Jump to content

Boeing Chinook (варианты для Великобритании)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Чинук
Chinook HC6A из 18-й эскадрильи Королевских ВВС в 2020 году
Роль Транспортный вертолет
Производитель Боинг Оборона, космос и безопасность
Первый полет 23 марта 1980 г. (HC1)
Введение 1980 в составе РАФ
Статус В эксплуатации
Основной пользователь Королевские ВВС
Разработано на основе Боинг CH-47 Чинук

Boeing Chinook — большой с тандемным винтом, вертолет эксплуатируемый Королевскими ВВС (RAF). Серия вариантов, основанных на США армии Боинге CH-47 Chinook , парк Chinook ВВС Великобритании является крупнейшим за пределами Соединенных Штатов. [ 1 ] «Чинуки» ВВС Великобритании неоднократно участвовали в войне на Фолклендских островах , на Балканах , в Северной Ирландии , Ираке и Афганистане .

«Чинук», обычно базирующийся в ВВС Великобритании в Одихаме в Англии, обеспечивает поддержку и транспортировку тяжелых грузов во всех видах вооруженных сил Великобритании с начала 1980-х годов. [ 2 ] По состоянию на 2015 год на вооружении британских ВВС имеется шестьдесят «Чинуков». [ 3 ] В 2018 году Великобритания направила Соединенным Штатам запрос на закупку шестнадцати дополнительных винтокрылых машин. [ 4 ] Ожидается, что Chinook останется на вооружении ВВС Великобритании до 2040-х годов. [ 5 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Вид из кабины самолета RAF Chinook во время тренировочного полета над Уэльсом, 2009 г.
Чинук HC1 Королевских ВВС, 1982 г.

В марте 1967 года Великобритания разместила заказ на пятнадцать самолетов Boeing Vertol CH-47B Chinook Королевских ВВС для замены парка Bristol Belvedere HC.1 . На британской службе новый самолет должен был обозначаться как Chinook HC Mk 1 (также в формате HC.1 или HC1), что означает Helicopter, Cargo Mark 1 . [ 6 ] Однако в ноябре того же года приказ был отменен в ходе проверки расходов на оборону. [ 7 ] [ 8 ]

Амбиции Великобритании по закупкам Chinook возобновились в 1978 году, когда было объявлено о потребности в новом тяжелом вертолете для замены Westland Wessex . Было заказано тридцать «Чинуков» по ​​цене 200 миллионов долларов США. [ 9 ] Эти вертолеты, сравнимые с CH-47C с двигателями Lycoming T55-L-11E, снова получили обозначение Chinook HC1 и поступили на вооружение в декабре 1980 года. Еще восемь HC1 были поставлены с 1984 по 1986 год, включая Lycoming T55-L CH-47D. -712 турбовальные двигатели. [ 10 ]

В результате замены металлических лопастей несущего винта HC1 на лопасти из композитного материала из алюминия и стекловолокна эти самолеты получили обозначение Chinook HC1B . Все уцелевшие самолеты позже были возвращены компании Boeing и обновлены до стандарта Chinook HC2 для дальнейшей службы в ВВС Великобритании. [ 11 ]

, Следующее поколение Chinook армии США CH-47D, поступило на вооружение в 1982 году. Усовершенствования по сравнению с CH-47C включали модернизированные двигатели, композитные лопасти несущего винта, переработанную кабину для снижения рабочей нагрузки пилота, резервные и улучшенные электрические системы, усовершенствованную систему управления полетом. (FCS) и улучшенной авионикой . [ 12 ] ВВС Великобритании вернули Boeing свой первоначальный парк HC1 для модернизации до стандарта CH-47D, первый из которых вернулся в Великобританию в 1993 году. [ 13 ]

РАФ Чинук HC2 в 2009 году
РАФ Чинук HC2 в 2008 году

Были заказаны три дополнительных Chinook HC2, поставки начались в 1995 году. Еще шесть были заказаны в 1995 году под обозначением Chinook HC2A ; [ 14 ] Основное различие между ними и стандартным HC2 заключалось в усилении передней части фюзеляжа, чтобы в будущем можно было установить зонд для дозаправки в воздухе . [ 15 ]

Один аргентинский CH-47C был захвачен во время Фолклендской войны , [ 16 ] и использовался ВВС Великобритании в качестве учебного пособия. Задняя часть фюзеляжа позже использовалась для ремонта разбившегося в 2003 году самолета RAF Chinook. [ 17 ]

В 2006 году даты вывода из эксплуатации парка HC2 и HC2A были запланированы на 2015 и 2025 годы соответственно. [ 13 ] но если будут проведены запланированные модернизации, оба типа могут эксплуатироваться до 2040 года. [ 18 ]

Восемь Chinook HC3 были заказаны в 1995 году в качестве вертолетов специального назначения армии США , которые должны были стать недорогими вариантами MH-47E . [ 19 ] HC3 имеют улучшенную дальность действия, датчики ночного видения и навигационные возможности. Восемь самолетов должны были стоить 259 миллионов фунтов стерлингов, а предполагаемая дата ввода в эксплуатацию - ноябрь 1998 года. [ 19 ] Несмотря на то, что HC3 был поставлен в 2001 году, он не смог получить сертификаты летной годности, поскольку не было возможности сертифицировать программное обеспечение авионики .

