№ 40-я эскадрилья RAF
№ 40-я эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный | 26 февраля 1916 г. - 4 июля 1919 г. 1 апреля 1931 г. - 1 апреля 1947 г., 1 декабря 1947 г. - 15 марта 1950 г., 28 декабря 1953 г. - 1 февраля 1957 г. |
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Девиз (ы) | Латинское : загнать врага туда. («Чтобы прогнать врага с неба») [ 1 ] |
Знаки отличия | |
Геральдика значка эскадрильи | Метла. Метла была выбрана, чтобы увековечить частые призывы майора «Мика» Мэннока, знаменитого пилота времен Первой мировой войны, служившего в эскадрилье, «сметать гуннов с воздуха!» |
Коды эскадрилий | OX октябрь 1938 г. - сентябрь 1939 г. БЛ, сентябрь 1939 г. - апрель 1947 г. Июнь 1949 г. – март 1950 г. |
40-я эскадрилья Королевских ВВС была сформирована в 1916 году в Госпорте как 40-я эскадрилья Королевского летного корпуса и в последний раз была расформирована в 1957 году. В состав эскадрильи также входили многие небританские члены, в том числе добровольцы из Royal Australian Air. Силы и Королевские ВВС Канады .
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]40-я эскадрилья Королевского авиационного корпуса была сформирована 26 февраля 1916 года в Госпорте и имела различные типы обучения. В июле того же года он получил свою предполагаемую боевую установку - Королевский авиазавод FE8 , одноместный истребитель толкающего типа , ставший первой эскадрильей, оснащенной FE8. [ 2 ] [ 3 ] В августе того же года эскадрилья перебралась во Францию. [ 2 ] но хотя FE8 имел хорошие характеристики управляемости, он оказался устаревшим. [ 4 ] [ 5 ] 9 марта 1917 года патруль из девяти 40-й эскадрильи FE8 был атакован группой немецких истребителей из Ясты 11 под командованием Манфреда фон Рихтгофена . Все девять FE8 были сбиты или вынуждены приземлиться, один немецкий самолет, пилотируемый Рихтгофеном, был поврежден и совершил вынужденную посадку, а второй немецкий пилот получил легкие ранения. [ 5 ] [ 6 ] Позже в том же месяце эскадрилья была перевооружена более боеспособными Nieuport 17 . [ 2 ] [ 5 ] Несмотря на устаревание FE8, эскадрилье удалось добиться некоторых успехов в этом типе, заявив, что сбито 16 немецких самолетов. [ 7 ] с одним пилотом, Эдвином Бенбоу, одержавшим восемь подтвержденных побед на FE8 в составе 40-й эскадрильи. [ 4 ]
Лучшие характеристики «Ньюпора» позволили 40-й эскадрилье быть более эффективной, осуществляя наступательное патрулирование, включая атаки на немецкие наблюдательные воздушные шары . [ 2 ] [ 5 ] С апреля 1917 года в составе 10-го крыла RFC летал на поддержку британского наступления в битве при Аррасе . [ 8 ] уничтожив четыре воздушных шара (и повредив еще четыре) в ходе атаки на малых высотах 2 мая и еще семь 7 мая. [ 9 ] Эскадрилья также участвовала в битве при Пашендейле . [ 10 ] В октябре 1917 года эскадрилья была перевооружена самолетами Royal Aircraft Factory SE5 , которые эксплуатировали этот тип до конца войны. [ 2 ] В ходе весеннего наступления Германии в марте 1918 года эскадрилья была активно задействована для штурмовых атак против наступающих немецких войск. [ 5 ] [ 11 ] Эскадрилья вошла в состав новых Королевских ВВС 1 апреля 1918 года. [ 12 ] Он оставался активным до конца года, поддерживая « Сто дней наступления» . [ 5 ]
К концу войны эскадрилья уничтожила 130 самолетов противника и 30 воздушных шаров, еще 144 самолета вышли из-под контроля и 10 воздушных шаров были повреждены. [ 13 ] Эдвард Мэннок одержал 16 из 61 победы, находясь в составе 40-й эскадрильи, 15 из которых он сбил, летая на « Ньюпор Скаут» . [ 14 ] Самым результативным асом подразделения в Первой мировой войне был пилот ирландского происхождения Джордж МакЭлрой , одержавший 30 из 47 побед в воздухе с подразделением, управляя SE5a . одноместным разведчиком [ 15 ] Среди двух дюжин служивших асов были и другие. Родерик Даллас , Альберт Эрл Годфри , Артур Кин , Рид Дж. Лэндис , Ян Нэпьер , Уильям Лиминг Харрисон , Гвилим Хью Льюис , Индра Лал Рой , Джон Генри Тадхоуп , Эдвин Бенбоу , Герберт Эллис , Уильям Бонд , Джерард Кроул , Роберт Холл , Джон Уоллворк , Уильям МакЛаначан [ 16 ] и Артур Томас Дринкуотер . [ 17 ]
