Hawker Hurricane на вооружении Югославии
Hawker Hurricane на вооружении Югославии | |
---|---|
![]() | |
Hawker Hurricane Mk IV из 351-й эскадрильи RAF в Музее авиации в Белграде. | |
Роль | боец Истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Хокер и Дракон |
Основной пользователь | 2-й истребительный полк 4-й истребительный полк № 351-я эскадрилья RAF (1944–1945) № 352-й эскадрильи RAF (1944 г.) |
Карьера | |
В эксплуатации | 1938–1941 1944–1945 1945–1951 |
В конце 1937 года Королевские ВВС Югославии ( сербско-хорватская латынь : Vazduhoplovstvo Vojske Kraljevine Juglavije заказ , VVKJ) разместили у компании Hawker Aircraft на двенадцать Hawker Hurricane Mk I истребителей , что стало первой иностранной покупкой самолета. VVKJ эксплуатировал британский Hawker Hurricane Mk I с 1938 по 1941 год. В период с 1938 по 1940 год VVKJ приобрел 24 Hurricane Mk Is из ранних серийных партий, что стало первой продажей самолета за рубежом. Еще двадцать самолетов были построены компанией Zmaj по лицензии в Югославии . Когда страна была втянута во Вторую мировую войну в результате вторжения войск Оси под руководством Германии в апреле 1941 года, в общей сложности 41 Hurricane Mk I находился на вооружении в качестве истребителей. Они добились некоторых успехов против самолетов Люфтваффе , но все югославские «Харрикейны» были уничтожены или захвачены в ходе 11-дневного вторжения.
В середине 1944 года югославские партизаны сформировали две эскадрильи Королевских ВВС , №№ 351 и 352 , обе имели истребители-бомбардировщики «Харрикейн» . 351-я эскадрилья летала на Hurricane Mk IIC во время тренировок и позже была оснащена Hurricane Mk IV, а эскадрилья № 352 некоторое время летала на Hurricane Mk IIC во время тренировок, а затем была переоборудована на Supermarine Spitfire Mk Vs. Обе эскадрильи действовали в составе 281-го крыла RAF Балканских ВВС , выполняя штурмовые задачи в поддержку партизанских операций до конца войны. Харрикейны оставались на вооружении послевоенных ВВС Югославии до начала 1950-х годов.
Приобретение
[ редактировать ]
заказ В начале 1938 года VVKJ разместила у Hawker Aircraft на двенадцать Hawker Hurricane Mk I истребителей , что стало первой зарубежной покупкой самолета. [ 1 ] Британское правительство было готово поставлять излишки «Харрикейнов» странам, которые могли противостоять немецкой экспансии, поскольку темпы производства самолетов немного превышали возможности Королевских ВВС поставлять их на тот момент. [ 2 ] Первым из этих самолетов, предназначенных для службы в Югославии, был № 205 (ранее L1751), который перелетел из Соединенного Королевства в Белград через Францию и Италию и прибыл 15 декабря 1938 года. [ 1 ] Первая партия самолетов была оснащена двигателем Rolls-Royce Merlin II с двухлопастным деревянным винтом . [ 3 ] За первоначальным заказом последовал второй заказ из двенадцати (N2718–N2729), которые были оснащены двигателями Merlin III с трехлопастным винтом изменяемого шага и были поставлены в феврале и марте 1940 года. правительство подало заявку на строительство большего количества по лицензии. После успешного завершения переговоров производственные линии были установлены на заводе Рогожарского в Белграде и заводе Змай в соседнем Земуне . Ожидалось, что эти два завода будут производить сорок и шестьдесят самолетов соответственно, из расчета двенадцать в месяц. Из самолетов местного производства только двадцать были построены Змаем; Рогожарский завод их не производил. Всего на вооружение ВВКJ было принято 44 самолета. [ 4 ] [ 5 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Королевские ВВС Югославии