Программа была широко оценена как «совершенно неумелая закупка»: сэр Питер Спенсер , который в качестве главы Агентства оборонных закупок унаследовал проект, сказал, что «первоначальное требование было... фактически невыполнимо. Я имею в виду, что были 100 основных требований. Я прочитал их все. В одном из них говорилось, что они обеспечивают защиту от любой ракеты, летящей с любого направления». Позже Спенсер прокомментировал: «Всегда трудно представить, почему люди думают, что вы сможете с минимальными затратами купить индивидуальный заказ для очень небольшого производственного цикла». [ 20 ]

Авионика оказалась непригодной из-за плохого анализа рисков и отсутствия необходимых требований в контракте на закупку. [ 21 ] The Times утверждала, что Министерство обороны (МО) планировало провести интеграцию программного обеспечения самостоятельно, без участия Boeing, чтобы сократить расходы. [ 22 ] Несмотря на отсутствие сертификации, вертолетам разрешалось летать только в визуальных метеорологических условиях и впоследствии храниться в ангарах с климат-контролем . [ 22 ] В 2004 году Эдвард Ли , тогдашний председатель Комитета по государственным счетам, назвал это «одной из самых некомпетентных закупок всех времен». [ 19 ]

В ноябре 2006 года издание Air Forces Monthly сообщило, что после длительных переговоров о разрешении их ввода в эксплуатацию Агентство по ремонту военной авиации , вероятно, получит контракт на установку системы авионики Thales "TopDeck" на самолеты Chinook HC3. [ 23 ] Однако в марте 2007 года министерство обороны объявило, что эта так называемая программа «Fix to Field» будет отменена и вместо этого вернет авионику вертолетов к спецификации Chinook HC2/2A. [ 24 ] Стоимость программы оценивалась в 50–60 миллионов фунтов стерлингов. [ 25 ] В июне 2008 года Государственный контроль опубликовал резкий отчет о действиях Минобороны в этом деле, в котором говорилось, что к моменту ввода вертолетов в эксплуатацию вся программа, вероятно, будет стоить 500 миллионов фунтов стерлингов. [ 26 ] [ 27 ] 6 июля 2009 года первый из восьми модифицированных Chinook HC3 совершил свой первый испытательный полет в MOD Boscombe Down в рамках этапа летных испытаний и оценки программы «реверсии» HC3. [ 28 ]

Приземление HC4 в Шобери в 2016 году.

Программа модернизации сорока шести вертолетов Chinook HC2/2A и HC3 была начата в декабре 2008 года. Известная как Project Julius , она включала в себя новую цифровую авионику кабины экипажа на основе комплекта авионики Thales TopDeck, включающую новые многофункциональные дисплеи и цифровой дисплей с движущейся картой. и электронную летную сумку , установку носового инфракрасного детектора переднего обзора (FLIR) и модернизацию двигателей до более мощного стандарта T55-714. [ 29 ] Модернизированные самолеты HC2/2A и HC3 были переименованы в HC4 и HC5 соответственно. Ожидалось, что поставки начнутся в 2011 году. [ 30 ] Первая модификация, Chinook HC4, совершила первый полет 9 декабря 2010 года. [ 31 ] Первоначальный статус эксплуатационной готовности был достигнут в июне 2012 года, когда было поставлено семь самолетов. [ 32 ] В июле 2017 года было объявлено, что тридцать восемь самолетов Chinook HC4 будут модернизированы до стандарта HC6A, включая замену аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS). [ 33 ] К февралю 2022 года вариантов HC4 не осталось, а в парке были варианты HC5, HC6 и HC6A. [ 34 ]

Чинук HC5, HC6 и HC6A

[ редактировать ]
Chinook HC6 совершает первый полет, июнь 2014 г.
РАФ Чинук HC.6

Обозначение Chinook HC6 было присвоено двадцати четырем (позже сокращенным до четырнадцати) самолетам Chinook на базе CH-47F, заказанным в 2009 году. В декабре 2015 года четырнадцатый и последний HC6 был доставлен в ВВС Великобритании. [ 35 ]

К февралю 2022 года парк состоял из вариантов HC5, HC6 и HC6A. [ 36 ]

В марте 2024 года министерство обороны объявило о своем намерении закупить 14 моделей Chinook Extended Range (ER), запас хода которых в два раза превышает запас хода 14 самых старых моделей Chinook RAF, которые они заменят. [ 37 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Два самолета RAF Chinook на учениях в Калифорнии, 2014 г.
«Чинуки» ВВС Великобритании во время решающего маневра над равниной Солсбери , 2019 г.

