Дассо-Бреге Супер Этендард
Супер Стандарт | |
---|---|
![]() | |
Super Etendard в РИАТ в 2005 году. | |
Роль | Ударный самолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Дассо-Бреге |
Первый полет | 28 октября 1974 г. |
Введение | Июнь 1978 г. |
Ушедший на пенсию | Июль 2016 г. (ВМС Франции) |
Основные пользователи | Французская военно-морская авиация (исторический) Аргентинская военно-морская авиация (исторический) Иракские ВВС (исторический) |
Произведено | 1974–1983 |
Количество построенных | 85 |
Разработано на основе | Дассо Этандар IV |
Dassault -Breguet Super Étendard ( Étendard по-французски означает « боевой флаг », родственный английскому «стандарту») — французский палубный ударный истребитель , разработанный компанией Dassault-Breguet для службы в ВМС Франции .
Самолет представляет собой усовершенствованную разработку Étendard IVM , пришедшего на смену. Super Étendard впервые поднялся в воздух в октябре 1974 года и поступил на вооружение Франции в июне 1978 года. Французские Super Étendard участвовали в нескольких конфликтах, таких как война в Косово , война в Афганистане и военная интервенция в Ливии .
Super Étendard также эксплуатировался Ираком (на временной аренде) и Аргентиной, которые использовали этот самолет во время войны. Использование ВМС Аргентины ракет Super Étendard и Exocet во время Фолклендской войны 1982 года привело к тому, что эти самолеты получили значительное признание общественности. Super Étendard использовался Ираком для нападения на нефтяные танкеры и торговые суда в Персидском заливе во время иракско-иранской войны . На вооружении Франции в 2016 году Super Étendard был заменен на Dassault Rafale . [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Super Étendard является развитием более раннего Étendard IVM , разработанного в 1950-х годах. Первоначально Étendard IVM должен был быть заменен морской версией SEPECAT Jaguar , получившей обозначение Jaguar M; однако проект Jaguar M был остановлен из-за сочетания политических проблем и проблем, возникших во время пробного развертывания на борту авианосцев. В частности, у Jaguar M были проблемы с управлением при полете на одном двигателе и плохое время отклика дроссельной заслонки, что затрудняло посадку на авианосец после отказа двигателя. [ 2 ] В 1973 году все разработки Jaguar M были официально отменены французским правительством. [ 3 ]
На замену Jaguar M предлагалось несколько самолетов, в том числе LTV A-7 Corsair II и Douglas A-4 Skyhawk . Dassault связалась с французским правительством и выдвинула собственное предложение, отвечающее этому требованию. [ 4 ] По словам Билла Ганстона и Питера Гилкриста, Dassault сыграла значительную роль в отмене Jaguar M с целью создать вакансию для своего собственного предложения – Super Étendard. [ 5 ] Super Étendard по сути представлял собой улучшенную версию существующего Étendard IVM, оснащенную более мощным двигателем, новым крылом и улучшенной авионикой. Dassault продала свой самолет как единственный кандидат, полностью произведенный во Франции, и дешевле, чем другие участники, используя современные технологии, уже проверенные на существующих самолетах Dassault. Предложение Dassault Super Étendard было принято ВМС Франции в 1973 году, в результате чего была быстро собрана серия прототипов. [ 6 ]
Первый из трех построенных прототипов, Étendard IVM, который был модифицирован новым двигателем и частью новой авионики. [ 6 ] совершил свой первый полет 28 октября 1974 года. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Первоначальное намерение ВМС Франции состояло в том, чтобы заказать в общей сложности 100 самолетов Super Étendards, однако был размещен заказ на 60 самолетов новой модели с опциями еще на 20; Дальнейшее сокращение бюджета и рост цен за единицу самолета в конечном итоге привели к покупке только 71 Super Étendards. [ 9 ] Dassault начала поставки этого типа ВМС Франции в июне 1978 года. [ 7 ] [ 10 ]
В первый год производства для ВМС Франции было произведено 15 самолетов Super Étendard, что позволило сформировать первую эскадрилью в 1979 году. Dassault производила самолеты примерно по два самолета в месяц. [ 11 ]
ВМС Аргентины Единственным экспортным заказчиком был . Аргентина разместила заказ на 14 самолетов, чтобы удовлетворить свои потребности в новом боеспособном истребителе, который мог бы действовать с их единственного авианосца. [ 7 ] В 1983 году вся производственная деятельность была завершена, и в этом же году состоялась последняя поставка ВМС Франции. [ 9 ] [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Super Étendard — небольшой одномоторный самолет со средним расположением крыла и цельнометаллической конструкцией. И крылья, и хвостовое оперение стреловидные, складывающиеся крылья имеют стреловидность около 45 градусов, а самолет оснащен бесфорсажным SNECMA Atar 8K-50 турбореактивным двигателем с мощностью 49 кН (11 025 фунтов силы). Его характеристики были не намного лучше, чем у Étendard IV, но авионика была значительно улучшена.