Реформация
[ редактировать ]
40-я эскадрилья была преобразована в Королевские ВВС Аппер-Хейфорд 1 апреля 1931 года в эскадрилью дневных бомбардировщиков, оснащенную самолетами Fairey Gordon , и стала первой эскадрильей, оснащенной самолетами этого типа. [ 2 ] [ 18 ] Он был переведен в RAF Abingdon в октябре 1932 года и в ноябре 1935 года переоборудован на Hawker Hart . [ 2 ] эскадрильи 7 января 1936 года один из звеньев был выделен и составил основу 104-й эскадрильи , которая 1 июля того же года стала полностью независимой от 40-й эскадрильи. [ 19 ] В марте 1936 года эскадрилья перевооружилась на Hawker Hind . [ 2 ] улучшенная версия Харта. [ 20 ]
1 мая 1936 года была сформирована 1-я группа RAF в составе десяти бомбардировочных эскадрилий, в том числе 40-й эскадрильи, [ 21 ] а 14 июля 1936 года 1-я группа присоединилась к недавно созданному бомбардировочному командованию Королевских ВВС . [ 22 ] С июля 1938 года эскадрилья заменила свои бипланы Hind на Fairey Battle монопланы , причем последний из ее Hinds ушел в сентябре того же года. [ 2 ] После Мюнхенского соглашения 1938 года, когда перспектива войны с нацистской Германией становилась все более вероятной, были разработаны планы по переброске боевых эскадрилий 1-й группы во Францию в качестве передовых ударных авиационных сил . Это должно было привести к боевым действиям на малой дальности в пределах досягаемости немецких промышленных объектов в Руре , и самолеты не предназначались для непосредственной поддержки британской или французской армий. [ 23 ] [ 24 ] [ 21 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
, эскадрилья вылетела в Бетенвиль 2 сентября 1939 года, накануне объявления Великобританией войны Германии , свою заранее подготовленную базу во Франции . [ 21 ] [ 25 ] Опыт показал, что «Битва» себя изжила, и эскадрильи Передовых ударных авиационных сил в основном использовались для учебных задач. [ 26 ] В декабре 1939 года эскадрилья была выведена из Франции для перевооружения на двухмоторные легкие бомбардировщики Bristol Blenheim Mk IV Mk IV. [ 2 ] присоединился к 2-й группе 3 декабря и базировался на авиабазе RAF Wyton . [ 27 ] Эскадрилья бездействовала в течение многих недель после получения Бленхеймов. [ 28 ] а в феврале 1940 года несколько его «Бленхеймов» были отозваны и переданы Финляндии во время Зимней войны . [ 29 ] 14 апреля 1940 года один из «Бленхеймов» эскадрильи был взят в несанкционированный полет самолетом AC2 JFB Lewis и разбился в устье Темзы. Его тело не было найдено, и его помнят на Мемориале Раннимид. [ нужна ссылка ]
10 мая 1940 года Германия вторглась во Францию и Нидерланды , при этом два самолета «Бленхейм» эскадрильи (один из которых был потерян) совершили разведывательный полет над Гаагой утром , что привело к серии атак эскадрилий 2-й группы на аэродромы. в Нидерландах использовался для высадки немецких парашютистов, при этом 40-я эскадрилья атаковала аэропорт Ипенбург в ходе первой бомбардировки эскадрильи в войне. [ 30 ] [ 31 ] Эскадрилья продолжала совершать рейды против наступающих немецких войск. [ 2 ] что иногда включало полеты с аэродромов Франции. [ 32 ] В конце месяца 40-я эскадрилья вместе с остальной частью 2-й группы была задействована в атаках на немецкие войска, наступавшие на войска британского экспедиционного корпуса, оказавшиеся в ловушке у Дюнкерка. Операции включали нападения на автотранспорт противника, мосты и попытки блокировать дороги путем бомбардировки домов по обочинам дорог. [ 33 ] После падения Франции атаки переключились на баржи, ожидающие в портах Ла-Манша запланированного немецкого вторжения в Британию . [ 2 ]
