Белл H-13 Сиу
H-13 Сиу | |
---|---|
OH-13 над РИАТ , 2022 г. | |
Роль | Легкий наблюдательный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Белл Эйркрафт Белл Вертолет |
Первый полет | 8 декабря 1945 г. (прототип Bell 47) [1] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армия США ВВС США ВМС США Британская армия [Иран] |
Количество построенных | Не менее 2407 |
Разработано на основе | Белл 47 |
Варианты | Белл 201 |
Развитый в | Bell 207 Сиу Скаут |
Bell H-13 Sioux — американский одномоторный лёгкий вертолёт , построенный компанией Bell Helicopter и выпускаемый компанией Westland Aircraft по лицензии для британских военных под обозначениями Sioux AH.1 и HT.2 .
Разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнении : Укажите некоторые подробности о ранней разработке. Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2009 г. ) |
В 1947 году ВВС армии США (позже ВВС США ) заказали улучшенный Bell Model 47A . Большинство из них получили обозначение YR-13 , а три зимних варианта получили обозначение YR-13A . Армия США впервые заказала Bell 47 в 1948 году под обозначением H-13 . Позже они получили название Сиу . [2]
Первоначально ВМС США закупили несколько Bell 47, получивших обозначение HTL-1 , в период с 1947 по 1958 год. Береговая охрана США оценила эту модель и закупила два HTL-1 для многоцелевой поддержки в гавани Нью-Йорка. Самая распространенная версия 47-го ВМС США получила обозначение HTL-4 и не имела тканевого покрытия хвостовой балки. Береговая охрана США закупила три HTL-5 в 1952 году (похожих на HTL-4, но с двигателем Franklin O-335-5) и использовала их до 1960 года. [3] Береговая охрана закупила два самолета Bell Model 47G и в 1959 году получила обозначение HUL-1G . [3]
H-13 был одним из основных вертолетов, использовавшихся армией США во время Корейской войны , при этом вариант H-13D был наиболее распространенным. Во время войны он использовался в самых разных целях, включая наблюдение, разведку и медицинскую эвакуацию. За свою роль в медицинских эвакуационных полетах он получил прозвище «Ангел милосердия». Он также использовался в качестве наблюдательного вертолета в начале войны во Вьетнаме , а затем был заменен на Hughes OH-6 Cayuse в 1966 году.
Bell 47 был заказан британской армией как Sioux, соответствующий спецификации H.240, с лицензионным производством Westland Helicopters . Чтобы выполнить условия лицензионного соглашения с Sikorsky Aircraft , которое не позволяло ей строить самолеты американского конкурента, Westland лицензировала Model 47 у Agusta , которая приобрела лицензию у Bell. [4] первый контракт был на 200 вертолетов. Первые 50 вертолетов по контракту были построены компанией Agusta в Галларате в Италии, а затем 150 - компанией Westland в Йовиле. Первый Вестленд Сиу совершил свой первый полет 9 марта 1965 года. [5]
Дизайн
[ редактировать ]Sioux — трехместный вертолет наблюдения и базового обучения . В 1953 году была представлена конструкция Bell 47G. Его можно узнать по полному куполу «мыльного пузыря» его дизайнер Артур М. Янг ). (как назвал [6] Открытая хвостовая балка из сварных труб, седельные топливные баки и полозковое шасси. В версии UH-13J, основанной на Bell 47J, он имел металлическую хвостовую балку и фюзеляж, а также закрытую кабину и кабину.
H-13 и его военные варианты часто оснащались кофрами для медицинской эвакуации , по одной на каждую раму, со щитком из акрилового стекла для защиты пациента от ветра.