Основным новым оружием Super Étendard стала французская противокорабельная ракета Aérospatiale AM 39 Exocet . [ 6 ] На самолете была установлена РЛС Thomson-CSF Agave, обновленная версия Cyrano IV, использовавшаяся на Dassault Mirage F1 , которая, помимо других функций, была необходима для запуска ракеты Exocet. [ 6 ] Одним из главных технических достижений Super Étendard был бортовой центральный компьютер UAT-40; он управлял большинством критически важных систем, объединяя навигационные данные и функции, радиолокационную информацию и отображение, а также наведение и управление оружием. [ 13 ]
В 1990-х годах в этот тип были внесены значительные модификации и модернизации, в том числе обновленный компьютер UAT-90 и новый радар Thomson-CSF Anemone, который обеспечивал почти вдвое большую дальность действия, чем предыдущий радар Agave. [ 14 ] Другие модернизации в это время включали в себя значительно переработанную кабину с органами управления HOTAS , а также были проведены работы по продлению срока службы планера; Всего эту модернизацию получили 48 самолетов, по 15 в год. [ 14 ] самообороны, В течение 2000-х годов дальнейшие улучшения включали значительное улучшение возможностей ECM чтобы лучше уклоняться от обнаружения и атак противника. [ 15 ] совместимость кабины с очками ночного видения , новая система инерциальных данных, частично интегрирующая GPS , и совместимость с блоком целеуказателя Damocles Laser . [ 14 ]
Super Étendard также мог использовать тактическое ядерное оружие; [ 16 ] Первоначально это были только неуправляемые гравитационные бомбы , однако в 1990-е годы Super Étendard был значительно модернизирован, что позволило использовать Air-Sol Moyenne Portée , прямоточным базирования с ядерную ракету воздушного воздушно-реактивным двигателем . [ 6 ] Самолет также был переоборудован для использования ряда бомб с лазерным наведением, а чтобы этот тип мог заменить уходящий в отставку Étendard IV в разведывательных миссиях, Super Étendard также был оснащен специальной разведывательной капсулой. [ 15 ] Однако самолет не может совершить морскую посадку без сброса неизрасходованных боеприпасов. [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]
решила Военно-морская авиация Аргентины купить 14 самолетов Super Étendards в 1979 году после того, как Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставки оружия из-за « Грязной войны» и отказались поставлять запасные части для аргентинского парка самолетов A-4Q Skyhawks . В период с августа по ноябрь 1981 года в Аргентину было отправлено пять ракет Super Étendards и пять противокорабельных ракет Exocet морского базирования. [ 17 ] Самолеты Super Étendards, вооруженные противокорабельными ракетами Exocet, сыграли ключевую роль в Фолклендской войне между Аргентиной и Соединенным Королевством в 1982 году. 2-я военно-морская эскадрилья дислоцировалась на Рио-Гранде, Огненная Земля военно-морской авиабазе ; во время конфликта. Угроза, исходящая от британских военно-морских сил, привела к планированию операции «Микадо» и других предлагаемых миссий по проникновению на авиабазу с целью уничтожить Super Étendards и предотвратить их использование. [ 18 ] [ 19 ] Всего во время конфликта действовало четыре Super Étendard. [ 9 ]
