№ 5-я эскадрилья RAF
№ V (AC) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный | 26 июля 1913 — 1 апреля 1918 ( RFC ) 1 апреля 1918 - 20 января 1920 ( RAF ) 1 апреля 1920 г. - 1 августа 1947 г. 11 февраля 1949 г. - 25 сентября 1951 г. 1 марта 1952 г. - 12 октября 1957 г. 20 января 1959 г. - 7 октября 1965 г. 8 октября 1965 г. - 30 сентября 2002 г. 1 апреля 2004 г. - 31 марта 2021 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Девиз (ы) | Не сгибайте разрывы ( на латыни «Ты можешь сломать, но не согнешь меня»). [ 1 ] |
Боевые почести |
|
Знаки отличия | |
Геральдика эскадрильи | Кленовый лист в память о тесных связях эскадрильи с Канадским корпусом во время Первой мировой войны. Утвержден королем Георгом VI в июне 1937 года. [ 2 ] |
Эскадронный медальон | ![]() |
Коды эскадрилий | QN (апрель 1939 г. - выделен, но, возможно, не используется) OQ (сентябрь 1939 г. - февраль 1941 г., март 1946 г. - август 1947 г.) Б (март 1952–1955 гг.) А (август 1986 г. - декабрь 1987 г.) CA – CZ ( Торнадо F.3 ) |
Номер 5 (Армейское сотрудничество) эскадрилья (хотя Его Величество Король наградил № V (Армейское сотрудничество) эскадрильей ) была эскадрильей Королевских ВВС . Последний раз с апреля 2004 года по март 2021 года он эксплуатировал самолет Raytheon Sentinel R1 Airborne STand-Off Radar (ASTOR) с авиабазы ВВС Уоддингтон , Линкольншир . [ 2 ] [ 3 ]
Впервые сформированная в июле 1913 года, эскадрилья прослужила на протяжении всей Первой мировой войны, отличившись тем, что нанесла первые потери и уничтожила Королевский летный корпус . Пятая эскадрилья перебазировалась в Индию в 1920 году, где оставалась во время Второй мировой войны. Во время войны холодной 5-я (истребительная) эскадрилья летала на английских самолетах Electric Lightning и Panavia Tornado F3 .
История
[ редактировать ]Формирование Первой мировой войны
[ редактировать ]
5-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была сформирована в Фарнборо , Хэмпшир , 26 июля 1913 года. [ 4 ] от членов 3-й эскадрильи . [ 5 ] После начала Первой мировой войны 15 августа 1914 года пятая эскадрилья была переброшена во Францию и оснащена различными типами самолетов для ведения разведки Британского экспедиционного корпуса (BEF). [ 6 ] Свой первый боевой вылет он совершил 21 августа, а на следующий день Avro 504 из 5-й эскадрильи стал первым сбитым британским самолетом, а его экипаж, состоящий из пилота младшего лейтенанта Винсента Уотерфолла и штурмана лейтенанта Чарльза Джорджа Гордона Бэйли, погиб. Бельгия. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] 24 августа пятая эскадрилья стала первым подразделением RFC, сбившим вражеский самолет из артиллерийского огня, когда лейтенант Уилсон и лейтенант Рабальяти сбили немецкий Этрих Таубе возле Ле-Като-Камбрези . [ 10 ] [ 11 ]
С 24 марта по 7 апреля 1917 года эскадрилья базировалась в Ла-Горге на севере Франции. [ 12 ]
5-я эскадрилья, стандартизированная на базе Королевского авиационного завода BE2 , специализировавшаяся в качестве наблюдателей за артиллерией , перевооруженная Королевским авиационным заводом RE8 в мае 1917 года и тесно сотрудничавшая с Канадским корпусом до конца войны и до 1919 года. когда он переехал в Германию в составе оккупационной армии. [ 13 ] (Его связь с Канадским корпусом привела к включению кленового листа на значок эскадрильи, когда он был утвержден в июне 1937 года). [ 6 