один двигатель Lycoming VO-435 поршневой На вариант 47G устанавливался мощностью 260 л.с. Топливо подавалось из двух высоко расположенных подвесных баков. На «Сиу» использовался одиночный двухлопастной несущий винт с короткими инерционными стабилизирующими малыми лопастями. [5]
Варианты
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]- ЯР-13
- [а] 28 вертолетов Bell 47A закуплены ВВС США для оценки. YR-13 был оснащен поршневым двигателем Franklin O-335-1 мощностью 175 л.с. (130 кВт). 10 самолетов были переданы ВМС США для оценки как HTL-1 , а два HTL-1 позже были переданы береговой охране США. [8]
- ЯР-13А
- 3 самолета YR-13 подготовлены к зиме для испытаний в холодную погоду на Аляске. В 1948 году переименован в YH-13A . [9]
- ХТЛ-2
- Эквивалент коммерческой модели 47D ВМС США. 12 построено. [10]
- ХТЛ-3
- Эквивалент коммерческой модели 47E ВМС США, оснащенный двигателем Franklin 6V4-200-C32 мощностью 200 л.с. (149 кВт). Девять построено.
- Н-13Б
- 65 самолетов заказаны в 1948 году армией США. [9] Все армейские версии позже были названы Сиу.
- YH-13C
- Один H-13B использовался в качестве инженерного испытательного стенда. Оснащен рамной ходовой частью и открытой, непокрытой хвостовой балкой. [9]
- Н-13С
- 16 самолетов H-13B, переоборудованных в 1952 году для перевозки внешних носилок, с полозковым шасси и открытой хвостовой балкой, как у YH-13C. [9]
- H-13D
- Армейский двухместный вариант на базе коммерческой модели 47Д-1 с полозковым шасси, носилками и двигателем Франклин О-335-5. построено 87. [9]
- ОН-13Е
- Конфигурация H-13D с трехместным самолетом с двойным управлением. построено 490 штук. [9]
- XH-13F/ Белл 201
- Модифицированный Bell 47G с турбовальным двигателем Continental XT51-T-3 ( Turbomeca Artouste ). [9] Первый вертолет Bell с газотурбинным двигателем.
- ОН-13Г
- Трехместный автомобиль на базе коммерческой модели 47-Г. Введен небольшой руль высоты на хвостовой балке. 265 доставлено в армию США. [11]
- ОН-13Х/УХ-13Х
- На базе 47Г-2. Оснащен двигателем Lycoming VO-435 мощностью 250 л.с. (186 кВт). Не менее 453 приобретено армией США. [11] UH-13H использовались ВВС США.
- UH-13J
- Два Bell 47J-1 Rangers приобретены ВВС США для VIP-перевозок президента США. Первоначально обозначался H-13J .
- ОН-13К
- Два переоборудованных H-13H с ротором большего диаметра и двигателем Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) для оценки испытаний.
- ТХ-13Л
- Первоначально обозначался как Navy HTL-4 .
- ХТЛ-5
- Использовался двигатель Франклин О-335-5.
- ТХ-13М
- Включен небольшой передвижной лифт. Первоначально обозначался как Navy HTL-6 .
- HH-13Q
- Первоначально HUL-1G использовался Береговой охраной США для поисково-спасательных операций.
- UH-13R
- Оснащен турбовальным двигателем Allison YT63-A-3. Первоначальное обозначение ВМС США HUL-1M .
- ОН-13С
- Трехместный наблюдательный вертолет на базе 47Г-3Б на замену ОН-13Н. 265 поступило в армию США. [11]
- ТХ-13Т
- Двухместный тренажер для армии США на базе 47G-3B-1 с двигателем Lycoming TVO-435-D1B мощностью 270 л.с. (201 кВт). 411 куплено. [11]
- Сиу AH.1
- Вертолеты общего назначения для британской армии, 50 построены компанией Agusta (Agusta-Bell 47G-3B1) и 250 построены компанией Westland (Westland-Agusta-Bell 47G-3B1). [12] Небольшое количество также используется 3-й авиационной эскадрильей бригады коммандос Королевской морской пехоты.
- Сиу HT.2
- Учебный вертолет для Королевских ВВС , построено 15 штук компанией Westland.