«Чинуки» британских ВВС широко использовались для поддержки британских военных действий, впервые выполнив свою роль во время корпоративной операции «Фолклендская война » в 1982 году.

«Чинуки» использовались в операции «Грэнби» во время войны в Персидском заливе 1991 года . «Чинук» стал жизненно важным транспортным средством во время войны. Они использовались для переброски войск в регион в начале конфликта; [ 38 ] 22 января 1991 года «Чинук» использовался для перевозки патруля Специальной воздушной службы (SAS) во время знаменитой миссии «Браво Два Ноль» . [ 39 ] [ 40 ] После конфликта девять британских «Чинуков» доставили продовольствие и припасы тысячам курдских беженцев из Ирака. [ 41 ] [ 42 ]

10 августа 1999 года сотни самолетов «Чинуки» по всему миру, в том числе те, которые использовались британскими вооруженными силами, были остановлены из-за трещины, обнаруженной в шасси британского вертолета во время плановой проверки. [ 43 ]

В частности, один «Чинук», известный под своим первоначальным кодом эскадрильи «Браво Ноябрь» , является широко признанным и награжденным самолетом благодаря своему послужному списку; [ 44 ] он участвовал в каждой крупной операции с участием британских ВВС за почти 40-летний срок службы вертолета, включая Фолклендские острова , Ливан, Германию, Северную Ирландию, Ирак и Афганистан. [ 44 ] [ 45 ]

Фолклендская война

[ редактировать ]

Во время Фолклендской войны «Чинуки» использовались как британскими, так и аргентинскими войсками. В апреле 1982 года четыре «Чинука» были погружены на борт контейнеровоза MV Atlantic Conveyor , направлявшегося на Фолклендские острова для поддержки британских операций. [ 46 ] 25 мая 1982 года «Чинук Браво Ноябрь» был отправлен за грузом с HMS Glasgow . Пока вертолет находился в воздухе, Atlantic Conveyor был атакован аргентинским самолетом Dassault Super Étendard с Exocet . ракетой морского направления [ 47 ] Браво Ноябрь избежал гибели корабля, оказал помощь в эвакуации корабля, а позже приземлился на авианосец HMS Hermes , получив прозвище «Выживший». [ 48 ] Из-за быстрого распространения огня и дыма на борту Atlantic Conveyer после удара Exocet не удалось управлять ни одним из вертолетов, оставшихся на палубе корабля. [ 49 ]

Один аргентинский армейский «Чинук» был захвачен британской армией в целости и сохранности после капитуляции. «Чинуки» ВВС Великобритании входили в состав примерно сорока вертолетов британской оперативной группы, наряду с Westland Sea King и Westland Wessex . вертолетами [ 50 ]

В послевоенное время четыре «Чинука» эксплуатировались отрядом «Чинук», который в 1983 году стал отрядом № 1310. Впоследствии 78-я эскадрилья была реформирована в 1986 году в результате слияния отряда № 1310 и № 1564. («Морские короли») и управлял двумя «Чинуками» в составе Фолклендского гарнизона . В середине 1990-х годов этот вертолет был сокращен до одного, а в 2006 году этот тип был выведен с Фолклендских островов, чтобы высвободить ресурсы и самолеты для операций в Афганистане. [ 51 ]

Афганистан

[ редактировать ]
HC2 ZH775 с HH-60M MEDEVAC на заднем плане в Кандагаре , 2010 г.

Вертолеты «Чинук» активно использовались для постоянной поддержки британских войск в Афганистане с самого начала войны в Афганистане в 2001 году; [ 2 ] В ходе операции «Снайп» ​​вертолеты использовались для оказания помощи 1000 британским коммандос, прочесывающим регион на юго-востоке Афганистана. [ 52 ] Из-за угрозы самодельных взрывных устройств (СВУ), разбросанных повстанцами по всей территории, транспортные вертолеты стали очень ценными и востребованными подразделениями в этом стиле ведения войны. [ 53 ] [ 54 ] К апрелю 2006 года шесть «Чинуков» были переброшены транспортным самолетом C-17A Globemaster III в Кандагар на юге Афганистана для поддержки операции «Херрик» . [ 55 ] Два самолета RAF Chinook были потеряны в августе 2009 года в ходе боевых действий с талибами , один из которых был сбит огнем противника. [ 56 ] [ 57 ] несмотря на предупреждения, сделанные за несколько месяцев до этого, Талибан планирует атаковать вертолеты. [ 58 ]

RAF Chinook запускает сигнальные ракеты над Афганистаном, 2015 г.

