№ 351-й эскадрильи RAF
Нет. 351-я (югославская) эскадрилья RAF | |
---|---|
Активный | 1 июля 1944 г. - 15 июня 1945 г. |
Страна | Великобритания |
Верность | Югославские партизаны/Народно-освободительная армия Югославии |
Ветвь | Королевские ВВС |
Роль | Истребительная эскадрилья |
Часть | Балканские ВВС |
Псевдоним(а) | Югославия |
Помолвки | Вторая мировая война в Югославии |
Самолет летал | |
боец | Хоукер Харрикейн IIC и IV |
351-я эскадрилья RAF — югославская партизанская истребительно -бомбардировочная эскадрилья Королевских ВВС (RAF), действовавшая с 13 октября 1944 года по 1 мая 1945 года во время Второй мировой войны . Эскадрилья также была известна партизанам как Вторая эскадрилья (NOVJ) .
В середине 1944 года югославские партизаны предоставили личный состав для формирования двух эскадрилий Королевских ВВС, №№ 351 и 352 , которые первоначально эксплуатировали истребители-бомбардировщики «Харрикейн». 351-я эскадрилья во время тренировок летала на Hurricane Mk IIC, а позже была оснащена Hurricane Mk IV. Эскадрилья действовала в составе 281-го крыла RAF Балканских ВВС , выполняя штурмовые задачи в поддержку партизанских операций до конца войны, когда эскадрилья была передана в состав послевоенных югославских ВВС . За время своего существования 351-я эскадрилья совершила 227 боевых вылетов, причем из 23 летчиков, прошедших через эскадрилью, четверо погибли и один попал в плен. Эскадрилья потеряла девять самолетов, еще 38 получили повреждения, в основном от зенитного огня.
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Формирование югославских партизанских эскадрилий в составе Королевских ВВС (RAF) обсуждалось между лидером партизан Иосипом Броз Тито и главой британской миссии к партизанам бригадным генералом Фицроем Маклином 12 марта 1944 года. В результате этого После обсуждения позже в том же месяце было заключено соглашение о том, что ВВС Великобритании будут обучать югославский персонал, который будет укомплектовывать две эскадрильи: одну истребительную и одну истребительно-бомбардировочную . После завершения обучения эти две эскадрильи должны были вести операции исключительно над Югославией. Было решено, что новые эскадрильи будут в основном укомплектованы бывшими военно-воздушными силами Королевской югославской армии ( сербско-хорватская латынь : Vazduhoplovstvo Vojske Kraljevine Jugosophije , VVKJ; сербско-хорватская кириллица : Ваздушно-ваздухопловне снаге Краљевине Југославије ), бежавшими из страны во время вторжения и позже согласился присоединиться к партизанам. Первая эскадрилья была сформирована на аэродроме недалеко от Бенгази , Ливия, как 352-я (югославская) эскадрилья RAF . Члены приняли партизанскую присягу 21 мая 1944 года. [ 1 ] До конца июня эта эскадрилья была оснащена учебными самолетами Harvard и Hurricane Mk IIC, которые затем были заменены Supermarine Spitfire Mk V, на которых она эксплуатировалась до конца войны. Hurricane Mk IIC были переданы второй партизанской эскадрилье, сформированной как 351-я (югославская) эскадрилья RAF, которая также была создана как истребительно-бомбардировочная часть в Ливии 1 июля 1944 года. [ 2 ]
В ходе тренировочной подготовки 351-я эскадрилья была перевооружена на Hurricane Mk IV. К 23 сентября они завершили подготовку, включая тренировочные заезды по наземным атакам. Ко 2 октября эскадрилья была переброшена на аэродром недалеко от Канн в Италии, чтобы присоединиться к 281-му крылу Королевских , ВВС Балканских ВВС объединенной организации союзников. Этот шаг сопровождался жалобами Верховного штаба партизан на то, что «Харрикейн» уступает «Спитфайру», на котором сейчас летает 352-я эскадрилья, а также « Хокер Тайфун» . Жалобы были проигнорированы ВВС Великобритании, и эскадрилья эксплуатировала Hurricane Mk IV до конца войны. [ 3 ] как и 6-я эскадрилья RAF , укомплектованная британцами эскадрилья, которая также выполняла миссии над Югославией, хотя в марте 1944 года самолеты были выведены из боевой службы на европейском театре военных действий. [ 4 ] 351-я эскадрилья была допущена к боевым действиям 13 октября. [ 5 ] а с 18 октября эскадрилья обычно имела от четырех до восьми самолетов, базировавшихся на аэродроме на острове Вис в Адриатике, который теперь принадлежит союзникам. [ 6 ]
Октябрь – декабрь 1944 г.
