолета Hawker Audax и один Airspeed Oxford . в тот день на земле [16] 4 мая восемь бомбардировщиков «Виккерс Веллингтон» и два бомбардировщика «Бристоль Бленхейм» атаковали авиабазу Рашид , главный аэродром ВВС Великобритании. Однако большая часть иракских самолетов была переброшена в Аль-Вашаш и Бакубу . Во время рейда «Веллингтон», пораженный зенитным огнем, был атакован иракским « Глостером Гладиатором» и был поврежден до такой степени, что ему пришлось в экстренной ситуации приземлиться недалеко от Багдада. Это была первая воздушная победа RIrAF. Однако в тот же день SM.79 был сбит иракским наземным огнем над аэродромом в Аль-Дивании . [17] Королевские ВВС продолжали атаковать иракские аэродромы; 8 мая они заявили, что уничтожили шесть самолетов на земле в Бакубе и сбили один «Гладиатор». [18] Около 15 мая Люфтваффе самолеты , окрашенные в иракскую опознавательную форму, прибыли в Ирак, чтобы помочь в борьбе с англичанами. [19] Однако последние тем временем посылали в Ирак все новые подкрепления, и поддержка держав Оси не могла изменить ход войны. Потери, отсутствие запасных частей и самолетов на замену привели к уходу немцев в конце мая. 31 мая было подписано соглашение о прекращении огня, положившее конец войне. [20]
Реконструкция и рост: 1941-1967 гг.
[ редактировать ]Англо-иракская война привела к развалу ВВС Великобритании. У нескольких эскадрилий были уничтожены все самолеты, а многие офицеры и пилоты были убиты или бежали в соседние страны. Из-за уничтожения всего парка самолетов Летной школы обучение новых пилотов возобновилось только через шесть лет после войны. Летные часы также были ограничены британскими властями, которые в марте 1942 года конфисковали три оставшихся «Глостер Гладиаторов». Несмотря на попытки Ирака купить несколько новых самолетов, единственными, которые британцы были готовы предоставить, были несколько изношенных «Гладиаторов»: хотя 30 из них были поставленные в период с сентября 1942 г. по май 1944 г., большинство из них находились в таком состоянии, что их можно было использовать только как источники запасных частей. С 1944 по 1947 год 33 «Авро Ансона» было приобретено . Несмотря на эти препятствия, ВВС помогли подавить восстание Барзани в 1943 году . [21] В конце 1946 года иракцы достигли соглашения с англичанами, по которому они вернут уцелевшие «Авро Ансоны» в обмен на разрешение на заказ 30 истребителей Hawker Fury F.Mk.1 и двух двухместных Fury T.Mk.52. тренеры. В следующем году три De Havilland Doves и три Bristol Freighter . были заказаны [22]
RIrAF все еще восстанавливался после разрушения во время англо-иракской войны. [9] когда он присоединился к войне против недавно созданного государства Израиль в арабо-израильской войне 1948 года . [9] ВВС сыграли лишь небольшую роль в первой войне против Израиля . С 1948 по 1949 год 7-я эскадрилья эксплуатировала «Авро Ансон» учебные бомбардировщики из Трансиордании , откуда они совершили несколько атак на израильтян. [23] После серии атак на арабские столицы, пилотируемых тремя Боингами B-17 , принятыми на вооружение ВВС Израиля , правительства Трансиордании и Сирии потребовали, чтобы иракцы заменили свои Ансоны на Хокер Фьюри. Однако в Дамаск было отправлено всего шесть «Фурий» , и они ни разу не столкнулись ни с одним израильским самолетом. Более того, из-за ограниченного количества поставляемых англичанами боеприпасов для пушек и отсутствия бомб они использовались только для вооруженной разведки. В итоге четыре уцелевших самолета были переданы Египту в октябре 1948 года. [24] Несмотря на эти ранние проблемы, в 1951 году RIrAF закупила еще 20 Fury F.Mk.1, в общей сложности 50 одноместных F.Mk.1 и 2 двухместных самолета, которыми были оснащены самолеты № 1, № 4 и № 1. 7 эскадрилий. [25]

В начале 1950-х годов, благодаря увеличению доходов от экспорта нефти и сельскохозяйственной продукции, ВВС РФ были основательно перевооружены. В 1951 году по 15 самолетов de Havilland Canada DHC-1 Chipmunks , Percival Provosts и North American T-6 были закуплены для замены устаревших тренажеров de Havilland Tiger Moth . Благодаря этим новым самолетам летная школа RirAF была расширена до колледжа ВВС. Учебная программа была усовершенствована, а число студентов, заканчивающих обучение каждый год, увеличилось. Это позволило сформировать прочную основу для долгосрочного роста RIrAF. Также в 1951 году RIrAF приобрела свои первые вертолеты: три Westland Dragonfly . [26] Первым реактивным истребителем RIrAF стал de Havilland Vampire : с 1953 по 1955 год было поставлено 12 истребителей FB.Mk.52 и 10 учебно-тренировочных T.Mk.55. Они были быстро дополнены 20 истребителями de Havilland Venom , поставленными в период с 1954 по 1956 год. [27] После заключения Багдадского пакта Соединенные Штаты подарили не менее шести самолетов Cessna O-1 Bird Dogs ВВС Великобритании . ВВС Великобритании также покинули авиабазу Шайба , и ВВС Великобритании переняли ее в качестве авиабазы Вахда. [28] В 1957 году шесть самолетов Hawker Hunter было поставлено F.Mk.6. В следующем году США согласились предоставить 36 F-86F Sabre . бесплатно [29]
Однако этот план так и не был реализован. После революции 14 июля 1958 года, приведшей к падению монархии в Ираке, влияние Коммунистической партии Ирака значительно выросло. Первый командующий ВВС Ирака (приставка «Королевский» была убрана после революции) Джалал Джаффар аль-Авкати был откровенным коммунистом и призывал премьер-министра Абд аль-Карима Касима улучшить отношения между Ираком и СССР. Советы отреагировали быстро, и осенью 1958 года между Ираком, Советским Союзом и Чехословакией была заключена серия контрактов на поставку оружия. Они предусматривали поставку учебно-тренировочных МиГ-15 УТИ, истребителей МиГ-17 Ф, бомбардировщиков Ил-28 , транспортных самолетов Ан-2 и Ан-12 . Первый самолет прибыл в Ирак в январе 1959 года. [30] В конце 1960-х и начале 1970-х годов могли быть закуплены дополнительные МиГ-17, а затем отправлены в Сирию или Египет . [9]
Том Купер и Стефан Кун перечисляют эскадрильи ВВС в 1961 году как: [31]
- 1-я эскадрилья , Venom FB.Mk.1, базируется на авиабазе Хаббания, командир капитан. А.-Муньем Измаил
- 2-я эскадрилья (Ирак) , Ми-4, базируется в авиабазе Рашид, командир майор. Вахик Ибрагим Адхам
- 3-я эскадрилья (Ирак) , Ан-12Б, базируется на авиабазе Рашид, командир капитан Таха Ахмад Мохаммад Рашид.
- 4-я эскадрилья (Ирак) , «Фьюри I», базируется на авиабазе Киркук , командир майор А. Латиф.
- 5-я эскадрилья (Ирак) , МиГ-17Ф, базируется в авиабазе Рашид, командир майор. Халид Сара Рашид
- 6-я эскадрилья , Hunter FGA.59/A/B, базируется в авиабазе Хаббания, командир капитан. Хамид Шабан
- 7-я эскадрилья , Микоян-Гуревич МиГ-17 Ф, базируется в Киркуке, командир майор. Нема Абдулла Дулайми
- 8-я эскадрилья , Ил-28, базируется на авиабазе Рашид , командир майор Аднан Амин Рашид.
- 9-я эскадрилья МиГ-19С в процессе формирования.
