Boeing Chinook (варианты для Великобритании)
Чинук | |
---|---|
Chinook HC6A из 18-й эскадрильи Королевских ВВС в 2020 году | |
Роль | Транспортный вертолет |
Производитель | Боинг Оборона, космос и безопасность |
Первый полет | 23 марта 1980 г. (HC1) |
Введение | 1980 в составе РАФ |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Разработано на основе | Боинг CH-47 Чинук |
Boeing Chinook — большой с тандемным винтом, вертолет эксплуатируемый Королевскими ВВС (RAF). Серия вариантов, основанных на США армии Боинге CH-47 Chinook , парк Chinook ВВС Великобритании является крупнейшим за пределами Соединенных Штатов. [ 1 ] «Чинуки» ВВС Великобритании неоднократно участвовали в войне на Фолклендских островах , на Балканах , в Северной Ирландии , Ираке и Афганистане .
«Чинук», обычно базирующийся в ВВС Великобритании в Одихаме в Англии, обеспечивает поддержку и транспортировку тяжелых грузов во всех видах вооруженных сил Великобритании с начала 1980-х годов. [ 2 ] По состоянию на 2015 год на вооружении британских ВВС имеется шестьдесят «Чинуков». [ 3 ] В 2018 году Великобритания направила Соединенным Штатам запрос на закупку шестнадцати дополнительных винтокрылых машин. [ 4 ] Ожидается, что Chinook останется на вооружении ВВС Великобритании до 2040-х годов. [ 5 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Чинук HC1
[ редактировать ]В марте 1967 года Великобритания разместила заказ на пятнадцать самолетов Boeing Vertol CH-47B Chinook Королевских ВВС для замены парка Bristol Belvedere HC.1 . На британской службе новый самолет должен был обозначаться как Chinook HC Mk 1 (также в формате HC.1 или HC1), что означает Helicopter, Cargo Mark 1 . [ 6 ] Однако в ноябре того же года приказ был отменен в ходе проверки расходов на оборону. [ 7 ] [ 8 ]
Амбиции Великобритании по закупкам Chinook возобновились в 1978 году, когда было объявлено о потребности в новом тяжелом вертолете для замены Westland Wessex . Было заказано тридцать «Чинуков» по цене 200 миллионов долларов США. [ 9 ] Эти вертолеты, сравнимые с CH-47C с двигателями Lycoming T55-L-11E, снова получили обозначение Chinook HC1 и поступили на вооружение в декабре 1980 года. Еще восемь HC1 были поставлены с 1984 по 1986 год, включая Lycoming T55-L CH-47D. -712 турбовальные двигатели. [ 10 ]
В результате замены металлических лопастей несущего винта HC1 на лопасти из композитного материала из алюминия и стекловолокна эти самолеты получили обозначение Chinook HC1B . Все уцелевшие самолеты позже были возвращены компании Boeing и обновлены до стандарта Chinook HC2 для дальнейшей службы в ВВС Великобритании. [ 11 ]
Чинук HC2
[ редактировать ], Следующее поколение Chinook армии США CH-47D, поступило на вооружение в 1982 году. Усовершенствования по сравнению с CH-47C включали модернизированные двигатели, композитные лопасти несущего винта, переработанную кабину для снижения рабочей нагрузки пилота, резервные и улучшенные электрические системы, усовершенствованную систему управления полетом. (FCS) и улучшенной авионикой . [ 12 ] ВВС Великобритании вернули Boeing свой первоначальный парк HC1 для модернизации до стандарта CH-47D, первый из которых вернулся в Великобританию в 1993 году. [ 13 ]
Были заказаны три дополнительных Chinook HC2, поставки начались в 1995 году. Еще шесть были заказаны в 1995 году под обозначением Chinook HC2A ; [ 14 ] Основное различие между ними и стандартным HC2 заключалось в усилении передней части фюзеляжа, чтобы в будущем можно было установить зонд для дозаправки в воздухе . [ 15 ]
Один аргентинский CH-47C был захвачен во время Фолклендской войны , [ 16 ] и использовался ВВС Великобритании в качестве учебного пособия. Задняя часть фюзеляжа позже использовалась для ремонта разбившегося в 2003 году самолета RAF Chinook. [ 17 ]
В 2006 году даты вывода из эксплуатации парка HC2 и HC2A были запланированы на 2015 и 2025 годы соответственно. [ 13 ] но если будут проведены запланированные модернизации, оба типа могут эксплуатироваться до 2040 года. [ 18 ]
Чинук HC3
[ редактировать ]Восемь Chinook HC3 были заказаны в 1995 году в качестве вертолетов специального назначения армии США , которые должны были стать недорогими вариантами MH-47E . [ 19 ] HC3 имеют улучшенную дальность действия, датчики ночного видения и навигационные возможности. Восемь самолетов должны были стоить 259 миллионов фунтов стерлингов, а предполагаемая дата ввода в эксплуатацию - ноябрь 1998 года. [ 19 ] Несмотря на то, что HC3 был поставлен в 2001 году, он не смог получить сертификаты летной годности, поскольку не было возможности сертифицировать программное обеспечение авионики .