[ редактировать ]После принятия на вооружение Hurricane Mk Is использовались для оснащения 52-й истребительной группы 2-го истребительного полка, базирующейся в Книче , а также 33-й и 34-й истребительных групп 4-го истребительного полка, базирующихся в Босански-Александроваце . «Харрикены» также эксплуатировались Независимой истребительной эскадрильей 81-й бомбардировочной группы и Школой авиационной подготовки, базирующимися в Мостаре . Все эти самолеты использовались в роли истребителей/перехватчиков. [ 6 ] [ 7 ] Непосредственно перед вторжением в Югославию под руководством Германии в апреле 1941 года 41 из первоначальных 44 «Харрикейнов» находился в исправном состоянии. Они были распределены следующим образом: [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Формирование | Единица | Расположение | Самолет | Примечания |
---|---|---|---|---|
2-й истребительный полк
|
52-я истребительная группа
|
15
|
163-я и 164-я эскадрильи | |
4-й истребительный полк
|
33-я истребительная группа
|
13
|
105-я и 106-я эскадрильи | |
34-я истребительная группа
|
Боснийский Александрован
|
7
|
108-я эскадрилья | |
—
|
81-я бомбардировочная группа
|
3
|
Отдельная истребительная эскадрилья | |
—
|
Школа воздушной подготовки
|
Мостар
|
3
|
—
|
В 06:45 6 апреля 1941 года Люфтваффе начали операцию «Возмездие» — серию согласованных бомбардировок Белграда, которые совпали с воздушными и наземными атаками по всей стране. В течение дня к Белграду подошло несколько волн немецких самолетов, сначала Junkers Ju 87 «Штука» пикирующие бомбардировщики в сопровождении истребителей. Около 08:00 «Харрикейны» 52-й истребительной группы атаковали вторую волну, которая уходила после бомбардировки города; один из пикирующих бомбардировщиков был сбит тремя пилотами 163-й эскадрильи. [ 10 ] В течение оставшейся части первого дня вторжения «Харрикейны» VVKJ практически не участвовали в боевых действиях, несмотря на постоянное патрулирование между Чачаком , Кралево и Крагуевацем . Лишь немногие самолеты имели радиоприемники, поэтому истребители обычно прибывали слишком поздно, чтобы принять участие в боях. [ 11 ] Двум машинам 4-го истребительного полка было поручено сопровождать Bristol Blenheim Mk I легкие бомбардировщики для атаки целей в Австрии, но они потеряли бомбардировщики из виду в облачности. Затем один из пилотов попытался перехватить несколько немецких истребителей Мессершмитт Bf 109 . [ 12 ]
На следующий день 2-й истребительный полк продолжил патрулирование центральной Сербии, защищая заводы в Кралево и Крагуеваце от потенциальных немецких воздушных атак, которых так и не произошло. 4-й истребительный полк также действовал, патрулируя территорию Боснии и Хорватии, но практически не участвовал в боевых действиях, за исключением попыток перехватить немецкие самолеты-разведчики. Два «Харрикейна» из авиационной школы поднялись в воздух, чтобы перехватить небольшую группу бомбардировщиков Юнкерс Ju 88 , пролетавших над Мостаром в направлении Сараево . Они оба пострадали от ответного огня, в результате чего один пилот был ранен и вынужден совершить аварийную посадку. Другой пилот продолжал преследовать бомбардировщики, когда на него напала группа немецких Bf 109. Он был тяжело ранен, спасся и в конце концов умер от потери крови. 7 апреля немцы также заявили о еще одном урагане. [ 13 ]
8 апреля основные усилия ВВК были направлены на наземный удар немцев через ущелье Качаник на юге Косово. К этому времени ВВКJ потеряла более 60 процентов своих самолетов; Для атаки было собрано 70 самолетов из остатков различных бомбардировочных и истребительных частей. Ураганы 52-й истребительной группы составили последнюю волну атак на плотно упакованные конвои протяженностью 13 километров (8 миль). Пролетая под низкой облачностью в очень плохую погоду, обе эскадрильи обстреляли немцев. Один «Харрикейн» сбился и совершил аварийную посадку на дороге, его пилот избежал поимки. На севере страны патрульные «Харрикейны» 4-го полка несколько раз безрезультатно сталкивались с немецкими истребителями. Другой 4-й полк «Харрикейны» сопровождал еще одну вылет бомбардировщиков по целям на юге Австрии. Остальные пять «Харрикейнов» 105-й эскадрильи перебазировались в Велики Радинчи , где также сосредоточились другие уцелевшие самолеты. [ 14 ]
