№ 10-я эскадрилья RAF
№ 10-я эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() | |
Активный | 1 января 1915 г. RFC ) 1 апреля 1918 г. - 31 декабря 1919 г. ( RAF ) 3 января 1928 г. - 20 декабря 1947 г. 4 октября 1948 г. - 20 февраля 1950 г. 15 января 1953 г. - 15 января 1957 г. 15 апреля 1958 г. - 1 марта 1964 г. 1 июля 1966 г. - 14 октября 2005 г. 1 июля 2011 г. – настоящее время | 1 апреля 1918 г. (
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Роль | Воздушный транспорт и дозаправка в воздухе |
Часть | № 2 Группа |
Домашняя станция | Королевские ВВС Брайз Нортон |
Псевдоним(а) | «Блестящая десятка» |
Девиз (ы) | Касательная боль ( на латыни «попасть в цель») [1] |
Самолет | Аэробус Вояджер KC2/KC3 |
Боевые почести |
|
Знаки отличия | |
Значок эскадрильи | Значок эскадрильи с изображением крылатой стрелы был разработан командиром звена Уайтлоком во время наблюдения за тренировкой по стрельбе из лука в Оксфорде . Он думал, что бомба была современным эквивалентом средневековой стрелы, а крылья были добавлены для обозначения большой скорости. Утвержден королем Георгом VI в сентябре 1937 года. |
Коды эскадрилий | ПБ (ноябрь 1938 г. - сентябрь 1939 г.) ЗА (сентябрь 1939 г. - август 1945 г.; 1948-1950 гг.) |
10-я эскадрилья — эскадрилья Королевских ВВС . За свою 90-летнюю историю эскадрилья выполняла различные функции (наблюдение, бомбардировка, транспортировка и дозаправка в воздухе). В настоящее время он летает на Airbus Voyager KC2/KC3 в качестве транспорта/танкера из RAF Brize Norton , Оксфордшир .
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]
10-я эскадрилья Королевского летного корпуса была сформирована из ядра, предоставленного 1-й резервной авиационной эскадрильей 1 января 1915 года на аэродроме Фарнборо , Хэмпшир . [2] Первоначально она действовала как учебная эскадрилья до 27 июля 1915 года, когда она переехала в Сен-Омер на Западном фронте во Франции. [3] [4] Первым крупным сражением 10-й эскадрильи было обеспечение наблюдения за Индийским корпусом во время битвы при Лоосе в сентябре 1915 года с помощью Королевского авиационного завода BE2 . [5] Эскадра также участвовала в битве на Сомме в 1916 году. [6] В апреле 1917 года 10-я эскадрилья выполняла задачи по обнаружению и бомбардировке во время Второй битвы при Аррасе . [5] В сентябре 1917 года эскадрилья была перевооружена на Armstrong Whitworth FK8 . [7]
В июне 1918 года 10-я эскадрилья начала получать Bristol F.2b . [8] Эскадра участвовала во Второй битве на Сомме с августа по сентябрь 1918 года. [6] эскадрилья некоторое время провела в Германии в составе оккупационной армии После перемирия . [5] 8 февраля 1919 года эскадрилья была сокращена до штатного состава и вернулась в Великобританию. [3] Она была расформирована 31 декабря 1919 года после окончания Первой мировой войны , как и многие другие эскадрильи. [9]
Межвоенный
[ редактировать ]3 января 1928 года 10-я эскадрилья была преобразована в подразделение ночных бомбардировщиков Королевских ВВС Аппер-Хейфорд вместе с Хэндли Пейдж в Хайдарабаде . [3] В апреле 1931 года подразделение было переведено в RAF Boscombe Down и переоборудовано на Handley Page Hinaidi . [7] Вскоре в сентябре 1932 года они уступили место Vickers Virginia, а в 1934 году их заменил Handley Page Heyford . [7] 16 сентября 1935 года это подразделение помогло сформировать ядро 97-й эскадрильи помогло сформировать 78-ю эскадрилью . , а затем 1 ноября 1936 года [7] 10-я эскадрилья перешла в Королевские ВВС Дишфорт 25 января 1937 года, чтобы войти в состав недавно созданной 4-й группы бомбардировочного командования Королевских ВВС (в составе которой они оставались на протяжении всей Второй мировой войны ), переоборудованной в моноплан Armstrong Whitworth Whitley Mk. .Я . [5]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
8 сентября 1939 года 10-я эскадрилья начала свою первую операцию во Второй мировой войне, выполнив миссию по сбросу листовок над Германией на самолетах Whitley Mk.IV. [3] В ночь с 11 на 12 июня 1940 года Уитли из 10-й эскадрильи совершили налёт на итальянские города Турин и Генуя . [10] [11] [12] 8 июля 1940 года подразделение перебралось в авиабазу ВВС Лиминг , Йоркшир . [13] 23 сентября 1940 года эскадра совершила рейд на доки Булони в оккупированной Франции. [10]
