Бразильский авианосец Сан-Паулу
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Фош |
Заказал | 1955 |
Заложен | 15 ноября 1957 г. |
Запущен | 18 июля 1959 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 июля 1963 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 ноября 2000 г. |
Идентификация | Номер вымпела : R99 |
Судьба | Продан ВМС Бразилии. |
![]() | |
Имя | Сан-Паулу |
Тезка | Сан-Паулу |
Приобретенный | сентябрь 2000 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 2000 г. |
Выведен из эксплуатации | 22 ноября 2018 г. |
Не работает | 14 февраля 2017 г. |
пораженный | 22 ноября 2018 г. |
Идентификация |
|
Девиз | « Не я веду, я веду » |
Судьба | Затоплен 3 февраля 2023 г. |
Примечания | см. Фоша (R99). предыдущую историю |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Клемансо класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 265 м (869 футов 5 дюймов) |
Луч | 31,7 м (104 футов 0 дюймов) |
Черновик | 8,60 м (28 футов 3 дюйма) |
Движение | 6 котлов Индрет, 4 паровые турбины мощностью 126 000 л.с. (94 000 кВт), 2 гребных винта. |
Скорость | 32 узла (59 км/ч) |
Диапазон | 7500 морских миль (13900 км) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Дополнить | 1338 (1920 с авиагруппой). 984, если возить только вертолеты. |
Электронная война и приманки |
|
Вооружение | четыре 100-мм башни , две системы SACP Crotale EDIR , пять 12,7-мм пулеметов, 4 сдвоенные пусковые установки Simbad |
Самолет перевезен | 39 самолетов: 22 самолета и 17 вертолетов. [ 1 ] A-4KU Skyhawks , AS 532 SC Cougars , HB 350 и HB.355 Ecureuils и SH-3 Sea Kings |
НО [ а ] Сан-Паулу (номер на вымпеле А12 ) — Клемансо типа авианосец , находившийся на вооружении ВМС Бразилии . «Сан-Паулу» был впервые введен в эксплуатацию в 1963 году ВМС Франции под названием «Фош» и в 2000 году был переведен в Бразилию , где стал новым флагманом ВМС Бразилии. IHS Jane's сообщила, что во время ее карьеры в ВМС Бразилии Сан-Паулу страдал от проблем с эксплуатацией и никогда не мог работать более трех месяцев подряд без необходимости ремонта и технического обслуживания. [ 2 ]
14 февраля 2017 года ВМФ объявил о демобилизации и последующем выводе корабля из эксплуатации. [ 3 ] 12 марта 2021 года авианосец был продан на слом. После того, как Турция отклонила разрешение на стыковку, ВМС Бразилии затопили корабль в Атлантическом океане, примерно в 350 километрах (220 миль) от побережья Бразилии на глубине 5000 метров (16000 футов). 3 февраля 2023 года [ 4 ] [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Авианосец «Сан-Паулу» был построен во Франции в период с 1957 по 1960 год и служил во французском флоте под названием «Фош» . В сентябре 2000 года ее купила Бразилия за 12 миллионов долларов США. [ 6 ] – в цену не входили самолеты – для замены устаревшего времен Второй мировой войны авианосца «Минас-Жерайс» , который находился в эксплуатации более 40 лет. Ранее Бразилия обращалась к другим странам, таким как Испания, которая хотела построить для Бразилии авиаперевозчик стоимостью 500 миллионов долларов США, по поводу приобретения авиаперевозчика. [ 7 ] эскадрилью из 23 бывших в употреблении А-4 «Скайхок» истребителей Правительство уже приобрело у Кувейта за 70 миллионов долларов; [ 8 ] эти самолеты вместе с существующими вертолетами, уже находившимися на вооружении национальной обороны, должны были составить истребительно-бомбардировочную группу Сан-Паулу . Эти А-4 (обозначенные AF-1) способны нести вооружение, включая ракеты, свободнопадающие бомбы и Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» .
Авианосцы класса «Клемансо» из которых был «Сан-Паулу» , последним CATOBAR , имеют традиционную конструкцию . Кабина экипажа имеет длину 265,5 метра (871 фут) и ширину 29,5 метра (97 футов); площадка для приземления расположена под углом 8 градусов к оси корабля. Передний лифт самолета расположен по правому борту, а задний лифт расположен на краю палубы для экономии места в ангаре. Передняя часть двух 52-метровых (171 фут) катапульт находится по носу влево; вторая катапульта находится дальше на наклонной посадочной палубе. Размеры ангара составляют 152 метра (499 футов) на 22–24 метра (от 72 до 79 футов) и высоту 7 метров (23 фута) над головой. [ 9 ]
В сентябре 2000 года Сан-Паулу был куплен еще в эксплуатации. [ 8 ] необычный процесс для такого большого корабля. Он был принят ВМС Бразилии и включен в состав ВМС Бразилии 15 ноября 2000 года. Включение Сан-Паулу и истребительной группы AF-1 ознаменовало реализацию давней цели Бразилии - иметь возможность вести воздушную оборону своего военно-морского флота. силы с самолетами.