На следующий день в некоторых районах Югославии выпал сильный снегопад, в результате чего 52-я истребительная группа «Харрикейны» остановилась в Книче. На севере между Ровином и Босански-Александровацем разгорелся крупный воздушный бой, в котором участвовали «Харрикейны» 106-й и 108-й эскадрилий. Югославы сбили один или два Bf 109, но потеряли при этом два «Харрикейна». [ 15 ] К 10 апреля VVKJ быстро распался перед лицом успешного немецкого натиска, но «Харрикейны» 105-й эскадрильи смогли подняться в воздух, несмотря на продолжающуюся плохую погоду, безрезультатно патрулируя и вступая в бой с немецкими самолетами. В Книче слухи о приближении немецких сухопутных войск заставили 164-ю эскадрилью попытаться переправить свои «Харрикейны» на более безопасный аэродром. Пять машин поднялись в воздух, но почти сразу две из них столкнулись, а еще одна влетела в окутанную туманом гору. Два выживших пилота благополучно вернулись в Книч. Тем временем «Харрикейны» 163-й эскадрильи были выведены из строя их экипажами, чтобы предотвратить их захват и использование немцами. Когда стало ясно, что слухи о приближении немецких войск необоснованны, были предприняты отчаянные попытки вернуть самолет в летное состояние. В тот же день «Харрикейны» 4-го полка одержали победу над Bf 109, преследуя самолеты-разведчики над Боснией. [ 16 ]

11 апреля 4-й полк «Харрикейнз» сбил тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110 над Новой Градишкой . [ 17 ] На следующий день два или три из оставшихся «Харрикейнов» 105-й эскадрильи были сожжены наземными расчетами в Велики Радинчи, а другие машины из той же эскадрильи перелетели в Биелину , где сосредоточились другие самолеты. Этот шаг только что был завершен, когда большая группа немецких Bf 110 пронеслась над аэродромом и уничтожила более двух десятков самолетов, включая все 105-ю эскадрилью «Харрикейны», кроме одного. В Книче приближение немецких машин заставило два последних «Харрикейна» 163-й эскадрильи подняться в воздух и полететь в Земун. Первый пилот благополучно приземлился, но был тут же схвачен вооруженными силами «Фольксдойче» . Другой пилот, видя, что Земун не в безопасности, сломался и попытался долететь до Бьелины, но у него закончилось топливо, и он погиб при попытке совершить аварийную посадку возле Валево . Даже на этом позднем этапе в составе 4-го полка все еще было пять или шесть годных к полетам «Харрикейнов». Они продолжали преследовать самолеты-разведчики в течение всего дня, сбив один Ju 88 возле Баня-Луки . Когда немецкие бомбардировщики снова атаковали аэродромы вокруг Мостара, единственный оставшийся «Харрикейн» авиационной школы атаковал Ju 88, но был сбит ответным огнем, вынудив пилота спастись. [ 18 ]
На следующий день 4-й полк «Харрикейнов» снова патрулировал Боснию, сбив еще один Bf 110, на этот раз над Баня-Лукой. Один самолет был уничтожен 13 апреля, пилот был тяжело ранен. [ 19 ] 14 апреля один «Харрикейн» все еще находился в эксплуатации в Никшиче в Черногории. [ 19 ] Этот самолет столкнулся с итальянскими истребителями 14 или 15 апреля и получил 37 попаданий. Несмотря на это, 16 апреля он все еще был годен к полетам, когда его пилот попытался доставить его в Грецию, но был вынужден вернуться из-за плохой погоды, после чего самолет был заброшен. По крайней мере, два «Харрикейна» были захвачены силами вторжения в целости и сохранности, но это ознаменовало конец службы «Хокер Харрикейн» на службе ВВКД, поскольку все сопротивление захватчикам стран Оси прекратилось 18 апреля после безоговорочной капитуляции югославского верховного командования накануне. [ 20 ]
Югославские партизаны