[ редактировать ]351-я эскадрилья выполнила свой первый вылет 13 октября 1944 года; в нем участвовало шесть самолетов, атаковавших конвой снабжения Оси возле деревни Аржано . [ 7 ] 20 октября самолеты эскадрильи при поддержке «Спитфайров» из 352-й эскадрильи нанесли ракетные и обстрелы колонны противника возле Метковича , которые отступали перед лицом наступающей 26-й партизанской далматинской дивизии . Миссия прошла успешно, но один самолет погиб в результате обстрела с земли. [ 8 ]
Девять дней спустя «Харрикейны» в сопровождении пары «Спитфайров» из 352-й эскадрильи совершили патрулирование над островом Раб и прилегающими районами Адриатики, но не смогли точно идентифицировать какие-либо цели. 4 ноября самолетам 351-й эскадрильи, снова в сопровождении двух «Спитфайров», было поручено перекрыть дорожное сообщение между Бихачем и Книном . У одного самолета возникла неисправность двигателя, и ему пришлось вернуться на базу, но остальные продолжили выполнение миссии. Около Книна они попали под сильный зенитный огонь, один самолет был сбит, пилот выпрыгнул и попал в плен к немцам. [ 7 ] Следующему вылету, состоявшемуся 9 ноября, помешала крайне плохая погода над целевым районом возле Требине . Один самолет врезался в гору, в результате чего погиб пилот, а у другого возникла проблема с двигателем, и он совершил аварийную посадку недалеко от Требине, пилот не пострадал. [ 9 ]
3 декабря 1944 года 351-я эскадрилья осуществила успешную ракетную атаку по береговой обороне Оси на острове Лошинь , стартовав с Виса. За этим последовал период разведки и рекогносцировки нескольких югославских регионов с целью выявления возможных целей. [ 10 ] иногда в сопровождении и поддержке «Спитфайров» 352-й эскадрильи. [ 11 ] 351-я эскадрилья широко перемещалась, перехватывая железнодорожные и автомобильные маршруты в восточной и западной Боснии и по всей Далмации , а также атакуя морские перевозки Оси у Адриатического побережья и островов. [ 10 ] К концу года операции стали серьезно затруднены из-за ухудшения погоды. [ 12 ]
Январь – март 1945 г.
[ редактировать ]В январе и феврале 1945 года была достигнута гораздо лучшая координация между двумя эскадрильями югославских ВВС и партизанскими сухопутными и морскими силами. Это осуществлялось за счет развертывания частей авиационной связи с основными партизанскими соединениями сначала в составе 8-го корпуса , а затем и 5-го корпуса . [ 13 ] 4 января четыре «Харрикейна» вылетели из Виса, чтобы атаковать вражеский конвой, следовавший между Мостаром и Сараево. Колонна находилась недалеко от Ябланицы , семь грузовиков были уничтожены. Самолет продолжил атаковать железнодорожную станцию в Ябланице, повредив один локомотив и десять вагонов. Один «Харрикейн» был поврежден зенитным огнем во время миссии. 22 января «Харрикейны» в сопровождении «Спитфайров» атаковали корабль водоизмещением 1000 тонн (980 длинных тонн) у острова Раб, выпустив шестнадцать ракет. Из-за минимального присутствия Люфтваффе на большей части территории Югославии во многих случаях эскорты «Спитфайров» из 352-й эскадрильи не требовались для защиты от самолетов противника, поэтому они также поражали наземные и морские цели вместе с «Харрикейнами» 351-й эскадрильи. [ 14 ]
В феврале обе эскадрильи оказали поддержку при освобождении крупных городов, в том числе Широки Бриег , Невесинье и Мостар, а также патрулировали и атаковали возможные цели в Боснии и Далмации. В частности, они поддерживали Мостарскую операцию 8-го корпуса, работу 11-го корпуса по очистке от противника островов северной Адриатики, а также операции 5-го корпуса. [ 15 ] Несмотря на наличие секций связи с сухопутными войсками, процедуры еще не были отлажены, и с дружественным огнем во время операции в Мостаре произошло несколько инцидентов . В поддержку операций 11-го корпуса «Харрикейны» атаковали немецкие штабы, оборонительные сооружения и военно-морские силы на островах Паг и Крк и вокруг них . 7 февраля «Харрикейны» 351-й эскадрильи поддерживали 4-й и 11-й корпуса и атаковали колонну немецких грузовиков и фургонов на дороге между Госпичем и Бихачем, когда два самолета столкнулись, причинив незначительные повреждения. Оба самолета совершили аварийную посадку на дружественной территории и были списаны, но пилоты остались невредимыми. [ 16 ] В феврале 351-я эскадрилья была передислоцирована в Земуник на материке недалеко от Задара . [ 17 ]
В начале марта формирование 4-й армии сопровождалось развитием еще более тесного взаимодействия и связи с двумя эскадрильями. и идентификации своей техники стали использоваться авиамаркеры Для обозначения передовой линии своих войск , а с командирами нижних звеньев были развернуты группы связи для прямой связи с авиацией поддержки. В марте операции продолжались на территории Боснии и Далмации и были расширены, включив поддержку наступления в районе Лики и во время захвата Сараево и Бихача. Когда силы Оси отошли на запад, в сторону Загреба , «Харрикейны» 351-й эскадрильи продолжали их преследовать, устраивая засады на конвои и обстреливая артиллерийские позиции. [ 18 ] С 1 января по 31 марта 1945 года «Харрикейны» 351-й эскадрильи летали не только из Канн и Виса, но и с аэродромов Земуник и Пркос на материке. За тот же период эскадрилья потеряла четыре самолета и еще пятнадцать получили повреждения. Из потерянных самолетов два были уничтожены в результате столкновения, один погиб из-за отказа двигателя и только один погиб от зенитного огня. Четыре самолета были повреждены зенитным огнем, остальные повреждены осколками собственных ракет. [ 19 ]
Апрель – май 1945 г.
