Сикорский SH-3 Морской король
SH-3 Морской король | |
---|---|
A U.S. Navy SH-3H Sea King | |
Роль | Противолодочный , поисково-спасательный , транспортно- служебный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 11 марта 1959 г. |
Введение | 1961 |
Ушедший на пенсию | Выведен в отставку ВМС США в 2006 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) Итальянский флот (исторический) ВМС Бразилии (исторический) Аргентинская военно-морская авиация |
Произведено | 1959–1970-е годы |
Количество построенных | 1,300+ |
Варианты | Сикорский С-61Л/Н Сикорский CH-124 Морской король Вестлендский морской король |
Развитый в | Сикорский С-61Р Сикорский S-67 Блэкхок |
Sikorsky SH-3 Sea King (фирменное обозначение S-61 ) — американский двухмоторный противолодочный , вертолёт спроектированный и построенный компанией Sikorsky Aircraft . Это знаковая конструкция: это был один из первых винтокрылых самолетов противолодочной обороны, в которых использовались турбовальные двигатели. [ 1 ]
«Морской король» возник в результате усилий ВМС США по противодействию растущей угрозе со стороны советских подводных лодок в 1950-х годах. Соответственно, вертолет был специально разработан для создания боеспособной противолодочной платформы; в частности, он совмещал роли охотника и убийцы , которые ранее выполнялись двумя отдельными вертолетами. Первоначально Sea King получил обозначение HSS-2 , что должно было подразумевать уровень унификации с более ранним HSS-1 ; Впоследствии в начале 1960-х годов он был переименован в SH-3A .
был заменен неамфибийным Sikorsky SH-60 Seahawk Введенный в эксплуатацию в 1961 году, он эксплуатировался ВМС США в качестве ключевого противолодочного и вспомогательного средства в течение нескольких десятилетий, прежде чем в 1990-х годах . В конце 1961 - начале 1962 года модифицированный HSS-2 Sea King ВМС США был использован для побития рекордов скорости вертолетов FAI на 3 км, 100 км, 500 км и 1000 км. «Морской король» также выполнял различные другие функции и миссии, такие как поисково-спасательные, транспортные, противокорабельные, медицинскую эвакуацию , охрану самолетов и раннего предупреждения с воздуха операции .
Sea King также оказался популярным на экспортном рынке среди иностранных военных заказчиков, а также продавался гражданским операторам. По состоянию на 2024 год многие экземпляры этого типа остаются на вооружении в странах по всему миру, хотя некоторые крупные пользователи начали выводить этот тип из эксплуатации. Sea King был построен по лицензии компанией Agusta в Италии, Mitsubishi в Японии, канадской компанией United Aircraft of Canada и компанией Westland в Великобритании как Westland Sea King . Основными гражданскими модификациями являются С-61Л и С-61Н . S-61R был еще одним важным вариантом: CH-3C/E Sea King, использовавшийся береговой охраной США как HH-3F Pelican, и HH-3E Jolly Green Giant ВВС; среди других изменений у этой версии была рампа сзади.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Во время холодной войны советский военно-морской флот создал большой и разнообразный флот подводных лодок, который в какой-то момент превышал 200 действующих подводных лодок. ВМС США противостояли этой угрозе за счет совершенствования и развития различных средств противолодочной борьбы (ПЛО), результатом чего стала разработка «Морского короля». [ 2 ] В конце 1950-х годов ВМС США воспользовались последними достижениями аэрокосмической отрасли, такими как турбовальный двигатель, и заказали разработку нового большого военно-морского вертолета. Сикорский получил от службы запрос на разработку нового вертолета с газотурбинным двигателем, способного выполнять задачи противолодочной обороны. Спецификация включала погружаемый гидролокатор , продолжительность полета четыре часа и способность выдерживать боевую нагрузку 380 кг (840 фунтов). [ 3 ]
В 1957 году компания Sikorsky получила контракт на производство всепогодного вертолета-амфибии для ВМС США. Согласно более ранней спецификации, этот новый винтокрылый аппарат должен был преуспеть в противолодочной борьбе; в частности, он будет совмещать функции охотника и убийцы, поскольку ранее эти две обязанности выполнялись двумя отдельными вертолетами. [ 3 ] [ 4 ] Это был также первый вертолет, закупленный в рамках новой концепции системы вооружения ВМС США, согласно которой Сикорский отвечал не только за проектирование и производство планера, но и за все основные бортовые системы, такие как гидролокаторы , навигационное оборудование, электронные устройства. и вспомогательное оборудование. Таким образом, навигационный комплекс для винтокрылой машины был разработан совместно компанией Sikorsky и ВМС США. [ 5 ]
Ключевые особенности нового противолодочного вертолета включали его плавающий корпус , который позволял винтокрылому аппарату легко совершать посадку на воду, а также использование двухтурбовального двигателя, что позволило ему стать больше, тяжелее и лучше оснащенным, чем это было возможно на предыдущих моделях. вертолеты. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Обозначение HSS-2 было применено, предположительно, для обозначения уровня унификации с более ранним HSS-1 , если политические настроения повернутся против разработки совершенно нового винтокрылого аппарата. [ 3 ] Всего для поддержки программы разработки было изготовлено десять прототипов. [ 7 ] В системе обозначений ВМС до 1962 года HS обозначала противолодочный вертолет, а S обозначала Sikorsky. Противолодочный вертолет Bell назывался Bell HSL , с буквой L вместо S, поскольку он был изготовлен корпорацией Bell. См. List_of_United_States_Navy_aircraft_designations_(до 1962 г.)#HS:_Antisubmarine_(1951–1962).