Президент Фернандо Энрике Кардозу отметил во время церемонии передачи, что:
Передача авианосца «Сан-Паулу» в оперативный сектор военно-морского флота значительно повышает нашу военно-морскую мощь и способность защищать интересы Бразилии на море. Такая страна, как наша, обладающая обширным побережьем протяженностью более 7000 километров, нуждается в военно-морской державе, совместимой с ее положением на международной арене. Сегодня, как и прежде, Бразилия озабочена реализацией конкретных мер, которые дадут стране гарантию уважения ее суверенитета. Мы есть и всегда будем нацией, которая борется за мир, однако это не означает, что мы можем обойтись без современных Вооруженных Сил, оснащенных и наделенных адекватным сдерживающим потенциалом. Лишь немногие страны даже сегодня обладают способностью эффективно действовать в открытом море. Важно, чтобы Бразилия продолжала оставаться одной из них». [ 10 ]
С момента постройки Сан-Паулу неоднократно модернизировался, в результате чего у него появился широкий спектр технологий. Авианосец прибыл в Рио-де-Жанейро 17 февраля 2001 года. [ 8 ] Численность «Сан-Паулу» составляла 1920 человек (рота корабля — 64 офицера и 1274 матроса, плюс еще 582 человека в авиагруппе ) . [ 11 ]
Бразильский сервис
[ редактировать ]
За первые три года службы в Сан-Паулу корабль выполнил несколько миссий, некоторые в зарубежных водах, в частности операцию ARAEX . [ 12 ] ПАССЕКС и ТЕМПЕРЕКС , [ 13 ] который ежегодно используется для квалификации и обучения самолетов Аргентины ВМС Super Étendards и S-2T Turbo Trackers . [ 14 ]
К концу своей службы в Сан-Паулу в основном обучали пилотов полетам на авианосцах. Он активно использовался для квалификации авианосца и переквалификации пилотов вертолетов и самолетов, а также для отработки ударных операций на авианосце. [ 15 ]
2005 пожар
[ редактировать ]17 мая 2005 года произошел взрыв паропровода в машинном отделении. [ 16 ] Первоначально в результате взрыва погиб один член экипажа и еще десять получили ранения. Все раненые были доставлены на вертолете в военно-морской госпиталь Марсилио Диас в Рио-де-Жанейро . Двое из раненых членов экипажа позже скончались в больнице от полученных травм. Причиной взрыва стал разрыв паропровода. После этой аварии ВМФ решил провести масштабный ремонт с целью ремонта и модернизации корабля. [ 17 ]
Модернизация (2005–2010 гг.) и ходовые испытания.
[ редактировать ]
В 2005–2010 годах Сан-Паулу претерпел масштабную модернизацию. [ 15 ] Модернизация включала ремонт паровых турбин ; техническое обслуживание поверхностных конденсаторов ; перетрубообразование котлов ; ремонт двух компрессоров высокого давления ; доработка электрогенератора тока переменного ; покупка запчастей; техническое обслуживание насосов, арматуры и конструктивных элементов; добавление двух водомасляных сепараторов API ; установка двух водоохладительных установок; модернизация химического генератора кислорода ; ремонт и обработка нефтяных резервуаров; замена системы тактических данных ВМФ , установка системы охранного телевидения ; установка транспондера IFF ; установка системы MAGE ( ESM ), осмотр, ремонт и покраска кабины экипажа; модернизация блока обработки оптической системы посадки ; и доработка авиационных катапульт . [ 18 ] Модернизация была завершена в июле 2009 года, и первоначально Сан-Паулу должен был быть полностью введен в эксплуатацию к августу 2010 года. [ 19 ]
Двенадцать самолетов A-4 Skyhawk ВМС Бразилии также планировалось модернизировать компанией Embraer стоимостью 140 миллионов долларов. [ 20 ] Модернизация была аналогична той, что была произведена для AMX и F-5EM самолетов ВВС Бразилии . Программа включала восстановление самолетов и их нынешних систем, а также внедрение новой авионики, радара (в частности, радиолокационной системы Elta 2032 ), систем производства электроэнергии и автономных систем генерации кислорода. В модернизацию могли быть включены следующие вооружения: MAA-1B , Python 4 и Derby AAMS .