Поле «B» эскадрильи перебралось в Королевские ВВС в Олконбери 8 октября 1940 года. [ 27 ] 1 ноября 1940 года эскадрилья вместе с 15-й эскадрильей была передана в состав 3-й группы , заменив 37-ю и 38-ю эскадрильи , которые были переброшены на Ближний Восток. В результате он был преобразован в Vickers Wellingtons , чтобы соответствовать своей новой роли в ночных бомбардировках немецких промышленных объектов. [ 34 ] [ 35 ] Первые операции с использованием «Веллингтонов» эскадрилья провела в ночь с 21 на 22 декабря 1940 года, когда три самолета атаковали доки Антверпена . [ 36 ] 1 февраля 1941 года остальная часть эскадрильи присоединилась к отряду «Б» в Олконбери. [ 37 ]

В октябре 1941 года большая часть эскадрильи была переведена для действий с Мальты, а ее остов остался в Олконбери. [ 38 ] [ 39 ] Базирующийся на Мальте отряд использовался для атак на итальянские аэродромы. [ 40 ] и порты на Сицилии и Триполитании для нарушения поставок в Северную Африку, а также неприятные налеты одиночных самолетов, нахождение часов над целью, вынуждение зенитных орудий цели продолжать огонь, лишение сна рабочих на цели и подрыв боевого духа врага. . [ 41 ] [ 42 ] Тем временем остатки базировавшихся в Великобритании постепенно восстанавливались, хотя это было прервано отправкой новозеландских и канадских экипажей в 75-ю и 419-ю эскадрильи . [ 43 ] 14 февраля 1942 года базирующаяся в Олконбери часть эскадрильи была переименована в 156-ю эскадрилью RAF , а базирующийся в Средиземноморье отряд, сохранивший номер 40-й эскадрильи, перебрался в Египет, проведя несколько месяцев бездействующим, поскольку был перестроен обратно. до полного состава эскадрильи после ее потерь во время базирования на Мальте. [ 2 ] [ 44 ]
Во время Второй битвы при Эль-Аламейне британские бомбардировщики, включая 40-ю эскадрилью, атаковали ключевой порт Тобрук , а также атаковали вражеские аэродромы и скопления войск и техники на поле боя при Эль-Аламейне. в приоритетном порядке [ 45 ] После победы союзников в битве эскадрилья была двинута на запад, чтобы помочь атаковать линии снабжения отступающих немецких и итальянских войск. [ 46 ] С ноября 1942 года по январь 1943 года самолеты эскадрильи были переброшены на Мальту с целью нарушения маршрутов снабжения стран Оси в Северную Африку во время англо-американского вторжения во французскую Северо-Западную Африку . [ 47 ] [ 48 ] К концу февраля 1943 года эскадрилья базировалась в Гардабии в Тунисе. Находясь здесь, он заменил изношенные самолеты Wellington Mk Ic на более новые и более мощные Wellington Mk III. [ 49 ]
18 февраля 40-я эскадрилья вместе с большей частью остальных ночных бомбардировщиков Королевских ВВС в Средиземном море и американскими дневными бомбардировщиками присоединилась к недавно созданным Стратегическим военно-воздушным силам Северо-Западной Африки . [ 50 ] [ 51 ] Несмотря на то, что они были обозначены как стратегические силы, расстояние до стратегических целей от аэродромов в Северной Африке означало, что поначалу они в основном использовались для тактических операций. [ 52 ] [ 53 ] Эскадрилья вела операции против целей на Сицилии во время вторжения союзников на этот остров в июле – августе 1943 года. [ 54 ] Эскадрилья перебралась в Южную Италию в декабре 1943 года, приблизив ее к намеченным целям в Северной Италии и на Балканах, действуя с аэродрома Фоджа-Майн до конца войны в Европе. [ 2 ] [ 18 ] Эскадрилья была перевооружена в Consolidated Liberator в марте 1945 года. [ 2 ] свой последний боевой вылет в ночь с 25 на 26 апреля 1945 года совершил против сортировочных станций к северо-западу от Зальцбурга , Австрия. [ 31 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Эскадрилья вернулась в Египет в октябре 1945 года и была преобразована в Авро Ланкастер в январе 1946 года, а затем расформирована 1 апреля 1947 года. [ 2 ]