Первая попытка атаковать британский флот была предпринята 2 мая 1982 года, но от нее отказались из-за проблем с дозаправкой в воздухе. [ 20 ] 4 мая два Super Étendards под управлением Lockheed P-2H Neptune запустили по одному Exocet по британскому эсминцу HMS Sheffield , при этом одна ракета нанесла вред Sheffield . [ 20 ] [ 21 ] 25 мая в результате очередной атаки двух Super Étendards две ракеты попали в торговое судно Atlantic Conveyor , которое перевозило несколько вертолетов и другие грузы на линию фронта. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] «Экзосеты», ударившие по «Атлантик Конвейер», были случайно перенаправлены из-за приманки , использованной другими кораблями в качестве защитной меры; [ 24 ] И «Шеффилд» , и «Атлантик Конвейер» затонули во время буксировки несколько дней спустя после ударов «Экзосета». [ 25 ]
30 мая два Super Étendards, один из которых нес последний оставшийся у Аргентины Exocet, в сопровождении четырех самолетов A-4C Skyhawk с тремя 500-фунтовыми бомбами каждый, поднялись в воздух, чтобы атаковать авианосец HMS Invincible .
После окончания конфликта к 1984 году Аргентина получила все 14 заказанных Super Étendards и Exocets для их вооружения. [ 26 ] Super Étendards проходил квалификацию на авианосце ARA 25 de Mayo до окончательного вывода корабля на пенсию. [ 27 ] С 1993 года аргентинские пилоты проходят практику на борту авианосца соседнего ВМС Бразилии «Сан-Паулу» . Учения по приземлению в касание также были обычным явлением на ВМС США авианосцах во время маневров Гринго-Гаучо и совместных учений. [ 28 ]
В 2009 году между Аргентиной и Францией было подписано соглашение об обновлении оставшегося в Аргентине парка самолетов Super Étendards. [ 29 ] Более раннее предложение о приобретении бывших французских военно-морских самолетов Super Étendards было отклонено из-за большого количества налетных часов; вместо этого оборудование и оборудование будут сняты со снятых с вооружения французских планеров и установлены на аргентинские самолеты, что фактически обновит их до стандарта Super Étendard Modernisé (SEM). [ 30 ] К марту 2014 года ВМС Аргентины продолжали искать комплекты модернизации для 10 из 11 оставшихся Super Étendards; эти амбиции, по-видимому, осложнялись несколькими факторами: Франция уклонилась от обязательств по поводу желаемой продажи; Что особенно важно, политические события между Францией и Великобританией потенциально могут позволить Великобритании препятствовать поставкам военной техники в Аргентину, такой как комплекты модернизации и ракеты Exocet. [ 31 ]
В 2017 году во Франции для пополнения парка были приобретены пять самолетов Super Étendard Modernisé стоимостью 12,5 млн евро, а также тренажер, восемь запасных двигателей и большая партия запасных частей и инструментов. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Однако, хотя эти самолеты были поставлены в 2019 году, в 2020 году они все еще ожидали поставки ключевых запасных частей, и было объявлено, что они могут не находиться в эксплуатации еще два года. [ 36 ] В 2021 году сообщалось, что самолет также остался неработоспособным из-за проблем с получением компонентов для катапультных кресел Martin Baker, производимых в Великобритании. В результате в США искали альтернативные запчасти. [ 37 ] В начале 2022 года сообщалось, что проблема с запчастями осталась нерешенной и самолет остался на хранении. [ 38 ] 17 мая 2023 года по случаю 209-летия ВМС Аргентины министр обороны Аргентины Хорхе Тайана объявил о выводе из эксплуатации всех Super Étendards Военно-морской авиации Аргентины. [ 39 ]
Франция
[ редактировать ]Поставки Super Étendard во французский флот начались в 1978 году, а первая эскадрилья Flottille 11F вступила в строй в феврале 1979 года. Поскольку они не обладали возможностями воздушного боя, Франции пришлось продлить срок службы своих истребителей Crusaders, поскольку не было найдено альтернативы. .