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]Пятая эскадрилья вернулась в Великобританию в сентябре 1919 года и была расформирована 20 января 1920 года. [ 10 ] Эскадрилья была реформирована в Кветте , Индия (ныне часть Пакистана ) 1 апреля 1920 года, когда 48-я эскадрилья была перенумерована. [ 5 ] Там он продолжал работать в подразделении армейской авиации для операций на северо-западной границе . После переформирования подразделение было оснащено самолетами Bristol F.2B , которые летали до 1931 года. [ 14 ] В мае 1931 года 5-я эскадрилья начала переоборудоваться в Westland Wapiti Mk.IIa . [ 15 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В начале войны в сентябре 1939 года 5-я эскадрилья базировалась в форте Сандеман , все еще оснащенная бипланами Westland Wapiti. [ 16 ] Эскадрилья стала легким бомбардировщиком, когда в июне 1940 года была преобразована в Hawker Hart. 5-я эскадрилья была преобразована в Hawker Audax . В феврале 1941 года [ 15 ] используя его как бойца. [ 16 ] В декабре 1941 года эскадрилья перебазировалась в RAF Dum Dum , Калькутта американской постройки , и начала получать свой первый моноплан — Curtiss Mohawk Mk.IV . [ 16 ] отправленная в Королевские ВВС Динджан , Ассам В мае 1942 года пятая эскадрилья, , получила задание сопровождать бомбардировщики «Бристоль Бленхейм» над северо-западной Бирмой . [ 14 ]
В июне 1943 года «Мохоки» были заменены на Hawker Hurricane Mk.IIcs и Mk.IIds, когда эскадрилья базировалась в ВВС Великобритании в Харагпуре . [ 16 ] В сентябре 1944 года 5-я эскадрилья была преобразована в Republic Thunderbolt Mk.I и Mk.II. [ 15 ] В мае 1945 года пятая эскадрилья была выведена с линии фронта для подготовки к освобождению Малайи от японской оккупации , однако это так и не было осуществлено из-за капитуляции Японской империи 15 августа 1945 года. [ 16 ]
Холодная война
[ редактировать ]Оставшись в Индии, 5-я эскадрилья в феврале 1946 года была преобразована в Hawker Tempest F.2 , но расформирована 1 августа 1947 года из-за раздела Индии . [ 17 ] 11 февраля 1949 года эскадрилья была реформирована в RAF Pembrey в Уэльсе для выполнения задач по буксировке целей, когда 595-я эскадрилья была переименована в нумерацию, однако вскоре, 25 сентября 1951 года, эскадрилья была расформирована. [ 10 ] Эскадрилья была переформирована в RAF Wunsdorf , Западная Германия , 1 марта 1952 года и была оснащена самолетами de Havilland Vampire F.5 . [ 5 ] V эскадрилья была преобразована в de Havilland Venom FB.1 в декабре 1952 года. [ 18 ] В Белой книге обороны 1957 года 12 октября 1957 года 5-я эскадрилья была расформирована при эксплуатации Venom FB.5. [ 14 ]
20 января 1959 года эскадрилья была преобразована в подразделение ночных истребителей в Королевских ВВС Лаарбрух , Западная Германия, на самолетах Gloster Meteor NF.11 . [ 10 ] с треугольным крылом 5-я эскадрилья начала переоборудование на Gloster Javelin FAW.5 в январе 1960 года. [ 18 ] Когда 33-я эскадрилья была расформирована 17 декабря 1962 года, V-й эскадрилье был выделен Javelin FAW.9 бывшего подразделения вместе с членами экипажа. [ 5 ] [ 19 ] Сама 5-я эскадрилья была расформирована 7 октября 1965 года на авиабазе RAF Geilenkirchen . [ 5 ]
Молния и Торнадо (1965–2003)
[ редактировать ]
