Jump to content

Hawker Hurricane на вооружении Югославии

Hawker Hurricane на вооружении Югославии
цветная фотография самолета в музее
Hawker Hurricane Mk IV из 351-й эскадрильи RAF в Музее авиации в Белграде.
Роль боец
Истребитель-бомбардировщик
Производитель Хокер и Дракон
Основной пользователь 2-й истребительный полк
4-й истребительный полк
№ 351-я эскадрилья RAF (1944–1945)
№ 352-й эскадрильи RAF (1944 г.)
Карьера
В эксплуатации 1938–1941
1944–1945
1945–1951

В конце 1937 года Королевские ВВС Югославии ( сербско-хорватская латынь : Vazduhoplovstvo Vojske Kraljevine Juglavije заказ , VVKJ) разместили у компании Hawker Aircraft на двенадцать Hawker Hurricane Mk I истребителей , что стало первой иностранной покупкой самолета. VVKJ эксплуатировал британский Hawker Hurricane Mk I с 1938 по 1941 год. В период с 1938 по 1940 год VVKJ приобрел 24 Hurricane Mk Is из ранних серийных партий, что стало первой продажей самолета за рубежом. Еще двадцать самолетов были построены компанией Zmaj по лицензии в Югославии . Когда страна была втянута во Вторую мировую войну в результате вторжения войск Оси под руководством Германии в апреле 1941 года, в общей сложности 41 Hurricane Mk I находился на вооружении в качестве истребителей. Они добились некоторых успехов против самолетов Люфтваффе , но все югославские «Харрикейны» были уничтожены или захвачены в ходе 11-дневного вторжения.

В середине 1944 года югославские партизаны сформировали две эскадрильи Королевских ВВС , №№ 351 и 352 , обе имели истребители-бомбардировщики «Харрикейн» . 351-я эскадрилья летала на Hurricane Mk IIC во время тренировок и позже была оснащена Hurricane Mk IV, а эскадрилья № 352 некоторое время летала на Hurricane Mk IIC во время тренировок, а затем была переоборудована на Supermarine Spitfire Mk Vs. Обе эскадрильи действовали в составе 281-го крыла RAF Балканских ВВС , выполняя штурмовые задачи в поддержку партизанских операций до конца войны. Харрикейны оставались на вооружении послевоенных ВВС Югославии до начала 1950-х годов.

Приобретение

[ редактировать ]
Чертеж Hawker Hurricane Mk I в трех ракурсах.

заказ В начале 1938 года VVKJ разместила у Hawker Aircraft на двенадцать Hawker Hurricane Mk I истребителей , что стало первой зарубежной покупкой самолета. [ 1 ] Британское правительство было готово поставлять излишки «Харрикейнов» странам, которые могли противостоять немецкой экспансии, поскольку темпы производства самолетов немного превышали возможности Королевских ВВС поставлять их на тот момент. [ 2 ] Первым из этих самолетов, предназначенных для службы в Югославии, был № 205 (ранее L1751), который перелетел из Соединенного Королевства в Белград через Францию ​​и Италию и прибыл 15 декабря 1938 года. [ 1 ] Первая партия самолетов была оснащена двигателем Rolls-Royce Merlin II с двухлопастным деревянным винтом . [ 3 ] За первоначальным заказом последовал второй заказ из двенадцати (N2718–N2729), которые были оснащены двигателями Merlin III с трехлопастным винтом изменяемого шага и были поставлены в феврале и марте 1940 года. правительство подало заявку на строительство большего количества по лицензии. После успешного завершения переговоров производственные линии были установлены на заводе Рогожарского в Белграде и заводе Змай в соседнем Земуне . Ожидалось, что эти два завода будут производить сорок и шестьдесят самолетов соответственно, из расчета двенадцать в месяц. Из самолетов местного производства только двадцать были построены Змаем; Рогожарский завод их не производил. Всего на вооружение ВВКJ было принято 44 самолета. [ 4 ] [ 5 ]

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]

Королевские ВВС Югославии

[ редактировать ]

