Агуста Вестленд Апач
Апач AH1 | |
---|---|
Apache AH1 на осеннем авиашоу в Даксфорде 2010 г. | |
Роль | Ударный вертолет |
Национальное происхождение |
|
Производитель | |
Первый полет | сентябрь 1998 г. |
Введение | 2004 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Британская армия |
Произведено | 1998–2004 [1] |
Количество построенных | 67 |
Разработано на основе | Боинг AH-64D Apache Longbow |
AgustaWestland Apache — лицензионная версия Boeing AH-64D Apache Longbow ударного вертолёта для британской армии Воздушного корпуса . Первые восемь вертолетов были построены компанией Boeing ; Остальные 59 были собраны компанией Westland Helicopters (позже AgustaWestland ) в Йовиле , Сомерсет в Англии, из комплектов, поставленных Boeing. Изменения по сравнению с AH-64D включают Rolls-Royce Turbomeca двигатели RTM322 , новый комплекс электронных средств защиты и механизм складывания лопастей, позволяющий британской версии действовать с кораблей. Вертолет первоначально получил обозначение WAH-64 от Westland Helicopters, а позже присвоило ему обозначение Apache AH Mk 1 (также пишется как «Apache AH1») Министерство обороны .
«Апач» был ценным средством непосредственной авиационной поддержки в конфликте в Афганистане и был развернут в этом регионе в 2006 году. Военно-морские испытания и временное развертывание в море доказали, что этот самолет является подходящей платформой для действий с палуб кораблей, что было уникальное применение Apache среди своих операторов. Британские апачи также участвовали в военной интервенции НАТО в Ливию в 2011 году, действуя с Королевского флота кораблей .
Apache AH1 был снят с производства в 2024 году, и все модели были модернизированы до более поздней версии AH-64E . [2]
Разработка
[ редактировать ]Потребность в новом ударном вертолете была определена британским правительством в начале 1990-х годов. В 1993 году были разосланы приглашения к участию в торгах. Полученные предложения включали Eurocopter Tiger , модернизированный Bell AH-1 SuperCobra , AH-64 Apache , Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche и Agusta A129 Mangusta . [3] И «Тигр», и модернизированный вариант «Кобра» требовали дополнительной разработки и, следовательно, риска, в то время как «Апач» был проверен в бою, хотя его характеристики в Первой войне в Персидском заливе подверглись критике со стороны конкурентов. [3] Компания Westland и Apache была выбрана в июле 1995 года, а контракт на поставку 67 вертолетов был подписан в 1996 году. [1] [4]
«Я нисколько не сомневаюсь, что ударный вертолет станет самым большим улучшением возможностей армии за многие годы. Он изменит наш подход к бою. Теперь, когда мы приняли решение о покупке Apache, армия должна гарантировать, что Доктрина разработана для того, чтобы позволить нам максимально полно использовать ее огромные возможности».
Начальник Генерального штаба генерал сэр Чарльз Гатри , 1996 год. [5]
В сентябре 1998 года компания Westland произвела первый прототип WAH-64 Apache по лицензии Boeing. [6] Первые девять Apache AH1 были допущены к эксплуатации директором британской армейской авиации 16 января 2001 года. [6] 67-й и последний Apache был передан британской армии в июле 2004 года. [7] Стоимость вертолетного парка составила около 3,1 миллиарда фунтов стерлингов, а общая стоимость приобретения составила 4,1 миллиарда фунтов стерлингов. [8]
Надежность была поставлена под сомнение операциями американских Apache, весь флот на Балканах был остановлен из-за серьезного отказа рулевого винта в 1999 году. [9] [10] В 1998 году при разработке радара AN/APG-78 Longbow возникли проблемы, связанные с его весом, влиянием на общую маневренность и возможностями передачи данных. [11] Эти проблемы с ключевыми компонентами самолета и высокая стоимость парка привели к призывам к его отмене в 1999 году. [12]
Когда в начале 1990-х годов потребность в «Апачах» была официально оформлена, военная доктрина предполагала, что крупномасштабное наступление обычной бронетехники со стороны Восточного блока главной угрозой для Британии будет . После распада Советского Союза концепции гибкости и быстрого реагирования взяли верх. [5] Великобритании Обзор стратегической обороны призвал «Апачи» выполнять морские атаки, действуя с вертолетоносца HMS Ocean , «Инвинсибл» авианосцев класса (все уже вышедших в отставку) и их преемников, «Куин Элизабет» класса авианосцев и, возможно, морских десантов. суда HMS Bulwark и Albion . [13] Каждая эскадрилья, оснащенная «Апачами», должна иметь восемь боевых самолетов. [14]
Поступление на вооружение Westland Apache было задержано из-за сложностей с модификациями, внесенными для британской службы. [15] До поступления на вооружение Apache в 2004 году было отмечено несколько проблем при разработке, в том числе отсутствие возможности безопасной связи с другими вертолетами и риск повреждения рулевого винта и планера в результате запуска ракет Hellfire. [16] [17] Проблема с использованием Hellfire заключалась в том, что обломки, образовавшиеся в результате запуска ракет, как Hellfire, так и CRV7, могли попасть в корпус самолета и нанести ущерб; решение этой проблемы привело к задержке программ обучения. [8] Эти проблемы были устранены до ввода в эксплуатацию, был установлен комплекс защищенной связи, а «Апачи» регулярно запускают ракеты «Хеллфайр». [18] [19] В 2002 году источники в правительстве заявили, что полная боевая готовность должна быть достигнута к 2010 году. [20]