В 1959 и 1960 годах ВВС Ирана получили около 30 МиГ-19С, 10 МиГ-19П и 10 МиГ-19ПМ. Однако только 16 МиГ-19С были приняты на вооружение; остальные самолеты не были приняты из-за плохого технического состояния и остались на хранении в Басре . Принятые МиГ-19С эксплуатировались с авиабазы Рашид 9-й эскадрильей. Однако их служба в Ираке продлилась недолго: выжившие были переданы Египту примерно в 1964 году. [32] МиГ-21Ф-13 и Ту-16 . Начиная с 1962 года Ирак также получил бомбардировщики [33]
Государственный переворот в Ираке в ноябре 1963 года привел к перераспределению Ирака с силами НАТО больше подержанных Hawker Hunters . , и в результате в IQAF было доставлено [9] Импорт самолетов из коммунистических стран Восточной Европы был приостановлен до 1966 года, когда МиГ-21 были закуплены перехватчики в Советском Союзе ПФ . [9]
В 1966 году иракский капитан Мунир Редфа перебежал на своем МиГ-21Ф-13 в Израиль, который, в свою очередь, передал его Соединенным Штатам для оценки под кодовым названием «Have Donut». [34]
Шестидневная война
[ редактировать ]Во время Шестидневной войны ВВС Ирана бомбили несколько авиабаз и наземные цели. 6 июня 1967 года группа из четырёх бомбардировщиков Ту-16 была отправлена для атаки авиабазы Рамат-Давид . Два из них пришлось прервать из-за технических проблем, а еще один был сбит израильтянами, в результате чего погиб экипаж из пяти человек. [35] ВВС Ирана также сыграли значительную роль в поддержке иорданских войск. [3] В составе ВВС Ирака был один пакистанский пилот Сайфул Азам , который заявил о двух сбитых израильских самолетах над авиабазой H-3 на самолете Hawker Hunter . [36] Иракским пилотам «Хантера» официально приписывают сбитие еще четырех израильских самолетов, а еще один — зенитным орудиям. [37] Благодаря своим «Хантерам» и МиГ-21 ВВС Ирана смогли успешно защитить свои базы на западе Ирака от дополнительных атак Израиля. [9]
1970-е годы и Война Судного дня
[ редактировать ]В течение этого десятилетия IQAF рос в размерах и возможностях, поскольку 20-летний Договор о дружбе с СССР, подписанный в 1971 году, принес в ВВС большое количество относительно современных истребителей. Иракское правительство никогда не было удовлетворено поставками только Советского Союза, и, хотя они закупали современные истребители, такие как МиГ-21 и Су-20 , они начали убеждать французов продавать истребители Mirage F1 (которые были куплены), а затем и Jaguar. (которые, однако, так и не были заказаны). [9]
Перед Войной Судного дня IQAF отправил 12 «Хокеров-охотников» в Египет , где они остались сражаться; только 1 пережил войну. [9] IQAF впервые получила свои Су-7 в 1968 году; первоначально они дислоцировались в Сирии . Авиация, переброшенная в Сирию, понесла большие потери из-за израильской авиации и ЗРК. [ нужна ссылка ] Кроме того, они подверглись дружественному огню сирийских ЗРК. [38] Запланированная атака 8 октября была отменена из-за больших потерь, а также разногласий с сирийским правительством. [ нужна ссылка ] В конечном итоге все самолеты, за исключением нескольких Су-7, были выведены с баз в Сирии. Во время войны в октябре 1973 года первый воздушный удар по израильским базам на Синае был нанесен иракскими самолетами; они поразили артиллерийские объекты и израильские танки, а также заявили, что уничтожили 21 израильский истребитель в воздушном бою. [39] Вскоре после войны IQAF заказал 14 Ту-22Б и два Ту- у СССР 22Ус, а также ракеты «Радуга Х-22» , и к 1975 году было поставлено 10 Ту-22Б и 2 Ту-22У. [40]
В 1970-е годы также произошла серия ожесточенных курдских восстаний на севере страны против Ирака. [41] С помощью шаха Ирана курды получили оружие и припасы, включая современные ЗРК, а также некоторое количество иранских солдат. [42] IQAF понес тяжелые потери в боях с курдами, поэтому они начали использовать свои новые Ту-22 в боях против них (используя 3-тонные бомбы с большой высоты, чтобы избежать попадания иранских батарей ЗРК HAWK , которые шах установил возле иракской границы для прикрытия курдские повстанцы), поскольку они смогли избежать большего количества ЗРК благодаря большей высоте бомбардировки и улучшенным средствам электронного противодействия. [9] В середине 1970-х годов напряженность в отношениях с Ираном была высокой, но позже была урегулирована Алжирским договором . [ нужна ссылка ]
1980-е и война с Ираном
[ редактировать ]С осени 1980 года по лето 1990 года количество самолетов в IQAF выросло с 332 до более чем 1000. [3] Перед вторжением Ирака в Иран IQAF ожидал 16 современных самолетов Dassault Mirage F.1 EQ из Франции , а также находился в процессе получения в общей сложности 240 новых самолетов и вертолетов от своих восточноевропейских союзников. Когда Ирак вторгся в Иран в конце сентября 1980 года, Советский Союз и Франция прекратили поставки дополнительных самолетов в Ирак, но возобновили поставки несколько месяцев спустя. [43]
Вместо этого IQAF пришлось сражаться с устаревшими Су-20 , МиГ-21 Fishbeds и МиГ-23 Floggers . [43] МиГ-21 был основным перехватчиком войск, а МиГ-23 использовались для наземных атак и перехвата. [ нужна ссылка ] Су -20 были чистыми штурмовиками. В первый день войны соединения Ту-16/22, Су-20, МиГ-23 и МиГ-21 общей численностью 166–192 самолета нанесли внезапные авиаудары по 10 авиабазам ВВС Ирана , успешно в уничтожении большого количества истребителей-бомбардировщиков на земле, но недостаточно, чтобы вывести из строя иранские ВВС. [44] В ответ на эти воздушные удары иранские ВВС начали операцию «Каман 99» на следующий день после начала войны.
В конце 1981 года вскоре стало ясно, что современные «Миражи» F1 и советские МиГ-25 эффективны против иранцев. [43] IQAF начали использовать свое новое восточное вооружение, которое включало бомбардировщики Ту-22КД/ДПК , оснащенные Х-22М/МП ракетами «воздух-земля» , МиГ-25, оснащенные ракетами «воздух-земля» Х-23, а также истребители «Х -25 и Х-58 -23». Противорадиолокационные ракеты , а также МиГ-23БН , оснащенные ракетами Х-29Л/Т . [43] В 1983 году, чтобы удовлетворить иракцев, ожидающих своих модернизированных самолетов Exocet с Mirage F1EQ-5 , Super Etendards были переданы в аренду Ираку. Иранский нефтяной танкерный флот (см. Танкерная война ) и канонерские лодки понесли серьёзные повреждения от рук 5 Super Etendards, оснащённых Exocet противокорабельными ракетами . Один из них был потерян во время 20-месячного боевого использования, а четыре вернулись на аэронавал в 1985 году. [43]

IQAF в целом играл важную роль в войне против Ирана, нанося удары по авиабазам, военной инфраструктуре, промышленной инфраструктуре, такой как заводы, электростанции и нефтяные объекты, а также систематически бомбардируя городские районы Тегерана и других крупных иранских городов (позже получивших название как Война городов ). В конце войны совместно с армией и силами специальных операций IQAF сыграл значительную роль в разгроме последнего военного наступления Ирана. [3] (к тому времени роль некогда превосходящих иранских ВВС свелась к вылетам только в отчаянных ситуациях, выполняя критически важные задачи, такие как защита жизненно важных нефтяных терминалов Ирана). Военно-воздушные силы также успешно атаковали танкеры и другие суда, направлявшиеся в Иран и из Ирана, используя ракеты Exocet на своих самолетах Mirage F1. 17 мая 1987 года иракский самолет F1 по ошибке выпустил две противокорабельные ракеты Exocet по американскому фрегату USS Stark , повредив судно и убив 37 моряков. [3]
К 1987 году ВВС Ирака имели крупную современную военную инфраструктуру с современными центрами воздушной логистики, авиабазами, объектами технического обслуживания и ремонта, а также некоторыми производственными мощностями. [45] К тому времени в составе ВВС насчитывалось 40 тысяч человек, из которых около 10 тысяч входило в состав Командования ПВО. [3] Его основные базы находились в Таммузе ( Аль-Таккадум ), Аль-Бакре ( Балад ), Аль-Кадисии ( Аль-Асад ), авиабазе Али , авиабазе Саддама ( авиабаза Западная Кайярра ) и других крупных базах, включая Басру . IQAF действовал на 24 основных оперативных базах и 30 базах рассредоточения, с 600 укрытиями для самолетов, включая укрытия с ядерной защитой, с несколькими рулежными дорожками и несколькими взлетно-посадочными полосами. [3] В Ираке также было 123 небольших аэродрома различного типа (резервные и вертолетные). [45]
Известные иракские пилоты ирано-иракской войны.