Программа была широко оценена как «совершенно неумелая закупка»: сэр Питер Спенсер , который в качестве главы Агентства оборонных закупок унаследовал проект, сказал, что «первоначальное требование было... фактически невыполнимо. Я имею в виду, что были 100 основных требований. Я прочитал их все. В одном из них говорилось, что они обеспечивают защиту от любой ракеты, летящей с любого направления». Позже Спенсер прокомментировал: «Всегда трудно представить, почему люди думают, что вы сможете с минимальными затратами купить индивидуальный заказ для очень небольшого производственного цикла». [ 20 ]
Авионика оказалась непригодной из-за плохого анализа рисков и отсутствия необходимых требований в контракте на закупку. [ 21 ] The Times утверждала, что Министерство обороны (МО) планировало провести интеграцию программного обеспечения самостоятельно, без участия Boeing, чтобы сократить расходы. [ 22 ] Несмотря на отсутствие сертификации, вертолетам разрешалось летать только в визуальных метеорологических условиях и впоследствии храниться в ангарах с климат-контролем . [ 22 ] В 2004 году Эдвард Ли , тогдашний председатель Комитета по государственным счетам, назвал это «одной из самых некомпетентных закупок всех времен». [ 19 ]
В ноябре 2006 года издание Air Forces Monthly сообщило, что после длительных переговоров о разрешении их ввода в эксплуатацию Агентство по ремонту военной авиации , вероятно, получит контракт на установку системы авионики Thales "TopDeck" на самолеты Chinook HC3. [ 23 ] Однако в марте 2007 года министерство обороны объявило, что эта так называемая программа «Fix to Field» будет отменена и вместо этого вернет авионику вертолетов к спецификации Chinook HC2/2A. [ 24 ] Стоимость программы оценивалась в 50–60 миллионов фунтов стерлингов. [ 25 ] В июне 2008 года Государственный контроль опубликовал резкий отчет о действиях Минобороны в этом деле, в котором говорилось, что к моменту ввода вертолетов в эксплуатацию вся программа, вероятно, будет стоить 500 миллионов фунтов стерлингов. [ 26 ] [ 27 ] 6 июля 2009 года первый из восьми модифицированных Chinook HC3 совершил свой первый испытательный полет в MOD Boscombe Down в рамках этапа летных испытаний и оценки программы «реверсии» HC3. [ 28 ]
Чинук HC4
[ редактировать ]Программа модернизации сорока шести вертолетов Chinook HC2/2A и HC3 была начата в декабре 2008 года. Известная как Project Julius , она включала в себя новую цифровую авионику кабины экипажа на основе комплекта авионики Thales TopDeck, включающую новые многофункциональные дисплеи и цифровой дисплей с движущейся картой. и электронную летную сумку , установку носового инфракрасного детектора переднего обзора (FLIR) и модернизацию двигателей до более мощного стандарта T55-714. [ 29 ] Модернизированные самолеты HC2/2A и HC3 были переименованы в HC4 и HC5 соответственно. Ожидалось, что поставки начнутся в 2011 году. [ 30 ] Первая модификация, Chinook HC4, совершила первый полет 9 декабря 2010 года. [ 31 ] Первоначальный статус эксплуатационной готовности был достигнут в июне 2012 года, когда было поставлено семь самолетов. [ 32 ] В июле 2017 года было объявлено, что тридцать восемь самолетов Chinook HC4 будут модернизированы до стандарта HC6A, включая замену аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS). [ 33 ] К февралю 2022 года вариантов HC4 не осталось, а в парке были варианты HC5, HC6 и HC6A. [ 34 ]
Чинук HC5, HC6 и HC6A
[ редактировать ]Обозначение Chinook HC6 было присвоено двадцати четырем (позже сокращенным до четырнадцати) самолетам Chinook на базе CH-47F, заказанным в 2009 году. В декабре 2015 года четырнадцатый и последний HC6 был доставлен в ВВС Великобритании. [ 35 ]
К февралю 2022 года парк состоял из вариантов HC5, HC6 и HC6A. [ 36 ]
Чинук IS
[ редактировать ]В марте 2024 года министерство обороны объявило о своем намерении закупить 14 моделей Chinook Extended Range (ER), запас хода которых в два раза превышает запас хода 14 самых старых моделей Chinook RAF, которые они заменят. [ 37 ]
Операционная история
[ редактировать ]«Чинуки» британских ВВС широко использовались для поддержки британских военных действий, впервые выполнив свою роль во время корпоративной операции «Фолклендская война » в 1982 году.
