Jump to content

Белл H-13 Сиу

H-13 Сиу
OH-13 над РИАТ , 2022 г.
Роль Легкий наблюдательный вертолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Белл Эйркрафт
Белл Вертолет
Первый полет 8 декабря 1945 г. (прототип Bell 47) [1]
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Армия США
ВВС США
ВМС США
Британская армия [Иран]
Количество построенных Не менее 2407
Разработано на основе Белл 47
Варианты Белл 201
Развитый в Bell 207 Сиу Скаут

Bell H-13 Sioux — американский одномоторный лёгкий вертолёт , построенный компанией Bell Helicopter и выпускаемый компанией Westland Aircraft по лицензии для британских военных под обозначениями Sioux AH.1 и HT.2 .

Разработка

[ редактировать ]

В 1947 году ВВС армии США (позже ВВС США ) заказали улучшенный Bell Model 47A . Большинство из них получили обозначение YR-13 , а три зимних варианта получили обозначение YR-13A . Армия США впервые заказала Bell 47 в 1948 году под обозначением H-13 . Позже они получили название Сиу . [2]

Первоначально ВМС США закупили несколько Bell 47, получивших обозначение HTL-1 , в период с 1947 по 1958 год. Береговая охрана США оценила эту модель и закупила два HTL-1 для многоцелевой поддержки в гавани Нью-Йорка. Самая распространенная версия 47-го ВМС США получила обозначение HTL-4 и не имела тканевого покрытия хвостовой балки. Береговая охрана США закупила три HTL-5 в 1952 году (похожих на HTL-4, но с двигателем Franklin O-335-5) и использовала их до 1960 года. [3] Береговая охрана закупила два самолета Bell Model 47G и в 1959 году получила обозначение HUL-1G . [3]

H-13 был одним из основных вертолетов, использовавшихся армией США во время Корейской войны , при этом вариант H-13D был наиболее распространенным. Во время войны он использовался в самых разных целях, включая наблюдение, разведку и медицинскую эвакуацию. За свою роль в медицинских эвакуационных полетах он получил прозвище «Ангел милосердия». Он также использовался в качестве наблюдательного вертолета в начале войны во Вьетнаме , а затем был заменен на Hughes OH-6 Cayuse в 1966 году.

Bell 47 был заказан британской армией как Sioux, соответствующий спецификации H.240, с лицензионным производством Westland Helicopters . Чтобы выполнить условия лицензионного соглашения с Sikorsky Aircraft , которое не позволяло ей строить самолеты американского конкурента, Westland лицензировала Model 47 у Agusta , которая приобрела лицензию у Bell. [4] первый контракт был на 200 вертолетов. Первые 50 вертолетов по контракту были построены компанией Agusta в Галларате в Италии, а затем 150 - компанией Westland в Йовиле. Первый Вестленд Сиу совершил свой первый полет 9 марта 1965 года. [5]

Sioux — трехместный вертолет наблюдения и базового обучения . В 1953 году была представлена ​​конструкция Bell 47G. Его можно узнать по полному куполу «мыльного пузыря» его дизайнер Артур М. Янг ). (как назвал [6] Открытая хвостовая балка из сварных труб, седельные топливные баки и полозковое шасси. В версии UH-13J, основанной на Bell 47J, он имел металлическую хвостовую балку и фюзеляж, а также закрытую кабину и кабину.

H-13 и его военные варианты часто оснащались кофрами для медицинской эвакуации , по одной на каждую раму, со щитком из акрилового стекла для защиты пациента от ветра.

один двигатель Lycoming VO-435 поршневой На вариант 47G устанавливался мощностью 260 л.с. Топливо подавалось из двух высоко расположенных подвесных баков. На «Сиу» использовался одиночный двухлопастной несущий винт с короткими инерционными стабилизирующими малыми лопастями. [5]