В 2005 году срок вывода из эксплуатации Apache прогнозировался в 2030 году. [21] Были рассмотрены различные варианты сохранения потенциала:
- Программа поддержания потенциала (CSP), призванная продлить срок службы существующего флота до 2040 года. [22]
- Покупка новых вертолетов Block III
- Реконструкция по стандарту AH-64E, то есть установка существующих двигателей и авионики на новые планеры. [23]
В августе 2015 года Великобритания запросила модернизацию 50 своих Apache до стандарта AH-64E через продажу вооруженных сил США за рубежом . [24] Заказ был подтвержден в 2016 году. [25] при этом контракт на реконструкцию первых 38 самолетов был заключен в 2017 году, а остальных 12 - в 2019 году. [26] [27] Leonardo Helicopters продолжала обеспечивать поддержку Apache AH1 до тех пор, пока они не были выведены из эксплуатации в 2024 году. [28] Apache AH1 был модернизирован компанией Boeing и стал самолетом AH-64E версии 6 с американскими двигателями. [29] [30]
В 2024 году австралийская армия закупила два снятых с вооружения AgustaWestland Apache. Вертолеты будут использоваться в качестве нелетных средств обучения перед поставкой армии AH-64E Apache. Оба вертолета были перевезены из Великобритании в США в марте 2024 года для модификации в планеры наземного обучения. [31]
Дизайн
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Экскурсия BBC по апачу |
В стандартную конструкцию Apache, используемую в США и экспортируемую в другие страны, было внесено несколько отклонений. Одним из основных отличий является использование пары двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322 01/12 , заменяющих оригинальные двигатели General Electric T700-GE-701C . [32] Двигатель Rolls-Royce развивает мощность 1565 кВт (2100 л.с.) против 1410 кВт (1890 л.с.) у двигателя GE T700C. [18] По сравнению со многими вертолетами, используемыми коалиционными силами в Афганистане, Apache требовал меньше модификаций для службы в регионе благодаря специальным фильтрам, встроенным в конструкцию двигателя. [33] Еще одним изменением является механизм складывания лопастей, позволяющий укладывать вертолеты в ограниченном пространстве; [34] Лопасти несущего винта также имеют противообледенительную защиту, позволяющую работать в арктических условиях.
Также были внесены изменения в датчики и авионику корабля; подключение к системе защищенной связи BOWMAN для взаимодействия с другими британскими воинскими частями. Важное значение имеет [35] вертолета Leonardo ) (ранее Selex ES ( Также была установлена интегрированная система средств защиты HIDAS). [36] Система HIDAS была установлена на самолет в середине 2004 года, непосредственно перед вводом в эксплуатацию, вместе с несколькими модернизированными компонентами композитного кузова. [37]
Вместо американских ракетных блоков Hydra 70 Westland Apache может нести до 76 ракет CRV7 . [18] [19] В CRV7 используется модульная боеголовка: «фугасная полубронебойная боеголовка для атак по небронированным целям и пенетратор с кинетической энергией, не содержащий взрывчатого вещества, для атак по бронированным целям». [38] Раньше существовал третий тип боеголовки: многоцелевой суббоеприпас (MPSM), который был спорным оружием, поскольку его классифицировали как кассетную бомбу ; [39] каждая ракета содержала девять суббоеприпасов M73. [40] [41] В мае 2008 года несколько старших офицеров, в том числе генерал Дэвид Рэмсботэм, выступили против планов Великобритании сохранить это оружие. [41] [42] В том же месяце Великобритания, как одна из 111 стран-участниц, согласилась запретить кассетные бомбы по гуманитарным соображениям . [43] Великобритания уничтожила последний из своих MPSM CRV7 в июле 2009 года. [39]
Как и американский AH-64D Apache Longbow, Apache AH1 имел AN/APG-78 Longbow радар управления огнем (FCR) и радиочастотный интерферометр (RFI), обеспечивающие интегрированную систему наблюдения и нападения. [18] Радар «Лонгбоу» представлял собой выпуклый блок над узлом втулки несущего винта; Размещение радара над несущими винтами позволяло «Апачу» зависать за укрытием и сканировать цели, оставляя открытым только радар. [44] Кроме того, радар Longbow мог отслеживать движение в воздушном пространстве Apache. [45] Радар также может использоваться для наблюдения и профилирования местности. [46] Модем был подключен к радару Longbow и другим сенсорным системам для передачи информации другим самолетам, это позволяло другим «Апачам» вести огонь по целям, идентифицированным только одним вертолетом. [47]
