Jump to content

Операция Грэнби

Операция Грэнби
Часть войны в Персидском заливе
Рота «С» 1-го батальона Стаффордширского полка во время учений по боевой стрельбе во время операции «Грэнби» , 6 января 1991 года.
Объем деятельности Стратегическое наступление
Расположение
Цель Уход Ирака из Кувейта; Эмир Джабер III восстановлен
Исполнил  Великобритания
Операция Грэнби находится в Кувейте.
Операция Грэнби

Операция Грэнби , обычно сокращенно Оп Грэнби , была кодовым названием, данным британским военным операциям во время войны в Персидском заливе 1991 года . 53 462 военнослужащих британских вооруженных сил . Во время конфликта было задействовано [1] Сорок семь британских военнослужащих были убиты во время операции «Грэнби», и многие другие получили ранения во время боевых действий там. [2] Общая стоимость операций составила 2,434 миллиарда фунтов стерлингов (1992 г.), из которых не менее 2,049 миллиарда фунтов стерлингов были оплачены другими странами, такими как Кувейт и Саудовская Аравия. Оборудование на сумму 200 миллионов фунтов стерлингов было потеряно или списано. [3]

Командиры

[ редактировать ]

Объединенным командующим силами Персидского залива, базирующимся в Соединенном Королевстве в ВВС Хай Викомб , был главный маршал авиации (ACM) сэр Патрик Хайн с 1 октября 1990 г. по 31 марта 1991 г. и главный маршал авиации сэр Майкл Грейдон с 31 марта 1991 г. Его политическим советником был Эндрю Палмер .

Командующим британскими вооруженными силами на Ближнем Востоке, командующим на театре военных действий, базирующимся в Эр-Рияде , был маршал авиации (AM) Эндрю Уилсон (сентябрь – октябрь 1990 г.), затем генерал-лейтенант сэр Питер де ла Бильер ( 6 октября 1990 г. - март 1991 г.) и авиации Вице-маршал Ян Макфадьен с марта 1991 года.

Командующим авиацией британских вооруженных сил на Ближнем Востоке, первоначально на Аравийском полуострове, был вице-маршал авиации Эндрю Уилсон с августа по 17 ноября 1990 года, затем вице-маршал авиации Уильям (Билл) Раттен с 17 ноября 1990 года.

Старшим британским военно-морским офицером на Ближнем Востоке был капитан Энтони МакИвен, Королевский флот до сентября 1990 года, на HMS York , затем коммодор Пол Хэддакс с сентября по декабрь 1990 года. Коммодор Кристофер Крейг на HMS Brave и HMS London командовал с 3 декабря 1990 года. по март 1991 года.

Королевские ВВС

[ редактировать ]

В течение девяти дней после вторжения в Кувейт 2 августа 1990 года 12 перехватчиков Panavia Tornado F3 из 5-й (AC) и 29-й (F) эскадрилий Королевских ВВС Конингсби прибыли в Саудовскую Аравию вместе с самолетами ВВС США (USAF). Позже Jaguar GR1 самолеты из Королевских ВВС Coltishall и Tornado GR1 , переброшенные со службы в Королевских ВВС Германии на театр военных действий были переброшены Buccaneer . Самолеты из Королевских ВВС Лоссимаута были задействованы для лазерного обозначения наземных целей для «Торнадо» и «Ягуара». [4]

Это действие поддержало доверие дружественных стран и ограничило потенциал дальнейшей экспансии Ирака. Когда в отношении Ирака было введено экономическое эмбарго , эти самолеты помогли его сохранить. Сила Tornado F3 была увеличена до 18 человек, взятых из трех британских баз, на которых тогда размещались F3, RAF Leuchars , RAF Leeming и RAF Coningsby, с 27 летными экипажами и 350 наземным персоналом. Наземный персонал Королевских ВВС и техники по авиационному вооружению также были переведены из TWCU в Королевских ВВС Хонингтон и управляли «Торнадо» с аэродрома Табук . [5]

Первая ракетная атака SCUD по авиабазе коалиции была нанесена в Табуке. Это была обычная ракета, причинившая лишь незначительный ущерб. [5]