эскадрилья была преобразована в эскадрилью No V (AC) на базе ВВС Великобритании в Бинбруке , Линкольншир 8 октября 1965 года , с использованием английского перехватчика Electric Lightning . [ 17 ] Однако после реформирования подразделение изначально не использовало Lightning: впервые эскадрилья летала на Hawker Hunter T.7A WV318, оснащенном приборами Lightning. [ 20 ] Первый Lightning эскадрильи No V (AC) прибыл 19 ноября, когда Lightning T.5 XS451 был доставлен в ВВС Великобритании в Бинбруке. [ 21 ] Первые одноместные Lightning в эскадрилью прибыли 10 декабря 1965 года, когда Lightning F.3 XR755 и XR756 . были доставлены [ 22 ] Эскадрилья № V (AC) получила свою первую серийную модель Lightning F.6 3 января 1967 года, с появлением XS894 . [ 23 ] В период с 6 по 25 октября 1967 года эскадрилья была развернута в ВВС Великобритании в Луке , Мальта , с девятью Lightning F.6 и одним Lighting T.5 для учений по противовоздушной обороне (ADEX) против Avro Vulcan B.2 из 50-й эскадрильи . 5-я эскадрилья (AC) снова была направлена в ВВС Великобритании в Луке с 1 по 8 августа 1968 года для проведения учений Nimble. [ 24 ]
Примечательно, что на Рождество 1969 года эскадрилья V (AC) была развернута для усиления учений Ultimacy на базе Королевских ВВС Тенга в Сингапуре, используя дозаправку в полете и останавливаясь только один раз в пути на базе Королевских ВВС Масира в Омане. Испытания на дальних дистанциях с новыми надкрыльными танками уже проводились ранее, в 1968 году, с ограниченным безостановочным развертыванием на базе Королевских ВВС Мухаррак в Бахрейне. [ 25 ]
В 1970 году эскадрилья получила пару Lightning F.1A ( XM181 и XM183 ), [ 26 ] которые использовались в качестве мишеней для Lightning F.6, поскольку они были легче и маневреннее (позже они были заменены на Lightning F.3). [ 20 ] 8 сентября 1970 года эскадрилья потеряла Lightning F.6 XS894 когда он разбился возле Фламборо-Хед , Йоркшир , в результате чего погиб пилот ВВС США . Уильям Шаффнер , [ 27 ] Эскадрилья № V (F) направила два Lightning F.3, семь Lightning F.6 и один двухместный T.5 на ВВС Великобритании в Луке в период с 18 ноября по 13 декабря 1974 года в рамках учений Sunfinder вместе с Avro Shackleton AEW.2. из 8-й эскадрильи и самолетов English Electric Canberra B.2 из 85-й эскадрильи . В период с 5 апреля по 7 мая 1976 года эскадрилья была переброшена в ВВС Великобритании в Луке с десятью Lightning F.6 для БТР. Последнее развертывание БТР № V (AC) эскадрильи в ВВС Великобритании в Луке произошло с 31 марта по 5 мая 1977 года. [ 24 ]
В ноябре 1987 года эскадрилья № V (AC) выставила на вооружение девять кораблей Lightning F.6, чтобы отметить предстоящий вывод этого типа после 22 лет службы. [ 20 ] Последние «Лайтнинги» были сняты с производства к декабрю 1987 года, [ 18 ] эскадрилья перебазируется в RAF Coningsby для подготовки к Panavia Tornado F.3 . [ 10 ] Эскадрилья No V (AC) получила свой первый Tornado F.3 в январе 1988 года. [ 28 ]
В августе 1990 года V (AC) эскадрилья была первой эскадрильей Королевских ВВС (в сопровождении 29 (F) эскадрильи ), которая была развернута в рамках вклада Великобритании в войну в Персидском заливе : первые шесть Tornado F.3 прибыли 11 августа. на аэродроме Дахран , Саудовская Аравия . [ 29 ] В период с 1993 по 1995 год эскадрилья помогала обеспечивать соблюдение бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной в рамках операции «Запретить полет» . [ 10 ] № V (AC) эскадрилья была расформирована 30 сентября 2002 года, а личный состав был переведен в другие подразделения. [ 30 ]
Страж R1 (2004–2021 гг.)