В 1947 году ВВС Великобритании обнаружили, что их эскадрильи транспортных самолетов Avro York слишком велики, и в результате была сформирована серия более мелких подразделений, при этом 1 декабря того же года 40-я эскадрилья была реформирована с Yorks в RAF Abingdon. [ 55 ] [ 56 ] С июня 1948 года Советский Союз блокировал маршруты наземного транспорта в Берлин , и в ответ западные союзники запустили Берлинский воздушный транспорт для пополнения запасов в город. В результате «Йорки» 40-й эскадрильи были переброшены в Королевские ВВС Вунсторф в Западной Германии , а ее самолеты и экипаж эксплуатировались как часть пула Йорков Королевских ВВС, принимавших участие в воздушной переброске. Йорки обычно использовались для перевозки муки или угля . Советы сняли блокаду в мае 1949 года, а в июле 1949 года 40-я эскадрилья была выведена из переброски по воздуху и действовала на базе ВВС Великобритании в Бассингборне с момента возвращения в Великобританию до ее расформирования 15 марта 1950 года. [ 56 ] [ 57 ]
28 октября 1953 года эскадрилья была преобразована в эскадрилью легких бомбардировщиков, оснащенную самолетами English Electric Canberra B.2, одной из пяти эскадрилий Канберры, базировавшихся на авиабазе Королевских ВВС Конингсби в составе главных сил бомбардировочного командования. В 1954 году крыло Конингсби было расформировано, чтобы можно было перепрофилировать аэродром для размещения V-бомбардировщиков . В результате в феврале 1954 года 40-я эскадрилья перешла в RAF Wittering. В ноябре 1956 года эскадрилья перешла в RAF Upwood , но на 15 декабря того же года эскадрилья объединилась с 50-й эскадрильей , в результате чего 1 февраля 1957 года образовавшееся подразделение было обозначено как 50/40-я эскадрилья, что в последний раз ознаменовало фактическое расформирование 40-й эскадрильи. [ 2 ] [ 18 ] [ 58 ] Позже 40-ю эскадрилью планировалось преобразовать в первую действующую эскадрилью BAC TSR.2 . [ 59 ] и после отмены TSR.2, возможно, также было предложено реформировать его с помощью General Dynamics F-111K до того, как покупка этого типа ВВС Великобритании также была отменена. [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пайн 1983 , с. 101
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Галлей 1980 , с. 73
- ^ Джонс 1931 , с. 268
- ^ Перейти обратно: а б Брюс 1982 , с. 435
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роулингс 1969 , с. 105
- ^ Джонс 1931 , с. 322
- ^ Гуттман 2009 , с. 65
- ^ Джонс 1931 , стр. 333, 343.
- ^ Джонс 1931 , стр. 371–372, 375–376.
- ^ Джонс 1934 , с. 171
- ^ Джонс 1934 , стр. 332–333, 337, 373, 376.
- ^ Вилы 2008 , с. 90
- ^ Мойес 1964 , с. 60
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 255
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гест 1990 , стр. 34, 271–272.
- ^ Шорс, Фрэнкс и Гость 1990 , с. 34
- ^ Фрэнкс, Гость и Элеги 1997 , с. 63
- ^ Перейти обратно: а б с Мойес 1964 , стр. 60–61
- ^ Галлей 1980 , стр. 73, 140.
- ^ Мейсон 1994 , стр. 260–261.
- ^ Перейти обратно: а б с Мойес 1964 , с. 329
- ^ Мойес 1964 , с. 318
- ^ Ричардс 1953 , стр. 30–32.
- ^ Мойес 1967 , с. 7
- ^ Ричардс 1953 , с. 37
- ^ Джексон 2001 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б Бойер 1974 , с. 484
- ^ Бойер 1974 , с. 69
- ^ Бойер 1974 , стр. 72–73.
- ^ Бойер 1974 , с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1964 , с. 62
- ^ Бойер 1974 , с. 91
- ^ Бойер 1974 , стр. 98–101.
- ^ Бойер 1974 , с. 126
- ^ Уорд и Смит 2008 , стр. 22, 182.
- ^ Уорд и Смит 2008 , с. 23
- ^ Уорд и Смит 2008 , с. 25
- ^ Уорд и Смит 2008 , стр. 41–42.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 501
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012 , с. 503
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 339
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1991 , стр. 30–31.
- ^ Уорд и Смит 2008 , стр. 42, 48.
- ^ Шорс и др. 2012 , с. 641
- ^ Шорс и др. 2012 , с. 684
- ^ Шорс и др. 2012 , с. 686
- ^ Мойес 1964 , с. 61
- ^ Шорс и др. 2012 , стр. 685–686
- ^ Шорс и др. 2012 , стр. 694–695
- ^ Шорс и др. 2018 , стр. 16, 154
- ^ Крэйвен и Кейт 1983 , стр. 162–163.