В полет
[ редактировать ]11 марта 1959 года первый прототип совершил свой первый полет . [ 4 ] В начале 1961 года пара прототипов была размещена на борту авианосца « Лейк Шамплейн» для выполнения требований по испытаниям на пригодность авианосца. Эти испытания, включавшие проверку механизма складывания лопастей несущего винта и серию взлетов, выполненных при скорости ветра до 50 миль в час (80 км/ч), были успешно завершены в середине 1961 года. [ 7 ] [ 8 ] Вскоре после завершения испытаний на пригодность ВМС США в сентябре 1961 года официально приняли поставку первого винтокрылого аппарата HSS-2, который впоследствии был переименован в SH-3A. [ 9 ]
В конце 1961 - начале 1962 года модифицированный HSS-2 Sea King ВМС США использовался для побития рекордов скорости вертолетов FAI на дальность 3 км, 100 км, 500 км и 1000 км. Эта серия полетов завершилась 5 февраля 1962 года, когда HSS-2 установил абсолютный рекорд скорости вертолета - 210,6 миль в час (338,9 км/ч). [ 10 ] [ 11 ] Этот рекорд был побит модифицированным французским вертолетом Sud-Aviation Super Frelon 23 июля 1963 года со скоростью 217,77 миль в час (350,47 км/ч). [ 12 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Базовая конструкция Sea King оказалась надежной, и некоторые аспекты были сочтены потенциально полезными для других эксплуатантов, поэтому компания Sikorsky решила продолжить разработку винтокрылой машины для других рынков, помимо ВМС США. [ 7 ] Одним из основных вариантов выпускаемого Sea King была модель для гражданских операторов, получившая обозначение Sikorsky S-61L . Первым эксплуатантом S-61L была авиакомпания Los Angeles Airways , которая ввела этот тип в эксплуатацию 11 марта 1962 года. [ 13 ] [ 14 ] Еще один заслуживающий внимания вариант Sea King, существенным изменением которого на этот раз стало использование обычного фюзеляжа, Sikorsky S-61R , также одновременно разрабатывался для транспортных и поисково-спасательных задач (SAR), этот тип широко эксплуатируется ВВС США. и Береговая охрана США . [ 15 ]
На вооружении ВМС США первоначальная модель Sea King SH-3A будет постепенно конвертироваться в улучшенные варианты SH-3D и SH-3H; они отличались более мощными двигателями и улучшенными датчиками, которые давали этому типу более широкие эксплуатационные возможности в качестве противолодочной платформы. Sea Kings также часто переоборудовали для деятельности, не связанной с противолодочной обороной: эти роли включали траление мин, боевые поисково-спасательные работы, а также в качестве грузового / пассажирского транспортного средства. [ 4 ] Экипажи противолодочных самолетов Sea Kings регулярно обучались выполнению этих второстепенных функций, поскольку самолеты часто можно было быстро адаптировать для выполнения различных задач в зависимости от оперативных потребностей. [ 16 ]
NH-3A (S-61F) — экспериментальный высокоскоростной составной вертолет на базе Sea King, испытанный в 1960-х годах. [ 17 ] Позже модифицирован хвостовым винтом, способным поворачиваться на 90 ° и служить толкающим винтом; На этом вертолете был продемонстрирован толкающий винт "Roto-Prop" конструкции Sikorsky S-66 . [ 18 ]
- Для ВМС США была изготовлена версия тральщика Sea King, девять из которых были переоборудованы из самолетов SH-3A и затем получили название RH-3A. [ 19 ]
Помимо тех Sea Kings, которые производились Sikorsky, на производство этого типа было заключено несколько лицензионных соглашений с другими фирмами. В их число входили японский конгломерат Mitsubishi и итальянская аэрокосмическая компания Agusta . Еще одним лицензиатом был британский производитель вертолетов Westland Helicopters , который существенно модернизировал Sea King для производства различных собственных моделей, под общим названием Westland Sea King . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В отличие от «Морских королей» ВМС США, «Вестлендский морской король» был предназначен для большей оперативной автономии. [ 23 ] Всего Westland произвела 330 Sea Kings; Помимо британских операторов, для Westland Sea King были найдены различные экспортные клиенты. включая ВМС Индии , ВМС Германии , Королевский флот Австралии и Королевские ВВС Норвегии . [ 24 ]
Хотя Sikorsky решила прекратить производство собственной производственной линии Sea King в 1970-х годах, этот тип имел длительный срок службы. В сентябре 2009 года сообщалось, что около 600 «Морских королей» все еще находятся в рабочем состоянии. [ 25 ]
Производство
[ редактировать ]Sea King производился в США по лицензии в Великобритании компанией Westland, в Италии компанией Augusta, в Канаде компанией United Aircraft of Canada и в Японии компанией Mitsubushi. [ 26 ] [ 27 ] Общий объём производства составил от 1100 до 1300. [ 28 ] [ 27 ] В семейство С-61 входят коммерческие модели С-61Л и С-61Н. S-61R, то есть CH-3C/E Sea King, HH-3E Jolly Green Giant и HH-3F Pelican. Лицензионный S-61, построенный компанией Westland, имел разные двигатели и обычно назывался Westland Sea King. Canadian Sea Kings назывались CH-124 и производились по лицензии United Aircraft of Canada. Они были произведены в Италии компанией Agusta и назывались AS-61 и ASH-3. В Японии версия Mitsubishi называлась HSS-2. [ 27 ]
Дизайн
[ редактировать ]Sikorsky SH-3 Sea King — двухмоторный вертолет-амфибия среднего размера. Многие функции на борту Sea King представляли собой значительный прогресс по сравнению с предыдущими вертолетами. Помимо того, что он является полностью амфибийным и способен работать в любых погодных условиях, это первый действующий американский вертолет, способный одновременно охотиться и уничтожать подводные лодки. [ 5 ] Двухтурбовальная силовая установка обеспечила SH-3 более высокую грузоподъемность и надежность по сравнению с предыдущими противолодочными вертолетами. [ 4 ] В случае отказа одного двигателя «Морской король» мог продолжить полет на одном двигателе. [ 29 ] На Sea King использовалась силовая установка General Electric T58-GE-8B , которая изначально была способна развивать мощность до 1250 л.с. (930 кВт) каждая. [ 5 ]
