Доман ЛЗ-5
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2009 г. ) |
ЛЗ-5 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Универсальный вертолет |
Производитель | Доман Вертолеты |
Дизайнер | Глидден Доман |
Первый полет | 27 апреля 1953 г. |
Статус | Только прототипы |
Количество построенных | 3 |
Doman LZ-5 — многоцелевой вертолет, разработанный в США в начале 1950-х годов компанией Doman Helicopters Inc. из Дэнбери, штат Коннектикут. Несмотря на заключение международных производственных соглашений, серийное производство самолета так и не началось, всего три прототипа было построено . Два из них были приобретены армией США как YH-31 , но в конечном итоге стали VH-31 . [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Как и предыдущие модели LZ-1 – LZ-4 , в LZ-5 использовалась головки несущего винта, разработанная дизайнером Глидденом Доманом неортодоксальная система подвесной , в которой были исключены шарниры и демпферы несущего винта и включены лопасти с мягкой динамической конструкцией в плоскости. Система сервоуправления полностью размещалась внутри головки несущего винта, без внешних масляных баков или водопровода. Хвостовой винт также был бесшарнирным и свободно плавающим, чтобы исключить напряжения при быстрых поворотах рулевого винта. В остальном он имел традиционную вертолетную конфигурацию несущего и рулевого винтов. Пилот и второй пилот размещались над двигателем, который находился в носовой части, а за ними располагался шестиместный салон. Двигатель охлаждался выхлопными эжекторами, что позволило сэкономить энергию и увеличить полезную нагрузку на 800 фунтов. Самолет имел колесную четырехколесную ходовую часть , основные агрегаты которой несли сдвоенные колеса. [ нужна ссылка ]
Первый прототип (регистрационный N13458 ) поднялся в воздух 27 апреля 1953 года, а к концу 1955 года в армию были поставлены две машины ( 52-5779 и 52-5780 ). В конце концов, армия пришла к выводу, что у них нет потребности в дополнительной модели вертолета с поршневым двигателем в этой размерной категории, и дальнейших заказов размещено не было. После обширных летных испытаний и обучения пилотов в армии один из прототипов был передан ВМС для программы летных исследований вертолета в Военно-морском испытательном центре авиации Патаксент-Ривер. Позже этот самолет был выкуплен компанией Doman и использован в коммерческих целях. [ нужна ссылка ]
Доман продолжил разработку, построив еще один самолет LZ-5 на совместном предприятии с Fleet в Канаде. Вертолеты LZ-5 одновременно получили сертификаты типа в США и Канаде в 1954 году. Третий вертолет активно летал в Канаде под канадской регистрацией CF-IBG, а также в США, Франции и Италии под американской регистрацией N812. Он летал на Парижском авиасалоне в 1960 году. Этот самолет также был модифицирован с установкой полностью слепого пилотажного оборудования, что широко демонстрировалось в попытке продать его в качестве учебно-тренировочного самолета . Оснащенный таким образом самолет рекламировался как Д-10. Запланированная серийная версия должна была быть модифицирована двигателем с турбонаддувом и получила обозначение Д-10Б . Доман продал права на производство военных версий Хиллеру и на итальянский рынок Амброзини . [ нужна ссылка ]
В конечном итоге ни один из этих планов не был реализован, и LZ-5 так и не был запущен в производство. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]
После закрытия Doman Helicopters Inc. в 1969 году второй армейский прототип был доставлен в Калифорнию для показа в Музее авиации Хиллера , основанном Стэнли Хиллером-младшим. Этот вертолет был возвращен в Коннектикут в 2009 году и выставлен в Нью-Инглендском музее. Музей авиации в Виндзор-Локсе, Коннектикут. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- ЛЗ-5 (построено 3)
- YH-31 - LZ-5 для военной оценки, в армии обозначен VH-31.
- Д-10Б — двигатель Lycoming O-720 с турбонаддувом; (предлагаемый серийный вариант ЛЗ-5)
Технические характеристики (ЛЗ-5)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1956–57 гг. [ 3 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 пилота
- Емкость:
- 6 пассажиров или
- 4 носилки или
- Груз 2205 фунтов (1000 кг)
- Длина: 37 футов 10 дюймов (11,53 м) (длина фюзеляжа)
- Высота: 10 футов 5 дюймов (3,18 м)
- Вес пустого: 2900 фунтов (1315 кг) (раздетая конфигурация), 3250 фунтов (1470 кг) нормальный пустой вес
- Максимальный взлетный вес: 5200 фунтов (2359 кг)
- Запас топлива: 119 галлонов США (99 имп галлонов; 450 л)
- Силовая установка: 1 × Lycoming SO-580 -A1 восьмицилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения , мощностью 400 л.с. (300 кВт)
- Диаметр несущего винта: 48 футов (15 м)
- Площадь несущего винта: 1810 кв. футов (168 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 104 миль в час (167 км/ч, 90 узлов)
- Крейсерская скорость: 99 миль в час (159 км/ч, 86 узлов)
- Выносливость: 3,7 часа
- Практический потолок: 11 500 футов (3 500 м)
- Скорость набора высоты: 850 футов/мин (4,3 м/с).
- Радиус миссии: 240 миль (3,9 × 10 14 нм; 390 км) (вывоз двух пациентов на носилках)
- Потолок зависания: 4000 футов (1200 м) (при эффекте земли )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон М. Андраде (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США , Midland County Publ., с. 121
- ^ «Доман ЛЗ-5 (YH-31)» . Neam.org . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Бриджмен 1956 , с. 264
- Бриджмен, Леонард (1956). Самолеты всего мира Джейн, 1956–57 . Нью-Йорк: The McGraw-Hill Bok Company, Inc.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 238.
- Симпсон, RW (1998). Вертолеты и винтокрылые машины Airlife . Рамсбери: Издательство Airlife. стр. 87–88.