[ редактировать ]В отличие от многих других стран, располагающих современными военно-воздушными силами, Ирак был вовлечен в интенсивную и затяжную войну. Восьмилетний конфликт с Ираном дал ВВС возможность подготовить проверенных в боях и закаленных пилотов-истребителей. Хотя информация о IQAF в лучшем случае труднодоступна, два человека выделяются как лучшие иракские асы-истребители .
Мохаммед Райян по прозвищу «Небесный сокол», летавший на МиГ-21 МФ в 1980–81 годах и заявивший о двух подтвержденных победах над иранскими F-5 E в 1980 году. В звании капитана Райян квалифицировался на МиГ-25 П в конце 1981 года. и заявил еще о восьми убийствах, два из которых подтверждены, прежде чем был сбит IRIAF F-14 в 1986 году. [46]
Капитан Омар Гобен был еще одним успешным пилотом. Летая на МиГ-21, он сбил с воздуха два F-5E Tiger II и один F-4E Phantom II в 1980 году. Позже он перешел на МиГ-23 и пережил войну, но погиб в январе 1991 года, управляя МиГ-21. 29 против американского F-15C . [46]
Капитан Салах И. также был выдающимся пилотом в этот период, управляя Mirage F1, совершив двойное уничтожение двух F-4E 2 декабря 1981 года, когда он был в составе 79-й эскадрильи. [47]
1990-е годы - война в Персидском заливе и бесполетные зоны.
[ редактировать ]В августе 1990 года Ирак имел крупнейшие военно-воздушные силы в регионе даже после длительной ирано-иракской войны . На вооружении ВВС на тот момент имелось 934 боеспособных самолета (включая учебно-тренировочные). Теоретически IQAF должен был быть «закален» в результате конфликта с Ираном , но послевоенные чистки руководства и другого персонала IQAF уничтожили ВВС, поскольку иракский режим изо всех сил пытался вернуть их под полный контроль. [43] Обучение было сведено к минимуму в течение всего 1990 года.
В таблице ниже показаны ВВС Ирака в начале войны в Персидском заливе, их потери, поврежденные самолеты, полеты в Иран и оставшиеся активы на конец войны в Персидском заливе. Часть поврежденного самолета могла быть отремонтирована или использована на запчасти. Это совокупность потерь как в воздухе (23–36 самолетов), так и в воздухе. [48] и на земле (227 самолетов) и исключить вертолеты и самолеты, принадлежавшие иракской армейской авиации, иракскому военно-морскому флоту и авиационному крылу иракского департамента пограничного контроля. [49]
Самолет | 1990 | уничтожен | поврежден | в Иран | выжил |
---|---|---|---|---|---|
Мираж F1 EQ/BQ | 88 | 23 | 6 | 24 | 35 |
Мираж F1 K (Кувейт) | 8 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Су-7 БМК | 54 | ||||
Су-20 | 18 | 4 | 2 | 4 | 8 |
Су- 22Р | 10 | 1 | 0 | 0 | 9 |
Су-22 М2 | 24 | 2 | 6 | 5 | 11 |
Су-22 М3 | 16 | 7 | 0 | 9 | 0 |
Су-22 УМ3 | 25 | 3 | 1 | 0 | 21 |
Су-22 М4 | 28 | 7 | 0 | 15 | 6 |
Су-24 МК | 30 | 5 | 0 | 24 | 1 |
Су-25 К/УБК | 72 | 31 | 8 | 7 | 26 |
МиГ-19 С/ Шэньян J-6 | 45 | ||||
МиГ-21 МФ/бис/ Ф- 7Б | 236 | 65 | 46 | 0 | 115 |
МиГ-23 БН | 38 | 17 | 0 | 4 | 18 |
МиГ-23 МЛ | 39 | 14 | 1 | 7 | 17 |
МиГ-23 МФ | 14 | 2 | 5 | 0 | 7 |
МиГ-23 МС | 15 | 2 | 4 | 0 | 9 |
МиГ-23 УМ | 21 | 8 | 0 | 1 | 12 |
МиГ- 25У | 7 | 3 | 2 | 0 | 2 |
МиГ-25 РБ | 9 | 3 | 3 | 0 | 3 |
МиГ-25 ПД/ПДС/ПУ/Р | 19 | 13 | 1 | 0 | 5 |
МиГ- 29А | 33 | 17 | 4 | 3 | 13 |
МиГ-29 УБ | 4 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Ту-16 /КСР-2-11 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Ту-22 Б/У | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Сиань H-6 D | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Ан-26 | 5 | 0 | 3 | 0 | 2 |
Ильюшин Ил-76 | 19 | 3 | 1 | 15 | 0 |
Дассо Фалькон 20 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 |
Дассо Фалькон 50 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 |
Локхид Джетстар | 6 | 4 | 0 | 1 | 1 |
Аэро Л-39 Альбатрос | 67 | 0 | 1 | 0 | 66 |
Эмбраер Тукано | 78 | 1 | 6 | 0 | 64 |
ФФА АС-202 Браво | 34 | 5 | 5 | 0 | 17 |
Элорис тренер | 12 | 0 | 0 | 0 | 12 |
BAC Джет Провост | 20 | 5 | 0 | 0 | 15 |
МББ/Кавасаки БК 117 | 14 | 1 | 6 | 0 | 6 |
Во время войны в Персидском заливе 1991 года иракские ВВС были уничтожены авиацией коалиции, особенно воздушными силами США , Великобритании и их союзников. Большинство аэродромов были сильно поражены, и в воздушном бою Ирак смог добиться только четырех подтвержденных побед (и четырех поврежденных и одного вероятного уничтожения), понеся при этом 23 потери. [48] Все вышедшие из строя (шесть) Ту-22, которыми располагал Ирак, были уничтожены бомбардировками в начале операции «Буря в пустыне» . Однако они уже были выведены из состава ВВС Ирака, использовались просто как ложные цели и не значатся в оперативном списке потерянных самолетов ВВС Ирака (как и все другие старые самолеты, которые использовались исключительно для отражения налетов из операционных активов).
Отряд МиГ-25 ( по классификации НАТО «Foxbat») зафиксировал первый во время войны сбитый самолет в воздухе. МиГ -25 PDS, пилотируемый лейтенантом Зухаиром Давудом из 84-й истребительной эскадрильи, сбил истребитель F/A-18 Hornet ВМС США из VFA-81 в первую ночь войны. В 2009 году Пентагон объявил, что они идентифицировали останки пилота, капитана ВМС США Майкла «Скотта» Спейчера , разгадав 18-летнюю тайну. Капитан Спейхер, который в то время был лейтенантом-коммандером, по-видимому, был похоронен кочевым бедуинским племенем недалеко от того места, где был сбит его самолет, в отдаленном районе провинции Анбар.