При обычных операциях на борту «Морского короля» обычно находится экипаж из четырех человек; это пилот и второй пилот в кабине, а также два члена экипажа, размещенные в основной кабине. При выполнении противолодочных задач задний экипаж эксплуатировал датчики самолета и интерпретировал полученные данные. [ 30 ] Для поисково-спасательных операций в каюте «Морского короля» могли разместиться до 22 выживших. В медицинской компоновке можно было перевозить максимум девять носилок и двух медицинских работников. В качестве военно-транспортного средства может разместиться до 28 солдат. [ 31 ]
Sea King имеет множество элементов дизайна для поддержки военно-морских операций. Лопасти несущего винта и хвостовую часть можно сложить с помощью полностью автоматизированных систем и хранить на борту кораблей. [ 5 ] Использование амфибийного корпуса позволило Sea King совершить посадку на воду, а, будучи полностью водонепроницаемым, винтокрылый аппарат мог оставаться на плаву в течение длительного времени на поверхности океана. самолета Раскрывающиеся подушки безопасности в спонсонах повышали устойчивость и плавучесть винтокрылого аппарата, противодействуя качке и крену. [ 6 ] Конструкция корпуса позволяла приземляться на сложной местности, включая лед, снег, болота и тундру. [ 5 ] В спонсонах установлены колеса для наземных операций. [ 5 ]
Вооружение Sea King могло значительно различаться. Для противолодочных задач самолет мог нести до четырех торпед или четырех глубинных бомб. Для противокорабельных задач некоторые модели были оснащены одной или двумя ракетами, обычно Sea Eagles или Exocets . [ 32 ] «Морской король» также может быть приспособлен для размещения ядерной бомбы B57 . [ 33 ] Противолодочное оборудование, используемое на Sea Kings, включало AQS-13 A/B/E погружаемый гидролокатор , который включал специализированные компьютеры для обработки данных гидролокатора и гидроакустического буя, различные модели гидроакустических буев , приемники гидроакустических буев ARR-75 и детектор магнитных аномалий ASQ-81 . Обычно устанавливаемая линия передачи данных АКТ-22 позволяла быстро передавать гидролокационную информацию другим дружественным элементам. [ 34 ] Некоторые более поздние модели Sea King были оснащены цифровой навигационной системой TACNAV (GPS первого поколения) и модернизированными приборами кабины для совместимости с ночным видением . [ 35 ]
Операционная история
[ редактировать ]В июне 1961 года «Морской король» поступил на вооружение ВМС США под обозначением HSS-2 ; на тот момент это был не только самый большой вертолет-амфибия в мире, но и первый всепогодный винтокрылый аппарат, дошедший до серийного производства для ВМС США. [ 5 ] С введением единой системы обозначения самолетов обозначение винтокрылой машины было изменено на Ш-3А. Он использовался в первую очередь для противолодочной борьбы : в основном занимался обнаружением и отслеживанием советских подводных лодок. В случае начала открытой войны между двумя державами «Морские короли» были бы использованы для атаки на эти подводные лодки с намерением потопить их. [ 36 ]
«Морской король» мог действовать с палуб многих кораблей ВМС США, а также с береговых баз. Он также может действовать с морских платформ, чтобы расширить дальность наблюдения и нанесения ударов. Этот тип был способен проводить противолодочные действия в ночное время, хотя обычно это представляло значительные трудности для летного экипажа. [ 37 ] [ 38 ]
«Морской король» также выполнял различные другие функции и миссии, такие как поисково-спасательные, транспортные, противокорабельные и раннего предупреждения с воздуха операции . Авианосцы обычно используют Sea Kings для работы рядом с авианосцем в качестве охраны самолета , готовой спасти экипаж, потерпевший крушение во время взлета или посадки. [ 39 ] Их обычно использовали в качестве логистических функций на море, перебрасывая персонал, почту и другие более легкие грузы между судами. [ 37 ]
Королевский военно-морской флот Канады (RCN) стал основным эксплуатантом Sikorsky CH-124 Sea King после его ввода в эксплуатацию в 1963 году. Он оставался доминирующим морским вертолетом Канады более 50 лет и, наконец, был снят с вооружения в 2018 году. [ 40 ] Одним из заметных нововведений в канадских операциях, которое впоследствии было принято в ряде других стран, было использование метода посадки и крепления с помощью лебедки, называемого « медвежьей ловушкой ». Это устройство значительно увеличило возможности Sea Kings приземляться в сложных условиях, например, на небольших полетных палубах или в плохих погодных условиях. [ 40 ] [ 41 ]
«Морской король» в больших количествах экспортировался в различные страны, такие как Бразилия , Италия , Япония и Великобритания . [ 42 ] Некоторые операторы эксплуатируют свои Sea Kings более 50 лет. [ 43 ] [ 44 ]
Во время войны во Вьетнаме SH-3 спасали экипажи сбитых самолетов на море и на суше, обычно при выполнении таких задач они были оснащены самоуплотняющимися топливными баками , несколькими пулеметами и тяжелой броней. [ 45 ] Из-за большей дальности полета и безопасности двух двигателей его часто использовали во время спасательных вылетов в Северный Вьетнам для подъема сбитого экипажа. [ 7 ] «Морской король» также использовался для медицинской эвакуации и оказания помощи при стихийных бедствиях. [ 37 ]