- Техасский вертолет M74 Wasp
- Одноместная переоборудование вертолетов OH-13E для сельскохозяйственного использования Texas Helicopter Corporation с двигателями Lycoming TVO-435-A1E мощностью 200 л.с. (150 кВт) . Сертифицирован в 1976 году. [13]
- Техасский вертолет M74A
- Одноместная переоборудование вертолетов OH-13H для сельскохозяйственного использования Texas Helicopter Corporation с двигателем Lycoming TVO-435 мощностью 240 л.с. (180 кВт) в течение 2 минут. Сертифицирован в 1977 году. [13]
- Техасский вертолет M79S Wasp II
- Переоборудование Texas Helicopter Corporation для использования в сельском хозяйстве, с тандемными сиденьями и топливными баками с коротким крылом. Оснащен двигателем Lycoming TVO-435 мощностью 270 л.с. (200 кВт) в течение 5 минут. [13]
- Техасский вертолет M79T Jet Wasp II
- Texas Helicopter Corporation переоборудовала вертолеты Bell 47G для использования в сельском хозяйстве с двигателями Soloy-Allison 250-C20S мощностью 420 л.с. (310 кВт) .
Операторы
[ редактировать ]- Королевский канадский флот [19]
- Эскадрилья VX-10
- С апреля 1956 года ВВС Южного Вьетнама эксплуатировали несколько вертолетов.
- 1-я вертолетная эскадрилья
- 2-я вертолетная эскадрилья
- ВВС Шри-Ланки
- № 5-я эскадрилья [37]
Выживший самолет
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]- RCN 1387 — HTL-6 на статической экспозиции в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве , Онтарио . [48]
Германия
[ редактировать ]- 58-5348 - OH-13H на статической экспозиции в Музее вертолетов Бюкебург в Бюкебурге, Нижняя Саксония . [49]
- XT548 - Sioux AH.1 на статической выставке на авиационной выставке Hermeskeil в Хермескейле, Рейнланд-Пфальц . [50] [51]
Новая Зеландия
[ редактировать ]- H-13 Sioux (Bell 47-G3), регистрационный номер NZ3705 Sioux, выставлен в Королевском музее ВВС Новой Зеландии в Вигрэме . Самолет изображен в цветовой схеме RNZAF на момент вывода из эксплуатации в 2012 году. NZ3705 [52]
Пакистан
[ редактировать ]- OH-13 на статической экспозиции в Музее пакистанской армии в Равалпинди, Пенджаб . [ нужна ссылка ]
ЮАР
[ редактировать ]- XT562 - Bell 47 на статической экспозиции в филиале Порт-Элизабет Музея ВВС Южной Африки в Порт-Элизабет, Восточный Кейп . [53]
Южная Корея
[ редактировать ]- H-13 на статической экспозиции Корейского военного мемориала в Сеуле . [ нужна ссылка ]
Испания
[ редактировать ]- OH-13H на статической экспозиции в Авиационной лаборатории Школы промышленной и авиационной техники Политехнического университета Каталонии в Террассе, Барселона . [ нужна ссылка ]
Тайвань
[ редактировать ]- 1101 — OH-13H на выставке в Выставочном зале авиационного образования , дочерней компании Академии ВВС Китайской Республики . [38]
- 2110 г. - OH-13H на выставке в спортивном парке Лунтань в городе Таоюань , Тайвань. [54] [55]
Таиланд
[ редактировать ]- 56-2182/H7-9/15 — OH-13H на выставке в Королевском музее ВВС Таиланда в Бангкоке, Таиланд . [56] [57]
Великобритания
[ редактировать ]Годен к полетам
- XT131 (G-CICN) — Sioux AH.1, годный к полетам в составе исторического армейского авиалайнера, базирующегося в AAC Middle Wallop . [58]
На дисплее
- XT148 - Sioux AH.1 на реставрации [ нужна ссылка ] в Северо-восточных музеях суши, моря и воздуха в Сандерленде, Тайн и Уир . [59]
- XT190 - Sioux AH.1 на статической выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Сомерсет . [60] [61]
- XT200 - Sioux AH.1 на статической выставке в Ньюаркском музее авиации в Ньюарке, Ноттингемшир . [62]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- ОН-13H