Второе воздушное убийство было зарегистрировано пилотом по имени Джамиль Сайхуд девятнадцатого января. На МиГ-29 он сбил Королевских ВВС «Торнадо» GR.1A ракетами Р-60 . Лейтенант DJ Уоддингтон пилотировал самолет RAF с серийным номером ZA396/GE и лейтенант RJ Стюарт и разбился в 51 морской миле к юго-востоку от авиабазы Таллил. [51]
30 января 1991 года МиГ-25 IQAF поразил и повредил F-15C ВВС США ракетой Р-40 в воздушном бою в Самурре. Ирак утверждает, что он был сбит (пилот катапультировался), а затем самолет разбился в Саудовской Аравии. [52]
Иракский «Мираж F-1», пилотируемый капитаном Нафи Аль-Джубури, успешно сбил американский EF-111 Raven посредством маневрирования в воздухе, который разбился при попытке уклониться от ракеты, выпущенной Аль-Джубури. [53] [54]
В другом инциденте иракский МиГ-25 Микояна-Гуревича ускользнул от восьми ВВС США самолетов F-15C Eagle , выпустив три ракеты по самолету радиоэлектронной борьбы ВВС США EF-111 , вынудив их прервать выполнение задания. В ходе еще одного инцидента два МиГ-25 приблизились к паре F-15 Eagles, выпустили ракеты (от которых F-15 уклонились), а затем обогнали американские истребители. К преследованию присоединились еще два F-15, всего по «Фоксбатам» было выпущено десять ракет класса «воздух-воздух» ; ничто из этого не могло достичь их.
Стремясь продемонстрировать свои возможности воздушного наступления, 24 января иракцы попытались нанести удар по крупному саудовскому нефтеперерабатывающему заводу в Абкайке . В воздух поднялись два истребителя «Мираж F-1», нагруженные зажигательными бомбами, и два МиГ-23 (вместе с истребителями прикрытия). Их заметил самолет AWACS ВВС США Boeing E-3 Sentry , а на перехват были отправлены два F-15 Королевских ВВС Саудовской Аравии. Когда появились саудовцы, иракские МиГи повернули в хвост, но «Миражи» продолжили наступление. Капитан Айед аль-Шамрани, один из саудовских пилотов, направил свой самолет позади «Миражей» и сбил оба самолета. После этого эпизода иракцы больше не предпринимали собственных воздушных атак, отправив большую часть своих самолетов в Иран в надежде, что когда-нибудь они смогут вернуть свои ВВС. (Иран вернул семь Су-25 в 2014 году.) [55]
Во время войны в Персидском заливе большинство иракских пилотов и самолетов (французского и советского происхождения) бежали в Иран, спасаясь от бомбардировок, поскольку ни одна другая страна не предоставила им убежища. Иранцы конфисковали эти самолеты после войны и вернули семь Су-25 в 2014 году, а остальные поставили на вооружение ВВС Исламской Республики Иран. [56] – утверждая, что они являются репарациями за ирано-иракскую войну . Из-за этого Саддам Хусейн не отправил остальную часть своих ВВС в Иран непосредственно перед операцией «Свобода Ирака» в 2003 году, вместо этого решив закопать их в песок. Сообщается, что Саддам Хусейн, озабоченный Ираном и региональным балансом сил, прокомментировал ситуацию так: «Иранцы стали еще сильнее, чем раньше, теперь у них есть наши ВВС». [57]
В их число входили: Mirage F1 EQ1/2/4/5/6, Су-20 и Су-22М2/3/4 слесари, Су-24МК Fencer-D, Су-25К/УБК Frogfoots, МиГ-23МЛ Floggers, МиГ-29А. /УБ (изделие 9.12Б) Fulcrums и ряд Ил-76, в том числе единичный прототип ДРЛО-ДРЛО Ил-76 «АДНАН 1». Также перед операцией «Буря в пустыне» 19 иракских МиГ-21 и МиГ-23 были отправлены в Югославию для обслуживания, но так и не были возвращены из-за международных санкций. [58] В 2009 году иракское правительство ненадолго попыталось вернуть истребители, но они были разобраны, и их ремонт и возврат потребовали бы больших затрат. [58] [59]

Потери самолетов коалиционных сил в войне в Персидском заливе
[ редактировать ]Самолет | Источник | № Сбит | Нет. В Иран. |
---|---|---|---|
МиГ-21 | Советский Союз | 4 | 0 |
МиГ-23 | 9 | 12 | |
МиГ-25 | 2 | 0 | |
МиГ-29 | 6 | 4 | |
Су-7 | 4 | ||
Су-17 | |||
Су-20 | 0 | 4 | |
Су-22 | 2 | 40 | |
Су-24 | 0 | 24 | |
Су-25 | 2 | 7 | |
Ильюшин Ил-76 | 1 | 15 | |
Миль Ми-8 | 1 | 0 | |
Мираж Ф-1 | Франция | 9 | 24 |
Общая потеря количества [60] | 36 | 137 |
Сами ВВС Ирака оценивают свои потери в воздухе в 23 самолета. [48] по сравнению с заявлениями США о 44. Точно так же союзники первоначально не признали потерь иракских ВВС в воздушном бою и только в 1995 году признали одну потерю. После 2003 года союзники признали вторую потерю, но еще два иракских заявления и одно вероятное по-прежнему числятся союзниками как потерянные в результате «наземного огня», а не от иракского истребителя. В целом по крайней мере три считается, что иракских пилота одержали победу над самолетами коалиции в воздушном бою.
Помимо войны в Персидском заливе, IQAF также участвовал в восстаниях 1991 года в Ираке . Наряду с армейской авиацией Ми-8 , Ми-24 для противодействия попыткам шиитских и курдских восстаний в период с 1991 по 1993 год использовались вертолеты , «Газель», «Алуэтт» и «Пума».
После войны в Персидском заливе военно-воздушные силы состояли только из одного Су-24 (прозванного в иракских ВВС «Вахида», что примерно переводится как «одинокий») и одной эскадрильи МиГ-25, купленных у Советского Союза в 1979 году. Некоторые «Миражи», МиГ-23МЛ и Су-22 также остались в эксплуатации, при этом МиГ-29 были выведены из эксплуатации к 1995 году из-за ограничений по межремонтному пробегу двигателей, а МиГ-21 - по причине морального устаревания. В период последовавших за этим санкций ВВС были жестко ограничены бесполетными зонами, установленными коалицией, а также ограниченным доступом к запасным частям из-за санкций Организации Объединенных Наций . Многие самолеты были неисправны, а некоторые были спрятаны от американской разведки, чтобы избежать потенциального разрушения. При патрулировании бесполетной зоны были потеряны три иракских МиГа. Несмотря на несколько атак американских F-15 и F-14 , стреляющих ракетами AIM-54 и AIM-120 по иракским истребителям, иракские маневры позволили им избежать каких-либо жертв в споре за воздушное пространство Ирака. Последнее зарегистрированное поражение в воздухе произошло 23 декабря 2002 года, когда МиГ-25 Foxbat сбил вооруженного американца. RQ-1 Хищник . [61]
В 2008 году Центр технической информации Министерства обороны опубликовал сверхсекретные архивы иракских ВВС времен Саддама, проливая свет на истинные потери и операции ВВС в 1991 году. [49]
Инвентарь во время войны в Персидском заливе 1991 года
[ редактировать ][ нужна ссылка ]
Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
Мираж F1 | Франция | боец | Мираж F1 EQ/BQ | 88 | ||
Сухой Су-20 | Советский Союз | Наземная атака | 18 | |||
Сухой Су-22 | Советский Союз | Наземная атака | Су-22 Р/ Су-22 М2/М3/М4 | 133 | ||
Сухой Су-24 | Советский Союз | Запрет/Забастовка | Су-24 МК | 30 | ||
Сухой Су-25 | Советский Союз | Наземная атака | Су-25 К/УБК | 72 | ||
МиГ-21 | Советский Союз/Китай | боец | МиГ-21 МФ/бис/ F-7B | 236 | ||
МиГ-23 | Советский Союз | Наземная атака | МиГ-23 БН | 38 | ||
МиГ-23 | Советский Союз | боец | МиГ-23 МС/МФ | 29 | ||
МиГ-23 | Советский Союз | боец | МиГ-23 МЛ | 39 | ||
МиГ-25 | Советский Союз | Перехватчик | МиГ-25 ПД/ПДС/ПУ/Р/РБ | 35 | ||
МиГ-29 | Советский Союз | боец | МиГ-29 А/ МиГ-29 УБ | 37 | ||
Tupolev Tu-16 | Советский Союз | Бомбардировщик | Ту-16 /КСР-2-11 | 3 | ||
Tupolev Tu-22 | Советский Союз | Бомбардировщик | Ту-22 Б/У | 4 | ||
Сиань H-6 | Китай | Бомбардировщик | Сиань H-6 D | 4 | ||
BAC Джет Провост | Великобритания | Атака | 20 | |||
Транспорт | ||||||
Антонов Ан-26 | Советский Союз | Транспорт | 5 | |||
Ильюшин Ил-76 | Советский Союз | Груз | 19 | |||
Дассо Фалькон 20 | Франция | VIP транспорт | 2 | |||
Дассо Фалькон 50 | Франция | VIP транспорт | 3 | |||
Локхид Джетстар | олень | VIP транспорт | 1 | |||
Кроссовки | ||||||
Аэро Л-39 Альбатрос | Чехословакия | Тренер/МОНЕТА | ||||
Эмбраер Тукано | Бразилия | Тренер/МОНЕТА | ||||
ФФА АС-202 Браво | Швейцария | Тренер |
2003 г. Вторжение в Ирак под руководством США.
