Jump to content

№ 5-я эскадрилья RAF

№ V (AC) эскадрилья RAF
Значок эскадрильи
Активный 26 июля 1913 — 1 апреля 1918 ( RFC )
1 апреля 1918 - 20 января 1920 ( RAF )
1 апреля 1920 г. - 1 августа 1947 г.
11 февраля 1949 г. - 25 сентября 1951 г.
1 марта 1952 г. - 12 октября 1957 г.
20 января 1959 г. - 7 октября 1965 г.
8 октября 1965 г. - 30 сентября 2002 г.
1 апреля 2004 г. - 31 марта 2021 г.
Страна Великобритания Великобритания
Ветвь Королевские ВВС
Тип Летающая эскадрилья
Девиз (ы) Не сгибайте разрывы
( на латыни «Ты можешь сломать, но не согнешь меня»). [ 1 ]
Боевые почести * Награды, отмеченные звездочкой, могут быть изображены на штандарте эскадрильи. [ 2 ]
Знаки отличия
Геральдика эскадрильи Кленовый лист в память о тесных связях эскадрильи с Канадским корпусом во время Первой мировой войны. Утвержден королем Георгом VI в июне 1937 года. [ 2 ]
Эскадронный медальон
Коды эскадрилий QN (апрель 1939 г. - выделен, но, возможно, не используется)
OQ (сентябрь 1939 г. - февраль 1941 г., март 1946 г. - август 1947 г.)
Б (март 1952–1955 гг.)
А (август 1986 г. - декабрь 1987 г.)
CA – CZ ( Торнадо F.3 )

Номер 5 (Армейское сотрудничество) эскадрилья (хотя Его Величество Король наградил № V (Армейское сотрудничество) эскадрильей ) была эскадрильей Королевских ВВС . Последний раз с апреля 2004 года по март 2021 года он эксплуатировал самолет Raytheon Sentinel R1 Airborne STand-Off Radar (ASTOR) с авиабазы ​​ВВС Уоддингтон , Линкольншир . [ 2 ] [ 3 ]

Впервые сформированная в июле 1913 года, эскадрилья прослужила на протяжении всей Первой мировой войны, отличившись тем, что нанесла первые потери и уничтожила Королевский летный корпус . Пятая эскадрилья перебазировалась в Индию в 1920 году, где оставалась во время Второй мировой войны. Во время войны холодной 5-я (истребительная) эскадрилья летала на английских самолетах Electric Lightning и Panavia Tornado F3 .

Формирование Первой мировой войны

[ редактировать ]
Королевский авиационный завод RE8 , аналогичный тому, на котором летала № V эскадрилья с мая 1917 по март 1918 года.

5-я эскадрилья Королевского летного корпуса (RFC) была сформирована в Фарнборо , Хэмпшир , 26 июля 1913 года. [ 4 ] от членов 3-й эскадрильи . [ 5 ] После начала Первой мировой войны 15 августа 1914 года пятая эскадрилья была переброшена во Францию ​​и оснащена различными типами самолетов для ведения разведки Британского экспедиционного корпуса (BEF). [ 6 ] Свой первый боевой вылет он совершил 21 августа, а на следующий день Avro 504 из 5-й эскадрильи стал первым сбитым британским самолетом, а его экипаж, состоящий из пилота младшего лейтенанта Винсента Уотерфолла и штурмана лейтенанта Чарльза Джорджа Гордона Бэйли, погиб. Бельгия. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] 24 августа пятая эскадрилья стала первым подразделением RFC, сбившим вражеский самолет из артиллерийского огня, когда лейтенант Уилсон и лейтенант Рабальяти сбили немецкий Этрих Таубе возле Ле-Като-Камбрези . [ 10 ] [ 11 ]

С 24 марта по 7 апреля 1917 года эскадрилья базировалась в Ла-Горге на севере Франции. [ 12 ]

5-я эскадрилья, стандартизированная на базе Королевского авиационного завода BE2 , специализировавшаяся в качестве наблюдателей за артиллерией , перевооруженная Королевским авиационным заводом RE8 в мае 1917 года и тесно сотрудничавшая с Канадским корпусом до конца войны и до 1919 года. когда он переехал в Германию в составе оккупационной армии. [ 13 ] (Его связь с Канадским корпусом привела к включению кленового листа на значок эскадрильи, когда он был утвержден в июне 1937 года). [ 6 ]