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]Формирование югославских партизанских эскадрилий в составе Королевских ВВС (RAF) обсуждалось между лидером партизан Иосипом Броз Тито и главой британской миссии среди партизан бригадным генералом Фицроем Маклином 12 марта 1944 года. В результате этого Позже в том же месяце было заключено соглашение о том, что ВВС Великобритании будут обучать югославский персонал, который будет укомплектовывать две эскадрильи: одну из истребителей и одну из истребители-бомбардировщики . После завершения обучения эти две эскадрильи должны были вести операции исключительно над Югославией. Было решено, что новые эскадрильи будут в основном укомплектованы бывшими военнослужащими ВВК, бежавшими из страны во время вторжения и позже согласившимися присоединиться к партизанам. Первая эскадрилья была сформирована на аэродроме недалеко от Бенгази , Ливия, как 352-я (югославская) эскадрилья RAF . Члены приняли партизанскую присягу 21 мая 1944 года. [ 21 ] До конца июня эта эскадрилья была оснащена учебными самолетами Harvard и Hurricane Mk IIC, которые затем были заменены Supermarine Spitfire Mk V, на которых она эксплуатировалась до конца войны. Hurricane Mk IIC были переданы второй партизанской эскадрилье, сформированной как 351-я (югославская) эскадрилья RAF , которая также была создана как истребительно-бомбардировочная часть в Ливии 1 июля 1944 года. [ 22 ]
В ходе тренировочной подготовки 351-я эскадрилья была перевооружена на Hurricane Mk IV. К 23 сентября они завершили подготовку, включая тренировочные заезды по наземным атакам. Ко 2 октября эскадрилья была переброшена на аэродром недалеко от Канн в Италии, чтобы присоединиться к 281-му крылу Королевских , ВВС Балканских ВВС объединенной организации союзников. Этот шаг сопровождался жалобами Верховного командования партизан на то, что «Харрикейн» уступает «Спитфайру», на котором сейчас летает 352-я эскадрилья, а также « Хокер Тайфун» . Жалобы были проигнорированы ВВС Великобритании, и эскадрилья эксплуатировала Hurricane Mk IV до конца войны. [ 23 ] как и 6-я эскадрилья RAF , укомплектованная британцами эскадрилья, которая также выполняла миссии над Югославией, хотя в марте 1944 года самолеты были выведены из боевой службы на европейском театре военных действий. [ 24 ] 351-я эскадрилья была допущена к боевым действиям 13 октября. [ 25 ] а с 18 октября эскадрилья обычно имела 4–8 самолетов, базировавшихся на аэродроме на острове Вис в Адриатике, который теперь принадлежит союзникам. [ 26 ]
Октябрь – декабрь 1944 г.
[ редактировать ]351-я эскадрилья выполнила свой первый вылет 13 октября 1944 года; в нем участвовало шесть самолетов, атаковавших конвой снабжения Оси возле деревни Аржано . [ 27 ] 20 октября самолеты эскадрильи при поддержке «Спитфайров» из 352-й эскадрильи нанесли ракетные и обстрелы колонны противника возле Метковича , которые отступали перед лицом наступающей 26-й партизанской далматинской дивизии . Миссия прошла успешно, но один самолет погиб в результате обстрела с земли. [ 28 ]

Девять дней спустя «Харрикейны» в сопровождении пары «Спитфайров» из 352-й эскадрильи совершили патрулирование над островом Раб и прилегающими районами Адриатики, но не смогли точно идентифицировать какие-либо цели. 4 ноября самолетам 351-й эскадрильи, снова в сопровождении двух «Спитфайров», было поручено перекрыть дорожное сообщение между Бихачем и Книном . У одного самолета возникла неисправность двигателя, и ему пришлось вернуться на базу, но остальные продолжили выполнение миссии. Около Книна они попали под сильный зенитный огонь, один самолет был сбит, пилот выпрыгнул и попал в плен к немцам. [ 27 ] Следующему вылету, состоявшемуся 9 ноября, помешала крайне плохая погода над целевым районом возле Требине . Один самолет врезался в гору, в результате чего погиб пилот, а у другого возникла проблема с двигателем, и он совершил аварийную посадку недалеко от Требине, пилот не пострадал. [ 29 ]
3 декабря 1944 года 351-я эскадрилья осуществила успешную ракетную атаку по береговой обороне Оси на острове Лошинь , стартовав с Виса. За этим последовал период разведки и рекогносцировки нескольких югославских регионов с целью выявления возможных целей. [ 30 ] иногда в сопровождении и поддержке «Спитфайров» 352-й эскадрильи. [ 31 ] 351-я эскадрилья широко перемещалась, перехватывая железнодорожные и автомобильные маршруты в восточной и западной Боснии и по всей Далмации , а также атакуя морские перевозки Оси у Адриатического побережья и островов. [ 30 ] К концу года операции стали серьезно затруднены из-за ухудшения погоды. [ 32 ]
Январь – март 1945 г.
