Jump to content

Дассо-Бреге Супер Этендард

(Перенаправлено с Super Etendard )

Супер Стандарт
Super Etendard в РИАТ в 2005 году.
Роль Ударный самолет
Национальное происхождение Франция
Производитель Дассо-Бреге
Первый полет 28 октября 1974 г.
Введение Июнь 1978 г.
Ушедший на пенсию Июль 2016 г. (ВМС Франции)
Основные пользователи Французская военно-морская авиация (исторический)
Аргентинская военно-морская авиация (исторический)
Иракские ВВС (исторический)
Произведено 1974–1983
Количество построенных 85
Разработано на основе Дассо Этандар IV

Dassault -Breguet Super Étendard ( Étendard по-французски означает « боевой флаг », родственный английскому «стандарту») — французский палубный ударный истребитель , разработанный компанией Dassault-Breguet для службы в ВМС Франции .

Самолет представляет собой усовершенствованную разработку Étendard IVM , пришедшего на смену. Super Étendard впервые поднялся в воздух в октябре 1974 года и поступил на вооружение Франции в июне 1978 года. Французские Super Étendard участвовали в нескольких конфликтах, таких как война в Косово , война в Афганистане и военная интервенция в Ливии .

Super Étendard также эксплуатировался Ираком (на временной аренде) и Аргентиной, которые использовали этот самолет во время войны. Использование ВМС Аргентины ракет Super Étendard и Exocet во время Фолклендской войны 1982 года привело к тому, что эти самолеты получили значительное признание общественности. Super Étendard использовался Ираком для нападения на нефтяные танкеры и торговые суда в Персидском заливе во время иракско-иранской войны . На вооружении Франции в 2016 году Super Étendard был заменен на Dassault Rafale . [ 1 ]

Разработка

[ редактировать ]

Super Étendard является развитием более раннего Étendard IVM , разработанного в 1950-х годах. Первоначально Étendard IVM должен был быть заменен морской версией SEPECAT Jaguar , получившей обозначение Jaguar M; однако проект Jaguar M был остановлен из-за сочетания политических проблем и проблем, возникших во время пробного развертывания на борту авианосцев. В частности, у Jaguar M были проблемы с управлением при полете на одном двигателе и плохое время отклика дроссельной заслонки, что затрудняло посадку на авианосец после отказа двигателя. [ 2 ] В 1973 году все разработки Jaguar M были официально отменены французским правительством. [ 3 ]

На замену Jaguar M предлагалось несколько самолетов, в том числе LTV A-7 Corsair II и Douglas A-4 Skyhawk . Dassault связалась с французским правительством и выдвинула собственное предложение, отвечающее этому требованию. [ 4 ] По словам Билла Ганстона и Питера Гилкриста, Dassault сыграла значительную роль в отмене Jaguar M с целью создать вакансию для своего собственного предложения – Super Étendard. [ 5 ] Super Étendard по сути представлял собой улучшенную версию существующего Étendard IVM, оснащенную более мощным двигателем, новым крылом и улучшенной авионикой. Dassault продала свой самолет как единственный кандидат, полностью произведенный во Франции, и дешевле, чем другие участники, используя современные технологии, уже проверенные на существующих самолетах Dassault. Предложение Dassault Super Étendard было принято ВМС Франции в 1973 году, в результате чего была быстро собрана серия прототипов. [ 6 ]

Первый из трех построенных прототипов, Étendard IVM, который был модифицирован новым двигателем и частью новой авионики. [ 6 ] совершил свой первый полет 28 октября 1974 года. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Первоначальное намерение ВМС Франции состояло в том, чтобы заказать в общей сложности 100 самолетов Super Étendards, однако был размещен заказ на 60 самолетов новой модели с опциями еще на 20; Дальнейшее сокращение бюджета и рост цен за единицу самолета в конечном итоге привели к покупке только 71 Super Étendards. [ 9 ] Dassault начала поставки этого типа ВМС Франции в июне 1978 года. [ 7 ] [ 10 ]