Дальнейшая эксплуатация флота стала более рентабельной после изменения режимов технического обслуживания и поддержки в 2006 и 2007 годах. [ 59 ] 15 декабря 2009 года британское правительство объявило о своей будущей стратегии развития вертолетов, включая закупку двадцати четырех самолетов новой постройки «Чинуки», двадцати двух для расширения сил и двух для возмещения потерь в Афганистане, которые будут поставлены ВВС Великобритании с 2012 года. [ 60 ] [ 61 ] Число дополнительных «Чинуков» было сокращено на двенадцать в « Обзоре стратегической обороны и безопасности за 2010 год» . [ 62 ] [ 63 ] В результате общий размер парка достиг шестидесяти самолетов; По состоянию на 2009 год на вооружении Королевских ВВС было сорок восемь «Чинуков». [ 1 ]

Другие развертывания

[ редактировать ]
RAF Chinook доставляет припасы для ликвидации последствий наводнения ночью после сильного дождя вокруг Донкастера (2019 г.)

6 июня 1999 года два «Чинука» из 7-й эскадрильи покинули Королевские ВВС Одихам в Хэмпшире , перевозя десантников для присоединения к силам НАТО , несущим службу на Балканах; [ 64 ] еще шесть человек прибыли на следующей неделе в Косово для поддержки таких операций, как эвакуация раненых и транспортировка жизненно важных грузов. [ 65 ] 12 июня 1999 года волны «Чинуков» в сопровождении американских ударных вертолетов Westland Lynx и AH-64 Apache были использованы для быстрого развертывания британских пехотных сил в Косово в рамках первого этапа развертывания НАТО. [ 66 ]

В мае 2000 года несколько вертолетов «Чинук» доставили по воздуху граждан Великобритании и Европейского Союза из Фритауна в Сьерра-Леоне в целях эвакуации из-за региональной нестабильности. [ 67 ] В сентябре 2000 года «Чинуки» использовались для эвакуации раненых в результате боевых действий во Фритауне на RFA Sir Percivale , корабль поддержки, пришвартованный там. [ 68 ]

В июле 2006 года три вертолета «Чинук» из 27-й эскадрильи были отправлены в Акротири ВВС Великобритании в на Кипре для эвакуации британских граждан из Ливана; [ 69 ] эскадрилья также доставила представителя ЕС по иностранным делам Хавьера Солану в Бейрут в начале кризиса. [ 70 ]

В июле 2018 года три вертолета RAF Chinook были задействованы в рамках операции «Ньюкомб» для оказания помощи французским войскам в конфликте на севере Мали с логистикой и передвижением войск. [ 71 ]

Варианты

[ редактировать ]
РИБ , Королевской морской пехоты сброшенный с «Чинука», 2009 год.
«Чинук» был рабочей лошадкой операции «Херрик» в Афганистане.
Чинук HC1
Новый самолет для ВВС Великобритании на базе CH-47C, построен сорок один самолет.
Чинук HC1B
Модификация сорока одного HC1 с металлическими лопастями несущего винта, оставшиеся в живых переоборудованы в HC2.
Чинук HC2
Преобразование компанией Boeing тридцати двух уцелевших самолетов HC1B в стандарт CH-47D и трех самолетов новой постройки.
Чинук HC2A
Подобно HC2, с усиленным фюзеляжем с использованием технологии изготовления фрезерованной конструкции, построено шесть самолетов.
Чинук HC3
Вариант спецназа на базе CH-47SD, построено восемь.
Чинук HC4
Самолет HC2/2A с модернизированными двигателями и авионикой по проекту «Юлиус» . Запланировано сорок шесть преобразований.
Чинук HC5
Самолет HC3 с модернизированной авионикой по проекту «Юлиус» и заменой аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS).
Чинук HC6
Новая постройка Chinooks, анонсированная в 2009 году, первоначально состояла из двадцати четырех самолетов, позже их количество сократилось до четырнадцати. [ 72 ] (двенадцать новых вертолетов плюс два устаревших вертолета). Последний самолет был поставлен в декабре 2015 года. [ 73 ]
Чинук HC6A
Модернизация самолетов HC4 Chinook с заменой аналоговых систем управления полетом на цифровую автоматическую систему управления полетом Boeing (DAFCS).