[ редактировать ]
К началу 2003 года военно-воздушные силы Ирака насчитывали около 180 боевых самолетов, из которых только около половины были летными. [62] В конце 2002 года югославская оружейная компания осуществляла обслуживание МиГ-21 и МиГ-23, нарушая санкции ООН. [62] авиационный институт в Биелине ( Босния и Герцеговина) . Двигатели и запасные части поставил [63] Однако это было слишком поздно, чтобы улучшить состояние ВВС Ирака.
На пороге вторжения под руководством США Саддам Хусейн проигнорировал желание своих ВВС защитить воздушное пространство страны от самолетов коалиции и приказал разобрать и закопать большую часть своих истребителей. Некоторые из них были позже обнаружены американскими раскопками вокруг авиабаз Аль-Таккадум и Аль-Асад , в том числе МиГ-25 и Су-25. [64] Во время вторжения IQAF оказался полностью несуществующим; было замечено несколько вертолетов, но ни один истребитель не вылетел на борьбу с самолетами коалиции. [65]
На этапе оккупации большая часть иракских боевых самолетов (J-7, МиГ-23, МиГ-25, Су-20/22, Су-25 и некоторые МиГ-29) была обнаружена американскими и австралийскими войсками в плохом состоянии на нескольких объектах. авиабазы по всей стране, а другие были обнаружены похороненными. [66] Большая часть самолетов IQAF была уничтожена во время и после вторжения, а все оставшееся оборудование было выброшено или списано сразу после войны. Ни один из самолетов, приобретенных во времена Саддама, не остался в эксплуатации. [60]
Пост-вторжение
[ редактировать ]
Иракские ВВС, как и все иракские силы после вторжения в Ирак в 2003 году , были перестроены в рамках общей программы по созданию новых иракских сил обороны. [67] Вновь созданные ВВС в 2004 году, когда они начали свою деятельность, насчитывали всего 35 человек. [68]
В декабре 2004 года министерство обороны Ирака подписало два контракта с польским оборонным консорциумом BUMAR. [69] Первый контракт на сумму 132 миллиона долларов США предусматривал поставку 20 вертолетов PZL W-3 Sokół и обучение 10 иракских пилотов и 25 обслуживающего персонала. [69] Их планировалось поставить к ноябрю 2005 года, но в апреле 2005 года компания, которой было поручено выполнить контракт, объявила, что поставка не состоится, как планировалось, поскольку график поставок, предложенный PZL Swidnik, был недостаточно хорош. [69] В результате в 2005 году на испытания было поставлено только 2.
Второй контракт на сумму 105 миллионов долларов США предусматривал поставку иракским ВВС 24 бывших в употреблении модернизированных Ми-17 российского производства (Hips). [69] По состоянию на 2008 год было доставлено 8 и еще 2 находились в пути. Сообщалось, что Ми-17 обладают некоторыми атакующими возможностями. [70]
18 ноября 2005 года была создана Переходная группа коалиционных ВВС (CAFTT), входящая в состав Переходного командования многонациональной безопасности в Ираке, для руководства воссозданием новых иракских ВВС. [71] В этот период ВВС в основном выполняли легкие разведывательные и транспортные операции. [72] В отчете за февраль 2006 г. подробно описаны 3-я , 23-я и 70-я эскадрильи, выполняющие эти миссии. [71] В состав военно-воздушных сил также входил Оперативный штаб ВВС в Багдаде под командованием генерал-майора и чуть более 100 сотрудников в штабных ячейках A1-A6 и A7 (обучение), A8 (финансы) и A9 (инженерное дело); две разведывательные эскадрильи (3-я и 70-я); 2-я и 4-я эскадрильи планировали получить вертолеты Huey II; 12-я эскадрилья Bell JetRangers (учебная) и 15-я эскадрилья, которая должна получить вертолеты Ми-17 в начале 2006 года, все на авиабазе Таджи ; и 23-я эскадрилья на самолетах C-130.
4 марта 2007 г. военно-воздушные силы провели свою первую медицинскую эвакуацию в городе Багдад, когда раненый полицейский был доставлен по воздуху в больницу. [73] Также в 2007 году США ВВС на Вторую воздушную армию , входящую в состав Командования авиационного образования и подготовки , была возложена ответственность за предоставление учебных программ и консультирование ВВС Ирака, поскольку они, среди прочего, проводили собственную техническую подготовку и отраслевую базовую подготовку. [67] [72]
В 2009 году первый из нескольких иракских офицеров завершил летную подготовку в ВВС Великобритании в Крэнвелле , что является отголоском раннего развития иракских ВВС. [74]
В декабре 2007 года сообщалось, что между правительством Ирака и Сербией была достигнута сделка о продаже оружия и другой военной техники, включая 36 базовых учебно-тренировочных машин Lasta 95 . [75] Предполагалось, что Ирак может купить у Франции 50 ударных вертолетов Aérospatiale Gazelle . [76] В июле 2008 года Ирак официально запросил заказ на 24 легких ударных и разведывательных вертолета. Это будет либо армии США новый ARH-70 вертолет , либо MH-6 Little Bird . [77]
14 октября 2008 года издание Aviation Week сообщило, что два Hellfire, оборудованные самолета Cessna 208B, были замечены на объекте ATK в аэропорту Мичем, Форт-Уэрт, штат Техас. ВВС Ирака должны были получить три вооруженных самолета Cessna 208B в декабре 2008 года, еще два должны были быть поставлены в 2009 году. Это был первый ударный потенциал IQAF с начала войны в 2003 году. [78] В ноябре 2008 года правительство Ирака объявило, что ВВС Ирака закупят 108 самолетов до 2011 года. В конечном итоге к 2015 году силы должны были состоять из 516 самолетов, а к 2018 году - до 550 самолетов. Среди закупаемых конкретных типов были Eurocopter EC635 и Вертолеты типа Bell ARH-70. 24 самолета Т-6 Texan II . Кроме того, для выполнения функций легких штурмовиков будет приобретено [79]
Летом 2008 года министерство обороны объявило, что правительство Ирака желает заказать более 400 бронемашин и другой техники на сумму до 3 миллиардов долларов, а также шесть транспортных самолетов C-130J на сумму до 1,5 миллиарда долларов. [80]
Ирак должен был купить 28 учебных самолетов L-159 чешского производства на сумму 1 миллиард долларов (770 миллионов евро). Двадцать четыре самолета будут новыми, а четыре — из избыточных запасов Чехии . Позже сделка сорвалась. Однако впоследствии чешская авиационная компания Aero Vodochody, как сообщается, согласилась продать 12 самолетов, хотя сделка еще не была одобрена правительствами обеих стран. [81] Велись переговоры о покупке боевых самолетов чешского производства Aero L-159 Alca с возможной продажей или торговлей нефтью 24 или 36 самолетов из излишков чешских ВВС . [82] [83] Покупка не состоялась, и по состоянию на 2013 год Чешская Республика не смогла заключить свою первую экспортную сделку на свой истребитель L-159 Alca. [84] Сделка на 24/36 чешских самолетов L-159 была расторгнута; вместо них были выбраны южнокорейские сверхзвуковые KAI T50 (24 самолета). Но в апреле 2014 года Ирак решил купить 12 подержанных (законсервированных) L-159 за 200 миллионов долларов. [85]
2010-е годы
[ редактировать ]В течение 2010 и 2011 годов иракское правительство и МВД заявляли о намерении закупить истребители Dassault Mirage F1 и F-16C Block 52. [86] [87] [88] Правительство Ирака определило сумму в 900 миллионов долларов в качестве первого транша в размере 3 миллиардов долларов на самолеты, оборудование, запасные части и обучение.