Межвоенные годы

[ редактировать ]

Пятая эскадрилья вернулась в Великобританию в сентябре 1919 года и была расформирована 20 января 1920 года. [ 10 ] Эскадрилья была реформирована в Кветте , Индия (ныне часть Пакистана ) 1 апреля 1920 года, когда 48-я эскадрилья была перенумерована. [ 5 ] Там он продолжал работать в подразделении армейской авиации для операций на северо-западной границе . После переформирования подразделение было оснащено самолетами Bristol F.2B , которые летали до 1931 года. [ 14 ] В мае 1931 года 5-я эскадрилья начала переоборудоваться в Westland Wapiti Mk.IIa . [ 15 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Westland Wapiti Mk.IIas , аналогичный тому, который действовала в Индии с мая 1931 по июнь 1940 года в 5-й эскадрилье.

В начале войны в сентябре 1939 года 5-я эскадрилья базировалась в форте Сандеман , все еще оснащенная бипланами Westland Wapiti. [ 16 ] Эскадрилья стала легким бомбардировщиком, когда в июне 1940 года была преобразована в Hawker Hart. 5-я эскадрилья была преобразована в Hawker Audax . В феврале 1941 года [ 15 ] используя его как бойца. [ 16 ] В декабре 1941 года эскадрилья перебазировалась в RAF Dum Dum , Калькутта американской постройки , и начала получать свой первый моноплан — Curtiss Mohawk Mk.IV . [ 16 ] отправленная в Королевские ВВС Динджан , Ассам В мае 1942 года пятая эскадрилья, , получила задание сопровождать бомбардировщики «Бристоль Бленхейм» над северо-западной Бирмой . [ 14 ]

В июне 1943 года «Мохоки» были заменены на Hawker Hurricane Mk.IIcs и Mk.IIds, когда эскадрилья базировалась в ВВС Великобритании в Харагпуре . [ 16 ] В сентябре 1944 года 5-я эскадрилья была преобразована в Republic Thunderbolt Mk.I и Mk.II. [ 15 ] В мае 1945 года пятая эскадрилья была выведена с линии фронта для подготовки к освобождению Малайи от японской оккупации , однако это так и не было осуществлено из-за капитуляции Японской империи 15 августа 1945 года. [ 16 ]

Холодная война

[ редактировать ]

Оставшись в Индии, 5-я эскадрилья в феврале 1946 года была преобразована в Hawker Tempest F.2 , но расформирована 1 августа 1947 года из-за раздела Индии . [ 17 ] 11 февраля 1949 года эскадрилья была реформирована в RAF Pembrey в Уэльсе для выполнения задач по буксировке целей, когда 595-я эскадрилья была переименована в нумерацию, однако вскоре, 25 сентября 1951 года, эскадрилья была расформирована. [ 10 ] Эскадрилья была переформирована в RAF Wunsdorf , Западная Германия , 1 марта 1952 года и была оснащена самолетами de Havilland Vampire F.5 . [ 5 ] V эскадрилья была преобразована в de Havilland Venom FB.1 в декабре 1952 года. [ 18 ] В Белой книге обороны 1957 года 12 октября 1957 года 5-я эскадрилья была расформирована при эксплуатации Venom FB.5. [ 14 ]

20 января 1959 года эскадрилья была преобразована в подразделение ночных истребителей в Королевских ВВС Лаарбрух , Западная Германия, на самолетах Gloster Meteor NF.11 . [ 10 ] с треугольным крылом 5-я эскадрилья начала переоборудование на Gloster Javelin FAW.5 в январе 1960 года. [ 18 ] Когда 33-я эскадрилья была расформирована 17 декабря 1962 года, V-й эскадрилье был выделен Javelin FAW.9 бывшего подразделения вместе с членами экипажа. [ 5 ] [ 19 ] Сама 5-я эскадрилья была расформирована 7 октября 1965 года на авиабазе RAF Geilenkirchen . [ 5 ]

Молния и Торнадо (1965–2003)

[ редактировать ]
Четыре самолета Lightning F.6 5-й (истребительной) эскадрильи в строю с Avro Vulcan B.2 , апрель 1968 г. (Обратите внимание на мальтийский крест на хвосте от БТР, развернутого на авиабазе RAF Luqa в октябре 1967 г.).