SH-3 был основным вертолетом для эвакуации пилотируемых космических капсул, начиная с «Меркурия-Атласа 7» в мае 1962 года. [ 46 ] Вертолет 66 был основным спасательным средством для миссий Аполлона 8 и 10–13. [ 47 ] В феврале 1971 года SH-3A, действовавший с десантного корабля USS New Orleans , вернул «Аполлон-14» . [ 48 ] В этом качестве также выполнялся специализированный поисково-спасательный вариант SH-3, HH-3. [ 6 ]
Несколько Sea Kings, эксплуатируемые морской пехоты США Корпуса подразделением HMX-1 , используются в качестве официальных вертолетов президента США ; в этом качестве позывной Marine One используется вертолетом, на котором в настоящее время находится президент. ожидалась замена парка вертолетов Sea King По состоянию на 2012 год в рамках программы VXX . [ 49 ] [ 50 ] В 1992 году Министерство юстиции США подал в суд на Сикорского по обвинениям в завышении цен на компоненты и намеренном введении в заблуждение участников переговоров ВМС США. [ 51 ] В 1997 году Министерство юстиции выдвинуло новые обвинения против Сикорского в умышленном завышении цены по контракту на модернизацию Sea Kings ВМФ. [ 52 ]
В 1990-х годах ВМС США заменили Sea King в противолодочной и поисково-спасательной операциях на более новый Sikorsky SH-60 Sea Hawk . [ 53 ] Тем не менее, SH-3 продолжал работать в резервных частях, выполняя функции материально-технического обеспечения, поисково-спасательных и транспортных операций. 27 января 2006 года SH-3 был торжественно выведен из эксплуатации в авиабазе NAS Норфолк , штат Вирджиния, 2-й эскадрильей боевой поддержки вертолетов (HC-2). [ 54 ] На смену им пришли более совершенные варианты SH-60 Sea Hawk. [ 37 ] В начале 21 века, после сокращения их службы в США, был предпринят ряд инициатив по переоборудованию бывших военных «Морских королей» для продолжения боевых действий; Помимо гражданских операторов, такие страны, как Египет и Индия, приобрели отремонтированные бывшие американские корабли Sea Kings в дополнение к своему стареющему флоту. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
Варианты
[ редактировать ]американские военные
[ редактировать ]- XHSS-2
- Единственный прототип H-3 Sea King. [ 19 ]
- YHSS-2
- Предсерийные самолеты С-61, семь построено для ВМС США. [ 58 ] в 1962 году переименован в YSH-3A. [ 19 ]
- HSS-2
- Первоначальное обозначение Морского Короля. Изменен на SH-3A в системе обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года.
- Ш-3А
- Противолодочный вертолет для ВМС США; 245 построено. Первоначально обозначался HSS-2. [ 4 ]
- НН-3А
- Боевой поисково-спасательный вертолет для ВМС США. 12 переоборудованы из Ш-3А. [ 4 ]
- СН-3А
- Военно-транспортная версия для ВВС США; три переоборудованы из Ш-3А в конфигурацию СН-3А; позже они стали CH-3B. [ 59 ]
- НХ-3А (С-61Ф)
- Экспериментальный высокоскоростной составной вертолет с обширной обтекаемостью, без поплавков, с короткими крыльями и двумя турбореактивными двигателями для повышенной скорости; один переоборудован из Ш-3А. [ нужна ссылка ] Позже модифицирован хвостовым винтом, способным поворачиваться на 90 ° и служить толкающим винтом; На этом вертолете был продемонстрирован толкающий винт "Roto-Prop" конструкции Sikorsky S-66 . [ 60 ]
- РХ-3А
- Вертолет-сапер для ВМС США. Девять переоборудованы из самолетов Ш-3А. [ 19 ]
- ВХ-3А
- Транспортный VIP-вертолет (более известный как Marine One или Army One 1957–76) для армии и корпуса морской пехоты США; первоначально обозначенный HSS-2Z. Восемь построено, а также два переоборудованных SH-3A из поврежденных вертолетов (один YHSS-2 и один SH-3A). [ нужна ссылка ] Остальные были возвращены ВМС США в 1975–76 годах и заменены VH-3D.
- СН-3Б
- Военно-транспортный вертолет для ВВС США. [ 58 ]
- SH-3D
- Противолодочный вертолет для ВМС США. Построено 73 и две модификации Ш-3А. [ 4 ]
- ВХ-3D
- Транспортный вертолет VIP Presidential (более известный как Marine One ) для Корпуса морской пехоты США, построено 11 экземпляров. Он поступил на вооружение в 1976 году. [ 61 ]
- Ш-3Г
- Грузовой, универсальный транспортный вертолет для ВМС США. 105 конверсий из Ш-3А и Ш-3Д. [ 4 ]
- SH-3H
- Модернизация SH-3G в противолодочный вертолет для ВМС США. [ 4 ] Он включал в себя функции SH-3G с улучшениями противолодочной обороны, обнаружения противокорабельных ракет и другими улучшениями планера. 163 SH-3A/D/G были модернизированы до конфигурации SH-3H. [ 61 ]
- Ш-3Н ДРЛО
- Версия воздушного дальнего обнаружения для ВМС Испании.
- УХ-3Н
- Cargo, грузовой транспортный вариант для ВМС США; переоборудован из Ш-3Н путем удаления систем противолодочной обороны. [ 61 ]
Обозначения Сикорского
[ редактировать ]- С-61
- Обозначение компании Sea King. [ 4 ]
- С-61А
- Экспортная версия для Королевских ВВС Дании . Более широкие понтоны без плавучих мешков, центральный бак емкостью 530 литров вместо погружаемого гидролокатора и отсутствие автоматической системы складывания. [ 62 ]
- С-61А-4 Нури
- Военно-транспортный и поисково-спасательный вертолет для Королевских ВВС Малайзии . Он может вместить до 31 боевого подразделения. построено 38. [ 58 ]
- С-61А/АХ
- Универсальный вертолет для исследовательских и поисково-спасательных работ в Антарктике.
- С-61Б
- Экспортный вариант противолодочного вертолета SH-3 для Морских сил самообороны Японии.
- С-61Д-3
- Экспортная версия для ВМС Бразилии .
- С-61Д-4
- Экспортный вариант для ВМС Аргентины .
- С-61НР
- Поисково-спасательная версия для ВВС Аргентины .
- С-61В
- Обозначение компании для VH-3A. Один построен для Индонезии.
- С-61Л/Н
- Гражданские версии Sea King.