[ редактировать ]В январе и феврале 1945 года была достигнута гораздо лучшая координация между двумя эскадрильями Королевских ВВС и партизанскими сухопутными и морскими силами. Это осуществлялось за счет развертывания частей авиационной связи с основными партизанскими соединениями сначала в составе 8-го , а затем и 5-го корпуса . [ 33 ] 4 января четыре «Харрикейна» вылетели из Виса, чтобы атаковать вражеский конвой, следовавший между Мостаром и Сараево. Колонна находилась недалеко от Ябланицы , семь грузовиков были уничтожены. Самолет продолжил атаковать железнодорожную станцию в Ябланице, повредив один локомотив и десять вагонов. Один «Харрикейн» был поврежден зенитным огнем во время миссии. 22 января «Харрикейны» в сопровождении «Спитфайров» атаковали корабль водоизмещением 1000 тонн (980 длинных тонн) у острова Раб, выпустив шестнадцать ракет. Из-за минимального присутствия Люфтваффе на большей части территории Югославии во многих случаях эскорты «Спитфайров» из 352-й эскадрильи не требовались для защиты от самолетов противника, поэтому они также поражали наземные и морские цели вместе с «Харрикейнами» 351-й эскадрильи. [ 34 ]
В феврале обе эскадрильи оказали поддержку при освобождении крупных городов, в том числе Широки Бриег , Невесинье и Мостар, а также патрулировали и атаковали возможные цели в Боснии и Далмации. В частности, они поддерживали Мостарскую операцию 8-го корпуса, работу 11-го корпуса по очистке от противника островов северной Адриатики, а также операции 5-го корпуса. [ 35 ] Несмотря на наличие секций связи с сухопутными войсками, процедуры еще не были отлажены, и с дружественным огнем во время операции в Мостаре произошло несколько инцидентов . В поддержку операций 11-го корпуса «Харрикейны» атаковали немецкий штаб, оборонительные сооружения и военно-морские силы на островах Паг и Крк и вокруг них . 7 февраля «Харрикейны» 351-й эскадрильи поддерживали 4-й и 11-й корпуса и атаковали колонну немецких грузовиков и фургонов на дороге между Госпичем и Бихачем, когда два самолета столкнулись, причинив незначительные повреждения. Оба самолета совершили аварийную посадку на дружественной территории и были списаны, но пилоты остались невредимыми. [ 36 ] В феврале 351-я эскадрилья была передислоцирована в Земуник на материке недалеко от Задара . [ 37 ]

В начале марта формирование 4-й армии сопровождалось развитием еще более тесного взаимодействия и связи с двумя эскадрильями. и идентификации своей техники стали использоваться авиамаркеры Для обозначения передовой линии своих войск , а с командирами нижних звеньев были развернуты группы связи для прямой связи с авиацией поддержки. В марте операции продолжались на территории Боснии и Далмации и были расширены, включив поддержку наступления в районе Лики и во время захвата Сараево и Бихача. Когда силы Оси отошли на запад, в сторону Загреба , «Харрикейны» 351-й эскадрильи продолжали их преследовать, устраивая засады на конвои и обстреливая артиллерийские позиции. [ 38 ] С 1 января по 31 марта 1945 года «Харрикейны» 351-й эскадрильи летали не только из Канн и Виса, но и с аэродромов Земуник и Пркос на материке. За тот же период эскадрилья потеряла четыре самолета и получила повреждения еще пятнадцати самолетов. Из потерянных самолетов два были уничтожены в результате столкновения, один погиб из-за отказа двигателя и только один погиб от зенитного огня. Четыре самолета были повреждены зенитным огнем, остальные повреждены осколками собственных ракет. [ 39 ]
Апрель – май 1945 г.
[ редактировать ]С начала апреля 1945 года боевые действия 351-й эскадрильи были сосредоточены на поддержке наступления 4-й армии в районах Лики и Горского котара , вдоль хорватского побережья и в Истрии . В частности, тяжелые бои шли на островах северной Адриатики. [ 40 ] 5 апреля один «Харрикейн» был потерян возле Бабина Потока , когда он врезался в гору при поддержке атаки 19-й Далматинской дивизии на части 11-й усташской дивизии , в результате чего погиб пилот. [ 41 ] В этот период все действия 351-й эскадрильи осуществлялись с аэродрома Земуник. Два самолета были уничтожены и восемнадцать повреждены. В период со 2 по 8 мая, который оказался последней неделей войны, ВВС Великобритании не разрешили эскадрилье действовать из-за политических соображений относительно будущего статуса Триеста . [ 42 ]
За время своего существования 351-я эскадрилья совершила 227 боевых вылетов: 119 штурмовых вылетов, 87 разведывательных вылетов, 19 морских перехватов и два поисково-спасательных вылета. Из 23 пилотов, прошедших через эскадрилью, четверо погибли и один попал в плен. Эскадрилья потеряла девять самолетов, еще 38 получили повреждения, в основном от зенитного огня. Эскадрилья была освобождена из-под контроля Королевских ВВС 16 мая 1945 года. [ 43 ]
Югославские ВВС
[ редактировать ]После войны 16 уцелевших «Харрикейнов» Балканских ВВС продолжали использоваться ВВС Югославии ( сербско-хорватский : Югословенско ратно ваздухопловство ; JRV), авиационным подразделением нового коммунистического правительства Тито. «Харрикейны» летали в составе 1-го истребительного полка в 1945 году, за ним следовал разведывательный авиационный полк в 1947–1948 годах и 103-й разведывательный авиационный полк в период с 1948 по 1951 год. «Харрикейны» оставались на вооружении послевоенных югославских ВВС до начала 1950-х годов. [ 44 ] [ 45 ]
Выживший пример
[ редактировать ]Hawker Hurricane Mk IV, летавший в составе 351-й эскадрильи, выставлен в Музее авиации в Белграде. Этот самолет, серийный номер 20925, был изготовлен в 1943 году и находился в эксплуатации до вывода из эксплуатации 18 августа 1952 года. [ 45 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1988 , с. 137.