После принятия на вооружение Hurricane Mk Is использовались для оснащения 52-й истребительной группы 2-го истребительного полка, базирующейся в Книче , а также 33-й и 34-й истребительных групп 4-го истребительного полка, базирующихся в Босански-Александроваце . «Харрикены» также эксплуатировались Независимой истребительной эскадрильей 81-й бомбардировочной группы и Школой авиационной подготовки, базирующимися в Мостаре . Все эти самолеты использовались в роли истребителей/перехватчиков. [ 6 ] [ 7 ] Непосредственно перед вторжением в Югославию под руководством Германии в апреле 1941 года 41 из первоначальных 44 «Харрикейнов» находился в исправном состоянии. Они были распределены следующим образом: [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Выделение самолетов Hurricane Mk I, 6 апреля 1941 г.
Формирование Единица Расположение Самолет Примечания
2-й истребительный полк
52-я истребительная группа
15
163-я и 164-я эскадрильи
4-й истребительный полк
33-я истребительная группа
13
105-я и 106-я эскадрильи
34-я истребительная группа
Боснийский Александрован
7
108-я эскадрилья
81-я бомбардировочная группа
3
Отдельная истребительная эскадрилья
Школа воздушной подготовки
Мостар
3

В 06:45 6 апреля 1941 года Люфтваффе начали операцию «Возмездие» — серию согласованных бомбардировок Белграда, которые совпали с воздушными и наземными атаками по всей стране. В течение дня к Белграду подошло несколько волн немецких самолетов, сначала Junkers Ju 87 «Штука» пикирующие бомбардировщики в сопровождении истребителей. Около 08:00 «Харрикейны» 52-й истребительной группы атаковали вторую волну, которая уходила после бомбардировки города; один из пикирующих бомбардировщиков был сбит тремя пилотами 163-й эскадрильи. [ 10 ] В течение оставшейся части первого дня вторжения «Харрикейны» VVKJ практически не участвовали в боевых действиях, несмотря на постоянное патрулирование между Чачаком , Кралево и Крагуевацем . Лишь немногие самолеты имели радиоприемники, поэтому истребители обычно прибывали слишком поздно, чтобы принять участие в боях. [ 11 ] Двум машинам 4-го истребительного полка было поручено сопровождать Bristol Blenheim Mk I легкие бомбардировщики для атаки целей в Австрии, но они потеряли бомбардировщики из виду в облачности. Затем один из пилотов попытался перехватить несколько немецких истребителей Мессершмитт Bf 109 . [ 12 ]

Аэродромы, с которых действовали «Харрикейны» во время вторжения в апреле 1941 года.

На следующий день 2-й истребительный полк продолжил патрулирование центральной Сербии, защищая заводы в Кралево и Крагуеваце от потенциальных немецких воздушных атак, которых так и не произошло. 4-й истребительный полк также действовал, патрулируя территорию Боснии и Хорватии, но практически не участвовал в боевых действиях, за исключением попыток перехватить немецкие самолеты-разведчики. Два «Харрикейна» из авиационной школы поднялись в воздух, чтобы перехватить небольшую группу бомбардировщиков Юнкерс Ju 88 , пролетавших над Мостаром в направлении Сараево . Они оба пострадали от ответного огня, в результате чего один пилот был ранен и вынужден совершить аварийную посадку. Другой пилот продолжал преследовать бомбардировщики, когда на него напала группа немецких Bf 109. Он был тяжело ранен, спасся и в конце концов умер от потери крови. 7 апреля немцы также заявили о еще одном урагане. [ 13 ]

8 апреля основные усилия ВВК были направлены на наземный удар немцев через ущелье Качаник на юге Косово. К этому времени ВВКJ потеряла более 60 процентов своих самолетов; Для атаки было собрано 70 самолетов из остатков различных бомбардировочных и истребительных частей. Ураганы 52-й истребительной группы составили последнюю волну атак на плотно упакованные конвои протяженностью 13 километров (8 миль). Пролетая под низкой облачностью в очень плохую погоду, обе эскадрильи обстреляли немцев. Один «Харрикейн» сбился и совершил аварийную посадку на дороге, его пилот избежал поимки. На севере страны патрульные «Харрикейны» 4-го полка несколько раз безрезультатно сталкивались с немецкими истребителями. Другой 4-й полк «Харрикейны» сопровождал еще одну вылет бомбардировщиков по целям на юге Австрии. Остальные пять «Харрикейнов» 105-й эскадрильи перебазировались в Велики Радинчи , где также сосредоточились другие уцелевшие самолеты. [ 14 ]