- С-61Р
- S-61R служил в ВВС США как CH-3C/E Sea King и HH-3E Jolly Green Giant, а также в Береговой охране США и ВВС Италии как HH-3F Sea King (подробнее обычно называемый «Пеликан»). [ 63 ]
Объединенная авиация Канады
[ редактировать ]- СН-124
- Противолодочный вертолет для Королевского военно-морского флота Канады (41 сборка United Aircraft of Canada). [ 64 ]
- СН-124А
- Программа улучшения Sea King (SKIP) добавила модернизированную авионику, а также улучшенные функции безопасности. [ 64 ]
- СН-124Б
- Альтернативная версия CH-124A без гидролокатора погружения, но ранее с датчиком MAD и дополнительным хранилищем для развертываемых магазинов. В 2006 году пять самолетов этого варианта были переоборудованы для поддержки Постоянной оперативной группы на случай чрезвычайных ситуаций (SCTF) и были модифицированы дополнительными сиденьями для военнослужащих и радиостанциями с перестройкой частоты. Планы по добавлению возможности быстрого троса EAPSNIPS (сепаратор частиц воздуха в двигателе / сепаратор частиц снега и льда) не были реализованы. [ 64 ]
- Ч-124Б2
- Шесть CH-124B были модернизированы до стандарта CH-124B2 в 1991–1992 годах. Переработанный CH-124B2 сохранил гидроакустический буй для пассивного обнаружения подводных лодок, но также был оснащен гидролокатором с буксируемой антенной решеткой в дополнение к корабельному гидролокатору. Поскольку противолодочная борьба больше не является основным приоритетом канадских вооруженных сил, CH-124B2 были снова переоборудованы, чтобы стать импровизированными авианосцами для недавно сформированной Постоянной оперативной группы на случай чрезвычайных ситуаций. [ 64 ]
- СН-124С
- Один CH-124 находится в ведении Центра эксплуатационных испытаний и оценки вертолетов, расположенного в CFB Shearwater . Используется для тестирования нового оборудования, а если новое оборудование не тестируется, его можно развернуть на любом корабле канадских вооруженных сил, которому требуется вертолет. [ 64 ]
- Ч-124У
- Неофициальное обозначение четырех CH-124, модифицированных для пассажирских/грузовых перевозок. Один разбился в 1973 году, а выжившие позже были переоборудованы в CH-124A. [ 64 ]
Вестленд
[ редактировать ]Вариант Westland Sea King производился по лицензии компанией Westland Helicopters Ltd в Великобритании , которая разработала специально модифицированную версию для Королевского флота . Он оснащен парой турбин Rolls-Royce Gnome (лицензированные T58) и оснащен британской авионикой и противолодочным оборудованием. Этот вариант впервые поднялся в воздух в 1969 году и поступил на вооружение в следующем году. До 2017 года он также использовался Королевскими ВВС в поисково-спасательных целях и продавался во многие страны мира.
Август
[ редактировать ]- АС-61
- Обозначение компании для H-3 Sea King, построенного по лицензии в Италии компанией Agusta.
- АС-61А-1
- Итальянская экспортная модель для Королевских ВВС Малайзии .
- АС-61А-4
- Военно-транспортный и поисково-спасательный вертолет. [ 65 ]
- АС-61Н-1 Серебро
- Лицензионная модель С-61Н с укороченной кабиной.
- АС-61Р
- версия на базе Sikorsky S-61R
- АС-61ВИП
- VIP транспортный вертолет. [ 65 ]
- АШ-3А (Ш-3Г)
- Грузовой транспортный вертолет
- ASH-3D
- Противолодочный вертолет . Эксплуатируется ВМС Италии , Бразилии, Ирана, Перу и Аргентины . [ 65 ]
- АШ-3ТС
- VIP, вертолет представительской транспортной миссии. Также известный как ASH-3D/TS, итальянские ВВС эксплуатировали два таких самолета с 1975 по 2012 год. [ 65 ] [ 66 ]
- ASH-3H
- Противолодочный вертолет . [ 65 ]
Мицубиси
[ редактировать ]- С-61А
- Лицензионная версия S-61A в качестве поисково-спасательного и служебного вертолета для Морских сил самообороны Японии . 18 построено.
- HSS-2
- Лицензионная версия S-61B в качестве противолодочного вертолета для Морских сил самообороны Японии. построено 55.
- ХСС-2А
- Лицензионная версия S-61B (SH-3D) в качестве противолодочного вертолета для Морских сил самообороны Японии. 28 построено.
- HSS-2B
- Лицензионная версия S-61B (SH-3H) в качестве противолодочного вертолета для Морских сил самообороны Японии. 23 построено.
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- Национальное управление по борьбе со стихийными бедствиями – самолет S-61A арендован у Cardig Air . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
- Армейская авиация Малайзии - бывший RMAF
Бывший
[ редактировать ]- Королевский канадский флот [ 72 ] - переведен в авиационное командование в 1968 г.
- Королевские ВВС Канады (см.: CH-124 Sea King ) — в отставке в декабре 2018 г. [ 73 ]
- Итальянские ВВС [ 78 ] – вышел на пенсию в сентябре 2014 г. [ 79 ]
- Итальянский флот [ 67 ] – на пенсии в июне 2013 г. [ 80 ]
- Королевские ВВС Малайзии - часть вертолетов передана армейской авиации Малайзии.