- ^ Шорс и др. 2018 , стр. 7, 16
- ^ Крэйвен и Кейт 1983 , с. 418
- ^ Шорс и др. 2018 , стр. 270, 281, 283
- ^ Харрисон 2014 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Роулингс 1982 , с. 64
- ^ Харрисон 2014 , стр. 19–21.
- ^ Джексон 1988 , стр. 19, 21, 23.
- ^ Маклелланд 2010 , с. 115
- ^ Stafrace 2015 , стр. 29–32
Ссылки
[ редактировать ]- Бойер, Майкл Дж. Ф. (1974). 2-я группа RAF: Полная история, 1936–1945 гг . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-09491-0 .
- Брюс, Дж. М. (1982). Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30084-Х .
- Крэйвен, Уэсли Фрэнк; Кейт, Джеймс Ли (1983) [1949]. Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне: Том второй, Европа: от факела до упора: с августа 1942 года по декабрь 1943 года (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-03-Х .
- Фрэнкс, Норман ; Гость, Рассел; Алеги, Грегори (1997). Над военными фронтами: британские асы-пилоты и наблюдатели двухместных бомбардировщиков, британские асы-наблюдатели двухместных истребителей, а также бельгийские, итальянские, австро-венгерские и российские асы-истребители, 1914–1918: Том 4 «Боевых летчиков Первой мировой войны». Серия: Том 4 Воздушных асов Первой мировой войны . Грубская улица. ISBN 1-898697-56-6 .
- Гутман, Джон (2009). Пушер-асы Первой мировой войны . Оспри Самолет асов. Том. 88. Оксфорд: Osprey Publishing Limited. ISBN 978-1-84603-417-6 .
- Халли, Джеймс Дж. (1980). Эскадрильи Королевских ВВС . Air Britain (Historians) Ltd. Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-083-9 .
- Харрисон, Уильям (2014). Авро Йорк . Серия боевых раскрасок. Том. 98. Денби-Ист, Великобритания: Warpaint Books. OCLC 898151372 .
- Джексон, Р. (2001) [1972]. Перед бурей: история бомбардировочного командования 1939–42 гг . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 0-304-35976-9 .
- Джексон, Роберт (1988). Канберра: Оперативный отчет . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-049-8 .
- Джонс, ХА (1931). Война в воздухе: история участия Королевских ВВС в Великой войне: Том III . История Великой войны на основе официальных документов. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Джонс, ХА (1934). Война в воздухе: история участия Королевских ВВС в Великой войне: Том IV . История Великой войны на основе официальных документов. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Мейсон, Фрэнсис К. (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 085177-861-5 .
- Маклелланд, Тим (2010). TSR2: потерянный британский ударный самолет времен холодной войны . Ян Аллан. ISBN 978-1-906537-19-7 .
- Мойес, Филип (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd.
- Мойес, Филип-младший (1967). Битва Фейри . Самолет в профиле. Том. 34. Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-9339-Х .
- Вилы, Грэм (2008). Королевские ВВС день за днём . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 978-0-7509-4309-3 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1969). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald & Co., Ltd.
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговые, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация . Лондон: Издательство Джейн. ISBN 0-7106-0187-5 .
- Ричардс, Денис (1953). Королевские ВВС 1939–1945: Том I: Битва вопреки всему . Лондон: Канцелярия Ее Величества.
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Мальта: годы ураганов 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-06-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1991). Мальта: Спитфайрский 1942 год . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-16-Х .
- Шорс, Кристофер; Фрэнкс, Норман; Гость, Рассел (1990). Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-19-4 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-908117-07-6 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том второй: Пустыня Северной Африки: февраль 1942 года - март 1943 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-909166-12-7 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид; Томас, Энди (2018). История воздушной войны в Средиземном море 1940–1945 гг.: Том четвертый: Сицилия и Италия до падения Рима: 14 мая 1943 г. - 5 июня 1944 г. Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-911621-10-2 .
- Стафрейс, Чарльз (2015). General Dynamics F-111 Aardvark и EF-111A Raven . Серия боевых раскрасок. Том. 104. Денби-Ист, Великобритания: Warpaint Books. OCLC 945569417 .
- Уорд, Крис; Смит, Стив (2008). 3 Групповое бомбардировочное командование: оперативный отчет . Барнсли, Великобритания: Pen and Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-796-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]