Силы Королевских ВВС базировались на авиабазе Королевских ВВС Саудовской Аравии в Дахране , откуда они осуществляли патрулирование в пределах досягаемости иракских наземных радиолокационных систем. До начала операции по освобождению Кувейта они совершили более 2000 боевых вылетов. Танкеры «Виктор», базировавшиеся на военно-морской базе Джубайль, обеспечивали поддержку AAR всей авиации коалиции. Самолеты Hercules , VC10 и TriStar снабжали как Королевские ВВС, так и другие военные предприятия. Самолеты Nimrod MR.2P помогали военно-морским операциям. На базах в Табуке , Дахране и Мухарраке ВВС Великобритании развернули ракеты Rapier в рамках системы противовоздушной обороны. Всего в Персидский залив было переброшено около 6000 военнослужащих Королевских ВВС. [5]

Королевских ВВС Tornado F3 — самолет, использовавшийся ВВС Великобритании во время войны в Персидском заливе.

Командование Королевских ВВС вместе с другими партнерами по коалиции сочло необходимым помешать иракским ВВС (IrAF) действовать в сколько-нибудь значительной степени. Предполагается, что у них имеется около 700 боевых самолетов, а также баллистические ракеты «Скад» и химическое оружие, и их нельзя оставить для поддержки иракских сухопутных войск, которые сейчас закрепились на позициях на границе. Из-за большого количества поставок из Ирака силам в Кувейте было невозможно отделить цели только в Кувейте от наступления в Ирак. Коалиционные военно-воздушные силы превосходили ВВС Ирана по численности в соотношении 3 к 1. [5]

Первая часть воздушной кампании войны в Персидском заливе была направлена ​​против ВВС Ирана. Рано утром 17 января самолеты Tornado GR1 ВВС Великобритании вылетели в Ирак при поддержке танкеров-дозаправщиков в воздухе. Первыми целями стали иракские авиабазы, на которых размещались различные системы обороны и авиация. Эти атаки координировались в Эр-Рияде Объединенным штабом союзников, а Раттен теперь возглавлял британское командование. Авиация была практически полностью интегрирована в единые коалиционные силы. Таким образом, авиация поддержки в рейдах может принадлежать любой коалиционной державе. За сутки было совершено сто боевых вылетов. [5]

Через семь дней внимание Королевских ВВС, как и остальных военно-воздушных сил коалиции, переместилось на цели, поддерживающие иракские силы в Кувейте. В их число входили нефтеперерабатывающие заводы и стратегические мосты через реку Евфрат . В ходе операций мирные жители были убиты в случаях, когда сложные системы наведения используемого вооружения выходили из строя, а вместо этого поражались здания, расположенные рядом с этими мостами, многие из которых находились в населенных пунктах. В целом многие летчики были разочарованы отсутствием боя. [5]

В каждой боевой роли ВВС были вторыми после ВВС США, но опережали других членов коалиции. Из примерно 55 потерянных самолетов союзников восемь были «Торнадо» ВВС Великобритании; Эти типы самолетов совершили в общей сложности 2500 самолето-вылетов. Пять летных экипажей погибли в ходе боевых действий, трое - в ходе подготовки. [5]

Британская армия

[ редактировать ]
британской армии Танк Challenger 1 во время войны в Персидском заливе, февраль 1991 года.

Первоначально в Персидский залив была отправлена ​​единственная бронетанковая бригада британской армии , которая позже была расширена до двухбригадной дивизии, которая стала 1-й британской бронетанковой дивизией . Было принято решение относительно новый танк Challenger отправить , а не старые и более надежные танки Chieftain , которые приходили на смену. [6] Премьер министр - Маргарет Тэтчер «настаивала на надежности «Челленджера» в Персидском заливе. В результате этого требования полки BAOR в Германии превратились в «свалку» [корпусов танков] без запасных частей, стоящих на деревянных блоках. Все остальное отправлялось. в Персидский залив в качестве запасных частей для поддержки 7-й танковой бригады ». [7] Вместе с дивизией в Персидский залив была переброшена вся ремонтная мастерская британской армии. [8]

Максимальная численность сухопутных войск составляла 28 000 человек, включая 7 000 машин, в том числе 179 танков Challenger 1, 316 Warriors, 79 артиллерийских орудий и 16 РСЗО.