ВМС Бразилии заключили с Marsh Aviation контракт на переоборудование четырех турботрекеров S-2T в конфигурацию бортового дальнего обнаружения (AEW) и еще четыре для заправки и доставки на борт авианосца. [ 21 ]
Согласно статье в октябрьском выпуске журнала Air Forces Monthly за 2010 год, [ нужна ссылка ] было подтверждено, что Бразилия закупила бывшие австралийские и бывшие уругвайские планеры C-1 Trader для переоборудования в самолеты ДРЛО и самолеты-заправщики. ВМС Бразилии планировали модернизировать планеры до конфигурации S-2T Turbo Tracker с двигателями Honeywell TPE 331-14GR . В закупку входило девять планеров, два из которых предназначались для переоборудования танкеров для дозаправки самолетов AF-1 Skyhawk, а три - для ДРЛО. Остальные были куплены на запчасти или под грузовые перевозки. Требование к радару ДРЛО заключалось в том, чтобы иметь дальность действия 250 миль (400 км) на высоте 25 000 футов (7600 м). Срок эксплуатации планеров должен был составить 10 лет. Ожидалось, что они будут готовы в 2011 и 2012 годах. [ 22 ]
Сан-Паулу должен Парк вертолетов SH-3 был быть заменен шестью вертолетами S-70B Seahawk . Они были приобретены в 2008 году, модернизированы и отремонтированы для поставки. Вертолеты, комплект двигателей и вспомогательное оборудование планировалось поставить в 2009 году. [ 23 ]
В конце 2010 года начались ходовые испытания, а по состоянию на 2011 год Сан-Паулу прошел оценку CIASA (Инспекционная комиссия и консультативная комиссия по обучению).
Ремонт и отложенный вывод из эксплуатации (2012–2022 гг.)
[ редактировать ]Сан-Паулу воссоединится с флотом в конце 2013 года, но в 2012 году пострадал еще один крупный пожар. Ожидалось, что [ 24 ] В 2017 году ВМФ объявил, что корабль будет демобилизован и списан , сославшись на неэкономичную стоимость дальнейшего ремонта. [ 3 ] [ 25 ] ВМС Бразилии официально вывели Сан-Паулу из эксплуатации 22 ноября 2018 года. [ 26 ]
Судно , которое должно было прибыть в Алиагу , Турция, 7 сентября 2022 года для сдачи на слом , было отбуксировано из Рио-де-Жанейро 4 августа 2022 года голландским буксиром Alp Center после того, как оно было куплено у Sök за 10 550 000 реалов или 1 919 857,35 долларов США. Корабль и его буксир прибыли у побережья Марокко 26 августа, готовясь войти в Средиземное море через Гибралтар, когда турецкое правительство внезапно отозвало разрешение на стоянку корабля в Турции. [ 27 ] Такое решение было принято после того, как чиновники Министерства окружающей среды Турции установили, что в отчете, представленном бразильскими властями, значительно занижено количество опасных материалов на борту судна по сравнению с судами того же класса и периода. Например, в отчете указано наличие всего 9,6 тонн асбеста, тогда как на корабле «Клемансо » — однотипном корабле Сан-Паулу — содержалось не менее 600 тонн этого канцерогенного материала. [ 28 ] [ 29 ] Конвой изменил курс и направился обратно в Рио-де-Жанейро. [ 30 ]
После объявления о выводе из эксплуатации частный фонд под названием Instituto São Paulo/Foch (ISP), созданный бывшим экипажем и энтузиастами, попытался превратить авианосец в корабль-музей . Предыдущие планы по созданию корабля-музея на основе ее предшественника « Минас-Жерайс » были отменены. ISP был ответственен за судебное постановление отбуксировать судно обратно в Бразилию. Обеспокоенность по поводу потенциального риска «огромного экологического ущерба» выразили несколько национальных и международных экологических организаций. [ 31 ]
Юрист, принимавший участие в возвращении корабля, охарактеризовал общее решение этого вопроса как крайне поспешное и небрежное: власти уклонились от надлежащей оценки и продали судно за небольшую часть его реальной стоимости. Фонду также запретили участвовать в аукционе, поскольку бразильские власти были заинтересованы только в компаниях, стремящихся разобрать корабль. [ 32 ] Бразильский флот отказался позволить кораблю снова стать на якорь в Рио-де-Жанейро и отправил конвой в порт Суапе , Пернамбуку , где ему снова не разрешили стать на якорь, и, таким образом, он ждал в водах предстоящей очистки, проводимой ВМФ. [ нужна ссылка ]
Затопление (2023)
[ редактировать ]20 января 2023 года корабль был захвачен и выведен в море ВМС Бразилии. [ 33 ] который заявил, что затопит « Сан-Паулу» запретов Министерства окружающей среды и Федерального государственного министерства в Атлантический океан в феврале 2023 года после отклонения федеральным судьей .