эскадрилья была преобразована в эскадрилью No V (AC) на базе ВВС Великобритании в Бинбруке , Линкольншир 8 октября 1965 года , с использованием английского перехватчика Electric Lightning . [ 17 ] Однако после реформирования подразделение изначально не использовало Lightning: впервые эскадрилья летала на Hawker Hunter T.7A WV318, оснащенном приборами Lightning. [ 20 ] Первый Lightning эскадрильи No V (AC) прибыл 19 ноября, когда Lightning T.5 XS451 был доставлен в ВВС Великобритании в Бинбруке. [ 21 ] Первые одноместные Lightning в эскадрилью прибыли 10 декабря 1965 года, когда Lightning F.3 XR755 и XR756 . были доставлены [ 22 ] Эскадрилья № V (AC) получила свою первую серийную модель Lightning F.6 3 января 1967 года, с появлением XS894 . [ 23 ] В период с 6 по 25 октября 1967 года эскадрилья была развернута в ВВС Великобритании в Луке , Мальта , с девятью Lightning F.6 и одним Lighting T.5 для учений по противовоздушной обороне (ADEX) против Avro Vulcan B.2 из 50-й эскадрильи . 5-я эскадрилья (AC) снова была направлена ​​в ВВС Великобритании в Луке с 1 по 8 августа 1968 года для проведения учений Nimble. [ 24 ]

Примечательно, что на Рождество 1969 года эскадрилья V (AC) была развернута для усиления учений Ultimacy на базе Королевских ВВС Тенга в Сингапуре, используя дозаправку в полете и останавливаясь только один раз в пути на базе Королевских ВВС Масира в Омане. Испытания на дальних дистанциях с новыми надкрыльными танками уже проводились ранее, в 1968 году, с ограниченным безостановочным развертыванием на базе Королевских ВВС Мухаррак в Бахрейне. [ 25 ]

В 1970 году эскадрилья получила пару Lightning F.1A ( XM181 и XM183 ), [ 26 ] которые использовались в качестве мишеней для Lightning F.6, поскольку они были легче и маневреннее (позже они были заменены на Lightning F.3). [ 20 ] 8 сентября 1970 года эскадрилья потеряла Lightning F.6 XS894 когда он разбился возле Фламборо-Хед , Йоркшир , в результате чего погиб пилот ВВС США . Уильям Шаффнер , [ 27 ] Эскадрилья № V (F) направила два Lightning F.3, семь Lightning F.6 и один двухместный T.5 на ВВС Великобритании в Луке в период с 18 ноября по 13 декабря 1974 года в рамках учений Sunfinder вместе с Avro Shackleton AEW.2. из 8-й эскадрильи и самолетов English Electric Canberra B.2 из 85-й эскадрильи . В период с 5 апреля по 7 мая 1976 года эскадрилья была переброшена в ВВС Великобритании в Луке с десятью Lightning F.6 для БТР. Последнее развертывание БТР № V (AC) эскадрильи в ВВС Великобритании в Луке произошло с 31 марта по 5 мая 1977 года. [ 24 ]

В ноябре 1987 года эскадрилья № V (AC) выставила на вооружение девять кораблей Lightning F.6, чтобы отметить предстоящий вывод этого типа после 22 лет службы. [ 20 ] Последние «Лайтнинги» были сняты с производства к декабрю 1987 года, [ 18 ] эскадрилья перебазируется в RAF Coningsby для подготовки к Panavia Tornado F.3 . [ 10 ] Эскадрилья No V (AC) получила свой первый Tornado F.3 в январе 1988 года. [ 28 ]

В августе 1990 года V (AC) эскадрилья была первой эскадрильей Королевских ВВС (в сопровождении 29 (F) эскадрильи ), которая была развернута в рамках вклада Великобритании в войну в Персидском заливе : первые шесть Tornado F.3 прибыли 11 августа. на аэродроме Дахран , Саудовская Аравия . [ 29 ] В период с 1993 по 1995 год эскадрилья помогала обеспечивать соблюдение бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной в рамках операции «Запретить полет» . [ 10 ] № V (AC) эскадрилья была расформирована 30 сентября 2002 года, а личный состав был переведен в другие подразделения. [ 30 ]

Страж R1 (2004–2021 гг.)

