Операция Грэнби
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Операция Грэнби | |
---|---|
Часть войны в Персидском заливе | |
![]() Рота «С» 1-го батальона Стаффордширского полка во время учений по боевой стрельбе во время операции «Грэнби» , 6 января 1991 года. | |
Объем деятельности | Стратегическое наступление |
Расположение | |
Цель | Уход Ирака из Кувейта; Эмир Джабер III восстановлен |
Исполнил | ![]() |
Операция Грэнби , обычно сокращенно Оп Грэнби , была кодовым названием, данным британским военным операциям во время войны в Персидском заливе 1991 года . 53 462 военнослужащих британских вооруженных сил . Во время конфликта было задействовано [1] Сорок семь британских военнослужащих были убиты во время операции «Грэнби», и многие другие получили ранения во время боевых действий там. [2] Общая стоимость операций составила 2,434 миллиарда фунтов стерлингов (1992 г.), из которых не менее 2,049 миллиарда фунтов стерлингов были оплачены другими странами, такими как Кувейт и Саудовская Аравия. Оборудование на сумму 200 миллионов фунтов стерлингов было потеряно или списано. [3]
Командиры
[ редактировать ]Объединенным командующим силами Персидского залива, базирующимся в Соединенном Королевстве в ВВС Хай Викомб , был главный маршал авиации (ACM) сэр Патрик Хайн с 1 октября 1990 г. по 31 марта 1991 г. и главный маршал авиации сэр Майкл Грейдон с 31 марта 1991 г. Его политическим советником был Эндрю Палмер .
Командующим британскими вооруженными силами на Ближнем Востоке, командующим на театре военных действий, базирующимся в Эр-Рияде , был маршал авиации (AM) Эндрю Уилсон (сентябрь – октябрь 1990 г.), затем генерал-лейтенант сэр Питер де ла Бильер ( 6 октября 1990 г. - март 1991 г.) и авиации Вице-маршал Ян Макфадьен с марта 1991 года.
Командующим авиацией британских вооруженных сил на Ближнем Востоке, первоначально на Аравийском полуострове, был вице-маршал авиации Эндрю Уилсон с августа по 17 ноября 1990 года, затем вице-маршал авиации Уильям (Билл) Раттен с 17 ноября 1990 года.
Старшим британским военно-морским офицером на Ближнем Востоке был капитан Энтони МакИвен, Королевский флот до сентября 1990 года, на HMS York , затем коммодор Пол Хэддакс с сентября по декабрь 1990 года. Коммодор Кристофер Крейг на HMS Brave и HMS London командовал с 3 декабря 1990 года. по март 1991 года.
Королевские ВВС
[ редактировать ]В течение девяти дней после вторжения в Кувейт 2 августа 1990 года 12 перехватчиков Panavia Tornado F3 из 5-й (AC) и 29-й (F) эскадрилий Королевских ВВС Конингсби прибыли в Саудовскую Аравию вместе с самолетами ВВС США (USAF). Позже Jaguar GR1 самолеты из Королевских ВВС Coltishall и Tornado GR1 , переброшенные со службы в Королевских ВВС Германии на театр военных действий были переброшены Buccaneer . Самолеты из Королевских ВВС Лоссимаута были задействованы для лазерного обозначения наземных целей для «Торнадо» и «Ягуара». [4]
Это действие поддержало доверие дружественных стран и ограничило потенциал дальнейшей экспансии Ирака. Когда в отношении Ирака было введено экономическое эмбарго , эти самолеты помогли его сохранить. Сила Tornado F3 была увеличена до 18 человек, взятых из трех британских баз, на которых тогда размещались F3, RAF Leuchars , RAF Leeming и RAF Coningsby, с 27 летными экипажами и 350 наземным персоналом. Наземный персонал Королевских ВВС и техники по авиационному вооружению также были переведены из TWCU в Королевских ВВС Хонингтон и управляли «Торнадо» с аэродрома Табук . [5]
Первая ракетная атака SCUD по авиабазе коалиции была нанесена в Табуке. Это была обычная ракета, причинившая лишь незначительный ущерб. [5]
Силы Королевских ВВС базировались на авиабазе Королевских ВВС Саудовской Аравии в Дахране , откуда они осуществляли патрулирование в пределах досягаемости иракских наземных радиолокационных систем. До начала операции по освобождению Кувейта они совершили более 2000 боевых вылетов. Танкеры «Виктор», базировавшиеся на военно-морской базе Джубайль, обеспечивали поддержку AAR всей авиации коалиции. Самолеты Hercules , VC10 и TriStar снабжали как Королевские ВВС, так и другие военные предприятия. Самолеты Nimrod MR.2P помогали военно-морским операциям. На базах в Табуке , Дахране и Мухарраке ВВС Великобритании развернули ракеты Rapier в рамках системы противовоздушной обороны. Всего в Персидский залив было переброшено около 6000 военнослужащих Королевских ВВС. [5]