Сделка по покупке истребителей F-16, похоже, пошатнулась, поскольку правительство Индии отменило свое решение 12 февраля и захотело направить первоначальную сумму в 900 миллионов долларов на восстановление экономики. [89] [90] Однако 12 июля 2011 года правительство Индии вновь подтвердило свой интерес к F-16 в связи с предстоящим выводом американских войск из Ирака, а позже количество закупаемых истребителей было увеличено вдвое до 36. [91] [92] [93] [94]
Воздушное пространство Ирака не охранялось с декабря 2011 года, пока не были готовы 18 реактивных истребителей F-16IQ Block 52 и их пилоты. [95] [96] [97] Первый иракский F-16 совершил свой первый полет в мае 2014 года. [98] Он был официально доставлен IQAF на церемонии в Форт-Уэрте, штат Техас , 5 июня 2014 года. [99]
В октябре 2012 года сообщалось, что Россия и Ирак могут подписать контракт на вооружение на сумму 4,2–5,0 миллиардов долларов, включая 30 вертолетов Ми-28Н. [100] Сообщается, что сделка была отменена из-за опасений Ирака по поводу коррупции. [101] но это беспокойство было решено, и министр обороны Ирака заявил, что «сделка продвигается». [102] Несмотря на ранние осложнения, все части контрактов на сумму 4,2 миллиарда долларов были подписаны и выполняются. Поставка первого контракта на 10 вертолетов Ми-28НЭ для Ирака начнется в сентябре 2013 года. [103] Партия из 13 вертолетов Ми-28НЭ была поставлена в январе 2014 года. [104]
26 июня 2014 года премьер-министр Нури аль-Малики заявил, что им «следовало попытаться закупить другие реактивные истребители, такие как британские, французские и российские», назвав заказ на американские F-16 «многословным» и «обманчивым». [105] Вместо этого IQAF приобрел подержанные реактивные самолеты из России и Беларуси для борьбы с боевиками ИГИЛ в Северном Ираке , причем первая партия прибыла 28 июня. [105] [106] Министерство обороны Ирака подтвердило покупку пяти российских Су-25 , загрузив на свой YouTube-канал видео их прибытия. [107] 1 июля ВВС Исламской Республики Иран также поставили семь Су-25, большинство из которых были бывшими иракскими самолетами, бежавшими в Иран во время войны в Персидском заливе. [108]

13 июля 2015 года ВВС Ирака получили первую партию истребителей F-16. [109] В дополнение к F-16, которые должны быть поставлены ВВС Ирака в ближайшие годы, ожидается, что к апрелю 2016 года начнутся поставки 24 KAI T-50 Golden Eagles, что повысит обороноспособность ВВС Ирака. [110] 5 ноября 2015 года в Ирак были доставлены первые два чешских Aero L-159 легких боевых самолета . [111] [112] Первая группа иракских пилотов завершила обучение в чешской компании Aero Vodochody 9 февраля 2016 года. Ирак получит в общей сложности 15 самолетов Aero L-159 , а компания Aero Vodochody поставит на вооружение ВВС Ирака 12 самолетов. Еще два самолета будут использованы для реконструкции двух самолетов в двухместные, один пойдет на запчасти. [113] В течение почти трех лет Великобритания блокировала продажу L-159, поскольку они содержат британский приемник радиолокационного предупреждения . Однако премьер-министр Дэвид Кэмерон согласился отменить запрет в феврале 2016 года, и продажа Ираку продолжается. [114]
В декабре 2014 года во время встречи лидеров Ирака и Объединенных Арабских Эмиратов до 10 истребителей Mirage 2000 ОАЭ предложили ВВС Ирака . Самолет мог быть поставлен к марту 2015 года. [115]

6–7 апреля 2019 г. IQAF получила шесть новых F-16. [116] По словам представителя службы безопасности Министерства обороны (Ирак) бригадного генерала Яхьи Расула , в результате последней поставки флот иракских F-16 увеличился до 27. [117]
Среди действующих эскадрилий ВВС сегодня: 3-я эскадрилья ; 9-я эскадрилья (F-16); 23-я эскадрилья; 70-я эскадрилья ; 87-я эскадрилья (B 350ER); 109-я эскадрилья ( Су-25 ); 115-я эскадрилья (Л-159); и, возможно, 2-я эскадрилья .
Командиры ВВС
[ редактировать ]- 1930–1931, Натик Мухаммад Халил ат-Тайи. [118]
- 1931–1932, Мохаммед Али Джавад. [118]
- 1932–1933, Ибрагим Хамди ар-Рави [118]
- 1933–1936, Исмаил Ибрагим Намак [118]
- 1936 (январь – июнь), Шакир Абдул Ваххаб. [118]
- 1936 (июнь – ноябрь), Халид аль-Захрави. [118]
- 1936, Мохаммед Али Джавад. [12]
- 1937 (12-14 августа), Шакир аль-Вади. [118]
- 1937 (август – октябрь), Салах ад-Дин ас-Сабаг. [118]
- 1937–1938, Акрам Муштак. [118]
- 1938–1941, Махмуд Салман [118]
- 1941–1954, бригадный генерал Сами Фаттах аль-Мусли. [118]
- 1954 (май – октябрь), Мунир Аббасс Хильми Мохейдин. [118]
- 1954-14 июля 1958 г. , Абдул Кадхим Абадди. [118]
- 1958–1963, Джалал Джаффар аль-Авати [118]
- 1963 (февраль – март), Ариф Абд ар-Раззак. [118]
- 1963 (март – декабрь), Хардан ат-Тикрити. [119]
- 1963–1965, Ариф Абд ар-Раззак [118]
- 1965–1966, Мунир Аббасс Хильми Мохейдин [118]
- 1966–1968, Джассам Мохаммед Аль-Сахер [120]
- 1968–1970, Хардан аль-Тикрити [118]
- 1970–1973, Хияви Хамаш ат-Тикрити [121]
- 1973–1976, Нимма Абдулла ад-Дулайми [122]
- 1976–1978, Хамид Шабан в Тикрити. [123]
- 1978–1984, Мохаммед Джассим Ханиш аль-Джабури [124]
- 1985, маршал авиации Хамид Шаабан. [125]
- 1985–1994, Музахим Сааб Хасан аль-Тикрити [126]
- 1994–2003, Хамид Раджа Салах [127]
- 2005–2008 Камаль Барзанджи
- 2008–2019 Анвар Хамад Амин
- 2019 – настоящее время Шихаб Джахид Али
Самолет
[ редактировать ]Текущий запас
[ редактировать ]


Эскадрильи
[ редактировать ]Знаки различия званий
[ редактировать ]Офицерские звания
[ редактировать ]Знаки различия офицерского состава .
Ранговая группа | Генерал / флагманы | Старшие офицеры | Младшие офицеры | Офицер-кадет | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||
Советник Мушир | Первая команда Фарик 'рано | команда Фарик | Генерал-майор Смерть | декан Среди | Полковник Вера | предшественник Введение | пионер Рейд | капитан Накиб | первый лейтенант Мулазим авваль | сотрудник Мулазим |
Другие звания
[ редактировать ]Знаки различия унтер-офицеров и рядового состава .