В первый год производства для ВМС Франции было произведено 15 самолетов Super Étendard, что позволило сформировать первую эскадрилью в 1979 году. Dassault производила самолеты примерно по два самолета в месяц. [ 11 ]

ВМС Аргентины Единственным экспортным заказчиком был . Аргентина разместила заказ на 14 самолетов, чтобы удовлетворить свои потребности в новом боеспособном истребителе, который мог бы действовать с их единственного авианосца. [ 7 ] В 1983 году вся производственная деятельность была завершена, и в этом же году состоялась последняя поставка ВМС Франции. [ 9 ] [ 12 ]

Нижняя часть Super Étendard в полете. Выступающий хвостовой крюк обращен к задней части фюзеляжа.

Super Étendard — небольшой одномоторный самолет со средним расположением крыла и цельнометаллической конструкцией. И крылья, и хвостовое оперение стреловидные, складывающиеся крылья имеют стреловидность около 45 градусов, а самолет оснащен бесфорсажным SNECMA Atar 8K-50 турбореактивным двигателем с мощностью 49 кН (11 025 фунтов силы). Его характеристики были не намного лучше, чем у Étendard IV, но авионика была значительно улучшена.

Основным новым оружием Super Étendard стала французская противокорабельная ракета Aérospatiale AM ​​39 Exocet . [ 6 ] На самолете была установлена ​​РЛС Thomson-CSF Agave, обновленная версия Cyrano IV, использовавшаяся на Dassault Mirage F1 , которая, помимо других функций, была необходима для запуска ракеты Exocet. [ 6 ] Одним из главных технических достижений Super Étendard был бортовой центральный компьютер UAT-40; он управлял большинством критически важных систем, объединяя навигационные данные и функции, радиолокационную информацию и отображение, а также наведение и управление оружием. [ 13 ]

В 1990-х годах в этот тип были внесены значительные модификации и модернизации, в том числе обновленный компьютер UAT-90 и новый радар Thomson-CSF Anemone, который обеспечивал почти вдвое большую дальность действия, чем предыдущий радар Agave. [ 14 ] Другие модернизации в это время включали в себя значительно переработанную кабину с органами управления HOTAS , а также были проведены работы по продлению срока службы планера; Всего эту модернизацию получили 48 самолетов, по 15 в год. [ 14 ] самообороны, В течение 2000-х годов дальнейшие улучшения включали значительное улучшение возможностей ECM чтобы лучше уклоняться от обнаружения и атак противника. [ 15 ] совместимость кабины с очками ночного видения , новая система инерциальных данных, частично интегрирующая GPS , и совместимость с блоком целеуказателя Damocles Laser . [ 14 ]

Super Étendard также мог использовать тактическое ядерное оружие; [ 16 ] Первоначально это были только неуправляемые гравитационные бомбы , однако в 1990-е годы Super Étendard был значительно модернизирован, что позволило использовать Air-Sol Moyenne Portée , прямоточным базирования с ядерную ракету воздушного воздушно-реактивным двигателем . [ 6 ] Самолет также был переоборудован для использования ряда бомб с лазерным наведением, а чтобы этот тип мог заменить уходящий в отставку Étendard IV в разведывательных миссиях, Super Étendard также был оснащен специальной разведывательной капсулой. [ 15 ] Однако самолет не может совершить морскую посадку без сброса неизрасходованных боеприпасов. [ 14 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]
Во время Фолклендской войны 1982 года аргентинские самолеты Super Étendards использовались в качестве стартовой платформы для Exocet . противокорабельных ракет

решила Военно-морская авиация Аргентины купить 14 самолетов Super Étendards в 1979 году после того, как Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставки оружия из-за « Грязной войны» и отказались поставлять запасные части для аргентинского парка самолетов A-4Q Skyhawks . В период с августа по ноябрь 1981 года в Аргентину было отправлено пять ракет Super Étendards и пять противокорабельных ракет Exocet морского базирования. [ 17 ] Самолеты Super Étendards, вооруженные противокорабельными ракетами Exocet, сыграли ключевую роль в Фолклендской войне между Аргентиной и Соединенным Королевством в 1982 году. 2-я военно-морская эскадрилья дислоцировалась на Рио-Гранде, Огненная Земля военно-морской авиабазе ; во время конфликта. Угроза, исходящая от британских военно-морских сил, привела к планированию операции «Микадо» и других предлагаемых миссий по проникновению на авиабазу с целью уничтожить Super Étendards и предотвратить их использование. [ 18 ] [ 19 ] Всего во время конфликта действовало четыре Super Étendard. [ 9 ]