Операторы

[ редактировать ]
Apache и Chinook в море на HMS Ocean в ноябре 2014 г.

РАФ Одихам

РАФ Бенсон

  • 28-я эскадрилья - объединенное подразделение оперативной переоборудования Chinook и Puma HC2, с 2015 г.

Известные инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]
Мемориал катастрофе в июне 1994 года.

13 мая 1986 года: Chinook HC1 ZA715 разбился в плохую погоду на Фолклендских островах. Вертолет с четырьмя членами экипажа и двенадцатью военнослужащими врезался в холм в четырех милях от места назначения. Спасателям помешала метель, персонал удалось восстановить, но один член экипажа скончался вскоре после крушения, а второй пилот и солдат скончались по дороге в больницу. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что экипаж потерял ориентацию из-за « белой темноты ». [ 75 ]

27 февраля 1987 г.
Chinook HC1 ZA721 разбился на Фолклендских островах во время испытательного полета после обслуживания. Покинув ВВС Маунт-Плезант , вертолет находился на нормальной крейсерской скорости и на высоте от 300 до 700 футов, когда он пикировал и врезался в землю примерно в шести километрах к юго-востоку от аэродрома; он был разрушен последующим пожаром. Комиссия по расследованию не смогла определить точную причину, но, возможно, это было заклинивание верхнего привода наддува, поворачивающегося вперед . Все семь человек на борту, три члена экипажа и четыре техника, погибли. [ 76 ]
6 мая 1988 г.
Chinook HC1 ZA672 врезался в пирс в аэропорту Ганновера во время выруливания на позицию в ограниченном пространстве. Его передний винт ударился о нижнюю часть пирса 10, в результате чего вертолет поднялся вертикально, а затем упал на бок. Пожар начался в задней части фюзеляжа и вскоре распространился. Три члена экипажа погибли, один получил серьезные травмы; «Чинук» был уничтожен. [ 77 ]
2 июня 1994 г.
Chinook HC2 ZD576 разбился на Малл-оф-Кинтайр в Шотландии, в результате чего погибли все 25 пассажиров и все четыре члена экипажа; причина оспаривается. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] Это широко считается четвертой по величине катастрофой ВВС Великобритании в мирное время. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
19 августа 2009 г.
Chinook HC2 ZA709 совершил вынужденную посадку после попадания реактивного гранатомета (РПГ) и последующего возгорания двигателя после высадки груза к северу от Сангина в провинции Гильменд , Афганистан. Перед приземлением «Чинук» пролетел два километра в безопасную зону. Никто из членов экипажа не получил никаких травм, и все эвакуировали самолет, прежде чем их спас второй «Чинук» в том же вылете. Поврежденный самолет был затем уничтожен авиаударами коалиции, чтобы не допустить его попадания в руки Талибана. [ 56 ] [ 84 ]
30 августа 2009 г.
Chinook HC2 ZA673 совершил жесткую посадку во время боевых действий недалеко от Сангина, провинция Гильменд. У него были повреждены ходовая часть, носовая часть и передний винт, но экипаж и пятнадцать солдат на борту не пострадали. По данным Минобороны, безопасно восстановить самолет из-за места крушения не удалось, и он был умышленно уничтожен с помощью взрывчатки. Причина жесткой посадки была расследована, хотя предполагалось, что самолет не был сбит. [ 57 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Отставной RAF Chinook Bravo, ноябрь, выставлен в музее RAF в Косфорде

Технические характеристики (Чинук HC2)

[ редактировать ]
Ортогональная схема самолета Boeing Vertol CH-47 Chinook.
Orthographically projected diagram of the Boeing Vertol CH-47 Chinook.

Данные Королевских ВВС [ 1 ] [ 13 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3–4 человека (пилот, второй пилот, один или два мастера по загрузке в зависимости от роли самолета)
  • Вместимость: 55 солдат и техника.
  • Длина: 98 футов 9 дюймов (30,10 м)
  • Рост: 18 футов 8 дюймов (5,69 м)
  • Пустой вес: 22 450 фунтов (10 183 кг)
  • Полная масса: 26 680 фунтов (12 102 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 50 000 фунтов (22 680 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя Honeywell T55-GA-712 турбовальных мощностью 3750 л.с. (2800 кВт) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 2 × 60 футов 0 дюймов (18,29 м).
  • Площадь несущего винта: 5655,2 кв. футов (525,39 м ). 2 )
  • Лопастная секция: - корень: Boeing VR-7; Совет: Боинг VR-8 [ 88 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 159 узлов (183 миль в час, 294 км/ч)
  • Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
  • Скорость набора высоты: 1980 футов/мин (10,1 м/с).