На следующий день в некоторых районах Югославии выпал сильный снегопад, в результате чего 52-я истребительная группа «Харрикейны» остановилась в Книче. На севере между Ровином и Босански-Александровацем разгорелся крупный воздушный бой, в котором участвовали «Харрикейны» 106-й и 108-й эскадрилий. Югославы сбили один или два Bf 109, но потеряли при этом два «Харрикейна». [ 15 ] К 10 апреля VVKJ быстро распался перед лицом успешного немецкого натиска, но «Харрикейны» 105-й эскадрильи смогли подняться в воздух, несмотря на продолжающуюся плохую погоду, безрезультатно патрулируя и вступая в бой с немецкими самолетами. В Книче слухи о приближении немецких сухопутных войск заставили 164-ю эскадрилью попытаться переправить свои «Харрикейны» на более безопасный аэродром. Пять машин поднялись в воздух, но почти сразу две из них столкнулись, а еще одна влетела в окутанную туманом гору. Два выживших пилота благополучно вернулись в Книч. Тем временем «Харрикейны» 163-й эскадрильи были выведены из строя их экипажами, чтобы предотвратить их захват и использование немцами. Когда стало ясно, что слухи о приближении немецких войск необоснованны, были предприняты отчаянные попытки вернуть самолет в летное состояние. В тот же день «Харрикейны» 4-го полка одержали победу над Bf 109, преследуя самолеты-разведчики над Боснией. [ 16 ]

югославские «Харрикейны» сбили Мессершмитт Bf 110 тяжелый истребитель (пример на фото) . 11 апреля

11 апреля 4-й полк «Харрикейнз» сбил тяжелый истребитель Мессершмитт Bf 110 над Новой Градишкой . [ 17 ] На следующий день два или три из оставшихся «Харрикейнов» 105-й эскадрильи были сожжены наземными расчетами в Велики Радинчи, а другие машины из той же эскадрильи перелетели в Биелину , где сосредоточились другие самолеты. Этот шаг только что был завершен, когда большая группа немецких Bf 110 пронеслась над аэродромом и уничтожила более двух десятков самолетов, включая все 105-ю эскадрилью «Харрикейны», кроме одного. В Книче приближение немецких машин заставило два последних «Харрикейна» 163-й эскадрильи подняться в воздух и полететь в Земун. Первый пилот благополучно приземлился, но был тут же схвачен вооруженными силами «Фольксдойче» . Другой пилот, видя, что Земун не в безопасности, сломался и попытался долететь до Бьелины, но у него закончилось топливо, и он погиб при попытке совершить аварийную посадку возле Валево . Даже на этом позднем этапе в составе 4-го полка все еще было пять или шесть годных к полетам «Харрикейнов». Они продолжали преследовать самолеты-разведчики в течение всего дня, сбив один Ju 88 возле Баня-Луки . Когда немецкие бомбардировщики снова атаковали аэродромы вокруг Мостара, единственный оставшийся «Харрикейн» авиационной школы атаковал Ju 88, но был сбит ответным огнем, вынудив пилота спастись. [ 18 ]

На следующий день 4-й полк «Харрикейнов» снова патрулировал Боснию, сбив еще один Bf 110, на этот раз над Баня-Лукой. Один самолет был уничтожен 13 апреля, пилот был тяжело ранен. [ 19 ] 14 апреля один «Харрикейн» все еще находился в эксплуатации в Никшиче в Черногории. [ 19 ] Этот самолет столкнулся с итальянскими истребителями 14 или 15 апреля и получил 37 попаданий. Несмотря на это, 16 апреля он все еще был годен к полетам, когда его пилот попытался доставить его в Грецию, но был вынужден вернуться из-за плохой погоды, после чего самолет был заброшен. По крайней мере, два «Харрикейна» были захвачены силами вторжения в целости и сохранности, но это ознаменовало конец службы «Хокер Харрикейн» на службе ВВКД, поскольку все сопротивление захватчикам стран Оси прекратилось 18 апреля после безоговорочной капитуляции югославского верховного командования накануне. [ 20 ]