Варианты

[ редактировать ]
H-13 с корзинами для медицинской эвакуации
ЯР-13
[а] 28 вертолетов Bell 47A закуплены ВВС США для оценки. YR-13 был оснащен поршневым двигателем Franklin O-335-1 мощностью 175 л.с. (130 кВт). 10 самолетов были переданы ВМС США для оценки как HTL-1 , а два HTL-1 позже были переданы береговой охране США. [8]
ЯР-13А
3 самолета YR-13 подготовлены к зиме для испытаний в холодную погоду на Аляске. В 1948 году переименован в YH-13A . [9]
ХТЛ-2
Эквивалент коммерческой модели 47D ВМС США. 12 построено. [10]
ХТЛ-3
Эквивалент коммерческой модели 47E ВМС США, оснащенный двигателем Franklin 6V4-200-C32 мощностью 200 л.с. (149 кВт). Девять построено.
Н-13Б
65 самолетов заказаны в 1948 году армией США. [9] Все армейские версии позже были названы Сиу.
YH-13C
Один H-13B использовался в качестве инженерного испытательного стенда. Оснащен рамной ходовой частью и открытой, непокрытой хвостовой балкой. [9]
Н-13С
16 самолетов H-13B, переоборудованных в 1952 году для перевозки внешних носилок, с полозковым шасси и открытой хвостовой балкой, как у YH-13C. [9]
H-13D
Армейский двухместный вариант на базе коммерческой модели 47Д-1 с полозковым шасси, носилками и двигателем Франклин О-335-5. построено 87. [9]
ОН-13Е
Конфигурация H-13D с трехместным самолетом с двойным управлением. построено 490 штук. [9]
XH-13F/ Белл 201
Модифицированный Bell 47G с турбовальным двигателем Continental XT51-T-3 ( Turbomeca Artouste ). [9] Первый вертолет Bell с газотурбинным двигателем.
ОН-13Г
Трехместный автомобиль на базе коммерческой модели 47-Г. Введен небольшой руль высоты на хвостовой балке. 265 доставлено в армию США. [11]
ОН-13Х/УХ-13Х
На базе 47Г-2. Оснащен двигателем Lycoming VO-435 мощностью 250 л.с. (186 кВт). Не менее 453 приобретено армией США. [11] UH-13H использовались ВВС США.
UH-13J
Два Bell 47J-1 Rangers приобретены ВВС США для VIP-перевозок президента США. Первоначально обозначался H-13J .
ОН-13К
Два переоборудованных H-13H с ротором большего диаметра и двигателем Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) для оценки испытаний.
ТХ-13Л
Первоначально обозначался как Navy HTL-4 .
ХТЛ-5
Использовался двигатель Франклин О-335-5.
ТХ-13М
Включен небольшой передвижной лифт. Первоначально обозначался как Navy HTL-6 .
HH-13Q
Первоначально HUL-1G использовался Береговой охраной США для поисково-спасательных операций.
UH-13R
Оснащен турбовальным двигателем Allison YT63-A-3. Первоначальное обозначение ВМС США HUL-1M .
ОН-13С
Трехместный наблюдательный вертолет на базе 47Г-3Б на замену ОН-13Н. 265 поступило в армию США. [11]
ТХ-13Т
Двухместный тренажер для армии США на базе 47G-3B-1 с двигателем Lycoming TVO-435-D1B мощностью 270 л.с. (201 кВт). 411 куплено. [11]
Сиу AH.1
Вертолеты общего назначения для британской армии, 50 построены компанией Agusta (Agusta-Bell 47G-3B1) и 250 построены компанией Westland (Westland-Agusta-Bell 47G-3B1). [12] Небольшое количество также используется 3-й авиационной эскадрильей бригады коммандос Королевской морской пехоты.
Сиу HT.2
Учебный вертолет для Королевских ВВС , построено 15 штук компанией Westland.
Техасский вертолет M74 Wasp
Одноместная переоборудование вертолетов OH-13E для сельскохозяйственного использования Texas Helicopter Corporation с двигателями Lycoming TVO-435-A1E мощностью 200 л.с. (150 кВт) . Сертифицирован в 1976 году. [13]
Техасский вертолет M74A
Одноместная переоборудование вертолетов OH-13H для сельскохозяйственного использования Texas Helicopter Corporation с двигателем Lycoming TVO-435 мощностью 240 л.с. (180 кВт) в течение 2 минут. Сертифицирован в 1977 году. [13]
Техасский вертолет M79S Wasp II
Переоборудование Texas Helicopter Corporation для использования в сельском хозяйстве, с тандемными сиденьями и топливными баками с коротким крылом. Оснащен двигателем Lycoming TVO-435 мощностью 270 л.с. (200 кВт) в течение 5 минут. [13]
Техасский вертолет M79T Jet Wasp II
Texas Helicopter Corporation переоборудовала вертолеты Bell 47G для использования в сельском хозяйстве с двигателями Soloy-Allison 250-C20S мощностью 420 л.с. (310 кВт) .