Всего Super Étendard были оснащены тремя оперативными эскадрильями и учебной частью. [ 6 ] Super Étendards должны были действовать с обоих французских авианосцев того времени: «Клемансо» и «Фош» ; Воздушное крыло любого авианосца обычно включало 16 самолетов Super Étendards, 10 F-8 Crusaders , 3 Étendard IVP , 7 Breguet Alizé , а также множество вертолетов. противолодочных самолетов [ 40 ]
Первые боевые оперативные вылеты состоялись в Ливане в ходе операции «Олифант». 22 сентября 1983 года Super Étendards ВМС Франции, действовавшие из Фоша, разбомбили и уничтожили позиции сирийских войск после того, как по французским миротворцам было выпущено несколько артиллерийских выстрелов. [ 41 ] 10 ноября самолет Super Étendard увернулся от сирийской SA-7 переносной ракеты недалеко от Бурдж-эль-Бараджне , пролетая над позициями друзов . [ 42 ] 17 ноября 1983 года те же самолеты атаковали и разрушили исламский тренировочный лагерь Амаль в Баальбеке после террористической атаки на французских десантников в Бейруте . [ 43 ]
С 1991 года оригинальные атакующие Étendard IVM были сняты с вооружения Франции; [ 44 ] хотя разведывательная версия Étendard IV, IVP, оставалась на вооружении до июля 2000 года. [ 45 ] В ответ на это Super Étendards в течение 1990-х годов претерпели серию модернизаций, направленных на добавление новых возможностей и обновление существующих систем для использования на современном поле боя. Получивший обозначение Super Étendard Modernisé (SEM), первые боевые вылеты этого типа были совершены во время союзных сил операции НАТО над Сербией в 1999 году, выполнив 400 боевых вылетов. Étendard IVPM флотилии 16.F был сбит сербским ЗРК 15 апреля 1994 года во время выполнения разведывательного задания над Горажде , Босния, в рамках операции «Запретить полет» . Пилоту удалось благополучно приземлиться на Клемансо, несмотря на серьезные повреждения выхлопной трубы, рулей высоты и киля. [ 46 ]

SEM также выполняла ударные миссии в рамках операции «Несокрушимая свобода» . Миссия «Гераклес», начавшаяся 21 ноября 2001 года, ознаменовала развертывание авианосца «Шарль де Голль» и его самолетов Super Étendards в Афганистане. Операция «Анаконда» , начавшаяся 2 марта 2002 года, привела к широкому использованию Super Étendard для поддержки наземных войск Франции и союзников. Super Étendards возвращались к операциям над Афганистаном в 2004, 2006, 2007, 2008 и 2010–2011 годах. Одна из их основных функций заключалась в том, чтобы нести лазерного целеуказания блоки для освещения целей для Dassault Rafales . [ 47 ]
В марте 2011 года Этандары были развернуты в составе оперативной группы 473 во время французской операции «Харматтан» в поддержку резолюции ООН 1973 во время ливийского конфликта. [ 48 ] Они снова были в паре с Dassault Rafales в миссиях по перехвату. [ 49 ] Последние Super Étendards во французской морской авиации входили в одну «флотилию» (эскадрилию) под названием флотилия 17F . Все Super Étendards были выведены из эксплуатации во Франции 12 июля 2016 года и заменены Dassault Rafale M, через 42 года после того, как дозвуковой штурмовик совершил свой первый полет. [ 1 ] Последнее оперативное развертывание Super Étendard от Шарля де Голля было для поддержки операции «Шаммаль» против боевиков Исламского государства в Ираке и Сирии, которая началась в конце 2015 года. [ 50 ] 16 марта 2016 года самолет совершил последний запуск с аэропорта Шарль де Голль перед окончательным выводом из эксплуатации в июле.