[ редактировать ]
1 апреля 2004 года эскадрилья была реформирована в 5-ю эскадрилью (армейское сотрудничество) в ВВС Великобритании в Уоддингтоне . Первый серийный Raytheon Sentinel R1 совершил свой первый полет 26 мая 2004 года. Система ASTOR официально поступила на вооружение 5-й эскадрильи (AC) 1 декабря 2008 года. [ 31 ] Пятым и последним Sentinel, поступившим в эскадрилью, стал ZJ694 в феврале 2009 года. [ 32 ] Полная эксплуатационная готовность была достигнута в конце 2010 года. [ 33 ] Новый самолет, оснащенный радаром, обеспечивает наблюдение за полем боя и наземными операциями для британской армии, выполняя аналогичную роль с американским самолетом Northrop Grumman E-8 Joint STARS . [ 34 ] В 2011 году «Сентинелы» из состава № V (AC) эскадрильи участвовали в операциях над Ливией в рамках операции «Эллами» . [ 35 ] которые позже были названы главным маршалом авиации Королевских ВВС сэром Стивеном Далтоном как ключевые . [ 36 ]
В период с 2009 по 2011 год эскадрилья № V (AC) также некоторое время эксплуатировала четыре самолета Hawker Beechcraft Shadow R.1 на базе Beechcraft King Air 350. [ 37 ] Первый Shadow R.1 ( ZZ416 ) был доставлен в эскадрилью в мае 2009 года. [ 38 ] они были переданы недавно реформированной 14-й эскадрилье . В октябре 2011 года [ 39 ] [ 40 ]
25 января 2013 года самолет Sentinel R1 был отправлен на авиабазу Дакар-Уакам в Сенегале для оказания помощи французской операции «Сервал» в Мали . [ 41 ] За четыре месяца пребывания в составе Sentinels налетали в общей сложности 697 часов, совершив 66 боевых вылетов. [ 42 ] 18 мая 2014 года эскадрилья направила Sentinel в международный аэропорт Котока в Гане , чтобы помочь в поиске 223 школьниц , похищенных боевиками Боко Харам в Нигерии . [ 43 ] В сентябре 2014 года эскадрилья временно перебазировалась в RAF Cranwell вместе с 14-й эскадрильей из-за ремонта взлетно-посадочной полосы RAF Waddington, на завершение которого ушло более года. [ 44 ] 5-я эскадрилья (AC) отправила одиночный Sentinel R.1 на учения Red Flag 15–1 на авиабазу Неллис , штат Невада , [ 45 ] с 26 января по 13 февраля 2015 г. [ 46 ] 26 марта 2015 года 5-я эскадрилья (AC) направила два самолета Sentinel R1 на базу ВВС Великобритании в Акротири , Кипр , для поддержки операции «Шейдер» . [ 47 ]
В июле 2017 года Sentinel R.1 ZJ693 был выведен из эксплуатации, а остальным четырем Sentinelм была присвоена дата выхода из эксплуатации (OSD) - 2021 год. [ 48 ] В феврале 2020 года ОСД была подтверждена Минобороны как март 2021 года. [ 49 ] 25 февраля 2021 года ZJ694 совершил последний боевой вылет эскадрильи Sentinel R.1 № V (AC). [ 50 ] За 14 лет службы Sentinel эскадрилья налетала 32 000 часов, совершив 4 870 боевых вылетов. [ 51 ] Впоследствии 31 марта 2021 года эскадрилья была расформирована. [ 3 ]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]В состав самолетов 5-й эскадрильи входят: [ 10 ] [ 15 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 52 ]
- Farman MF.7 Longhorn (июль 1913 – июль 1914)
- Фарман HF.20 (июль 1913 г. – июль 1914 г.)