Югославские партизаны

[ редактировать ]

Учреждение

[ редактировать ]
Карта Италии и оккупированной Югославии с указанием расположения аэродромов в Каннах и Висе.

Формирование югославских партизанских эскадрилий в составе Королевских ВВС (RAF) обсуждалось между лидером партизан Иосипом Броз Тито и главой британской миссии среди партизан бригадным генералом Фицроем Маклином 12 марта 1944 года. В результате этого Позже в том же месяце было заключено соглашение о том, что ВВС Великобритании будут обучать югославский персонал, который будет укомплектовывать две эскадрильи: одну из истребителей и одну из истребители-бомбардировщики . После завершения обучения эти две эскадрильи должны были вести операции исключительно над Югославией. Было решено, что новые эскадрильи будут в основном укомплектованы бывшими военнослужащими ВВК, бежавшими из страны во время вторжения и позже согласившимися присоединиться к партизанам. Первая эскадрилья была сформирована на аэродроме недалеко от Бенгази , Ливия, как 352-я (югославская) эскадрилья RAF . Члены приняли партизанскую присягу 21 мая 1944 года. [ 21 ] До конца июня эта эскадрилья была оснащена учебными самолетами Harvard и Hurricane Mk IIC, которые затем были заменены Supermarine Spitfire Mk V, на которых она эксплуатировалась до конца войны. Hurricane Mk IIC были переданы второй партизанской эскадрилье, сформированной как 351-я (югославская) эскадрилья RAF , которая также была создана как истребительно-бомбардировочная часть в Ливии 1 июля 1944 года. [ 22 ]

В ходе тренировочной подготовки 351-я эскадрилья была перевооружена на Hurricane Mk IV. К 23 сентября они завершили подготовку, включая тренировочные заезды по наземным атакам. Ко 2 октября эскадрилья была переброшена на аэродром недалеко от Канн в Италии, чтобы присоединиться к 281-му крылу Королевских , ВВС Балканских ВВС объединенной организации союзников. Этот шаг сопровождался жалобами Верховного командования партизан на то, что «Харрикейн» уступает «Спитфайру», на котором сейчас летает 352-я эскадрилья, а также « Хокер Тайфун» . Жалобы были проигнорированы ВВС Великобритании, и эскадрилья эксплуатировала Hurricane Mk IV до конца войны. [ 23 ] как и 6-я эскадрилья RAF , укомплектованная британцами эскадрилья, которая также выполняла миссии над Югославией, хотя в марте 1944 года самолеты были выведены из боевой службы на европейском театре военных действий. [ 24 ] 351-я эскадрилья была допущена к боевым действиям 13 октября. [ 25 ] а с 18 октября эскадрилья обычно имела 4–8 самолетов, базировавшихся на аэродроме на острове Вис в Адриатике, который теперь принадлежит союзникам. [ 26 ]

Октябрь – декабрь 1944 г.

[ редактировать ]

351-я эскадрилья выполнила свой первый вылет 13 октября 1944 года; в нем участвовало шесть самолетов, атаковавших конвой снабжения Оси возле деревни Аржано . [ 27 ] 20 октября самолеты эскадрильи при поддержке «Спитфайров» из 352-й эскадрильи нанесли ракетные и обстрелы колонны противника возле Метковича , которые отступали перед лицом наступающей 26-й партизанской далматинской дивизии . Миссия прошла успешно, но один самолет погиб в результате обстрела с земли. [ 28 ]