AgustaWestland произвела несколько модернизаций британского флота Apache. В мае 2005 года был заключен контракт на сумму 212 миллионов долларов на оснащение всех вертолетов Mk1 модернизированной сенсорной системой Apache Arrowhead , которая должна быть завершена к 2010 году. [48] [49] В 2009 году было объявлено, что AgustaWestland также интегрирует новые внешние топливные баки с баллистической защитой. [50] Магазин можно было заменить на блок интегрированных боеприпасов и топлива, что уменьшило боезапас, но увеличило время барражирования. Было высказано предположение, что усовершенствованные лопасти несущего винта и дополнительные органы управления для улучшения маневренности самолета могли быть установлены при обновлении парка самолетов среднего возраста. [51]
Операционная история
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]В мае 2005 года первый полк, оснащенный Apache, достиг боевого состояния. [52] Westland Apache заменил Westland Lynx AH7 в качестве тактического ударного вертолета британской армии. «Апачи» эксплуатировались двумя полками армейского авиационного корпуса (3-й полк AAC и 4-й полк AAC) в составе 1-й авиационной бригады . «Апач» предназначался для выполнения вооруженных разведывательных и атакующих функций, аналогично использованию «Апачей» США во время войны в Персидском заливе 1991 года. В отличие от американских версий, Westland Apache частично находился в составе военно-морского флота и какое-то время служил на борту кораблей Королевского флота в дополнение к своей наземной роли. [34] В декабре 2005 года он получил морской сертификат на борту HMS Ocean . 17 ноября 2006 года HMS Ark Royal стал первым авианосцем, приземлившим Apache AH1. [53]
Впервые они участвовали в боевых действиях в рамках операции «Херрик» в Афганистане в мае 2006 года. [22] В августе 2006 года интенсивное использование «Апачей» в Афганистане привело к тому, что британское командование признало, что оружие и запасные части использовались гораздо чаще, а следовательно, и с большей стоимостью, чем ожидалось. [54] 11 ноября 2007 года сообщалось, что половина боевых вертолетов Apache, находящихся на британской службе, были остановлены, поскольку они упали ниже уровня, считающегося «пригодным для использования», наряду с несколькими другими британскими вертолетами, такими как Chinook и Merlin HC3 . [55] К ноябрю 2008 года ситуация еще больше ухудшилась, из 67 самолетов только 20 были готовы к боевым действиям. [56] В 2009 году AgustaWestland получила контракт на обслуживание Apache и многих компонентов, таких как радар Longbow; в последующие месяцы старшие офицеры отметили, что изменение поддержки привело к повышению доступности. [57] В июне 2011 года гражданские специалисты по обслуживанию Apache на аэродроме Уоттишем пригрозили забастовкой из-за спора о заработной плате. [58]
В октябре 2008 года было объявлено, что принц Гарри начал процесс квалификации, чтобы стать пилотом Apache. [ нужна ссылка ] В мае 2010 года террористическая организация «Аль-Каида» пригрозила похитить принца, если он будет пилотировать «Апач» в Афганистане. [59] В апреле 2011 года принц Гарри получил звание капитана после прохождения курса обучения апачей. [60] В июне 2011 года некоторые СМИ сообщили, что принц Гарри должен был отправиться в Афганистан в качестве пилота «Апачей» в 2012 году. [61] Впоследствии в сентябре 2012 года он был направлен в Афганистан в составе 662-й эскадрильи . [62]
Три «Апача» были переброшены на авиабазу Бардуфосс в Норвегии в январе 2019 года. Это развертывание, известное как «Учение «Часовой механизм» , представляло собой первую тренировку самолетов в холодную погоду за Полярным кругом . [63]
Афганистан
[ редактировать ]Первый боевой вылет «Апачей» состоялся в составе 16-й десантно-штурмовой бригады в Афганистане; В феврале 2007 года в Афганистане было развернуто восемь Apache AH1. [64] Они были взяты из 656-й и 664-й эскадрильи 9-го полка AAC , базирующегося на аэродроме Дишфорт . [65] В отличие от своих американских аналогов в Афганистане, Apache AH1 оснащен радаром управления огнем Longbow, что позволяет пилоту лучше управлять движением в своем воздушном пространстве. [45] Первоначально пилотам часто приходилось летать по 16–18 часов за раз из-за небольшого количества «Апачей» на ТВД; [66] обычно каждый апач находится в Афганистане в течение восьми недель, а затем возвращается в Великобританию примерно на восемь недель для обслуживания. [67] 22 мая 2006 года британский Apache, действовавший в афганской провинции Гильменд, применил ракету Hellfire , чтобы уничтожить брошенную французскую машину для защиты чувствительного оборудования. [68]
Внешние СМИ | |
---|---|
Изображения | |
Трое солдат привязаны к крыльям Апача | |
Видео | |
Освещение новостей BBC |
«Апачи» быстро стали ценным инструментом против повстанцев, способным быстро реагировать на силы Талибана на местах. [69] Майор Хью Уильямс, заместитель командира 3-го батальона парашютного полка , заявил: «Мы действительно впечатлены [Апачами]. Это очень эффективный зверь». [68] Отмечается, что силы Талибана называют этот самолет «Москитом».