- Farman MF.7 Longhorn (июль 1913 г. – март 1915 г.)
- Королевский авиационный завод SE2a (январь 1914 г. – март 1914 г.)
- Трехместный автомобиль Sopwith (февраль 1914 г. - август 1914 г.)
- Королевский авиационный завод BE1 (1914 – август 1914 г.)
- Таблоид Сопвита (июнь 1914 г. - август 1914 г.)
- Авро 504 (июль 1914 г. – август 1915 г.)
- Королевский авиационный завод BE8 (август 1914 г. – сентябрь 1914 г.)
- Фарман HF.27 (сентябрь 1914 г. – сентябрь 1914 г.)
- Бристольский скаут (сентябрь 1914 г. - октябрь 1914 г.; 1915 г. - март 1915 г.)
- Мартинсайд С.1 (январь 1915 г. – август 1915 г.)
- Сосед Лос-Анджелес (февраль 1915 г. – март 1915 г.)
- Зонтик Блерио (март 1915 г. – май 1915 г.)
- Викерс FB5 (март 1915 г. – январь 1916 г.)
- Кодрон G.3 (апрель 1915 г. – май 1915 г.)
- Airco DH.2 (июль 1915 г. – август 1915 г.; январь 1916 г. – май 1916 г.)
- Королевский авиационный завод BE2c (август 1915 г. – апрель 1917 г.)
- Королевский авиационный завод FE8 (декабрь 1915 г. – май 1916 г.)
- Королевский авиационный завод BE2d (июнь 1916 г. – июнь 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2e (январь 1917 г. – июнь 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2f (январь 1917 г. – июнь 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2g (январь 1917 г. – июнь 1917 г.)
- Королевский авиационный завод RE8 (май 1917 г. – март 1918 г.)
- Бристоль F.2B (март 1919 г. – сентябрь 1919 г.; апрель 1920 г. – май 1931 г.)
- Westland Wapiti Mk.IIa (май 1931 г. – июнь 1940 г.)
- Хокер Харт (июнь 1940 г. – февраль 1941 г.)
- Хокер Аудакс (февраль 1941 г. – сентябрь 1942 г.)
- Curtiss Mohawk Mk.IV (декабрь 1941 г. - июнь 1943 г.)
- Hawker Hurricane Mk.IIc (июнь 1943 г. – сентябрь 1944 г.)
- Hawker Hurricane Mk.IId (июнь 1943 г. – сентябрь 1944 г.)
- Republic Thunderbolt Mk.I (сентябрь 1944 г. – февраль 1946 г.)
- Republic Thunderbolt Mk.II (сентябрь 1944 г. – февраль 1946 г.)
- Hawker Tempest F.2 (март 1946 г. – август 1947 г.)
- Supermarine Spitfire LF.16e (февраль 1949 г. – февраль 1951 г.)
- Майлз Мартине TT.1 (февраль 1949 г. – февраль 1951 г.)
- Скорость полета Oxford T.1 (февраль 1949 г. – февраль 1951 г.)
- Bristol Beaufighter TT.10 (февраль 1949 г. – февраль 1951 г.)
- де Хэвилленд Вампир F.3 (август 1950 г. – сентябрь 1951 г.)
- де Хэвилленд Вампир FB.5 (март 1952 г. – декабрь 1952 г.)
- de Havilland Venom FB.1 (декабрь 1952 г. - июль 1955 г.)
- de Havilland Venom FB.4 (июль 1955 г. – октябрь 1957 г.)
- Gloster Meteor NF.11 (январь 1959 г. – август 1960 г.)
- Gloster Javelin FAW.5 (январь 1960 г. – ноябрь 1962 г.)
- Gloster Javelin FAW.9 (ноябрь 1962 г. – октябрь 1965 г.)
- Hawker Hunter T.7A (октябрь 1965–196?)
- English Electric Lightning T.5 (ноябрь 1965–1987 гг.)