Первая попытка атаковать британский флот была предпринята 2 мая 1982 года, но от нее отказались из-за проблем с дозаправкой в ​​воздухе. [ 20 ] 4 мая два Super Étendards под управлением Lockheed P-2H Neptune запустили по одному Exocet по британскому эсминцу HMS Sheffield , при этом одна ракета нанесла вред Sheffield . [ 20 ] [ 21 ] 25 мая в результате очередной атаки двух Super Étendards две ракеты попали в торговое судно Atlantic Conveyor , которое перевозило несколько вертолетов и другие грузы на линию фронта. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] «Экзосеты», ударившие по «Атлантик Конвейер», были случайно перенаправлены из-за приманки , использованной другими кораблями в качестве защитной меры; [ 24 ] И «Шеффилд» , и «Атлантик Конвейер» затонули во время буксировки несколько дней спустя после ударов «Экзосета». [ 25 ]

30 мая два Super Étendards, один из которых нес последний оставшийся у Аргентины Exocet, в сопровождении четырех самолетов A-4C Skyhawk с тремя 500-фунтовыми бомбами каждый, поднялись в воздух, чтобы атаковать авианосец HMS Invincible .

После окончания конфликта к 1984 году Аргентина получила все 14 заказанных Super Étendards и Exocets для их вооружения. [ 26 ] Super Étendards проходил квалификацию на авианосце ARA 25 de Mayo до окончательного вывода корабля на пенсию. [ 27 ] С 1993 года аргентинские пилоты проходят практику на борту авианосца соседнего ВМС Бразилии «Сан-Паулу» . Учения по приземлению в касание также были обычным явлением на ВМС США авианосцах во время маневров Гринго-Гаучо и совместных учений. [ 28 ]

В 2009 году между Аргентиной и Францией было подписано соглашение об обновлении оставшегося в Аргентине парка самолетов Super Étendards. [ 29 ] Более раннее предложение о приобретении бывших французских военно-морских самолетов Super Étendards было отклонено из-за большого количества налетных часов; вместо этого оборудование и оборудование будут сняты со снятых с вооружения французских планеров и установлены на аргентинские самолеты, что фактически обновит их до стандарта Super Étendard Modernisé (SEM). [ 30 ] К марту 2014 года ВМС Аргентины продолжали искать комплекты модернизации для 10 из 11 оставшихся Super Étendards; эти амбиции, по-видимому, осложнялись несколькими факторами: Франция уклонилась от обязательств по поводу желаемой продажи; Что особенно важно, политические события между Францией и Великобританией потенциально могут позволить Великобритании препятствовать поставкам военной техники в Аргентину, такой как комплекты модернизации и ракеты Exocet. [ 31 ]

В 2017 году во Франции для пополнения парка были приобретены пять самолетов Super Étendard Modernisé стоимостью 12,5 млн евро, а также тренажер, восемь запасных двигателей и большая партия запасных частей и инструментов. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Однако, хотя эти самолеты были поставлены в 2019 году, в 2020 году они все еще ожидали поставки ключевых запасных частей, и было объявлено, что они могут не находиться в эксплуатации еще два года. [ 36 ] В 2021 году сообщалось, что самолет также остался неработоспособным из-за проблем с получением компонентов для катапультных кресел Martin Baker, производимых в Великобритании. В результате в США искали альтернативные запчасти. [ 37 ] В начале 2022 года сообщалось, что проблема с запчастями осталась нерешенной и самолет остался на хранении. [ 38 ] 17 мая 2023 года по случаю 209-летия ВМС Аргентины министр обороны Аргентины Хорхе Тайана объявил о выводе из эксплуатации всех Super Étendards Военно-морской авиации Аргентины. [ 39 ]

Формирование Super Étendard в полете, один из которых дозаправляет другой Super Étendard, посредством процесса дозаправки «напарник-напарник».