Операторы

[ редактировать ]
A1 Bell 47G Sioux (A1-398) австралийской армии, используемый для тренировок на базе RAAF в Вагге .
 Аргентина
 Австралия
 Австрия
 Бразилия
 Канада
 Чили
 Колумбия
 Куба
 Эквадор
 Франция
 Германия
Мальтийское авиакрыло H-13
 Греция
 Гондурас
 Исландия
 Индонезия
 Индия
 Италия
 Ямайка
 Япония
 Малайзия
 Мальта
 Мексика
Сиу RNZAF в 2009 году
 Новая Зеландия
 Норвегия
 Парагвай
 Пакистан
 Перу
 Филиппины
 Сенегал
 Южный Вьетнам
 Южный Йемен
 Испания

Шри-Ланка

 Тайвань
 Таиланд
 Турция
Agusta Sioux AH.1 из Великобритании - исторический полет самолета армии.
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Уругвай
 Венесуэла
 Замбия

Выживший самолет

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Пакистан

[ редактировать ]

Южная Корея

[ редактировать ]
H-13 на выставке в Военном мемориале Кореи в Сеуле.

Великобритания

[ редактировать ]

Годен к полетам

На дисплее

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
H-13 в окраске M*A*S*H в музее Пуэбло.
OH-13 в Музее полетов Кавано
Годен к полетам
ОН-13H
ТХ-13Т
На дисплее
Н-13Б
H-13D
ОН-13Д
ОН-13Е
ОН-13Г
H-13H
ОН-13H
UH-13H
ОН-13С
ТХ-13Т
ХТЛ-2
ХТЛ-4
ХТЛ-6
ХТЛ-7
Неизвестный

Технические характеристики (Сиу AH.1)

[ редактировать ]
Чертеж Bell YR-13 в трех видах
Чертеж Bell YR-13 в трех видах
Чертеж Bell H-13G Sioux в трех проекциях
Чертеж Bell H-13G Sioux в трех проекциях

Данные Ньюаркского музея авиации, [99] Маленькие войны Британии. [100]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
  • Крейсерская скорость: 84 миль в час (135 км/ч, 73 узла)
  • Диапазон: 273 миль (439 км, 237 миль)
  • Практический потолок: 16 100 футов (4 900 м)

Вооружение
калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) Спаренные пулеметы [б]

[ редактировать ]