Военно-морской флот заявил, что ухудшающееся состояние Сан-Паулу и «неизбежность неконтролируемого затопления» не оставляют военно-морскому флоту другого выбора, даже несмотря на предложение за 30 миллионов реалов (6 миллионов долларов США) от группы Sela из Саудовской Аравии в Джидде купить его в три раза дороже. чем заплатила турецкая компания. [ 34 ] Было объявлено о планах затопить его примерно в 350 километрах (220 миль) от побережья Бразилии в международных водах на глубине 5000 метров, прямо за пределами исключительной экономической зоны Бразилии . [ 35 ] Прокуратура обжаловала судебное решение. [ 36 ] но апелляция была отклонена. [ 37 ] Военно-морской флот потратил 37,2 миллиона реалов на потопление списанного авианосца «Сан-Паулу» , который был продан за 10 миллионов реалов. [ 38 ]
Бывшие турецкие владельцы судна раскритиковали это решение как проявление безразличия и попытку уйти от ответственности со стороны бразильских властей. [ 39 ] В ВМС Бразилии заявили, что в ее корпусе уже было три пробоины и затопление было бы неизбежным до конца месяца. Сан-Паулу был затоплен 3 февраля 2023 года. [ 40 ] [ 41 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сан-Паулу (на переднем плане) и военный корабль США Рональд Рейган во время совместных учений в июне 2004 года.
-
Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро в 2007 году.
-
Президент Лула , его жена Мариса Летисия и Эспириту-Санту губернатор Паулу Хартунг на борту Сан-Паулу , август 2004 г.
-
ВМС Аргентины Турбо-трекер работает в Сан-Паулу
-
Высадка Морского Короля в 2003 году
-
McDonnell Douglas AF-1 Skyhawk (A-4KU) из истребительной эскадрильи VF-1 Falcões цепляется за предохранительный трос на борту Сан-Паулу
-
Сан-Паулу в море
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Navio-Aeródromo , «Авианосец» (буквально: «Аэродром-корабль»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Морской гигант вернулся после четырех лет стоянки на якоре» . О Диа (на португальском языке) (онлайн-изд.). Река: Земля. Июль 2009 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2009 г. .
- ↑ Бразилия стремится модернизировать авианосец «Сан-Паулу», продлить срок его службы до 2039 года. Архивировано 10 февраля 2015 года на Wayback Machine , janes.com, 8 декабря 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Деммобилизация NAe 'Сан-Паулу' (A 12)» . Воздушная и морская оборона. 14 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 15 февраля 2017 г. . .
- ^ «Бразилия потопила военный корабль в Атлантике из-за экологических проблем» . MSN.com. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Военно-морской флот потопил списанный авианосец «Сан-Паулу» после нескольких месяцев тупика» . G1 (на бразильском португальском языке). 3 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Падилья, Луис (19 октября 2019 г.). «Музей или металлолом? Что станет с бразильским авианосцем стоимостью 22 миллиона реалов» . Воздушная и военно-морская оборона (на португальском языке). Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ «ВМС Бразилии ищут авианосец» . Южноамериканская деловая информация . 5 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шлейферт, Роб; Роденбург, Корн (1 сентября 2003 г.). «Сан-Паулу правит волнами» . Новости морской авиации . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
- ^ Пайк, Джон. «Авианосец Клемансо» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 15 января 2009 года . Проверено 19 сентября 2013 г.
- ^ «Выступление Президента Республики Фернандо Энрике Кардозу на церемонии передачи подчинения авианосца «Сан-Паулу» оперативному сектору ВМС Бразилии» [Выступление Президента Республики Фернандо Энрике Кардозу на церемонии передача в подчинение авианосца «Сан-Паулу» оперативному сектору ВМС Бразилии] (на португальском языке). Радиобрас . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Navio Aeródromo São Paulo - A 12. Архивировано 1 мая 2009 года в Wayback Machine Poder Naval. Проверено 24 июня 2009 г. (на португальском языке).
- ^ «Бразилия» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 23 июня 2009 г. .
- ^ "NAe São Paulo – A 12" , Poder Naval (на португальском языке), заархивировано из оригинала 1 мая 2009 года , получено 23 июня 2009 года .
- ^ апетен (29 июня 2008 г.). "АРАЭКС VI - 2001" (видеозапись). Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года — на YouTube. .