13 января 2007 года британские силы численностью 200 человек во главе с Королевской морской пехотой начали операцию по нападению на форт Джагрум , крупную базу талибов в южной провинции Гильменд. [70] [71] После нескольких часов интенсивных боев морские пехотинцы перегруппировались, и было обнаружено, что младший капрал Мэтью Форд из 45-го коммандос Королевской морской пехоты пропал. Спасательная операция была начата с участием четырех добровольцев, королевской морской пехоты и королевского инженера, привязанных к коротким крыльям двух апачей. [70] Вертолеты не могли летать со скоростью выше 50 миль в час, чтобы обеспечить безопасность дополнительных пассажиров от потока воздуха от несущего винта . Апачи приземлились под обстрелом внутри комплекса, после чего спасатели спешились и извлекли тело LCpl Ford. Тело Форда вывезли таким же самолетом, каким прибыли солдаты. [70] Еще один «Апач» завис в воздухе, ведя подавляющий огонь. [72] Никто из спасателей не пострадал во время операции по восстановлению, и позже их похвалили за храбрость. [73]
В мае и июне 2008 года силы британской и афганской национальной армии провели операцию «Орлиный глаз» , направленную на срыв деятельности Талибана к югу от Муса-Калеха ; ключевой частью которого стал крупный ночной вертолетный рейд, в ходе которого были быстро переброшены члены 2-го батальона парашютно-десантного полка . в город [74] В июне 2008 года британский «Апач» выпустил термобарическую ракету «Хеллфайр»; Спорное использование такого оружия было одобрено после обширной юридической и этической оценки в МО. [75] В июне 2008 года лидер Талибана и несколько членов ячейки были убиты в провинции Гильменд ракетой «Хеллфайр», выпущенной самолетом «Апач» 664-го армейского воздушного корпуса. [76] В июле 2008 года произошел инцидент с дружественным огнем , когда «Апач» обстрелял позицию, предположительно занимаемую силами противника, но вместо этого поразил членов британского патруля; это был первый случай, когда британский самолет участвовал в инциденте «синий на синем» в Афганистане. [77] В сентябре 2008 года самолет «Апач» серьезно пострадал в результате крушения вскоре после взлета в провинции Гильменд; человеческих жертв не произошло, но планер был списан. [78] [22]
В начале-середине 2009 года британские войска при поддержке апачей совершили набег на несколько предприятий по производству наркотиков и бомб. [79] Летом 2009 года британские апачи были неотъемлемым компонентом операции «Коготь пантеры» , целью которой было вытеснение повстанцев из гражданских районов в преддверии выборов в Афганистане 2009 года . [79] Во время этого крупного наступления британские «Апачи» регулярно летали вместе с американскими вертолетами «Кобра», оказывая воздушную поддержку солдатам Королевского полка Шотландии и Королевской морской пехоты, проводившим наземные операции. [80] Во время операций летом 2009 года высокопоставленный лидер Талибана мулла Мансур и несколько его сообщников были убиты в результате высокоточного удара, нанесенного апачами. [81]
25 июля 2011 года министерство обороны объявило, что во время боевой операции в районе Нахр-э-Сарадж провинции Гильменд несколько афганских детей были ранены в результате перекрестного огня апачей; их доставили самолетом в лагерь Бастион для лечения. [82] [83]
С 2006 по апрель 2014 года британские вертолеты Apache налетали в Афганистане 50 000 часов, что составляет одну треть всех полетов Apache в Великобритании. [84] Великобритания завершила боевые действия в Афганистане в октябре 2014 года. [85]
Военно-морские операции и Ливия
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Кадры ночных операций Apache |
В мае 2011 года министерство обороны объявило, что флот Apache достиг налета 100 000 часов, и назвало его «жизненно важным инструментом боя в Афганистане». [86] Также было признано, что «Апачи» обладают «ограниченными возможностями нанесения ударов на море» и размещаются на таких судах, как HMS Ocean . [86] 17 мая 2011 года «Апач» впервые испытал свои ракеты «Хеллфайр» по морским целям, было выпущено 9 ракет со 100% вероятностью успеха. [87]
27 мая 2011 года военные объявили, что «Апачи» будут задействованы в рамках операции «Эллами» — продолжающейся военной интервенции в Ливии . Вертолеты действовали с кабины экипажа HMS Ocean совместно с французскими вертолетами Eurocopter Tiger над Мисуратой . [88] [89] Апачи также должны были помочь в операции Unified Protector , введении эмбарго и бесполетной зоны в Ливии. [90] 14 июня 2011 года появились сообщения о подготовке Великобритании к эвакуации из Йемена с участием вертолетов Apache и Merlin, действующих со вспомогательных судов Королевского флота у побережья. [91]
4 июня 2011 года «Апачи» впервые нанесли удар по целям на территории Ливии, уничтожив радиолокационную станцию и вооруженный контрольно-пропускной пункт недалеко от города Брега . [92] Дальнейшие высокоточные удары наносились «Апачами», типичными целями были мобильные средства ПВО, а иногда и огонь из АК-47 со стороны наземных войск. [93] [94] В начале июня апачи совершили нападения на сторонников Каддафи, штурмовавших город Мисрата . [95] 13 июня британские «Апачи» огнем из 30-мм пушек уничтожили несколько надувных лодок, предположительно принадлежащих ливийскому спецназу, а затем атаковали и уничтожили несколько транспортных средств вдоль береговой линии, включая зенитную систему. [96] [97] 25 июня, в координации с ударами британских ВВС «Торнадо» , «Апачи» атаковали пехоту и технику лоялистов вокруг Бреги и ее аэродрома. [98] Сообщается, что 1 июля британские апачи участвовали в «жестоком» бою у города Хомс . [99] 2 июля апачи уничтожили несколько танков и бункер в военном лагере недалеко от Завии . [100] , что 5 августа апачи участвовали в наступлении повстанцев на город Злитен . Сообщается [101]