Командование Королевских ВВС вместе с другими партнерами по коалиции сочло необходимым помешать иракским ВВС (IrAF) действовать в сколько-нибудь значительной степени. Предполагается, что у них имеется около 700 боевых самолетов, а также баллистические ракеты «Скад» и химическое оружие, и их нельзя оставить для поддержки иракских сухопутных войск, которые сейчас закрепились на позициях на границе. Из-за большого количества поставок из Ирака силам в Кувейте было невозможно отделить цели только в Кувейте от наступления в Ирак. Коалиционные военно-воздушные силы превосходили ВВС Ирана по численности в соотношении 3 к 1. [5]
Первая часть воздушной кампании войны в Персидском заливе была направлена против ВВС Ирана. Рано утром 17 января самолеты Tornado GR1 ВВС Великобритании вылетели в Ирак при поддержке танкеров-дозаправщиков в воздухе. Первыми целями стали иракские авиабазы, на которых размещались различные системы обороны и авиация. Эти атаки координировались в Эр-Рияде Объединенным штабом союзников, а Раттен теперь возглавлял британское командование. Авиация была практически полностью интегрирована в единые коалиционные силы. Таким образом, авиация поддержки в рейдах может принадлежать любой коалиционной державе. За сутки было совершено сто боевых вылетов. [5]
Через семь дней внимание Королевских ВВС, как и остальных военно-воздушных сил коалиции, переместилось на цели, поддерживающие иракские силы в Кувейте. В их число входили нефтеперерабатывающие заводы и стратегические мосты через реку Евфрат . В ходе операций мирные жители были убиты в случаях, когда сложные системы наведения используемого вооружения выходили из строя, а вместо этого поражались здания, расположенные рядом с этими мостами, многие из которых находились в населенных пунктах. В целом многие летчики были разочарованы отсутствием боя. [5]
В каждой боевой роли ВВС были вторыми после ВВС США, но опережали других членов коалиции. Из примерно 55 потерянных самолетов союзников восемь были «Торнадо» ВВС Великобритании; Эти типы самолетов совершили в общей сложности 2500 самолето-вылетов. Пять летных экипажей погибли в ходе боевых действий, трое - в ходе подготовки. [5]
Британская армия
[ редактировать ]Первоначально в Персидский залив была отправлена единственная бронетанковая бригада британской армии , которая позже была расширена до двухбригадной дивизии, которая стала 1-й британской бронетанковой дивизией . Было принято решение относительно новый танк Challenger отправить , а не старые и более надежные танки Chieftain , которые приходили на смену. [6] Премьер министр - Маргарет Тэтчер «настаивала на надежности «Челленджера» в Персидском заливе. В результате этого требования полки BAOR в Германии превратились в «свалку» [корпусов танков] без запасных частей, стоящих на деревянных блоках. Все остальное отправлялось. в Персидский залив в качестве запасных частей для поддержки 7-й танковой бригады ». [7] Вместе с дивизией в Персидский залив была переброшена вся ремонтная мастерская британской армии. [8]
Максимальная численность сухопутных войск составляла 28 000 человек, включая 7 000 машин, в том числе 179 танков Challenger 1, 316 Warriors, 79 артиллерийских орудий и 16 РСЗО.
На наземном этапе 1-я бронетанковая дивизия приняла участие в «левом ударе», обойдя иракские войска с фланга. [9] Он участвовал в битве при Норфолке . Британские танки «Челленджер-1» уничтожили около 300 иракских танков, в том числе добились самого дальнего поражения танков в войне с расстояния трех миль. [10]
Британская армия также нанесла иракской армии потери тяжелой артиллерии и других боевых машин. [11] Британская армия уничтожила около пяти иракских дивизий за 48 часов боя. [12] Инцидент с дружественным огнем , когда американский самолет Fairchild Republic A-10A Thunderbolt атаковал две машины British Warrior , привел к гибели девяти британских военнослужащих. Этот инцидент был описан в выпуске The Cook Report под названием «Смерть от Маверика».