«Чинуки» использовались в операции «Грэнби» во время войны в Персидском заливе 1991 года . «Чинук» стал жизненно важным транспортным средством во время войны. Они использовались для переброски войск в регион в начале конфликта; [ 38 ] 22 января 1991 года «Чинук» использовался для перевозки патруля Специальной воздушной службы (SAS) во время знаменитой миссии «Браво Два Ноль» . [ 39 ] [ 40 ] После конфликта девять британских «Чинуков» доставили продовольствие и припасы тысячам курдских беженцев из Ирака. [ 41 ] [ 42 ]
10 августа 1999 года сотни самолетов «Чинуки» по всему миру, в том числе те, которые использовались британскими вооруженными силами, были остановлены из-за трещины, обнаруженной в шасси британского вертолета во время плановой проверки. [ 43 ]
В частности, один «Чинук», известный под своим первоначальным кодом эскадрильи «Браво Ноябрь» , является широко признанным и награжденным самолетом благодаря своему послужному списку; [ 44 ] он участвовал в каждой крупной операции с участием британских ВВС за почти 40-летний срок службы вертолета, включая Фолклендские острова , Ливан, Германию, Северную Ирландию, Ирак и Афганистан. [ 44 ] [ 45 ]
Фолклендская война
[ редактировать ]Во время Фолклендской войны «Чинуки» использовались как британскими, так и аргентинскими войсками. В апреле 1982 года четыре «Чинука» были погружены на борт контейнеровоза MV Atlantic Conveyor , направлявшегося на Фолклендские острова для поддержки британских операций. [ 46 ] 25 мая 1982 года «Чинук Браво Ноябрь» был отправлен за грузом с HMS Glasgow . Пока вертолет находился в воздухе, Atlantic Conveyor был атакован аргентинским самолетом Dassault Super Étendard с Exocet . ракетой морского направления [ 47 ] Браво Ноябрь избежал гибели корабля, оказал помощь в эвакуации корабля, а позже приземлился на авианосец HMS Hermes , получив прозвище «Выживший». [ 48 ] Из-за быстрого распространения огня и дыма на борту Atlantic Conveyer после удара Exocet не удалось управлять ни одним из вертолетов, оставшихся на палубе корабля. [ 49 ]
Один аргентинский армейский «Чинук» был захвачен британской армией в целости и сохранности после капитуляции. «Чинуки» ВВС Великобритании входили в состав примерно сорока вертолетов британской оперативной группы, наряду с Westland Sea King и Westland Wessex . вертолетами [ 50 ]
В послевоенное время четыре «Чинука» эксплуатировались отрядом «Чинук», который в 1983 году стал отрядом № 1310. Впоследствии 78-я эскадрилья была реформирована в 1986 году в результате слияния отряда № 1310 и № 1564. («Морские короли») и управлял двумя «Чинуками» в составе Фолклендского гарнизона . В середине 1990-х годов этот вертолет был сокращен до одного, а в 2006 году этот тип был выведен с Фолклендских островов, чтобы высвободить ресурсы и самолеты для операций в Афганистане. [ 51 ]
Афганистан
[ редактировать ]Вертолеты «Чинук» активно использовались для постоянной поддержки британских войск в Афганистане с самого начала войны в Афганистане в 2001 году; [ 2 ] В ходе операции «Снайп» вертолеты использовались для оказания помощи 1000 британским коммандос, прочесывающим регион на юго-востоке Афганистана. [ 52 ] Из-за угрозы самодельных взрывных устройств (СВУ), разбросанных повстанцами по всей территории, транспортные вертолеты стали очень ценными и востребованными подразделениями в этом стиле ведения войны. [ 53 ] [ 54 ] К апрелю 2006 года шесть «Чинуков» были переброшены транспортным самолетом C-17A Globemaster III в Кандагар на юге Афганистана для поддержки операции «Херрик» . [ 55 ] Два самолета RAF Chinook были потеряны в августе 2009 года в ходе боевых действий с талибами , один из которых был сбит огнем противника. [ 56 ] [ 57 ] несмотря на предупреждения, сделанные за несколько месяцев до этого, Талибан планирует атаковать вертолеты. [ 58 ]