Самолет на выставке
[ редактировать ]Аргентина
- 0675 - S-61D-4 на статической экспозиции в Музее военно-морской авиации Аргентины в Баия-Бланка , Буэнос-Айрес. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Дания
- U-240 - S-61A на статической экспозиции в Датском музее авиации в Скьерне, Центральная Дания . [ 90 ]
Соединенные Штаты
- 147140 — HH-3A на статической экспозиции на Тихоокеанском ракетном полигоне в Кекахе, Гавайи . [ 91 ]
- 148038 - UH-3A на статической экспозиции в Музее военно-морской авиации Патаксент-Ривер в Лексингтон-парке, штат Мэриленд . [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
- 148042 — UH-3H на статической экспозиции на военно-морской базе Норфолк в Норфолке, Вирджиния . [ 95 ]
- 148999 — SH-3H на статической экспозиции в USS Hornet музее в Аламеде, Калифорния . [ 96 ] [ 97 ]
- 149006 - UH-3H на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон . [ 98 ] [ 99 ] Он окрашен как спасательный вертолет Аполлона-11. [ нужна ссылка ]
- 149695 — SH-3G на статической экспозиции на авиабазе ВМС Джексонвилл в Джексонвилле, Флорида . [ 100 ] [ 101 ]
- 149711 — SH-3H на статической экспозиции в USS Midway музее в Сан-Диего , Калифорния. [ 102 ] [ 103 ]
- 149738 - SH-3H на статической экспозиции в Музее авиации Хикори в Хикори, Северная Каролина . [ 104 ] Ранее он выставлялся в Музее авиации Квонсет в Норт-Кингстоне, Род-Айленд . [ 105 ] [ 106 ]
- 149932 — SH-3G на статической выставке в Патриотс-Пойнт в Чарльстоне, Южная Каролина . [ 107 ]
- 156501 - SH-3H на статической выставке в парке Aviation Heritage в Боулинг-Грин, Кентукки . [ 108 ]
- 150611 — VH-3A на статической экспозиции в Президентской библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, Калифорния . [ 109 ] [ 110 ]
- 150613 — VH-3A на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 111 ]
- 150617 - VH-3A на статической экспозиции в Президентской библиотеке и музее Ричарда Никсона в Йорба Линда, Калифорния . [ 112 ] [ 113 ]
- 156484 - SH-3D на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида. [ 114 ]
- 159358 — VH-3D на статической экспозиции в Президентской библиотеке и музее Джорджа Буша-старшего в Колледж-Стейшн, штат Техас .
Авария и инцидент
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2024 г. ) |
- Малайзия (Королевские ВВС Малайзии)
Технические характеристики (Ш-3Д)
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Ш-3 на авиасалоне NAS Oceana, 2004 г. | |
Внешние и кабинные кадры запуска и взлета Sea King |
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1979-80 гг. [ 115 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 летных экипажа + 2 оператора гидроакустики.
- Вместимость: (транспорт С-61А) 26 военнослужащих, или 15 носилок, или 12 VIP-пассажиров.
- Длина: 54 фута 9 дюймов (16,69 м)
- Ширина: 16 футов 4 дюйма (4,98 м) (роторы сложены)
- Высота: 16 футов 10 дюймов (5,13 м)
- Пустой вес: 11 865 фунтов (5 382 кг)
- Полная масса: 18 626 фунтов (8 449 кг) (противолодочная миссия)
- Максимальный взлетный вес: 21 500 фунтов (9752 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-10 турбовальных мощностью 1400 л.с. (1044 кВт) каждый (общая мощность ограничена главным редуктором 2500 л.с. (1864 кВт)) [ 116 ]
- Диаметр несущего винта: 62 фута 0 дюймов (18,90 м)
- Площадь несущего винта: 3019 кв. футов (280,5 м ). 2 )
- Секция лезвия: NACA 0012 [ 117 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 144 узла (166 миль в час, 267 км/ч)
- Крейсерская скорость: 118 узлов (136 миль в час, 219 км/ч) для максимальной дальности полета.
- Дальность: 542 миль (625 миль, 1005 км) с максимальным запасом топлива, запасом 10%.
- Практический потолок: 14 700 футов (4 480 м)
- Скорость набора высоты: 2200 футов/мин (11,2 м/с) на уровне моря.
- (Все показатели производительности при весе 20 500 фунтов (9 300 кг))
Вооружение
- Всего до 840 фунтов (380 кг) оружия
- 2× Mk 46/44 anti-submarine torpedoes (SH-3H)
- Различные гидроакустические буи и пиротехнические устройства.
- B57 Ядерная глубинная бомба
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Сикорский CH-124 Морской король
- Сикорский С-61Л/Н
- Сикорский С-61Р
- Сикорский HH-52 Сигард
- Сикорский S-67 Блэкхок
- Сикорский С-72
- Вестлендский морской король
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aérospatiale SA 321 Супер Фрелон
- Каман SH-2 Сиспрайт
- Kamov Ka-25
- Ми-14
- Сикорский SH-60 Сихок
- Вестлендская рысь
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Леони 2007, с. 251.
- ^ Филдхаус и Таока 1989, стр. 70–71, 74.
- ^ Jump up to: а б с Муца 2010, с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Чант 1988, с. 464.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ХСС-2». Архивировано 18 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 15 мая 1959 года. 696.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2005, с. 207.
- ^ Jump up to: а б с д Муца 2010, с. 107.
- ^ «HSS-2 завершает испытания авианосца». Архивировано 11 декабря 2013 года в журнале Wayback Machine Naval Aviation News , июль 1961 года, стр. 22–23.
- ^ Фроули 2003, с. 194.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1963). Самолеты всего мира Джейн, 1963–1964 гг . Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc., с. 509. ИСБН 9780531039151 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Скорость 200 миль в час USN HSS-2». Архивировано 18 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 15 февраля 1962 года. 233.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Самолеты всего мира Джейн, 1965–1966 гг . Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc., с. 346. ИСБН 9780531039151 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Апостоло, Г. "Сикорский S-61". Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Книги Бонанза, 1984. ISBN 0-517-43935-2 .
- ^ «Самонесущий вертолет». Архивировано 26 июля 2012 года в журнале Wayback Machine Time Magazine. 26 декабря 1960 г.
- ^ Апостоло, Джорджио. «Сикорский С-61Р». Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. 1984. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- ^ Уильямсон 2000, стр. 149, 167.
- ^ «Сикорский S-61F NH-3A» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Леони 2007, стр. 26–28.
- ^ Jump up to: а б с д Иден 2004, с. 410.
- ^ Аттли 2001, с. 206.
- ^ Макгоуэн 2005, с. 119.
- ^ Торн и Фроули 1998, с. 164.
- ^ Лейк 1996, стр. 114–115.