- 58-1528 – обслуживается компанией Ocean Air Inc. из Юджина, штат Орегон . [63] [64]
- ТХ-13Т
- 65-8040 — базируется в Музее полетов Кавано в Аддисоне, штат Техас . Окрашен как H-13D. [65] [66] Снят с публичной экспозиции, когда музей закрылся на неопределенный срок 1 января 2024 года. Будет перенесен в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисоне, штат Техас . [67]
- На дисплее
- Н-13Б
- 48-0796 – Военный музей Южной Каролины в Колумбии, Южная Каролина . Это первый планер H-13B, серийный номер 101, сошедший с конвейера в середине июля 1948 года. [68] [69]
- H-13D
- 48-0845 – Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, Алабама . [70] [71]
- ОН-13Д
- 51-2456 — Музей медицинского департамента армии США, расположенный на базе Форт Сэм Хьюстон , в Сан-Антонио, штат Техас . [72]
- ОН-13Е
- 51-13934 – Музей авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминнвилле, штат Орегон . [73] [74]
- 51-14010 – Музей транспорта армии США на объединенной базе Лэнгли-Юстис недалеко от Ньюпорт-Ньюса, Вирджиния . [75]
- 51-14062 или 51-14077 – Зал авиационной славы и музей Нью-Джерси в Тетерборо, штат Нью-Джерси . [76]
- 51-14175 – Музей авиации Янки в Чино, Калифорния . [77] [78]
- 51-14193 – Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, Алабама . [70] [79]
- 51-14218 – Музей авиации армии США в Энтерпрайзе, Алабама . [70] [80]
- ОН-13Г
- 52-7833 – Музей авиации Wings of Freedom в Хоршэме, штат Пенсильвания . [81] [82]
- H-13H
- ОН-13H
- 59-4949 — используется в качестве учебного планера в Портлендском муниципальном колледже в Портленде, штат Орегон .
- UH-13H
- 56-2217 – Музей авиации замка в Этуотере, Калифорния . [84] [85]
- ОН-13С
- 63-9085 – Техасский музей авиации и космонавтики в Амарилло, штат Техас . Он окрашен в цветовую гамму «M*A*S*H» и взят во временное пользование колледжем Амарилло. [86]
- 64-15338 – Музей авиации «Летающий Лезернек» в Сан-Диего, Калифорния . [87]
- 64-15393 – Музей моря, авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке, Нью-Йорк . [88]
- ТХ-13Т
- 67-15963 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . Он имеет схему окраски «M*A*S*H». [89] [90]
- 67-17053 – Аэрокосмический музей Хилл в Огдене, штат Юта . [91]
- ХТЛ-2
- 122952 – Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . [92]
- ХТЛ-4
- 128911 — Национальный музей морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [93]
- ХТЛ-6
- 142377 — Национальный музей морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [93]
- 142394 – Музей авиации «Летающий Лезернек» в Сан-Диего, Калифорния . [87]
- ХТЛ-7
- 145842 – Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . [94]
- Неизвестный
- Компания Fantasy of Flight в Полк-Сити, штат Флорида, имеет годный к полетам XH-13F. [95] [96] [97]
- В Мемориальном музее ветеранов США в Хантсвилле, штат Алабама, выставлен H-13D. [98]
Технические характеристики (Сиу AH.1)
[ редактировать ]Данные Ньюаркского музея авиации, [99] Маленькие войны Британии. [100]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3
- Длина: 31 фут 7 дюймов (9,63 м)
- Высота: 9 футов 8 дюймов (2,95 м)
- Полная масса: 2952 фунта (1339 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Lycoming TVO-435-A1A с горизонтально-оппозитным поршнем, мощностью 260 л.с. (190 кВт). шестицилиндровый
- Диаметр несущего винта: 37 футов 0 дюймов (11,28 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
- Крейсерская скорость: 84 миль в час (135 км/ч, 73 узла)