К 21 июня 2011 года ливийское правительство сомнительно заявило, что успешно сбило десятки самолетов, в том числе пять «Апачей»; НАТО опровергло эти утверждения, и на сегодняшний день не подтверждено никаких потерь «Апачей». [102] [103] 8 июля 2011 года министерство обороны опубликовало информацию о первом месяце боевых действий апачей над Ливией; отметив, что «Апачи» поражали цели на территории Ливии 39 раз. [104] Операции апачей над Ливией находились под сильным влиянием и при поддержке разведывательных полетов и разведывательных миссий НАТО; Информация постоянно передается для обновления информации о целях, оценки угрозы ракет класса «земля-воздух» (ЗРК) и присутствия гражданских лиц, что позволяет в реальном времени вносить изменения в профили миссий. [105] 6 августа апачи нанесли удар по военному объекту связи и войскам в Аль-Ватии. [106] И «Апач», и « Тайфун» были выведены из операций в Ливии в сентябре 2011 года, поскольку оперативные потребности снизились. [107]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- британской армии Воздушный корпус
- № 653-й эскадрильи AAC [108]
- № 662-й эскадрильи AAC [109]
- № 663-й эскадрильи AAC [110] - действующая конверсионная эскадрилья с 2015 г. [111]
- № 654-й эскадрильи AAC [112]
- № 656-й эскадрильи AAC [113]
- № 664-й эскадрильи AAC [114]
- № 668-й эскадрильи AAC [115] - Учебная эскадрилья
- № 673-й эскадрильи AAC [116] - Учебная эскадрилья
Выжившие
[ редактировать ]- ZJ224 в Армейском летном музее , Миддл Уоллоп , Хэмпшир , Великобритания. [117]
Технические характеристики (Apache AH1)
[ редактировать ]Данные со страницы AgustaWestland [118] Джейн ВВС, [119] Британская армия [18]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 17,7 м (58 футов 4 дюйма с вращающимися роторами)
- Диаметр ротора: 14,6 м (48 футов)
- Высота: 3,87 м (12 футов 8 дюймов)
- Площадь диска: 168,11 м2 2 (1809,5 футов 2 )
- Вес пустого: 5165 кг (11387 фунтов)
- Снаряженная масса: 8006 кг (17650 фунтов)
- Максимальный взлетный вес : 9525 кг (21000 фунтов)
- Силовая установка: 2 Rolls-Royce/Turbomeca RTM322 турбовальных , 1693 кВт (2270 л.с.) [120] ) каждый
Производительность
- Никогда не превышайте скорость : 365 км/ч (197 узлов, 227 миль в час).
- Максимальная скорость : 293 км/ч (158 узлов, 182 мили в час)
- Крейсерская скорость : 259 км/ч (140 узлов, 161 миль/ч)
- Дальность : 537 км (290 миль , [121] 334 миль)
- Перегоночная дальность : 1700 км (974 миль, 1121 миль)
- Практический потолок : 6400 м (21000 футов)
- Скорость набора высоты : 12,7 м/с (2500 футов/мин).
Вооружение
- Орудия: Цепная пушка М230 , 1200 патронов.
- Ракеты: Hellfire (и Starstreak (предлагается), Brimstone [122] предложенный)
- Ракеты: CRV7 с боевыми частями Flechette (вольфрамовый дротик) или осколочно-зажигательно-полубронебойным (HEISAP). До 2008 года также МПСМ с девятью бомбами М-73.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл AH-1Z Гадюка
- CAIC WZ-10
- Денел Руфальк
- Еврокоптер Тигр
- ИАО Туфан
- Kamov Ka-50
- Тысяча Ми-28
- Панья 2091
- TAI/AgustaWestland Т-129
Связанные списки
- Список действующих военных самолетов Соединенного Королевства
- Список самолетов армейской авиации (Великобритания)
- Список авиационных сбитий и происшествий во время войны в Ираке
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б AgustaWestland 2011, с. 2.
- ^ «Британская армия снимает с вооружения ударные вертолеты Apache AH1 и объявляет AH-64E «боеготовыми»» . Джейнс.com . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ипсен, Эрик (13 июля 1995 г.). «Великобритания должна выбрать 1 из 3 боевых вертолетов: генеральная битва близка к завершению» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Кук, Ник (1 мая 1995 г.). «Ровно в полдень тигру и апачу» . Интеравиа Бизнес и Технологии. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Государственное контрольно-ревизионное управление 2002, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Макгоуэн 2005, с. 214.
- ^ «Британская армия приняла 67-й Apache на церемонии, состоявшейся на авиасалоне в Фарнборо в 2004 году» . Агуста Вестленд. 21 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Государственное контрольно-ревизионное управление 2002, с. 8.
- ^ «Планируется ремонт армейских вертолетов» . Нью-Йорк Пресс. 10 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Некоторые апачи будут наказаны на 10 месяцев» . Фейетвиллский обозреватель . 11 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ «Армейская авиация: вес длинного лука Apache и проблемы связи» . Счетная палата правительства США. 15 сентября 1998 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 года . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ Магуайр, Кевин (4 августа 1999 г.). «Великобритания намерена уничтожить Apache» . Ежедневное зеркало . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года.