- ^ Макгоуэн 2005, стр. 120, 126.
- ^ Баруцци, Кара. «План полета: в 50 лет «Морской король» Сикорского получает апгрейд». Регистр Нью-Хейвена , 6 сентября 2009 г.
- ^ «Sikorsky SH-3 Sea King @ The World Wars.net» . www.theworldwars.net . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с "Самолет Sikorsky Sikorsky S-61 Sea King (CH-3/SH-3) - Технические характеристики - Технические данные/Описание" . www.flugzeuginfo.net . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ «Sikorsky SH-3 Sea King @ The World Wars.net» . www.theworldwars.net . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Бишоп и Чант 2004, с. 208.
- ^ Уильямсон 2000, с. 169.
- ^ "HSS-2." Архивировано 18 апреля 2016 года в Wayback Machine Flight International , 15 мая 1959 года. 697.
- ^ Байерс 1986, с. 232.
- ^ Филдхаус и Таока 1989, стр. 72–73.
- ^ Биасс 1985, с. 543.
- ^ Шено 1985, стр. 2–3, 5.
- ^ Блэр 2004, с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д Дорси, Джек. «Военно-морской флот прощается с вертолетом Sea King». Архивировано 28 июля 2013 года в Wayback Machine Pilot Online , 28 января 2006 года.
- ^ SR Арендс, Харрингтон, Дж. Х., Карлссон, CR, Пеллерин, А. Е. и Стейли, М. «Военное использование морских платформ». Военно-морской колледж Ньюпорта , 9 апреля 1979 г. ADA075840.
- ^ Бишоп и Чант 2004, с. 91.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Лиза, «Король в море». Архивировано 14 декабря 2013 г. в журнале Wayback Machine Вертикальный журнал , 9 декабря 2013 г. Доступ: 11 декабря 2013 г.
- ^ «Haze Grey & Onway – Канадский флот вчера и сегодня – Морской король» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Чант 1988, стр. 182–183.
- ^ Туттон, Майкл. «Вертолеты Gritty Sea King все еще летают после 50 лет службы». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine Globe and Mail , 31 июля 2013 года.
- ^ «Программа BBC 2 Sea King: Британия пролетает мимо 28 февраля 2013 года». Архивировано 2 января 2014 года в Wayback Machine Ассоциации офицеров авиации флота 18 февраля 2013 года.
- ^ Марольда 1996, стр. 70–80.
- ^ Блэр 2004, с. 87.
- ^ Дэй, Дуэйн (25 июня 2007 г.). «Последний полет Хело-66» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «Члены экипажа Аполлона-14 выходят на борт авианосца «Новый Орлеан» после приводнения». Изображения НАСА , дата обращения: 17 апреля 2012 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Boeing называет AW101 одним из трех вариантов VXX». Архивировано 11 июня 2010 года на сайте Wayback Machine FlightGlobal.com , 8 июня 2010 года. Дата обращения: 10 июня 2010 года.
- ^ Кавас, Кристофер П. «Бывшие участники объединяют усилия для программы Helo». Архивировано 29 июля 2012 г. в archive.today Defense News , 19 апреля 2010 г.
- ^ «Сикорский подал в суд по поводу предполагаемых завышенных цен на Sea King». Defense Daily , 1 июля 1992 г.
- ^ Пазниокас, Марк. «Свидетельские показания начинаются в суде над Сикорским». Архивировано 28 июля 2013 года в Wayback Machine Hartford Courant , 17 июля 1997 года.
- ^ Блэр 2004, с. 44.
- ^ «ВМС США отправляют в отставку Sea Kings». Ротор и крыло , 15 марта 2006 г.
- ^ «Индия покупает шесть морских королей ВМС США». Sea Power , 1 февраля 2007 г.
- ^ «Доставлен последний вертолет Sea King ВМС США». Архивировано 25 ноября 2005 г. в Wayback Machine Navy News , 21 ноября 2005 г.
- ^ «Бывший президентский вертолет передан правительству Египта». Архивировано 25 сентября 2012 года в Wayback Machine NavAir News , 17 июня 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Дональд 1997, с. 843.
- ^ Иден 2004, с. 413.
- ^ Леони 2007, стр. 26–28.
- ^ Jump up to: а б с Иден 2004, с. 411.
- ^ страница 435 в журнале Jane's All the World's Aircraft, 1980, ISBN 0-531-03953-6
- ^ США , 1974, с. А-40; 1998, с. А-43; 2004, с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дёрнинг, Майкл. «Варианты CH-124 Sea King». Канадско-американский стратегический обзор (веб-архив). Проверено: 18 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чант 1988, с. 356.
- ^ «Агуста Сикорский Ш-3Д/ТС» . aeronautica.difesa.it. 2014. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018. Архивировано из оригинала 6 февраля 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ "N5193Y Sikorsky S-61A Cardig Air" . jetphotos.com . 18 марта 2016 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «BPBD Jambi: Прибытие вертолетов для борьбы с лесными и наземными пожарами задерживается» . antarnews.com (на индонезийском языке). 19 июля 2017 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ «Вертолет BNPB внезапно приземляется» . wartaniaga.com (на индонезийском языке). 12 сентября 2019 г. Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Морская вертолётная эскадрилья-1 (HMX-1) Nighthawks» . globalsecurity.org. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Королевский флот Канады (1945–1968)» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (18 декабря 2018 г.). «Канада уходит в отставку «Морской король» спустя 55 лет» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Флайвёвобнет Н-3» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Сайт Министерства обороны Дании: Вертолеты вышли из эксплуатации через 45 лет (статья на датском языке)» . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 года . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ «DR Broadcaster: Вертолеты ушли на пенсию (статья на датском языке)» . 16 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 16 июня 2010 г.
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 65» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Агуста Сикорский Ш-3Д ТС» . Аэронавтика Милитаре. Архивировано из оригинала 15 июля 2018 года . Проверено 22 мая 2019 г.