Дальнейшая эксплуатация флота стала более рентабельной после изменения режимов технического обслуживания и поддержки в 2006 и 2007 годах. [ 59 ] 15 декабря 2009 года британское правительство объявило о своей будущей стратегии развития вертолетов, включая закупку двадцати четырех самолетов новой постройки «Чинуки», двадцати двух для расширения сил и двух для возмещения потерь в Афганистане, которые будут поставлены ВВС Великобритании с 2012 года. [ 60 ] [ 61 ] Число дополнительных «Чинуков» было сокращено на двенадцать в « Обзоре стратегической обороны и безопасности за 2010 год» . [ 62 ] [ 63 ] В результате общий размер парка достиг шестидесяти самолетов; По состоянию на 2009 год на вооружении Королевских ВВС было сорок восемь «Чинуков». [ 1 ]
Другие развертывания
[ редактировать ]6 июня 1999 года два «Чинука» из 7-й эскадрильи покинули Королевские ВВС Одихам в Хэмпшире , перевозя десантников для присоединения к силам НАТО , несущим службу на Балканах; [ 64 ] еще шесть человек прибыли на следующей неделе в Косово для поддержки таких операций, как эвакуация раненых и транспортировка жизненно важных грузов. [ 65 ] 12 июня 1999 года волны «Чинуков» в сопровождении американских ударных вертолетов Westland Lynx и AH-64 Apache были использованы для быстрого развертывания британских пехотных сил в Косово в рамках первого этапа развертывания НАТО. [ 66 ]
В мае 2000 года несколько вертолетов «Чинук» доставили по воздуху граждан Великобритании и Европейского Союза из Фритауна в Сьерра-Леоне в целях эвакуации из-за региональной нестабильности. [ 67 ] В сентябре 2000 года «Чинуки» использовались для эвакуации раненых в результате боевых действий во Фритауне на RFA Sir Percivale , корабль поддержки, пришвартованный там. [ 68 ]
В июле 2006 года три вертолета «Чинук» из 27-й эскадрильи были отправлены в Акротири ВВС Великобритании в на Кипре для эвакуации британских граждан из Ливана; [ 69 ] эскадрилья также доставила представителя ЕС по иностранным делам Хавьера Солану в Бейрут в начале кризиса. [ 70 ]
В июле 2018 года три вертолета RAF Chinook были задействованы в рамках операции «Ньюкомб» для оказания помощи французским войскам в конфликте на севере Мали с логистикой и передвижением войск. [ 71 ]
Варианты
[ редактировать ]- Чинук HC1
- Новый самолет для ВВС Великобритании на базе CH-47C, построен сорок один самолет.
- Чинук HC1B
- Модификация сорока одного HC1 с металлическими лопастями несущего винта, оставшиеся в живых переоборудованы в HC2.
- Чинук HC2
- Преобразование компанией Boeing тридцати двух уцелевших самолетов HC1B в стандарт CH-47D и трех самолетов новой постройки.
- Чинук HC2A
- Подобно HC2, с усиленным фюзеляжем с использованием технологии изготовления фрезерованной конструкции, построено шесть самолетов.
- Чинук HC3
- Вариант спецназа на базе CH-47SD, построено восемь.
- Чинук HC4
- Самолет HC2/2A с модернизированными двигателями и авионикой по проекту «Юлиус» . Запланировано сорок шесть преобразований.
- Чинук HC5
- Самолет HC3 с модернизированной авионикой по проекту «Юлиус» и заменой аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS).
- Чинук HC6
- Новая постройка Chinooks, анонсированная в 2009 году, первоначально состояла из двадцати четырех самолетов, позже их количество сократилось до четырнадцати. [ 72 ] (двенадцать новых вертолетов плюс два устаревших вертолета). Последний самолет был поставлен в декабре 2015 года. [ 73 ]
- Чинук HC6A
- Модернизация самолетов HC4 Chinook с заменой аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS).