- English Electric Lightning F.3 (декабрь 1965 г. – январь 1967 г.; октябрь 1972 г. – сентябрь 1987 г.)
- English Electric Lightning F.6 (декабрь 1966 г. – декабрь 1987 г.)
- English Electric Lightning F.1A (июнь 1970 г. – сентябрь 1972 г.)
- Panavia Tornado F3 (Jan 1988–Sep 2002)
- Raytheon Sentinel R1 (2006 г. – март 2021 г.)
- Hawker Beechcraft Shadow R1 (май 2009 г. – октябрь 2011 г.)
Известные участники
[ редактировать ]- Рекс Хант - губернатор Фолклендских островов
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 87 . ISBN 0-7100-9339-Х .
- ^ Jump up to: а б с «V (AC) Эскадрилья» . Королевские ВВС . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Королевские ВВС выводят из эксплуатации самолеты Sentinel и расформировывают эскадрилью V(AC)» . Сеть Сил . 31 марта 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Льюис 1959, стр.14.
- ^ Jump up to: а б с д и «5-я эскадрилья» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Эшворт 1989, стр.34.
- ^ Джексон 1990 стр.56
- ^ « Подробности о пострадавшем: Водопад Винсента ». Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ « Подробности о несчастном случае: Чарльз Бэйли ». Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «5-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «5-я эскадрилья (армейского сотрудничества) Королевских ВВС» . Королевские ВВС-Линкольншир . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «Ущелье» . Anciens Aérodromes (на французском языке). 7 марта 2017 года . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Эшворт 1989, стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с «5-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Самолеты и опознавательные знаки 5-й эскадрильи 1913–1951 гг.» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «5-я эскадрилья (RAF): Вторая мировая война» . История войны . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эшворт 1989, стр.356.
- ^ Jump up to: а б с д «Самолеты и маркировка 5-й эскадрильи, 1950 г. - настоящее время» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «33-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «5-я эскадрилья» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Лайтнинг Т.5 Серийная партия, 22 самолета» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Лайтнинг Ф.3 Серийная партия, построено 70 штук» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Серийная партия Lightning F.6, построено 39 самолетов» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Лагеря практики по вооружению – Молнии» . Авиация на Мальте . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Боуман, Мартин (2009). Молния ударяет дважды . Издательство Эмберли. ISBN 978-1848684935 .
- ^ «F.1A построен в Салмсбери» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Авария с английской электрической молнией F6 XS894, 8 сентября 1970 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ "Великобритания" . Панавиа . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «1990/91 Война в Персидском заливе - операция Грэнби и RAF Tornado Dawn Tabuk» . История мировой воздушной войны . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 12 февраля 2003 г.» . парламент.uk . Парламент Великобритании. 12 февраля 2003 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «ASTOR вводится в эксплуатацию в Великобритании» Raytheon . 1 декабря 2008 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Raytheon поставляет последний самолет Sentinel R Mk 1 для британской системы ASTOR» . Оборонная аэрокосмическая промышленность . 10 февраля 2009 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «АСТОР вводится в эксплуатацию» . Air International , Том 76, № 1, январь 2009 г. стр.5.
- ^
В этой статье использованы общедоступные материалы из Информационные бюллетени: E-8C Joint Stars . ВВС США . Проверено 29 августа 2014 г. Август 2013.
- ^ «Операции коалиции в Ливии продолжатся» . gov.uk. Министерство обороны. 21 марта 2011 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Отсрочка для сбитого самолета-шпиона Sentinel R1» . Новости британских вооруженных сил . 23 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Ежегодник Королевских ВВС, 2009 г., стр. 23.