H-13 появлялся и играл ключевые роли во многих фильмах и телепередачах. Он был связан как с M*A*S*H сериалом (1972–1983), так и с одноименным фильмом (1970), в первых титрах которого широко фигурировал H-13, и играл центральную роль в финал сериала , который до сих пор удерживает стал рекордсменом по рейтингу трансляций отдельных серий в Америке. [102] [103] Этот сериал помог популяризировать H-13 как вертолет, который у большинства людей теперь ассоциируется с Корейской войной . [104] H-13 также сыграл ключевую роль в сериале Whirlybirds (1957–1959). [105] [106]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. В вооруженных силах США до 1962 года Bell 47 имел несколько обозначений. R-13 был первым обозначением ВВС США , в то время как ВМС США обозначили свою учебную версию как HTL . В 1948 году ВВС США изменили обозначение на H-13 , которое также было принято на вооружение армии, добавив название Sioux . Военно-морской флот и береговая охрана обозначили полезные модели как HUL . В 1962 году в рамках совместной системы обозначений, созданной Министерством обороны, обозначения всех вертолетов были изменены на символ миссии, за которым следовал указатель типа машины, образующий двухбуквенный префикс (OH, UH, XH и т. д.). , но Bell 47 сохранил свой первоначальный серийный номер 13 и популярное армейское название. Для обозначения разных моделей к обозначению добавляли буквенный суффикс. [7]
  2. ^ OH-1 был способен нести спаренные M37C пулеметы калибра .30 или спаренные пулеметы M60 . [101] Однако они делали это редко, поскольку, согласно документальному фильму Military Channel об ударном вертолете AH-1 (серия «Самый смертоносный самолет в мире»), отдача орудий оказывала слишком большую нагрузку на двигатели.
  1. ^ Ганстон 1986 , с. 117
  2. ^ Дональд, Дэвид, изд. «Белл Модель 47». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  3. ^ Jump up to: а б Пирси, Артур (1989). История авиации береговой охраны . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-261-3 .
  4. ^ Джеймс 1991 , с. 55
  5. ^ Jump up to: а б с «Вестлендские сиу — база данных вертолетов» . Проверено 17 января 2009 г.
  6. ^ Артур М. Янг. Артур Янг на вертолете (Часть 2) (YouTube) (YouTube). Артур М. Янг. Мероприятие происходит с 10:15 до 11:45. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 8 апреля 2016 г. Я подумал, что пузырь — отличная идея, и мы ее попробовали. Он заключался в том, что взяли большой лист оргстекла и фанерную форму, вырезанную по окончательному размеру внешней части пузыря, затем нагрели оргстекло, поместили его под фанерную форму, позволили давлению воздуха подняться через середину и лопнет, как мыльный пузырь . И затем у нас был манометр, показывающий, насколько далеко нужно дуть, и когда он достиг этой точки, мы отключили давление воздуха.
  7. ^ Дерек Бриджес. «Обозначения военных самолетов и вооружения США» . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года . Проверено 17 апреля 2007 г.
  8. ^ Пеллетье 1992 , стр. 63, 70, 72.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хардинг 1990 , с. 30
  10. ^ Пеллетье 1992 , с. 72
  11. ^ Jump up to: а б с д Хардинг 1990 , с. 31
  12. ^ Джеймс 1991 , стр. 484–485.
  13. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1980 , стр. 446–447.
  14. ^ «Армейская авиация Аргентины» . Проверено 7 февраля 2013 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968» . Рейс Интернешнл . п. 48 . Проверено 5 февраля 2013 г.
  16. ^ «Аргентина – Береговая охрана» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
  17. ^ «AAF Bell OH-13H Sioux (47)» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
  18. ^ «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 год «Б» » . Рейс Интернешнл . Проверено 7 февраля 2013 г.
  19. ^ «Белл 47Г HTL-6» . technomuses.ca. Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
  20. ^ Jump up to: а б с «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 50» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 51» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  22. ^ Буле 1984 , с. 5
  23. ^ Веттер 2005 , с. 20
  24. ^ «Немецкий музей» . Проверено 7 февраля 2013 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 52» . Рейс Интернешнл . Проверено 5 февраля 2013 г.
  26. ^ «Белл-47G ВВС Греции» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
  27. ^ Хагедорн 1993 , с. 78
  28. ^ «Белл-47G ВВС Италии» . авиалайнеры . Проверено 7 февраля 2013 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д и «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 53» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  30. ^ «Белл 47-G Королевских ВВС Малайзии» . Проверено 7 февраля 2013 г.
  31. ^ «Типы самолетов ВВС Мальты» . aeroflight.co.uk. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
  32. ^ «B47G-3B-2 Сиу» . airforce.mil.nz . Проверено 7 февраля 2013 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 54» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  34. ^ «World Air News: Колокола ВМС Перу». Воздушная картина . Том. 25, нет. 2. Февраль 1963 г. с. 41.
  35. ^ Купер 2017 , с. 31
  36. ^ Jump up to: а б с д «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 55» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  37. ^ Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том (2018). Рай в огне: Война в Шри-Ланке, 1971–1987 гг . Гелион Лимитед. п. 18, 24. ISBN  9781912390342 .
