МакКаллох MC-4
МС-4 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Легкий вертолет |
Производитель | МакКаллох Авиалайнер Корпорейшн |
Дизайнер | Драго Йованович |
Первый полет | 1948 |
Основные пользователи | Армия США ВМС США |
Разработано на основе | ГЕРК ЮОВ-3 |
McCulloch Model MC-4 — американский вертолёт с тандемным несущим винтом и первый вертолёт, разработанный McCulloch Aircraft Corporation , подразделением McCulloch Motors Corporation . [ 1 ] Он был оценен армией США как YH-30 и ВМС США как XHUM-1 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]MC-4 представлял собой увеличенную версию более раннего вертолета с тандемным винтом HERC JOV-3 и был разработан McCulloch Aircraft Corporation. JOV-3 был разработан Йовановичем, когда он возглавлял Корпорацию вертолетного проектирования и исследований. JOV-3 впервые поднялся в воздух в 1948 году. В 1949 году Йованович перешел в McCulloch Motors Corporation, где в марте 1951 года впервые поднялся в воздух увеличенный вертолет MC-4. За ним последовал аналогичный MC-4C и три оценочных вертолета для Армия США (как YH-30 ). MC-4C был немного больше MC-4. Когда MC-4C был сертифицирован в 1953 году, это был первый вертолет с тандемным винтом, сертифицированный в США для коммерческого использования. Три экземпляра были оценены армией США как YH-30, но оценка армии показала, что вертолет недостаточно мощный. [ 1 ]
YH-30 имел стальной трубчатый каркас с обшивкой из легкого металла. Один поршневой двигатель Франклина мощностью 200 л.с. был установлен горизонтально на миделе корабля и приводил в движение два взаимосвязанных тандемных несущих винта. Он имел трехколесное шасси с фиксированными колесами и продольно-поворотным носовым колесом.
Никаких гражданских или военных заказов получено не было, и Йованович основал свою собственную компанию Jovair Corporation , где модифицировал MC-4C в качестве прототипа четырехместного частного вертолета, получившего обозначение Sedan 4E . Седан 4Е оснащался двигателем Franklin 6A-335 мощностью 210 л.с. Версия с двигателем с турбонаддувом была разработана как седан 4ES и более простой седан 4A для сельскохозяйственного использования. К 1965 году было построено небольшое количество вертолетов Sedan. В начале 1970-х годов Маккалок вернул себе права на конструкции вертолета.
Варианты
[ редактировать ]
- МакКаллох MC-4
- Прототип с двигателем Франклина мощностью 165 л.с., построено два, один для оценки ВМС США.
- МакКаллох MC-4A
- Вариант для оценки ВМС США как XHUM-1, построено два.
- МакКаллох MC-4C
- Прототип с двигателем Франклина мощностью 200 л.с., один построен и еще три предназначены для армии США, оценены как YH-30.
- Джовайр Седан 4E
- Серийная гражданская четырехместная версия с двигателем Franklin 6A-335 мощностью 210 л.с.
- Джовайр Седан 4ES
- Седан с турбированным двигателем Franklin мощностью 225 л.с.
- Джовайр Седан 4А
- Упрощенная сельскохозяйственная версия.
Военные обозначения
[ редактировать ]- ЯХ-30
- Военная версия MC-4C, построено три.
- ЧУМ-1
- Два MC-4A для оценки ВМС США, позже переименованные в HUM-1.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]- 133817 — HUM-1 на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 2 ]
- 133818 - HUM-1 на статической экспозиции в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 3 ]
- 52-5837 - YH-30 на статической экспозиции в Музее армейской авиации США в Форт-Новосел, Алабама . [ 4 ]
Технические характеристики (YH-30)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 32 фута 0 дюймов (9,75 м)
- Высота: 9 футов 2 дюйма (2,79 м)
- Пустой вес: 1200 фунтов (544 кг)
- Полная масса: 2000 фунтов (907 кг)
- Силовая установка: 1 поршневая Франклин О-335-6 (6А4-200-С6) , мощностью 200 л.с. (147,1 кВт)
- Диаметр несущего винта: 2 × 22 фута 0 дюймов (6,71 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 105 миль в час (168,98 км/ч, 91 узел)
- Диапазон: 200 миль (321,86 км, 170 миль)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хардинг, Стивен Самолеты армии США с 1947 года , Airlife Publishing, Ltd., 1990. ISBN 1-85310-102-8
- ^ «МакКаллох ХУМ-1» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Самолет МакКаллох HUM-1 (MC-4A)» . Музей авиации Янкса . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Досье по планеру — McCulloch YH-30, серийный номер 52-5837, серийный номер 001» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 22 июля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джон Андраде, Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года, Публикации округов Мидленд, 1979, ISBN 0-904597-22-9 (стр. 121)
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985), 1985, Orbis Publishing, страница 2213/2214.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История Jovair. Архивировано 1 ноября 2019 г. в Wayback Machine.