Вооружение

См. также

[ редактировать ]
РАФ Чинуки, 2020 г.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Страница RAF Chinook HC2/2A/3. Архивировано 2 января 2015 г. в Wayback Machine . raf.mod.uk, 20 июля 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б Великобритания: Парламент (2009). (РАФ) . п. 57.
  3. ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . 10 декабря 2015 г.
  4. ^ «Великобритания – Вертолеты H-47 Chinook (увеличенной дальности действия) и аксессуары» . Агентство США по сотрудничеству в области оборонной безопасности. 19 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года . Проверено 25 октября 2018 г.
  5. ^ Болдуин, Харриетт (7 декабря 2017 г.). «Чинук Вертолеты: Письменный вопрос – 116751» . Парламент Великобритании . Проверено 10 декабря 2017 г.
  6. ^ Серийные номера и маркировка британских военных самолетов . Британская группа авиационных исследований. 1983. ISBN  0-906339-04-9 .
  7. ^ https://api.parliament.uk/historic-hansard/commons/1967/nov/27/defence#column_65 . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин. 27 ноября 1967 г. полковник. 65. {{cite book}}: |chapter-url= отсутствует заголовок ( помогите )
  8. ^ «Британия отменяет заказ на вертолеты Boeing в рамках резкого сокращения расходов на вооружение» . Уолл Стрит Джорнал . 24 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  9. ^ «Подразделение Boeing будет производить вертолеты для Великобритании за 200 миллионов долларов» . Уолл Стрит Джорнал . 9 февраля 1978 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  10. ^ «Первое и последнее дополнение к сообщению Boeing Vertol о международных поставках Chinook» . Новостная лента по связям с общественностью. 23 декабря 1986 года. [ мертвая ссылка ]
  11. ^ «После четырехдневного ралли акции завершили неделю ростом» . Майами Геральд . 21 октября 1989 года.
  12. ^ Белден, Том (21 мая 1982 г.). «Этот Whirlybird — ранняя пташка: армейский вертолет Boeing Vertol доставлен в рамках бюджета» . Филадельфийский исследователь .
  13. ^ Jump up to: а б с «Самолет Королевских ВВС: Чинук HC Mk2» . www.armforces.co.uk . Проверено 29 марта 2010 г.
  14. ^ «Boeing и Westland разделили британский заказ на вертолеты» . Нью-Йорк Таймс . 10 марта 1995 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
  15. ^ «Фиаско спецназа Королевских ВВС «Чинук»» . Элитные силы Великобритании. 4 июня 2008 г.
  16. ^ Бремя 1986, с. 75
  17. ^ «МО использует вертолет «режи и закрывай»» . Новости Би-би-си . 18 июля 2009 г.
  18. ^ Хойл, Крейг (12 февраля 2006 г.). «Boeing отменяет крупную сделку с британским Chinook» . Рейс Интернешнл .
  19. ^ Jump up to: а б с «Чинук допустил грубую ошибку, оставив RAF без внимания » . Новости Би-би-си . 7 апреля 2004 г.
  20. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 7 февраля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. ^ «Министерство обороны – Вертолеты поля боя» . Национальное контрольно-ревизионное управление . 7 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2011 г. Проверено 13 декабря 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Эванс, Майкл (25 августа 2009 г.). «Таймс» . www.thetimes.co.uk . Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 4 мая 2021 г.
  23. ^ Джон, Лейк (декабрь 2006 г.). «Fleetlands починит Chinook HC Mk3?». Ежемесячник ВВС . ООО "Кей Паблишинг" с. 4.
  24. ^ Хойл, Крейг (14 января 2010 г.). «Великобритания подтверждает план отправки «новых» «Чинуков» в Афганистан» . Рейс Интернешнл .
  25. ^ «Больше боевых вертолетов для вооруженных сил Великобритании» . Министерство обороны. 30 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2007 г.
  26. ^ Эванс, Майкл (4 июня 2008 г.). «500 миллионов фунтов стерлингов потрачены впустую на «Чинуки», которые никогда не летали» . Таймс . Лондон . Проверено 26 апреля 2010 г.
  27. ^ Хойл, Крейг (6 июня 2008 г.). «Великобритания начинает работу по «реверсии» Chinook HC Mk3, несмотря на критику» . Рейс Интернешнл .
  28. ^ «Модифицированный Boeing Chinook Mk3 успешно завершил первый испытательный полет» . Боинг. 7 июля 2009 г.