Hurricane Mk IV из 351-й эскадрильи

Девять дней спустя «Харрикейны» в сопровождении пары «Спитфайров» из 352-й эскадрильи совершили патрулирование над островом Раб и прилегающими районами Адриатики, но не смогли точно идентифицировать какие-либо цели. 4 ноября самолетам 351-й эскадрильи, снова в сопровождении двух «Спитфайров», было поручено перекрыть дорожное сообщение между Бихачем и Книном . У одного самолета возникла неисправность двигателя, и ему пришлось вернуться на базу, но остальные продолжили выполнение миссии. Около Книна они попали под сильный зенитный огонь, один самолет был сбит, пилот выпрыгнул и попал в плен к немцам. [ 27 ] Следующему вылету, состоявшемуся 9 ноября, помешала крайне плохая погода над целевым районом возле Требине . Один самолет врезался в гору, в результате чего погиб пилот, а у другого возникла проблема с двигателем, и он совершил аварийную посадку недалеко от Требине, пилот не пострадал. [ 29 ]

3 декабря 1944 года 351-я эскадрилья осуществила успешную ракетную атаку по береговой обороне Оси на острове Лошинь , стартовав с Виса. За этим последовал период разведки и рекогносцировки нескольких югославских регионов с целью выявления возможных целей. [ 30 ] иногда в сопровождении и поддержке «Спитфайров» 352-й эскадрильи. [ 31 ] 351-я эскадрилья широко перемещалась, перехватывая железнодорожные и автомобильные маршруты в восточной и западной Боснии и по всей Далмации , а также атакуя морские перевозки Оси у Адриатического побережья и островов. [ 30 ] К концу года операции стали серьезно затруднены из-за ухудшения погоды. [ 32 ]

Январь – март 1945 г.

[ редактировать ]

В январе и феврале 1945 года была достигнута гораздо лучшая координация между двумя эскадрильями Королевских ВВС и партизанскими сухопутными и морскими силами. Это осуществлялось за счет развертывания частей авиационной связи с основными партизанскими соединениями сначала в составе 8-го , а затем и 5-го корпуса . [ 33 ] 4 января четыре «Харрикейна» вылетели из Виса, чтобы атаковать вражеский конвой, следовавший между Мостаром и Сараево. Колонна находилась недалеко от Ябланицы , семь грузовиков были уничтожены. Самолет продолжил атаковать железнодорожную станцию ​​в Ябланице, повредив один локомотив и десять вагонов. Один «Харрикейн» был поврежден зенитным огнем во время миссии. 22 января «Харрикейны» в сопровождении «Спитфайров» атаковали корабль водоизмещением 1000 тонн (980 длинных тонн) у острова Раб, выпустив шестнадцать ракет. Из-за минимального присутствия Люфтваффе на большей части территории Югославии во многих случаях эскорты «Спитфайров» из 352-й эскадрильи не требовались для защиты от самолетов противника, поэтому они также поражали наземные и морские цели вместе с «Харрикейнами» 351-й эскадрильи. [ 34 ]

В феврале обе эскадрильи оказали поддержку при освобождении крупных городов, в том числе Широки Бриег , Невесинье и Мостар, а также патрулировали и атаковали возможные цели в Боснии и Далмации. В частности, они поддерживали Мостарскую операцию 8-го корпуса, работу 11-го корпуса по очистке от противника островов северной Адриатики, а также операции 5-го корпуса. [ 35 ] Несмотря на наличие секций связи с сухопутными войсками, процедуры еще не были отлажены, и с дружественным огнем во время операции в Мостаре произошло несколько инцидентов . В поддержку операций 11-го корпуса «Харрикейны» атаковали немецкий штаб, оборонительные сооружения и военно-морские силы на островах Паг и Крк и вокруг них . 7 февраля «Харрикейны» 351-й эскадрильи поддерживали 4-й и 11-й корпуса и атаковали колонну немецких грузовиков и фургонов на дороге между Госпичем и Бихачем, когда два самолета столкнулись, причинив незначительные повреждения. Оба самолета совершили аварийную посадку на дружественной территории и были списаны, но пилоты остались невредимыми. [ 36 ] В феврале 351-я эскадрилья была передислоцирована в Земуник на материке недалеко от Задара . [ 37 ]

черно-белая фотография мужчин, тянущих троллейбус, на заднем плане разбросаны самолеты
Партизанские наземные расчеты готовятся к загрузке ракет РП-3 на «Харрикейны» 351-й эскадрильи Королевских ВВС на аэродроме Пркос.