- Диапазон: 273 миль (439 км, 237 миль)
- Практический потолок: 16 100 футов (4 900 м)
Вооружение
калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) Спаренные пулеметы [б]
Популярная культура
[ редактировать ]H-13 появлялся и играл ключевые роли во многих фильмах и телепередачах. Он был связан как с M*A*S*H сериалом (1972–1983), так и с одноименным фильмом (1970), в первых титрах которого широко фигурировал H-13, и играл центральную роль в финал сериала , который до сих пор удерживает стал рекордсменом по рейтингу трансляций отдельных серий в Америке. [102] [103] Этот сериал помог популяризировать H-13 как вертолет, который у большинства людей теперь ассоциируется с Корейской войной . [104] H-13 также сыграл ключевую роль в сериале Whirlybirds (1957–1959). [105] [106]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В вооруженных силах США до 1962 года Bell 47 имел несколько обозначений. R-13 был первым обозначением ВВС США , в то время как ВМС США обозначили свою учебную версию как HTL . В 1948 году ВВС США изменили обозначение на H-13 , которое также было принято на вооружение армии, добавив название Sioux . Военно-морской флот и береговая охрана обозначили полезные модели как HUL . В 1962 году в рамках совместной системы обозначений, созданной Министерством обороны, обозначения всех вертолетов были изменены на символ миссии, за которым следовал указатель типа машины, образующий двухбуквенный префикс (OH, UH, XH и т. д.). , но Bell 47 сохранил свой первоначальный серийный номер 13 и популярное армейское название. Для обозначения разных моделей к обозначению добавляли буквенный суффикс. [7]
- ^ OH-1 был способен нести спаренные M37C пулеметы калибра .30 или спаренные пулеметы M60 . [101] Однако они делали это редко, поскольку, согласно документальному фильму Military Channel об ударном вертолете AH-1 (серия «Самый смертоносный самолет в мире»), отдача орудий оказывала слишком большую нагрузку на двигатели.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1986 , с. 117
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Белл Модель 47». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а б Пирси, Артур (1989). История авиации береговой охраны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-261-3 .
- ^ Джеймс 1991 , с. 55
- ^ Jump up to: а б с «Вестлендские сиу — база данных вертолетов» . Проверено 17 января 2009 г.
- ^ Артур М. Янг. Артур Янг на вертолете (Часть 2) (YouTube) (YouTube). Артур М. Янг. Мероприятие происходит с 10:15 до 11:45. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 8 апреля 2016 г.
Я подумал, что пузырь — отличная идея, и мы ее попробовали. Он заключался в том, что взяли большой лист оргстекла и фанерную форму, вырезанную по окончательному размеру внешней части пузыря, затем нагрели оргстекло, поместили его под фанерную форму, позволили давлению воздуха подняться через середину и лопнет, как мыльный пузырь . И затем у нас был манометр, показывающий, насколько далеко нужно дуть, и когда он достиг этой точки, мы отключили давление воздуха.
- ^ Дерек Бриджес. «Обозначения военных самолетов и вооружения США» . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года . Проверено 17 апреля 2007 г.
- ^ Пеллетье 1992 , стр. 63, 70, 72.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хардинг 1990 , с. 30
- ^ Пеллетье 1992 , с. 72
- ^ Jump up to: а б с д Хардинг 1990 , с. 31
- ^ Джеймс 1991 , стр. 484–485.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1980 , стр. 446–447.