[ редактировать ]
№ 5 (AC) Squadron Raytheon Sentinel R.1 ZJ692 на авиабазе RAF Акротири , Кипр , март 2019 г.

1 апреля 2004 года эскадрилья была реформирована в 5-ю эскадрилью (армейское сотрудничество) в ВВС Великобритании в Уоддингтоне . Первый серийный Raytheon Sentinel R1 совершил свой первый полет 26 мая 2004 года. Система ASTOR официально поступила на вооружение 5-й эскадрильи (AC) 1 декабря 2008 года. [ 31 ] Пятым и последним Sentinel, поступившим в эскадрилью, стал ZJ694 в феврале 2009 года. [ 32 ] Полная эксплуатационная готовность была достигнута в конце 2010 года. [ 33 ] Новый самолет, оснащенный радаром, обеспечивает наблюдение за полем боя и наземными операциями для британской армии, выполняя аналогичную роль с американским самолетом Northrop Grumman E-8 Joint STARS . [ 34 ] В 2011 году «Сентинелы» из состава № V (AC) эскадрильи участвовали в операциях над Ливией в рамках операции «Эллами» . [ 35 ] которые позже были названы главным маршалом авиации Королевских ВВС сэром Стивеном Далтоном как ключевые . [ 36 ]

В период с 2009 по 2011 год эскадрилья № V (AC) также некоторое время эксплуатировала четыре самолета Hawker Beechcraft Shadow R.1 на базе Beechcraft King Air 350. [ 37 ] Первый Shadow R.1 ( ZZ416 ) был доставлен в эскадрилью в мае 2009 года. [ 38 ] они были переданы недавно реформированной 14-й эскадрилье . В октябре 2011 года [ 39 ] [ 40 ]

25 января 2013 года самолет Sentinel R1 был отправлен на авиабазу Дакар-Уакам в Сенегале для оказания помощи французской операции «Сервал» в Мали . [ 41 ] За четыре месяца пребывания в составе Sentinels налетали в общей сложности 697 часов, совершив 66 боевых вылетов. [ 42 ] 18 мая 2014 года эскадрилья направила Sentinel в международный аэропорт Котока в Гане , чтобы помочь в поиске 223 школьниц , похищенных боевиками Боко Харам в Нигерии . [ 43 ] В сентябре 2014 года эскадрилья временно перебазировалась в RAF Cranwell вместе с 14-й эскадрильей из-за ремонта взлетно-посадочной полосы RAF Waddington, на завершение которого ушло более года. [ 44 ] 5-я эскадрилья (AC) отправила одиночный Sentinel R.1 на учения Red Flag 15–1 на авиабазу Неллис , штат Невада , [ 45 ] с 26 января по 13 февраля 2015 г. [ 46 ] 26 марта 2015 года 5-я эскадрилья (AC) направила два самолета Sentinel R1 на базу ВВС Великобритании в Акротири , Кипр , для поддержки операции «Шейдер» . [ 47 ]

В июле 2017 года Sentinel R.1 ZJ693 был выведен из эксплуатации, а остальным четырем Sentinelм была присвоена дата выхода из эксплуатации (OSD) - 2021 год. [ 48 ] В феврале 2020 года ОСД была подтверждена Минобороны как март 2021 года. [ 49 ] 25 февраля 2021 года ZJ694 совершил последний боевой вылет эскадрильи Sentinel R.1 № V (AC). [ 50 ] За 14 лет службы Sentinel эскадрилья налетала 32 000 часов, совершив 4 870 боевых вылетов. [ 51 ] Впоследствии 31 марта 2021 года эскадрилья была расформирована. [ 3 ]

Самолет эксплуатировался

[ редактировать ]

В состав самолетов 5-й эскадрильи входят: [ 10 ] [ 15 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 52 ]

* Avro Type E (июль 1913 г. – июль 1914 г.)