В начале марта формирование 4-й армии сопровождалось развитием еще более тесного взаимодействия и связи с двумя эскадрильями. и идентификации своей техники стали использоваться авиамаркеры Для обозначения передовой линии своих войск , а с командирами нижних звеньев были развернуты группы связи для прямой связи с авиацией поддержки. В марте операции продолжались на территории Боснии и Далмации и были расширены, включив поддержку наступления в районе Лики и во время захвата Сараево и Бихача. Когда силы Оси отошли на запад, в сторону Загреба , «Харрикейны» 351-й эскадрильи продолжали их преследовать, устраивая засады на конвои и обстреливая артиллерийские позиции. [ 38 ] С 1 января по 31 марта 1945 года «Харрикейны» 351-й эскадрильи летали не только из Канн и Виса, но и с аэродромов Земуник и Пркос на материке. За тот же период эскадрилья потеряла четыре самолета и получила повреждения еще пятнадцати самолетов. Из потерянных самолетов два были уничтожены в результате столкновения, один погиб из-за отказа двигателя и только один погиб от зенитного огня. Четыре самолета были повреждены зенитным огнем, остальные повреждены осколками собственных ракет. [ 39 ]

Апрель – май 1945 г.

[ редактировать ]

С начала апреля 1945 года боевые действия 351-й эскадрильи были сосредоточены на поддержке наступления 4-й армии в районах Лики и Горского котара , вдоль хорватского побережья и в Истрии . В частности, тяжелые бои шли на островах северной Адриатики. [ 40 ] 5 апреля один «Харрикейн» был потерян возле Бабина Потока , когда он врезался в гору при поддержке атаки 19-й Далматинской дивизии на части 11-й усташской дивизии , в результате чего погиб пилот. [ 41 ] В этот период все действия 351-й эскадрильи осуществлялись с аэродрома Земуник. Два самолета были уничтожены и восемнадцать повреждены. В период со 2 по 8 мая, который оказался последней неделей войны, ВВС Великобритании не разрешили эскадрилье действовать из-за политических соображений относительно будущего статуса Триеста . [ 42 ]

За время своего существования 351-я эскадрилья совершила 227 боевых вылетов: 119 штурмовых вылетов, 87 разведывательных вылетов, 19 морских перехватов и два поисково-спасательных вылета. Из 23 пилотов, прошедших через эскадрилью, четверо погибли и один попал в плен. Эскадрилья потеряла девять самолетов, еще 38 получили повреждения, в основном от зенитного огня. Эскадрилья была освобождена из-под контроля Королевских ВВС 16 мая 1945 года. [ 43 ]

Югославские ВВС

[ редактировать ]

После войны 16 уцелевших «Харрикейнов» Балканских ВВС продолжали использоваться ВВС Югославии ( сербско-хорватский : Югословенско ратно ваздухопловство ; JRV), авиационным подразделением нового коммунистического правительства Тито. «Харрикейны» летали в составе 1-го истребительного полка в 1945 году, за ним следовал разведывательный авиационный полк в 1947–1948 годах и 103-й разведывательный авиационный полк в период с 1948 по 1951 год. «Харрикейны» оставались на вооружении послевоенных югославских ВВС до начала 1950-х годов. [ 44 ] [ 45 ]

Выживший пример

[ редактировать ]