- ^ Госконтроль, 2002, стр. 9, 22–23.
- ^ Хейман 2005, с. 114.
- ^ Государственное контрольно-ревизионное управление 2002, с. 7.
- ^ Смит, Майкл (31 октября 2002 г.). «Предупреждение о неисправностях вертолета Apache» . Телеграф . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Хенке, Дэвид (18 ноября 2003 г.). «Вертолеты «под угрозой» дружественного огня» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Апач» . Британская армия. Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп и Лорье 2005, с. 47.
- ^ Государственное контрольно-ревизионное управление 2002, с. 22.
- ^ Хойл, Крейг (31 мая 2005 г.). «Британская армия поднимает первый полк апачей» . Рейс Интернешнл .
- ^ Перейти обратно: а б с Хойл, Крейг (28 ноября 2012 г.). «Великобритания взвешивает варианты модернизации ударного вертолета Apache» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (30 октября 2013 г.). «ADEX 2013: секвестр в США дает время британским властям Apache» . Еженедельник защиты Джейн IHS . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Великобритания – ударные вертолеты AH-64E Apache Guardian» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности. Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «Великобритания объявляет о покупке Apache» , Новости обороны , 11 июля 2016 г.
- ^ «Реконструкция вертолетов AH-64» , Military Aerospace , май 2017 г., заархивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. , получено 21 апреля 2019 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (10 марта 2020 г.). «В настоящее время Великобритания имеет все 50 самолетов AH-64E Apache по контракту» . Джейн . Архивировано из оригинала 28 марта 2020 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «МОД заказывает для армии новый парк новейших вертолетов Apache» . Министерство обороны Великобритании. 11 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ «Apache AH-64E знаменует новую эру в современной британской военной авиации» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «Великобритания получила первые модернизированные вертолеты AH-64E Apache» . Джейнс.com . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Питтауэй, Найджел (4 апреля 2024 г.). «Армия покупает бывшие британские апачи» . Австралийский оборонный журнал . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ «РТМ 322» . Турбомека. Архивировано из оригинала 3 августа 2009 года . Проверено 29 января 2010 г.
- ^ Вятт, Кэролайн (26 мая 2011 г.). «Как британские вертолеты Apache могут помочь миссии в Ливии» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Apache приближается к линии фронта» . Новости ВМФ. 11 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2011 г. . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ «Компания General Dynamics заключила контракт на подключение Apache BOWMAN на сумму 25 миллионов фунтов стерлингов» . Новостная лента по связям с общественностью. 26 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 г. Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ «Selex сосредоточится на интегрированном DAS в Old Crows» . Шепард. 18 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Хойл 2004, с. 59.
- ↑ История RAF, CRV-7. Архивировано 4 апреля 2012 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 25 марта 2010 г. (pt 0002)» . Архивировано из оригинала 14 января 2018 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Обзор политики и практики использования кассетных боеприпасов, публикация Human Rights Watch» (PDF) . Февраль 2007. с. 18. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Мыска, Сангита (19 мая 2008 г.). «Великобритания добивается освобождения от применения кассетных бомб» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Великий британский скандал с бомбой» . Вестник . Глазго. 28 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2012 г. . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Посланники договорились о договоре о запрещении кассетных бомб» . Новости GMA онлайн. 29 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 1 августа 2012 г.
- ^ Рэймент, Шон (12 июня 2005 г.). «Дайте нам врага, с которым мы будем сражаться, — говорит руководитель британского вертолетного парка Apache» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 6 июля 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Афганский полевой отчет: британские WAH-64D» . Ежедневник оборонной промышленности. 26 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2007 г. Проверено 27 ноября 2007 г.
- ^ Мартин, Локхид. «Радарный частотный интерферометр AN / APR-48A» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ «Профиль вертолета: Boeing AH-64 Apache» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 17 мая 2009 года . Проверено 2 февраля 2010 г.
- ^ Хойл, Крейг (1 декабря 2008 г.). «Британская армия получила первые модернизированные «Апачи»» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 6 мая 2011 г.
- ^ «Великобритания заключила с Lockheed Martin контракт на 212 миллионов долларов на производство системы Arrowhead» Lockheed Martin . 2 мая 2005 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (2009). Обзор международной обороны Джейн: Том 42 . Информационная группа Джейн. п. 25.
- ^ Финч 1996, с. 2.
- ^ «Первый полк ударных вертолетов Apache полностью боеспособен» . Пресс-проволока М2. 25 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2012 г.
- ^ «Апач приземляется на британский авианосец Арк Ройал» . Авиация сегодня. 17 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Твиди, Нил (28 августа 2006 г.). «Войска израсходовали боеприпасы, поскольку война с Талибаном унесла 14 жизней» . Телеграф . Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Уоттс, Роберт (11 ноября 2007 г.). «Половина боевых кораблей армии остановлена» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Рэймент, Шон (22 ноября 2008 г.). «Менее одного из трех британских ударных вертолетов Apache «пригодны для своей цели» » . Телеграф . Архивировано из оригинала 10 октября 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Поддержка британских апачей: контракт AW с IOS» . Ежедневник оборонной промышленности. 22 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2011 г. Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ «Инженеры базы Apache могут предпринять забастовку». [ постоянная мертвая ссылка ] Бери Фри Пресс , 20 июня 2011 г.