Королевский флот
[ редактировать ]Королевский флот внес значительный вклад в усилия союзников на ранних этапах войны. В частности, вертолёты Royal Navy Westland Lynx были ответственны за уничтожение почти всего ВМС Ирака в битве при Бубиане , также известной как битва при проливе Бубиян. [13]
Королевского флота Минные охотники разминировали иракские мины вблизи побережья Кувейта, что позволило американским линкорам «Висконсин» и «Миссури» подойти достаточно близко, чтобы начать разрушительные бомбардировки сухопутных войск Ирака. HMS Gloucester перехватил иракскую ракету Silkworm , направлявшуюся к HMS London , кораблям противоминной защиты и линкорам США.
См. также
[ редактировать ]- Боевой порядок операции Грэнби
- Список военной техники войны в Персидском заливе # Великобритания
- Список британских наград за доблесть за операцию «Грэнби»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конфликт в Персидском заливе 1990–1991 годов» . МОД.ук. Министерство обороны (Великобритания) . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Джулиан Перрейра Роб Олвер (28 февраля 2021 г.). «Война в Персидском заливе: все, что вам нужно знать о конфликте 30 лет спустя» . Forces.net . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Война в Персидском заливе обошлась налогоплательщикам в 615 миллионов фунтов» . Independent.co.uk . Независимый . 2 декабря 1992 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
- ^ Гр-капитан Билл Коуп, Королевские ВВС. «Операции пиратов войны в Персидском заливе» . RAF.mod.uk. Королевские ВВС . Проверено 24 февраля 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вице-маршал авиации Р.А. Мейсон (1991). «Королевские ВВС». Британская война в Персидском заливе: операция «Грэнби» . Лондон: Харрингтон Килбрайд. стр. 35–43.
- ^ Саймон Данстан, Питер Сарсон, основной боевой танк Challenger 1982–1997. (Лондон: Osprey Publishing 1998), 37, цитируется по Cronin 2014, 21.
- ^ Макманнерс, Хью (2011). Первая война в Персидском заливе (2-е изд.). Чтение: Эбери Пресс. п. 48. в Кронине, П., 2014. Королевские ирландские гусары королевы в пустыне во время операции «Грэнби» и проблемы, ограничивающие их развертывание в 1990–1991 годах, магистерская диссертация по военной истории, Букингемский университет , 2014, с. 25.
- ^ Кронин, стр. 24.
- ^ «1-я танковая дивизия» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин . 4 марта 1991 года.
- ^ Такер, Спенсер (8 октября 2010 г.). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН 978-1851099474 .
- ^ Бурк, Стивен А. (2001). Джейхок! 7-й корпус в войне в Персидском заливе . Центр военной истории армии США. LCCN 2001028533 . OCLC 51313637 .
- ^ Бурк с. 319
- ^ «Серая рысь – на войне» . архив.ph . 13 сентября 2012 года . Проверено 20 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Чарльз. Гром и молния: ВВС Великобритании в Персидском заливе: личный опыт войны (HM Stationery Office/Tso, 1991).
- Бурк, Стивен А. (2001). Джейхок! 7-й корпус в войне в Персидском заливе . Центр военной истории армии США. LCCN 2001028533 . OCLC 51313637 .
- де ла Бильер, Питер. «Конфликт в Персидском заливе: планирование и реализация». Журнал RUSI 136 № 4 (1991): 7–12.
- Хейр, Кеннет. «Логистика в войне в Персидском заливе». Журнал RUSI 136 № 3 (1991): 14–19.
- Ньюэлл, Клейтон Р. От А до Я войны в Персидском заливе 1990–1991 (2007).
- Смит, Руперт. «Война в Персидском заливе: сухопутная битва». Журнал RUSI 137 № 1 (1992): 1–5.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Операция Грэнби - индекс Королевских ВВС на RAF.mod.uk
- «№52589» . Лондонская газета (Приложение). 28 июня 1991 г. с. 37. – Донесение главного маршала авиации сэра Патрика Хайна GCB ADC FRAES CBIM RAF Объединенного командующего операцией «Грэнби».
- Британские войска участвуют в операции «Грэнби» — на RAF.mod.uk
- ORBAT перечисляет войска 1-й танковой дивизии