Поставки Super Étendard во французский флот начались в 1978 году, а первая эскадрилья Flottille 11F вступила в строй в феврале 1979 года. Поскольку они не обладали возможностями воздушного боя, Франции пришлось продлить срок службы своих истребителей Crusaders, поскольку не было найдено альтернативы. .

Всего Super Étendard были оснащены тремя оперативными эскадрильями и учебной частью. [ 6 ] Super Étendards должны были действовать с обоих французских авианосцев того времени: «Клемансо» и «Фош» ; Воздушное крыло любого авианосца обычно включало 16 самолетов Super Étendards, 10 F-8 Crusaders , 3 Étendard IVP , 7 Breguet Alizé , а также множество вертолетов. противолодочных самолетов [ 40 ]

Первые боевые оперативные вылеты состоялись в Ливане в ходе операции «Олифант». 22 сентября 1983 года Super Étendards ВМС Франции, действовавшие из Фоша, разбомбили и уничтожили позиции сирийских войск после того, как по французским миротворцам было выпущено несколько артиллерийских выстрелов. [ 41 ] 10 ноября самолет Super Étendard увернулся от сирийской SA-7 переносной ракеты недалеко от Бурдж-эль-Бараджне , пролетая над позициями друзов . [ 42 ] 17 ноября 1983 года те же самолеты атаковали и разрушили исламский тренировочный лагерь Амаль в Баальбеке после террористической атаки на французских десантников в Бейруте . [ 43 ]

С 1991 года оригинальные атакующие Étendard IVM были сняты с вооружения Франции; [ 44 ] хотя разведывательная версия Étendard IV, IVP, оставалась на вооружении до июля 2000 года. [ 45 ] В ответ на это Super Étendards в течение 1990-х годов претерпели серию модернизаций, направленных на добавление новых возможностей и обновление существующих систем для использования на современном поле боя. Получивший обозначение Super Étendard Modernisé (SEM), первые боевые вылеты этого типа были совершены во время союзных сил операции НАТО над Сербией в 1999 году, выполнив 400 боевых вылетов. Étendard IVPM флотилии 16.F был сбит сербским ЗРК 15 апреля 1994 года во время выполнения разведывательного задания над Горажде , Босния, в рамках операции «Запретить полет» . Пилоту удалось благополучно приземлиться на Клемансо, несмотря на серьезные повреждения выхлопной трубы, рулей высоты и киля. [ 46 ]

Запуск от Шарля де Голля

SEM также выполняла ударные миссии в рамках операции «Несокрушимая свобода» . Миссия «Гераклес», начавшаяся 21 ноября 2001 года, ознаменовала развертывание авианосца «Шарль де Голль» и его самолетов Super Étendards в Афганистане. Операция «Анаконда» , начавшаяся 2 марта 2002 года, привела к широкому использованию Super Étendard для поддержки наземных войск Франции и союзников. Super Étendards возвращались к операциям над Афганистаном в 2004, 2006, 2007, 2008 и 2010–2011 годах. Одна из их основных функций заключалась в том, чтобы нести лазерного целеуказания блоки для освещения целей для Dassault Rafales . [ 47 ]

В марте 2011 года Этандары были развернуты в составе оперативной группы 473 во время французской операции «Харматтан» в поддержку резолюции ООН 1973 во время ливийского конфликта. [ 48 ] Они снова были в паре с Dassault Rafales в миссиях по перехвату. [ 49 ] Последние Super Étendards во французской морской авиации входили в одну «флотилию» (эскадрилию) под названием флотилия 17F . Все Super Étendards были выведены из эксплуатации во Франции 12 июля 2016 года и заменены Dassault Rafale M, через 42 года после того, как дозвуковой штурмовик совершил свой первый полет. [ 1 ] Последнее оперативное развертывание Super Étendard от Шарля де Голля было для поддержки операции «Шаммаль» против боевиков Исламского государства в Ираке и Сирии, которая началась в конце 2015 года. [ 50 ] 16 марта 2016 года самолет совершил последний запуск с аэропорта Шарль де Голль перед окончательным выводом из эксплуатации в июле.