- ^ «Армейская авиация Аргентины» . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Рейс Интернешнл . п. 48 . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Аргентина – Береговая охрана» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «AAF Bell OH-13H Sioux (47)» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 год «Б» » . Рейс Интернешнл . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Белл 47Г HTL-6» . technomuses.ca. Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 50» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 51» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Буле 1984 , с. 5
- ^ Веттер 2005 , с. 20
- ^ «Немецкий музей» . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 52» . Рейс Интернешнл . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Белл-47G ВВС Греции» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Хагедорн 1993 , с. 78
- ^ «Белл-47G ВВС Италии» . авиалайнеры . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 53» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «Белл 47-G Королевских ВВС Малайзии» . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Типы самолетов ВВС Мальты» . aeroflight.co.uk. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «B47G-3B-2 Сиу» . airforce.mil.nz . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 54» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «World Air News: Колокола ВМС Перу». Воздушная картина . Том. 25, нет. 2. Февраль 1963 г. с. 41.
- ^ Купер 2017 , с. 31
- ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 55» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том (2018). Рай в огне: Война в Шри-Ланке, 1971–1987 гг . Гелион Лимитед. п. 18, 24. ISBN 9781912390342 .
- ^ Jump up to: а б «Подвесная экспозиция на втором этаже - Выставочный зал авиационного образования» www.aeeh.com.tw Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ «История RTAF» (PDF) . thai-aviation.net. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2016 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Тайский колокол-OH-13H-Сиу» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ ФЛАЙТ Интернешнл . 23 ноября 1972 г. с. 754.
- ^ «Вертолет Bell H-13 Sioux – ВВС США» . www.armforcesmuseum.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Армия США ОН-13» . Olive-Drab.com . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Воспоминания Монтана» . dhc-2.com . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «История самолетов USCG» . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 60» . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 314» . Flightglobal.com . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ «БЕЛЛ 47Г ХТЛ-6» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и техники . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Белл 47Г-2 (Н-13 СИУ)» . Вертолетный музей Бюкебурга . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «[Домашняя страница]» . Flugausstellung (на немецком языке) . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер XT548 RAF, серийный номер WA-437» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Белл 47G-3B-1 Сиу» . Музей ВВС Новой Зеландии . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «История музея SAAF Порт-Элизабет» . Музей ВВС Южной Африки . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Кимидо До . 蝸牛漫步"@_Kimidodo's Taipei Free Walk) Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Кимидодо (kimidodo) (10 декабря 2016 г.) «[Армейский] Учебный вертолет TH-55C» . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ «Корпус 5: Вертолеты и последний винтовой истребитель» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13H Sioux, серийный номер H7-9/15 RTAF, серийный номер 1894» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Сиу» .
- ^ «Экспонаты» . Северо-восточный музей авиации . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Коллекция [Европа]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер XT190 RAF, серийный номер WA-349» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13H Sioux, серийный номер 58-1528 США, регистрационный номер 2292, регистрационный номер N9025» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N9025]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Самолет» . Музей полетов Кавано . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N55ER]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Вертолет H-13B «Сиу» . Военный музей Южной Каролины . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell H-13D Sioux, серийный номер 48-0796 США, серийный номер 101, регистрационный номер N8310» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вращающееся крыло» . Музей авиации армии США . Фонд музея армейской авиации, Inc. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell H-13C Sioux, серийный номер 48-0845 США, серийный номер 129» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Транспортные средства» . Музей медицинского департамента армии США . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Вертолеты» . Эвергринский музей авиации и космонавтики . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 51-13934 Армии США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14010 США, серийный номер 0775» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Баугер, Джо (1 февраля 2017 г.). «Серийные номера ВВС США 1951 года» . ДжоБаугер.com . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Белл 47D-1 Сиу (OH-13E)» . Музей авиации Янкса . 04 февраля 2017 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14175 США, регистрационный номер 940, регистрационный номер N55230» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14193 США, серийный номер 958» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14218 США, серийный номер 993» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Белл H-13G «Сиу» » . Музей авиации «Крылья свободы» . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13G Sioux, серийный номер 52-7833 США, серийный номер 1060» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Экспонаты» . Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Bell UH-13H 'Sioux' SN: 56-2217» . Уголок любителей авиации . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Bell OH-13S Sioux 63-9085 N9263Z» . Техасский музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные шеи . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell OH-13S Sioux, серийный номер 64-15393 США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Настоящие самолеты, выставленные в Пуэбло» . Музей авиации Пуэбло-Вейсброд . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 67-15963 USAF, c/r N14941» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Колокол ТН-13Т «Сиу» » . База ВВС Хилл . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «СИУ» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Сиу на выставке» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации. 16 декабря 2013 года . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «СИУ» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Белл 47G 1954 года» . Фантазия полета . Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 56-143170 Армии США, c/n 1685, c/r N147DP» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N147DP]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Вертолет Bell H-13D» . Мемориальный музей ветеранов США . Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ «Музей авиации Ньюарка — Вестленд Сиу AH.1» . Проверено 17 января 2009 г.