[ редактировать ]С начала апреля 1945 года боевые действия 351-й эскадрильи были сосредоточены на поддержке наступления 4-й армии в районах Лики и Горского котара , вдоль хорватского побережья и в Истрии . В частности, тяжелые бои шли на островах северной Адриатики. [ 20 ] 5 апреля один «Харрикейн» был потерян возле Бабина Потока , когда он врезался в гору при поддержке атаки 19-й Далматинской дивизии на части 11-й усташской дивизии , в результате чего погиб пилот. [ 21 ] В этот период все действия 351-й эскадрильи осуществлялись с аэродрома Земуник. Два самолета были уничтожены и восемнадцать повреждены. В период со 2 по 8 мая, который оказался последней неделей войны, ВВС Великобритании не разрешили эскадрилье действовать из-за политических соображений относительно будущего статуса Триеста . [ 22 ]
За время своего существования 351-я эскадрилья совершила 227 боевых вылетов: 119 штурмовых вылетов, 87 разведывательных вылетов, 19 морских перехватов и два поисково-спасательных вылета. Из 23 летчиков, прошедших через эскадрилью, четверо погибли и один попал в плен. Эскадрилья потеряла девять самолетов, еще 38 получили повреждения, в основном от зенитного огня. Эскадрилья была освобождена из-под контроля Королевских ВВС 16 мая 1945 года. [ 23 ]
Югославские ВВС
[ редактировать ]После войны 16 уцелевших «Харрикейнов» Балканских ВВС продолжали использоваться югославскими ВВС ( сербско-хорватский : Югословенско ратно ваздухопловство ; JRV), авиационным подразделением нового коммунистического правительства Тито. «Харрикейны» летали в составе 1-го истребительного полка в 1945 году, за ним следовал разведывательный авиационный полк в 1947–1948 годах и 103-й разведывательный авиационный полк в период с 1948 по 1951 год. «Харрикейны» оставались на вооружении послевоенных югославских ВВС до начала 1950-х годов. [ 24 ] [ 25 ]
Hawker Hurricane Mk IV, летавший в составе 351-й эскадрильи, выставлен в Музее авиации в Белграде. Этот самолет, серийный номер 20925, был изготовлен в 1943 году и оставался в эксплуатации до вывода из эксплуатации 18 августа 1952 года. [ 25 ]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]От | К | Самолет | Вариант |
---|---|---|---|
июль 1944 г. | сентябрь 1944 г. | Хоукер Ураган | ИИК |
сентябрь 1944 г. | июнь 1945 г. | Хоукер Ураган | IV |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лазаревич 1972 , стр. 122–123.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 126–127 и 131.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 132–134 и 138.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон 2014 , стр. 20 и 59.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 140.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б Лазаревич 1972 , стр. 156.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 153–154.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 154–155.
- ^ Jump up to: а б Лазаревич 1972 , стр. 155.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 158.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 159.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 160–161.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 163.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 159–160 и 164.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 166–168.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 174.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 168–171.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 173–174.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 174–175.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 177.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 177–178.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 181.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Музей воздухоплавания Белград 2016 .
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Димитриевич, Боян (2012). ВВС Югославские ( на сербско-хорватском языке). Белград, Сербия: Институт современной истории. ISBN 978-86-7403-163-6 .
- Лазаревич, Божо (1972). Национально-освободительной войне 1941–1945 гг. ( Авиация в на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военное издательство. OCLC 18807362 .
- О'Тул, Тони; Дерри, Мартин; Робинсон, Нил (2014). Хокер-Харрикейн и Морской ураган . Барнсли, Великобритания: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-5133-7 .
- Пейчич, Предраг (1991). Prva i Druga Eskadrila NOVJ [ Первая и вторая эскадрильи NOVJ ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военный издательский и газетный центр. OCLC 56346423 .
- Ковачевич, Милош, изд. (1965). силы в Национально-освободительной войне Югославии ( Военно- воздушные ) PDF . Земун, Югославия: Командование ВВС.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Хоукер Харрикейн Мк IV РП» . Музей воздухоплавания Белград. 2016. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 4 сентября 2016 г.