Dassault Super Étendard, ВВС Ирака, 1983 г.

Всего в 1983 году Ираку было передано в аренду пять самолетов Super Étendard, пока страна ждала поставок самолетов Dassault Mirage F1, оснащенных Agave , способных запускать заказанные ракеты Exocet; первый из этих самолетов прибыл в Ирак 8 октября 1983 года. [ 51 ] Предоставление Ираку Super Étendards было политически спорным: Соединенные Штаты и сосед Ирака Иран активно выступали против, в то время как Саудовская Аравия поддержала кредит; Эти самолеты рассматривались как влиятельный фактор в ирако-иранской войне 1980–1988 годов , поскольку они могли наносить удары Exocet по иранским торговым судам, пересекающим Персидский залив . [ 52 ] [ 53 ] Super Étendards начали морские операции над Персидским заливом в марте 1984 года; Всего за оставшуюся часть 1984 года на иранские суда было совершено 34 нападения. [ 54 ] Танкеры любой национальности, перевозившие иранскую сырую нефть, также подвергались нападениям Ирака. [ 55 ]

Ирак обычно использовал Super Étendards парами в сопровождении истребителей Mirage F1 с баз в Южном Ираке; Оказавшись внутри зоны миссии, Super Étendards будут искать цели с помощью бортового радара и атаковать подозрительные танкеры на большом расстоянии без визуальной идентификации. [ 56 ] Хотя танкеры обычно поражались запущенным Exocet, зачастую они получали лишь легкие повреждения. [ 57 ] Сообщается, что 2 апреля 1984 года иракский самолет Super Étendard был сбит ракетой AIM-7E-2 , выпущенной иранским F-4 Phantom II, пилотируемым Хосровом Адиби, над островом Харг . [ 58 ] Отдельно, 26 июля и 7 августа 1984 года, о потерях Super Étendard иранских самолетов Grumman F-14 Tomcats . сообщалось [ 59 ] Иран заявил, что в общей сложности три самолета Super Étendard были сбиты иранскими перехватчиками ; Франция заявила, что четыре из пяти арендованных самолетов были возвращены Франции в 1985 году. [ 59 ]

Операторы

[ редактировать ]

Потенциальные операторы

[ редактировать ]
 Украина
  • Украинские ВВС . По слухам, Аргентина предложила передать 5 ранее купленных ею самолетов обратно во Францию ​​для капитального ремонта и возможного дарения Украине в обмен на беспилотники или вертолеты. [ 60 ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Суперстандарт ВМС Аргентины
 Аргентина
  • Первоначально ВМС Аргентины получили 14 самолетов, из которых лишь немногие в настоящее время находятся в эксплуатации. Еще 5 самолетов бывшего ВМС Франции (спецификация Modernisé) были приобретены для оперативного обслуживания и обучения/запасных частей в 2017 году; [ 61 ] эти самолеты остаются неработоспособными по состоянию на 2021 год. [ 37 ] 17 мая 2023 года было объявлено об окончательном выводе из эксплуатации всех Super Étendards Военно-морской авиации Аргентины. [ 62 ] В июне 2024 года правительство Аргентины ведет переговоры с Францией об отправке пяти таких самолетов в Украину. [ 60 ]
 Франция
  • ВМС Франции получили 71 самолет; уволен с действительной службы 12 июля 2016 года. [ 1 ]
 Ирак

Выживший самолет

[ редактировать ]
На дисплее
  • s/n:01 - Краска облупилась, но крылья развернуты и в отличном состоянии.
  • s/n:02 - Musee de l'Aeronautique Navale. Крылья сложены. Позже место расположения дисплея было изменено на городскую территорию, где была установлена ​​ракетная установка ( статус после переезда ).
  • s/n:08 - Musee de l'Aeronautique Navale. Крылья сложены.
  • s/n:25 - Ailes Anciennes Toulouse. Крылья сложены.
  • серийный номер: 33 — Аквитанская авиационно-космическая консерватория.
  • серийный номер:57 — Французская военно-морская академия.
  • серийный номер: 68 — Центр Тулузы. Краска облупилась, но самолет сохранил свой первоначальный вид, а крылья расправлены.
  • серийный номер: 78 - Musée de l'Air et de l'Espace. Прототип недавно был снят с эксплуатации и находится в отличном состоянии, механизм раскрытия крыла все еще работает.
  • серийный номер:79 — После вывода из эксплуатации какое-то время использовался как учебное оборудование.