  29. ^ «Британские планы «Чинук» объединяются» . Авиационная неделя . 6 августа 2010 г. Проверено 29 октября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  30. ^ «Объединенное вертолетное командование Великобритании» . Ежемесячник боевых самолетов : 54 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 г. Проверено 29 октября 2010 г.
  31. ^ Парсонс, Гэри. «Первый проект Джулиус Чинук летает». Архивировано 14 марта 2012 года в Wayback Machine . Публикация ключей на key.aero, 24 января 2011 г.
  32. ^ Хойл, Крейг (16 ноября 2012 г.). «Великобритания готовит модернизированные «Чинуки» к дебюту в Афганистане» . Рейс Интернешнл .
  33. ^ «RAF модернизирует самолеты HC4 Chinook до нового стандарта HC6A» . IHS Джейнс . 27 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 29 июля 2017 г.
  34. ^ «Вопрос Минобороны – Chinook Helicopters (УИН 128201)» . Парламент Великобритании . 28 февраля 2022 г.
  35. ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . Полет Глобал . 10 декабря 2015 г.
  36. ^ «Вопрос Минобороны – Chinook Helicopters (УИН 128201)» . Парламент Великобритании . 28 февраля 2022 г.
  37. ^ Фелстед, Питер (14 марта 2024 г.). «Сделка наконец-то согласилась на то, чтобы ВВС Великобритании получили 14 новых «Чинуков» увеличенной дальности — European Security & Defence» . euro-sd.com . Проверено 10 апреля 2024 г.
  38. ^ Хоулетт, Дебби (28 февраля 1991 г.). «Разгром Ирака: стратегия, ловкость рук; командующий союзниками дает исчерпывающий отчет» . США сегодня . [ мертвая ссылка ]
  39. ^ Хэнкс, Роберт (19 ноября 2004 г.). «Энди Макнаб: Скрытое лицо войны» . Независимый . Лондон.
  40. ^ Лоури (2003). Хроники войны в Персидском заливе . п. 27.
  41. ^ Папа, Хью (24 апреля 1991 г.). «Союзники во время войны теперь объединяются, чтобы оказать помощь курдским беженцам: количество стран, оказывающих помощь, отражает волну обеспокоенности Запада их тяжелым положением» . Союзники во время войны теперь объединяются, чтобы оказать помощь курдским беженцам: Число стран, оказывающих помощь, отражает волну обеспокоенности Запада их тяжелым положением. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2017 г.
  42. ^ «Войска США в Турции открывают базу гуманитарной помощи» . Филадельфийский исследователь . 17 апреля 1991 года.
  43. ^ «Зонд безопасности «Чинук» запущен» . Новости Би-би-си . 10 августа 1999 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Браво Ноябрь – самый известный «Чинук» Королевских ВВС» . Музей РАФ. Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  45. ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Музей РАФ . 3 марта 2022 г. Проверено 9 июня 2024 г.
  46. ^ Этель и Прайс 1983, стр. 147–148.
  47. ^ "RAF - Королевские ВВС CH47 Чинук 'Браво Ноябрь' " . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 27 июля 2021 г.
  48. ^ Парсонс, Гэри (18 марта 2008 г.). «Легенда о «Браво Ноябрь» » . Эйр-Сцена Великобритания. Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  49. ^ Этелл и Прайс 1983, стр. 151–152.
  50. ^ «Британские воздушные и сухопутные силы превосходили численностью» . Бостон Глобус . 21 мая 1982 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2017 г.
  51. ^ «МО вынуждено нанимать гражданские вертолеты в Афганистане» . Пак Трибьюн . 16 октября 2006 г.
  52. ^ Клементс 2003 , стр. 62–63.
  53. ^ «Королевские морские коммандос в Афганистане» . Королевский флот. 18 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
  54. ^ Нортон-Тейлор, Ричард (15 июля 2009 г.). «В докладе депутатов говорится, что нехватка вертолетов ставит под угрозу войска в Афганистане» . Хранитель . Лондон.
  55. ^ Хойл, Крейг (15 апреля 2006 г.). «Дорога в Гильменд» . Рейс Интернешнл .
  56. ^ Jump up to: а б «Британский «Чинук» действительно попал под обстрел » . Новости Би-би-си . 21 августа 2009 г.
  57. ^ Jump up to: а б «Британский «Чинук», поврежденный в Афганистане» . Новости Би-би-си . 30 августа 2009 г.
  58. ^ Хардинг, Томас (2 мая 2009 г.). «Талибан планирует сбить британский «Чинук»» . Телеграф . Лондон.
  59. ^ Великобритания: Парламент (2006). (РАФ) . стр. 50, 58.
  60. ^ «Поскольку надвигаются сокращения, Великобритания заказывает 24 «Чинука» у Boeing» [ мертвая ссылка ] , Новости обороны, 15 декабря 2009 г.