- ^ Мейсон 1967 , с. 6.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 , с. 39.
- ^ Джексон 1988 , стр. 137 и 152.
- ^ Грин и Суонборо 1994 , стр. 284–285.
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Малиция, 1987 , стр. 187–188.
- ^ Перейти обратно: а б Нихорстер 2016а .
- ^ Нихорстер 2016b .
- ^ Нихорстер 2016c .
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 198.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 200.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 202–203.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 210–212.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 213–215.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 216–217.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 219–221.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 221.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Малиция, 1987 , с. 224.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 228.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 122–123.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 126–127 и 131.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 132–134 и 138.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон 2014 , стр. 20 и 59.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 140.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 158–159.
- ^ Перейти обратно: а б Лазаревич 1972 , с. 156.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 153–154.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Лазаревич 1972 , с. 155.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 158.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 159.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 160–161.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 163.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 159–160 и 164.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 166–168.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 174.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 168–171.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 173–174.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 174–175.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 177.
- ^ Лазаревич 1972 , стр. 177–178.
- ^ Лазаревич 1972 , с. 181.
- ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Музей воздухоплавания Белград 2016 .
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга истребителей: иллюстрированная энциклопедия всех построенных и эксплуатируемых самолетов-истребителей . Лондон, Англия: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-643-3 .
- Джексон, Роберт (1988). Ураган Хоукер . Лондон, Англия: Бландфорд. ISBN 978-0-7137-1683-2 .
- Лазаревич, Божо (1972). Национально-освободительной войне 1941–1945 гг. ( Авиация в на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военное издательство. OCLC 18807362 .
- Мейсон, Фрэнсис (1967). Хоукер Харрикейн I (профиль 111) . Виндзор, Великобритания: Профильные публикации.
- О'Тул, Тони; Дерри, Мартин; Робинсон, Нил (2014). Хокер-Харрикейн и Морской ураган . Барнсли, Англия: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-5133-7 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон, Англия: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Хоукер Харрикейн Мк IV РП» . Музей воздухоплавания Белград. 2016. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
- Нихорстер, доктор Лео (2016a). «Приказ о боевых действиях на Балканах Королевских ВВС Югославии от 6 апреля 1941 года» . Доктор Лео Нихорстер . Проверено 29 августа 2016 г.
- Нихорстер, доктор Лео (2016b). «Приказ о боевых действиях на Балканах, 1-й истребительный авиаполк Королевских ВВС Югославии, 6 апреля 1941 года» . Доктор Лео Нихорстер . Проверено 29 августа 2016 г.
- Нихорстер, доктор Лео (2016c). «Боевой порядок операций на Балканах 2-го смешанного авиаполка Королевских ВВС Югославии, 6 апреля 1941 года» . Доктор Лео Нихорстер . Проверено 29 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Огневич, Александр (2019). Hawker Hurricane, Fury & Hind: Югославская история: оперативные отчеты 1931–1941 гг . Белград: Книги LeadenSky. ISBN 978-86-917625-3-7 .
- Пейчич, Предраг (1991). Prva i Druga Eskadrila NOVJ [ Первая и вторая эскадрильи NOVJ ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военный издательский и газетный центр. OCLC 56346423 .
- Перхаук, Рафаэль (1968). авиаторы Заморские . (и словенские) Новая Горица, Югославия: ЧЗП «Соча». OCLC 440795668 .