- ^ «Маленькие войны Британии» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Проверено 17 января 2009 г.
- ^ Подсистемы вооружения вертолетов США
- ^ «100 самых рейтинговых телешоу всех времен» . Телевидение в цифрах . 21 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Победа «Сэйнтс» над «Кольтс» в Супербоуле XLIV — самая просматриваемая телевизионная программа за всю историю» . США сегодня . 8 февраля 2010 г.
- ^ Хьюз, Кейлин. «Армейские вертолеты в Корее, 1950-53 годы» . армия.мил . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «М*А*С*Ч» . Rotatoraction.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Вихри птицы» . Rotatoraction.com. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буле, Филипп (ноябрь 1984 г.). «Жандармский вол». Le Fana de l'Aviation (на французском языке). № 180. С. 4–7.
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Дональд, Дэвид (1997). Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Энтузиаст авиации (81): 64–69. ISSN 0143-5450 .
- Фроули, Джерард (2003). Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: ISBN Aerospace Publications Pty Ltd. 1-875671-58-7 .
- Ганстон, Билл (1986). Американские военные самолеты . Crown Publishers Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-517-61351-4 .
- Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd. 0-85130-210-6 .
- Хардинг, Стивен (1990). Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-102-8 .
- Хэтч, Пол Ф. (декабрь 1984 г.). «Военно-воздушные силы мира: ВВС Замбии». Воздушная картина . Том. 46, нет. 12. С. 457–458.
- Джеймс, Дерек Н. (1991). Westland Aircraft с 1915 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-847-Х .
- Мутца, Уэйн (1995). H-13 Sioux Mini в действии . Кэрроллтон, Техас, США: Публикации Squadron/Signal. ISBN 0-89747-345-0 .
- Пеллетье, Ален Дж (1992). Bell Aircraft с 1935 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-056-8 .
- Райли, Дэвид (февраль 1958 г.). «Французские вертолетные операции в Алжире». Вестник морской пехоты : 21–26.
- Шрейдер, Чарльз Р. (1999). Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 0-275-96388-8 .
- Спенсер, Джей П. (1998). Whirlybirds — история пионеров вертолетной техники в США . Сиэтл: Вашингтонский университет Press совместно с Музеем авиации. ISBN 0-295-98058-3 .
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1980). Джейн «Все самолеты мира», 1980–81 гг . Лондон: Издательство Джейн. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Тейлор, Майкл Джон Хэддрик (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Нью-Йорк: Портленд Хаус. ISBN 0-517-69186-8 .
- США, штаб-квартира армии, концептуальная группа армии во Вьетнаме. Итоговый отчет об основной загрузке вертолетов Scout . Сайгон, Вьетнам: Концептуальная группа армии во Вьетнаме, 1966 год.
- Веттер, Фрэнк (2005). «Подведение итогов: 50-летие пограничной полиции Германии». Международный обзор авиации . Том. 17. С. 20–21. ISSN 1473-9917 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Белл 47.нет
- Проект Bell 47: Университет Торонто в Wayback Machine (архивировано 30 января 2009 г.)
- Характеристики модели 47G из Международного справочника гражданских самолетов Джерарда Фроули.