Операторы
[ редактировать ]РАФ Одихам
- 7-я эскадрилья - часть Объединенного авиационного крыла спецназа.
- № 18 (Б) эскадрилья
- № 27-я эскадрилья
- № 240 подразделение оперативной переоборудования RAF - объединенное Chinook и Puma HC1 подразделение оперативной переоборудования , 1980–1993 гг. [ 74 ]
РАФ Бенсон
- 28-я эскадрилья - объединенное подразделение оперативной переоборудования Chinook и Puma HC2, с 2015 г.
Известные инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]13 мая 1986 года: Chinook HC1 ZA715 разбился в плохую погоду на Фолклендских островах. Вертолет с четырьмя членами экипажа и двенадцатью военнослужащими врезался в холм в четырех милях от места назначения. Спасателям помешала метель, персонал удалось восстановить, но один член экипажа скончался вскоре после крушения, а второй пилот и солдат скончались по дороге в больницу. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что экипаж потерял ориентацию из-за « белой темноты ». [ 75 ]
- 27 февраля 1987 г.
- Chinook HC1 ZA721 разбился на Фолклендских островах во время испытательного полета после обслуживания. Покинув ВВС Маунт-Плезант , вертолет находился на нормальной крейсерской скорости и на высоте от 300 до 700 футов, когда он пикировал и врезался в землю примерно в шести километрах к юго-востоку от аэродрома; он был разрушен последующим пожаром. Комиссия по расследованию не смогла определить точную причину, но, возможно, это было заклинивание верхнего привода наддува, поворачивающегося вперед . Все семь человек на борту, три члена экипажа и четыре техника, погибли. [ 76 ]
- 6 мая 1988 г.
- Chinook HC1 ZA672 врезался в пирс в аэропорту Ганновера во время выруливания на позицию в ограниченном пространстве. Его передний винт ударился о нижнюю часть пирса 10, в результате чего вертолет поднялся вертикально, а затем упал на бок. Пожар начался в задней части фюзеляжа и вскоре распространился. Три члена экипажа погибли, один получил серьезные травмы; «Чинук» был уничтожен. [ 77 ]
- 2 июня 1994 г.
- Chinook HC2 ZD576 разбился на Малл-оф-Кинтайр в Шотландии, в результате чего погибли все 25 пассажиров и все четыре члена экипажа; причина оспаривается. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] Это широко считается четвертой по величине катастрофой ВВС Великобритании в мирное время. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
- 19 августа 2009 г.
- Chinook HC2 ZA709 совершил вынужденную посадку после попадания реактивного гранатомета (РПГ) и последующего возгорания двигателя после высадки груза к северу от Сангина в провинции Гильменд , Афганистан. Перед приземлением «Чинук» пролетел два километра в безопасную зону. Никто из членов экипажа не получил никаких травм, и все эвакуировали самолет, прежде чем их спас второй «Чинук» в том же вылете. Поврежденный самолет был затем уничтожен авиаударами коалиции, чтобы не допустить его попадания в руки Талибана. [ 56 ] [ 84 ]
- 30 августа 2009 г.
- Chinook HC2 ZA673 совершил жесткую посадку во время боевых действий недалеко от Сангина, провинция Гильменд. У него были повреждены ходовая часть, носовая часть и передний винт, но экипаж и пятнадцать солдат на борту не пострадали. По данным Минобороны, безопасно восстановить самолет из-за места крушения не удалось, и он был умышленно уничтожен с помощью взрывчатки. Причина жесткой посадки была расследована, хотя предполагалось, что самолет не был сбит. [ 57 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 83-24104 — носовая часть бывшего CH-47D армии США, выставленная в Музее Королевских ВВС в Лондоне , модифицированная под « Браво Ноябрь ». [ 85 ]
- ZA717 — Chinook HC.1 хранится в Ньюаркском музее авиации в Уинторпе , Англия . [ 86 ]
- ZA718 — Chinook HC6A « Браво Ноябрь » на выставке в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [ 87 ]
Технические характеристики (Чинук HC2)
[ редактировать ]Данные Королевских ВВС [ 1 ] [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3–4 человека (пилот, второй пилот, один или два мастера по загрузке в зависимости от роли самолета)
- Вместимость: 55 солдат и техника.