Известные участники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 87 . ISBN  0-7100-9339-Х .
  2. ^ Jump up to: а б с «V (AC) Эскадрилья» . Королевские ВВС . Проверено 12 декабря 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Королевские ВВС выводят из эксплуатации самолеты Sentinel и расформировывают эскадрилью V(AC)» . Сеть Сил . 31 марта 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
  4. ^ Льюис 1959, стр.14.
  5. ^ Jump up to: а б с д и «5-я эскадрилья» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Эшворт 1989, стр.34.
  7. ^ Джексон 1990 стр.56
  8. ^ « Подробности о пострадавшем: Водопад Винсента ». Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 декабря 2016 г.
  9. ^ « Подробности о несчастном случае: Чарльз Бэйли ». Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 декабря 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г «5-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 23 апреля 2020 г.
  11. ^ «5-я эскадрилья (армейского сотрудничества) Королевских ВВС» . Королевские ВВС-Линкольншир . Проверено 23 апреля 2020 г.
  12. ^ «Ущелье» . Anciens Aérodromes (на французском языке). 7 марта 2017 года . Проверено 31 мая 2021 г.
  13. ^ Эшворт 1989, стр. 34–35.
  14. ^ Jump up to: а б с «5-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д «Самолеты и опознавательные знаки 5-й эскадрильи 1913–1951 гг.» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и «5-я эскадрилья (RAF): Вторая мировая война» . История войны . Проверено 23 апреля 2020 г.
  17. ^ Jump up to: а б Эшворт 1989, стр.356.
  18. ^ Jump up to: а б с д «Самолеты и маркировка 5-й эскадрильи, 1950 г. - настоящее время» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 23 апреля 2020 г.
  19. ^ «33-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 23 апреля 2020 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д «5-я эскадрилья» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
  21. ^ «Лайтнинг Т.5 Серийная партия, 22 самолета» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
  22. ^ «Лайтнинг Ф.3 Серийная партия, построено 70 штук» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
  23. ^ «Серийная партия Lightning F.6, построено 39 самолетов» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
  24. ^ Jump up to: а б «Лагеря практики по вооружению – Молнии» . Авиация на Мальте . Проверено 24 апреля 2020 г.
  25. ^ Боуман, Мартин (2009). Молния ударяет дважды . Издательство Эмберли. ISBN  978-1848684935 .
  26. ^ «F.1A построен в Салмсбери» . Ассоциация молний . Проверено 24 апреля 2020 г.
  27. ^ «Авария с английской электрической молнией F6 XS894, 8 сентября 1970 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 24 апреля 2020 г.
  28. ^ "Великобритания" . Панавиа . Проверено 24 апреля 2020 г.
  29. ^ «1990/91 Война в Персидском заливе - операция Грэнби и RAF Tornado Dawn Tabuk» . История мировой воздушной войны . Проверено 7 июня 2019 г.
  30. ^ «Письменные ответы Хансарда Палаты общин от 12 февраля 2003 г.» . парламент.uk . Парламент Великобритании. 12 февраля 2003 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  31. ^ «ASTOR вводится в эксплуатацию в Великобритании» Raytheon . 1 декабря 2008 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  32. ^ «Raytheon поставляет последний самолет Sentinel R Mk 1 для британской системы ASTOR» . Оборонная аэрокосмическая промышленность . 10 февраля 2009 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  33. ^ «АСТОР вводится в эксплуатацию» . Air International , Том 76, № 1, январь 2009 г. стр.5.
  34. ^ Общественное достояние В этой статье использованы общедоступные материалы из Информационные бюллетени: E-8C Joint Stars . ВВС США . Проверено 29 августа 2014 г. Август 2013.
  35. ^ «Операции коалиции в Ливии продолжатся» . gov.uk. ​Министерство обороны. 21 марта 2011 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  36. ^ «Отсрочка для сбитого самолета-шпиона Sentinel R1» . Новости британских вооруженных сил . 23 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  37. ^ Ежегодник Королевских ВВС, 2009 г., стр. 23.
  38. ^ «Обновление маркировки военных самолетов № 49, июнь 2009 г.» (PDF) . Маркировка военных самолетов . Проверено 24 апреля 2020 г.