Hawker Hurricane Mk IV, летавший в составе 351-й эскадрильи, выставлен в Музее авиации в Белграде. Этот самолет, серийный номер 20925, был изготовлен в 1943 году и находился в эксплуатации до вывода из эксплуатации 18 августа 1952 года. [ 45 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Джексон 1988 , с. 137.
  2. ^ Мейсон 1967 , с. 6.
  3. ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 , с. 39.
  4. ^ Джексон 1988 , стр. 137 и 152.
  5. ^ Грин и Суонборо 1994 , стр. 284–285.
  6. ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Малиция, 1987 , стр. 187–188.
  7. ^ Перейти обратно: а б Нихорстер 2016а .
  8. ^ Нихорстер 2016b .
  9. ^ Нихорстер 2016c .
  10. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 198.
  11. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 200.
  12. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 202–203.
  13. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 210–212.
  14. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 213–215.
  15. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 216–217.
  16. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 219–221.
  17. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 221.
  18. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 222–223.
  19. ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Малиция, 1987 , с. 224.
  20. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 228.
  21. ^ Лазаревич 1972 , стр. 122–123.
  22. ^ Лазаревич 1972 , стр. 126–127 и 131.
  23. ^ Лазаревич 1972 , стр. 132–134 и 138.
  24. ^ О'Тул, Дерри и Робинсон 2014 , стр. 20 и 59.
  25. ^ Лазаревич 1972 , стр. 140.
  26. ^ Лазаревич 1972 , стр. 158–159.
  27. ^ Перейти обратно: а б Лазаревич 1972 , с. 156.
  28. ^ Лазаревич 1972 , стр. 153–154.
  29. ^ Лазаревич 1972 , стр. 154–155.
  30. ^ Перейти обратно: а б Лазаревич 1972 , с. 155.
  31. ^ Лазаревич 1972 , с. 158.
  32. ^ Лазаревич 1972 , с. 159.
  33. ^ Лазаревич 1972 , стр. 160–161.
  34. ^ Лазаревич 1972 , с. 163.
  35. ^ Лазаревич 1972 , стр. 159–160 и 164.
  36. ^ Лазаревич 1972 , стр. 166–168.
  37. ^ Лазаревич 1972 , с. 174.
  38. ^ Лазаревич 1972 , стр. 168–171.
  39. ^ Лазаревич 1972 , стр. 173–174.
  40. ^ Лазаревич 1972 , стр. 174–175.
  41. ^ Лазаревич 1972 , с. 177.
  42. ^ Лазаревич 1972 , стр. 177–178.
  43. ^ Лазаревич 1972 , с. 181.
  44. ^ О'Тул, Дерри и Робинсон, 2014 , с. 38.
  45. ^ Перейти обратно: а б Музей воздухоплавания Белград 2016 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга истребителей: иллюстрированная энциклопедия всех построенных и эксплуатируемых самолетов-истребителей . Лондон, Англия: Книги Саламандры. ISBN  978-0-86101-643-3 .
  • Джексон, Роберт (1988). Ураган Хоукер . Лондон, Англия: Бландфорд. ISBN  978-0-7137-1683-2 .
  • Лазаревич, Божо (1972). Национально-освободительной войне 1941–1945 гг. ( Авиация в на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военное издательство. OCLC   18807362 .
  • Мейсон, Фрэнсис (1967). Хоукер Харрикейн I (профиль 111) . Виндзор, Великобритания: Профильные публикации.
  • О'Тул, Тони; Дерри, Мартин; Робинсон, Нил (2014). Хокер-Харрикейн и Морской ураган . Барнсли, Англия: Перо и меч. ISBN  978-1-4738-5133-7 .
  • Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон, Англия: Груб-стрит. ISBN  978-0-948817-07-6 .

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Огневич, Александр (2019). Hawker Hurricane, Fury & Hind: Югославская история: оперативные отчеты 1931–1941 гг . Белград: Книги LeadenSky. ISBN  978-86-917625-3-7 .
  • Пейчич, Предраг (1991). Prva i Druga Eskadrila NOVJ [ Первая и вторая эскадрильи NOVJ ] (на сербско-хорватском языке). Белград, Югославия: Военный издательский и газетный центр. OCLC   56346423 .
  • Перхаук, Рафаэль (1968). авиаторы Заморские . (и словенские) Новая Горица, Югославия: ЧЗП «Соча». OCLC   440795668 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e217096a7582081a2cc9b7261cbac5f__1706855880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/5f/1e217096a7582081a2cc9b7261cbac5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hawker Hurricane in Yugoslav service - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)