Технические характеристики

[ редактировать ]
Орфографическая проекция модели Dassault-Breguet Super Étendard.
Orthographically projected diagram of the Dassault-Breguet Super Étendard
Пушки DEFA 552 на выставке

Данные из Все самолеты мира 1982–83 ; [ 16 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 14,31 м (46 футов 11 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,6 м (31 фут 6 дюймов)
  • Высота: 3,86 м (12 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 28,4 м 2 (306 кв. футов)
  • Вес пустого: 6500 кг (14330 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 12 000 кг (26 455 фунтов)
  • Силовая установка: 1 Snecma Atar 8K-50 турбореактивный двигатель , тяга 49 кН (11000 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 1205 км/ч (749 миль в час, 651 узел) [ 64 ]
  • Дальность: 1820 км (1130 миль, 980 миль) [ 65 ]
  • Боевая дальность: 850 км (530 миль, 460 миль) с одной ракетой AM39 Exocet на одном пилоне крыла и одним сбрасываемым баком на противоположном пилоне, профиль «хай-лоу-хай».
  • Практический потолок: 13 700 м (44 900 футов)
  • Скорость набора высоты: 100 м/с (20 000 футов/мин) [ 66 ]
  • Нагрузка на крыло: 423 кг/м 2 (87 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,77 (пустой), 0,42 (МВВ)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Текущие эскадрильи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Французский Super Etendard выведен из эксплуатации» (на французском языке). Море и флот. 13 июля 2016 г.
  2. ^ Джексон 1992, с. 77.
  3. ^ Боуман 2007, с. 26.
  4. ^ «Позор самолетов» . Новый учёный . Том. 56, нет. 824. Деловая информация Рида. 14 декабря 1972 г., стр. 660–61. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 г. .
  5. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 169.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Гролло 2003, с. 40.
  7. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1982, с. 65.
  8. ^ Полмар 2006, с. 330.
  9. ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 170.
  10. ^ Фридман 2006, с. 159.
  11. ^ «Аэрокосмическая промышленность Франции - программа за программой». Flight International , 4 ноября 1978 г. с. 1647.
  12. ^ Мичелл 1994, с. 65.
  13. ^ Фридман 2006, стр. 159–60.
  14. ^ Jump up to: а б с д Фридман 2006, с. 160.
  15. ^ Jump up to: а б Гролло, 2003, стр. 40–41.
  16. ^ Jump up to: а б Тейлор 1982, стр. 65–66.
  17. ^ Берден и др. 1986, с. 34.
  18. ^ Смит, Майкл (8 марта 2002 г.), «Самоубийственная миссия SAS по уничтожению экзосетов» , The Daily Telegraph , Лондон, ENG , Великобритания .
  19. ^ «Тэтчер в темноте о затоплении Бельграно», The Times , Лондон, ENG, Великобритания, 27 июня 2005 г.
  20. ^ Jump up to: а б Берден 1986, с. 35.
  21. ^ Jump up to: а б Уэртас 1997, стр. 22–29.
  22. ^ Бремя 1986, с. 36
  23. ^ Берден 1986, стр. 434, 438.
  24. ^ Фридман 2005, с. 482.
  25. ^ Фридман 2005, стр. 438, 482, 778.
  26. ^ Фридман 2005, с. 701.
  27. ^ Квалификационные операции на YouTube
  28. ^ Полмар 2006, стр. 329–30.
  29. ^ Cooperación argentino-francesa en defensa [ -Аргентинско-французское оборонное сотрудничество ] (новости) (на испанском языке), Министерство обороны Аргентины, 2 ноября 2011 г., заархивировано из оригинала 18 июля 2011 г.
  30. ^ «ВМС Аргентины планируют модернизацию Super Étendard: Обновление». Jane's International Defense Review , 5 мая 2009 г.
  31. ^ Гонсалес, Диего (10 марта 2014 г.). «Модернизация аргентинского Super Etendard сталкивается с серьезными препятствиями» . Еженедельник защиты Джейн IHS .
  32. ^ Краак, Ян (июль 2017 г.). «Французская распродажа: Rafales, Mirage F1 и Jaguar». Эйр Интернешнл . Том. 93, нет. 1. С. 14–15. ISSN   0306-5634 .