  38. ^ Jump up to: а б «Подвесная экспозиция на втором этаже - Выставочный зал авиационного образования» www.aeeh.com.tw Проверено 7 февраля 2021 г.
  39. ^ «История RTAF» (PDF) . thai-aviation.net. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2016 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
  40. ^ «Тайский колокол-OH-13H-Сиу» . Спрос на СМИ . Проверено 7 февраля 2013 г.
  41. ^ ФЛАЙТ Интернешнл . 23 ноября 1972 г. с. 754.
  42. ^ «Вертолет Bell H-13 Sioux – ВВС США» . www.armforcesmuseum.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
  43. ^ «Армия США ОН-13» . Olive-Drab.com . Проверено 7 февраля 2013 г.
  44. ^ «Воспоминания Монтана» . dhc-2.com . Проверено 7 февраля 2013 г.
  45. ^ «История самолетов USCG» . Проверено 7 февраля 2013 г.
  46. ^ Jump up to: а б с «Мировой рынок вертолетов FlightGlobal – 1968 г., стр. 60» . Проверено 5 февраля 2013 г.
  47. ^ «ВВС мира, 1975 г., стр. 314» . Flightglobal.com . Проверено 1 июля 2014 г.
  48. ^ «БЕЛЛ 47Г ХТЛ-6» . Канадский музей авиации и космонавтики . Канадская корпорация музеев науки и техники . Проверено 2 марта 2017 г.
  49. ^ «Белл 47Г-2 (Н-13 СИУ)» . Вертолетный музей Бюкебурга . Проверено 2 марта 2017 г.
  50. ^ «[Домашняя страница]» . Flugausstellung (на немецком языке) . Проверено 2 марта 2017 г.
  51. ^ «Досье на планер — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер XT548 RAF, серийный номер WA-437» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
  52. ^ «Белл 47G-3B-1 Сиу» . Музей ВВС Новой Зеландии . Проверено 22 июня 2020 г.
  53. ^ «История музея SAAF Порт-Элизабет» . Музей ВВС Южной Африки . Проверено 2 марта 2017 г.
  54. ^ Кимидо До . 蝸牛漫步"@_Kimidodo's Taipei Free Walk) Проверено 7 февраля 2021 г.
  55. ^ Кимидодо (kimidodo) (10 декабря 2016 г.) «[Армейский] Учебный вертолет TH-55C» . Проверено 7 февраля 2021 г.
  56. ^ «Корпус 5: Вертолеты и последний винтовой истребитель» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  57. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13H Sioux, серийный номер H7-9/15 RTAF, серийный номер 1894» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  58. ^ «Сиу» .
  59. ^ «Экспонаты» . Северо-восточный музей авиации . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 2 марта 2017 г.
  60. ^ «Коллекция [Европа]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 2 марта 2017 г.
  61. ^ «Досье на планер — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер XT190 RAF, серийный номер WA-349» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
  62. ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 2 марта 2017 г.
  63. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13H Sioux, серийный номер 58-1528 США, регистрационный номер 2292, регистрационный номер N9025» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 15 декабря 2020 г.
  64. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N9025]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 15 декабря 2020 г.
  65. ^ «Самолет» . Музей полетов Кавано . Проверено 2 марта 2017 г.
  66. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N55ER]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 2 марта 2017 г.
  67. ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
  68. ^ «Вертолет H-13B «Сиу» . Военный музей Южной Каролины . Проверено 19 августа 2016 г.
  69. ^ «Досье по планеру — Bell H-13D Sioux, серийный номер 48-0796 США, серийный номер 101, регистрационный номер N8310» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  70. ^ Jump up to: а б с «Вращающееся крыло» . Музей авиации армии США . Фонд музея армейской авиации, Inc. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  71. ^ «Досье по планеру — Bell H-13C Sioux, серийный номер 48-0845 США, серийный номер 129» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  72. ^ «Транспортные средства» . Музей медицинского департамента армии США . Проверено 19 августа 2016 г.
  73. ^ «Вертолеты» . Эвергринский музей авиации и космонавтики . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 2 марта 2017 г.
  74. ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 51-13934 Армии США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 2 марта 2017 г.
  75. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14010 США, серийный номер 0775» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
  76. ^ Баугер, Джо (1 февраля 2017 г.). «Серийные номера ВВС США 1951 года» . ДжоБаугер.com . Проверено 3 марта 2017 г.
  77. ^ «Белл 47D-1 Сиу (OH-13E)» . Музей авиации Янкса . 04 февраля 2017 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
  78. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14175 США, регистрационный номер 940, регистрационный номер N55230» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  79. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14193 США, серийный номер 958» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  80. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13E Sioux, серийный номер 51-14218 США, серийный номер 993» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  81. ^ «Белл H-13G «Сиу» » . Музей авиации «Крылья свободы» . Проверено 19 августа 2016 г.
  82. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13G Sioux, серийный номер 52-7833 США, серийный номер 1060» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  83. ^ «Экспонаты» . Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты . Архивировано из оригинала 6 августа 2017 года . Проверено 15 декабря 2020 г.