В декабре 1941 года эскадрилья переоборудовалась в Handley Page Halifax Mk.I/Mk.II . [14] В июле 1942 года эскадрилья была разделена на две части, когда отряд был отправлен в RAF Aqir , британский мандат , который впоследствии сформировал 462-ю эскадрилью Королевских ВВС Австралии . [10] 19 августа 1942 года 10-я эскадрилья перебазировалась в ВВС Великобритании в Мельбурне , Йоркшир, где и оставалась до конца войны в Европе. [13]
7 мая 1945 года 10-я эскадрилья была передана Транспортному командованию и преобразована в « Дуглас Дакота» . [3] 6 августа 1945 года эскадрилья была переведена в авиабазу RAF Broadwell , Оксфордшир . [10]
Послевоенный
[ редактировать ]Транспортное командование (1945–1950)
[ редактировать ]После окончания войны в октябре 1945 года 10-я эскадрилья перебазировалась в Индию , где выполняла транспортные обязанности, пока не была расформирована 20 декабря 1947 года. [7] Эскадрилья была реформирована еще раз 4 октября 1948 года, когда 238-я эскадрилья была переименована в 10-ю эскадрилью в ВВС Великобритании в Окингтоне , Кембриджшир . [3] В период с 1948 по 1949 год эскадрилья принимала участие в Берлинском воздушном сообщении . [15] работает из RAF Lübeck . [5] 10-я эскадрилья снова расформирована 20 февраля 1950 года. [7]
Бомбардировочное командование (1953–1964)
[ редактировать ]15 января 1953 года 10-я эскадрилья вернулась к своей первоначальной роли бомбардировщика после своего переформирования на авиабазе RAF Scampton , Линкольншир , в состав English Electric Canberra B.2 . [3] В апреле 1955 года эскадрилья перебралась в Королевские ВВС в Хонингтоне , Саффолк , в то время как Скамптон был закрыт из-за работ на взлетно-посадочной полосе. [16] В период с октября по ноябрь 1956 года 10-я эскадрилья была развернута в ВВС Великобритании в Никосии , Кипр , во время Суэцкого кризиса . [16] Из британских ВВС Никосии самолет Canberra B.2 WH853 из 10-й эскадрильи сбросил первые бомбы британских ВВС на Египет во время налета на авиабазу Алмаза 31 октября 1956 года. [16] [17] Эскадрилья расформирована 15 января 1957 года. [3]
10-я эскадрилья была реформирована в RAF Cottesmore 15 апреля 1958 года на самолете Handley Page Victor B.1 до расформирования 1 марта 1964 года. [7]
Викерс VC10 (1966–2005)
[ редактировать ]
Номерной знак эскадрильи был передан обратно из бомбардировочного командования в транспортное командование в 1965 году. [18] а 1 июля 1966 года эскадрилья была реформирована в RAF Brize Norton и стала первыми операторами, получившими новые Vickers VC10 C.1. [7]
Четырнадцать самолетов VC10 C.1 были доставлены в 10-ю эскадрилью в период с 1966 по 1967 год. C.1 представлял собой вариант гражданского Standard VC10, оснащенный крылом и более мощными двигателями Super VC10. C.1 мог перевозить 139 пассажиров на сиденьях, обращенных назад, восемь стандартных поддонов или до 78 носилок для медицинской эвакуации. Эти VC10 были названы в честь летчиков, награжденных Крестом Виктории . [19]
Наиболее заметную роль, которую сыграли VC10 10-й эскадрильи, была роль VIP-транспорта и воздушной медицинской эвакуации. В качестве VIP- персон C1 летали с британской королевской семьей , министрами правительства и премьер-министрами по всему миру. Позже VIP-роль VC10 была прекращена, и VIP-перевозки осуществлялись зафрахтованными самолетами British Airways 767 и флотом RAF BAe 146 . Однако бывший премьер-министр Тони Блэр вернулся к VC10 для более важных полетов, особенно во время своей дипломатии в Пакистане и на Ближнем Востоке после терактов 11 сентября 2001 года . [20] Рационализация сил VC10 привела к расформированию 10-й эскадрильи 14 октября 2005 года, а их самолеты C.1 (K) были переданы в 101-ю эскадрилью . [7]
Airbus Voyager (2011 – настоящее время)
[ редактировать ]
В 2011 году, после закрытия RAF Lyneham RAF и перевода сил Hercules в Брайз Нортон, было объявлено, что 10-я эскадрилья будет преобразована в первого эксплуатанта нового Airbus Voyager . [21] Эскадрилья была официально реформирована 1 июля 2011 года. [22] Первый «Вояджер» ( ZZ330 ) был доставлен в Брайз-Нортон 5 апреля 2012 года. [23] Эксплуатация «Вояджера» началась 12 мая 2012 года с перелета из ВВС Великобритании Брайз Нортон в ВВС Великобритании Акротири , Кипр. [24] Первый полет с дозаправкой в воздухе «Вояджера» состоялся 20 мая 2013 года, когда 10-я эскадрилья дозаправляла самолеты Panavia Tornado GR4 . [25] 10-я эскадрилья помогает поддерживать операцию «Шейдер» с сентября 2014 года. [6] [26]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]В число эксплуатируемых самолетов входят: [8] [23] [27] [28]
- Фарман MF.7 (январь 1915 г. - апрель 1915 г.)