  33. ^ «Новые аргентинские суперстандарты». Эйр Интернешнл . Полет. 93, нет. 6. Декабрь 2017. с. 15. ISSN   0306-5634 .
  34. ^ Ривас, Сантьяго (14 мая 2018 г.). «Аргентина наконец-то купила пять французских Super Etendards» . Джейнс.com . Проверено 26 сентября 2018 г.
  35. ^ Шарпантро, Клеман (17 мая 2018 г.). «Президент Аргентины одобрил запаздывающее приобретение Super Etendard» . Центр новостей Aerotime . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
  36. ^ «Аргентинские Super Étendards вступят в строй через два года» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, вооружения, армий и оборонных технологий .
  37. ^ Jump up to: а б «Аргентина ищет запасные части для катапультных кресел Super Étendard Modernisé» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, вооружения, армий и оборонных технологий .
  38. ^ «Военные самолеты ВМС Аргентины по-прежнему приостановлены из-за отсутствия запасных частей британского производства» . МеркоПресс .
  39. ^ «Аргентина списала самолеты Super Etendard, потопившие два британских военных корабля» . 21 мая 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  40. ^ Джексон 2010, с. 76.
  41. ^ Джексон 1986, стр.66.
  42. ^ Acig , заархивировано из оригинала 7 октября 2013 г.
  43. ^ Ковен, Рональд. «Франция: шииты планировали новые забастовки». Бостон Глоуб , 18 ноября 1983 г.
  44. ^ Гролло 2003, стр.39.
  45. ^ Гролло 2003, стр. 39–40.
  46. ^ Мари, Гаэтан (07.11.2016). «Дассо Этандар и Супер Этандар» . Авиационные профили Гаэтана Мари . Проверено 9 октября 2023 г.
  47. ^ Уолл, Роберт (9 июня 2008 г.). «Супер Этендары в Афганистане» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
  48. ^ «Ливия: первая воздушная миссия TF 473» . Операция Харматтан (на французском языке). Министерство обороны Франции . Проверено 27 марта 2011 г.
  49. ^ «Ливия: точка де ситуация, операция Харматтан № 6» [Ливия: статус операции Харматтан № 6] (на французском языке). Министерство обороны Франции. Архивировано из оригинала 5 мая 2011 г. Проверено 27 марта 2011 г.
  50. ^ Французская авианосная ударная группа будет развернута в Восточном Средиземноморье с самым большим авиакрылом за всю историю - Navyrecognition.com, 16 ноября 2015 г.
  51. ^ Джексон 1986, стр.69.
  52. ^ «Этандары в Ираке с 8 октября». Flight International , 19 ноября 1983 г. с. 1342.
  53. ^ Радж, Кристофер С. «Тень Super Étendards над Персидским заливом». Стратегический анализ , 7 (10). 1984. стр. 799–808.
  54. ^ Куперсмит 1993, с. 29.
  55. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 171.
  56. ^ Куперсмит 1993, с. 30.
  57. ^ Куперсмит 1993, с. 43.
  58. ^ Купер и Бишоп 2003, с. 88.
  59. ^ Jump up to: а б Купер 2004, с. 48.
  60. ^ Jump up to: а б Холина, Мария (12 июня 2024 г.). «Аргентина и Франция обсуждают передачу Украине самолетов Super Etendard» . РБК-Украина . Проверено 12 июня 2024 г.
  61. ^ https://www.infobae.com/politica/2017/11/07/argentina-compro-cinco-aviones-militares-a-francia/ Аргентина купила пять военных самолетов у Франции, Infobae, 7 ноября 2017 г.
  62. ^ «Аргентина списала самолеты Super Etendard, потопившие два британских военных корабля» . 21 мая 2023 г. Проверено 23 мая 2023 г.
  63. ^ Гверцман, Бернард (28 июня 1983 г.). «ФРАНЦИЯ СОГЛАШАЕТСЯ ПРЕДОСТАВИТЬ ИРАКУ САМОЛЕТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПУСКОВ РАКЕТ EXOCET» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 апреля 2018 г.
  64. ^ «Ударный истребитель ВМС палубного базирования Dassault Super Etendard – Франция» . Военный завод . Проверено 24 октября 2016 г.
  65. ^ Flight International , 25–31 мая 2004 г., с. 53.
  66. ^ Дональд и Лейк 1996, с. 142.
  67. ^ Джексон 1986, с. 62.