- Длина: 98 футов 9 дюймов (30,10 м)
- Рост: 18 футов 8 дюймов (5,69 м)
- Пустой вес: 22 450 фунтов (10 183 кг)
- Полная масса: 26 680 фунтов (12 102 кг)
- Максимальный взлетный вес: 50 000 фунтов (22 680 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Honeywell T55-GA-712 турбовальных мощностью 3750 л.с. (2800 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 2 × 60 футов 0 дюймов (18,29 м).
- Площадь несущего винта: 5655,2 кв. футов (525,39 м ). 2 )
- Лопастная секция: - корень: Boeing VR-7; Совет: Боинг VR-8 [ 88 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 159 узлов (183 миль в час, 294 км/ч)
- Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
- Скорость набора высоты: 1980 футов/мин (10,1 м/с).
Вооружение
- Орудия: 2 минигана M134 и 1 пулемет M60.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Страница RAF Chinook HC2/2A/3. Архивировано 2 января 2015 г. в Wayback Machine . raf.mod.uk, 20 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Великобритания: Парламент (2009). (РАФ) . п. 57.
- ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . 10 декабря 2015 г.
- ^ «Великобритания – Вертолеты H-47 Chinook (увеличенной дальности действия) и аксессуары» . Агентство США по сотрудничеству в области оборонной безопасности. 19 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Болдуин, Харриетт (7 декабря 2017 г.). «Чинук Вертолеты: Письменный вопрос – 116751» . Парламент Великобритании . Проверено 10 декабря 2017 г.
- ^ Серийные номера и маркировка британских военных самолетов . Британская группа авиационных исследований. 1983. ISBN 0-906339-04-9 .
- ^ https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1967/nov/27/defence#column_65 . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин. 27 ноября 1967 г. полковник. 65.
{{cite book}}
:|chapter-url=
отсутствует заголовок ( помогите ) - ^ «Британия отменяет заказ на вертолеты Boeing в рамках резкого сокращения расходов на вооружение» . Уолл Стрит Джорнал . 24 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ «Подразделение Boeing будет производить вертолеты для Великобритании за 200 миллионов долларов» . Уолл Стрит Джорнал . 9 февраля 1978 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
- ^ «Первое и последнее дополнение к сообщению Boeing Vertol о международных поставках Chinook» . Новостная лента по связям с общественностью. 23 декабря 1986 года. [ мертвая ссылка ]
- ^ «После четырехдневного ралли акции завершили неделю ростом» . Майами Геральд . 21 октября 1989 года.
- ^ Белден, Том (21 мая 1982 г.). «Этот Whirlybird — ранняя пташка: армейский вертолет Boeing Vertol доставлен в рамках бюджета» . Филадельфийский исследователь .
- ^ Jump up to: а б с «Самолет Королевских ВВС: Чинук HC Mk2» . www.armforces.co.uk . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ «Boeing и Westland разделили британский заказ на вертолеты» . Нью-Йорк Таймс . 10 марта 1995 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Фиаско спецназа Королевских ВВС «Чинук»» . Элитные силы Великобритании. 4 июня 2008 г.
- ^ Бремя 1986, с. 75
- ^ «МО использует вертолет «режи и закрывай»» . Новости Би-би-си . 18 июля 2009 г.
- ^ Хойл, Крейг (12 февраля 2006 г.). «Boeing отменяет крупную сделку с британским Chinook» . Рейс Интернешнл .
- ^ Jump up to: а б с «Чинук допустил грубую ошибку, оставив RAF без внимания » . Новости Би-би-си . 7 апреля 2004 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Министерство обороны – Вертолеты поля боя» . Национальное контрольно-ревизионное управление . 7 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2011 г. Проверено 13 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Майкл (25 августа 2009 г.). «Таймс» . www.thetimes.co.uk . Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Джон, Лейк (декабрь 2006 г.). «Fleetlands починит Chinook HC Mk3?». Ежемесячник ВВС . ООО "Кей Паблишинг" с. 4.
- ^ Хойл, Крейг (14 января 2010 г.). «Великобритания подтверждает план отправки «новых» «Чинуков» в Афганистан» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Больше боевых вертолетов для вооруженных сил Великобритании» . Министерство обороны. 30 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2007 г.
- ^ Эванс, Майкл (4 июня 2008 г.). «500 миллионов фунтов стерлингов потрачены впустую на «Чинуки», которые никогда не летали» . Таймс . Лондон . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Хойл, Крейг (6 июня 2008 г.). «Великобритания начинает работу по «реверсии» Chinook HC Mk3, несмотря на критику» . Рейс Интернешнл .