Ирак
[ редактировать ]
Всего в 1983 году Ираку было передано в аренду пять самолетов Super Étendard, пока страна ждала поставок самолетов Dassault Mirage F1, оснащенных Agave , способных запускать заказанные ракеты Exocet; первый из этих самолетов прибыл в Ирак 8 октября 1983 года. [ 51 ] Предоставление Ираку Super Étendards было политически спорным: Соединенные Штаты и сосед Ирака Иран активно выступали против, в то время как Саудовская Аравия поддержала кредит; Эти самолеты рассматривались как влиятельный фактор в ирако-иранской войне 1980–1988 годов , поскольку они могли наносить удары Exocet по иранским торговым судам, пересекающим Персидский залив . [ 52 ] [ 53 ] Super Étendards начали морские операции над Персидским заливом в марте 1984 года; Всего за оставшуюся часть 1984 года на иранские суда было совершено 34 нападения. [ 54 ] Танкеры любой национальности, перевозившие иранскую сырую нефть, также подвергались нападениям Ирака. [ 55 ]
Ирак обычно использовал Super Étendards парами в сопровождении истребителей Mirage F1 с баз в Южном Ираке; Оказавшись внутри зоны миссии, Super Étendards будут искать цели с помощью бортового радара и атаковать подозрительные танкеры на большом расстоянии без визуальной идентификации. [ 56 ] Хотя танкеры обычно поражались запущенным Exocet, зачастую они получали лишь легкие повреждения. [ 57 ] Сообщается, что 2 апреля 1984 года иракский самолет Super Étendard был сбит ракетой AIM-7E-2 , выпущенной иранским F-4 Phantom II, пилотируемым Хосровом Адиби, над островом Харг . [ 58 ] Отдельно, 26 июля и 7 августа 1984 года, о потерях Super Étendard иранских самолетов Grumman F-14 Tomcats . сообщалось [ 59 ] Иран заявил, что в общей сложности три самолета Super Étendard были сбиты иранскими перехватчиками ; Франция заявила, что четыре из пяти арендованных самолетов были возвращены Франции в 1985 году. [ 59 ]
Операторы
[ редактировать ]Потенциальные операторы
[ редактировать ]- Украинские ВВС . По слухам, Аргентина предложила передать 5 ранее купленных ею самолетов обратно во Францию для капитального ремонта и возможного дарения Украине в обмен на беспилотники или вертолеты. [ 60 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]
- Первоначально ВМС Аргентины получили 14 самолетов, из которых лишь немногие в настоящее время находятся в эксплуатации. Еще 5 самолетов бывшего ВМС Франции (спецификация Modernisé) были приобретены для оперативного обслуживания и обучения/запасных частей в 2017 году; [ 61 ] эти самолеты остаются неработоспособными по состоянию на 2021 год. [ 37 ] 17 мая 2023 года было объявлено об окончательном выводе из эксплуатации всех Super Étendards Военно-морской авиации Аргентины. [ 62 ] В июне 2024 года правительство Аргентины ведет переговоры с Францией об отправке пяти таких самолетов в Украину. [ 60 ]
- ВМС Франции получили 71 самолет; уволен с действительной службы 12 июля 2016 года. [ 1 ]
- В период с 1983 по 1985 год ВВС Ирака получили в аренду пять французских самолетов; один был потерян во время ирано-иракской войны , остальные вернулись во Францию в 1985 году. [ 63 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]- На дисплее
- s/n:01 - Краска облупилась, но крылья развернуты и в отличном состоянии.
- s/n:02 - Musee de l'Aeronautique Navale. Крылья сложены. Позже место расположения дисплея было изменено на городскую территорию, где была установлена ракетная установка ( статус после переезда ).
- s/n:08 - Musee de l'Aeronautique Navale. Крылья сложены.
- s/n:25 - Ailes Anciennes Toulouse. Крылья сложены.
- серийный номер: 33 — Аквитанская авиационно-космическая консерватория.
- серийный номер:57 — Французская военно-морская академия.