  39. ^ «Великобритания обязуется провести масштабную модернизацию флота наблюдения Shadow» . Полет Глобал. 14 сентября 2011 года . Проверено 7 июня 2019 г.
  40. ^ «14-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  41. ^ «Самолеты RAF Sentinel отправляются в Африку» . gov.uk. ​Министерство обороны. 25 января 2013 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  42. ^ Хойл, Крейг (10 июля 2013 г.). «Королевские ВВС приоткрывают завесу тайны над ролью Sentinel в Мали» . Полет Глобал . Проверено 24 апреля 2020 г.
  43. ^ «Великобритания использует RAF Sentinel для помощи в поиске пропавших школьниц» . gov.uk. ​Министерство обороны. 18 мая 2014 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  44. ^ «RAF Waddington — Королевские ВВС» (PDF) . www.raf.mod.uk.
  45. ^ Грант, Джейсон (14 февраля 2015 г.). «Красный Флаг 15-1» . Аэроресурс . Проверено 24 апреля 2020 г.
  46. ^ «Авиабаза Неллис примет Red Flag 15–1 с 26 января по 13 февраля 2015 г.» . База ВВС Неллис. 5 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2015 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  47. ^ «Британские войска будут обучать умеренную сирийскую оппозицию» . gov.uk. ​Министерство обороны. 26 марта 2015 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  48. ^ Эллисон, Джордж (17 июля 2017 г.). «Флот Sentinel сокращен на один самолет, но получил отсрочку до 2021 года» . Британский оборонный журнал . Проверено 24 апреля 2020 г.
  49. ^ Рипли, Тим (18 февраля 2020 г.). «Великобритания столкнется с дефицитом возможностей ASTOR с 2021 года» . Джейн 360 . Проверено 24 апреля 2020 г.
  50. ^ Эллисон, Джордж (25 февраля 2021 г.). «Sentinel R1 завершает последний боевой вылет перед продажей» . Британский оборонный журнал . Проверено 26 февраля 2021 г.
  51. ^ «Самолет RAF Sentinel R1 выполняет последний боевой полет» . Королевские ВВС . 26 февраля 2021 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
  52. ^ «Воспоминания линейного начальника 5-й эскадрильи «Лайтнингс», 1967–68» . Ассоциация молний . Март 2003 года . Проверено 24 апреля 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: PSL, 1989. ISBN   1-85260-013-6 .
  • Бартлетт, старший CPO, DSC . Пилот бомбардировщика, 1916–18 . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ян Аллан, 1974. ISBN   0-7110-0545-1 .
  • Бартлетт, старший CPO, DSC . В зубах ветра (Рассказ военного летчика на Западном фронте, 1916–1918) . Лондон: Лео Купер, 1994. ISBN   0-85052-318-4 .
  • Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN   0-85130-164-9 .
  • Джексон, AJ Avro Самолеты с 1908 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1990 г. ISBN   0-85177-834-8 .
  • Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери: Издательство Airlife, 2001. ISBN   1-84037-141-2 .
  • Льюис, Питер. Истории эскадрилий: RFC, RNAS и RAF, 1912–59 . Лондон: Патнэм, 1959.
  • Моксон, Оливер. Горький муссон: Мемуары летчика-истребителя . Лондон: Роберт Хейл, 1955. (Мемуары Стефана Джеймса, Бирма, 1944).
  • Роулингс, Джон Д. Р. Прибрежные, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1982. ISBN   0-7106-0187-5 .
  • Роулингс, Джон Д. Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1969 (новое издание 1976 г., перепечатано в 1978 г.). ISBN   0-354-01028-X .
  • Стрэндж, Лос-Анджелес Воспоминания летчика . . Лондон: Greenhill Books, 1989. ISBN   1-85367-043-X . (Перепечатка оригинального издания 1933 года с добавлением новых материалов).
  • Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 1» . Полет , Том. 72, № 2543, 18 октября 1957 г., стр. 618–623.
  • Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 2» . Полет , Том. 72, № 2544, 25 октября 1957 г., стр. 642–646.
  • Йоксалл, Джон. «5-я эскадрилья: История «боевой пятой»: Часть 3» . Полет , Том. 72, № 2546, 8 ноября 1957 г., стр. 745–746.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89239fcc898078f55d841a37fec9fcf7__1713091140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/f7/89239fcc898078f55d841a37fec9fcf7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
No. 5 Squadron RAF - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)