- ^ Перейти обратно: а б Фелипе Саллес (15 марта 2008 г.). « Вторая стыковка Северного Сан-Паулу». Интернет-журнал военной базы (на португальском языке). БР: Алиде. Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ «В результате взрыва погиб один человек на бразильском авианосце» . «Синьхуа – английский» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 8 сентября 2015 г. Синьхуа.нет. 18 мая 2005 г.
- ^ Operti, Карлос Филипе, стр. 36, Ежемесячник боевых самолетов, издание для США, Том. 12, № 12, декабрь 2011 г.
- ^ «A12 Сан-Паулу: Модернизация» [A12 Сан-Паулу: модернизация] (на португальском языке). БР: Защита. Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ « Авианосец Сан-Паулу возвращается в строй после четырех лет переоборудования» (PDF) . Штат Сан-Паулу (на португальском языке). Бразильский флот. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2011 года. Проверено 27 сентября 2011 года . Проверено 25 ноября 2009 .
- ^ «Embraer модернизирует самолеты AF-1 и AF-1A ВМС Бразилии» . Рейтер. 14 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 14 апреля 2009 г.
- ^ «Завершается приобретение двух S-2 для морской авиации» (на португальском языке). БР: Алиде. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Бразильский флот покупает трейдеров» . Полет Глобал. 23 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «ФМС: Бразилия запрашивает вертолеты и двигатели С-70» . Дигель. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 7 сентября 2006 г.
- ^ « Военные, пострадавшие при пожаре на авианосце Сан-Паулу, остаются под наблюдением». Agência Brasil (на португальском языке). ЕБК. Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 11 января 2014 г. .
- ^ «ВМС Бразилии выводят из эксплуатации авианосец Сан-Паулу» . Новости издательской группы Mönch. 15 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Бразилия выводит из эксплуатации авианосец NAe São Paulo , IHS Jane's 360, 26 ноября 2018 г., заархивировано из оригинала 7 июля 2020 г. , получено 4 декабря 2018 г.
- ^ «Турция отказывается во въезде выведенному из эксплуатации авианосцу из-за опасений, связанных с асбестом» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Ядовитый бразильский авианосец возвращается в Рио-де-Жанейро» . 8 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «Токсичный авианосец Сан-Паулу отвергнут Турцией и возвращается в Бразилию» . 28 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «Старый авианосец Сан-Паулу возвращается в Бразилию» . 9 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ тамаракаору. «Коллективный иск пытается остановить сдачу на слом старого авианосца ВМФ» . CNN Brasil (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «Морские истории – сага об авианосце, который месяцами блуждает в море и ни один порт не хочет его принять» . www.uol.com.br (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ «ВМС Бразилии внезапно захватили свой старый военный корабль и вынудили его выйти в море» . 23 января 2023 года. Архивировано из оригинала 25 января 2023 года . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Фейтоса, Сезар; Делла Колетта, Рикардо; Сибра, Катия (1 февраля 2023 г.). «Саудовская группа предлагает 6 миллионов долларов за корпус авианосца, а военно-морской флот откладывает затопление» . Фолья де С.Пауло . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ «ВМС Бразилии заявили, что потопят авианосец-призрак в открытом море» . Рейтер . 1 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ " МПФ подает апелляцию на решение Федерального суда, разрешившего ВМФ потопить вышедший из строя авианосец". G1 (на бразильском португальском языке). 2 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Авианосец Сан-Паулу затонул после нескольких месяцев дрейфа» . Deutsche Welle (на бразильском португальском языке). 4 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Вергас, Пауло (5 октября 2023 г.). «Военно-морской флот потратил 37,2 миллиона реалов на потопление списанного авианосца «Сан-Паулу», который был продан за 10 миллионов реалов» . Globo.com (на бразильском португальском языке) . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ «Бывший владелец списанного судна говорит, что бразильские власти были «инертны» и «выбросили государственные деньги на ветер» » . G1 (на бразильском португальском языке). 2 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Военно-морской флот потопил списанный авианосец «Сан-Паулу» после нескольких месяцев тупика» . G1 (на бразильском португальском языке). 3 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ «Бразилия потопила авианосец в Атлантике, несмотря на наличие асбеста и токсичных материалов» . Хранитель . 4 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2023 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- NAe São Paulo , Machtres, заархивировано из оригинала 25 сентября 2010 года .
- «Карты» . Google, Северная Каролина, Сан-Паулу. , стоявший на якоре в Рио-де-Жанейро.
- «Новый авианосец ВМС Бразилии» . Poder Naval Online . Архивировано из оригинала 20 марта 2007 года.