- ^ «Модифицированный Boeing Chinook Mk3 успешно завершил первый испытательный полет» . Боинг. 7 июля 2009 г.
- ^ «Британские планы «Чинук» объединяются» . Авиационная неделя . 6 августа 2010 г. Проверено 29 октября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Объединенное вертолетное командование Великобритании» . Ежемесячник боевых самолетов : 54 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 г. Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ Парсонс, Гэри. «Первый проект Джулиус Чинук летает». Архивировано 14 марта 2012 года в Wayback Machine . Публикация ключей на key.aero, 24 января 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (16 ноября 2012 г.). «Великобритания готовит модернизированные «Чинуки» к дебюту в Афганистане» . Рейс Интернешнл .
- ^ «RAF модернизирует самолеты HC4 Chinook до нового стандарта HC6A» . IHS Джейнс . 27 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 29 июля 2017 г.
- ^ «Вопрос Минобороны – Chinook Helicopters (УИН 128201)» . Парламент Великобритании . 28 февраля 2022 г.
- ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . Полет Глобал . 10 декабря 2015 г.
- ^ «Вопрос Минобороны – Chinook Helicopters (УИН 128201)» . Парламент Великобритании . 28 февраля 2022 г.
- ^ Фелстед, Питер (14 марта 2024 г.). «Сделка наконец-то согласилась на то, чтобы ВВС Великобритании получили 14 новых «Чинуков» увеличенной дальности — European Security & Defence» . euro-sd.com . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Хоулетт, Дебби (28 февраля 1991 г.). «Разгром Ирака: стратегия, ловкость рук; командующий союзниками дает исчерпывающий отчет» . США сегодня . [ мертвая ссылка ]
- ^ Хэнкс, Роберт (19 ноября 2004 г.). «Энди Макнаб: Скрытое лицо войны» . Независимый . Лондон.
- ^ Лоури (2003). Хроники войны в Персидском заливе . п. 27.
- ^ Папа, Хью (24 апреля 1991 г.). «Союзники во время войны теперь объединяются, чтобы оказать помощь курдским беженцам: количество стран, оказывающих помощь, отражает волну обеспокоенности Запада их тяжелым положением» . Союзники во время войны теперь объединяются, чтобы оказать помощь курдским беженцам: Число стран, оказывающих помощь, отражает волну обеспокоенности Запада их тяжелым положением. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «Войска США в Турции открывают базу гуманитарной помощи» . Филадельфийский исследователь . 17 апреля 1991 года.
- ^ «Зонд безопасности «Чинук» запущен» . Новости Би-би-си . 10 августа 1999 г.
- ^ Jump up to: а б «Браво Ноябрь – самый известный «Чинук» Королевских ВВС» . Музей РАФ. Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Музей РАФ . 3 марта 2022 г. Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Этель и Прайс 1983, стр. 147–148.
- ^ "RAF - Королевские ВВС CH47 Чинук 'Браво Ноябрь' " . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Парсонс, Гэри (18 марта 2008 г.). «Легенда о «Браво Ноябрь» » . Эйр-Сцена Великобритания. Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ Этелл и Прайс 1983, стр. 151–152.
- ^ «Британские воздушные и сухопутные силы превосходили численностью» . Бостон Глобус . 21 мая 1982 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ «МО вынуждено нанимать гражданские вертолеты в Афганистане» . Пак Трибьюн . 16 октября 2006 г.
- ^ Клементс 2003 , стр. 62–63.
- ^ «Королевские морские коммандос в Афганистане» . Королевский флот. 18 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
- ^ Нортон-Тейлор, Ричард (15 июля 2009 г.). «В докладе депутатов говорится, что нехватка вертолетов ставит под угрозу войска в Афганистане» . Хранитель . Лондон.
- ^ Хойл, Крейг (15 апреля 2006 г.). «Дорога в Гильменд» . Рейс Интернешнл .
- ^ Jump up to: а б «Британский «Чинук» действительно попал под обстрел » . Новости Би-би-си . 21 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Британский «Чинук», поврежденный в Афганистане» . Новости Би-би-си . 30 августа 2009 г.
- ^ Хардинг, Томас (2 мая 2009 г.). «Талибан планирует сбить британский «Чинук»» . Телеграф . Лондон.
- ^ Великобритания: Парламент (2006). (РАФ) . стр. 50, 58.
- ^ «Поскольку надвигаются сокращения, Великобритания заказывает 24 «Чинука» у Boeing» [ мертвая ссылка ] , Новости обороны, 15 декабря 2009 г.