- Фарман MF.6 (январь 1915 г. - апрель 1915 г.)
- Блерио XI (январь 1915 г. - апрель 1915 г.)
- Мартинсайд С.1 (январь 1915 г. - апрель 1915 г.)
- Королевский авиационный завод BE2c (январь 1915 г. - апрель 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE12 (июнь 1916 г. - июль 1916 г.)
- Королевский авиационный завод BE2d (июль 1916 г. - февраль 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2e (декабрь 1916 г. - июль 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2f (январь 1917 г. - июль 1917 г.)
- Королевский авиационный завод BE2g (январь 1917 г. - июль 1917 г.)
- Армстронг Уитворт FK8 (июль 1917 г. - февраль 1919 г.)
- Бристоль F.2b (июнь 1918 г. - октябрь 1918 г.)
- Хэндли Пейдж Хайдарабад (январь 1928 - ноябрь 1931)
- Хэндли Пейдж Хинаиди (декабрь 1930 - сентябрь 1932)
- Vickers Virginia Mk.X (сентябрь 1932 г. - январь 1935 г.)
- Хэндли Пейдж Хейфорд Mk.Ia (август 1934 г. - январь 1936 г.)
- Хэндли Пейдж Heyford Mk.III (ноябрь 1935 г. - июнь 1937 г.)
- Армстронг Уитворт Уитли Mk.I (март 1937 - июнь 1939)
- Армстронг Уитворт Уитли Mk.IV (май 1939 - май 1940)
- Армстронг Уитворт Уитли Mk.V (май 1940 - декабрь 1941)
- Хэндли Пейдж Галифакс Mk.I (декабрь 1941 г. - август 1942 г.)
- Хэндли Пейдж Галифакс Mk.II (декабрь 1941 г. - март 1944 г.)
- Хэндли Пейдж Галифакс Mk.III (март 1944 г. - май 1945 г.)
- Дуглас Дакота Mk.III (май 1945 - декабрь 1947)
- Дуглас Дакота Mk.IV/C.4 (май 1945 – декабрь 1947; октябрь 1948 – февраль 1950)
- English Electric Canberra B.2 (январь 1953 г. - декабрь 1956 г.)
- Хэндли Пейдж Виктор Б.1 (апрель 1958 г. - март 1964 г.)
- Vickers VC10 C.1 (июль 1966 г. - ноябрь 1995 г.)
- Vickers VC10 C.1K (декабрь 1992 г. - октябрь 2005 г.)
- Airbus Voyager KC.2 (апрель 2012 г. – настоящее время)
- Airbus Voyager KC.3 (сентябрь 2013 г. – настоящее время)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 197 . ISBN 0-7100-9339-Х .
- ^ Филпотт 2013, стр.388.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «10-я эскадрилья» . Музей Королевских ВВС . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Галлей 1988, стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с д и «10-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «10-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Истории эскадрилий № 6–10» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 10 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Самолеты и маркировка 10-й эскадрильи, 1916 г. - настоящее время» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Галлей 1988, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д «10-я эскадрилья «Блестящая десятка» (RAF): Вторая мировая война» . История войны . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Бомбомбардировка 12 июня 1940 года» . Туринский музей (на итальянском языке) . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Бомбежка Генуи» . РАИ (на итальянском языке) . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фальконер, с. 140
- ^ Галлей 1988, с. 39.