На наземном этапе 1-я бронетанковая дивизия приняла участие в «левом ударе», обойдя иракские войска с фланга. [9] Он участвовал в битве при Норфолке . Британские танки «Челленджер-1» уничтожили около 300 иракских танков, в том числе добились самого дальнего поражения танков в войне с расстояния трех миль. [10]

Британская армия также нанесла иракской армии потери тяжелой артиллерии и других боевых машин. [11] Британская армия уничтожила около пяти иракских дивизий за 48 часов боя. [12] Инцидент с дружественным огнем , когда американский самолет Fairchild Republic A-10A Thunderbolt атаковал две машины British Warrior , привел к гибели девяти британских военнослужащих. Этот инцидент был описан в выпуске The Cook Report под названием «Смерть от Маверика».

Королевский флот

[ редактировать ]

Королевский флот внес значительный вклад в усилия союзников на ранних этапах войны. В частности, вертолёты Royal Navy Westland Lynx были ответственны за уничтожение почти всего ВМС Ирака в битве при Бубиане , также известной как битва при проливе Бубиян. [13]

Королевского флота Минные охотники разминировали иракские мины вблизи побережья Кувейта, что позволило американским линкорам «Висконсин» и «Миссури» подойти достаточно близко, чтобы начать разрушительные бомбардировки сухопутных войск Ирака. HMS Gloucester перехватил иракскую ракету Silkworm , направлявшуюся к HMS London , кораблям противоминной защиты и линкорам США.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Конфликт в Персидском заливе 1990–1991 годов» . МОД.ук. Министерство обороны (Великобритания) . Проверено 25 марта 2011 г.
  2. ^ Джулиан Перрейра Роб Олвер (28 февраля 2021 г.). «Война в Персидском заливе: все, что вам нужно знать о конфликте 30 лет спустя» . Forces.net . Проверено 28 июля 2024 г.
  3. ^ «Война в Персидском заливе обошлась налогоплательщикам в 615 миллионов фунтов» . Independent.co.uk . Независимый . 2 декабря 1992 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
  4. ^ Гр-капитан Билл Коуп, Королевские ВВС. «Операции пиратов войны в Персидском заливе» . RAF.mod.uk. Королевские ВВС . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Вице-маршал авиации Р.А. Мейсон (1991). «Королевские ВВС». Британская война в Персидском заливе: операция «Грэнби» . Лондон: Харрингтон Килбрайд. стр. 35–43.
  6. ^ Саймон Данстан, Питер Сарсон, основной боевой танк Challenger 1982–1997. (Лондон: Osprey Publishing 1998), 37, цитируется по Cronin 2014, 21.
  7. ^ Макманнерс, Хью (2011). Первая война в Персидском заливе (2-е изд.). Чтение: Эбери Пресс. п. 48. в Кронине, П., 2014. Королевские ирландские гусары королевы в пустыне во время операции «Грэнби» и проблемы, ограничивающие их развертывание в 1990–1991 годах, магистерская диссертация по военной истории, Букингемский университет , 2014, с. 25.
  8. ^ Кронин, стр. 24.
  9. ^ «1-я танковая дивизия» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин . 4 марта 1991 года.
  10. ^ Такер, Спенсер (8 октября 2010 г.). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН  978-1851099474 .
  11. ^ Бурк, Стивен А. (2001). Джейхок! 7-й корпус в войне в Персидском заливе . Центр военной истории армии США. LCCN   2001028533 . OCLC   51313637 .
  12. ^ Бурк с. 319
  13. ^ «Серая рысь – на войне» . архив.ph . 13 сентября 2012 года . Проверено 20 июня 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллен, Чарльз. Гром и молния: ВВС Великобритании в Персидском заливе: личный опыт войны (HM Stationery Office/Tso, 1991).
  • Бурк, Стивен А. (2001). Джейхок! 7-й корпус в войне в Персидском заливе . Центр военной истории армии США. LCCN   2001028533 . OCLC   51313637 .
  • де ла Бильер, Питер. «Конфликт в Персидском заливе: планирование и реализация». Журнал RUSI 136 № 4 (1991): 7–12.
  • Хейр, Кеннет. «Логистика в войне в Персидском заливе». Журнал RUSI 136 № 3 (1991): 14–19.
  • Ньюэлл, Клейтон Р. От А до Я войны в Персидском заливе 1990–1991 (2007).
  • Смит, Руперт. «Война в Персидском заливе: сухопутная битва». Журнал RUSI 137 № 1 (1992): 1–5.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f596bfb181cf3a1d22f161c20f92f8f__1722169800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/8f/3f596bfb181cf3a1d22f161c20f92f8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Granby - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)