- ^ «МО закупит 22 новых «Чинука»» . Телеграф . Лондон. 15 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности» (PDF) . Правительство Ее Величества. 19 октября 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2010 г. . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Хойл, Крейг (22 октября 2010 г.). «АНАЛИЗ: Победители и проигравшие обзора обороны Великобритании» . Рейс Интернешнл . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ «Чинуки направляются в Косово» . Воскресная почта . 6 июня 1999 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
- ^ Блэк, Ян (27 мая 1999 г.). «Британия отправит еще 12 000 солдат» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Великобритания ведет НАТО в Косово» . Новости Би-би-си . 12 июня 1999 г.
- ^ Остин, Марк (10 мая 2000 г.). «Еще раз на «Чинуке», когда сестра Селия снова уходит» . Независимый . Лондон. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Парасы рассказывают о своем страхе под огнем: «Было страшно, но как только мы вступили в бой, тренировка взяла верх» » . Вестник . 12 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2013 г.
- ^ «Массовое спасение ливанских британцев» . Новости Би-би-си . 20 июля 2006 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Чрезвычайная ситуация в Ливане» . Министерство обороны. 20 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 г.
- ^ Николлс, Доминик (20 июля 2018 г.). «Британия рискует «открытым» конфликтом в Мали, стремясь защитить европейскую безопасность» . Дейли Телеграф . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Бюджет оборонной техники растет по мере формирования сил будущего» . Министерство обороны. 18 июля 2011 г.
- ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . FlightGlobal . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ «РАФ Одихам» . Королевские ВВС . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Сводка происшествий с военными самолетами Министерства обороны США – Chinook HC Mk1 ZA715» (PDF) . 8 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 г. . Проверено 19 декабря 2009 г.
- ^ «Сводка происшествий с военными самолетами Министерства обороны США - авиакатастрофа с самолетом Chinook HC Mk1 ZA721 Королевских ВВС» (PDF) . 17 марта 1989 года. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 года . Проверено 19 декабря 2009 г.
- ^ «Сводка происшествий с военным самолетом Министерства обороны США Chinook HC MK1 ZA672» (PDF) . 8 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 г.
- ^ «Чинук ZD 576 – Отчет» . Палата лордов – парламент Великобритании. 31 января 2002 г.
- ^ «Авария «Чинука» могла быть вызвана сбоями в программном обеспечении » . Новости Би-би-си . 4 января 2009 г.
- ^ Пейдж, Льюис (4 января 2010 г.). «Пожалуйста, заткнитесь по поводу крушения «Чинука» на Малле из Кинтайра: флот «Чинук» ВВС Великобритании на самом деле является редкой историей успеха Министерства обороны» . Регистр .
- ^ «31 погиб в транспорте ВВС Великобритании». Таймс . Лондон, Англия. 16 октября 1945 г. с. 4; Выпуск 50274.
- ^ «41 человек погиб во время тренировочного полета с парашютом». Таймс . № 56367. Лондон. 7 июля 1965 г. полковник С, с. 10.
- ^ Питер Николс (10 ноября 1971 г.). «Самолет RAF разбился в Италии, погибли 52 человека» . Таймс . № 58321. Лондон. п. 1.
- ^ Мид, Джефф (24 сентября 2009 г.). «Потерянный вертолет, сбитый талибами » . Небесные новости. БскиБ . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ «Boeing CH47D Chinook (Передняя часть фюзеляжа)» . Музей Королевских ВВС . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берден, Родни А; Майкл I Дрейпер; Дуглас Раф; Колин Р. Смит; Дэвид Л. Уилтон (1986). Фолклендские острова – Воздушная война . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-842-7 .
- Клементс, Фрэнк (2003). Конфликт в Афганистане: историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-402-4 .
- Этелл, Джеффри; Альфред Прайс (1983). Воздушная война в Южной Атлантике . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-99035-Х .
- Великобритания: Парламент (2006). Обеспечение передового потенциала ВВС Великобритании: третий отчет сессии 2005–06 гг . Лондон: Палата общин: Комитет обороны. ISBN 0-215-02694-2 .
- Великобритания: Парламент (2009). Вертолетные возможности: одиннадцатый отчет сессии 2008–09 гг . Лондон: Палата общин: Комитет обороны. ISBN 978-0-215-54002-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Лоури, Ричард С. (2003). Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком . Лондон: iUniverse. ISBN 0-595-29669-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]