- ^ Эшворт, с. 50
- ^ Jump up to: а б с Халпенни, Брюс Бэрримор (2014). English Electric Canberra: история и развитие классического реактивного самолета . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1783461905 .
- ^ «Авария English Electric Canberra B Mk 2 WH853, 18 ноября 1958 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Что, если бы F 111K поступил на вооружение британских ВВС, как и планировалось» . Whatifmodellers.com . Архивировано из оригинала 29 января 2018 года.
- ^ «РАФ VC10s» . vc10.net . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года.
- ^ «Возраст догоняет VC10, поскольку полеты для VIP-персон прекращаются» . Телеграф . Лондон. 4 февраля 2001 г. Проверено 10 июня 2019 г.
- ↑ Флот RAF Hercules переезжает в Брайз-Нортон. Архивировано 9 июля 2011 г. в Wayback Machine - MOD, 4 июля 2011 г.
- ↑ Сообщение председателя. Архивировано 17 апреля 2012 г. в Wayback Machine - Ассоциация 10-й эскадрильи RAF.
- ^ Jump up to: а б «Отображение серийных номеров в диапазоне ZZ» . ukserials.com . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Вояджер» . Королевские ВВС . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Хойл, Крейг (21 мая 2013 г.). «RAF Voyager начинает танкерные операции с Tornado» . Полет Глобал . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «За кулисами Королевских ВВС Акротири» . Радио BBC 5 в прямом эфире . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Самолеты и опознавательные знаки № 10-й эскадрильи 1915 года» . RAFweb.org . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Брукс, Эндрю (2014). Подразделения RAF Canberra времен холодной войны . Издательство Оспри. ISBN 978-1782004110 .
Библиография
[ редактировать ]- Эшворт, Крис. Энциклопедия современных эскадрилий Королевских ВВС . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1989. ISBN 1-85260-013-6 .
- Беннетт, Дональд CT Pathfinder (бомбардировочные экипажи). Goodall Publications, 1958 (переиздано в 1988 и 1998 годах, а также издательством Crécy Publishing в 1999 году). ISBN 0-907579-57-4 .
- Фальконер, Джонатан. Аэродром британских ВВС времен Второй мировой войны. Издательство Ian Allan Publishing, 1995. ISBN 978-0711020801 .
- Хэлли, Джеймс Дж. Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-164-9 .
- Джеффорд, CG Эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери: Издательство Airlife, 2001. ISBN 1-84037-141-2 .
- Макмиллан, Ян; Кинг, Ричард От Бруклендса до Брайза - столетняя история 10-й эскадрильи, 1915–2015 гг. Ассоциация 10-й эскадрильи, 2015 г.
- Мойес, Филип-младший Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd., 1964 (новое издание 1976 г.). ISBN 0-354-01027-1 .
- Филпотт, Ян Рождение Королевских ВВС . Перо и меч, 2013. ISBN 1473833124
- Роулингс, Джон Д. Р. Прибрежные, вспомогательные и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1982. ISBN 0-7106-0187-5 .
- Сойер, капитан группы Том, DFC . Ночью летают только совы и кровавые дураки . Лондон: Кимбер, 1982 г. (переиздано Crécy Publishing в 1985 г.). ISBN 0-7183-0119-6 .
- Рубашка, Дж. Гордон. Тур Гордона с Shiny 10: Военный рекорд тура с 10-й эскадрильей RAF . Компайд Графика, 1994. ISBN 0-9517965-3-4 .
- Сильвер, Л. Рэй. Последний из гладиаторов: история штурмана бомбардировщика времен Второй мировой войны . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 1995. ISBN 1-85310-464-7 .
- Смит, Артур К. Экипаж Галифакса: история экипажа бомбардировщика военного времени . Carlton Publications, 1983. (2-е издание, Публикации Йоркширского музея авиации, 1987).
- Трэверс, Э. Кросс-кантри . Ситтингборн, Кент, Великобритания: Хотерсолл и Трэверс, 1989 г. (из бортовых журналов и писем пилотов 3 10-й эскадрильи: Джеймса Линдси Трэверса, Герберта Гарднера Трэверса и Чарльза Тиндала Трэверса)
- Уорд, Крис. 10-я эскадрилья (профиль бомбардировочного командования № 3) . Беркшир, Великобритания: Ward Publishing, 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]