- ^ «Аль-Каида угрожает похитить принца Гарри, если он полетит на вертолете Apache» . Таймс оф Индия . 9 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г.
- ^ Харрисон, Пол (17 апреля 2011 г.). «Принц Гарри достиг звания капитана армии» . Небесные новости. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года.
- ^ Коллинз, Ник (16 июня 2011 г.). «Принц Гарри возвращается в Афганистан» . Телеграф . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Принц Гарри отправлен в Афганистан» . Би-би-си. 7 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2018 г. . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Рикс, Ребекка (29 января 2019 г.). «Упражнение «Часовой механизм: армейские апачи» дебютируют в Арктике» . Сеть Сил . Архивировано из оригинала 30 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Парламентские вопросы министру обороны (Де Брауну)» . Хансард . 26 февраля 2007 г. 122586. Архивировано из оригинала 21 января 2021 г. . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Калверт, Денис Дж (февраль 2007 г.). «Факты: ВВС Великобритании в Афганистане». Иллюстрированные самолеты . Ян Аллан. п. 34.
- ^ Кэрнс, Дэн (24 июня 2011 г.). «Точный и смертоносный: взгляд на «Апач» пилота» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 15 апреля 2018 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ «Поддержание готовности апачей к борьбе с талибами» . МОД. 12 января 2011 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолш, Деклан (10 июля 2006 г.). «Апачи и Ленд Роверы против парня с детонатором» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Хардинг, Томас (23 июня 2006 г.). «Апачи заслужили свое признание на поле боя в Афганистане» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 7 июля 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Морские пехотинцы пытаются спасти апачей во время операции в Афганистане» . Министерство обороны. 17 января 2007 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 г.
- ^ Льюис 2009, стр. 1–3.
- ^ «Войска сделали заявку на спасение морской пехоты» . Новости Би-би-си . 17 января 2007 года. Архивировано из оригинала 19 января 2007 года . Проверено 17 января 2007 г.
- ^ «Вызов вертолета-спасателя морской пехоты» . Новости Би-би-си . 22 января 2007 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2007 г. Проверено 22 февраля 2007 г.
- ^ «Британские войска и АНА в операции при поддержке Апачей» . МОД. 4 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г.
- ^ Смит, Майкл (22 июня 2008 г.). «Армейская «вакуумная» ракета поразила Талибан» . Таймс . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Великобритания Apache запускает ракеты Hellfire, чтобы уничтожить боевиков Талибана» . Пограничная Индия. 30 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2009 г.
- ^ Коглан, Том; Болдуин, Том (11 июля 2008 г.). «Девять человек ранены в Афганистане в результате обстрела вертолетом собственных войск». Таймс . Лондон.
- ^ Хойл, Крейг (5 сентября 2008 г.). «Великобританский Apache разбился в Афганистане, экипаж цел» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Британские апачи предотвращают срывы выборов в Афганистане» . Боинг. 20 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г.
- ^ «Черный дозор» наносит удар по талибам . Вечерний телеграф . 5 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 г.
- ^ «Британские силы «убивают лидера Талибана» » . Новости Би-би-си . 2 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2009 г. Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ «Афганские дети ранены в результате атаки британского вертолета Apache» . Новости Би-би-си . 25 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ «Британский вертолет Apache ранил детей в Афганистане» . Хранитель . 25 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Apache налетал 50 000 часов во время операций в Афганистане. Архивировано 16 апреля 2014 г. в Wayback Machine - Gov.UK, 14 апреля 2014 г.
- ^ Джонсон, Кей (26 октября 2014 г.). «Британия прекращает боевую роль в Афганистане, последние морские пехотинцы США сдают базу» . www.reuters.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Налет Apache составляет 100 000 часов» . Министерство обороны. 26 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2011 г. . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (17 мая 2011 г.). «Британские апачи набрали 100% результатов в морских испытаниях Hellfire» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 28 мая 2011 года . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ «Британские апачи были развернуты в Ливии за 24 часа» . Небесные новости. 27 мая 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Напуганный Каддафи «прячется в больнице» » . Независимый . 27 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 г. Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Апачи готовы помочь защитить мирное население Ливии» . Министерство обороны. 27 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 г. Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Хардинг, Томас (14 июня 2011 г.). «Британия отправит вертолеты Apache в Йемен» . Телеграф . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Великобританские вертолеты Apache использовались в атаках НАТО» . Новости Би-би-си . 4 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Хеннесси, Патрик (4 июня 2011 г.). «Атака апачей усиливает борьбу против Каддафи» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2019 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Сенгупта, Ким (5 июня 2011 г.). «Ливия: точность и сдержанность, когда апачи поражают цель» . Телеграф . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Шерлок, Рут (11 июня 2011 г.). «Каддафи нанес удар по линии фронта в Мисурате после удара британских вертолетов Apache» . Шотландец .
- ^ «Повстанцы продвигаются вперед, пока апачи и истребители Королевских ВВС наносят удары по силам Каддафи». Новости британских вооруженных сил. 13 июня 2011 г.