Ранговая группа | Старшие сержанты | Младшие сержанты | Зачислен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||
штаб-сержант Ракиб 'рано | конкурент Соперник | Капрал Эариф | Первый солдат Жундиун ранний | солдат Джундиун |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Международный институт стратегических исследований (13 февраля 2024 г.). Военный баланс 2024 (1-е изд.). Рутледж. п. 358. ИСБН 978-1032780047 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . Полет Глобал . Flightglobal Insight . Проверено 2 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час «ВВС Ирака» . Глобальная безопасность IQAF . globalsecurity.org. 2005. Архивировано из оригинала 10 сентября 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ БРОДЕР, ДЖОН М.; ДЖЕЛ, ДУГЛАС (13 августа 1990 г.). «Иракская армия: пятая по величине в мире, но полна существенных недостатков: Военные: скоро она станет еще больше. Но ее старший штаб полон некомпетентных людей, и только треть ее солдат опытна» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Колвин, Росс (5 августа 2007 г.). «ВВС Ирака хотят, чтобы Иран вернул свои самолеты» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ «Поскольку новые американские самолеты прибывают медленно, Ирак ищет остатки ВВС Саддама для бомбардировки ИГИЛ» . 28 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Ирак собирает временные военно-воздушные силы для борьбы с ИГИЛ» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 сентября 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 13
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Купер, Том (2003). «ВВС Ирака с 1948 года, часть 1» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года . Проверено 26 августа 2008 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 14
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 15–16
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аль-Мараши, Ибрагим; Салама, Сэмми (2008). Вооруженные силы Ирака . Рутледж. п. 35 . ISBN 978-0-415-40078-7 .
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 19
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 22
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 23
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 26
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 27
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 28
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 29
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 30–31
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 32–33
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 34
- ^ Маловани 2017, стр.72, сл.6.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 36–37
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 34, 38
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 38–39, III
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 40–41
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 41–42
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 43
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 47–48
- ^ Купер, Том; Кун, Стефан. «Кувейтская чрезвычайная ситуация» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 50–51, VI
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 52
- ^ «Угон советского МиГа» . Еврейская виртуальная библиотека (2005). Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 14 сентября 2008 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 69–71
- ^ Sipos & Cooper 2020 , стр. 73–74
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 74
- ^ Пайк, Джон. «Воздушные операции во время арабо-израильской войны 1973 года и их последствия для морской пехоты» . Архивировано из оригинала 31 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Кеннет М. Поллак, изд. (2002) [1997]. "ИРАК". Арабы в войне . 1. Издательство Университета Небраски. п. 167.
- ^ «Торговые реестры» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Саддам Хусейн и иракская авиация» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Карш Раутси, Эфраим Инари (2002). Саддам Хусейн Политическая биография . Кампания. Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 81. ИСБН 978-0802139788 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Купер, Том (2003). «ВВС Ирака с 1948 года, часть 2» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Роль авиации в ирано-иракской войне . Издательство ДИАНА. ISBN 9781428993303 – через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Глава третья: Действующие силы – противостояние военной культуре и человеческому элементу» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2017 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Николь; Том Купер (2004). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри. п. 82.
- ^ Мигель Гарсия (2018). Иракские миражи в бою . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 30. ISBN 978-1717467553 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с («Первая ночь» Купера/Садика (IAPR, Том 26))
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фаза II проекта «Перспективы Ирака». Ум аль-Маарик (Мать всех сражений): оперативные и стратегические взгляды с точки зрения Ирака. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , том 1 (пересмотрено в мае 2008 г.).
- ^ Мигель Гарсия (2018). Иракские миражи в бою . Независимая издательская платформа CreateSpace. п. 229. ИСБН 978-1717467553 .
- ↑ Авиация и время 5/2005, Ахмад Садик и Диего Фернандо Зампини «Третий день (и далее...)», страницы 45–46
- ^ «Победы Ирака в воздухе с 1967 года» . acig.info . 6 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г.
- ^ «Авария General Dynamics EF-111A Raven 66-0023, 14 февраля 1991 г.» .
- ^ Мейлз, Янси (2007). База ВВС Маунтин-Хоум . Чикаго: Издательство Аркадия. п. 112. ИСБН 9780738548050 .
- ^ «Война в Персидском заливе – Воздушная кампания» . ineepinfo.com. 2005. Архивировано из оригинала 22 января 2009 года . Проверено 6 декабря 2009 г.
- ^ «Иран «создает собственный военный самолет» » . Новости Би-би-си . 29 июня 1999 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2006 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Вудс, Кевин; Майкл Р. Пиз; Марк Э. Стаут; Уильямсон Мюррей; Джеймс Дж. Лейси (2006). Перспективный доклад Ирака . Издательство Военно-морского института. п. 40. ИСБН 978-1-59114-457-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нордланд, Род (30 августа 2009 г.). «Обнаружены остатки ВВС Ирака» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Стоянович, Душан. «Иракские самолеты найдены в Сербии, но в разобранном виде» . Новостной день . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Техника ВВС Ирака – Введение» . globalsecurity.org. 2005. Архивировано из оригинала 16 августа 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Беспилотные воины взлетают к успеху» . CBS News.com. 25 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 г. Проверено 17 марта 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Анализ: ВВС Ирака» . Новости Би-би-си . 17 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2008 г. Проверено 17 марта 2010 г.
- ^ «Саддам и югославская связь» . Азия Таймс. 26 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 12 января 2010 г. Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ "1-292925-2094739.php" . Таймс ВВС . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «ВВС Ирака» . Скрэмбл в Сети. Архивировано из оригинала 6 марта 2003 года . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ «Борьба в сети – ВВС Ирака» . Схватка. Архивировано из оригинала 6 марта 2003 года . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Американские летчики помогают иракским ВВС летать» . Новости ВВС. 29 марта 2007. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «Статья новостей DefenseLink: ВВС Ирака растут в размерах и возможностях» . Пресс-служба американских вооруженных сил. Архивировано из оригинала 16 сентября 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «(Новые) ВВС Ирака (IqAF) и Воздушный корпус армии Ирака» . МИЛАВИЯ. 1 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
- ^ «У Ирака будет некоторый потенциал для нанесения воздушных ударов, заявляют США» . Рейтер. 6 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 18 февраля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аллен, Патрик (8 февраля 2006 г.). «Новые иракские ВВС усилены авиацией и совместными операциями». Еженедельник защиты Джейн . п. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шлёффель, старший летчик Эрик (24 июня 2008 г.). «Иракские летчики достигают целей по техническому обслуживанию и продолжают расти» . 506-я воздушная экспедиционная группа по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ Кент, капрал. Джесс (22 марта 2007 г.). «Иракские ВВС впервые осуществили медицинскую эвакуацию» . Военные новости Блэкантема. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «Министерство обороны | Новости обороны | Обучение и приключения | Иракский пилот окончил ВВС Великобритании в Крэнвелле» . www.mod.uk. Архивировано из оригинала 17 марта 2009 года.
- ^ «Лимун.hr – Региональные новости» . Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Боевой порядок сил безопасности Ирака: обновление за июль 2008 г.» . Длинный военный журнал . 4 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Ирак ищет вооруженные разведывательные вертолеты» . Ежедневник оборонной промышленности . 30 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Новые иракские возможности воздушного удара» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 2 июля 2014 г.
- ^ «Ирак объявляет о плане расширения ВВС» . 6 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 г. Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Ирак ищет истребители F-16» . Уолл Стрит Джорнал . 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г. . Проверено 11 октября 2014 г.
- ↑ Архив тегов «Aero L-159». Архивировано 25 декабря 2014 г. на Wayback Machine , iraq-businessnews.com, последнее обновление 10 апреля 2014 г.
- ^ «Руководитель Aero Vodochody с оптимизмом смотрит на решение Ирака по L-159» . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Чехи готовы обменять истребители L-159 на иракскую нефть – позиция Чехии» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Дэниел Бардсли (12 июня 2013 г.). «Удар нанесен по надеждам на Л-159» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ [1] Архивировано 9 октября 2015 г. на сайте Wayback Machine reuters.com.