- серийный номер: 68 — Центр Тулузы. Краска облупилась, но самолет сохранил свой первоначальный вид, а крылья расправлены.
- серийный номер: 78 - Musée de l'Air et de l'Espace. Прототип недавно был снят с эксплуатации и находится в отличном состоянии, механизм раскрытия крыла все еще работает.
- серийный номер:79 — После вывода из эксплуатации какое-то время использовался как учебное оборудование.
Технические характеристики
[ редактировать ]

Данные из Все самолеты мира 1982–83 ; [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 14,31 м (46 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 9,6 м (31 фут 6 дюймов)
- Высота: 3,86 м (12 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 28,4 м 2 (306 кв. футов)
- Вес пустого: 6500 кг (14330 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 12 000 кг (26 455 фунтов)
- Силовая установка: 1 Snecma Atar 8K-50 турбореактивный двигатель , тяга 49 кН (11000 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 1205 км/ч (749 миль в час, 651 узел) [ 64 ]
- Дальность: 1820 км (1130 миль, 980 миль) [ 65 ]
- Боевая дальность: 850 км (530 миль, 460 миль) с одной ракетой AM39 Exocet на одном пилоне крыла и одним сбрасываемым баком на противоположном пилоне, профиль «хай-лоу-хай».
- Практический потолок: 13 700 м (44 900 футов)
- Скорость набора высоты: 100 м/с (20 000 футов/мин) [ 66 ]
- Нагрузка на крыло: 423 кг/м 2 (87 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,77 (пустой), 0,42 (МВВ)
Вооружение
- Орудия: 2 30-мм (1,18 дюйма) пушки DEFA 552 с боекомплектом по 125 снарядов на ствол.
- Узлы подвески: 4 подкрыльевые и 2 подфюзеляжные, максимальная грузоподъемность 2100 кг (4600 фунтов).
- Ракеты: 4 ракетных блока «Матра» по 18 ракет СНЭБ калибра 68 мм в каждой.
- Ракеты:
- 1 × AM-39 Exocet Противокорабельная ракета или
- 1 × ракета средней дальности с ядерным вооружением « воздух-земля» или
- 2× АС-30Л или
- 2 » Matra Magic ракеты класса «воздух-воздух
- Бомбы: обычные неуправляемые бомбы или бомбы с лазерным наведением , место для 1 Ан-52 свободнопадающей ядерной бомбы , место для установки «напарника» для дозаправки в воздухе. [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Воздушные победы Ирана во время ирано-иракской войны
- Список штурмовиков
- Список военных самолетов Франции
Текущие эскадрильи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Французский Super Etendard выведен из эксплуатации» (на французском языке). Море и флот. 13 июля 2016 г.
- ^ Джексон 1992, с. 77.
- ^ Боуман 2007, с. 26.
- ^ «Позор самолетов» . Новый учёный . Том. 56, нет. 824. Деловая информация Рида. 14 декабря 1972 г., стр. 660–61. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 г. .
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гролло 2003, с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982, с. 65.
- ^ Полмар 2006, с. 330.
- ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 170.
- ^ Фридман 2006, с. 159.
- ^ «Аэрокосмическая промышленность Франции - программа за программой». Flight International , 4 ноября 1978 г. с. 1647.
- ^ Мичелл 1994, с. 65.
- ^ Фридман 2006, стр. 159–60.
- ^ Jump up to: а б с д Фридман 2006, с. 160.
- ^ Jump up to: а б Гролло, 2003, стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1982, стр. 65–66.
- ^ Берден и др. 1986, с. 34.
- ^ Смит, Майкл (8 марта 2002 г.), «Самоубийственная миссия SAS по уничтожению экзосетов» , The Daily Telegraph , Лондон, ENG , Великобритания .
- ^ «Тэтчер в темноте о затоплении Бельграно», The Times , Лондон, ENG, Великобритания, 27 июня 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Берден 1986, с. 35.
- ^ Jump up to: а б Уэртас 1997, стр. 22–29.