  61. ^ «МО закупит 22 новых «Чинука»» . Телеграф . Лондон. 15 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
  62. ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности» (PDF) . Правительство Ее Величества. 19 октября 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2010 г. . Проверено 28 октября 2010 г.
  63. ^ Хойл, Крейг (22 октября 2010 г.). «АНАЛИЗ: Победители и проигравшие обзора обороны Великобритании» . Рейс Интернешнл . Проверено 28 октября 2010 г.
  64. ^ «Чинуки направляются в Косово» . Воскресная почта . 6 июня 1999 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 г.
  65. ^ Блэк, Ян (27 мая 1999 г.). «Британия отправит еще 12 000 солдат» . Хранитель . Лондон.
  66. ^ «Великобритания ведет НАТО в Косово» . Новости Би-би-си . 12 июня 1999 г.
  67. ^ Остин, Марк (10 мая 2000 г.). «Еще раз на «Чинуке», когда сестра Селия снова уходит» . Независимый . Лондон. [ мертвая ссылка ]
  68. ^ «Парасы рассказывают о своем страхе под огнем: «Было страшно, но как только мы вступили в бой, тренировка взяла верх» » . Вестник . 12 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2013 г.
  69. ^ «Массовое спасение ливанских британцев» . Новости Би-би-си . 20 июля 2006 г.
  70. ^ «Информационный бюллетень: Чрезвычайная ситуация в Ливане» . Министерство обороны. 20 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2010 г.
  71. ^ Николлс, Доминик (20 июля 2018 г.). «Британия рискует «открытым» конфликтом в Мали, стремясь защитить европейскую безопасность» . Дейли Телеграф . Проверено 6 августа 2018 г.
  72. ^ «Бюджет оборонной техники растет по мере формирования сил будущего» . Министерство обороны. 18 июля 2011 г.
  73. ^ «Последние модели Chinook HC6 новой сборки доставлены в ВВС Великобритании» . FlightGlobal . Проверено 14 декабря 2021 г.
  74. ^ «РАФ Одихам» . Королевские ВВС . Проверено 5 мая 2022 г.
  75. ^ «Сводка происшествий с военными самолетами Министерства обороны США – Chinook HC Mk1 ZA715» (PDF) . 8 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 г. . Проверено 19 декабря 2009 г.
  76. ^ «Сводка происшествий с военными самолетами Министерства обороны США - авиакатастрофа с самолетом Chinook HC Mk1 ZA721 Королевских ВВС» (PDF) . 17 марта 1989 года. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 года . Проверено 19 декабря 2009 г.
  77. ^ «Сводка происшествий с военным самолетом Министерства обороны США Chinook HC MK1 ZA672» (PDF) . 8 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2011 г.
  78. ^ «Чинук ZD 576 – Отчет» . Палата лордов – парламент Великобритании. 31 января 2002 г.
  79. ^ «Авария «Чинука» могла быть вызвана сбоями в программном обеспечении » . Новости Би-би-си . 4 января 2009 г.
  80. ^ Пейдж, Льюис (4 января 2010 г.). «Пожалуйста, заткнитесь по поводу крушения «Чинука» на Малле из Кинтайра: флот «Чинук» ВВС Великобритании на самом деле является редкой историей успеха Министерства обороны» . Регистр .
  81. ^ «31 погиб в транспорте ВВС Великобритании». Таймс . Лондон, Англия. 16 октября 1945 г. с. 4; Выпуск 50274.
  82. ^ «41 человек погиб во время тренировочного полета с парашютом». Таймс . № 56367. Лондон. 7 июля 1965 г. полковник С, с. 10.
  83. ^ Питер Николс (10 ноября 1971 г.). «Самолет RAF разбился в Италии, погибли 52 человека» . Таймс . № 58321. Лондон. п. 1.
  84. ^ Мид, Джефф (24 сентября 2009 г.). «Потерянный вертолет, сбитый талибами » . Небесные новости. БскиБ . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
  85. ^ «Boeing CH47D Chinook (Передняя часть фюзеляжа)» . Музей Королевских ВВС . Проверено 27 июля 2019 г.
  86. ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 27 июля 2019 г.
  87. ^ «Легенда о вертолете «Браво Ноябрь» направляется в Косфорд» . Проверено 4 апреля 2022 г.
  88. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0d1f5a6a7ebe487c817c56f9610a2f5__1722732060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/f5/f0d1f5a6a7ebe487c817c56f9610a2f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing Chinook (UK variants) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)