- ^ «Франция предлагает продать Ираку истребители Mirage – Новости обороны» . Проверено 11 октября 2014 г. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Кабинет министров Ирака одобряет сделку с США по истребителям. Архивировано 30 января 2011 г. в Wayback Machine - деловые новости Ирака.
- ↑ Решения шестой сессии от 05.02.2011. Архивировано в Wayback Machine 26.01.2011.
- ^ Ирак ищет истребители F-16. Архивировано 21 февраля 2011 г. в Wayback Machine , Defense Industry Daily, LLC совместно с Watershed Publishing.
- ^ «Менас Ассошиэйтс: Ирак: сделка по F-16 отложена» . 22 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 г. . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Сообщается, что Ирак ведет переговоры о покупке 36 американских истребителей F-16 по сделке стоимостью в миллиарды» . Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Ирак хочет удвоить закупку F-16 (или делает это?)» . Оборонная техника . 13 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Ирак хочет купить истребители F-16 – Arabian Aerospace» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ↑ Ирак сообщает, что подписывает контракт на 18 истребителей F-16. Архивировано 5 октября 2015 г. на сайте Wayback Machine Reuters.com, 18 октября 2012 г.
- ^ Зиезулевич, Джефф. «Генерал ВВС США: у иракской ПВО будет двухлетний перерыв». Архивировано 12 ноября 2011 г. в Wayback Machine Stars and Stripes , 7 ноября 2011 г.
- ^ «F-16 для усиления противовоздушной обороны Ирака и партнерства с США». Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ «Новые ВВС Ирака: истребители F-16IQ Block 52» . Ежедневник оборонной промышленности . 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 г. Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ ФОТО: F-16 ВВС Ирака совершил первый полет , Defense News, 7 мая 2014 г., заархивировано из оригинала 15 июня 2014 г. , получено 14 июня 2014 г.
- ^ Ирак принимает первый самолет Lockheed Martin F-16 , Lockheed Martin, 5 июня 2014 г., архивировано из оригинала 8 июня 2014 г. , получено 14 июня 2014 г.
- ^ «Детка, вернись: Ирак снова покупает российское оружие». Архивировано 14 октября 2012 г. в Wayback Machine . Defenseindustrydaily.com, 12 ноября 2012 г.
- ^ «Ирак отменяет сделку по поставкам российского оружия на сумму 4,2 миллиарда долларов из-за« коррупции »» . Архивировано 7 октября 2018 г. в Wayback Machine . Би-би-си, 10 ноября 2012 г.
- ^ «Ирак продолжит сделку по оружию с Россией на миллиард долларов». Архивировано 8 декабря 2012 г. в Wayback Machine . Globalpost.com, 10 ноября 2012 г.
- ^ Поставка ударного вертолета Ми-28НЭ российского производства для Ирака начнется в сентябре 2013 г. Архивировано 10 января 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 4 июля 2013 г.
- ^ Ирак получил первую партию российских вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник». Архивировано 10 января 2016 г. на Wayback Machine - Airrecognition.com, 5 января 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Премьер-министр Ирака Нури Малики: российские самолеты переломят ситуацию» , BBC News , 26 июня 2014 г., заархивировано из оригинала 27 июня 2014 г. , получено 27 июня 2014 г.
- ^ "Ирак купил 6 Су-30К, ремонтировавшихся в Белоруссии, полагает эксперт" . РИА Новости . 26 June 2014. Archived from the original on 16 October 2014 . Retrieved 11 October 2014 .
- ^ «Ирак: Мы получили 5 самолетов «Сухой» из России, которые повысят наши возможности по противодействию и ликвидации терроризма » . CNN на арабском языке . 28 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Джонатан Маркус (2 июля 2014 г.), « «Иранские штурмовики развернуты» для помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ» , BBC News , заархивировано из оригинала 2 июля 2014 г. , получено 2 июля 2014 г.
- ^ «Ирак получил первые истребители F-16» . Архивировано из оригинала 13 августа 2017 года . Проверено 1 июля 2017 г. - через www.reuters.com.
- ^ «ВВС Ирака заказали 24 Т-50 КАИ» . 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Первый чешский резервный самолет Aero L-159 доставлен в Ирак» . Чешские новости . Чешское информационное агентство (ЧТК). Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Дженнингс, Гарет. «Ирак получил первые самолеты L-159 из Чехии» . IHS Jane’s 360 . ИХС. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 года . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ "Первая группа иракских пилотов завершает обучение в Аэро Водоходи" . «Пражский ежедневный монитор» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Боффи, Дэниел (14 февраля 2016 г.). «Дэвид Кэмерон в напряжении из-за отмены запрета на продажу чешских истребителей» . Хранитель . Гардиан Ньюс энд Медиа Лимитед. Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ ОАЭ предлагают Ираку истребители «Мираж» - Defensenews.com, 17 января 2015 г.
- ^ «ВВС Ирака получили новую партию F-16» . www.indrastra.com . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ @IraqiSpoxMOD (6 апреля 2019 г.). «Срочное: иракский @modmiliq объявляет о прибытии новой партии F-16 Fighting Falcons. Эти шесть самолетов [ так в оригинале ] приносят…» ( Твиттер ) . Проверено 15 апреля 2019 г. - через Twitter .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Сипос и Купер 2020 , с. 81
- ^ Сейчас 55.
- ^ Сейчас 64.
- ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 5, 10
- ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 10, 32
- ^ Sipos & Cooper 2022 , стр. 32, 41
- ^ Sipos & Cooper 2022 , с. 41
- ^ «Воздушная война в Персидском заливе» . Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Сейчас, 127.
- ^ «FOXNews.com – Войска США захватили командующего ВВС Ирака» . FOXNews.com. 14 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Военный баланс 2024 . МИСИ. 2024. ISBN 978-1032780047 .
- ^ «Ирак приобретает китайские дроны-убийцы CH-5» . Зеркало обороны.
- ^ «Иракская армия демонстрирует новый военный беспилотник, купленный в Китае» . Новости.
- ^ Бинни, Джереми (7 августа 2019 г.). «Коалиция под руководством США заявляет, что только один иракский БПЛА CH-4 полностью боеспособен» . Джейн . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «Ирак заказывает Bayraktar TB2S» . Scramble.nl. 23 декабря 2021 г. Проверено 2 марта 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кечичян, Джозеф А. (1990). «Национальная безопасность». В Меце, Хелен Чапин (ред.). Ирак: страновое исследование . Справочник по районам (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. стр. 226–227. LCCN 89013940 . Проверено 20 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN 0143-5450 .
- «Ирано-иракская война в воздухе, 1980–1988», Т. Купер и Ф. Бишоп, Шиффер, 2003 г., ISBN 07643-1669-9
- «Иракские истребители, 1953–2003: камуфляж и маркировка», Бриг. Генерал А. Садик и Т. Купер, Harpia Publishing, 2008 г., ISBN 978-0-615-21414-6
- «Охотники на разносчиков на войне: Ирак и Иордания, 1958–1967», Т. Купер и П. Салти, Helion & Co., 2016 г., ISBN 978-1-911096-25-2
- Купер, Том (2018). МиГ-23 Флоггер на Ближнем Востоке, Микоян и Гуревич МиГ-23 на вооружении в Алжире, Египте, Ираке, Ливии и Сирии, 1973-2018 гг . Уорик: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912-390328 .
- Купер, Том; Сипос, Милош (2019). Иракские миражи. Семейство Dassault Mirage на вооружении ВВС Ирака, 1981–1988 гг . Издательство «Гелион и компания». ISBN 978-1-912-390311 .
- Делаланд, Арно (2016). Иракская авиация возрождается. Иракская авиация с 2004 года . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9854554-7-7 .
- «Иракские миражи в бою: история F.1EQ в Ираке», Мигель Гарсия, 2018 г., ISBN 978-1717467553
- Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- Сипос, Милош; Купер, Том (2022). Крылья Ирака, Том 2: ВВС Ирака, 1970–1980 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-914377-17-4 .