- ^ Бремя 1986, с. 36
- ^ Берден 1986, стр. 434, 438.
- ^ Фридман 2005, с. 482.
- ^ Фридман 2005, стр. 438, 482, 778.
- ^ Фридман 2005, с. 701.
- ^ Квалификационные операции на YouTube
- ^ Полмар 2006, стр. 329–30.
- ^ Cooperación argentino-francesa en defensa [ -Аргентинско-французское оборонное сотрудничество ] (новости) (на испанском языке), Министерство обороны Аргентины, 2 ноября 2011 г., заархивировано из оригинала 18 июля 2011 г.
- ^ «ВМС Аргентины планируют модернизацию Super Étendard: Обновление». Jane's International Defense Review , 5 мая 2009 г.
- ^ Гонсалес, Диего (10 марта 2014 г.). «Модернизация аргентинского Super Etendard сталкивается с серьезными препятствиями» . Еженедельник защиты Джейн IHS .
- ^ Краак, Ян (июль 2017 г.). «Французская распродажа: Rafales, Mirage F1 и Jaguar». Эйр Интернешнл . Том. 93, нет. 1. С. 14–15. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Новые аргентинские суперстандарты». Эйр Интернешнл . Полет. 93, нет. 6. Декабрь 2017. с. 15. ISSN 0306-5634 .
- ^ Ривас, Сантьяго (14 мая 2018 г.). «Аргентина наконец-то купила пять французских Super Etendards» . Джейнс.com . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Шарпантро, Клеман (17 мая 2018 г.). «Президент Аргентины одобрил запаздывающее приобретение Super Etendard» . Центр новостей Aerotime . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ «Аргентинские Super Étendards вступят в строй через два года» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, вооружения, армий и оборонных технологий .
- ^ Jump up to: а б «Аргентина ищет запасные части для катапультных кресел Super Étendard Modernisé» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, вооружения, армий и оборонных технологий .
- ^ «Военные самолеты ВМС Аргентины по-прежнему приостановлены из-за отсутствия запасных частей британского производства» . МеркоПресс .
- ^ «Аргентина списала самолеты Super Etendard, потопившие два британских военных корабля» . 21 мая 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Джексон 2010, с. 76.
- ^ Джексон 1986, стр.66.
- ^ Acig , заархивировано из оригинала 7 октября 2013 г.
- ^ Ковен, Рональд. «Франция: шииты планировали новые забастовки». Бостон Глоуб , 18 ноября 1983 г.
- ^ Гролло 2003, стр.39.
- ^ Гролло 2003, стр. 39–40.
- ^ Мари, Гаэтан (07.11.2016). «Дассо Этандар и Супер Этандар» . Авиационные профили Гаэтана Мари . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Уолл, Роберт (9 июня 2008 г.). «Супер Этендары в Афганистане» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Ливия: первая воздушная миссия TF 473» . Операция Харматтан (на французском языке). Министерство обороны Франции . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ «Ливия: точка де ситуация, операция Харматтан № 6» [Ливия: статус операции Харматтан № 6] (на французском языке). Министерство обороны Франции. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Французская авианосная ударная группа будет развернута в Восточном Средиземноморье с самым большим авиакрылом за всю историю - Navyrecognition.com, 16 ноября 2015 г.
- ^ Джексон 1986, стр.69.
- ^ «Этандары в Ираке с 8 октября». Flight International , 19 ноября 1983 г. с. 1342.
- ^ Радж, Кристофер С. «Тень Super Étendards над Персидским заливом». Стратегический анализ , 7 (10). 1984. стр. 799–808.
- ^ Куперсмит 1993, с. 29.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 171.
- ^ Куперсмит 1993, с. 30.
- ^ Куперсмит 1993, с. 43.
- ^ Купер и Бишоп 2003, с. 88.
- ^ Jump up to: а б Купер 2004, с. 48.