- ^ Монтелеоне, Стефано (29 сентября 2014 г.). «Прощание HH-3F: Пеликаны ВВС покидают действительную службу» . Авиационный отчет (на итальянском языке) . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «100 лет морской авиации: использование неба для поддержки военно-морских сил» . Авиационный отчет (на итальянском языке). 10 июля 2013 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ «JMSDF S-61» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Самолеты Морских сил самообороны» Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 9 марта 2018 года .
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 81» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «3 вертолета Super Puma приобретены для службы спасения с воздуха департамента шерифа» . Местные СМИ CBS. 4 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ «Шериф округа Лос-Анджелес принимает первую модифицированную Super Puma» . Лос-Анджелес Таймс . Сентябрь 2012. с. С5.
- ^ «Ш-3 ВМС США» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 23 марта 2013 г.
- ^ «Морской король» (на испанском языке). Музей авиации Военно-морской армады Аргентины. Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Отдых морского короля» (на испанском языке). Музей военно-морской авиации Аргентины. Архивировано из оригинала 7 марта 2010 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61 / H-3 / Sea King, серийный номер 0675 ARA, серийный номер 61-495» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Sikorsky S-61A Sea King» (на датском языке). Датский музей мух. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 147140 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Его господство на флоте закончилось, военно-морской вертолет Sea King теперь находится в музее Пакс» . Командование авиационных систем ВМФ. 29 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Галерея 2» . Музей военно-морской авиации Патаксент-Ривер . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «Результаты поиска по серийному номеру ВМФ» . cgibin.rcn.com . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 148042 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Ш-3Н СиКинг» . Музей моря, авиации и космонавтики USS Hornet. Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 148999 USN, c/n 61-073» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Вертолеты» . Музей авиации и космонавтики Эвергрин. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 149006 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Парк авиационного наследия» . ЦНИК . Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky SH-3G Sea King, серийный номер 149695 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Паспорт самолета» . Самолет Midway . 19 декабря 2007 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky SH-3H Sea King, серийный номер 149711 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Сикорский SH-3H Морской король» . Музей авиации Хикори . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Выставки» . Музей авиации Квонсета. Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 149738 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Ш-3Г МОРСКОЙ КОРОЛЬ» (PDF) . Патриотс-Пойнт . Архивировано (PDF) из оригинала 14 января 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Сикорский SH-3H Морской король» . Парк авиационного наследия . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «ЭЙР ФОРС ОДИН» . Президентский фонд и институт Рональда Рейгана. Архивировано из оригинала 26 января 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 150611 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «VH-3 МОРСКОЙ ОДИН» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Вертолет» . Президентская библиотека и музей Ричарда Никсона. Архивировано из оригинала 6 сентября 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-61 / H-3 / Sea King, серийный номер 150617 USN, c/n 61-123» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Ш-3А МОРСКОЙ КОРОЛЬ» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1979). Самолеты всего мира Джейн, 1979-80 гг . Нью-Йорк: Франклин Уоттс. стр. 440–41. ISBN 0-531-03915-3 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ «С-61» . Архив Сикорского . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . м-селиг . Университет Иллинойса . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Militair 1982. Лондон: Aviation Press, 1982. ISBN 0 907898 01 7
- Биасс, Эрик Х. Мировые вертолетные системы. Женева, Швейцария: Данные Интеравиа, 1985.
- Бишоп, Крис и Крис Чант. Авианосцы. Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint, 2004. ISBN 0-7603-2005-5 .
- Блэр, Дон. Приводнение! НАСА и ВМФ. Нэшвилл, Теннесси: Turner Publishing, 2004. ISBN 1-56311-985-4 .
- Байерс, Р.Б. Денуклеаризация океанов . Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1986. ISBN 0-7099-3936-1 .
- Чант, Кристофер. Сборник вооружений и военной техники. Лондон: Рутледж, 1988. ISBN 0-7102-0720-4 .
- Шено, Роджер. Аэрогид 10: Westland Sea King HAR Mk 3 . Эссекс, Великобритания: Linewrights, 1985. ISBN 0-946958-09-2 .
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 1974.
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 1998.
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 2004.
- Дональд, Дэвид, изд. Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Филдхаус, Ричард и Таока Сюндзи. Сверхдержавы на море: оценка гонки военно-морских вооружений . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1989. ISBN 0-19829-135-3 .
- Фроули, Джерард. Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, столичная территория Австралии: Aerospace Publications Pty Ltd, 2003. ISBN 1-875671-58-7 .
- Джексон, Роберт, изд. «Сикорский С-61/Ш-3 Морской король». Вертолеты: военные, гражданские и спасательные винтокрылые машины (Факты об авиации). Лондон: Grange Books Ltd, 2005. ISBN 1-84013-812-2 .
- Лейк, Джон. «Морской король Вестленда: брифинг по вариантам». World Air Power Journal , том 25, лето 1996 г., стр. 110–135. Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 978-1-874023-79-1 . ISSN 0959-7050 .
- Леони, Рон Д. Блэк Хоук: История вертолета мирового класса. Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики, 2007. ISBN 1-56347-918-4 .
- Марольда, Эдвард Дж. По морю, воздуху и суше: иллюстрированная история ВМС США и войны в Юго-Восточной Азии. Дарби, Пенсильвания: DIANE Publishing, 1996. ISBN 0-7881-3250-4 .
- Макгоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Мутца, Уэйн. Боевые вертолеты: системы смертоносного боевого оружия . Специализированное издательство, 2010. ISBN 1-5800-7154-6 .
- Аттли, Мэтью. Вестленд и британская вертолетная промышленность, 1945–1960: лицензионное производство против местных инноваций . Лондон: Рутледж, 2001. ISBN 0-7146-5194-X .
- Уильямсон, Рональд М. Авиационная база ВМС Джексонвилл, Флорида, 1940–2000: иллюстрированная история. Нэшвилл, Теннесси: Turner Publishing, 2000. ISBN 1-5631-1730-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2014). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Sikorsky S-61D.4 и UH-3H Sea King . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 32. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 25 августа 2014 г.