- ^ Кили, Сэм (13 июня 2011 г.). «Миссия НАТО в Ливии теряет темп?» . Небесные новости. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года.
- ^ «Британские штурмовики и эсминцы сражаются с силами Каддафи» . Новости британских войск. 25 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 г.
- ^ Хьюз, Христос (1 июля 2011 г.). «Британские вертолеты «Апач» в Ливии начали самый жестокий удар против головорезов Каддафи» . Ежедневное зеркало .
- ^ «Ливия: Воздушный налет на военный лагерь Каддафи» . Новости Би-би-си . 2 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 г. Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ Керр, Симеон (5 августа 2011 г.). «Ливийские повстанцы готовят наступление на Триполи». Файнэншл Таймс .
- ^ Мео, Ник. «Ливия: НАТО отрицает, что войска Каддафи сбили беспилотный дрон» . Архивировано 25 сентября 2015 года в Wayback Machine The Telegraph , 21 июня 2011 года.
- ^ «НАТО теряет связь с дроном-вертолётом над Ливией». Архивировано 23 июня 2011 года в Wayback Machine The Hindu , 21 июня 2011 года.
- ^ Хойл, Крейг (8 июля 2011 г.). «Ливия: британская армия подробно описывает успех Apache» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ «Официальный представитель Министерства обороны Великобритании видит хороший прогресс в операции в Ливии» . defpro.com. 27 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г.
- ^ «Британские вертолеты Apache наносят удары по объектам в Ливии» . Телеграф . 11 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г.
- ^ «Тайфун и Апачи возвращаются из Ливии» . defencemanagement.com. 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 января 2013 г.
- ^ «653-я эскадрилья армейского авиационного корпуса» . мод.uk. Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «662-я эскадрилья армейской авиации» . мод.uk. Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «663-я эскадрилья армейской авиации» . мод.uk. Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2016 года . Проверено 26 октября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Последний парад 654-й эскадрильи перед расформированием» . Силы ТВ . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ «656-я эскадрилья армейской авиации» . мод.uk. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «664-я эскадрилья армейского авиационного корпуса» . мод.uk. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «668-я эскадрилья армейской авиации» . мод.uk. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «673-я эскадрилья армейского авиационного корпуса» . мод.uk. Архивировано из оригинала 9 апреля 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «Армейский летный музей принимает вертолет Apache AH Mk.1» . Музей армейской авиации . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Apache AH Mk 1. Архивировано 19 июня 2009 года в Wayback Machine , AgustaWestland.
- ^ «Боинг AH-64 Апач» . Джейн: Все самолеты мира . Информационная группа Джейн. 13 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2006 г. Проверено 17 июня 2006 г.
- ^ «RTM322 Power для NH90, EH101 и Apache» (PDF) . 22 октября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2007 г.
- ^ «Апач АХ Мк1» . Агуста Вестленд. Архивировано из оригинала 3 апреля 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ «DSEI: Brimstone становится зеленым для интеграции Apache» . Flightglobal.com . 18 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- Библиография
- «АХ Мк1 Апач». Агуста Вестленд . Проверено 30 июня 2011 г.
- Бишоп, Крис и Джим Лорье. «Apache AH-64 Boeing (McDonnell Douglas) 1976–2005». Издательство Оспри , 2005. ISBN 1-84176-816-2 .
- Финч, Роджер С. «Сертификация вертолетов: проблемы тестирования Apache в Великобритании». [ постоянная мертвая ссылка ] Боскомб Даун: Организация оборонных испытаний и оценки , 1996.
- Хейман, Чарльз. «Путеводитель британской армии». Барнсли: Книги о ручке и мече , 2005. ISBN 1-84415-280-4 .
- Хойл, Крейг. «Апачи готовы – несмотря на задержки в обучении пилотов для Boeing/Westland Apache AH1, британская армия не имеет никаких сомнений в отношении своего нового ударного вертолета». Архивировано 5 ноября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 26 июля 2004 г., стр. 58–60.
- Льюис, Дэмиен. «Апачский рассвет», Сфера , 2009. ISBN 978-0-7515-4191-5 .
- Макгоуэн, Стэнли С. «Вертолеты: иллюстрированная история их влияния». АВС-КЛИО , 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Национальное контрольно-ревизионное управление. «Создание возможностей воздушного маневрирования: внедрение вертолета Apache». Лондон: Канцелярский офис , 28 октября 2002 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинг, Энтони. «Трансформация вооруженных сил Европы: от Рейна до Афганистана». Издательство Кембриджского университета , 2011. ISBN 0-521-76094-1 .
- Мэйси, Эд. «Адский огонь». Харпер Коллинз , 2010. ISBN 0-00-728820-4 .
- Мэдисон, Шарлотта. «Одетый для убийства», обзор заголовка , 2010 г. ISBN 0-7553-1962-1 .
- Райан, Майк. «Поле битвы в Афганистане». Спеллмаунт , 2007. ISBN 1-86227-390-1 .
- Торнтон, Род. «Асимметричная война: угроза и ответ в двадцать первом веке». Политика , 2005. ISBN 0-7456-3365-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная веб-страница военного вертолета Леонардо
- Westland Apache AH Mk 1 (WAH-64 Apache Longbow) на армейском авиационном корпусе