- ^ Jump up to: а б Холина, Мария (12 июня 2024 г.). «Аргентина и Франция обсуждают передачу Украине самолетов Super Etendard» . РБК-Украина . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ https://www.infobae.com/politica/2017/11/07/argentina-compro-cinco-aviones-militares-a-francia/ Аргентина купила пять военных самолетов у Франции, Infobae, 7 ноября 2017 г.
- ^ «Аргентина списала самолеты Super Etendard, потопившие два британских военных корабля» . 21 мая 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Гверцман, Бернард (28 июня 1983 г.). «ФРАНЦИЯ СОГЛАШАЕТСЯ ПРЕДОСТАВИТЬ ИРАКУ САМОЛЕТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПУСКОВ РАКЕТ EXOCET» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Ударный истребитель ВМС палубного базирования Dassault Super Etendard – Франция» . Военный завод . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Flight International , 25–31 мая 2004 г., с. 53.
- ^ Дональд и Лейк 1996, с. 142.
- ^ Джексон 1986, с. 62.
Библиография
[ редактировать ]- Берден, Родни А., Майкл А. Дрейпер, Дуглас А. Раф, Колин А. Смит и Дэвид Уилтон. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: British Air Review Group, 1986. ISBN 0-906339-05-7 .
- Карбонель, Жан-Кристоф. Французские секретные проекты 1: Послевоенные истребители . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2016 г. ISBN 978-1-91080-900-6
- Купер, Том. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою. Издательство Оспри, 2004. ISBN 1-841767-87-5 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон, Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996 г. ISBN 1-874023-95-6 .
- Фридман, Лоуренс. Официальная история Фолклендской кампании: Фолклендская война 1982 года и ее последствия. Рутледж, 2005. ISBN 0-714652-07-5 .
- Фридман, Норман. Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения , 5-е изд. Издательство Военно-морского института, 2006. ISBN 1-557502-62-5 .
- Гролло, Анри-Поль. «Острие Аэронавале». Air International , январь 2008 г., том 64, № 1. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634, стр. 38–43.
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , 13–19 декабря 2011 г., стр. 26–52.
- Уэртас, Сальвадор Мафе. «Супер Этандар на Фолклендских островах: 2-я морская истребительная и ударная эскадрилья». Крылья славы . Том 8, 1997. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN 1-86184-008-X .
- Джексон, Пол (февраль 1986 г.), «Высший стандарт Франции», Air International , vol. 30, нет. 2, Бромли, Великобритания: Fine Scroll, стр. 49–69, ISSN 0306-5634 .
- ——— (зима 1992 г.), «SEPECAT Jaguar», World Air Power Journal , vol. 11, Лондон: Aerospace Publishing, стр. 52–111, ISBN. 978-1-874023-96-8 , ISSN 0959-7050 .
- Джексон, Роберт (2010), 101 великий военный корабль , Розен, ISBN 978-1-4358-3596-2 .
- Куперсмит, Дуглас А. (июнь 1993 г.), Крах авиации третьего мира (PDF) , Air University Press .
- Мичелл, Саймон (1994), Модернизация гражданских и военных самолетов 1994–95 , Колсдон, Великобритания: Jane's, ISBN 978-0-7106-1208-3 .
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ноябрь 1993 г.). «Аргентинские суперэтендарды». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (9): 2–7. ISSN 1243-8650 .
- Полмар, Норман (2006), Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события , том. Я: 1909–1945, Потомак, ISBN. 978-1-574886-63-4 .
- Рипли, Тим. « Справочник: Военные самолеты ». Flight International , 25–31 мая 2004 г. Саттон, Великобритания: Reed Business Press, стр. 38–73.
- Тейлор, Джон В.Р. (ред.). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лерт, Фредерик (2011). DASSAULT SUPER ETENDARD: от Etendard IV к модернизированному стандарту . Техника авиации ВВС и ВМФ (на французском языке). Полет. 10. История и коллекции. ISBN 978-2-35250-175-6 . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г. Проверено 23 августа 2014 г.
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2012). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Дассо Супер Этендар . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 30. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 978-987-1682-12-6 . Архивировано из оригинала 9 мая 2014 г. Проверено 23 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]