  84. ^ «Самолет на выставке» . Замок-музей авиации . Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  85. ^ «Bell UH-13H 'Sioux' SN: 56-2217» . Уголок любителей авиации . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  86. ^ «Bell OH-13S Sioux 63-9085 N9263Z» . Техасский музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  87. ^ Jump up to: а б «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные шеи . Проверено 15 декабря 2020 г.
  88. ^ «Досье по планеру — Bell OH-13S Sioux, серийный номер 64-15393 США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
  89. ^ «Настоящие самолеты, выставленные в Пуэбло» . Музей авиации Пуэбло-Вейсброд . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  90. ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 67-15963 USAF, c/r N14941» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 19 августа 2016 г.
  91. ^ «Колокол ТН-13Т «Сиу» » . База ВВС Хилл . Проверено 19 августа 2016 г.
  92. ^ «СИУ» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 19 августа 2016 г.
  93. ^ Jump up to: а б «Сиу на выставке» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации. 16 декабря 2013 года . Проверено 19 августа 2016 г.
  94. ^ «СИУ» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 19 августа 2016 г.
  95. ^ «Белл 47G 1954 года» . Фантазия полета . Проверено 2 марта 2017 г.
  96. ^ «Досье по планеру — Bell47 / H-13 Sioux, серийный номер 56-143170 Армии США, c/n 1685, c/r N147DP» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 3 марта 2017 г.
  97. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N147DP]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 3 марта 2017 г.
  98. ^ «Вертолет Bell H-13D» . Мемориальный музей ветеранов США . Проверено 19 августа 2016 г.
  99. ^ «Музей авиации Ньюарка — Вестленд Сиу AH.1» . Проверено 17 января 2009 г.
  100. ^ «Маленькие войны Британии» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Проверено 17 января 2009 г.
  101. ^ Подсистемы вооружения вертолетов США
  102. ^ «100 самых рейтинговых телешоу всех времен» . Телевидение в цифрах . 21 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2020 г. . Проверено 1 апреля 2020 г.
  103. ^ «Победа «Сэйнтс» над «Кольтс» в Супербоуле XLIV — самая просматриваемая телевизионная программа за всю историю» . США сегодня . 8 февраля 2010 г.
  104. ^ Хьюз, Кейлин. «Армейские вертолеты в Корее, 1950-53 годы» . армия.мил . Проверено 1 июля 2021 г.
  105. ^ «М*А*С*Ч» . Rotatoraction.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  106. ^ «Вихри птицы» . Rotatoraction.com. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 12 апреля 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Буле, Филипп (ноябрь 1984 г.). «Жандармский вол». Le Fana de l'Aviation (на французском языке). № 180. С. 4–7.
  • Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Дональд, Дэвид (1997). Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN  0-7607-0592-5 .
  • Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Энтузиаст авиации (81): 64–69. ISSN   0143-5450 .
  • Фроули, Джерард (2003). Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: ISBN Aerospace Publications Pty Ltd.  1-875671-58-7 .
  • Ганстон, Билл (1986). Американские военные самолеты . Crown Publishers Inc. Нью-Йорк: ISBN  0-517-61351-4 .
  • Хагедорн, Дэниел П. (1993). ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN Air-Britain (Historians) Ltd.  0-85130-210-6 .
  • Хардинг, Стивен (1990). Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN  1-85310-102-8 .
  • Хэтч, Пол Ф. (декабрь 1984 г.). «Военно-воздушные силы мира: ВВС Замбии». Воздушная картина . Том. 46, нет. 12. С. 457–458.
  • Джеймс, Дерек Н. (1991). Westland Aircraft с 1915 года . Лондон: Патнэм. ISBN  0-85177-847-Х .
  • Мутца, Уэйн (1995). H-13 Sioux Mini в действии . Кэрроллтон, Техас, США: Публикации Squadron/Signal. ISBN  0-89747-345-0 .
  • Пеллетье, Ален Дж (1992). Bell Aircraft с 1935 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-056-8 .
  • Райли, Дэвид (февраль 1958 г.). «Французские вертолетные операции в Алжире». Вестник морской пехоты : 21–26.
  • Шрейдер, Чарльз Р. (1999). Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN  0-275-96388-8 .
  • Спенсер, Джей П. (1998). Whirlybirds — история пионеров вертолетной техники в США . Сиэтл: Вашингтонский университет Press совместно с Музеем авиации. ISBN  0-295-98058-3 .
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. (1980). Джейн «Все самолеты мира», 1980–81 гг . Лондон: Издательство Джейн. ISBN  0-7106-0705-9 .
  • Тейлор, Майкл Джон Хэддрик (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Нью-Йорк: Портленд Хаус. ISBN  0-517-69186-8 .
  • США, штаб-квартира армии, концептуальная группа армии во Вьетнаме. Итоговый отчет об основной загрузке вертолетов Scout . Сайгон, Вьетнам: Концептуальная группа армии во Вьетнаме, 1966 год.
  • Веттер, Фрэнк (2005). «Подведение итогов: 50-летие пограничной полиции Германии». Международный обзор авиации . Том. 17. С. 20–21. ISSN   1473-9917 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88ee683f4685849ad309c065c8c89c11__1716688080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/11/88ee683f4685849ad309c065c8c89c11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bell H-13 Sioux - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)