Библиография

[ редактировать ]
  • Берден, Родни А., Майкл А. Дрейпер, Дуглас А. Раф, Колин А. Смит и Дэвид Уилтон. Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхем, Великобритания: British Air Review Group, 1986. ISBN   0-906339-05-7 .
  • Карбонель, Жан-Кристоф. Французские секретные проекты 1: Послевоенные истребители . Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing, 2016 г. ISBN   978-1-91080-900-6
  • Купер, Том. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою. Издательство Оспри, 2004. ISBN   1-841767-87-5 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон, Aerospace Publishing, однотомное издание, 1996 г. ISBN   1-874023-95-6 .
  • Фридман, Лоуренс. Официальная история Фолклендской кампании: Фолклендская война 1982 года и ее последствия. Рутледж, 2005. ISBN   0-714652-07-5 .
  • Фридман, Норман. Путеводитель военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения , 5-е изд. Издательство Военно-морского института, 2006. ISBN   1-557502-62-5 .
  • Гролло, Анри-Поль. «Острие Аэронавале». Air International , январь 2008 г., том 64, № 1. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634, стр. 38–43.
  • Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN   1-85532-258-7 .
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , 13–19 декабря 2011 г., стр. 26–52.
  • Уэртас, Сальвадор Мафе. «Супер Этандар на Фолклендских островах: 2-я морская истребительная и ударная эскадрилья». Крылья славы . Том 8, 1997. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN   1-86184-008-X .
  • Джексон, Пол (февраль 1986 г.), «Высший стандарт Франции», Air International , vol. 30, нет. 2, Бромли, Великобритания: Fine Scroll, стр. 49–69, ISSN   0306-5634 .
  • ——— (зима 1992 г.), «SEPECAT Jaguar», World Air Power Journal , vol. 11, Лондон: Aerospace Publishing, стр. 52–111, ISBN.  978-1-874023-96-8 , ISSN   0959-7050 .
  • Джексон, Роберт (2010), 101 великий военный корабль , Розен, ISBN  978-1-4358-3596-2 .
  • Куперсмит, Дуглас А. (июнь 1993 г.), Крах авиации третьего мира (PDF) , Air University Press .
  • Мичелл, Саймон (1994), Модернизация гражданских и военных самолетов 1994–95 , Колсдон, Великобритания: Jane's, ISBN  978-0-7106-1208-3 .
  • Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ноябрь 1993 г.). «Аргентинские суперэтендарды». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (9): 2–7. ISSN   1243-8650 .
  • Полмар, Норман (2006), Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события , том. Я: 1909–1945, Потомак, ISBN.  978-1-574886-63-4 .
  • Рипли, Тим. « Справочник: Военные самолеты ». Flight International , 25–31 мая 2004 г. Саттон, Великобритания: Reed Business Press, стр. 38–73.
  • Тейлор, Джон В.Р. (ред.). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN   0-7106-0748-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f6fc98b18ec5dcc14bd0a4d495b9778__1723234560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/78/1f6fc98b18ec5dcc14bd0a4d495b9778.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dassault-Breguet Super Étendard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)