- ^ «Обновление маркировки военных самолетов № 49, июнь 2009 г.» (PDF) . Маркировка военных самолетов . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Великобритания обязуется провести масштабную модернизацию флота наблюдения Shadow» . Полет Глобал. 14 сентября 2011 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «14-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Самолеты RAF Sentinel отправляются в Африку» . gov.uk. Министерство обороны. 25 января 2013 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Хойл, Крейг (10 июля 2013 г.). «Королевские ВВС приоткрывают завесу тайны над ролью Sentinel в Мали» . Полет Глобал . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Великобритания использует RAF Sentinel для помощи в поиске пропавших школьниц» . gov.uk. Министерство обороны. 18 мая 2014 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «RAF Waddington — Королевские ВВС» (PDF) . www.raf.mod.uk.
- ^ Грант, Джейсон (14 февраля 2015 г.). «Красный Флаг 15-1» . Аэроресурс . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Авиабаза Неллис примет Red Flag 15–1 с 26 января по 13 февраля 2015 г.» . База ВВС Неллис. 5 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2015 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Британские войска будут обучать умеренную сирийскую оппозицию» . gov.uk. Министерство обороны. 26 марта 2015 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Эллисон, Джордж (17 июля 2017 г.). «Флот Sentinel сокращен на один самолет, но получил отсрочку до 2021 года» . Британский оборонный журнал . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Рипли, Тим (18 февраля 2020 г.). «Великобритания столкнется с дефицитом возможностей ASTOR с 2021 года» . Джейн 360 . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Эллисон, Джордж (25 февраля 2021 г.). «Sentinel R1 завершает последний боевой вылет перед продажей» . Британский оборонный журнал . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Самолет RAF Sentinel R1 выполняет последний боевой полет» . Королевские ВВС . 26 февраля 2021 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Воспоминания линейного начальника 5-й эскадрильи «Лайтнингс», 1967–68» . Ассоциация молний . Март 2003 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: PSL, 1989. ISBN 1-85260-013-6 .
- Бартлетт, старший CPO, DSC . Пилот бомбардировщика, 1916–18 . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1974. ISBN 0-7110-0545-1 .
- Бартлетт, старший CPO, DSC . В зубах ветра (Рассказ военного летчика на Западном фронте, 1916–1918) . Лондон: Лео Купер, 1994. ISBN 0-85052-318-4 .
- Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-164-9 .
- Джексон, AJ Avro Самолеты с 1908 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1990 г. ISBN 0-85177-834-8 .
- Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери: Издательство Airlife, 2001. ISBN 1-84037-141-2 .
- Льюис, Питер. Истории эскадрилий: RFC, RNAS и RAF, 1912–59 . Лондон: Патнэм, 1959.
- Моксон, Оливер. Горький муссон: Мемуары летчика-истребителя . Лондон: Роберт Хейл, 1955. (Мемуары Стефана Джеймса, Бирма, 1944).
- Роулингс, Джон Д. Р. Прибрежные, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1982. ISBN 0-7106-0187-5 .
- Роулингс, Джон Д. Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1969 (новое издание 1976 г., перепечатано в 1978 г.). ISBN 0-354-01028-X .
- Стрэндж, Лос-Анджелес Воспоминания летчика . . Лондон: Greenhill Books, 1989. ISBN 1-85367-043-X . (Перепечатка оригинального издания 1933 года с добавлением новых материалов).
- Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 1» . Полет , Том. 72, № 2543, 18 октября 1957 г., стр. 618–623.
- Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 2» . Полет , Том. 72, № 2544, 25 октября 1957 г., стр. 642–646.
- Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 3» . Полет , Том. 72, № 2546, 8 ноября 1957 г., стр. 745–746.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Воинские части и соединения, созданные в 1913 году.
- Эскадрильи самолетов Королевских ВВС
- Эскадрильи Королевского летного корпуса
- 1913 заведений в Соединенном Королевстве
- Воинские части и соединения, расформированные в 1947 году.
- Воинские части и соединения, созданные в 1949 году.
- Воинские части и соединения расформированы в 1957 году.
- Воинские части и соединения, созданные в 1959 году.
- Воинские части и соединения, расформированные в 2003 году.
- Воинские части и соединения, созданные в 2004 году.